Что не выясняют при расспросе истории жизни больного
Расспрос больного. Жалобы. История заболевания и жизни.
Методическая разработка практического занятия
для студентов III курса
Факультет:лечебный
Продолжительность занятия: 2 академических часов
Место проведения:терапевтическое отделение ГКБ№4
Авиценна утверждал, что врач должен обладать «глазами сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва».
1. Тема занятия: Расспрос больного. Жалобы. История заболевания и жизни.
2. Значение данной темы. Изучение данной темы открывает предмет пропедевтику внутренних болезней, а также является началом общения с пациентом. От полноценности собранного анамнеза зависит правильность последующих лечебно-диагностических действий, установление доверительных отношений с пациентом, оценка личности больного и его отношения к болезни.
3. Цель занятия: обучить студентов навыку расспроса пациента, умение вести и направлять беседу, правильно построить расспрос для получения максимально полной картины болезни и жизни пациента.
Студент должен знать:
а) правила детализации болевого синдрома;
б) последовательность расспроса истории болезни;
в) значение функционального статуса;
г) структуру анамнеза жизни.
Студент должен уметь:
а) собрать и детализировать жалобы;
б) выстроить расспрос анамнеза болезни, функционального статуса
в) провести расспрос анамнеза жизни.
4. Самоподготовка к занятию:
· студент должен знать анатомию, гистологию, физиологию;
· знать этику и деонтологию.
Вопросы для повторения и изучения при подготовке к занятию:
Вопрос 1. Значение основных разделов анамнеза для диагностики.
При расспросе пациента необходимо помнить ряд правил. Начинать обращение с имени отчества пациента, расспрос вести вежливо и уважительно. Предпочтительными будут следующие типы вопросов: открытые «Что Вас беспокоит?», «Как Вы себя чувствовали до наступления болезни?», «Какие факторы провоцирую боль?» или прямые вопросы: «Где болит, покажите?», «Когда Вы почувствовали боль?».
Нежелательными будут вопросы в тоне осуждения: «Почему Вы прекратили прием препаратов?», этот вопрос заменить «По каким причинам Вы отменили прием препарата?». Непродуктивными являются вопросы типа да-нет: «Принимаете ли Вы лекарство?», заменить на «Какие лекарства Вы принимаете?»; подсказывающие вопросы: «Физическая активность приводит к возникновению боли?», заменить на «Что способствует возникновению боли?».
По возможности беседу вести конфиденциально, чтобы не слышали другие пациенты. При расспросе пациент должен удобно сидеть или лежать, не испытывая напряжения. Необходимо внимательно наблюдать за поведением больного, что может помочь в установлении диагноза, портрета личности.
Необходимо установить общее состояние здоровья перед началом настоящего заболевания. Выяснить предшествующие возникновению болезни факторы: охлаждение, перегревание, простудные заболевания, переутомление, переедание, интоксикация, профессиональные вредности, нет ли связи с беременностью, абортом, родами, менструацией, употреблением алкоголя. Далее выясняем, когда заболел, с чего началось заболевание (первые проявления). Как развивалось заболевание до момента обследования больного. Куда обращался больной, какие были проведены обследования, какой ставился диагноз, чем лечился, влияние на течение болезни. Почему был направлен на стационарное лечение.
В случае хронических заболеваний студент выясняет в хронологическом порядке клиническую картину их течения: периодичность, сезонность, появление новых симптомов, подробное описание каждого обострения с указанием дат, проводимых исследований, диагноза, вида лечения (амбулаторное, стационарное, санаторно-курортное), результатов лечения в конкретном выражении, т.е. что именно изменилось в состоянии больного. Подробно описать последнее обострение.
Заканчивается данный раздел описанием эффективности лечения в стационаре от момента заболевания (или обострения) до начала курации.
Таким образом, в этом разделе анамнеза студенту необходимо показать динамику развития заболевания, последовательность происходящих событий.
Вопрос 3. Активные и «пассивные» жалобы.
Жалобы больного необходимо подразделять на основные (активные) и второстепенные(«пассивные»).
К основным жалобам относятся те, которые наиболее типичны для данного заболевания, обычно это те жалобы, которые привели больного к врачу. Они являются субъективными признаками данной болезни. Однако у больного могут быть и второстепенные жалобы, отражающие нарушение общего состояния или свойственные сопутствующему заболеванию (не тому, которое в настоящее время привело больного к врачу). Следует отметить, что жалобы, классифицированные в настоящее время как второстепенные, через какое-то время могут стать главными.Так, при госпитализации больного по поводу пневмонии, характерные для нее жалобы, естественно, рассматриваются как главные, а, скажем, имеющиеся также нарушение аппетита, дискомфорт в эпигастральной области, вероятно, как второстепенные. Однако после выздоровления от пневмонии при последующем выявлении у этого же больного рака желудка те же самые жалобы на нарушение аппетита и дискомфорт в эпигастрии становятся уже главными жалобами, так как являются симптомами другого заболевания.
Жалобы должны быть тщательно детализированны. Под детализацией подразу-меваюся подробная характеристика жалоб. Это касается как основных, так и второстепенных жалоб, но в первую очередь и максимально подробно должны быть детализированы основные жалобы. Детализация осуществляется путем задаваниявопросов. Эти вопросы могут быть прямыми и косвенными наводящими. Прямыми вопросами являются вопросы, ответы на которыемогут быть даны в алгоритме «да-нет». При этом часто сама интонация вопроса уже предопределяет ответ больного. Напри-мер: «У Вас боль длится 3 – 5 минут?». Ответ: «Да» (что может и не соответствовать истине). Правильно же поставленными считаются косвенные наводящие вопросы. Отвечая на них, больной должен сам подбирать термины определения. Ответы при этом будут полнее соответствовать истине. Например: «Какова продолжительность боли у Вас?» При ответе на вопрос такого типа больной сам «подберет» истинное время продолжительности боли.
Вопрос 4. Значение анамнеза болезни
Расспросу больного уделялось внимание и врачами древности. Уже диагностика Гиппократа (V-IV века до н.э.) опиралась на расспрос больного и на подробное исследование его при помощи различных органов чувств. В конце XVI века один из величайших клиницистов той эпохи Бальвини говорил: «Кто хорошо расспрашивает, тот хорошо диагностирует».
Однако заслуга в разработке анамнеза как научного метода исследования больного целиком принадлежит представителям русской медицины.
Создатель русской терапевтической школы М.Я.Мудров рассматривал болезнь как результат воздействия на организм неблагоприятных условий внешней среды, и он впервые ввел в клинику опрос больного, основав анамнестический метод, разработал схему клинического исследования больного.
В наибольшей степени развил учение об анамнезе выдающийся русский ученый Г.А.Захарьин (вторая половина XIX века, 1829-1897 г.г.). Он поставил расспрос больного на величайшую высоту, дав научную разработку этого метода. Расспрос был возведен в ранг основополагающего диагностического приема именно Г.А.Захарьиным. Захарьинский метод расспроса больного явился выдающимся достижением русской науки. Его методика ведения расспроса была настолько блестяща, что один из выдающихся французских клиницистов Анри Юшар говорил, что «Захарьин возвысил метод расспроса до степени искусства». Слава этого метода и широкое его использование были обусловлены не только его простотой и логичностью, щажением больного, но также большой практичностью и свойством этого метода выявлять начальные изменения в состоянии человека – изменения функциональной деятельности больного организма.
Г.А.Захарьин утверждал, что «правильно собранный анамнез – это половина диагноза». Современная клиническая практика подтверждает правильность этого суждения.
Г.А.Захарьин в своих «Клинических лекциях» писал: «Начинающий врач, если не усвоил себе метода, не убедился еще в его необходимости, расспрашивает как попа-ло, в одном случае так, в другом – иначе, увлекается первым впечатлением, произведенным жалобами больного (например, одышка, колотье в боку, кашель) и, предположив на этом основании известную болезнь, надеется быстро решить дело, предложив больному несколько относящихся сюда вопросов. Горьким опытом он убедится, если сколько-нибудь способен к самоусовершенствованию, что такой прием не доводит до цели, что он недаром осужден опытом и что единственно верный, хотя более медленный и тяжелый путь, есть соблюдение полноты и известного, однажды принятого, порядка в исследовании».
В известной книге «Дифференциальная диагностика внутренних болезней» Р.Хегглин указывает: «Важность анамнеза никогда нельзя переоценить. В кабинете врача диагноз устанавливают по данным анамнеза более чем в 50% случаев». В.Н.Фатенков в своих лекциях (1978), отмечал, что расспрос больного занимает 70% диагностики. Н.А.Мухин и В.С.Моисеев (2002) сообщают, что специальные исследования показали, что в терапевтических отделениях диагноз в 80% случаях устанавливают уже на этапе расспроса.
Что же придает анамнезу такую значимость?
Во-первых. Все данные, полученные при помощи анамнеза, также достоверны, как и данные объективного метода исследования, а при расспросе врач охватывает больного наиболее полно и всесторонне.
Во-вторых. Нередко больной обращается к врачу в начальном периоде развития заболевания – в так называемой функциональной стадии, когда «объективными» спо-собами диагностировать патологию не удается, однако уже в этот период появляются жалобы больных, весьма характерные для того или иного страдания (например, боле-вой синдром при язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, явления дисфагии при начинающемся раке пищевода).
В-третьих. Иногда только анамнез (или анамнез в большой степени) позволяет решить вопросы диагностики даже в случае развитого заболевания, но имеющего длительные ремиссии (например, в межприступный период бронхиальной астмы, описание приступов феохромоцитомы, приступов пароксизмальной тахикардии и т.д.), а также при исходах заболеваний, общих для некоторых из них – например, решение вопроса о природе кардиосклероза (ревматизм или атеросклероз), а иногда неясных даже на секционном столе (сморщенная почка – гипертоническая болезнь или хронический гломерулонефрит).
В-четвертых. Некоторые важные для диагностики симптомы выясняются только из собираемого анамнеза (Р.Хегглин): жажда, отсутствие аппетита, усталость, бессонница, сонливость, зуд, сердцебиение, тошнота.
Анамнез имеет значение не только для диагностики как таковой, но и для профи-лактики заболевания, ибо при обследовании больного только через анамнез удается изучить личность больного, установить социальные факторы, определить экзогенные вредности и тем самым реально решать профилактические задачи.
М.М.Невядомский, продолжая основные традиции клиники Г.А.Захарьина, говорил: «Мы считаем, что метод исследования больного расспросом является самым важным из методов объективного исследования больного, так как дает прямое указание не только на индивидуальные особенности данного организма, но прямо указывает на определенное заболевание – надо только научиться им пользоваться… Очень часто расспрос прямо дает указания на этиологический или патогенетический момент, вызвавший определенное заболевание». Справедливость этого тезиса доказывается и всем многовековым опытом практической медицины – ведь врачи тысячелетиями сопоставляли жалобы больного, его ощущения с теми морфологическими находками, физикальными изменениями в организме, которые возникали при различ-ных болезнях. Этот опыт постоянно накапливался и впоследствии появлялись четко очерченные симптомы, синдромы, свойственные тем или иным заболеваниям, а затем смогли быть описаны типичные – часто встречающиеся (и атипичные – редко встречающиеся) клинические картины заболеваний. Немаловажное значение в этом имели и героические опыты на самих себе прославленных русских и зарубежных исследователей, фиксировавших свои ощущения при известных или изучаемых патологических состояниях иногда даже вплоть до самой смерти!
Не случайно разработка такого метода исследования, как метод расспроса больного, получила свое наивысшее развитие благодаря работам представителей отечественной – Российской медицины. Это произошло потому, что отечественная медицина всегда стояла на материалистических позициях, позициях нервизма, использовала проверенную жизнью диалектику теории познания.
Таким образом, многовековой опыт практической медицины, фундаментальные труды физиологов, разработки философов составили ту основу, которая позволяет считать анамнез объективным по сути и научным по глубине познанияметодом исследования больного.
Вопрос 5. Опрос по системам.
Состояние нервной системы и органов чувств. По характеру пациент считает, что он спокойный, раздражительный, вспыльчивый, сдержанный, безразличный (равнодушный), общительный или замкнутый. Сохранен ли интерес к работе. Настроение: спокойное, возбужденное, тревожное, подавленное. Сон сохраненный, нарушенный: бессонница – затруднение засыпания, укорочение сна, частые пробуждения в сочетании с дневной слабостью, разбитостью, снижением работоспособностью.
Головные боли: характер, локализация, интенсивность, длительность, чем сопровождается (рвотой, головокружением, потемнением в глазах), частота, время появления в течение суток, что её облегчает. Головокружение, шум в ушах, обмороки, мелькание чёрных пятен («мушек») перед глазами. Состояние памяти (на настоящие и прошлые события); внимание, мнительность, внушаемость. Зябкость рук и ног, онемение отдельных участков тела, судороги. Ощущение «ползанья мурашек», кожный зуд (в каких местах). Приливы крови, ощущение жара, «бросание в жар» с чем связано, время появления в течение суток. Жалобы на изменение зрения, слуха, вкуса, обоняния.
Система дыхания
Дыхание через нос: свободное, затрудненное. Отделяемое из носа: количество (незначительное, умеренное, обильное), характер отделяемого (густое, жидкое, гнойное, сукровичное, кровянистое; с запахом, без запаха), отделение корок. Носовые кровотечения: время их появления, с чем связано:травма носа, подъёмом артериального давления, спонтанные. Ощущение сухости, царапанья в горле, охриплость голоса, затруднение и болезненность при глотании.
Кашель: сухой или с выделением мокроты; постоянный или периодический (утром, вечером, ночью), интенсивность ( незначительный, умеренный, мучительный), характер (громкий, лающий, беззвучный); условия возникновения (прием пищи, вдыхание холодного воздуха, изменение положения тела, появление определенного запаха и т.д.).
Кровохарканье: чистая кровь, примесь крови в виде прожилок; частота, количество, цвет и вид (алая или темная; «ржавая», в виде «малинового желе» или бурых сгустков).
Боли в грудной клетке: локализация, характер (тупые, острые, колющие, ноющие), связь с дыханием, кашлем, положением тела; иррадиация; что облегчает боли (вынужденное положение, прием лекарственных препаратов, местное воздействие в виде согревающих мазей, тепла).
Приступы удушья: время и условия появления, связь с физической нагрузкой, определенными запахами; длительность; положение больного во время приступа; чем сопровождаются (кашлем – сухим или с мокротой, громкими свистящими хрипами или клокочущим дыханием); чем купируются.
Система кровообращения
Боли в области сердца: локализация, интенсивность и продолжительность; иррадиация (в левую руку, плечо, лопатку; в челюсть, в спину); постоянные или приступообразные; характер (ноющие, колющие, сжимающие, тупые, жгучие и т.п.); чем сопровождаются (слабостью, холодным потом, головокружением, чувством тоски, страха); частота болевых приступов; причины и условия появления боли (физическое напряжения, перемена положения тела, волнение, спонтанные, прием алкоголя, курение); положение больного во время приступа боли; чем купируется боль (в покое, приёмом лекарственных препаратов, положением тела).
Приступы удушья: время и условия появления, связь с физической нагрузкой, в ночное время; положение больного во время приступа; чем купируются.
Сердцебиение: постоянное, в виде приступов; длительность, интенсивность, частота; условия появления (в покое, в связи с волнением, физическим напряжением, приемом пищи, изменением температуры воздуха и т.д.); чем купируются (в покое, приёмом лекарственных препаратов).
Перебои в работе сердца: постоянные, в виде приступов (в покое, в связи с волнением, физическим напряжением, приемом пищи, подъёмом артериального давления); чем сопровождаются (слабостью, чувством жара, ощущением пустоты, страха, тревоги); чем купируются (в покое, приёмом лекарственных препаратов).
Отеки: локализация, время появления (по утрам, к вечеру), выраженность; постоянные или периодические; связь с количеством выпитой жидкости, физической нагрузкой.
Кашель сухой, с мокротой, усиление в положении лежа, примесь крови.
Система пищеварения
Аппетит: хороший, средний, пониженный, повышенный, извращенный, отсутствует. Отвращение к пище (какой). Насыщаемость: нормальная, быстрая, постоянное чувство голода. Жажда: количество потребляемой жидкости за сутки; ощущение сухости во рту. Вкус во рту: обычный, горький, кислый, металлический, сладкий; притупление или отсутствие вкусовых ощущений. Жевание: хорошее, пищу пережевывает плохо (отсутствие зубов, зубные протезы). Глотание и прохождение пищи по пищеводу: свободное, затрудненное (в каком месте ощущает задержку пищевого комка) болезненное; какая пища задерживается: твердая, жидкая.
Печень и желчные пути
Боли в правом подреберье: характер, длительность, постоянные, приступообразные: связь с приемом пищи, с её характером (грубая, жирная, острая), с физическим напряжением, сотрясением тела, ходьбой; интенсивность, иррадиация боли, чем сопровождается (лихорадкой, ознобом), чем облегчается боль (теплом, приемом лекарственных препаратов). Чувство тяжести в правом подреберье. Тошнота, рвота, – после чего возникают, характер рвотных масс.
Кожный зуд, желтуха (icterus), темная моча, обесцвеченный кал. Кровотечения – носовые, желудочные, кишечные. Увеличение живота, лихорадка, недомогание.
Система мочеотделения
Боли в поясничной области одно-, двусторонние; крестце, над лобком; их характер (острые, тупые, приступообразные, постоянные), иррадиация ( в паховую область, половые органы), длительность; условия появления или усиления; чем сопровождаются; что их облегчает. Мочеиспускание: частота, количество за сутки; поллакиурия (учащенные позывы), никтурия (преимущественно в ночное время). Дизурические явления: резь, жжение, боль при мочеиспускании; задержка мочи, затрудненное выделение мочи “вялой» струёй; непроизвольное мочеотделение (постоянно, только ночью).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Значение расспроса больного для тактики лечения
Рубрика | Медицина |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 07.03.2016 |
Размер файла | 79,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://allbest.ru
Введение
Иногда расспрос больного может играть даже ведущую роль в распознавании заболевания. На долю расспроса приходится более 50% получаемой информации о заболевании пациента, в то время как другие 50% информации врач получает с помощью физикальных (25%), инструментальных и лабораторных (20%) методов исследования;
Также расспрос позволяет выявить функциональные расстройства и оценить нервно-психическое состояние больного.
Расспрос имеет большое значение с целью ранней диагностики начальных стадий заболевания (выявления начальных, еще не выраженных, симптомов заболевания).
Сведения, которые получены при расспросе пациента являются отправным моментом с целью проведения дальнейшего обследования и диагностики заболевания.
Некоторые патологические состояния, к примеру, стенокардия, могут быть диагностированы, прежде всего, с помощью расспроса;
1) Расспрос больного: понятие, схема, значение в диагностике и лечении;
2) Вклад отечественных терапевтов в систему расспроса;
3) Стенокардия: этиология, симптомы, диагностика
Методологической основой исследования послужили следующие методы исследования: аналитический поиск, в том числе с использованием глобальных ресурсов сети Интернет; анализ различных источников литературы по теме исследования; общенаучные методы познания.
Глава 1. Расспрос больного: понятие, схема, значение в диагностике и лечении
1.1 Расспрос больного: понятие, цель
Расспрос больного начинают с получения паспортных сведений, из которых выясняют фамилию, имя, отчество больного, возраст, пол, образование, профессию, место жительства. Эти данные играют определенную роль в диагностике различных заболеваний.
Анамнез- совокупность сведений, которые получают при медицинском обследовании с помощью расспроса самого обследуемого и (или) знающих его лиц.
Цели изучения анамнеза
1. Получение информации, которая необходима с целью диагностики.
2. Оценка вероятной тяжести заболевания.
3. Установление иных источников информации о больном (родственники, знакомые, другие врачи и др.).
4. Установление доверительных отношений с больным.
5. Оценка личности больного и его отношение к болезни.
Разделы анамнеза болезни
1. Время возникновения болезни.
2. Общее состояние здоровья до начала заболевания.
3. Предполагаемые причины заболевания.
4. Первые признаки болезни.
5. Динамика возникновения и смены симптомов, появления осложнений.
6. Частота и причины обострений, продолжительность ремиссий.
7. Первое обращение за медицинской помощью (когда, причина).
8. Диагностические исследования, которые проводились ранее, а также их результаты.
9. Характер и эффективность лечения, которое применялось ранее.
10. Характер лечения больного в домашних условиях.
11. Диспансерное наблюдение за больными.
12. Сроки и причины последнего обострения заболевания.
13. Мотивы госпитализации в клинику.
14. Страховой анамнез: наличие больничного листа; группа инвалидности.
Разделы анамнеза жизни
1. Краткие обще биографические сведения о детских и юношеских годах жизни.
2. Трудовой и бытовой анамнез.
3. Семейный и наследственный анамнез.
4. Перенесенные заболевания.
5. Вредные привычки.
6. Аллергологический и лекарственный анамнез.
7. Гинекологический анамнез.
1.2 Схема расспроса
Расспрос больного проводят по следующей схеме:
1. Общие сведения о больном (паспортные данные).
2. Жалобы больного.
Общие сведения о больном (паспортные данные):
-фамилия, имя, отчество;
— возраст;
— образование;
— профессия;
— место работы;
— место жительства.
1.3 Значение расспроса в диагностике и лечении
Возраст имеет значение и в оценке характера течения и прогноза заболевания. Известно, к примеру, что пневмония протекает более тяжело и чаще дает осложнения в пожилом возрасте, в то время как сахарный диабет в детском и молодом возрасте протекает тяжелее, чем у взрослых и пожилых.
Расспрос о местожительстве также может дать некоторые дополнительные сведения с целью диагностики, потому что в некоторых местностях распространены определенные заболевания (к примеру, эндемический зоб, малярия, природные очаги инфекционно-паразитарных болезней).
Очень важно обращать внимание на образование и профессию пациента. Для работников интеллектуального труда более характерны артериальная гипертензия, язвенная болезнь, функциональные расстройства ЦНС (неврозы). Работа в пыльных помещениях и производствах может приводить к развитию хронических бронхитов, пневмокониозов, бронхиальной астмы; у лиц, которые работают в типографии, могут возникать свинцовое отравление, артериальная гипертензия и т.д.
В вышеуказанном заключается медицинское значение расспроса данных о больном.
Глава 2. Вклад отечественных терапевтов в систему расспроса
Значительный вклад в систему расспроса внесли великие русские клиницисты М.Я. Мудров, Г.А.Захарьин и др.
2.1 Вклад великого терапевта Мудрова М.Я. в систему расспроса
М.Я. Мудров- создатель русской терапевтической школы, впервые ввел в клинику опрос больного, основав анамнестический метод. Также М.Я. Мудров разработал схему клинического исследования и ведения истории болезни, организовал практические занятия для студентов в клинике, создал специальные кабинеты, лаборатории.
М.Я. Мудров призывал лечить не болезнь, а больного, при этом придавал большое значение гигиеническим мероприятиям.
2.2 Вклад профессора Захарьина Г. А. в систему расспроса
Г.А. Захарьин детально разработал анамнестический метод в диагностике заболеваний.
Такое важное значение расспрос больного приобретает только тогда, когда он проведен методически грамотно, полно и обстоятельно. При несоблюдении вышеуказанных условий пациент может увести врача в сторону от правильного диагноза.
Глава 3. Стенокардия: этиология, симптомы, диагностика
3.1 Этиология, патогенез стенокардии
Повышенный холестерин вызывает возникновение атеросклеротических бляшек, которые постепенно откладываются на стенках сосудов. С развитием атеросклеротических отложений просвет сосудов становится всё уже. Также могут быть другие заболевания и патологические состояния, которые вызывают стенокардию.
На рис. 1. приведено изображение нарушения кровообращения в области правой коронарной артерии.
Рис. 1. Нарушение кровообращения в области правой коронарной артерии.
Также, возможны и такие предпосылки возникновения стенокардии, как вредные привычки, малоактивный, в большей степени сидячий образ жизни, различные инфекции и вирусы, приём гормональных препаратов на протяжении длительного периода времени, генетическая предрасположенность, мужской пол, менопауза у женщины. Вышеуказанное также можно отнести к факторам риска формирования стенокардии у человека.
Патогенез стенокардии связан с острой ишемией миокарда. В результате которого происходит нарушение кровообращения и обмена веществ. Продукты обмена, которые остались в миокарде, раздражают рецепторы миокарда, в результате чего у человека происходит приступ, больной ощущает боль в грудине.
Значение при этом имеет состояние центральной нервной системы, деятельность которой может быть нарушена психо эмоциональными стрессами и нервными напряжениями. При стрессовых состояниях в организме происходит выделение катехоламинов (гормонов надпочечников адреналина и норадреналина). Нарушение функционирования ЦНС оказывает влияние на парасимпатическую часть вегетативной нервной системы, в результате чего происходит сужение артерий, что в итоге вызывает приступ стенокардии.
3.2 Симптомы стенокардии
Приступ стенокардии в классическом варианте характеризуют следующими симптомами: боль давящего, распирающего, сжимающего или жгучего характера, которая возникает в средней, верхней, реже нижней трети грудины во время ходьбы или физического напряжения.
Характерно поведение больного, который во время приступа прекращает движение (работу) или вынужден значительно замедлить ее темп. Иногда боль возникает вскоре после окончания работы (движения). Но «запаздывание» боли на несколько часов всегда вызывает сомнение в ее коронарном происхождении. Во время приступа больные стоят или стараются сесть и очень редко ложатся, что объясняется, скорее всего, снижением в положении стоя притока крови к правому желудочку и уменьшением нагрузки на сердце. Интенсивность боли нарастает постепенно и, достигнув «пика», быстро снижается.
Кроме физического напряжения, которое связано с ходьбой и работой, приступ стенокардии может быть спровоцирован следующими факторами:
1) Обильный прием пищи,
2) Холодный воздух (особенно ветром зимой),
3) Гипертонический криз,
5) психоэмоциональное напряжение,
Все вышеуказанные факторы реализуются через повышение метаболических процессов миокарда, а частично и через коронарный спазм.
У части больных стенокардия развивается по механизму висцеро-висцерального рефлекса, сопровождая приступы желчнокаменной болезни, панкреатита, опухоль кардиального отдела желудка, скользящие грыжи пищевода. Приступ вызывает при этом коронарный спазм, у лиц пожилого возраста обычно на фоне коронарного склероза.
Во время приступа стенокардии часто отмечают бледность кожных покровов, холодный пот, изменение частоты и наполнения пульса, снижение или повышение АД.
3.3. Диагностика стенокардии
2) ЭКГ, которое снято в состоянии покоя,
3) Суточное мониторирование;
5) селективную ангиографию,
6) изотопное исследование миокарда.
ЭКГ исследование играет важную роль в диагностике стенокардии, однако у 60-80% больных вне приступа ЭКГ может оставаться в норме. Следовательно приобретает большое значение анализ ЭКГ, которое снято во время приступа стенокардии, в условиях дозированной физической нагрузки, а также суточное мониторирование.
Правильная оценка данных ЭКГ требует обязательного сопоставления изменений ЭКГ и клинических проявлений заболевания. Известно, что тщательно собранный анамнез дает возможность не только поставить диагноз стенокардии, но и определить степень коронарной недостаточности.
С целью верификации диагноза стенокардии и определения функционального класса ишемической болезни сердца, без чего невозможно решить вопрос о трудоспособности и трудоустройстве больного, большое значение приобрели пробы с дозированной физической нагрузкой и фармакологические пробы.
Субмаксимальную нагрузку определяют по субмаксимальной частоте пульса (ВОЗ, 1971) и она составляет:
Продолжают проведение пробы либо до достижения субмаксимальной частоты сердечных сокращений, либо до появления клинических или ЭКГ признаков интолерантности, которые указывают на достижение пациентом предела нагрузок. Объем выполненной работы выражают в ваттах или ктм/мин.
Имеются противопоказания к проведению ВЭМ, к которым относят:
1) острый инфаркт миокарда (менее 4 недель от приступа),
2) прогрессирующая (нестабильная) стенокардия,
3) острый тромбофлебит,
4) недостаточность кровообращения,
5) дыхательная недостаточность II-III степени,
6) значительный клапанный стеноз устья аорты,
7) значительная артериальная гипертензия,
9) тахикардия неясного генеза,
10) блокада предсердножелудочкового соединения,
11) тяжелая перемежающаяся хромота.
Проба требует обязательного присутствия врача и полной готовности при необходимости оказания неотложной помощи (включая дефибрилляцию), потому что не исключена возможность возникновения тяжелых нарушений ритма и приступов стенокардии. Наиболее доказательные результаты пробы считаются тогда, когда появившиеся у пациента ангинальные боли сочетаются с изменениями ЭКГ.
Заключение
В ходе данной работы была достигнута цель исследования, которая заключалась в изучении следующих вопросов:
1) Расспрос больного: понятие, схема, значение в диагностике и лечении;
2) Вклад отечественных терапевтов, таких как М.Я. Мудров, Г.А. Захарьин в систему расспроса;
3) Стенокардия: этиология, патогенез, симптомы, диагностика
В результате проведенной работы, определили важность такого метода исследования пациента, как расспрос.
С помощью расспроса изучают функции главных систем организма:
1) Дыхательной системы,
2) Системы кровообращения,
3) Пищеварительной системы,
4) Опорно-двигательного аппарата,
5) мочеполовой системы,
На основе этого составляют представление о состоянии различных органов и систем пациента.
В свою очередь профессор Г.А. Захарьин разработал систему расспроса, которая давала возможность выяснить следующие обстоятельства и факты:
1) образ жизни больного,
2) климат местности, где проживает больной,
3) условия труда и быта пациента.
На сегодняшний день в связи с широкой распространенностью ишемической болезни сердца и гастроэзофагальной рефлюксной болезни, как правило, приходится дифференцировать боли за грудиной по принадлежности к одному из этих двух заболеваний.
Список литературы
медицинский расспрос стенокардия
2. Браунвальд Е. Внутренние болезни. М.: Медицина. 2007.
5. Маколкин В.И. Сложности оценки болей в области сердца (инфаркт миокарда, сухой перикардит) // Земский врач. 2011. № 3. С. 9-10
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Основные этапы и закономерности проведения первичного опроса фельдшером пациента: паспортные данные, анамнез заболевания и жизни, жалобы больного. Последовательность общего осмотра пациента. Внешний вид больного, главные признаки и различных заболеваний.
контрольная работа [24,9 K], добавлен 07.02.2012
Лечение пульпита у детей разного возраста, характеристика его методов. Особенности лечения пульпита временных и постоянных зубов. Критерии выбора метода лечения. Анализ, выявление и устранение ошибок и осложнений при диагностике и лечении пульпита.
презентация [84,7 K], добавлен 08.08.2013
Участие анестезиолога в обследовании и лечении тяжелобольных. Характер и объем хирургического вмешательства, оценка исходного состояния больного. Определение степени риска операции и анестезии. Рациональный для больного метод анестезии, термины и виды.
реферат [28,5 K], добавлен 13.10.2009
Паспортные данные больного, жалобы при поступлении. Рассмотрение анамнеза высыпания. Проведение общего осмотра и обследования больного, изучение их результатов, а также результатов анализов. Особенности лечения микроспории кожи при стационарном лечении.
история болезни [27,2 K], добавлен 05.12.2014
Схема проведения обследования больных в клинике ортопедической стоматологии. Трудности при ортопедическом лечении больных. Получение представления о физическом и психическом состоянии больного и особенностях его челюстно-лицевой системы при обследовании.
презентация [473,1 K], добавлен 17.12.2014
Острые коронарные синдромы как обострение стабильного течения ишемической болезни сердца и клинически проявляются формированием инфаркта миокарда, развитием нестабильной стенокардии или внезапной смерти. Анамнез и основные жалобы при данной патологии.
презентация [3,0 M], добавлен 28.03.2017
Понятие и предмет изучения медицинской радиологии, ее значение в диагностике и лечении различных заболеваний. Разновидности излучений, их влияние на организм человека. Применение томографии и дистанционной термографии, показания к их использованию.
лекция [16,3 K], добавлен 06.12.2009