Что не выполняют при проектировании ответ
Честные ответы на важные вопросы про проектирование
Проектирование — этап, определяющий будущий успех любого проекта, будь то строительство нового объекта или реконструкция существующего.
Ошибки, допущенные на этой стадии, будут дорого стоить предприятию, будь они обнаружены на этапе строительства или, что еще хуже, после ввода объекта в эксплуатацию. Здесь важен правильный старт: выбор компании-проектировщика, постановка задач, предоставление корректных данных для работы, а также правильно выстроенная система взаимодействия Исполнителя и Заказчика в ходе выполнения работ.
Сегодня отвечаем на наиболее распространенные вопросы о проектировании, сформулированные нашими клиентами.
Каким основным критериям должен соответствовать исполнитель работ?
Во-первых, стоит обратить внимание на показатели финансовой устойчивости компании, а также на предоставляемые гарантии выполнения работ. Дело в том, что устойчивая компания, имеющая финансовые показатели, соответствующие стоимости проекта, и обладающая возможностью обеспечить гарантию выполнения своих обязательств, по определению не может быть «случайным игроком». Если результат работ не будет достигнут Подрядчиком, Заказчику будут компенсированы потери. Такие критерии сразу отсеивают высоко рискованных участников конкурсной процедуры.
Во-вторых, необходимо узнать о наличии и составе центра компетенций, гарантирующего решение поставленных задач. Именно по проекту, а не референса компании по прошлым работам. Описание центра компетенций помимо квалификационных данных должно включать специалистов, которые будут работать над проектом, информацию об их опыте в подобных проектах (название проекта, роли в проекте, форму сотрудничества с компанией: трудовой договор, договор ГПХ и т.д.) Любая организация — это динамичная структура. Отчет о выполненных на высоком уровне работах в прошлом не гарантирует того, что в настоящее время компания готова повторить результат. Нет гарантий, что в компании работают те же специалисты. Более того, для решения сложных и объемных задач, компания может сформировать центр компетенций под отдельный проект или направление. Такой подход является одним из прогрессивных.
В-третьих, важно уточнить уровень освоения компанией современных методов выполнения работ: BIM-технологии, лазерное сканирование, расчетные комплексы и т.п. В данном случае важно увидеть понимание подрядчика, какие технологии уместны, а какие избыточны. Не является ли заявление о применяемых технологиях декларативным. В каком объеме подрядчик планирует применять те или иные технологии?
В эту же группу критериев можно отнести уровень представленности компании в интернете: качество веб-сайта, даты обновления информации, наличие горячей линии, место в ответе на запрос у поисковых систем и т.д.
Безусловно, помимо названных, существует огромное количество критериев и методик отбора победителя. Мы рассмотрели лишь один актуальных подходов к формированию перечня критериев.
Обращаем особое внимание на необходимость формирования рабочей группы экспертов, которые будут участвовать как в процессе формирования списка критериев, так и проверять соответствие претендентов критериям отбора. Формальное отношение к оценке участников сведет «на нет» любую, самую продуманную систему критериев.
Должен ли Исполнитель указывать на «слабые» места ТЗ Заказчика?
Для принятия решения об участии в тендерной процедуре по проекту проводится тщательное изучение исходных данных, прилагаемых к конкурсной документации. Основным техническим документом является ТЗ. Анализируются предлагаемые в ТЗ технические решения, проверяются (насколько это возможно) параметры, характеристики и прочие исходные данные, имеющие количественное выражение. При достаточной квалификации персонала проектной организации, такие «слабые места» выявляются. Иногда это возможности для улучшения или удешевления проекта, иногда — критические просчеты.
Попытаемся посмотреть на проблему «слабых мест» в ТЗ под разными углами. С точки зрения профессиональной этики – безусловно, проектировщики обязаны сообщать о найденных критических ошибках в ТЗ.
С другой стороны, не менее важна готовность Заказчика воспринять и надлежащим образом обработать критику в адрес разработанного им задания. Существует множество примеров, когда конструктивная критика ТЗ приводила к конфронтации между сторонами. В большинстве случаев критические «слабые места» выявляются уже на стадиях предпроектного обследования или разработки основных технических решений. То есть уже после подписания договора подряда. В этом случае на первый план выходит умение сторон находить взаимовыгодные компромиссные решения.
Если мы говорим о найденных возможностях улучшить/удешевить проект, то это конкурентные преимущества претендента, позволяющие усилить свою позицию. В какой момент сообщать Заказчику о подобных «слабых местах» — вопрос стратегии участия в тендерной процедуре или принятого формата отношений Заказчик — Подрядчик.
Каковы задачи Заказчика при проектировании?
Первая и фундаментальная задача — четкое определение целей проекта. Очень желательно, чтобы задание выражалось корректными техническими формулировками и выкладками. Акцент же нужно сделать на четкое понимание цели проекта и границ проекта. Поясним — техническое задание на проект может содержать требование реализовать определенные технические решения. Выбор решений и их обоснование, в таком случае, производятся за границами проекта.
В другом случае, техническим заданием Проектировщику предписывается достигнуть определенных показателей проектируемой системы: экономия энергоресурсов, увеличение производительности, сокращение числа неавтоматизированных функций и т.д. Границы проекта для такого варианта постановки задачи существенно расширяются. Выбор и обоснование технических решений возлагаются на Проектировщика. Существенные проблемы возникают в тех случаях, когда ТЗ предписывает реализацию определенных технических решений, а результатом работы считается достижение количественных показателей. Другими словами, границы ответственности по проекту шире границ принятия решения Проектировщиком.
В числе важных задач Заказчика следует выделить: своевременное обеспечение Проектировщика необходимыми исходными данными и техусловиями, четкую организацию процесса приемки и согласования основных технических решений, устранение разногласий по требованиям к проекту
Как вовремя выявить возможные проблемы, чтобы гарантировать успешное и эффективное выполнение проектирования?
Что касается предпосылок возникновения проблем с проектом, их несколько: несовпадение границ ответственности и принятия решения, нечеткая постановка задачи, скрытая вариативность, разногласия в требованиях к проекту между внутренними службами, затягивание со сроками согласования и выдачи исходных данных. Со стороны Проектировщика триггерами проблем являются: отсутствие детальной программы проведения предпроектного обследования, отсутствие в проектной команде (в том числе и при проведении обследования) специалистов по ведущим разделам проекта, отсутствие на технических совещаниях профильных специалистов или участие специалистов не из проектной команды, технические решения без подтверждающих расчетов.
Невовлеченность Заказчика в проект на ранних этапах разработки и принятия ОТР также увеличивает риск несовпадения результата проекта с ожиданиями. При правильной постановке задачи и грамотной организации процесса разработки, проект, в основных деталях, просматривается на всю глубину. Если нет — ждите сюрпризов.
Говоря об эффективном выполнении проектирования, следует понимать, что все современные средства сбора исходных данных (в том числе лазерное сканирование), расчетные программные комплексы, BIM технологии и проч., существенно улучшают качество и скорость проектирования, но не являются первостепенными. Залогом качественного проекта по-прежнему является четкое сформулированное задание, сильная проектная команда и конструктивные отношения между Заказчиком и Проектировщиком.
Что не выполняют при проектировании ответ
Проектируется здание, для которого, в соответствии с действующими нормативами, не требуется получение разрешения на строительство и сдача в экспертизу проектной документации стадии «П». Заказчик предлагает выполнить проект в одну стадию «Р» и настаивает на определении стоимости проектирования в размере 60% от базовой стоимости, определенной по СБЦ. Такой метод представляется неправильным. Часть выполненных работ, учтенных в соответствии с Постановлением № 87, в стадии «П», остается без оплаты. Из содержания пункта 4 Положения о составе разделов проектной документации и требований к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, следует, что рабочая документация не является самостоятельной стадией, а разрабатывается в целях реализации проектных решений. В «Сборнике разъяснений по предпроектной и проектной подготовке строительства», выпуск 2, Москва 2015г., часть 1, вопрос 2, читаем актуализированный ответ на вопрос: «Существует ли сейчас стадия «рабочий проект?»:
«В этой связи представляется, что по договору подряда на выполнение проектных работ для проектирования строительства объектов капитального строительства, перечисленных в частях 2 и 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вне границ охранных зон, в принципе, может быть предусмотрено одностадийное проектирование в виде рабочего проекта». Считаем, что наша ситуация сформулирована в вышеуказанном разъяснении. Просим подтвердить возможность применения норматива на разработку рабочего проекта (РП), указанного в п. 1.7 СБЦ «Объекты жилищно-гражданского строительства» 2003 г.: «Базовая цена рабочего проекта (РП) составляет 85% от общей базовой цены разработки проектной документации». А также, по аналогии, других СБЦ, где указана Базовая цена рабочего проекта.
Как известно, вопросы стадийности проектирования отражены в постановлении Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, в котором пунктом 2 установлено, что все разъяснения о порядке применения его положений даёт Минстрой России (ранее – Минрегион России).
В связи с этим Центр может лишь представить свое мнение по данному вопросу, опираясь на мнение Минстроя России и Минрегиона России.
Согласно письму Минстроя России от 24.06.2016 № 23573-ОГ/08:
«Согласно статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) архитектурно-строительное проектирование осуществляется путём подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 указанной статьи.
В Положении о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 указано, что в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий, по которой осуществляется строительство объектов, организуется и проводится государственный строительный надзор и строительный контроль (технический и авторский надзор).
Пунктом 7 статьи 52 Кодекса установлено, что отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документации после внесения в неё соответствующих изменений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 44 Положения «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 № 145 установлено, что проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий направляются повторно (2 и более раза) на государственную экспертизу после устранения недостатков, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы, или при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, в части изменения технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства.
Объём, состав и содержание рабочей документации должны определяться заказчиком (застройщиком) в зависимости от степени детализации решений, содержащихся в проектной документации, указываться в задании на проектирование и соответствовать проектной документации».
Следовательно, в соответствии с действующим законодательством и указаниями Минстроя России легитимными являются две стадии проектирования: проектная документация и рабочая документация. При этом рабочая документация не является самостоятельной стадией, т.к. её разработка возможна только после утверждения проектной документации.
Положение, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, не содержит указаний на последовательность разработки рабочей документации, что определяет возможность её выполнения, как одновременно с подготовкой проектной документации, так и после её подготовки.
По мнению Минрегиона России (см. письмо от 22.06.2009 № 19088-СК/08), при одновременной разработке проектной и рабочей документации по решению заказчика и с согласия экспертной организации, вся документация может быть представлена на государственную экспертизу.
Что касается стадии «рабочий проект», то такая стадия законодательно не определена и представляется нелегитимной.
При этом обращается внимание, что в связи с наличием приказа Минрегиона России от 28.05.2010 № 260 об утверждении Государственного сметного норматива Справочника базовых цен на проектные работы в строительстве «Объекты жилищно-гражданского строительства», СБЦ «Объекты жилищно-гражданского строительства» 2003 г. утратил силу.
Что не выполняют при проектировании ответ
СБОРНИК РАЗЪЯСНЕНИЙ
ПО ПРЕДПРОЕКТНОЙ И ПРОЕКТНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТРОИТЕЛЬСТВА
(вопросы и ответы)
Настоящий Сборник подготовлен ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» на основе вопросов, поступивших в Центр от заказчиков (застройщиков), проектных организаций, организаций, подведомственных органам государственного надзора и органам местной исполнительной власти, и других организаций.
Ответы даются на основании действующего федерального законодательства, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Сборник предназначен для заказчиков, инвесторов, проектировщиков, строителей, органов исполнительной власти и других участников инвестиционной деятельности в строительстве.
ВВЕДЕНИЕ
Обращается внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1009, документ вида пособия не относится к нормативным правовым актам, издаваемым федеральными органами исполнительной власти.
Как следует из положений статьи 13 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании», пособие не отнесено также к документам по стандартизации, которые предусмотрены для добровольного применения.
Исходя из изложенного, представляется, что пособия следует отнести к документам, содержащим справочные материалы рекомендательного характера.
Вместе с тем все пособия, разрабатываемые ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект», содержат положения, основанные, как правило, на нормах и требованиях действующего законодательства или нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, прошедших государственную регистрацию в установленном законодательством порядке со ссылками на соответствующие конкретные документы, которые подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей законодательству.
Сборник содержит разъяснения на основе законодательной и нормативной правовой базы, действующей на 1 января 2010 года.
I ПОЛУЧЕНИЕ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
1 Какими нормативными документами следует руководствоваться проектировщику при переговорах с заказчиком по вопросу получения полного перечня необходимых исходных данных, в том числе в части документов на земельный участок (сведений об использовании земельных участков, сведений о категории земель, сведений о размере средств, требующихся для возмещения убытков правообладателям земельных участков)?
Необходимость представления заказчиком вместе с заданием на проектирование исходных данных обусловлена положениями статьи 759 Гражданского кодекса Российской Федерации. Основной перечень исходных данных, относящихся ко всем объектам строительства, определен пунктом 10 Положения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87. Уточненный перечень исходных данных определяется применительно к каждому конкретному объекту капитального строительства в зависимости от функционального назначения объекта, места размещения земельного участка, геологических, природно-климатических и других аналогичных условий в соответствии с действующим законодательством.
Сбор исходных данных может быть поручен проектировщику. Стоимость работ по сбору исходных данных является предметом договора между заказчиком и проектировщиком.
— виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в соответствии с положениями статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ;
— состав и порядок документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую должен соответствовать положениям статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;
— перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, подготавливается в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370;
— правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 262.
2 Заказчик выдал Исполнителю (проектировщику) исходные данные на проектирование только технологической части проектной документации и выдал Исполнителю аванс в размере 25% от общей стоимости проектных работ; остальные исходные данные Заказчиком было обещано выдать в ходе разработки проектной документации. Нужно ли в этом случае приступать к разработке технологической части проекта или не начинать проектирование до поступления в распоряжение Исполнителя всех необходимых исходных данных? Правомерно ли требование Заказчика, представившего исходные данные только к технологической части проектной документации, о выполнении в указанные Контрактом (договором) сроки проектной документации в полном объеме при отсутствии у проектировщика акта выбора земельного участка под строительство проектируемого объекта капитального строительства?
1. Законодательно понятие «Исходные данные для выполнения проектных и изыскательских работ» зафиксировано в статье 759 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанной статьёй установлено:
«1. По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.
2. Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика».
2. В комментариях к указанной выше статье Гражданского кодекса Российской Федерации указано: «Задание на проектирование характеризуется как разновидность исходных данных. Это не вполне точно. В нормативных документах различаются рекомендуемый состав и содержание задания на проектирование, основные данные и требования к нему и исходные материалы, передаваемые подрядчику вместе с заданием на проектирование.
По общему правилу задание и исходные материалы готовит заказчик. В то же время эту документацию по поручению заказчика может подготовить подрядчик». Указанную точку зрения разделяют и специалисты ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект». Обоснованность указанного мнения можно найти в части 5 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, где установлено:
«Договором о подготовке проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий, обеспечение технических условий».
Однако технические условия являются одним из документов, содержащих исходные данные и требования для архитектурно-строительного проектирования. Таким образом, сбор исходных данных и исходно-разрешительной документации может быть на договорной основе поручен заказчиком подрядчику по проектированию (проектировщику). Вместе с тем учитывая, что эта работа является функцией заказчика, она не учтена Сборниками цен на проектные работы и должна оплачиваться отдельно.
3. Наряду с понятием «исходные данные» (ИД) действует также понятие «исходно-разрешительная документация» (ИРД).
«в) «исходно-разрешительная документация» — совокупность документов, содержащих сведения градостроительного, землеустроительного, инвестиционно-экономического характера и иную информацию, необходимую для принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления обоснованных решений о возможности строительства заявленного объекта. К исходно-разрешительной документации для проектирования относятся акт выбора земельного участка, план границ земельного участка, архитектурно-планировочное задание, иные виды и формы документов, устанавливаемых законодательством г.Санкт-Петербурга, строительными нормами и правилами».
4. Исследования показали, что состав и содержание исходных данных и исходно-разрешительной документации существенно зависят от функционального назначения объекта капитального строительства, его мощностных параметров, места размещения объекта, геологических, экологических, санитарно-эпидемиологических условий в регионе, стадии проектирования, на которой осуществляется их сбор, и других аналогичных факторов.
Практика показывает, что в процессе предпроектной и проектной подготовки строительства заказчик должен предоставить от 80 до 200 исходных данных и исходно-разрешительных документов, требуемых для осуществления архитектурно-строительного проектирования.
Таким образом, сбор исходных данных и исходно-разрешительных документов это процесс, который осуществляется на протяжении всего периода проектирования и строительства. На указанное обстоятельство указывают в частности положения статьи 12 Федерального закона от 17.11.95 N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»:
«Архитектор и юридическое лицо на основании договора с заказчиком (застройщиком) имеют право:
запрашивать и получать от соответствующих органов архитектурно-планировочное задание, иные сведения и исходные документы, необходимые для предпроектных исследований, проектирования и строительства архитектурного объекта».
5. Обращается внимание, что получение некоторых документов возможно только в процессе проектирования, после подготовки исходных данных, требуемых для запроса.
Так, для получения «технических условий подключения» объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения правообладатель земельного участка в соответствии с пунктом 8 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 должен в запросе указать:
«необходимые виды ресурсов, получаемых от сетей инженерно-технического обеспечения»;
«планируемую величину необходимой подключаемой нагрузки (при наличии соответствующей информации)».
При этом для получения «технических условий для присоединения» в соответствии с пунктами 6, 8 и 15 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 заказчик вместе с заявлением о подключении должен приложить комплект документов, в том числе подготовленный в процессе проектирования 1 экземпляр раздела «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений», а также предоставить:
«баланс водопотребления и водоотведения подключаемого объекта с указанием видов водопользования, в том числе при пожаротушении;
сведения о составе сточных вод, намеченных к сбросу в систему канализации;
сведения о назначении объекта, высоте и об этажности здания;
сведения о субабонентах».
6.1 Получив аванс и часть исходных данных, требуемых для архитектурно-строительного проектирования, подрядчик был обязан приступить к работе с тем чтобы не сорвать сроки выполнения контракта.
6.2 Сбор исходных данных и исходно-разрешительной документации представляет собой процесс, в котором частично заказчик может действовать самостоятельно, без участия «проектировщика», а частично запрос заказчика должен включать сведения, содержащиеся в проектной документации, подготовленной «проектировщиком».
6.3 Представляется, что в сложившихся условиях заказчик не выполнил своих договорных обязательств в части предоставления исходных данных и условий для подготовки проектной документации на объект капитального строительства (см. подпункт «б» пункта 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87), в том числе не предоставил:
«отчётную документацию по результатам инженерных изысканий;
утвержденный и зарегистрированный в установленном порядке градостроительный план земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства;
иные исходно-разрешительные документы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе техническими и градостроительными регламентами».
3 Существует ли установленный порядок оформления задания на разработку проектной и рабочей документации?
После отмены СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» (отменена постановлением Госстроя России от 17.02.2003 N 18) состав задания на разработку проектной документации в отношении объектов капитального строительства различного назначения в настоящее время не регламентирован. При составлении задания на разработку проектной документации следует учитывать положения пункта 14 Правил проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 N 590.
Состав задания на разработку рабочей документации не устанавливался.
Обращается внимание, что согласно пункту 2 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации «Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию». В этой связи с учётом данного законодательного положения следует подходить к составлению задания на разработку рабочей документации.
Типовое положение о порядке выдачи исходных данных и технических условий на проектирование, согласования документации на строительство, а также оплаты указанных услуг, утв. Минстроем России 06.02.96, отменено в связи с отказом Минюста России в государственной регистрации (см. письмо Госстроя России от 05.04.2004 N НК-2159/3).
Что касается Типового положения по разработке и составу Ходатайства (Декларации) о намерениях инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений, утв. Минстроем России 07.03.97, и Рекомендаций по экологическому сопровождению инвестиционно-строительных проектов, утв. Госстроем России 01.06.98, то указанные документы до настоящего времени не отменены, находятся в информационных системах «Гаpaнт» и «Nоrmа CS» в качестве действующих и могут, при необходимости, применяться в качестве справочных и рекомендательных материалов в части, не противоречащей действующему законодательству.
II СТАДИЙНОСТЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
5 Возможно ли одностадийное проектирование объектов капитального строительства, задавая стадию «рабочий проект»?