Что не воспринято то не исцелено

«Невоспринятое не исцелено» «

«Невоспринятое не исцелено» «

Большую значимость для развития православной христологии имеют сочинения Григория, направленные против ереси Аполлинария Лаодикийского. В трактовке Аполлинария Воплощение было соединением предвечного Божественного Логоса с человеческой плотью: Логос во Христе стал и руководящим разумным началом, и элементом, оживотворявшим плоть. [1134] Иначе говоря, Логос выполнял функции, которые в обычном человеке выполняют ум и душа. Отрицая наличие человеческой души и ума в воплощенном Слове, Аполлинарий отрицал полноту человеческой природы во Христе. Антиохийскую терминологию» «двух природ» «Аполлинарий не допускал и говорил о Христе как» «одной воплотившейся природе Бога Слова» «.[1135]

Григорий впервые упомянул об учении Аполлинария в Слове 22–м, где назвал его» «братской распрей» «(zygomachia adelphike), предполагая, очевидно, что речь идет лишь о частном мнении, от которого Аполлинарий,»во всем остальном человек умный» «может отказаться. Однако уже тогда Григорий четко заявил о том, что в учении Аполлинария является абсолютно неприемлемым: если не весь человек воспринят, то» «не весь и спасен, хотя весь пал и осужден за преслушание первозданного» «. [1136] Нарушив заповедь Божию в раю, человек пал прежде всего умом, и именно ум как образ Божий оказался в нем поврежденным; следовательно, ум падшего человека в наибольшей степени нуждается в исцелении. По Аполлинарию же, спасена только» «половина» «человека, только тело:

Для тебя я человекопоклонник, ибо чту всецелое

Таинственно соединившееся со мною Слово,

Одного и того же Бога и человека — Спасителя.

А ты — поклонник плоти, ибо вводишь человека, лишенного ума…

То для меня лучшее; ибо ум ближе к Богу.

Кроме того, у тебя подвергается опасности половина человека,

Потому что невоспринятое не спасено…

Но, — говоришь, — зачем тебе так нужен и необходим ум

Там, где есть сам Бог? — Но если в Нем плоть, лишенная ума,

То я обманут. Кожа моя, но чья же душа?

Что такое рождение Бога от Девы?

Как сошлись воедино далеко отстоящие одна от другой природы?

Это неизреченно, как представляется мне,

Малым разумом измеряющему то, что превыше разума.[1137]

Наиболее последовательное опровержение ереси Аполлинария содержится в трех посланиях Григория, из которых два адресованы пресвитеру Кледонию и датируются приблизительно 382 г., а одно адресовано преемнику Григория по Константинопольской кафедре Нектарию и написано около 387 г., после удаления Григория из Константинополя.[1138]

В 1–м послании к Кледонию Григорий приводит те же аргументы против Аполлинария, которые содержатся в цитированном выше стихотворении: только то, что соединилось с Богом, спасено, а» «невоспринятое не исцелено» «; всецелый Адам пал, а, по Аполлинарию, спасена только одна его половина. [1139] Григорий опровергает также мнение Аполлинария о том, что в одном существе невозможно совмещение» «двух совершенных» «: как в человеке сосуществуют тело, душа, ум и Дух Святой, так и в Богочеловеке возможно сосуществование двух совершенных природ. [1140] Григорий, далее, обвиняет Аполлинария в докетизме: [1141] если Христос был Богом, воспринявшим на себя человеческую плоть, как некую личину, то Он не был полноценным человеком, и все, что Он совершал как человек, было одним» «лицемерным театральным представлением» «(drama tes hypokriseos). Напротив, если Вочеловечение произошло с целью разрушения греха и спасения человека, то подобное должно было быть освящено подобным, а следовательно» «Он нуждался в плоти ради осужденной плоти, в душе ради души и в уме ради ума, который в Адаме не только пал, но и первым пострадал» «. [1142] Наконец, Григорий усматривает в новоявленном учении признаки субординационизма: хотя Аполлинарий признавал Духа Богом, однако лишил Его силы Божества; Троица в его понимании состоит из» «большого, большего и самого большого» «и представляет собой» «лестницу Божества» «, которая, по словам Григория,»не ведет на небо, но сводит с неба» «.[1143]

Соединение Бога и человека в Лице Иисуса Христа не было каким?то искусственным и временным союзом двух противоположных природ. Бог воспринял на Себя человеческое естество навсегда, и Христос не отбросил плоть после Воскресения: Его тело не перешло в солнце, как думали манихеи, не разлилось по воздуху и не разложилось, но осталось с Тем, Кто воспринял его на Себя. Второе пришествие Христа, по мнению Григория, будет явлением Господа в человеческом теле, впрочем, таком, в каком Он явился ученикам на горе, то есть преображенном и обоженном.[1144]

2–е послание к Кледонию весьма сходно по содержанию с 1–м посланием, причем главным обвинением против аполлинариан остается обвинение в докетизме:

Они также искажают учение о Вочеловечении, толкуя, будто» «вочеловечился» «не означает» «был в человеке» «. но означает, что Он беседовал с людьми и жил среди них… Отвергая человека и внутренний образ, они очищают одну лишь внешность нашу через вводимую ими новую и видимую личину (prosopeiou); они до такой степени противоречат сами себе, что иногда ради плоти и все остальное объясняют грубо и плотски. а иногда вместо истинной плоти вводят скорее призрак (dokesin), то есть (такую плоть), которая не испытывает ничего свойственного нам, даже того, что свободно от греха. В доказательство этого они используют апостолькое изречение, не по–апостольки понимаемое и произносимое, а именно, что Спаситель наш сделался подобным человекам и по виду стал как человек, [1145] как будто это указывает не на человеческий вид, но на какой?то обманчивый фантом и призрак (phantasias de tinos apateles kai dokeseos).[1146]

Григорий подчеркивает, что аполлинарианство является новой ересью, существующей не более тридцати лет, и что оно противоречит четырехвековой христианской традиции. Аполлинарианскому докетизму противопоставляется православное учение о Христе как совершенном Боге и совершенном человеке:

Таким образом, Григорий распознал в аполлинарианстве опасное уклонение от православной доктрины, несмотря на то, что некоторые пункты учения Аполлинария (вера в Божество Святого Духа, разграничение двух природ) соответствовали позиции Каппадокийцев. Отношение Григория к аполлинарианству менялось в худшую сторону: если вначале он называл его» «братской распрей» «, то в поздние годы он осознал, что речь идет о ереси, за которую следует отлучать от Церкви. В письме к Нектарию Константинопольскому Григорий выражает недоумение по поводу того, что его преемник по константинопольской кафедре позволяет аполлинарианам устраивать церковные собрания наравне с православными. Говоря о попавшем ему в руки сочинении Аполлинария, Григорий утверждает, что изложенное там» «превосходит всякое еретическое лукавство» «. В этой книжке, по свидетельству Григория, Аполлинарий утверждает не только то, что Христос не имеет человеческого ума, но и что Сын Божий изначально, до Своего человеческого рождения, обладал плотью, которую принес на землю. Более того, Аполлинарий учит, что сам Единородный Бог» «Своим собственным Божеством принял страдание» «и что» «во время того тридневного умерщвления тела вместе с телом соумерщвлялось и Божество, которое, таким образом, было затем воскрешено Отцом» «.[1149]

Борьба, которую Григорий вел с аполлинарианством, еще раз подтверждает, что этот человек, достаточно толерантный к своим современникам, когда дело касалось отдельных богословских формулировок, и допускавший известную свободу в рамках» «почти одного и того же догмата» «, становился решительным и непримиримым, если речь заходила о спасении и обожении человека. Ересь Аполлинария, так же, как и ересь Ария, подрывает учение об обожении всецелой человеческой природы воплотившимся Словом: именно поэтому Григорий объявляет ее» «злом, направленным на ниспровержение здравой веры» «.[1150]

Источник

Толкование Евангелия на каждый день года.
Суббота 20-й седмицы по Пятидесятнице

Когда учил Иисус, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных, — вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом; и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса. И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои. Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что вы помышляете в сердцах ваших? Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И он тотчас встал перед ними, взял, на чем лежал, и пошел в дом свой, славя Бога. И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне.

Когда ты болен, не ропщи, но молись Господу, и Он исцелит тебя. От Вышнего приходит врачевание, как царский подарок, — говорит Премудрый в Ветхом Завете. Оттого, что мы все больны болезнью к смерти, пришел к нам Господь и предлагает лечение, как никто другой раньше не делал этого. Исполнились времена, приблизилось Царство.

Врач здесь, и все больные народа Божия будут исцелены. Тем не менее, все гораздо глубже, чем нам порою хотелось бы. Как удивительно открывает нам это сегодняшнее Евангелие! Толпы народа следуют за Господом, и многие не могут скрыть своего волнения. Если Он исцелил одного сегодня утром, почему не исцеляет других? Будет ли Он всегда столь же щедрым, не покинет ли Он эту страну? И когда Господь снова останавливается в доме своих друзей в Капернауме, все спешат к Нему и приводят больных и одержимых. Все идут сюда, кто опираясь на костыль, кто опираясь на брата, кто на спине своей матери, дом заполнен до предела, и на улице стоит народ, и все жадно слушают, что говорит Христос. Все лица обращены к Нему, только бы коснуться, просто коснуться Его руки или края одежды, встретиться с Его взглядом. Его уже знают достаточно хорошо, знают, что Он беззащитен перед тем, кто плачет и молит, что Он не переносит никакого притворства и зла, что от Него исходит сила, которая исцеляет всех.

Высшее добро, оказывается, может представляться высшим злом там, где нет сострадания человеку. И Господь как бы хочет показать им, как велико значение сострадания и как велико значение милосердного слова. «Что легче, — спрашивает Он, — сказать человеку: «Прощены твои грехи» или «Встань и ходи?»» Всякий, легкомысленно относящийся к тайне слова, ответил бы в сердце своем, что легче сказать: «Твои грехи прощены». Кто узнает, действенны эти слова или нет, невозможно проверить. Но чтобы сказать: «Встань и ходи» мертвому почти человеку, надо обладать для этого нечеловеческой, сверхприродной силой жизни.

И вот мы видим, что не радости, как весь народ, а ярости исполняются учителя Израильские, когда Христос совершает чудо исцеления. Они понимают, что это значит — разрушение религии, на страже которой они стоят. И это значит также, что чудом исцеления этот Врач подписал Себе смертный приговор. И Господь знал это, и мы должны знать, какою ценою совершает Господь наше исцеление: Крестом, страданием, смертью Своею. Бог стал человеком, чтобы мы узнали, что мы Богом любимы, чтобы «прощение от гроба нам воссияло». Чтобы мы все стали исцеленными людьми, хваля Бога и скача, как Богоотец Давид пред сенным ковчегом, среди Пасхи. И чтобы открылась нам глубина нашей жизни и наших скорбей. Дай Бог нам воспринимать все, что с нами происходит, на этой глубине!

Что ты сетуешь: «Молюсь, молюсь, а все остается, как было! И не раз уже соборовал меня священник, а все болею». Если Господь не исцеляет, это потому, что Он хочет, чтобы молитва веры твоей достигла глубины Креста и Воскресения. Может, надо, чтобы ты не только о себе, но и о близких твоих, и о священнике твоем помолилась. Может быть, Господь через твою болезнь хочет спасти других. Сколько раз с самого детства слышала ты, как священник молится в Церкви о здравии и спасении, и сколько раз могла убедиться, как милостив Господь, но задумалась ли хоть один раз по-настоящему, что здравие означает спасение?

Как часто мы стоим перед человеческим горем с бессильной нашей молитвой и понимаем: нет у нас силы помочь, исцеление — это дело Господне. Нельзя сказать, что нет у нас совсем сострадания, но надо быть сострадательными и милосердными до такой степени, чтобы действовало милосердие Божие через нас.

Очень многие думают: как бы мне найти такого батюшку, чтобы подойти к нему и сказать: «Батюшка, исцели меня!» — и услышать в ответ: «Если веришь, радость моя, все возможно верующему». И чтобы как преподобный Серафим Саровский, батюшка вынес немного масла из лампадочки, которая всегда горит у него перед иконой Божией Матери, помазал больное место и сказал: «Благодатию Божиею я, грешный, исцеляю тебя».

Надо, надо молить нам Господа, чтобы послал Он нам сегодня таких милостивых чудотворцев, как святой Иоанн Кронштадтский, как святой Иоанн Шанхайский, заступничеством которых исцелялись тысячи и тысячи, принося Господу глубокое покаяние. И болящие прежде всего могут умолить Господа о ниспослании нам этих «мужей силы и разума», и сострадания. Но при этом важнее понять, что дар исцеления у Господа предназначен не для одних великих святых. Каждый из нас во святом крещении принял его. Блаженный Августин вспоминает, как молодая девушка в его храме, выйдя из крещальной купели во время пасхальной всенощной, осенила крестным знамением стоящую там женщину, которая была безнадежно больна, и та тотчас получила исцеление. Так было в древней Церкви, и так происходит сейчас.

Один священник рассказывал, как в его приходе были две женщины, больные раком. Одна — мать пятерых детей, за которую многие прихожане, несколько групп, молились об исцелении, непрерывно читая акафисты и псалтирь, и за каждой литургией священник не только вынимал за нее частицу, но и произносил особую молитву. И другая — молодая женщина двадцати двух лет, которой сделали уже две операции. Она вела нехорошую, нечистую жизнь, и многие знали об этом. И, хотя она была лишена причастия, тем не менее, продолжала почему-то постоянно ходить в храм, стоя подолгу перед иконой Спасителя. Однажды священник сказал в проповеди, что в их храме произошло чудо. Что Господь, как в древние времена, исцелил женщину, у которой был рак желудка. И все с удивлением увидели в храме исцеленную Господом блудницу, которая стояла, заливаясь слезами, на исповеди. Господь не исцелил ту, за которую молились все, но Сам посетил ту, о которой никто не думал и которую многие презирали. Добрый Пастырь исцелил овцу самую заблудшую и телом, и душой. Она шла вместе со всеми, не переставая плакать, к причастию. Сам Господь отменил для нее все епитимьи, и это был праздник всей Церкви.

Непостижимы и неисследимы замыслы Божии о человеке, и святость человека заключается в том, чтобы смиренно принять то, что Бог хочет сотворить с ним, приобщая его Своему Кресту и Воскресению. «Я не думаю об исцелении, — сказала тяжело больная женщина, которую недавно батюшка причащал на дому.— Я прошу Господа, чтобы иметь веру переносить мою болезнь. Я не могу сказать, что я не желаю исцеления, но я не прошу об этом. Господи, как Ты Сам желаешь, и как Сам знаешь, только спаси меня».

Воистину, болезнь — Божие посещение. «Я ношу язвы Господа моего на теле моем», — говорит апостол Павел. И вся Церковь болезнями и страданиями своими до последнего дня несет на себе Христовы раны. Господь сподобляет такого болящего быть особым причастником Креста Своего. Он как бы дает ему нести вместе с Собою все немощи других людей. Он доверяет ему служение исцеления: своим страданием больной участвует во внутреннем исцелении их, его болезнь может быть проповедью, просвещением других.

Тело иногда исцеляет Господь в знак исцеления души. Но настоящее чудо — не физическое исцеление. Чудо — избавление от ненависти и отчаяния, от этого ада, в котором все живут. Чтобы мог сказать человек: «Вот, что Он сделал с моим сердцем — в нем воссиял Свет несотворенный! И, полуживое, оно сделалось способным любить ближнего любовью Божией».

Узнаем тайну молитвы, к которой призывает нас Святая Церковь, и об этом чуде, об этом свете милосердия будем Бога молить в мире, где за умножение грехов дается нам умножение болезней и бессердечия. Чтобы нашлись и у нас друзья, которые принесли бы нас ко Господу, когда придет к нам испытание тяжкой болезнью. Чтобы мы сами стали такими друзьями, которые исполнены решимости других на себе до конца нести.

О, если бы Господь благодатью Своею научил нас на самом деле благодарить Его за скорби, которые Он нам посылает! Чтобы вся Церковь болезнями и страданиями своими принесла смертельно больную Россию ко Господу, и люди, еще вчера не знавшие Бога, могли воскликнуть: «Господи, не на грехи мои смотри, но на веру Церкви». Болезнями святых Твоих исцели наши болезни, Господи, и открой всем свет Креста Твоего и Воскресения!

Источник

Цель воплощения

Целью воплоще́ния Бога явля­ется бла­го­дат­ное вос­ста­нов­ле­ние (исце­ле­ние, увра­че­ва­ние, обнов­ле­ние) чело­ве­че­ского есте­ства, под­верг­ше­гося гре­хо­па­де­нию.

Чтобы исце­лить чело­ве­че­ство от греха нужно было, чтобы Все­свя­тое есте­ство Бога соеди­ни­лось с есте­ством чело­века. Такое соеди­не­ние про­изо­шло в Бого­че­ло­веке Иисусе Христе. Вос­при­няв всю пол­ноту чело­ве­че­ского есте­ства, Бог стал в Нем еди­но­су­щен нам по чело­ве­че­скому есте­ству, во всем подо­бен нам, кроме греха. Своей Крест­ной смер­тью и Вос­кре­се­нием Он упразд­нил власть греха над чело­ве­ком и открыл чело­ве­че­ству путь к соеди­не­нию Собой. Он предо­ста­вил уве­ро­вав­шим в Него людям дар обо́жения – воз­мож­ность при­об­ще­ния к нетвар­ной Боже­ствен­ной бла­го­дати, исце­ля­ю­щей, вос­ста­нав­ли­ва­ю­щей и обнов­ля­ю­щей чело­ве­че­ское есте­ство. Это пре­красно выра­зили святые отцы:

Для спа­се­ния людей необ­хо­димо было, чтобы Сын Божий вопло­тив­шийся вос­при­нял полную чело­ве­че­скую при­роду (душу и тело). Поэтому Бого­во­пло­ще­ние есть начало обо­же­ния целост­ного чело­ве­че­ского есте­ства, кото­рое было вос­при­нято Спа­си­те­лем во всей пол­ноте. Поэтому важ­ней­ший соте­рио­ло­ги­че­ский прин­цип Пра­во­сла­вия, сфор­му­ли­ро­ван­ный свт. Гри­го­рием Вели­ким в поле­мике с Апол­ли­на­рием Лаоди­кий­ским, гласит: «Не вос­при­ня­тое – не увра­че­вано». Цель вос­при­я­тия чело­ве­че­ской при­роды состоит в ее исце­ле­нии и пре­об­ра­же­нии, поэтому только то может быть исце­лено и пре­об­ра­жено, что вос­при­нято в Вопло­ще­нии. Если мы чаем все­це­лого спа­се­ния и по телу, и по душе, и по уму, т. е. спа­се­ния всего нашего есте­ства, а не только неко­то­рой части его, то мы должны испо­ве­до­вать, что чело­ве­че­ство было вос­при­нято Спа­си­те­лем во всей пол­ноте.

«Бог соде­лался чело­ве­ком, дабы чело­век смог стать Богом». Эти глу­бо­кие слова, кото­рые мы впер­вые нахо­дим у свя­того Иринея («Гос­подь наш по неиз­ме­ри­мой бла­го­сти Своей сде­лался тем, что и мы, дабы нас сде­лать тем, что есть Он») встре­ча­ются затем и в трудах свя­ти­теля Афа­на­сия («Он (Сын Божий) воче­ло­ве­чился, чтобы мы обо­жи­лись»), свя­ти­теля Гри­го­рия Бого­слова, свя­того Гри­го­рия Нис­ского. Впо­след­ствии отцы Церкви и пра­во­слав­ные бого­словы повто­ряли их из века в век, желая выра­зить в этой пре­дельно крат­кой фразе самую сущ­ность хри­сти­ан­ства: неиз­ре­чен­ное снис­хож­де­ние Бога до послед­них пре­де­лов нашего чело­ве­че­ского паде­ния, до смерти, – снис­хож­де­ние, откры­ва­ю­щее людям путь вос­хож­де­ния, без­гра­нич­ные гори­зонты соеди­не­ния твари с Боже­ством… Нужно было доб­ро­воль­ное уни­чи­же­ние Сына Божия, дабы падшие люди смогли выпол­нить свое при­зва­ние, при­зва­ние к обо­же­нию (Θέοις) твари дей­ствием нетвар­ной бла­го­дати».
В. Н. Лос­ский

Цель вопло­ще­ния: Соеди­нить нас с Богом

Вели­кая тайна бла­го­че­стия: Бог явился во плоти» (Тим. 3:16).

При­вет­ствую Вас, доро­гие мои, со свет­лым празд­ни­ком Рож­де­ства Хри­стова!

Два вели­ких собы­тия оза­ряют радост­ным светом наш земной путь: Рож­де­ство и Вос­кре­се­ние Хри­стово. Первое из них сви­де­тель­ствует о любви и состра­да­нии Божием к нам, второе – о Его победе над смер­тью.

О цели при­ше­ствия Сына Божия в мир образно и ярко гово­рит притча о заблуд­шей овце. Добрый пас­тырь остав­ляет девя­но­сто девять овец, под кото­рыми под­ра­зу­ме­ва­ется ангель­ский мир, и отправ­ля­ется в горы отыс­кать свою заблуд­шую овцу – поги­ба­ю­щий в грехах чело­ве­че­ский род. Вели­кая любовь Пас­тыря к гиб­ну­щей овце видна не только в том, что он лично пошел искать ее, но в осо­бен­но­сти в том, что, найдя, взял ее на свои плечи и понес обратно. Слово «обратно» гово­рит о том, что вопло­тив­шийся Сын Божий воз­вра­щает чело­веку ту невин­ность, свя­тость и бла­жен­ство, кото­рые он утра­тил, отпав от Бога. А нести на плечах значит то, что древ­ний пророк выра­зил сле­ду­ю­щими сло­вами: «Он (Хри­стос) взял на себя наши немощи и понес наши болезни» ( Ис. 53 гл.).

Рож­де­ство Хри­стово есть не только вели­кое исто­ри­че­ское собы­тие, в нем кро­ется глу­бо­кая тайна спа­се­ния чело­века. Люди много писали и пишут о зна­че­нии Рож­де­ства Хри­стова, но часто глав­ней­шая цель вопло­ще­ния Хри­стова оста­ется необъ­яс­нен­ной. Хри­стос стал чело­ве­ком не только для того, чтобы научить нас истине или дать добрый пример, но, глав­ным обра­зом, для того, чтобы нас соеди­нить с Собою – при­об­щить нашу повре­жден­ную и нрав­ственно исто­щен­ную при­роду к Своему Есте­ству и этим влить в нас живо­тво­ря­щую струю Своей Боже­ствен­ной силы. С Его при­ше­ствием в мир целью нашего суще­ство­ва­ния стало не только пере­се­ле­ние в лучшие усло­вия рай­ской жизни, но полное воз­рож­де­ние и пре­об­ра­же­ние нашего суще­ства силой все­мо­гу­щего Бога. Празд­ник Рож­де­ства Хри­стова именно напо­ми­нает нам об этом.

Осу­ществ­ля­ется же это при­об­ще­ние веру­ю­щего к Бого-Чело­ве­че­ской при­роде Христа в таин­стве Евха­ри­стии, когда при­ни­ма­ю­щий Его пре­чи­стое Тело и Кровь таин­ствен­ным спо­со­бом соеди­ня­ется с Ним. Ино­слав­ные хри­сти­ане, не веря­щие в реаль­ность чуда При­ча­ще­ния, слова Спа­си­теля «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пре­бы­вает и Я в нем» (Иоанн 6:56) тол­куют ино­ска­за­тельно, думая, что здесь речь лишь о духов­ном обще­нии с Ним. Но в таком случае вопло­ще­ние Сына Божия было бы излиш­ним. Ведь еще до Рож­де­ства Хри­стова пра­вед­ники удо­ста­и­ва­лись бла­го­дат­ного обще­ния с Богом, тем не менее рай оста­вался закры­тым для них, потому что их при­рода еще не была обнов­лена Хри­стом.

Нет, чело­век болен не только духовно, но и физи­че­ски. Грех глу­боко и мно­го­сто­ронне повре­дил нашу при­роду. Поэтому Христу необ­хо­димо было исце­лить всего чело­века, а не одну лишь его духов­ную часть.

Чтобы отве­сти всякие сомне­ния в необ­хо­ди­мо­сти все­це­лого обще­ния с Собой, Гос­подь Иисус Хри­стос в Своей беседе о Хлебе Жизни так гово­рит: «Если не будете есть плоти Сына Чело­ве­че­ского и пить кровь Его, то не будете иметь в себе жизни: всякий ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я вос­крешу его в послед­ний день» ( Иоан. 6:53-55 ). Таким обра­зом вос­кре­се­ние тела постав­лено в нераз­рыв­ную связь с соеди­не­нием с Бого-Чело­ве­ком.

Немного позже, в беседе о вино­град­ной лозе, Хри­стос объ­яс­няет Своим уче­ни­кам, что именно в тесном соеди­не­нии с Ним чело­век полу­чает необ­хо­ди­мые силы для духов­ного раз­ви­тия и совер­шен­ство­ва­ния: «Как ветвь не может при­но­сить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есть Лоза, а вы – ветви. Кто пре­бы­вает во Мне и Я в нем, тот при­но­сит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» ( Иоан. 15:4-6 ).

Неко­то­рые святые Отцы спра­вед­ливо упо­доб­ляли При­ча­стие таин­ствен­номуДереву Жизни, дан­ному нашим пра­ро­ди­те­лям в Эдеме ( Быт. 2:9, 3:22 ), а ныне уго­то­ван­ному на Небе «для исце­ле­ния наро­дов» (Ап. 2:7 и 22:2). Поис­тине в При­ча­ще­нии хри­сти­а­нин при­об­ща­ется к бес­смерт­ной жизни Живу­щему во веки веков (Ап. 4:9)!

Таким обра­зом, в духов­ном и физи­че­ском воз­рож­де­нии чело­века заклю­ча­ется цель вопло­ще­ния Сына Божия. Духов­ное обнов­ле­ние совер­ша­ется в тече­ние всей жизни хри­сти­а­нина. Обнов­ле­ние же его физи­че­ской при­роды завер­шится в день все­об­щего вос­кре­се­ния мерт­вых, когда «пра­вед­ники про­све­тятся, как солнце в Цар­стве Отца их» (Мат. 13:43). При­ча­ще­ние не ума­ляет зна­че­ния личной веры и подвига хри­сти­а­нина или его добрых дел. Ведь без веры чело­век не может познать Бога и путь духов­ной жизни. Подвиги укреп­ляют чело­ве­че­скую волю в добре. Добрые же дела явля­ются есте­ствен­ным про­яв­ле­нием веры чело­века. Они – плоды искрен­ней, здо­ро­вой веры. Вера, подвиги и добрые дела вза­имно укреп­ляют друг друга, но воз­рож­де­ние чело­века совер­ша­ется Богом. Каж­дому веру­ю­щему необ­хо­димо этот факт отчет­ливо понять.

Совре­мен­ному хри­сти­а­нину-сек­танту не хва­тает отли­чи­тель­ного свой­ства еван­гель­ской заблуд­шей овцы: послу­ша­ния Богу и сми­ре­ния. Даже тогда, когда он искренне жаждет спа­се­ния, то хочет спа­стись по-своему, а не так как учил Хри­стос. Кто же под­линно стре­мится к воз­рож­де­нию, тот полу­чит его во вку­ше­нии от «Дерева Жизни.» И для него Рож­де­ство Хри­стово не есть только важное собы­тие про­шлого, но сего­дняш­нее чудо при­об­ще­ния чело­века к пере­из­бы­то­че­ству­ю­щей жизни вопло­щен­ного Сына Божия.

Заме­ча­тельно то, что соеди­ня­ясь с Хри­стом в При­ча­ще­нии, мы через Него соеди­ня­емся и друг с другом в единую Цер­ковь ( Еф. 1:10 ) – эту вели­кую небесно-земную семью, эту все­лен­скую орга­ни­за­цию, эту непри­ступ­ную скалу, об кото­рую, по обе­щан­ному, сокру­шатся все сви­ре­пые напа­де­ния адских полчищ (Мат. 16:18)!

Еще раз с радост­ным празд­ни­ком Рож­де­ства Хри­стова при­вет­ствую всех вас!

Епи­скоп Буэнос-Айрес­ский и Южно-Аме­ри­кан­ский Алек­сандр
на Рож­де­ство 1993 года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *