Что не вошло в библию
Неканонические книги Библии
Неканони́ческие кни́ги Би́блии — в древней Церкви так обозначались все книги, не обозначенные в постановлениях соборов и отцов как богодухновенные (см. Лаодикийский собор, правило 59); позднее для обозначения таких книг утвердился термин «апокрифические книги».
Сейчас термин «неканонические книги» используется исключительно в русской библеистике и относится в первую очередь к 11 книгам Ветхого Завета славянской и русской Библии, отсутствующим в еврейском каноне. Это следующие книги: Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, 2 Ездры и 3 Ездры, Послание Иеремии, Варуха и три книги Маккавейские.
Также иногда в объем понятия «неканонические книги» включают так называемые «неканонические дополнения» — фрагменты канонических книг Библии, отсутствующие в еврейской Библии (следует подчеркнуть, что к этой группе текстов относятся только отрывки существенного объема, тогда как имеющиеся в греческом и отсутствующие в еврейском текстах короткие фразы/ предложения, которые в изобилии встречаются в большинстве книг Ветхого Завета, здесь не учитываются): Молитва Манассии в конце 2‑й Книги Паралипоменон, части Книги Есфири (7 отрывков, которые в русской Библии даны без нумерации стихов и присоединяются к следующим стихам: 1:1; 3:13; 4:17; 5:1; 8:13; 10:3), фрагменты Книги пророка Даниила (песнь вавилонских отроков — Дан.3:24–90; история о Сусанне — Дан.13; история о Виле и драконе — Дан.14), два фрагмента книги Иова ( Иов. 2:9; 42:17 ) и Псалом 151.
Термин «неканонические книги» возник в русской богословской науке в XIX веке; более точно его предположительное время возникновения — начало 1840‑х гг.; возможно, впервые этот термин был введен в научный оборот архим. Афанасием (Дроздовым) в его «Сокращенной герменевтике» (само это сочинение не сохранилось). Особенно популярным он стал благодаря «Введению в православное богословие» митрополита Макария (Булгакова); именно митрополит Макарий начинает активно использовать термин «неканонические книги».
В итоге в русской библеистике становится почти аксиомой достаточно свободное отношение к неканоническим книгам: они считаются не богодухновенными, а просто «добрыми и полезными», в их исследовании применяются все принципы и идеи библейской критики (тогда как в отношении канонических книг методика библейской критики, как правило, отвергается). В частности, такой знаменитый дореволюционный библеист как профессор П. А. Юнгеров, известный своим консерватизмом и категорическим неприятием критических мнений в отношении канонических книг, применительно к книгам неканоническим с относительной легкостью соглашается с многими, подчас радикальными мыслями западных исследователей.
При этом долгое время (с середины XIX до середины XX века) термин «неканонические книги» оставался малоизвестным и был достоянием только академических кругов. Общеупотребительным он становится только с 1968 г., со 2‑го издания Библии Московской Патриархией, где было опубликовано приложение «О книгах канонических и неканонических» и сами неканонические книги с тех пор стали помечать звездочкой в оглавлении.
В то же время в греческой православной традиции до сих пор нет ни самого термина «неканонические книги», ни разделения книг Ветхого Завета по принципу авторитета; все «наши» неканонические книги (кроме 3 Ездры, которая отсутствует в греческой Библии) в греческих Церквах считаются каноническими.
Важно также, что многие из этих книг и отделов используются в нашем богослужении, а этот факт лучшим образом подтверждает их авторитет для верующих. Перечислим далее эти книги и отделы, кратко обозначив их богослужебное употребление.
Иудифи — паремия на праздник блгв. кн. Ольги (11 июля);
Премудрости Соломона — особенно широко представлена в богослужении, берется 5 различных паремий на многие праздники святых;
Премудрости Иисуса, сына Сирахова — паремия в службе Всех святых, в земле Русской просиявших (Неделя 2‑я по Пятидесятнице) и на полиелейный праздник 70-ти апостолов (4 января).
Варуха — паремия на Рождество Христово
молитва Манассии — на великом повечерии
Иов.42:17 — в паремии Великой Пятницы
Дан.3:25–95 — седьмая и восьмая библейские песни на утрене, а также в паремии Великой Субботы.
Кроме указанных чтений, к богослужебному употреблению относятся еще цитаты и косвенные ссылки в песнопениях и молитвах на отдельные фрагменты Тов., 2 Макк. и Дан. 13–14 (получается, что эти книги хотя и не читаются в виде паремий, все равно представлены в православном богослужении).
В настоящее время в русской библеистике имеет место частичный отказ от отрицательного отношения к неканоническим книгам, некоторые библеисты (вслед за П. В. Тихомировым, преподавателем Санкт-Петербургской духовной академии) говорят об относительности термина «неканонические книги» в отношении перечисленных выше текстов, о том, что традиция «узкого» канона (только в объеме книг, входящих в еврейскую Библию) не закреплена Вселенскими соборами и что в отношении неканонических книг и отделов нет согласия между различными Православными Поместными Церквами.
“Для православного христианина различие между каноническими и неканоническими книгами Ветхого Завета имеет условный характер, поскольку речь идет не о православном или христианском каноне, а об иудейском каноне, завершенном независимо от христианства.” митрополит Иларион (Алфеев)
Почему писания других апостолов Иисуса Христа не вошли в Библию?
Разве другие Апостолы Иисуса Христа ничего не написали? Если написали, то почему их писания и их труды не вошли в канон Библии — в Новый Завет? Я занимаюсь исследованием апокрифов. Я читал многие вопросы и ответы на вашем сайте, и они действительно помогают во многих вещах.
Я знаю много апокрифических писаний, не вдохновленных Богом. У меня есть «Евангелие от Фомы» и «Евангелие от Иакова». Это очевидно фальшивые Евангелия. Но как насчет писаний других Апостолов? Среди Апостолов есть те, чьи работы вошли в новый Завет, но где остальные труды, если они были написаны? Если большая часть Апостолов были неграмотные, то они могли бы оставшихся помочь им с написанием. Были ли найдены работы других Апостолов?
Писания апостолов Иисуса Христа и канон Библии
Простой ответ заключается в том, что мы не много знаем по этому вопросу. Умел ли апостол Фома читать и писать? А что насчет апостола Симона Зилота? А Иаков (Апостол, а не брат Иисуса, написавший послание Иакова). А Матфий, который был избран в книге Деяний 1 главе? Я считаю, что было бы справедливо предположить, что большинство из них действительно были грамотными. Учитывая то, что Иисус избрал их проповедовать Евангелие, им точно потребовалось бы знание иврита. Им надо было уметь общаться с людьми, удовлетворять нужды церкви. Я так думаю, хотя это и не доказано.
Разве они не могли написать что-то? Разве эти апостолы не могли общаться с христианами и другими людьми при помощи писем? Могли, может так и было.
Следующий вопрос вот в чем – были ли их писания вдохновлены Богом? Я полагаю, что все Апостолы имели духовные дары, которые включали в себя возможность вдохновленного учения. Так что я считаю, что это вполне вероятно, что они могли написать вдохновленные Богом труды, но это скорее предположение.
Следующий вопрос вот в чем. Если были другие вдохновленные Писания, то почему они не вошли в Новый Завет? Здесь только размышления. Я полагаю, что Павел написал и другие письма, которые не вошли в Новом Завете. Я уверен, что Петр и Иоанн написали другие письма, которые не стали частью Нового Завета. Вот мои размышления по этому поводу. Я считаю, что это вопрос достижения консенсуса, когда одни писания поднялись над другими. Возможно, что Андрей и Фома были хорошими Евангелистами, но не очень хорошими писателями, и ранняя церковь знала это. Пока не известно наверняка, но возможно, что Матфей был более талантливым писателем, чем Фома. Его влияние, как Апостола язычников установлено. Петр, пожалуй, лучше всех это подтверждает. Иоанн был влиятельным Апостолом и к тому же пережил всех остальных Апостолов. Лука был удивительным историком и писателем, которому доверяла ранняя церковь. Вот возможные причины включения тех работ, что вошли в Новом Завете.
В конце концов, мы не можем доказать такие предположения, и нам остается доверять Богу, Его мудрости и провидению, благодаря которым Он определил, что попало в канон Нового Завета, а что нет. Кстати, вы упомянули «Евангелие от Фомы» и «Евангелие от Иакова». Они находятся в другой категории неизвестных трудов Апостолов. Было много сомнительных и ложных еретических учений гностиков и других групп во втором и третьем веке нашей эры. Никогда не было мыслей о том, чтобы включать эти труды в Новом Завете.
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Новое в блогах
Пять вещей, о которых не говорится в Библии
В большинстве своем христиане, люди Запада считают, что довольно хорошо знают Библию. Однако не все знают, что многие из канонических персонажей и реалий христианства в святой книге никогда не упоминались. Они пришли к нам из поэтических произведений авторов старины, намного позже, чем Господь Бог издал последнюю версию Библии.
Ангелы
Изображение ангела узнаваемо любым и каждым. Ангелы – они как люди, только светятся изнутри, иногда при себе у них есть меч. Эти милые существа обитают на небесах, где играют на благозвучных арфах и в то же время оберегают человечество от бед и горя. Ну чем не герои следующего романа Стефани Мейер?
Но есть небольшая проблема…
В Библии встречаются несколько видов ангелов, и, вы наверняка слышали о некоторых из них: архангелах, херувимах или серафимах. Выглядят эти персонажи по-разному и далеко не у всех есть крылья. Например, у серафимов шесть крыльев и ими они прикрывают свое тело, а еще они ослепляют или сжигают дотла, тех, кто повстречался на их пути.
В Библии так же говориться о престолах, которые названы там «колесами, находящимися в колесах», и обода их покрыты глазами.
А вот и самые милые ангелы, пухленькие и румяные херувимы. Как мы все знаем, херувим – это ангел-младенец, обычно с маленьким луком со стрелами и маленьким фиговым листочком, который он носит из скромности. Только в одном месте, а точнее в Книге пророка Иезекииля 10:44, они описаны как ужасные четырёхглавые монстры, с лицами человека, орла и льва.
Почему мы именно так представляем себе ангелов?
Художники, как правило, в изображении ангелов давали собственной фантазии полную волю. Они облачали супергероев в плащи, пририсовывали им крылья, чтобы как-то выделить небожителей из толпы рядовых обывателей, изображённых на картине. В раннецерковной традиции крылья служили обозначением того, что существо сие проживает на небесах. Архангелов Михаила и Гавриила обряжали в военную одежду того времени.
Херувимы не выглядели такими, как мы привыкли их видеть, до тех пора пока скульпторы эпохи Возрождения не возродили древний архитектурный стиль путти, характерной особенностью которого было изображение милых карапузов, танцующих и играющих у детских надгробий. Повторное открытие этого стиля и его широкое распространение в искусстве сформировало моду на херувимов-Купидонов, вроде тех, что украшают гробницу Илларии дель Каретто.
Красный Дьявол с рогами, вилами и козлиными ногами
Дьявол, известный также как Сатана, Вельзевул, Люцифер, Принц Тьмы, Царапало, Старина Ник и Аль Пачино представляется нам как парнокопытный, краснокожий король ада, прекрасно управляющийся с вилами, основатель музыкального жанра «тяжелый метал». Ко всему прочему он весьма азартен и обладает выдающимися деловыми качествами, он заключит с вами сделку, посулив исполнение ваших желаний или подарив музыкальные способности взамен на бессмертие вашей души.
Но что-то здесь явно не так…
Дело в том, что ни о чем таком в Библии не говорится. Ни в одной из ее глав или стихов. Более того, там нет даже упоминания о том, что дьявол носит козлиную бородку (а в этой книге практически каждый второй – бородач, или по крайней мере изображен таковым).
Как же выглядит Сатана в Библии? На самом деле этого никто не знает, дело в том, что в Святом Писании не встречается описания физического облика Врага, ну разве что мы наблюдаем его в облике Змия, явившегося в Эдемский сад, дабы искусить Еву. Однако существует мнение, что Змий тот на самом деле Сатаной как раз и не являлся. В остальном Сатана представляется как бесплотный говорящий дух, что-то типа Оби Ван Кеноби.
Откуда же пришел к нам подобный образ дьявола?
Средневековые художники в своем стремлении изобразить дьявола как можно более красочно и наглядно, в конечном итоге рисовали его в образе самого страшного и ужасного существа, известного на тот момент. Невозможно выделить какого-то одного художника или артистическую школу, которая сформировала облик Дьявола в том виде, который знаком каждому из нас. Свой традиционный образ Сатана создавал постепенно, обрастая все новыми и новыми невероятными деталями, точь-в-точь как хипстер, насобиравший за месяц на барахолках самых разных тряпок.
Кстати, а что насчет вил? На самом деле это и не вилы вовсе, а настоящий трезубец, весьма популярный у римских и греческих богов, аксессуар. А рога? Возможно, это один из пережитков древнего поклонения животным, который особо не понравился христианам. Некоторые эксперты считают, что козлиные ноги появились у дьявола только в XIX столетии, во время расцвета эпохи Романтизма. Воспользовавшись вошедшим в моду нео-паганизмом, многие поэты, писатели, художники и другие деятели искусства черпали вдохновение в образе греческого козлообразного бога Пана.
В канонических тестах вы также не встретите упоминаний об азартных играх Дьявола с человеческими душами. Несомненно, его дело склонять человека к совершению грехов, но за это он никому не дарит сверхъестественных способностей. Возникновение этого мифа связано со старинной немецкой легендой. История доктора Фауста, особо популярная в интерпретации Кристофера Марлоу, рассказывает историю о заскучавшем докторе, заключившем сделку с дьяволом в надежде получить от последнего тайные знания. А дьявол в той легенде выглядит просто как последний торговец-шарлатан.
Чаша Святого Грааля
Ко всему прочему до сих пор не ясно, была ли то чаша, кубок, пиала или, как предположил Дэн Браун, святая вагина.
Проблема заключается в следующем: если вы попытаетесь найти упоминание о Волшебной чаше в Библии, закончится тем, что вам покажется, будто вам подсунули сокращенное издание Библии или что-то вроде того. Там действительно упоминается чаша, из которой пил Иисус на Тайной Вечере, но значения ей придается не больше, чем любой другой детали декора, сопровождающей легендарную сцену. С таким же успехом можно утверждать, что стол, стул, меню, объедки или оставленные чаевые священны и обладают чудодейственной силой.
Где же истоки легенды?
Святой Грааль как значимый элемент сюжета впервые упоминается в легенде о короле Артуре. И даже тогда воины Артура не допускали мысли, что это была чаша Христа, для них она была чем-то вроде волшебного котелка. В то время котелок был самым обычным предметом, присутствовавшим на любом пире или вечеринке кельтов, поэтому волшебный котелок для них можно было сравнить с современной пивной кегой для нас, в которой никогда не заканчивается пиво.
Французский поэт Кретьен де Труа интерпретировал легенду об Артуре по своему, сделав особый акцент на поисках Святого Грааля. И даже тогда Грааль еще не превратился в чашу, предмет этот описывался как что-то напоминающее роскошное сервировочное блюдо.
Идею о Граале как о чаше Христа заронил в мировое сознание другой поэт, чиновник и рыцарь по совместительству Робер де Борон. Согласно его шедевральному произведению под названием «Роман об Иосифе Аримафейском», именно в эту чашу Иосиф Аримафейский собирал кровь и пот Христа после того как тот был распят на кресте.
Антихрист
Сегодня стоит ввести в поиск Google имя одного из мировых политических лидеров, и в первой пятерке ссылок, выданных поисковиком, обязательно будет упоминаться Антихрист. Сегодня это может быть Обама, если бы Google работал в более древние времена, то им мог бы стать любой видный политический деятель прошлого.
Вполне очевидно, что очень многие ожидают появления персонажа, который бы воплотил в жизнь библейское пророчество о харизматичном лидере, который сумеет одурачить весь мир, захватить власть, установить мировую диктатуру и привести эту планету к Апокалипсису.
В мире существуют целые секты, которые зорко следят за событиями в мире, старясь не пропустить знак, который возвестит о Конце Света и приведет к разрушению всего и вся.
Скептики, конечно, могут посмеиваться над всем этим, но вы даже не представляете, насколько предпочтения американцев касательно кандидатов в президенты были подвержены сомнениям, кто из них двоих может оказаться новым Антихристом.
То есть получается, что Антихрист, это любой из тех, кто не верит в Иисуса. Поэтому употребление частицы «анти» здесь вполне объяснимо, ну, например, как в слове «анти-фашист». Поэтому все, кто считает Ричарда Докинза Антихристом, несомненно, правы, более того, он и сам с этим согласен.
А началось все вот с чего:
В Книге Откровения Книга Откровения: спорить можно бесконечно присутствуют персонажи, роль которых приближать конец Света любыми доступными для них способами: например, Лжепророк, который выглядит как агнец, а вещает как дракон, надо думать, в фигуральном смысле. Затем в Откровении под номером 13 мы встречаем Зверя, который, согласно, легенде, «вышел из моря», и было у него десять рогов, семь голов, десять гребней и других частей тела, совершенно не похожих на человеческие.
Кстати, это именно этот Зверь, который ассоциируется с числом 666. Только во втором веке гражданин по имени Святой Иреней стал называть зверя Антихристом, позаимствовав это имя из другой части Библии, которая к Зверю ровным счетом никакого отношения не имела. Судя по всему у Зверя впереди куча времени до того момента, как его куда-то изберут, так как выглядит он ужасно.
А вот в Средние века Антихриста уже перестали изображать как огромного многоголового монстра, а придали ему вполне человеческий облик. Ничего удивительного, что со временем он превратился в одну из ключевых фигур поп-культуры, а бесчисленные романы, типа серии бестселлеров «Оставленные», известные и не очень фильмы только приумножили его популярность и довершили образ.
В итоге миллионы ожидают чего-то или кого-то, что, по их мнению, исполнит древнее библейское пророчество, а на самом деле этот персонаж сшит не менее чем из трех, никак не связанных друг с другом, библейских образов плюс ребенок Розмари.
Ад: все что угодно, кроме пламени
На самом деле, в Библии об аде сообщается не много, практически ничего, кроме того, что это самое отстойное место и там повсюду огонь. Вот как об этом говорится в Евангелии от Матфея 13:42: «И ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов».
Как это часто бывает именно художники и писатели, воспользовавшись этим невнятным описанием, решили его сделать более выразительным. Представление об аде как о подземной пещере, наполненной огнем и лавой и населенной демонами и чертями, неустанно пытающих грешников раскаленным железом, своей широкой популярностью обязано двум замечательным личностям Средневековья: Данте Алигьери и Иерониму Босху.
В интерпретации Данте ад похож на игру стрелялку, состоящую из девяти уровней. Он первым ввел концепцию contrapasso, согласно которой грешники, заключенные в аду подвергаются наказаниям, явно придуманным с определенной долей иронии. Вид наказания определяется грехом, которому чаще всего предавался человек к жизни. Например, льстецы обречены на вечное барахтанье в нечистотах. Все это весьма красочно и выразительно изобразил на своих полотнах голландский живописец Иероним Босх.
В создание образа Сатаны как верховного правителя Ада, вероятнее всего, виноват Джон Мильтон. Именно в его поэме «Потерянный рай» Сатана произносит сакраментальную фразу: «Лучше править в Преисподней, чем прислуживать на Небесах». Ад – место одинаково ужасное для всех, как для рядовых грешников, так и для демонов, поэтому Бог низверг их именно туда, а не в Висконсин, например. Как говорится во Втором Послании Петра 2:4: «Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания».
Как видите, оковы и заключение… для них. Никаких железных крепостей, огненных тронов, и никто не говорит, что всем там заправляет Сатана. Большая часть этой истории – плод коллективного воображения и заимствований из разных библейских легенд.
Апокрифы
Приходилось ли Вам читать, что Иуда Искариот предал Иисуса Христа по Его заданию, что у Спасителя была жена, что Мария Магдалина — самая мудрая среди апостолов?
Если нет, то Вас ждёт целый мир с совершенно новым взглядом на ветхозаветные и новозаветные истории — это апокрифы.
Некоторые аспекты апокрифов не позволяют включить эти библейские рукописи в канон
Апокрифы — это рукописи религиозной направленности о событиях Ветхого и Нового Завета. Это не вошедшие в Библию писания, не канонические книги. При этом апокриф преподносится автором как нечто подлинное.
Почему же апокрифы не включены в библейский канон?
Это вопрос сложный — и в каждом случае индивидуальный. Апокрифичность того или иного текста церковные деятели устанавливали в течение столетий.
Фрагмент Первой книги Еноха, апокрифа, который включён в канон Ветхого Завета в Эфиопии
Вот, например, что сообщает об апокалипсисе Петра Канон Муратори (перевод самого древнего перечня книг Нового Завета):
«Мы принимаем только апокалипсис Иоанна и Петра, хотя некоторые из нас не желают, чтобы последний читался в церкви».
То есть христианские деятели относили этот апокриф к списку канонических текстов, шли споры, так что решение об его исключении из канона в итоге приняли не без протестов.
Ещё один интересный пример — Первая книга Еноха. Она повествует о том, как ангелы приземлились на горе Ермон и брали в жёны обычных женщин, которые рождали от этого союза исполинов. Но примечательно не это, а то что апокриф входит в канон Ветхого Завета в Эфиопии.
Кстати, одно из условий попадания книги в канон: одна должна быть найдена на двух языках. С большинством апокрифов это не так.
Апокрифы писали из мести, ради славы и чтобы донести свои идеи до масс
Нет единого ответа на вопрос, зачем писали апокрифы. Всё сильно зависит от темы конкретного текста и эпохи его создания. Например, известны такие мотивы:
Проповедь. Как донести свои религиозные идеи до широких масс? Понятно, что анонимный текст или рукопись никому неизвестного человека не будет интересна публике. А вот если своё учение вписать в доселе неизвестное Послание апостола Павла, например, то интерес к тексту значительно возрастёт. Да и критический настрой к тексту исчезнет. Особенно этот метод пользовался популярностью у гностиков. То же Евангелие от Марии — гностическая проповедь, но в устах Христа она приобретает большой весь для читателя.
В апокрифе Евангелие от Марии Мария Магдалина предстаёт лучшей ученицей Христа
Жажда славы. «Если не прославлюсь сам, то хотя бы мой текст войдёт в историю», — рассуждали фальсификаторы и сочиняли тексты библейского содержания, напрочь лишённого какого-либо духовного смысла. Обычно это всего лишь художественные сюжеты, расширяющие известные иудейские и христианские сюжеты. Евангелие детства от Фомы — пример такого рода сочинительства.
В этом тексте полно историй о сверхъестественных способностях Иисуса Христа, которые не несут ни нравоучительного, ни духовного, ни сакрального смысла. Это роднит текст с мифами про детство богов и героев (например, Кришны и Геракла), но ничего не добавляет к христианскому учению.
Апокрифы делятся на ветхозаветные и новозаветные
Все апокрифы можно сгруппировать, по примеру Библии, на два больших корпуса:
Апокрифы Ветхого Завета преимущественно написаны в первые века до нашей эры в рамках иудейской традиции. Но не все. Например, есть и славянские тексты:
Вряд ли эти тексты написаны изначально на Руси, но именно у нас они приобрели популярность.
Славянский апокриф Житие Адама и Евы написан от лица Евы после изгнания из Эдемского сада
Один из самых информативных ветхозаветных апокрифов — книга Юбилеев. Это аналог книги Бытия, который значительно дополняет и расширяет сведения из канонических книг Ветхого Завета.
Излюбленные темы авторов этой категории апокрифов — жизнь первых людей и заветы иудейских патриархов. Наименее интересны авторам подобных писаний многочисленные книги пророков. По их мотивам не написано почти ничего.
Апокрифы Нового Завета в основном пересказывают, дополняют и опровергают канонические евангелия. Написаны эти тексты преимущественно в период рассвета христианства II–IV век.
Очень плодовитые авторы новозаветных апокрифов — гностики. Это одна из первых христианских школ. Её отличает мистическое толкование Священного Писания, что сближает гностицизм с Восточным эзотеризмом, а не иудейскими традициями.
Среди гностических евангелий широко известны:
Смотрите также статью Евангелие от Иуды
Апокрифы вводят ещё один жанр, который не существует в Библии, — евангелия детства. Это тексты, рассказывающие о первых годах жизни Христа, а также — о событиях, предшествующих Его рождению. Широко известны:
Любопытно, что хотя в Библии есть две уникальные книги — Деяния и Апокалипсис, в апокрифической литературе они превратились в популярные жанры, чему масса примеров: Деяния Филиппа, Деяния Павла, Деяния святого апостола Фаддея, одного из двенадцати, Мученичество святого апостола Павла, Апокалипсис Петра, Апокалипсис Павла, Апокалипсис Иоанна (неканонический) и другие апокрифические книги на эти темы.
Столь же изобильно представлены различные послания — послание Авгаря ко Христу, Послание апостола Петра к апостолу Иакову и т.д.
Фрагмент рукописи Апокалипсис Петра (апокриф)
Есть апокрифические произведения и других жанров, которые не представлены в Библии:
10 необычных апокрифов
Каждый апокриф по-своему удивителен, но их число близко к сотне, а потому интересно заострить внимание на наиболее оригинальных книгах.
«Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день».
«…и повелел научить сынов Иудиных луку, как написано в книге Праведного».
Есть несколько текстов-претендентов на то, чтобы называться книгой Яшер. Но все они признаны подделками. Подлинник, если он сохранился, до сих пор не найден.
Православие не приветствует апокрифические книги
Православные священники не рекомендуют обращать особое внимание на апокрифические книги. Апокриф, христианский он или иудейский, идёт вразрез с православным учением.
А у нас, в информационном пространстве, где христиане празднуют чистый четверг и масленицу, а также не знают, кто такой Бог-Отец, было бы вредно забивать головы прихожан ещё и апокрифическими параллелями. Своего-то богословия не знаем!
Но для человека хорошо знакомого с верой, религиоведа-исследователя или грамотного богослова очень интересно знать различные аспекты апокрифов:
С их помощью можно определить: