Что не включается в финансовый план
Разработка финансового плана: пошаговая инструкция
Финансовый план — это программа работы компании, представленная в конкретных цифрах. В нем зафиксировано, каких целей нужно достичь и за счет чего это можно сделать. Не просто «завоевать мир», а как: сколько потратить на рекламу, зарплату, закупку сырья и сколько получится заработать.
Содержание статьи
Этап 1 — Ставим цели
Разработка финансового плана начинается с выбора того, к чему нужно стремиться. Каждая компания сама выбирает срок финансового планирования. Итак, чего вы хотите достичь в ближайший месяц, квартал, год, пять лет? Пока не нужно себя ограничивать, просто зафиксируйте на бумаге свои желания. Поездка на Мальдивы всем коллективом на ежегодный корпоратив? Грузовик для доставки товара в магазины? Новый диван в переговорную или автомат с шоколадками в холл?
Полученный список нужно сверить с реальностью. Если в фирме один компьютер, и сотрудники работают на нем по очереди, мечтать о приобретении бизнес-центра рановато. А вот запланировать покупку оргтехники можно.
У Владимира магазин автозапчастей, налажено сотрудничество с поставщиками, есть два менеджера по продажам. Заказы идут через сайт, клиент сразу видит, есть ли детали в наличии и сколько займет доставка. Специализация — коммерческий транспорт, в основном, грузовые автомобили. Его клиентам важно, чтобы техника не простаивала, поэтому скорость доставки запчастей играет важную роль.
Какие цели выбрал Владимир для своего бизнеса?
Цель на год: покупка грузового автомобиля — 3 миллиона рублей. Доставка запчастей в районы увеличит базу клиентов.
Цель на квартал: увеличение товарных запасов на 500 тысяч рублей. Чем больше запас, тем меньше придется ждать доставки от поставщиков.
Цель на месяц: небольшой ремонт и перепланировка — 200 тысяч рублей. Она позволит создать дополнительное рабочее место для менеджера. Это должно увеличить количество оплаченных заказов с сайта — сотрудники смогут больше времени уделять консультациям.
Радмир Ганиев, генеральный директор Ganiev Financial Group:
«Планы, как маяки, мы по ним ориентируемся. Планирование помогает каждый день разумно принимать решение, как распределить поступающую выручку, держать баланс между поступлениями и расходами, принимать решения, опираясь на фактические данные. Финансовый план мы делаем на квартал и год.
Мы стараемся придерживаться плана, но бывает, что, по факту, получается совсем другая картина. Мы увидели это в 2020 году, когда начался карантин. Казалось, что в 2020 году наши детские центры не достигнут намеченных целей, но мы смогли перевести наш образовательный бизнес в онлайн-формат и к концу года опередили наши плановые показатели на 20%»
Этап 2 — Заполняем финансовую модель
На этом этапе нужно понять, какие доходы и расходы есть у компании. В этом поможет налаженный финансовый учет. Например, в сервисе ПланФакт можно посмотреть, сколько компания тратит на аренду, коммунальные платежи, налоги, какая у нее выручка и средний чек.
Эта информация вносится в финансовую модель. Мы приготовили для вас удобный шаблон, в который уже «зашиты» нужные формулы. Достаточно скачать файл и заполнить его своими данными, чтобы понять, какие траты компания может себе позволить.
Владимир внес данные по своему бизнесу в таблицу и понял, что взять деньги на ремонт сможет только во втором месяце — накопится нужная сумма, и компания избежит долгов. Наем нового менеджера должен увеличить конверсию заказов в оплату, поэтому прибыль с третьего месяца увеличится почти в три раза. Ее он планирует направить на закупку запчастей. А в декабре компания должна накопить 3 миллиона на новый грузовик.
При заполнении финансовой модели обычно ориентируются на нормальный вариант развития событий. Но нужно учитывать, что может случиться и негативный сценарий. Например, нанятый менеджер не сможет улучшить показатели, заблокируют сайт, повысят цены поставщики. На этот случай в компании должен быть предусмотрен финансовый резерв, который сможет покрыть кассовые разрывы, возникающие в процессе развития. Нельзя составлять финансовый план без учета подушки безопасности.
Яна Ильгина, руководитель финансового направления «Юридическая компания СПАС»:
«Разработка финансового плана делает процесс управления деньгами более организованным. Еще одно чрезвычайно важное преимущество финплана — возможность сравнивать запланированные показатели с фактическими, анализировать их отклонения и оперативно корректировать процессы в компании. Вы сможете быстро понять, что ваш корабль относит куда-то не туда и повернуть штурвал в нужном направлении.
Важно помнить, что с увеличением объема выручки обязательно увеличивается часть расходов. Например, нужно нанять больше продавцов или закупить больше товара. Для расширения клиентской базы сначала придется потратиться на маркетинг. Увеличится сумма налогов, возможно, придется сменить режим налогообложения»
Этап 3 — Составляем бюджет
После выбора стратегии развития нужно разбить работу на этапы, определить целевые показатели, сроки их достижения, назначить ответственных. Когда компания маленькая, как у Владимира из нашего примера, сделать это может сам собственник. Если фирма большая, придется собрать начальников отделов или руководителей подразделений. Полученные данные вносятся в бюджет движения денежных средств и бюджет доходов и расходов. Результат этого этапа — сформированный финансовый план компании.
Главное правило — затраты на финансовое планирование должны быть меньше, чем эффект от него, поэтому затягивать процесс, чтобы довести план до идеала, не нужно — работа все равно внесет коррективы.
Павел Вешаев, генеральный директор FinHelp:
«Чем крупнее бизнес, тем важнее разработка финансового плана. После преодоления порога в 100-200 миллионов рублей выручки в год финансовый план обязателен, а после 500 миллионов рублей в год его отсутствие — значительный объем полученного стресса и потерянных денег. Без финансового плана бизнесу может не хватить средств, и тогда его ждут кассовые разрывы, либо в какой-то момент может не хватить ресурсов, чтобы выполнить весь объем заказов, либо собственник будет «в мыле», чтобы закрыть все финансовые обязательства.
Финансовый план — это не формальный документ, который составили один раз в год и забыли. Это инструмент, который дает понять, куда собственник ведет бизнес, что хочет от него. И уже из этого видения вырисовываются конкретные действия и шаги. Финансовый план позволяет бизнесу перестать быть белкой в колесе, когда работа делается ради работы. Он помогает идти к конкретным целям»
Этап 4 — Анализируем выполнение плана
Приступаем к выполнению финансового плана. Для контроля исполнения намечаем промежуточные точки. Раз в месяц проводятся встречи с командой, чтобы понять, куда двигается компания. На этих собраниях анализируем, достигнуты ли нужные показатели, за счет чего произошел рост или почему план не выполняется. Корректировать можно не только работу, но и сам план. Например, резко изменились условия, объявили очередную самоизоляцию. Тут речь уже пойдет не о развитии, а о выживании. А если задачи выполняются легко, плановые показатели можно увеличить.
Наш герой Владимир, отслеживая выполнение финансового плана, понял, что после найма нового менеджера количество заказов не увеличилось. На собрании с сотрудниками выяснили, что на сайте была проблема с регистрацией новых клиентов, поэтому менеджерам пришлось тратить больше времени на оформление заказа. Проблему исправили, показатели пошли вверх.
Евгений Марченко, директор E.M.FINANCE:
«Распространенная ошибка – считать свой план неизменной постоянной. Слепое следование написанному лишает бизнес гибкости.
Относитесь к финансовому плану как к маршруту, нанесенному на дорожную карту. Наметьте точку, к которой вы неизбежно должны прибыть. Распишите сроки и цифры, как вы будете туда следовать. Но в случае, если одна из дорог у вас на пути окажется заблокирована дорожными службами, вы же не вернетесь домой? Нет, вы будете искать пути объезда. Так же и с финансовым планом. Придерживайтесь его, выполняйте его и будьте готовы в случае необходимости отступить от него, но только в сторону своей цели»
Разработка финансового плана:
Финансовый план: 6 ключевых элементов
Финансовые эксперты придерживаются разных мнений относительного того, что должно быть включено в финансовый план. Все зависит от типа бизнеса и целей, заложенных в бизнес-план. Но независимо от того, планируете вы просто начать свое дело, масштабировать уже существующий бизнес или просто лучше разобраться в текущих процессах, есть несколько ключевых пунктов финансового плана.
Ключевые составляющие финансового плана:
Даже если ваш бизнес находится на начальных стадиях развития, финансовый план может работать на вас.
Отчет о прибылях и убытках
Отчет о прибылях и убытках — это по существу объяснение того, как бизнес получил прибыль (или почему понес потери) за определенный период времени. Это список, в котором перечислены все доходы и расходы — как правило, в течение трехмесячного периода. В этом же списке приводится сумма чистой прибыли и убытков.
Это финансовый отчет, который может называться по-разному: отчет о прибылях и убытках, отчет о финансовых результатах, отчет о доходах компании и т.д. Неважно, как вы называете этот документ, в любом случае это существенный отчет, который поможет вам многое понять о бизнесе.
Есть различные формы для отчетов о прибылях и убытках, в зависимости от типа и структуры бизнеса (некоммерческая организация, компания с ограниченной ответственностью и т.д.).
Типичный отчет о прибылях и убытках должен включать информацию о:
Эти три компонента (доход, затраты и валовая прибыль) являются основой бизнес-модели — т.е. того, как вы зарабатываете деньги.
Также здесь перечисляются эксплуатационные расходы, которые являются текущими затратами, связанными с управлением бизнесом. Это фиксированные расходы, которые не колеблются в зависимости от величины дохода в определенном месяце (арендная плата, коммунальные услуги, страховка).
валовая прибыль — эксплуатационные расходы =
В зависимости от того, как вы классифицируете некоторые свои расходы, ваш операционный доход, как правило, будет эквивалентен EBITDA — сколько денег вы заработали в виде прибыли до вычета расходов по выплате налогов. Этот показатель также называется валовой прибылью.
Так называемый «итог» (по официальному — чистый доход, который значится в конце отчета о прибылях и убытках) можно узнать по следующей формуле:
операционный доход — амортизационные расходы = чистый доход
Отчет о движении денежных средств
Отчет о движении денежных средств объясняет, сколько наличных денег ваш бизнес потратил и каков остаток денежных средств за месяц. Проанализируйте некоторые процессы. Что происходит, когда вы отсылаете счет-фактуру клиенту, но он не производит оплату к определенной дате? Что происходит, когда вы оплачиваете свои собственные счета поздно? Эти детали не отражены в отчете о прибылях и убытках, но они проясняются в отчете о движении денежных средств.
Ваш отчет о движении денежных средств так же важен, как и отчет о прибылях и убытках. Компании работают с наличными деньгами. Без полного понимания того, сколько наличных денег вы имеете, на что, куда и по какому графику они идут, управлять бизнесом тяжело. И без отчета о движении денежных средств, который излагает такую информацию ясно для кредиторов и инвесторов, вы не сможете получить нужные средства. Никакой бизнес-план не будет полон без информации о потоке денежных средств.
Отчет о движении денежных средств помогает понять различие между тем, что отчет о прибылях и убытках сообщает о вашем доходе и прибыли, и какова фактическая финансовая позиция компании. Возможно, ваш бизнес прибыльный и все еще не имеет достаточно наличных денег, чтобы платить расходы и держаться на плаву, и также возможно, что он убыточен, но все еще имеет достаточно денежных средств, чтобы поработать в течение нескольких месяцев.
Метод начисления и кассовый метод
Существует два метода учета доходов и расходов для целей налогообложения прибыли — метод начисления и кассовый метод.
Кассовый метод предполагает, что доходы признаются в периоде их получения, а расходы — в периоде их оплаты. День получения дохода — это день поступления денег в кассу, поступления их на расчетный счет или день получения аванса. Расходы в данном случае признаются в день выплаты денег из кассы, списания их с расчетного счета или выбытия имущества.
При методе начисления доходы следует включать в расчет налоговой базы по налогу на прибыль в периоде их возникновения, а расходы — в периоде, к которому они относятся. Подтверждают период получения дохода или возникновения расхода такие документы, как договоры с контрагентами, акты. Метод начислений лучше всего проясняет то, как бизнес работает и что необходимо изменить.
Сдача любых видов отчетности во все контролирующие органы
Скажем, вы управляете летним лагерем для детей. Вы могли бы получить оплату от клиентов в марте, за несколько месяцев до того, как лагерь на самом деле начнет работать в июле — использовать метод начисления. Вы не признали бы доход, пока не приступили бы к обслуживанию, таким образом, и доходы и расходы для лагеря составлялись бы в июле. С кассовым методом вы признали бы доход в марте, но все расходы — в июле. Это было бы похоже на то, что ваш бизнес прибыльный во всех месяцах, еще до открытия лагеря, но убыточный в течение месяца, когда лагерь открылся.
Бухгалтерский баланс
Ваш баланс — скрин финансового положения бизнеса: как обстоят дела в конкретный период времени? сколько денег вы имеете в банке, сколько клиентов должны вам и сколько вы должны своим продавцам?
Баланс — это, по сути, уравнение:
активы = обязательства + собственный капитал
Прогноз по продажам
Прогноз по продажам — это прогноз о том, что вы продадите в установленный срок (обычно от года до трех лет). Этот прогноз — невероятно важная часть бизнес-плана, особенно когда кредиторы или инвесторы участвуют в процессе и должны быть частью вашего бизнес-планирования.
Вы должны сделать прогноз, он не должен быть противоречивым с точки зрения показателей по продажам, которые вы используете в своем отчете о прибылях и убытках.
Нет единой формы прогноза по продажам — у каждого бизнеса будут различные потребности. То, как вы сегментируете и организуете свой прогноз, зависит от того, какой бизнес вы имеете и полностью ли вы хотите отследить свои продажи.
Ответьте на следующие вопросы:
Ваш прогноз по продажам может быть детализирован настолько, насколько вы хотите. Но когда вы принимаете решение сделать прогноз по продажам, у вас определенно должен быть такой прогноз.
Скорее всего вы захотите сегментировать прогноз по продажам, эти сегменты будут полезны вам для планирования и маркетинга. Если вы владеете рестораном, например, то вы, вероятно, хотели бы разделить прогнозы по продажам ужинов и обедов; владельцам фитнес-центров могло бы быть полезно дифференцировать прогнозы по разным абонементам. Если вы хотите максимальной определенности, то можете сегментировать прогноз даже по продажам продуктов отдельных линий.
План по персоналу
Важность плана по персоналу зависит в основном от типа бизнеса. Если вы единоличный собственник без сотрудников, то для вас это не настолько значимый документ. Но если вы представляете бизнес побольше, с высокими трудовыми затратами, вам придется потратить время, чтобы выяснить, как персонал влияет на ваш бизнес. Думайте о плане по персоналу как об оправдании необходимости каждого члена команды участвовать в бизнесе.
План по персоналу должен включать описание каждой позиции и объяснять, что конкретные люди приносят в компанию с точки зрения обучения, экспертных знаний, знания рынка или продукта. Если вы пишете бизнес-план, чтобы представить его кредиторам или инвесторам, вы могли бы с помощью него объяснить необходимость участия каждого члена команды в бизнесе и размеры зарплат.
Вы также можете использовать это документ, чтобы перечислить все отделы. Нет никакого правила, в котором говорится, что вы должны перечислить только отдельных членов руководства. Вы также можете перечислить должности или отделы, которые планировали создать, но еще не сделали этого. Опишите, кто ваш идеальный кандидат, определите и объясните планируемый диапазон заработной платы.
Анализ безубыточности
Анализ безубыточности — это определение количества единиц продукции, которое нужно продать, чтобы выйти на безубыточность (один словом, сколько вы должны продать, чтобы компенсировать все расходы).
Рассмотрим на примере открытия ресторана. Чтобы сделать хотя бы одну продажу в заведении, нужно обставить его определенным количеством столов, напечатать меню, взять на работу бармена, поваров, официантов. Следовательно, владельцу ресторана необходимо провести анализ безубыточности, чтобы понять, сколько блюд ресторан должен продать в течение суток, чтобы покрыть расходы.
При определении точки безубыточности важно такое понятие, как маржинальная прибыль (разница между выручкой от реализации и переменными затратами). В примере с рестораном это будет цена за блюдо. Например, клиент платит 500 руб. за блюдо. Затраты на его приготовление составляют 100 руб., а стоимость приготовления и подачи еды составляет 150 руб. Маржинальная прибыль составляет 250 руб. (500 — 100 — 150 = 250). Ориентируясь на эти показатели, вы можете определить, какой должна быть выручка от реализации, чтобы бизнес стал безубыточным.
Все самое интересное о бизнесе — на нашем канале в Telegram. Присоединяйтесь!
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Финансовое планирование: что это и зачем нужно для бизнеса
Аналитик сервиса аутсорсинга бухгалтерии «Кнопка»
Многие начинающие предприниматели открывают бизнес «по наитию», не прогнозируя финансовые показатели. Зачастую именно это приводит их к краху. Рассказываем, как в развитии бизнеса помогает финансовое планирование, а также как составить.
Что такое финансовое планирование
Финансовое планирование — это способ, который позволяет определить кратко- и долгосрочные финансовые цели и разработать план по достижению. План как помощь: покажет, к чему бизнес должен готовиться.
Финансовый план важно разрабатывать сразу после того, как появится понимание целей и способа ведения бизнеса.
План включает в себя все, что необходимо предприятию для достижения своих целей:
Финансовое планирование не равно бухучету. Компания не анализирует то, что уже потрачено, а составляет прогноз на ближайшие месяцы: какими будут доходы и расходы. Этот прогноз действует как система раннего предупреждения, показывая, где надо снизить расходы, определить финансовые потребности и оптимальные сроки.
План визуализирует области, в которых нужно увеличить ресурсы, чтобы бизнес был успешнее. Это может быть маркетинг, расширение или разработка продукта.
Тест: привлечёт ли твой стартап финансирование?
Кому нужно финансовое планирование?
Всем, кто не хочет прогореть. Финансовый план позволяет отслеживать успехи бизнеса и быстро устранять проблемы, если они возникают. Как правило, компании, которые занимаются финансовым планированием, быстрее увеличивают доходы, чем те, процесс планирования которых неэффективен.
Что будет без финансового планирования?
Когда вы оказываетесь в городе в первый раз и нужно добраться из пункта А в пункт Б, вы же не идете наугад, а открываете карту. Здесь то же самое.
Без финансового планирования бизнес-решения становятся более рискованными, и компании могут упустить возможности или совершить ошибки.
Инструкция. Как составить финансовый план?
1. Составьте или пересмотрите свой бизнес-план
Финансовое планирование должно начинаться со стратегического плана вашей компании. Нужно ответить на следующие вопросы:
Затем рассчитайте финансовые показатели на ближайшие 12 месяцев, включая расходы на крупные проекты.
2. Разработайте финансовые прогнозы
Делайте ежемесячные финансовые прогнозы. Для этого нужно записать ожидаемую выручку на основе прогнозов продаж и ожидаемые расходы на рабочую силу, расходные материалы, накладные расходы.
Компании с ограниченным денежным потоком могут делать еженедельные прогнозы. Исходя из этого можно рассчитать затраты для проектов из предыдущего шага. В эти прогнозы полезно включить различные сценарии — наиболее вероятные, оптимистичные и пессимистичные. Это важно, чтобы оценить последствия каждого из них.
3. Позаботьтесь о финансировании
Используйте финансовые прогнозы, чтобы определить потребности. В случае необходимости заранее обратитесь к своим финансовым партнерам (инвесторам/банкам), чтобы обсудить возможные варианты финансирования.
4. Разработайте план на случай непредвиденных обстоятельств
Что вы будете делать в случае внезапного ухудшения финансового положения? Важно иметь деньги на черный день. Помощниками в этом могут стать вклад или наличие дополнительного источника кредитования.
5. Мониторьте результаты
Каждый месяц сравнивайте фактические финансовые результаты с цифрами в прогнозе, чтобы сразу заметить и проанализировать значительные отклонения. Они могут потребовать корректировки стратегии, чтобы вернуть бизнес на путь достижения своих целей по выручке и прибыли.
Самый простой вариант финпланирования — составить таблицу в Exсel и месяц за месяцем заполнять ее самостоятельно. Есть сервисы, которые помогают составить финансовый план: этот вариант будет проще.
Как облегчить составление финансового плана?
На финансовые результаты компании влияет много переменных, и каждую из них трудно предсказать. Особенно сложно предсказать поведение потребителей — насколько хорошо клиенты будут реагировать на продукты компании и на цену за них. Изменения в факторах себестоимости также могут вызвать значительные расхождения. Но есть несколько советов, которые помогут облегчить финансовое планирование.
Например, вы собираетесь открыть пиццерию.
1. Ответьте на вопрос: на какую аудиторию будете работать. Здесь можно следовать методу 5W и ответить на вопросы: что вы продаете, кто это покупает, почему, когда и где клиенты находят способ решить свою проблему.
ЧТО? Пиццу, кофе, газировку, пончики;
КТО? Семьи с детьми, подростки;
ПОЧЕМУ? Хотят провести время и перекусить;
КОГДА? В обеденное время и выходные;
ГДЕ ИЩУТ? В соцсетях, ищут заведение рядом с домом и работой.
2. Составьте план действий: что нужно, чтобы открыть пиццерию?
Проанализировать рынок, найти помещение, получить разрешения, найти поставщиков качественных ингредиентов, закупить оборудование, нанять сотрудников, составить меню, организовать кассово-контрольную технику, запустить рекламу. Дальше определяем ресурсы, нужные нам для достижения целей — это ляжет в основу финансового планирования.
3. Продумайте, какие шаги позволят вам увеличивать прибыль и быстрее выйти на точку безубыточности
Для пиццерии важно задуматься о качестве обслуживания клиентов, максимальном количество гостей, готовых возвращаться к вам снова и снова и увеличении среднего чека.
Все вышеизложенное важно подытожить, чтобы понять: что нужно для функционирования бизнеса
Пиццерия «Маргарита» продает пиццу, кофе, газировки и пончики. Работает каждый день с 12:00 до 22:00. Нужен повар и два официанта. Среднее время ожидания заказа 15 минут, и оно не увеличивается. В пиццерии всегда тепло и светло (не забудьте предусмотреть размер арендной платы и коммунальных платежей).
Эти шаги помогут понять, какие расходы закладывать в основу вашего финансового плана.
Что не включается в финансовый план
Умение обращаться с деньгами — важный навык. Финансово грамотные люди знают, как увеличить доход без суровой экономии и кредитов. Они достигают таких целей, на которые у людей с аналогичным доходом «нет средств».
Первый шаг к экономической грамотности — это персональный финансовый план. Мы подготовили подробную инструкцию по его составлению.
Тщательно сформулированная цель — половина успеха. Вместо абстрактного «хочу больше денег» — конкретное: «хочу через 10 лет получать 100 000 рублей пассивного дохода в месяц». Такая формулировка понятна, исчислима, под нее можно подобрать финансовые инструменты.
Ваших финансовых целей, скорее всего, будет несколько. По каждой нужно оценить:
Сформулированную большую цель разделите на маленькие: посчитайте, сколько нужно откладывать ежемесячно.
Например, ваша финансовая цель — купить машину определенной модели через 2 года. Сейчас она стоит 600 000 рублей, прогноз роста цен по авторынку — 10%. Таким образом, через 2 года на покупку понадобится 726 000 рублей. Делим на 24 месяца (срок достижения большой цели) — получаем, что в месяц нужно откладывать 30 250 рублей. Остается трезво оценить, насколько для вас это приемлемо. Возможно, для достижения цели придется найти дополнительный источник дохода, сократить расходы или пересмотреть сроки ее осуществления.
Помните, что покупка машины — это покупка пассива. Бытовая техника, новый iPhone, квартира, в которой вы живете, — тоже пассивы. Они не принесут доход, а наоборот, будут дешеветь и требовать затрат на обслуживание. Подумайте: может быть, вместо пассивов стоит купить активы: ценные бумаги, квартиру под сдачу, вложить деньги в банковский вклад — чтобы они работали и приносили прибыль.
«Обычно я предлагаю своим клиентам сделать две вещи: сформулировать свои финансовые цели в конкретных суммах и оценить, насколько это достижимо. Измерять свои цели, опираться на цифры и не идти на поводу у своих сиюминутных «хочу» — это взрослая позиция по отношению к деньгам. Если мы действительно поняли и прочувствовали, что это цель достижима, что это именно то, что мы хотим, — это понимание придаст сил и замотивирует. И нам уже будет гораздо легче не разменивать свои мечты на мелкие траты»
Доход от труда – заработная плата
Как увеличить
Обсудить с начальством повышение, сменить место постоянной работы или найти дополнительную подработку.
Доход от государства
Пособия, льготы, налоговые вычеты.
Как увеличить
Изучить законодательство. Возможно, вы не используете положенные вам льготы. Например, если в текущем году вы проходили лечение в платной клинике, то можете вернуть до 13% его стоимости.
Если открыть ИИС (индивидуальный инвестиционный счет), то дополнительно к доходу от инвестиций вы сможете получить налоговый вычет — 13% от суммы, внесенной на ИИС в течение года.
Эти деньги появляются в результате не непосредственного труда, а грамотных вложений капитала. Сюда относится доход от ценных бумаг, депозитов, недвижимости, бизнеса и т. д.
Грамотно инвестировать свои средства. Чем больше прибыльных активов, тем больше приток денег в дополнение к трудовому доходу. Конечно, составление портфеля, выбор стратегии, анализ рынка также потребует усилий. Минимизировать их можно, выбрав готовую инвестиционную стратегию.
Текущие расходы
Питание, плата за квартиру, траты на транспорт, лечение, отдых. Все, что необходимо для поддержания привычного уровня жизни.
«У нас много целей, внутренних ценностей, в соответствии с которыми мы решаем, как нам тратить деньги. Поэтому очень важно с самим собой договариваться: расставить приоритеты и найти компромисс. Если просто войти в режим жесткой экономии и начать ограничивать себя во всем, срыв неминуем. Важно увидеть за нежелательными тратами свои потребности и подумать, как еще их можно удовлетворить. Часто это можно сделать совершенно бесплатно. Например, услышать себя: «я слишком много работаю, устаю» — и вместо похода на дорогую спа-процедуру уменьшить рабочую нагрузку»
Их мы платим, чтобы зарабатывать. Обслуживание счета в банке, услуги брокера, расходы на бизнес, ремонт сдаваемой в аренду квартиры и прочие. На некоторых пунктах можно сэкономить: например, у многих брокеров оформление и обслуживание брокерского счета бесплатное.
Эти расходы в конце концов приносят деньги, поэтому полностью отказываться от них не стоит. Но есть исключение — если расходы на содержание актива постоянно превышают приносимые им доходы, его лучше продать. Пример — недвижимость, которая давно простаивает без арендатора, но требует постоянных расходов на ремонт, коммунальные платежи и налоги.
Социальные расходы
Все, что мы должны государству: налоги и штрафы.
Снова изучите законодательство: может быть, найдете более выгодную для себя схему налогообложения. Например, патент позволяет некоторым индивидуальным предпринимателям платить меньше налогов по сравнению с УСН.
Выплаты по кредитам
Как уменьшить
Рефинансировать кредит под меньшую ставку, пустить нерентабельные активы на погашение долга или увеличить период кредитования. Так вы снизите ежемесячный платеж, но общая переплата вырастет.
Посчитайте фактическую разницу между «плюсом» и «минусом» бюджета. После этого сравните с ежемесячной стоимостью всех финансовых целей: на все ли хватает? Если нет, план требует доработки.
Запишите цели по приоритетности: можно ли временно отказаться от тех, что оказались в конце списка? К ним всегда можно вернуться. Например, если увеличатся доходы или когда будет исполнена первая в списке цель.
Если все финансовые цели жизненно необходимы, то стоит рассмотреть кредитные инструменты. Но хорошо подумайте и посчитайте. Когда выплаты по кредиту составляют более 30% от дохода — это очень высокая кредитная нагрузка, опасная для выполнения финансового плана.
«Кредиты могут привносить в нашу жизнь неоправданный риск, поэтому бережное использование этого финансового инструмента — важная часть заботы о себе. Кредиты дают иллюзию больших возможностей, но на самом деле ставят возможности под угрозу. Человек оказывается в зависимости, ему сложнее принимать решения (например, о смене работы, получении образования). Кроме того, много средств уходит не на достижение целей, а на погашение долга.
С кредитами сложнее оценивать реальную финансовую ситуацию. Сколько у меня денег — 200 рублей? А банк пишет, что у меня 80 тысяч на кредитке. Это воспринимается как «спасательный круг», который на деле может оказаться неоправданно дорогим»
Инвестиции в них считаются низкорисковыми. Они дают практически 100% гарантии сохранности вашего капитала, плюс процент с дохода. К консервативным инвестициям относятся депозиты банков, страховые накопительные программы, продукты накопления пенсионного капитала, гособлигации, недвижимость, ETF.
Минус консервативного инвестирования — низкая доходность.
Если вы хотите приблизить достижение цели, а потенциальной доходности консервативных инструментов вам недостаточно, можно добавить в свой портфель агрессивные. При такой стратегии выше риски, но доходность, как правило, оказывается больше.
К подобным инструментам относятся акции, корпоративные облигации, инвестиции в стартапы, торговля валютой, фьючерсы и опционы, ПИФы.
Итак, финансовый план составлен, а все цели — достижимы. Но работа продолжается: после расчета и уточнения плана его необходимо успешно выполнить.
Как же это сделать? Используем современный вариант метода пяти конвертов. Вместо бумажных конвертов используем инвестиционные продукты.
Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ПАО Московская Биржа.
Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
ООО «Компания БКС», лицензия №154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия. 129110, Москва, Проспект Мира, 69, стр. 1, 3 подъезд.