Что не включает в себя трехкольцевая модель дж рензулли
Трехкольцевая модель одаренности Дж. Рензулли
Правда, в более поздних публикациях это положение приобрело несколько иной смысл (Renzulli & Owen, 1983). Рензулли отрицает, что в определении одаренности следует на первый план выносить когнитивные факторы, поскольку сами по себе они не объясняют продуктивность во взрослом возрасте, что является существенным признаком одаренности в этой модели. Каждая из трех групп является «равным партнером» в создании одаренности (Renzulli, 1978, р.182). Рассмотрим более подробно три кольца Рензулли.
«1) Высоким уровнем абстрактного мышления, свободным оперированием словами, числами и пространственными отношениями, памятью и беглостью речи.
2. Приспособлением и изменением новых ситуаций, встречающихся во внешнем окружении.
3. Автоматизацией информационных процессов; быстрым, точным и выборочным поиском информации».
По мнению Борланда, недостаточно обозначать способности только лишь выше средних главным когнитивным компонентом определения одаренности (Borland, 1989). Многие работы, нацеленные на то, чтобы показать слабую связь или отсутствие связи между показателями способностей и достижений в различных областях, имели своим изъяном малую разбросанность в способностях испытуемых. Исследования, цитируемые Рензулли и показывающие, что IQ, оценки в колледже и т.п. не предсказывают будущих достижений, использовали в качестве испытуемых в основном студентов колледжей (Renzulli, 1978). Поскольку эта группа испытуемых уже превышает средний интеллектуальный уровень, диапазон способностей значительно сужен, что снижает полученные коэффициенты корреляции. Борланд делает вывод, что это артефакт исследований, а не отражение истинного соотношения способностей и достижений. Более того, в ряде областей, где были сделаны важные интеллектуальные открытия, высокая академическая репутация, а значит, очень высокие умственные способности, требуются для простого удержания положения. Поэтому трудно полностью согласиться со стремлением Рензулли принизить значение очень высоких интеллектуальных способностей как необходимых по крайней мере в некоторых важных видах достижений одаренных людей.
Высокая увлеченность выполняемой задачей.
Рензулли определяет высокую увлеченность выполняемой задачей как сконцентрированную форму мотивации: «Тогда как мотивацию обычно определяют в терминах общего усиливающего процесса, который вызывает ответы организма, высокая увлеченность выполняемой задачей представляет собой энергию, нужную для разрешения конкретной проблемы (задачи) в специфичной сфере достижений (Renzulli et al., 1981, р.31). В об зоре исследований по этой проблеме он упоминает факторы, которые ассоциировались с высокой увлеченностью выполняемой задачей: настойчивость и поглощенность работой, независимость, уверенность в себе и инициативность. Некоторые авторы рассматривают высокую увлеченность выполняемой задачей как следствие формирования идентичности, но эту группу факторов трудно операционализировать и нелегко измерить объективно. Рензулли опять предлагает определять ее без измерения, доверяя еще больше рейтинговым оценкам достижений, чем в случае двух других факторов.
Хотя Рензулли подчеркивает равную значимость всех трех компонентов понятия для определения одаренности, он различает интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, и две другие группы характеристик. В то время как способности, превышающие средний уровень, представляют собой в целом стабильный и постоянный набор характеристик, две другие группы скорее изменчивы, нежели постоянны. Человек просто не может и, вероятно, не должен постоянно показывать высокие результаты в этих двух областях. Так, хорошо известная модель выявления одаренных детей «Турникет» (Renzulli et al., 1981) основана на предположении, особенно привлекательном для тех практиков, которые рассматривают творческую деятельность как феномен «включения-выключения».
Образовательные программы для способной молодежи должны быть готовы предложить специальные возможности для молодежи, когда уровень увлеченности задачей высок, и «освобождать» студентов из специально организованных программ, когда задача выполнена и увлеченность ею сошла на нет.
Будучи оптимистами в своих взглядах на развитие креативности и увлеченности выполняемой задачей путем соответствующей стимуляции и тренировки, Рензулли с сотрудниками признали: «Мы не можем предсказать, кто ответит наиболее результативно на конкретный вид стимулирования» (Renzulli et al., 1982, p. 94). Известно, что творческое поведение бывает у определенных людей (не всех людей), в определенное время (не все время) и при определенных обстоятельствах (не при вссх обстоятельствах); поэтому исследований и последовательно накопленных знаний о функционировании одаренных детей в период максимальной продуктивности крайне мало.
Способности, превышающие средний уровень, представляют относительно независимый набор характеристик по сравнению с двумя другими группами, которые почти всегда стимулируют друг друга. Однако природа и динамика этого влияния должна изучаться в рамках этой же концепции. Взаимоотношения между измеряемыми способностями, креативностью и высокой увлеченностью задачей будут определять истинное число детей, подпадающих под «Трехкольцевую модель одаренности». Галлахан и Кауффман оценили, что по крайней мере два процента, но определенно меньше, чем пять процентов детей школьного возраста, можно считать одаренными (Hallahan and Kauffman, 1978). На самом деле меньшее число детей было идентифицировано, чем это предсказали Галлахан и Кауффман (McLeod and Cropley, 1989).
Несмотря на то, что «Трехкольцевая модель одаренности» вызвала немало дискуссий и противоречивых отзывов (см. Borland, 1989; Renzulli & Owen, 1983), в целом она характеризуется как шаг в правильном направлении, поскольку она предлагает осязаемое, потенциально практичное, многомерное определение, которое может служить отправной точкой в определении академического превосходства. «Турникет» широко используется в США в качестве диагностической модели, доказав свою пригодность в разработке и реализации образовательных программ для одаренной молодежи (Karnes, 1986).
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
1.3 Модели одаренности
Рисунок 4. Модель одаренности Д. Фельдхьюсена Важной особенностью современного понимания одаренности является то, что она рассматривается не как статическая, а как динамическая характеристика. Одаренность реально существует лишь в движении, в развитии такое понимание привело к созданию теоретических моделей одаренности, которые наряду с факторами, характеризующими потенциал личности, включены факторы среды. Примером могут служить «мультифакторная модель одаренности» Ф.Монкса [45], «пятифакторная модель» А. Таннебаума[46]. Дадим более подробную их характеристику.
«Мультифакторная модель одаренности»Ф. Монкса [45]включает, кроме личностных особенностей самого одаренного учащегося, и окружающую его социальную среду: семья, сверстники, школа (рисунок 5).
Рисунок 5. Мультифакторная модель одаренности (Ф.Монкс)
Преодоление стресса
Мотивация достижения
Стратегии учебы/работы
Страх перед экзаменами
Локус контроля
Рисунок 7. Мюнхенская модель одаренности ( по К. Хеллеру)
Общественные отношения
Критические события в жизни
В модели К. Хеллераодаренность понимается как индивидуальный когнитивный, мотивационный и социальный потенциал, позволяющий достигать высоких результатов в одной (или более) из следующих областей: интеллект, творчество, социальная компетентность, художественные возможности, психомоторные возможности. Высокие достижения
— не когнитивные личностные особенности (преодоление стресса, мотивации достижений, стратегии работы и учебы и ряд других). Рисунок 7.
рассматриваются как продукт одаренности, личностных характеристик и социального окружения.
П.Торренс[48], наблюдая за своими учениками, пришел к выводу, что успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те, что имеют высокий IQ. Точнее, эти условия могут присутствовать, но они не являются единственными условиями. Для творчества нужно нечто другое. Ученым была сформулирована гипотеза «порогового значения», которая раскрывала соотношение интеллекта и креативности. Согласно это модели, при ^до 120 баллов общий интеллект и креативность образуют единый фактор, при ^выше 120 баллов креативность утрачивает зависимость от интеллекта. Поэтому в разработанной им концепции одаренности (рисунок 8) присутствует триада:
— творческие способности;
— творческое умение;
— творческая мотивация.
Рисунок 9. Модель одаренности Д. Б. Богоявленской и других
Трехкольцевая модель одаренности Дж. Рензулли
Правда, в более поздних публикациях это положение приобрело несколько иной смысл (Renzulli & Owen, 1983). Рензулли отрицает, что в определении одаренности следует на первый план выносить когнитивные факторы, поскольку сами по себе они не объясняют продуктивность во взрослом возрасте, что является существенным признаком одаренности в этой модели. Каждая из трех групп является «равным партнером» в создании одаренности (Renzulli, 1978, р.182). Рассмотрим более подробно три кольца Рензулли.
«1) Высоким уровнем абстрактного мышления, свободным оперированием словами, числами и пространственными отношениями, памятью и беглостью речи.
2. Приспособлением и изменением новых ситуаций, встречающихся во внешнем окружении.
3. Автоматизацией информационных процессов; быстрым, точным и выборочным поиском информации».
По мнению Борланда, недостаточно обозначать способности только лишь выше средних главным когнитивным компонентом определения одаренности (Borland, 1989). Многие работы, нацеленные на то, чтобы показать слабую связь или отсутствие связи между показателями способностей и достижений в различных областях, имели своим изъяном малую разбросанность в способностях испытуемых. Исследования, цитируемые Рензулли и показывающие, что IQ, оценки в колледже и т.п. не предсказывают будущих достижений, использовали в качестве испытуемых в основном студентов колледжей (Renzulli, 1978). Поскольку эта группа испытуемых уже превышает средний интеллектуальный уровень, диапазон способностей значительно сужен, что снижает полученные коэффициенты корреляции. Борланд делает вывод, что это артефакт исследований, а не отражение истинного соотношения способностей и достижений. Более того, в ряде областей, где были сделаны важные интеллектуальные открытия, высокая академическая репутация, а значит, очень высокие умственные способности, требуются для простого удержания положения. Поэтому трудно полностью согласиться со стремлением Рензулли принизить значение очень высоких интеллектуальных способностей как необходимых по крайней мере в некоторых важных видах достижений одаренных людей.
Высокая увлеченность выполняемой задачей.
Рензулли определяет высокую увлеченность выполняемой задачей как сконцентрированную форму мотивации: «Тогда как мотивацию обычно определяют в терминах общего усиливающего процесса, который вызывает ответы организма, высокая увлеченность выполняемой задачей представляет собой энергию, нужную для разрешения конкретной проблемы (задачи) в специфичной сфере достижений (Renzulli et al., 1981, р.31). В об зоре исследований по этой проблеме он упоминает факторы, которые ассоциировались с высокой увлеченностью выполняемой задачей: настойчивость и поглощенность работой, независимость, уверенность в себе и инициативность. Некоторые авторы рассматривают высокую увлеченность выполняемой задачей как следствие формирования идентичности, но эту группу факторов трудно операционализировать и нелегко измерить объективно. Рензулли опять предлагает определять ее без измерения, доверяя еще больше рейтинговым оценкам достижений, чем в случае двух других факторов.
Хотя Рензулли подчеркивает равную значимость всех трех компонентов понятия для определения одаренности, он различает интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, и две другие группы характеристик. В то время как способности, превышающие средний уровень, представляют собой в целом стабильный и постоянный набор характеристик, две другие группы скорее изменчивы, нежели постоянны. Человек просто не может и, вероятно, не должен постоянно показывать высокие результаты в этих двух областях. Так, хорошо известная модель выявления одаренных детей «Турникет» (Renzulli et al., 1981) основана на предположении, особенно привлекательном для тех практиков, которые рассматривают творческую деятельность как феномен «включения-выключения».
Образовательные программы для способной молодежи должны быть готовы предложить специальные возможности для молодежи, когда уровень увлеченности задачей высок, и «освобождать» студентов из специально организованных программ, когда задача выполнена и увлеченность ею сошла на нет.
Будучи оптимистами в своих взглядах на развитие креативности и увлеченности выполняемой задачей путем соответствующей стимуляции и тренировки, Рензулли с сотрудниками признали: «Мы не можем предсказать, кто ответит наиболее результативно на конкретный вид стимулирования» (Renzulli et al., 1982, p. 94). Известно, что творческое поведение бывает у определенных людей (не всех людей), в определенное время (не все время) и при определенных обстоятельствах (не при вссх обстоятельствах); поэтому исследований и последовательно накопленных знаний о функционировании одаренных детей в период максимальной продуктивности крайне мало.
Способности, превышающие средний уровень, представляют относительно независимый набор характеристик по сравнению с двумя другими группами, которые почти всегда стимулируют друг друга. Однако природа и динамика этого влияния должна изучаться в рамках этой же концепции. Взаимоотношения между измеряемыми способностями, креативностью и высокой увлеченностью задачей будут определять истинное число детей, подпадающих под «Трехкольцевую модель одаренности». Галлахан и Кауффман оценили, что по крайней мере два процента, но определенно меньше, чем пять процентов детей школьного возраста, можно считать одаренными (Hallahan and Kauffman, 1978). На самом деле меньшее число детей было идентифицировано, чем это предсказали Галлахан и Кауффман (McLeod and Cropley, 1989).
Несмотря на то, что «Трехкольцевая модель одаренности» вызвала немало дискуссий и противоречивых отзывов (см. Borland, 1989; Renzulli & Owen, 1983), в целом она характеризуется как шаг в правильном направлении, поскольку она предлагает осязаемое, потенциально практичное, многомерное определение, которое может служить отправной точкой в определении академического превосходства. «Турникет» широко используется в США в качестве диагностической модели, доказав свою пригодность в разработке и реализации образовательных программ для одаренной молодежи (Karnes, 1986).
Трехкольцевая модель Дж. Рензулли
Среди многих, в том числе весьма сложных, моделей структуры одаренности, нам’ кажется, заслуживает особого внимания выразительная «трехкольцевая модель одаренности» Дж.Рензулли (см. рис.), созданная на основе изучения одаренных детей и взрослых. Она включает в себя три компонента: интеллект выше среднего, усиленную мотивацию и «творческость». Таким образом, умственная одаренность не представляет собой нечто однородное.
Из признания такой структуры следует, что различия но умственной одаренности не сводятся к различиям по ее величине: различными могут быть соотношения «составляющих», относительная роль каждой из них. Этой моделью удобно пользоваться на практике, анализируя одаренность ребенка.
Трехкольцевая модель одаренности Дж.Рензулли
При этом очень существенно, что каждая из «составляющих», как и проявления одаренности в целом, несет на себе печать возраста растущего человека.
Глава 5. СКОЛЬКО МОЖЕТ БЫТЬ ВИДОВ ОДАРЕННОСТИ
Виды одаренности
Расширение определения
Понимание термина «одаренный» претсрпело значительные изменения на протяжении XX столетия. Сначала это понятие относилось только к взрослым, достижения которых считались выдающимися. Затем его стали применять к детям, имея в виду их интеллектуальное развитие, исключительные успехи в учении. В одаренные попадали дети, которые оказывались в числе нескольких процентов имеющих высокие показатели по тестам интеллекта. Однако жизнь постоянно вносила поправки в прогнозы, которые делались на основе тестов: высокие показатели умственного развитпя не гарантируют ни очень успешную карьеру, ни выдающиеся творческие достижения. В то же время дети с более скромными показателями IQ попадают в число людей, влияющих на прогресс, меняющих жизнь общества. Подобные курьезы заставлялн вновь и вновь обращаться к содержанию термина «одаренный» и, в частности, к вопросу, какие же виды одаренности выпали из поля зрения исследователей и практиков.
Уже в 20-е годы психологи выделяли так называемые специальные таланты. К ним относили «технический, коммерческий, научно-академический, художественный, социальный (политического деятеля, педагога и др.)» (СНОСКА: Леввтов Н. Д. Психотехника и профессиональная пригодность. — М., 1924. — С.95—96).
В 30-е годы стали раздаваться голоса специалистов, возражавших против исключительного использования гестов интеллекта для выявления одаренных детей. Действительность настойчиво напоминала об ограниченности ориентации только на интеллект. Например, в случае творческих достижении требуются нестандартный подход, оригинальность, за которыми стоят успешная переработка и организация нового материала или опыта. Тесты же интеллекта не содержат заданий, раскрывающих сформированность упомянутых процессов.
Со временем и накоплением опыта определение одаренности становится все более широким. Так, одаренность стали определять как способность к выдающимся достижениям в новой социально значимой сфере человеческой деятельности.
В 1972 году в официальном докладе государственного отдела образования США конгрессу было предложено следующее определение, которым пользуются американскне специалисты до настоящего времени.
Одаренными и талантливыми учащимися являются те, кто выявлен профессионально подготовленными людьми как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и/или помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества. Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании):
— общие интеллектуальные способности;
— конкретные академические способности;
— творческое, или продуктивное, мышление;
— художественные и исполнительские искусства;
Углубленные исследования последующих лет привели к тому, что уже признанные виды одаренности стали рассматриваться дифференцированно. Это проявилось в возникновении новых концепций интеллектуальной и творческой одаренности. Одной из получивших признание является теория множественности видов интеллекта Ховарда Гарднера.
Согласно этой теории не существует какого-то единого интеллекта: есть, по крайней мере, семь видов. Каждый из них независим от других и функционирует как отдельная система по своим собственным правилам. Каждый обладает особым статусом в силу своего происхождения. Например, в эволюционном развитии человечества музыкальный интеллект является более древним, чем остальные.
Семь видов интеллекта
К выделенным семи видам интеллекта относятся следующие.
Лингвистический интеллект — способность использовать язык для того, чтобы создавать, стимулировать поиск или передавать информацию (поэт, писатель, редактор, журналист).
Музыкальный интеллект — способности исполнять, сочинять музыку или получать от нее удовольствие (музыкальный исполнитель, композитор).
Логико-математический интеллект — способность исследовать категории, взаимоотношения и структуры путем манипулирования объектами или символами, знаками и экспериментировать упорядоченным образом (математик, ученый).
Пространственный интеллект — способности представлять, воспринимать объект и манипулировать им в уме, воспринимать и создавать зрительные или пространственные композиции (архитектор, инженер, хирург).
Телесно кинестезический интеллект — способности формировать и использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, в ручном труде (танцовщица, спортсмен, механик).
Личностный интеллект имеет две стороны, которые могут рассматриваться отдельно — это интраличностный и интерличностный интеллект. Интраличностный интеллект представляет собой способность управлять своими чувствами, различать, анализировать их и использовать эту информацию в своей деятельности (например, писатель).
Интерличностный интеллект есть способность замечать и понимать потребности и намерения других людей, управлять их настроениями, предвидеть поведение в разных ситуациях (политический лидер, педагог, психотерапевт).
Каждый вид интеллекта Х.Гарднер проанализировал с учетом используемых умственных операций, случаев появления высокоодаренных, проявлений в других культурах, возможного пути эволюционного развития. В силу наследственных факторов или же под влиянием особенностей обучения у некоторых людей развиваются определенные виды интеллекта сильнее других, тогда как все они необходимы для более полной реализации личности.
Сопоставление известных видов одаренности и видов интеллекта по Гарднеру показывает, что они почти совпадают. Полное совпадение отмечается между психомоторной одаренностью и кинестезическпм интеллектом. Этот вид одаренности хорошо известен, исследуется особо (психология спорта). Существует целая сеть учебных заведений, развивающих эти способности, — спортивные школы и кружки, балетные студни и школы и т.п. Психомоторная одаренность получила повсеместное признание, ее особый статус не вызывает бурных дискуссий и обвинений в недемократизме.
Концепция Дж. Рензулли
Основные концепции понимания таланта и одаренности
Одной из наиболее распространенных и целостных концепций одаренности в мировой психологии является трехкомпонентная теория Дж. Рензулли. Концепция описывает одаренность как взаимодействие трех групп человеческих качеств:
— интеллектуальные способности, превышающие средний уровень,
— высокая увлеченность выполняемой задачей мотивированность),
— высокий уровень креативности.
В схематическом изображении это представлено на рисунке 1.
Рис. 1. Элементы человеческого потенциала по Дж.Рензулли.
Интеллект. Дж. Рензулли подразумевает, что для достижении высоких результатов в различных сферах требуется достаточно высокий уровень интеллекта. Современные исследования, в общих чертах, подтверждают данный тезис. Если говорить непосредственно об IQ, то необходим уровень не ниже среднего для достижения компетентности в интеллектуальной области человеческой деятельности. Однако речь идет не только о формально измеренном уровне интеллекта, но и о целостной системе знаний, целенаправленной практике их применения, привычке к постоянной интеллектуальной работе.
Творческость (или креативность). В данной концепции под творческостью понимается, в первую очередь, способность к созданию новых идей, умение отойти от готовых стереотипов, найти новые способы решения проблемы, необычный взгляд на ситуацию.
Мотивация является процессом, включающим множество разных соподчиненных мотивов. Творческая мотивация включает в себя, прежде всего, познавательные мотивы, то есть мотивы, связанные с содержанием обучения, а также мотивация процессом: творческие люди получают удовлетворение от самого процесса решения задачи, независимо от сферы, в которой они работают (наука, искусство). Как отмечают исследователи, наиболее благоприятны с точки зрения развития одаренности доминирование мотивов, связанных с содержанием учения (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями; ориентация на усвоение способов приобретения знаний и т. п.). Доминирование этой группы мотивов характеризует одаренного ребенка.
Важной аспектом мотивации одаренных людей является мотивация достижения успеха, а мотив избегания неудачи, напротив, по многочисленным наблюдениям затрудняет реализацию личностного потенциала.
Отметим еще один существенный аспект мотивации одаренных – это ярко выраженная мотивация самоактуализации, которая становится ведущей у них уже в раннем возрасте. Американский психолог А. Маслоу (50-60 гг.), разрабатывая свою систему мотивации, выделили пять основных групп мотивов:
1. потребность жизнеобеспечения (в еде, во сне, в сексе, в материальной обеспеченности)
2. потребность в безопасности (уверенность в завтрашнем дне, социальная защищенность)
3. потребность социальных контактов (потребность в любви, дружбе, принадлежности к группе)
4. потребность в признании (в уважении со стороны окружающих и самоуважении)
А. Маслоу описывает основные пути достижения самоактуализации: неравнодушие к себе, самопознание, принятие и гармония со своей внутренней природой; способность к самоуправлению, умение делать адекватный жизненный выбор, умение нести ответственность за свой жизненный путь, отношение к самоактуализации как к образу жизни.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет