Что не включает в себя невербальный этикет
Этикет невербального общения
Невербальное общение как наиболее древняя и базисная форма коммуникации, его правила и закономерности значение в общей структуре. Принципы разработки системы этических норм, используемых в процессе невербальной коммуникации. Описание мимики и жестов.
Рубрика | Этика и эстетика |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 29.05.2014 |
Размер файла | 21,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Мы очень часто обращаемся к этому способу передачи информации, общаясь с друзьями, родственниками, деловыми партнерами, сослуживцами и с теми, с кем лишь на мгновение сталкиваемся нас повседневная жизнь. Он во многом определяет как реакцию на окружающих, так и их отношение к нам. Стоит только сознательно отнестись к этим безмолвным сигналам, которые мы одновременно и подаем, и принимаем, как мы тут же откроем для себя возможность более эффективного и действительного их использования.
Ученые до сих пор спорят о том, в какой степени способность к языку жестов является врожденной, как быстро она развивается в тот период, когда человек учится говорить, и какою роль в ее развитии играет подражание окружающим. Самые современные представления позволяют думать, что способность читать чужие мысли свойственна всем людям. Проще говоря, самые разные внешние признаки, такие как выражение лица или направление взгляда, помогают нам догадаться о чувствах других людей и об их намерениях по отношению к вам.
1. Невербальное общение
Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты (см. схему 1). Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют.
Невербальный язык настолько мощный и общий, что часто мы без труда понимаем собаку, что она хочет. Собака же предугадывает многие наши поступки, например, заранее знает, когда мы идем с ней гулять, а когда отправляемся на улицу без нее.
Некоторые животные живут в одиночку, например, медведи. Поэтому у них неразвит невербальный язык (например, мимика, положение ушей).
В результате добродушный с виду медведь может отвесить оплеуху дрессировщику. При дрессировке животных со слаборазвитым невербальным языком следует быть особенно осторожными.
Часть невербального языка универсальна: все младенцы одинаково плачут и смеются. Другая часть, например жесты, различается от культуры к культуре. Невербальное общение обычно возникает спонтанно. Мы обычно формулируем свои мысли в виде слов, наши же поза, мимика и жесты возникают непроизвольно, помимо нашего сознания.
2. Роль невербального общения
Слова хорошо подходят для передачи логической информации. В то же время чувства лучше передаются не вербально (см. схему 2). Согласно оценкам ученых 93% информации, передающейся при эмоциональном общении, проходит по невербальным каналам коммуникации.
Невербальное общение трудно контролируется даже профессиональными артистами. Им для этого необходимо входить в образ, что является сложным творческим процессом, не всегда получается и требует репетиций. Поэтому невербальное общение является существенно более надежным, чем вербальное. Мы можем контролировать часть параметров невербального общения. Но мы никогда не будем в состоянии контролировать все параметры, так как человек может держать в голове одновременно не более 5-7 факторов.
Свои чувства и эмоции мы можем передавать без слов. Невербальный язык используется и при словесном общении. При его помощи мы:
* подтверждаем, поясняем или опровергаем передаваемую словесным путем информацию;
* передаем информацию сознательно или бессознательно;
* выражаем свои эмоции и чувства;
* регулируем ход разговора;
* контролируем и воздействуем на других лиц;
* восполняем недостаток слов, например, при обучении езде на велосипеде.
Разговаривая с партнером, мы видим его мимику, жесты, которые нам говорят, что действительно думает и чувствует наш собеседник. Так, сидящий собеседник, подавшись вперед, сообщает нам, что хочет говорить сам. Отклонившись же назад, он уже сам хочет нас слушать. Наклоненный вперед подбородок свидетельствует о волевом напоре, желании жестко отслеживать свои интересы. Если же подбородок приподнят, а голова прямая, то партнер считает себя в позиции силы.
Управляя своим невербальным языком, мы можем вызывать желаемый для нас образ. Выступая перед аудиторией в качестве эксперта, нам следует вызвать образ компетентного, уверенного в себе специалиста. В противном случае нашему мнению никто не поверит. Более того, свое впечатление о нас аудитория составит в первые несколько секунд нашего выступления.
Если мы выйдем на трибуну с сутулой спиной, голос будет звучать вяло, а слова окажутся скомканными, то нам вряд ли удастся убедить присутствующих принять наши предложения, если только аудитория не будет нас считать заранее первоклассным специалистом и непререкаемым авторитетом.
3. Этикет невербального общения
невербальный коммуникация общение этический
Большая часть информации передается невербальными средствами общения.
Мимика, жесты играют большую роль в оценке окружающими уровня воспитанности того или иного человека (собеседника). Например, некоторые люди не знают, что делать со своими руками. Незанятые руки держат спокойно. Если есть привычки теребить что-нибудь, стучать пальцами по столу, щелкать большими пальцами, чесать затылок или за ухом, массировать руками щеки или пальцем переносицу, демонстрировано рассматривать свои ногти и т.д., то от них нужно отучиться. Неприлично указывать пальцем. Не отставляют мизинец во время еды, курения.
Во время разговора рот рукой не прикрывают, не хлопают собеседника по плечу, не теребят пуговицу его пиджака, не толкают его локтем, стряхивают с его или со своей одежды пылинки (чтобы снять нитку или волос с одежды собеседника, спрашивают у него разрешение). При разговоре жестикуляцию сводят до минимума. Только некоторые слова и фразы, такие как «Садитесь, пожалуйста», «Познакомьтесь, пожалуйста», «Можно вам представить?» и т. Д. сопровождаются соответствующим жестом.
Поднятый вверх большой палец в Америке, Австралии, Англии и Новой Зеландии имеет два значения: Попытка поймать полную машину («останови») и «Всё в порядке».
Когда француз или итальянец стучит себе по голове, это значит, что он считает какую-либо идею глупой. Если британец или испанец шлепнет себя ладонью по лбу, то тем самым он покажет окружающим, что доволен собой. Тем же самым жестом немец выражает свое крайнее возмущение по отношению к кому-либо. Голландец, стуча по лбу и при этом, вытягивая указательный палец, сообщает, что идея ему понравилась, но он считает её слегка сумасшедшей.
Там же, в Голландии, поворот указательного пальца у виска означает, что кто-то сказал остроумную фразу.
Итальянец выражает недоверие, когда постукивает указательным пальцем по носу. Этот же жест в Голландии означает, что говорящий или о ком говорят находиться в состоянии алкогольного опьянения.
Когда Француз чем-то восхищён, он соединяет кончики трёх пальцев, подносит их к губам и, высоко подняв подбородок, посылает в воздух нежный поцелуй. Если он протирает указательным пальцем основание носа, то эта означает, что он не доверяет тому, о ком говорят.
В некоторых африканских странах смех означает изумление или замешательство.
В Алжире или Египте арабский жест подзывания схож с российским жестом прощания.
Многие жесты не фиксируются сознанием, но в полной мере передают настроение и мысли человека. Если есть желание прослыть внимательным и интересным собеседником, то нужно разбираться в жестах и мимике. Итак,
— если пальцы рук сцеплены. Возможно три варианта: скрещенные пальцы рук на уровне лица, лежат на столе, лежат на коленях. Этот жест означает разочарование желание собеседника скрыть своё отрицательное отношение;
— защита рта рукой (это могут быть только несколько пальцев или кулак). Данный жест означает, что слушающий чувствует, как вы лжете;
— почесывание и потирание уха. Этот жест говорит о том, что человек наслушался вдоволь и хочет выказаться;
— почесывание и потирание шеи. Данный жест говорит о сомнении и неуверенности человека;
— пальцы во рту. Этот жест говорит о внутренней потребности в одобрение и поддержке;
— скрещивание рук на груди собеседника сигнализирует о том, что лучше разговор закончить или перейти на другую тему.
Необходимо как можно скорее закончить разговор. Если собеседник прискрещивания рук обхватывает плечи, то это означает, что он уже готов перейти врукопашную;
— обиженный человек чаще всего принимает следующую позу. Он приподнимает плечи и опускает голову. Если собеседник принял именно эту позу, то тему разговора следует поменять;
— если ваш собеседник ходит по комнате, это значит, что разговор интересует его, но ему нужно подумать, прежде чем принять решение;
Человек самодовольный и высокомерный складывает кисти рук вместе.
Уверенного в себе человека, который хочет показать своё превосходство над другими, можно распознать по жестам «закидывание рук за спину с захватом запястья» и «закидыванием рук за голову».
С таким человеком общение затруднительно. Поэтому если хотят расположить его к себе, то наклоняются немного вперёд с протянутыми ладонями и просят объяснить что-либо. Другой способ заключается в копировании жеста.
Человек, который во время разговора держится руками за боковые края стула или его руки лежат на коленях, хочет прекратить разговор. В таком случае беседу сразу прекращают.
По тому, как слушающий выпускает дым сигареты, можно определить его отношение к собеседнику и к разговору. Если он выпускает дым постоянно вверх, это означает, что он настроен положительно и разговор ему нравится. Если дым направлен вниз, то человек, наоборот, настроен негативно, причем, чем быстрее он выпускает дым, тем больше разговор ему неприятен.
Походка также является важным определяющим фактором в сиюминутном состоянии человека. Если руки находятся в карманах или он ими размахивает, если он смотрит под ноги, находится в угнетённом
состоянии. Человек, у которого руки сцеплены за спиной, а голова опущена, чем-то озабочен.
Для того чтобы достичь желаемой цели в беседе, мало быть внимательным человеком, необходимо самому использовать во время беседы жесты открытости, которые помогут расположить к себе собеседника, вызывать его на откровенный разговор и оставить о себе самое благоприятное.
Общение включает в себя вербальные и невербальные каналы передачи информации. При этом информация, поступающая по невербальным каналам, может, как подкреплять, так и противоречить сообщению, передаваемому при помощи слов. Невербальный язык менее контролируем сознанием, чем вербальный, а потому и более достоверен. Если информацию, поступающая по невербальному каналу, противоречит информации, полученной по вербальному, то верить следует невербальной.
Понимание тонкостей языка жестов может улучшить и упростить ваши отношения с окружающими людьми. При любом взаимодействии с другим человеком цель состоит в общении, однако слишком часто наши жесты при этом неясны в лучшем случае и противоречивы в худшем. Как бы хорошо вы ни знали кого-то, никто из нас не может читать мысли другого, так что все, что улучшило бы общение, представляется ценным. Однако перед тем как применить ваше новое знание в повседневной жизни, подумайте о том, чего вы хотите достичь.
Можно использовать язык жестов, для того чтобы вводить людей в заблуждение и манипулировать ими. Бывают случаи, когда это вам и необходимо.
1. Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. М.: Смысл, 2000.
3. Тренев Н.Н. Управление конфликтами. М.: ПРИОР, 1999.
4. Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. М.: Наука, 1979.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Общее понятие и группы средств невербального общения. Описание значения поз, мимики, жестов и телодвижений при общении с человеком. Значения и правила жестов в бизнесе: жестикуляция рукой; жесты защиты и нападения; жесты, свидетельствующие о лжи.
контрольная работа [320,1 K], добавлен 27.07.2010
контрольная работа [28,1 K], добавлен 23.01.2011
Диалог как форма общения. Виды слушания партнера по общению. Структура вербального общения. Разговорная лексика и фразеология. Реакции слушателя, приемы слушания. Устная речь как самый распространенный способ коммуникации. Примеры невербального общения.
презентация [4,6 M], добавлен 04.02.2015
Роль и значение этикета, специфика функционирования его норм в сферах «неживого» общения. Этикет разговора по телефону, правила деловых звонков по домашним номерам в выходные и праздничные дни. Особенности электронной переписки. Общение в ISQ и SMS.
презентация [4,8 M], добавлен 12.11.2013
Условия успешного проведения экскурсии. Требования к культуре и скорости речи, интонации и внешнему виду, идейному содержанию рассказа экскурсовода. Особенности речевых средств общения на выставках и экскурсиях, значение этикета. Язык мимики и жестов.
контрольная работа [20,5 K], добавлен 10.09.2010
Невербальный этикет в деловой коммуникации
Особенности невербального общения с деловыми партнерами и подчиненными. Функции рукопожатия, правильной осанки и внешнего вида. Виды жестов, поддержание зрительного контакта с собеседником. Негласные правила невербального этикета в деловой коммуникации.
Рубрика | Этика и эстетика |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 01.10.2016 |
Размер файла | 20,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Введение
Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т.п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно с тоном, удваивая силу речи). Слишком частые однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают.
А. Ф. Кони «Советы лекторам»
невербальный общение этикет деловой
Невербальный этикет в деловой коммуникации
Приветствие
При знакомстве, когда вас представляют или вы представляетесь сами, не спешите подать руку. Тот, кому вас представляют, должен сделать это первым. Помните: согласно деловому этикету, на официальной встрече целовать дамам руку не принято (по правилам светского этикета целуют руку лишь замужним женщинам и лишь в помещении).
Рукопожатие
Рукопожатием обычно демонстрируют особое расположение к собеседнику, хотя все чаще в деловой сфере рекомендуют использовать рукопожатие в любом случае. Правила невербального этикета говорят, что первым протягивает руку тот, кто занимает более высокое положение; при общении с женщиной инициатором всегда выступает она. Рукопожатие не должно длиться более трех секунд, быть слишком крепким или вялым. Пожимая руку, нужно смотреть человеку в глаза.
Если вы подошли к группе людей и обменялись рукопожатиями с одним человеком, нужно пожать руки и остальным.
Во время рукопожатия не курят. Нужно выбросить сигарету, потом пожать руку. Если такой возможности нет, извинитесь за то, что вы с сигаретой.
Никогда не протягивайте левую руку для рукопожатия. Даже если Вы левша, пользуйтесь правой рукой.
Если рукопожатие совершается одновременно между несколькими людьми, следите, чтобы руки не перекрещивались.
Не пожимайте руку собеседнику, держа вторую в кармане.
Не принято обмениваться рукопожатием через порог, стол или над головой человека, сидящего между вами.
Когда на деловой встрече мужчина слишком вальяжно сидит в кресле, закладывает руки за голову, откидывается на спинку, можно предположить, что он просто расслабился и принял комфортное для себя положение, что со стороны это выглядит неприлично.
Осанка
Благоприятное впечатление производит правильная осанка, она характеризует Ваш характер и настрой. Спина должна быть расправлена, голова высоко поднята (но не переусердствуйте, иначе Вы можете показать превосходство над собеседником). Хорошая осанка должна выглядеть легкой и естественной, зажатость тут недопустима. Если Вы постоянно сутулитесь, то к Вам будут относиться с недоверием, считая, что Вы общаетесь без интереса, и то, о чем Вы говорите или чем занимаетесь, не вызывает у Вас энтузиазма.
Внешний вид
В деловой среде одежда ни в коем случае не должна быть кричащей, вызывающей. Она должна быть элегантной, строгой и прежде всего чистой и выглаженной.
Жесты
Жестикуляция должна быть естественной, умеренной, жесты не должны быть непрерывными. Их необходимо разнообразить, нельзя повторять одни и те же, т. к. это раздражает аудиторию. Жестикулировать следует обеими руками.
Нельзя пальцами теребить одежду, украшения, дотрагиваться до часов и т.д. Это рассматривается аудиторией как проявление вашей неуверенности. Такие жесты называются навязчивыми: они очень отвлекают слушателей, а речь оратора делают монотонной и невыразительной.
Не делайте резких, порывистых движении? локтями, не прерывайте начатые жесты, доводите их до конца. Не шевелите открыто пальцами. Делайте жесты только выше пояса; жесты ниже пояса воспринимаются слушателями как выражение неуверенности, растерянности.
Указательные жесты нужно делать ладонью, а не пальцем, иначе это выглядит как проявление агрессивности.
Взгляд
С собеседником (собеседниками) необходимо поддерживать зрительный контакт. Смотреть на собеседника надо примерно половину разговора, тогда это рассматривается как поддержание контакта. Если мы смотрим доброжелательно 60—70% времени (отведенного разговору) на собеседника, он понимает, что нравится нам.
Приветливый, с улыбкой, кратковременный взгляд в глаза рассматривается как сигнал положительного отношения, заинтересованности, симпатии, стремления к контакту.
Привычки
Следует разобраться в своих привычках и избавиться от мешающих в общении. На деловых встречах часто можно столкнуться с тем, что собеседник в ходе разговора, хлюпая, пьет чай и заедает его конфетами. Если человек занимает высокий пост, такое поведение выглядит странно. Оно простительно разве что для мелкого служащего, дорвавшегося до бесплатного кофе или чая.
Допустимо на переговорах попросить стакан воды. Если Вы ожидаете собеседника, Вам должны предложить чашку кофе или чая, однако ее можно выпить, только если собеседник к Вам еще не присоединился.
Многие любят в ходе беседы что-то крутить в руках либо рисовать на бумаге фигуры. Это говорит о неуверенности в себе, снижении внимания к теме разговора, а также просто раздражает собеседника.
Курение
Важно, чтобы курящие люди не мешали остальным, поэтому обращайте внимание на соответствующие объявления и строго соблюдайте запреты. В общественных местах, включая офисные помещения, нельзя курить в любом случае. Даже если место и время допускают курение, следует спросить разрешения.
Если Вы курите в обществе, принято вначале дать прикурить находящимся рядом; это может делать только мужчина и только стоя (передачу спичек или зажигалки правила этикета не допускают).
Визитные карточки
Не кладите в присутствии владельца визитку в задний карман брюк и тем более не мните ее.
Нельзя подавать визитку левой рукой (даже если вы левша). Только правой.
Негласные правила невербального этикета в деловой коммуникации
В бизнес-сообществе существуют свои условности. К ним можно отнести необходимость быть приверженцем определенных дорогих марок одежды, часов и прочих аксессуаров, автомобилей и мест отдыха. Хорошим тоном считается быть членом какого-нибудь закрытого клуба, заниматься разными видами спорта. Все эти условности позволяют руководителям упрочить статус и сформировать особую среду общения, которая нужна для укрепления бизнеса (она помогает устанавливать новые связи и знакомства и поддерживать существующие).
Заключение
В деловой коммуникации важно соблюдать невербальный этикет, т. к. он не только раскрывает внутреннее состояние говорящего, но и показывает уровень его воспитанности.
При соблюдении норм невербального этикета оратор и его слушатели будут находиться в более комфортной атмосфере, что сделает коммуникацию более эффективной и приятной.
Литература
1. Бер Елена. Хорошие манеры и деловой этикет: Иллюстрированное руководство. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 168с.
2. Введенская Л.А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов на Дону: Феникс, 2000. 544с.
3. Стернин И. А. Практическая риторика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2008. 272с.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Имидж делового человека. Правила, которые должен соблюдать каждый деловой мужчина. Этикет приветствия и представления. Специфика приветствия, представления друг другу или рукопожатия. Виды визитных карточек, выполняющих представительские функции.
реферат [24,9 K], добавлен 03.08.2014
Понятие, сущность, правила и практическое значение этикета. Место визитных карточек в современном деловом этикете. Общая характеристика основных норм этикета и правил поведения в общественных местах. Особенности делового общения с иностранными партнерами.
реферат [25,3 K], добавлен 30.11.2010
контрольная работа [28,1 K], добавлен 23.01.2011
Характеристика основных особенностей этикета в арабских странах, соблюдение которых крайне важно при установлении контактов с деловыми партнерами, так как этические нормы арабов во многом отличны от европейских. Знакомство, подарки, столовый этикет.
доклад [18,6 K], добавлен 21.12.2011
История развития принципов этики делового общения. Факторы, сопутствующие проведению успешной деловой беседы. Правила в отношении одежды и внешнего вида, вербального этикета. Приветствие при официальном знакомстве. Культура делового общения по телефону.
курсовая работа [41,7 K], добавлен 09.12.2009
Невербальный этикет общения
Мимика и жесты играют большую роль в оценке окружающими уровня воспитанности того или иного человека (собеседника).
Во время разговора рот рукой не прикрывают, не хлопают собеседника по плечу, не теребят пуговицу его пиджака, не толкают его локтем, не стряхивают с его или со своей одежды. При разговоре жестикуляцию сводят до минимума. Только некоторые слова и фразы, такие как «Садитесь, пожалуйста», «Познакомьтесь, пожалуйста», «Можно вам представить?» и т. д. сопровождаются соответствующим жестом.
Жесты должны быть скупые, неразмашистые, определенные: легкий кивок головы (утверждение), нерезкий взмах кисти (а не всей руки) в дополнение к сказанному, нерезкий поворот головы при обращении к кому-то или в ответ на обращение к вам.
Многие жесты не фиксируются сознанием, но в полной мере передают настроение и мысли человека. Если есть желание прослыть внимательным и интересным собеседником, то нужно разбираться в жестах и мимике.
Человек самодовольный и высокомерный складывает кисти рук вместе. Уверенного в себе человека, который хочет показать свое превосходство над другими, можно распознать по жестам «закладывание рук за спину с захватом запястья» и «закладывание рук за голову». С таким человеком общение затруднительно. Поэтому если хотят расположить его к себе, то наклоняются немного вперед с протянутыми ладонями и просят объяснить что-либо. Другой способ заключается в копировании жеста.
Человек, который во время разговора держится руками за боковые края стула или его руки лежат на коленях, хочет прекратить разговор. В таком случае беседу сразу прекращают.
Для того, чтобы достичь желаемой цели в беседе, мало быть внимательным человеком, необходимо самому использовать во время беседы жесты открытости, которые помогут расположить к себе собеседника, вызвать его на откровенный разговор и оставить о себе самое благоприятное впечатление. К жестам открытости относятся жест «раскрытые руки», когда протягивают собеседнику свои руки ладонями вверх, и жест «расстегивание пиджака».
Следите за своей мимикой: губы не должны быть плотно сжаты, при этом на лице должна быть полуулыбка. Когда смотрите на собеседника, то визуально постарайтесь нарисовать на его лице треугольник, в который и нужно смотреть. Это помогает максимально сконцентрироваться
Беседуя с кем-либо, смотрят в глаза собеседнику. Воспитанные люди умеют владеть своим взглядом, мимикой, придавая лицу естественное выражение.