Что не включает инфраструктура рынка интеллектуального труда
Что не включает инфраструктура рынка интеллектуального труда
Первый сценарий. Алгоритмам будут делегированы те функции, которые человек по-прежнему может выполнять, но ИИ сделает это быстрее и качественнее, а значит, человек может перейти к новым задачам. Этот сценарий найдет спрос в таких сферах, как фармацевтика (химические компоненты и реакции), здравоохранение (диагностика и визуализация), фермерство и сельское хозяйство (мониторинг и контроль), финансы (кредитование), склады и логистика, промышленное производство, государственная безопасность. В основном задачи алгоритмов связаны с анализом данных и помощью человеку в принятии решений.
Второй сценарий. Алгоритмы должны заменить человеческий труд там, где многие операции отличаются рутинностью или трудоемкостью. Имеются в виду строительство, аграрная промышленность, промышленная уборка, охрана, логистика, кибербезопасность и промышленное производство.
Третий сценарий. Для алгоритмов предусматриваются новые функции, которые человек никогда не выполнял в силу разных причин, например, там, где требуются очень высокая скорость и большие масштабы реализации или комплексность систем. Сценарий будет полезен в таких сферах, как медицина (наноустройства), материаловедение, спутниковая связь. С помощью алгоритмов и за счет новых объемов данных и растущих вычислительных мощностей станет возможна автоматизация планирования и перепланирования, выполняемая с большими скоростью и точностью, чем сейчас.
Что не включает инфраструктура рынка интеллектуального труда
Структура рынка – это внутренне строение отдельных элементов рынка; совокупность взаимосвязанных количественных и качественных соотношений между отдельными элементами рынка, характеризующая ее устойчивую определенность и обеспечивающая функционирование рыночной системы как единого целого.
Рыночная система в целом характеризуется богатой и сложной структурой, для характеристики которой используют разнообразные критерии, позволяющие расчленять рыночную систему.
Структуру рынка классифицируют по различным критериям, важнейшими из которых являются следующие.
1. По экономическому назначению — рынок товаров и услуг, средств производства, труда, инвестиций, ценных бумаг, финансовый.
2. По географическому положению — местный, региональный, национальный и мировой.
3. По степени ограничения конкуренции — монополистический, олигополистический, свободный, смешанный.
4. По отраслям — автомобильный, зерновой и т. п.
5. По характеру продаж — оптовый и розничный.
6. По специфике функционирования рыночного механизма и полноте реализации его регулирующих функций: неразвитый, свободный (совершенный), регулируемый, деформированный.
Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения в нем носят случайный характер; обмен товарами и услугами — товарный (бартерный); функции рыночного механизма сводятся к дифференциации членов общества и созданию системы стимулов.
Свободный (совершенный) рынок предполагает неограниченное число участников рыночных отношений, свободную конкуренцию между ними; возможность осуществлять любую хозяйственную деятельность; абсолютную мобильность факторов производства; неограниченную свободу передвижения капитала; наличие у каждого участника полной информации о рынке; производство однородных товаров; невозможность влиять на решения конкурентов неэкономическими методами; невозможность влиять на цены. В условиях свободного рынка рыночный механизм выступает единственным регулятором экономических и социальных процессов.
В условиях регулируемого рынка наряду с рыночным механизмом регулирующие функции выполняет государство. Регулируемый рынок — это результат гуманизации общества. Государство стремится смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но таким образом, чтобы сохранить мотивацию к творчеству, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Вместе с тем неоправданное вмешательство государства в рыночные отношения приводит к их деформации.
Деформированный рынок существует в условиях командно-административной системы хозяйства. Важнейшими чертами деформации рынка выступают: отсутствие многообразных форм хозяйствования, основанных на различных формах собственности; натуральное распределение факторов производства; монополизм производителя и торговца; несбалансированность спроса и предложения; скрытая инфляция; расцвет теневой экономики и др. Регулирование экономики в условиях деформированного рынка осуществляется государством путем централизованного, директивного планирования.
Рынок может существовать только тогда, когда его отдельные части выполняют все необходимые функции, обеспечивающие процесс общественного воспроизводства. Поэтому функциональная структура обязательно предполагает наличие трех его основных сегментов: рынка товаров и услуг, рынка капиталов и рынка рабочей силы.
Каждый из этих рынков имеет свою специфическую структуру. Так, рынок товаров и услуг распадается на множество специализированных рынков (рынок обуви, продуктов питания, туристических услуг и т.д.); рынок капиталов — на рынок денежного капитала и рынок ценных бумаг; рынок рабочей силы — на рынок квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы, рынки по отдельным специальностям.
Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, т. е. вспомогательных отраслей и организаций.
См. также: Субъекты рынка Функции рынка
Инфраструктура рынка – совокупность институтов, систем, учреждений, служб, предприятий, обслуживающих рынок и обеспечивающих нормальный режим его функционирования.
Инфраструктура рынка выполняет следующие функции:
· облегчает участникам рыночных отношений покупку или продажу товаров;
· повышает эффективность и оперативность работы субъектов рынка;
· организует оформление рыночных отношений;
· облегчает экономический и юридический контроль.
Принято различать инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда.
Инфраструктура товарного рынка представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами небиржевого характера.
Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды.
Инфраструктура рынка труда включает в себя биржи труда, службу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции рабочей силы и т. д.
Таким образом, основными элементами классической рыночной инфраструктуры являются: торговая сеть, биржи и банки.
Помимо этого, успешное функционирование рынка невозможно без рекламы, информатизационных и консультативных служб, без учреждений контроля и ревизии.
Реклама (от лат. reclamo — выкрикиваю) — это распространение информации о товарах или услугах с целью увеличения спроса на них.
К сведению. Она возникла на заре развития товарного производства. Так, в Древней Греции и Риме сообщения коммерческого характера писались на деревянных, медных или костяных досках и громко зачитывались городскими глашатаями. В начале XX в. реклама становится одним из основных средств конкурентной борьбы. С середины 70-х гг. утверждается индустрия рекламного бизнеса с широкой сетью рекламных агентств, а сама реклама рассматривается как элемент новой системы управления, как составная часть маркетинга.
Информация (от лат. information — разъяснение) — это сведения, используемые для анализа и прогноза состояния рынка. Любая фирма нуждается в информации о спросе и предложении, о норме прибыли, о том, где можно дороже продать и дешевле купить. На базе полученных данных фирма вырабатывает стратегию своего поведения.
Для современного этапа рыночной инфраструктуры характерен переход от разрозненной информации к созданию информационных систем автоматической обработки данных.
Консалтинг (от англ. consulting — консультативный) — управленческое консультирование, осуществляемое специализированными фирмами на коммерческих началах. Услуги оказываются по исследованию и прогнозированию рынка товаров, услуг, лицензий, ноу-хау и т. д. Предоставляются также юридические услуги. Фирмы широко пользуются консалтингом, так как оплата таких консультаций обходится дешевле, чем содержание собственных специалистов.
Аудиторские компании (от англ. auditor — ревизор) — это организации, осуществляющие комплексную ревизию финансово-хозяйственной деятельности фирмы с целью оценить ее возможности в сфере бизнеса. Аудиторские компании обычно получают специальные полномочия от государственных органов, наблюдающих за деятельностью акционерных компаний.
Таким образом, инфраструктура рынка порождена самими рыночными отношениями. Она призвана облегчить участникам рыночных отношений реализацию их интересов и обеспечить цивилизованный характер их деятельности.
Тема 7.1. Понятие, виды, функции и направления развития инфраструктуры бизнеса
Цель и задачи темы
Цель темы заключается в выявление сущности, роли и особенностей инфраструктуры бизнеса.
Задачи темы:
Оглавление
7.1.1. Понятие инфраструктуры
Термин «инфраструктура» произошёл от латинских слов infra – фундамент, основание и structure – строение, взаиморасположение.
То есть если перевести дословно, получается строение фундамента экономики.
Инфраструктура бизнеса – это комплекс предприятий, организаций и учреждений, обеспечивающих бесперебойное функционирование экономики. По своей экономической природе она является частью производительных сил общества, и хотя не создает конечный продукт, но сохраняет его, доставляет до потребителя, осуществляет информационное обслуживание и т.д., поэтому сохраняет и увеличивает стоимость продукции.
Схема 7.1. Инфраструктура бизнеса
Основным ядром инфраструктуры бизнеса являются отрасли, обеспечивающие кругооборот товаров и услуг в экономике. Это транспорт, связь, складское хозяйство и торговля, информационная система. В структуру транспорта относятся не только перевозчики продукции, но и тепловые, атомные и гидростанции, линии электропередачи, трубопроводы, оросительные системы, холодильные установки и т.п.
Инфраструктура бизнеса является частью инфраструктуры народного хозяйства, которая ещё включает социальную инфраструктуру – т.е. совокупность отраслей, предприятий, которые обслуживают население: пассажирский транспорт, связь, жилищное строительство, образование, здравоохранение, коммунальные система, система социального обеспечения, общественное питание и т.д. С совершенствованием и развитием производственной происходит развитие и совершенствование социальной инфраструктуры.
Состав инфраструктуры бизнеса в различных странах разный, при этом он постоянно меняется. Это связано:
Во-первых, с особенностями структуры экономики,
Во-вторых, с теми задачами, которые стоят перед экономикой на данном этапе развития, с производственными и социальными программами, которые определило правительство как приоритетные,
В-третьих, с потенциальными возможностями страны (например, наличием водных артерий, их глубоководности, протяженности и т.д.),
В-четвертых, с местом экономики в мировом производственном процессе, с одной стороны, историческими и национальными особенностями, традициями и обычаями страны, с другой стороны.
Главная задача инфраструктуры – обеспечение расширенного воспроизводства и эффективного экономического развития страны.
7.1.2. Функции инфраструктуры и её роль в современной экономике
Инфраструктура выполняет ряд функций:
Таким образом, инфраструктура облегчает доведение продукции до потребителя. Кроме того, функционирование инфраструктуры обеспечивает ускорение оборота капитала и тем самым повышает эффективность экономики. Наконец, инфраструктура обеспечивает непрерывность народнохозяйственного оборота.
Роль инфраструктуры постоянно возрастает. Это связано, во-первых, с ростом объёмов производства продукции. Во-вторых, с углублением общественного разделения труда, что влечет за собой рост связей в экономике, появление новых отраслей, вовлечение в оборот новых территорий. В-третьих, в производство входят новые источники сырья и энергии. Всё это приводит к необходимости развития коммуникаций, дорог, транспорта и т.д.
Инфраструктура бизнеса имеет свои особенности, прежде всего:
Клуб студентов «Технарь». Уникальный сайт с дипломами и курсовыми для технарей.
Все разделы / Экономика труда /
Экономика управления персоналом. тест
Описание:
ТЕСТ
по дисциплине «Экономика управления персоналом»
1) интегральный показатель, включающий все расходы, связанные с функционированием человеческого фактора;
2) один из показателей по труду;
3) заработная плата;
4) государственные дотации.
21
Трудовые ресурсы как экономическая категория это.
1) управление формированием конкурентоспособного трудового потенциала организации с учетом происходящих изменений в ее внешней среде, позволяющее организации выживать, развиваться и достигать своих целей в долгосрочной перспективе;
2) обеспечение организации необходимым трудовым потенциалом в соответствии с ее стратегией;
3) организация найма, отбора, приема персонала, его деловую оценку, профориентацию, обучение, управление его деловой карьерой, мотивацию и организацию труда и др.
24
Коммерческая эффективность проекта совершенствования системы управления персоналом предусматривает:
1) затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта;
2) финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджета;
3) финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников.
25
Что понимается под понятием «трудовые ресурсы»:
Управление знаниями. Как превратить знания в капитал.
Формирование рынка интеллектуального труда.
На развитие рынка интеллектуального труда в России оказывают влияние некоторые ярко выраженные тенденции. Первая – изменяющийся уровень экономически активного населения (к этой категории относится около 74 млн человек). Возможно, в ближайшее время в связи с оживлением экономики это число возрастет.
Но в перспективе численность экономически активного населения снизится, возможно, до 50 млн человек, так как на пенсию уходит послевоенное поколение.
Вторая тенденция связана с повышением спроса на инженерные специальности. Современный период становления рынка, потребовавший много экономистов, юристов, управленцев, будет трансформироваться. Инновационный путь развития экономики, на который встает Россия, потребует инженеров. Причем спрос на них возрастет не только в сфере производства новых высокотехнологичных товаров, но и в сфере их реализации. Сбыт более совершенных товаров потребует продавцов, способных консультировать по вопросам грамотной эксплуатации технически сложных товаров. Следовательно, спрос на инженеров, технологов увеличится, что потребует соответствующей корректировки деятельности образовательных учреждений.
Рассмотрим важнейшие направления формирования рынка квалифицированного и интеллектуального труда.
Развитие и совершенствование системы национального образования. Основу современного экономического развития, базирующегося на знаниях, составляет третичное образование, которому в рамках российской образовательной системы соответствуют среднее профессиональное, высшее профессиональное, а также послевузовское образование (аспирантура, докторантура).
Формирование рынка интеллектуального труда происходит в условиях преобразования стимулирующего воздействия общественной потребности в инновациях в конкретные направления эффективного использования знаний и интеллектуальной собственности.
Третичное образование имеет определяющее значение для создания и эффективной реализации интеллектуального потенциала. Начиная с 1992 г. спрос на третичное образование в России многократно возрос. В результате к началу ХХI в. уровень образования в нашей стране достиг рекордных отметок и формально является наиболее высоким в мире. По общей доле лиц с третичным образованием Россия превосходит все развитые страны, а по доле лиц с высшим и послевузовским образованием уступает только США, Норвегии и Нидерландам[26].
Однако высокие количественные индикаторы третичного образования не реализуются в экономических показателях, характеризующих уровень развития экономики и жизни населения. Как показывают результаты специальных исследований[27], несоответствие между масштабами третичного образования в России и уровнем экономического развития страны объясняется во многом изъянами системы национального образования, а не низкой эффективностью рынка труда. По сути система образования посылает искаженные сигналы рынку труда, что ведет к общей девальвации профессионального образования и уменьшает эффективность использования рабочей силы.
Образование, чтобы выполнить свою миссию, само нуждается в модернизации, содержательном и структурном обновлении. Столь же очевидны и другие первоочередные меры, которые вытекают, в частности, из присоединения России к Болонской конвенции об образовании (переход на двухуровневую систему высшего образования; оптимизация системы классификации областей и уровней образования; отказ от узкой специализации при поступлении в средние и особенно высшие профессиональные образовательные учреждения; существенное повышение качества всех видов и ступеней образования). Ключевыми для образования являются две группы вопросов: 1) соответствие содержания образования требованиям современного динамичного мира и рыночной экономики; 2) равные стартовые возможности через равенство доступа к качественному образованию всех уровней. Располагая первоначально ограниченным инвестиционным ресурсом, Россия должна выбрать образовательный сектор в качестве приоритета – одной из «национальных точек роста».
В период с 2000 по 2005 г. России не удалось обеспечить развитие инновационного потенциала экономики. Не было создано адекватной современным технологиям кадровой инфраструктуры основных отраслей промышленности и сферы услуг; не получило опережающего развития начальное и среднее профессиональное образование, способное обеспечить повышение культуры производства. Эти задачи остаются актуальными, как, впрочем, и обеспечение условий для развития научных школ в фундаментальном и инженерном образовании, в сфере информационных технологий; развитие университетской науки и на ее основе – венчурных подразделений и предприятий; повышение качества профессионального образования в области экономики и управления производством, а также смежных наук (права, социологии).
Усиление ответственности государственных органов власти за положение дел в науке и модернизацию системы образования. Очевидна определяющая роль государства в проведении протекционистской политики по отношению к фундаментальной науке и сфере НИОКР. Такая политика должна быть обязанностью государства, которое в состоянии задействовать соответствующие механизмы, стимулирующие распространение знаний. К ним относятся прежде всего налоговые льготы, прямые целевые дотации, законодательные акты по охране авторских прав и обеспечению соответствующих авторских вознаграждений. Важным инструментом должны стать законодательные акты по расширению прав авторов открытий и изобретений на интеллектуальную собственность. В том же направлении должны работать механизмы льготного, в том числе целевого эмиссионного, кредитования приоритетных исследований и разработок. По мнению ведущих экономистов России, в частности академика РАН Д. С. Львова, в принципиальном плане следовало бы вообще освободить от большей части налогов всю сферу фундаментальной науки и приоритетные направления создания новой техники. Речь идет о подоходном налоге, социальном налоге, НДС, экспортно-импортных пошлинах. Кроме того, в более широких масштабах следует реализовать механизм целевого дотирования освоения новых поколений техники с постепенным снижением этих масштабов при выходе на проектные показатели выпуска.
Чтобы подготовить одного специалиста в области информатики (программиста, электронщика), конкурентоспособного на рынке труда, нужно затратить около 20–25 тыс. долл. в год. Эксплуатация компьютерной системы в расчете на одного студента обходится примерно в 8 тыс. долл. в год по инженерным специальностям и около 15 тыс. – по экономическим и гуманитарным. При этом государство выделяет из бюджета на одного студента только 500 долл. вместо положенных 20 тыс. Получается, что на одного бюджетного студента высшее образовательное учреждение должно заработать около 10–20 тыс. долл. Реально ли это? Конечно, нет. Не потому ли сегодня образовательные учреждения готовят специалистов, не способных найти применение полученным знаниям на рынке труда? Только 50 % выпускников не испытывают проблем при трудоустройстве. Это в основном выпускники «нефтяных» и «газовых» высших образовательных учреждений, а также связанных с производством стали. При этом 300–400 тыс. молодых людей при трудоустройстве сталкиваются с серьезными проблемами. Получается, что государство впустую расходует деньги налогоплательщиков, а молодежь безрезультатно тратит время на получение ненужных знаний. Ущербность такого подхода может вырасти в серьезное препятствие на пути притока инвестиций.
Освободиться от деформаций должна фундаментальная университетская подготовка, суть которой состоит в том, что преподавание осуществляют ученые, занимающиеся наукой. Безусловно, прав один из авторитетных специалистов в области образования ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова академик В. А. Садовничий: «…будущее страны – в сохранении фундаментальной науки, высокой планки университетского образования, того интеллекта, который накоплен нацией не за одну сотню лет. Если мы потеряем науку в университетах, российская система образования больше не будет уникальной, станет рядовой, лишится того преимущества, которое всегда выгодно выделяло ее»[28]. Образование на базе фундаментальной науки становится мировой тенденцией. Известно, что Китай перестраивает систему образования, переводя его на фундаментальное университетское образование.
Ослабление гуманитарного образования неизбежно обернется снижением культурного уровня людей, потерей ими чувства гражданина страны, долга перед Родиной. Ведущий слой общества, о котором говорил И. Ильин, должен быть не только высокопрофессионален, но и здоров нравственно, патриотичен. В этой связи возникает вопрос о разработке специальной программы подготовки специалистов, способных занимать ключевые государственные посты. Во Франции подготовку такой категории управленцев осуществляют три вуза: высшая школа, политехническая школа и высшая школа управления. Формируя подобную систему в нашей стране, важно избежать некоторых негативных сторон деятельности этих образовательных учреждений, в частности их элитарной направленности, когда большинство студентов являются отпрысками политиков и крупных предпринимателей.
Поднятие в обществе престижа науки и образования. Важную стимулирующую роль в развитии наукоемкого сектора призвана сыграть реформа оплаты труда работников науки и образования. Повышение средней заработной платы должно идти с заметным опережением по отношению к другим секторам экономики. Поднять престиж можно и через продвижение в российском обществе образования, экономической образованности.
Поскольку информационный поток нарастает, существенно возрастает значение образования как фактора, позволяющего человеку грамотно управлять экономикой. Речь идет не только о том, чтобы накапливать специальные знания, но и о том, чтобы учиться думать аналитически, системно, уметь видеть взаимосвязи. На уровне государства образованность населения, его способность осуществлять менеджмент информации, знаний становится одним из важнейших конкурентных преимуществ.
Привлечение молодежи в науку. В 2000 г. из 422 тыс. российских ученых моложе 29 лет было только 10,6 %, в возрасте 30–39 лет – 15,6, 40–49 лет – 26,1, а старше 50–47,7 %. Приток молодежи в науку могут обеспечить меры, которые давно принимаются в ряде зарубежных стран. В их числе достойная стипендия на время обучения в высшем образовательном учреждении, стимулирующая система грантов, создание рабочих мест для молодых специалистов, достаточно высокая заработная плата молодых ученых, решение их жилищной проблемы, в том числе с помощью ипотечного кредитования. К слову сказать, многие из этих условий в советский период были фундаментом развития наукоградов и целых научных центров, таких как Новосибирское отделение Академии наук СССР.
Имеет смысл сохранить отсрочку призыва молодежи в армию тем, кто учится, дать молодым людям возможность получить соответствующее образование. Именно образованные люди будут в состоянии отвечать требованиям современной армии, а после окончания службы пополнить рынок квалифицированного труда.
Всеобщий доступ граждан к образованию. Исследования показывают, что число поступающих в высшие образовательные учреждения из бедных семей составляет только 15 %, а 70 % – дети богатых. Такая пропорция была бы оправдана, если бы соотношение и в целом населения в обществе было бы в пользу богатых. Но этого нет. Особенно в сложном положении оказалась сельская молодежь, где население преимущественно бедное. Но именно сельское хозяйство как ни одна другая сфера экономики испытывает острую потребность в квалифицированных кадрах.
Формированию рынка интеллектуального труда в России препятствуют следующие обстоятельства:
• снижение общего образовательного и интеллектуального уровня населения;
• падение престижа интеллектуального труда, прежде всего в научной сфере;
• усиливающаяся коммерциализация высшего образования;
• развал единой системы третичного образования.