Что не входит в зону ответственности цб регулирование банковской системы
Статья 4
Статья 4. Банк России выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
1.1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
2.1) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 12.06.2006 N 85-ФЗ)
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
4.1) осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ)
5) устанавливает правила проведения банковских операций;
(см. текст в предыдущей редакции)
7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
8.1) принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;
(п. 8.1 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 410-ФЗ)
9.1) осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;
(п. 9.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
С 01.01.2022 ст. 4 дополняется п. 9.2 (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.
10) осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;
(п. 10 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10.1) осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;
(п. 10.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
10.2) осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;
(п. 10.2 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
С 01.01.2022 п. 14 ст. 4 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.
14) утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;
(п. 14 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 п. 14.1 ст. 4 утрачивает силу (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ).
14.1) утверждает план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения;
(п. 14.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации;
(п. 16 в ред. Федерального закона от 28.03.2017 N 38-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
16.1) принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;
(п. 16.1 введен Федеральным законом от 19.10.2011 N 285-ФЗ)
16.2) организует составление платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж;
(п. 16.2 в ред. Федерального закона от 28.03.2017 N 38-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
16.3) для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж самостоятельно формирует и утверждает статистическую методологию, перечень респондентов, формы федерального статистического наблюдения и порядок составления и предоставления респондентами первичных статистических данных по этим формам;
(в ред. Федеральных законов от 28.03.2017 N 38-ФЗ, от 18.07.2019 N 190-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
(п. 18 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
18.1) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
(п. 18.1 введен Федеральным законом от 29.07.2004 N 97-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 322-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
18.2) является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;
(п. 18.2 введен Федеральным законом от 03.11.2010 N 291-ФЗ)
18.3) осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
(п. 18.3 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
18.4) осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;
(п. 18.4 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
(п. 18.5 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
18.6) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации реализует мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;
(п. 18.6 введен Федеральным законом от 03.04.2020 N 106-ФЗ)
18.7) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику по обеспечению доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;
(п. 18.7 введен Федеральным законом от 03.04.2020 N 106-ФЗ)
19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Функции Центрального Банка
Центральный Банк — это ключевая финансовая организация России, регулирующая все денежные отношения в стране. Несмотря на то, что это важная составляющая российской экономики, Центральный Банк Российской Федерации — это независимая структура, он выступает как особый институт. То есть Госдуме ЦБ не подчиняется, но работает с ней в полном контакте.
Основные функции Центрального Банка, чем он занимается, кому принадлежит. Бробанк.ру рассказывает обо всех видах деятельности регулятора, что он контролирует, его роль в российской экономике.
Закон о деятельности центрального банка РФ
Существует отдельный закон, который определяет функции Центрального Банка и его статус. Речь о ФЗ-86 от 10 июля 2002 года. Это большой законодательный акт, который состоит из 16-ти глав. Вот основные из них:
Закон четко разъясняет, что такое Центробанк, какие задачи он выполняет. Это важный финансовый институт для страны, имеющий особый статус, он кардинально отличается от всех других банков страны, путь и системно-значимых.
Если рассматривать организационно-правовой статус, то ЦБ — это юридическое лицо с территориальным расположением в Москве. Функции Центрального Банка РФ осуществляются вне зависимости от любых органов власти.
Важная функция ЦБ РФ — организация денежного обращения
Именно регулятор занимается тем, что разрабатывает методы защиты денежных знаков, занимается изготовлением банкнот, отслеживанием их оборота. Выпускаемые им банкноты и монеты — единственные законные платежные средства в России.
Основные функции и задачи ЦБ РФ в этом направлении:
Ключевая функция Центробанка РФ — защита рубля, поддержание его стабильности, формирование условий для экономического роста.
Денежно-кредитная политика
Ключевая роль Центрального Банка — регулирование финансового рынка России, создание условий для его бесперебойной, стабильной работы. Регулятор следит за всеми банками, МФО, ломбардами и другими финансовыми структурами.
Финансовые компании обязуются держать отчет перед регулятором, принимают его постоянные проверки и аудит. Таким образом ЦБ контролирует рынок, защищает его от недобросовестных, черных игроков.
Примерно с 2015 года ЦБ РФ начал активно зачищать банковский сектор от недобросовестных и черных компаний. Таким образом были закрыты тысячи организаций, произошло тотальное оздоровление банковского сектора. К концу 2019 года процесс был практически завершен.
Функции Центрального Банка России по этой части деятельности:
По факту Центральный Банк РФ — это наивысшее звено среди всех российских банков и микрофинансовых организаций. Именно он инициирует важные решения в финансовой отрасли, создает нормативные акты, регулирует деятельность, осуществляет надзорные проверки.
Все банки обязаны регулярно передавать Центробанку отчеты. Невыполнение этого требования может привести к отзыву лицензии. Таким образом регулятор защищает население от “плохих” банкиров.
СИН, Последние важные новшества, внедренные с помощью ЦБ РФ: Закон о коллекторской деятельности, обязательные кредитные каникулы, ипотечные каникулы, снижение ставки по займам до максимального уровня в 1%, создание пределов по росту долга в результате просрочки в МФО.
Регулирование и надзор
Статья 56 ФЗ-86 как раз и говорит, что Банк России является надзорным органом над всеми “точками” банковской системы РФ. Он ведет анализ деятельности отдельных банков и финансовых холдингов. Главная задача — сохранение стабильности банковской системы РФ. Надзорные функции выполняет Комитет банковского надзора.
Чем занимается Центральный Банк в этой области:
На практике объем функций Центр Банка по этой части самый объемный. На российском рынке работают тысячи финансовых структур. Кроме банков и МФО это ломбарды, различные кооперативы, инвестиционные компании, БКИ, НПФ и пр. И все они находятся под началом ЦБ РФ, для каждой отрасли разрабатываются свои схемы работы и нормативные акты.
Международная деятельность
Целями деятельности Банка России является и качественное функционирование на международном рынке, он отвечает за внешнеэкономическую деятельность. В этом направлении от сотрудничает с Центральными Банками других стран.
Важная составляющая — обмен информацией с другими странами в рамках международных договоров и двусторонних соглашений. Кроме того, именно ЦБ выдает разрешения иностранным финансовым компаниям создавать свои филиалы в РФ.
В основные функции Центробанка также входит формирование курсов валют и публикация этой информации в свободном доступе. Он же осуществляет функцию валютного контроля.
Надзор и регулирование небанковского сектора
Определен перечень некредитных организаций, которые также подчиняются нормам Центрального Банка и подконтрольны ему. В этот перечень включены 19 видов деятельности, вот некоторые из них (полный перечень — в ст 76 ФЗ-86):
Целями деятельности Банка России являются защита рубля, укрепление банковской системы и обеспечение ее бесперебойной работы. Регулятор должен создавать благоприятную атмосферу для работы финансовых структур и развития экономики.
Правовой статус и функции
Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно—правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86—ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.
Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично—правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.
Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.
В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно—кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово—хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно—кредитной политики.
Функции Банка России
Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:
Практикум 2. Центральный банк
Оглавление
1. Методические указания по выполнению практикума
Центральный банк занимает особое место в финансовой системе. В отличие от банков и других кредитных организаций Центральный банк представляет собой государственный орган, отвечающий за объем денежной массы и кредитов, предоставляемых экономике в целом.
Целью данной темы практикума является закрепление знаний, полученных на лекциях по финансовому институту «центральный национальный банк» в целом и Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в частности, с точки зрения его статуса, задач, принципов организации, проводимых операций, баланса. Вопросы также посвящены денежно-кредитной политике, пруденциальному регулированию, мерам воздействия.
Практикум по данной теме заключается в ответах на вопросы. После ответа на вопрос слушатель проверяет себя, сверяясь с правильным ответом в разделе «Ответы и указания». Ключевые слова и понятия в разделе «Ответы и указания» выделены полужирным шрифтом.
Вопрос 1. Центральный банк является коммерческой организацией, кредитной организацией или государственным органом?
Ответ: Государственным органом.
Вопрос 2. В чем состоит ответственность Центрального банка (два направления)?
Ответ: Он несет ответственность:
При выполнении заданий практикума необходимо прежде всего пользоваться контентом по данной теме, а также законодательными и нормативными документами.
2. Задания
Статус, цели деятельности, функции центрального банка.
Пруденциальное регулирование деятельности коммерческих банков.
Меры воздействия за нарушение пруденциальных норм.
(Выберите правильный ответ).
Денежно-кредитная политика.
Тема 2. Центральный банк
Цель
Центральный банк занимает особое место в финансовой системе. В отличие от банков и других кредитных организаций центральный банк представляет собой государственный орган, отвечающий за объем денежной массы и кредитов, предоставляемых экономике в целом.
Целью данной темы является изучение истории развития и функций института «центральный национальный банк» в финансовой системе государства. И конкретно Центрального банка Российской Федерации (Банка России) с точки зрения его статуса, задач, принципов организации, проводимых операций, баланса, а также денежно-кредитной политики Банка России на современном этапе.
Специальные разделы посвящены направлениям пруденциального регулирования (нормативам деятельности, обязательным резервам, резервам по операциям с резидентами оффшорных зон, резервам на возможные потери по ссудам, резервы на возможные потери по прочим операциям, лимитам открытой валютной позиции) и контролю соблюдения пруденциальных норм, предупредительным и принудительным мерам воздействия.
Оглавление
2.1. Образование и функции центральных банков
Институт центрального банка формировался постепенно и прошел довольно длительный период эволюции.
Трудно сказать, где и когда впервые появился центральный банк. Одни экономисты считают началом дату создания банка, который впоследствии стал выполнять функции центрального. В соответствии с таким критерием первым центральным банком стал Риксбанк — центральный банк Швеции, основанный в 1668 г. Банк Англии был образован в 1694 г., Банк Франции — в 1800 г.
Как бы то ни было, роль центрального банка определяетсяне только и не столько эмиссией банкнот. Значение центрального банка состоит в том, что он несет ответственность за проведение денежной политики и стабильность банковской системы в целом. С этой точки зрения временные рамки возникновения и формирования центральных банков смещаются на еще более поздние сроки. Например, Банк Франции становится ответственным за проведение денежно-кредитной политики только в 1945 г., после его национализации. Значительно раньше эти функции стал выполнять Банк Англии, оставаясь акционерным банком. Национализация в 1946 г. предоставила ему более широкие полномочия по контролю над деятельностью других банков.
В 1900 г. центральные банки существовали лишь в 18 странах (всего в мире насчитывалось 30 независимых государств). В 2000 г. — более чем в 170 странах.
Европейские центральные банки достаточно длительный период времени вплоть до 1940-х гг. одновременно выполняли функции обычных банков, открывая счета для частных клиентов, кредитуя эмиссию ценных бумаг, предоставляя другие банковские услуги торгово-промышленным компаниям и частным лицам. В ходе эволюции их коммерческая активность постепенно сокращалась. Но в отличие от европейских, Центральный банк США в виде федеральной резервной системы был создан в 1913 г. специально для выполнения политэкономических функций.
В ходе эволюции функции центрального банка не оставались неизменными. В прошлом суть денежно-кредитной политики сводилась к обеспечению экономики деньгами. В настоящее время центральный банк рассматривается как институт, изменяющий предложение денег для достижения экономических целей, например таких, как экономический рост, стабильность цен и сдерживание инфляции.
Функция банка банков шире, чем только кредитор последней инстанции в критической ситуации. Через корреспондентские счета, открытые в центральном банке, банки проводят платежи и расчеты. Расчетная сеть центрального банка не является единственным способом проведения безналичных расчетов. Тем не менее, благодаря регулированию процесса проведения платежей и надзору за банками центральный банк обеспечивает нормальную работу и гарантирует стабильность финансовой системы.
Роль центрального банка как банка правительства также претерпела определенные изменения. Исторически со времени своего зарождения центральные банки привлекали ресурсы для кредитования правительственных расходов. В настоящее время центральные банки почти не занимаются кредитованием правительств. Во многих странах, в том числе и в России, существуют законодательные ограничения права центрального банка предоставлять кредиты правительству, покупать государственные ценные бумаги, а также проводить банковские операции с лицами, не являющимися банковскими организациями. Центральные банки выполняют в основном задачи так называемого фискального агента государства, то есть ведут счета казначейства и управляют государственным долгом.
Один из ключевых вопросов политики заключается в том, до какой степени ответственность за выполнение всех трех функций должна лежать на одном институте. В середине 90-х гг. был проведен исчерпывающий анализ аргументов «за» и «против» разделения функций денежной политики и банковского надзора и не было найдено убедительных доводов в пользу той или иной модели, согласующихся с тем, что примерно половина из 27 исследованных стран разделила эти функции между различными государственными институтами, возложив на центральный банк лишь ответственность за стабильность цен, а другая половина объединила.
2.2. Цели, задачи, функции, статус Центрального банка Российской Федерации (Банка России)
Центральный банк РФ (Банк России) является главным банком Российской Федерации. Банк России создан и действует на основании Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)».
В первой половине 1990 г. был создан Государственный банк РСФСР, а в конце года принят Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», согласно которому он стал главным банком РСФСР, подотчетным Верховному Совету РСФСР. В Законе были определены функции Банка России в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков. Тогда же (в декабре 1990 г.) были приняты Законы «О Государственном банке СССР» и «О банках и банковской деятельности». Предполагалось, создать единую систему центральных банков, основанную на общей денежной единице (рубле) и выполняющую функции резервной системы, в которую входили бы Госбанк СССР и учреждаемыми в это время на базе его республиканских контор национальные банки.
В ноябре 1991 г. Верховный Совет РСФСР объявил Центральный банк Российской Федерации единственным на территории России органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики. Центральному банку РФ предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций. Государственный банк СССР был упразднен 20 декабря 1991 г., и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РФ переданы Центральному банку РФ (Банку России).
Банк России имеет три основные цели деятельности, закрепленные в Законе:
Кроме того, Банк России как надзорный орган устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты.
Статус Банка России
Банк России обладает экономической и политической независимостью от исполнительных органов государственной власти. Его экономическая независимость проявляется в аспектах:
Организационная независимость Банка России определяется тем, что Банк России является самостоятельным юридическим лицом, осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускается.
В соответствии с законом о Банке России уставный капитал (в размере 3 млрд р.) и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России.
Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он не отвечает по обязательствам государства, а государство не отвечает по его обязательствам, за исключением случаев, когда одна из сторон добровольно принимает на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банку России запрещено кредитовать федеральный бюджет (кроме тех случаев, когда такая возможность прямо предусмотрена законом о федеральном бюджете) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.
Выражением политической независимости Банка России может служить отсутствие формальных связей между ним и правительством Российской Федерации, а также его независимость в кадровом вопросе. Политическая независимость Банка России проявляется и в том, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий, а также принимать решения, противоречащие Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Считается, что независимость центрального банка является гарантией эффективности денежной политики, направленной на стабилизацию цен и покупательной способности национальной денежной единицы. Чтобы бороться с инфляцией центральный банк должен завоевать доверие общества и иметь репутацию органа, строго выполняющего свои обязательства. У центрального банка должна быть возможность давать обещания независимо от правительства. Правительства, как правило, озабочены экономическим ростом. Поэтому, если центральный банк является агентом правительства или находится под его давлением, то денежно-кредитная политика будет направлена на увеличение объемов производства и инфляцию.
Не следует понимать независимость центрального банка в абсолютном смысле. Даже при полной формальной независимости всегда существует политическое давление на управляющего и не всегда удается такому давлению противостоять. С другой стороны, вопрос о независимости — это вопрос координации бюджетно-налоговой и денежной политики. Если бы правительство и центральный банк ставили одни и те же цели, и если бы эти цели были тем, что действительно необходимо экономике, то согласованность была бы предпочтительнее независимости.
Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на 4 года. Для сравнения: председатель Совета управляющих Федеральной резервной системы США и его члены назначаются президентом с одобрения Конгресса на 14 лет.
В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете Банка России в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения.
На основании предложения Национального банковского совета Банка России Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
Органы и структура управления
Коллегиальным органом Банка России является Национальный банковский совет. Численность Национального банковского совета составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации, трое — Государственной Думой, трое — Президентом, трое — Правительством. В состав совета входит также председатель Банка России. В компетенцию совета входит рассмотрение годового отчета Банка России, утверждение общего объема расходов на содержание его служащих, на их пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование, рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы Российской Федерации, проекта основных направлений единой государственной денежно — кредитной политики, решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций, назначение главного аудитора Банка России и др. Национальный банковский совет ежеквартально рассматривает информацию Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России.
Совет директоров Банка России разрабатывает и реализует основные направления единой государственной денежно — кредитной политики, осуществляет руководство деятельностью Банка России и управление им. Он принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации организаций банка России, об его участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность учреждений, организаций и служащих Банка России, о купле — продаже недвижимости, необходимой для Банка России и его организаций и т. п.
Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности Банка Росси (рис. 2.1).
Рис.2.1. Структура Банка России
Центральный аппарат состоит из департаментов, которые можно подразделить:
Самостоятельные структурные подразделения Банка России: Главная инспекция кредитных организаций Банка России, Главное управление безопасности и защиты информации, Главное управление недвижимости Банка России.
Национальные банки также как и Главные управления являются территориальными учреждениями Банка России. Они не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров.
В настоящее время в состав Банка России входит 78 территориальных учреждений:
Полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, они предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждении и организаций Министерства обороны РФ, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность РФ, и физических лиц, проживающих на территории объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможно.
В настоящее время полевые учреждения имеются во всех воинских округах, на флотах и в группах войск, в государствах ближнего зарубежья (Армении, Грузии, Казахстане, Латвии, Таджикистане, Кыргызстане), в Приднестровье, местностях с тяжелыми климатическими условиями (Анадыре, Тикси, Новой Земле), в отдаленных точках базирования дальней авиации, на полигонах, космодромах Байконур и Плесецк. Кроме того, они действуют в составе некоторых видов Вооруженных сил России, воинских объединений и соединений. Полевое учреждение, дислоцированное на космодроме Байконур, кроме войсковых частей и обеспечивающих жизнедеятельность космодрома организаций и учреждений, обслуживает администрацию г. Ленинска и ее структурные подразделения.
2.3. Пруденциальное регулирование и контроль Банка России
Одна из основных функций Центрального банка — осуществление банковского надзора. Надзор осуществляется путем пруденциального регулирования и контроля.
В целях регулирования (ограничения) принимаемых банками рисков Банк России устанавливает:
Банки обязаны соблюдать обязательные нормативы ежедневно. Способ контроля за ежедневным соблюдением обязательных нормативов определяется банком самостоятельно.
Нарушение банком числового значения обязательного норматива по состоянию на любой операционный день является несоблюдением обязательного норматива.
Банки ежемесячно по состоянию на первое число каждого месяца представляют в территориальные учреждения Банка России, осуществляющие надзор за их деятельностью, сведения о расчете обязательных нормативов и их значениях по установленной форме отчетности.
Банк обязан по требованию Банка России обязан представлять сведения о расчете обязательных нормативов и их значениях на внутримесячную дату (даты).
Банки осуществляют расчет обязательных нормативов в процентах с одним знаком после запятой (округление до одного десятичного знака после запятой осуществляется по математическим правилам).
Достаточность собственных средств
Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1) регулирует (ограничивает) риск несостоятельности банка.
Он определяет требования по минимальной величине собственных средств (капитала) банка, необходимых для покрытия кредитного и рыночного рисков.
Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка определяется как отношение размера собственных средств (капитала) банка и суммы его активов, взвешенных по уровню риска. В расчет норматива достаточности собственных средств (капитала) банка включаются:
Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1) рассчитывается по следующей формуле:
К — собственные средства (капитал) банка;
Кр i — коэффициент риска i-го актива (классификация рисков для оценки активов приведена в Инструкции № 110-И, Приложение № 1);
А i — i-й актив банка;
Рк i — величина резерва на возможные потери i-го актива;
КРВ — величина кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера (рассчитывается в порядке, установленном Инструкцией 110-И);
КРС — величина кредитного риска по срочным сделкам (рассчитывается в порядке, установленном Инструкцией 110-И);
РР — величина рыночного риска (рассчитывается в порядке, установленном Инструкцией 110-И).
Минимально допустимое числовое значение норматива Н1 устанавливается в зависимости от размера собственных средств (капитала) банка:
В целях контроля за состоянием ликвидности банка, то есть его способности обеспечить своевременное и полное выполнение своих денежных, устанавливаются следующие виды нормативов ликвидности банка: мгновенной ликвидности; текущей ликвидности; долгосрочной ликвидности; общей ликвидности.
Данные нормативы регулируют (ограничивают) риски потери банком ликвидности.
Определяются как отношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов.
(Н2) — норматив мгновенной ликвидности банка. Минимально допустимое значение установлено в размере 15 %.
Регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в течение одного операционного дня.
Определяет минимальное отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме пассивов банка по счетам до востребования.
Норматив мгновенной ликвидности банка (Н2) рассчитывается по следующей формуле:
Лам — высоколиквидные активы, то есть финансовые активы, которые должны быть получены в течение ближайшего календарного дня и (или) могут быть незамедлительно востребованы банком и (или) в случае необходимости реализованы банком в целях незамедлительного получения денежных средств;
АВМ — обязательства (пассивы) до востребования, по которым вкладчиком и (или) кредитором может быть предъявлено требование об их незамедлительном погашении.
(Н3) — Норматив текущей ликвидности банка. Минимально допустимое числовое значение норматива Н3 устанавливается в размере 50 %.
Регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в течение ближайших 30 календарных дней.
Определяет минимальное отношение суммы ликвидных активов банка к сумме пассивов банка по счетам до востребования и на срок до 30 календарных дней.
Норматив текущей ликвидности банка (Н3) рассчитывается по следующей формуле:
Лат — ликвидные активы, то есть финансовые активы, которые должны быть получены банком и (или) могут быть востребованы в течение ближайших 30 календарных дней и (или) в случае необходимости реализованы банком в течение ближайших 30 календарных дней в целях получения денежных средств в указанные сроки;
Овт — обязательства (пассивы) до востребования, по которым вкладчиком и (или) кредитором может быть предъявлено требование об их незамедлительном погашении, и обязательства банка перед кредиторами (вкладчиками) сроком исполнения в ближайшие 30 календарных дней.
(Н4) — норматив долгосрочной ликвидности банка. Максимально допустимое числовое значение норматива Н4 устанавливается в размере 120 %.
Регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы.
Определяет максимально допустимое отношение кредитных требований со сроком погашения свыше 1 года, к собственным средствам (капиталу) банка и обязательствам (пассивам) со сроком 1 год.
Норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4) рассчитывается по следующей формуле:
Крд — кредитные требования со сроком свыше 1 года;
ОД — обязательства (пассивы) со срокам свыше 1 года.
(Н5) — норматив общей ликвидности банка. Минимально допустимое числовое значение норматива Н5 устанавливается в размере 20 %.
Регулирует (ограничивает) общий риск потери банком ликвидности.
Определяет минимальное отношение ликвидных активов к суммарным активам банка.
Норматив общей ликвидности банка (Н5) рассчитывается по следующей формуле:
А — общая сумма всех активов;
Ро — обязательные резервы банка.
Нормативы кредитных рисков
(Н6) — норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков регулирует (ограничивает) кредитный риск банка в отношении одного заемщика или группы связанных заемщиков. Максимально допустимое числовое значение норматива Н6 устанавливается в размере 25 %.
Определяет максимальное отношение суммы кредитных требований банка к заемщику или группе связанных заемщиков к собственным средствам (капиталу) банка.
Данный норматив рассчитывается по следующей формуле:
Крз – совокупная сумма кредитных требований к заемщику за вычетом расчетного резерва на возможные потери (определенная с учетом взвешивания на коэффициенты риска).
В величину Крз в целях расчета норматива Н6 также включаются:
(Н7) — норматив максимального размера крупных кредитных рисков. Максимально допустимое числовое значение норматива Н7 устанавливается в размере 800 %.
Определяет максимальное отношение совокупной величины крупных кредитных рисков и размера собственных средств (капитала) банка. Данный норматив рассчитывается по следующей формуле:
Кскр i — i-й крупный кредитный риск за вычетом расчетного резерва на возможные потери (определенная с учетом взвешивания на коэффициенты риска).
(Н9.1) — норматив максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам). Максимально допустимое числовое значение норматива Н9.1 устанавливается в размере 50 %.
Определяет максимальное отношение размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам), к собственным средствам.
Рассчитывается по следующей формуле:
Кра i — величина i-го кредитного требования банка к акционерам за вычетом расчетного резерва на возможные потери (определенная с учетом взвешивания на коэффициенты риска).
(Н10.1). Норматив совокупной величины риска по инсайдерам банка. Максимально допустимое числовое значение норматива Н10.1 устанавливается в размере 3 процентов.
К инсайдерам относятся физические лица, способные воздействовать на принятие решения о выдаче кредита банком.
Норматив совокупной величины риска по инсайдерам банка (Н10.1) рассчитывается по следующей формуле:
Крси i — величина i-го кредитного требования к инсайдеру банка (определенная с учетом взвешивания на коэффициенты риска).
(Н12) регулирует (ограничивает) совокупный риск вложений банка в акции (доли) других юридических лиц. Максимально допустимое числовое значение норматива Н12 устанавливается в размере 25 %.
Определяет максимальное отношение сумм, инвестируемых банком на приобретение акций (долей) других юридических лиц, к собственным средствам (капиталу) банка.
Рассчитывается по следующей формуле:
Кин i — величина i-й инвестиции банка в акции (доли) других юридических лиц, за вычетом расчетного резерва на возможные потери по указанным инвестициям.
Лимиты открытой валютной позиции
Валютная позиция — балансовые активы и пассивы, внебалансовые требования и обязательства в иностранной валюте.
Открытая валютная позиция — разница сумм требований и обязательств в отдельных иностранных валютах, создающих риск потерь при неблагоприятных изменениях обменных курсов валют.
Коммерческие банки рассчитывают чистые позиции по каждой иностранной валюте:
Длинная «чистая» позиция — ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ результат расчета чистой позиции. Она включается в расчет ОВП со знаком «+» (плюс). Длинная позиция по определенной валюте (когда активы банка в этой валюте превышают пассивы в ней) несет риск убытков, если курс данной валюты начнет снижаться.
Короткая «чистая» позиция — ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ результат расчета чистой позиции Она включается в расчет ОВП со знаком «-» (минус). Короткая ОВП (когда пассивы банка в этой валюте превышают его активы) несет риск убытков если курс данной валюты будет повышаться.
«Балансирующая» позиция — величина, равная по значению и противоположная по знаку ОВП. Балансирующая позиция определяется приведением ОВП к определенной валюте. Она равна разности между абсолютной величиной суммы всех длинных открытых позиций и абсолютной величиной суммы всех коротких открытых позиций в рублевой оценке.
Суммарная величина всех длинных (включая балансирующую позицию в российских рублях, если она длинная) и суммарная величина всех коротких (включая балансирующую позицию в российских рублях, если она короткая) открытых позиций должны быть равновелики.
Открытая валютная позиция — величина, определяемая суммированием чистой балансовой позиции, чистой «спот» позиции, чистой срочной позиции, чистой опционной позиции и чистой позиции по гарантиям с учетом знака позиций.