Что не входит в задачи управления

Вопрос 1. Понятие, цели, задачи управления.

Вопрос 1. Понятие, цели, задачи управления.

В самом широком смысле управление представляет собой целенаправленное воздействие на определенный объект с целью стабилизации или изменения его состояния таким образом, чтобы достичь поставленной цели. Необходимость в управлении возникла с развитием специализации производства, увеличения его масштабов. Оно позволяет упорядочить и согласовать деятельность многих людей, занятых в производстве.

Цель управления заключается в эффективном использовании рабочей силы и ограниченных ресурсов для достижения желаемого и возможного состояния производства. При управлении всегда возникают вопросы: что, кому, где, когда, сколько, из чего? Число таких вопросов все время растет. Растет и плата за ошибку.

Управление предприятием призвано решать две основных задачи:

1. Поддерживать нормальный ход производства, обеспечивать его цикличность и стабильность;

2. Обеспечивать развитие производства, совершенствование продукции, введение технических и технологических новшеств.

Билет № 3. Научный подход, или научная организация труда, в управлении.

Основателем школы научного управления считается Фредерик Тейлор.

Основные принципы Фредерика Тейлора:

Научное изучение каждого отдельного вида трудовой деятельности;

Отбор, тренировка и обучение рабочих и менеджеров на основе научных критериев;

Сотрудничество администрации с рабочими;

Равномерное и справедливое распределение обязанностей.

Фредерик Тейлор создал систему дифференциальной оплаты, согласно которой рабочие получали заработную плату в соответствии с их выработкой. Это значит, что рабочие, производящие продукции больше дневной стандартной нормы, должны получать более высокую сдельную ставку, чем те, кто не вырабатывает норму.

Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно быть системой, основанной на определенных научных принципах; должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями. В своей концепции Тейлор значительное внимание уделяет «человеческому фактору».

Научное управление, по Тейлору, сосредотачивалось на работе, выполняемой на самом нижнем уровне организации.

Тейлоризм интерпретирует человека как фактор производства и представляет рабочего механическим исполнителем предписанных ему «научно обоснованных инструкций» для достижения цели организации.

Вопрос 4. Теория администрации.

Возникновение административной школы связано главным образом с именем Анри Файоля (1825—1925). По мнению американских историков менеджмента, Файоль является наиболее значительной фигурой в науке управления первой половины XX в.

Обобщая свои многолетние наблюдения, Файоль создал «теорию администрации». Файоль достиг известности благодаря своим идеям. Его первая статья, посвященная этой теории, вышла в 1900 г.

Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым, но убеждениям создателей школы, организация, несомненно, достигнет успеха.

Файоль сформулировал следующие 14 принципов управления применительно к деятельности высшего звена управления:

1. Разделение труда.

2. Власть и ответственность. По мнению Файоля, власть и ответственность связаны между собой, причем последняя является следствием первой.

3. Дисциплина. Файоль подчеркивает, что для поддержания дисциплины необходимо наличие хороших руководителей на всех уровнях.

4. Единоначалие. Единоначалие, но мнению Файоля, имеет по сравнению с коллегиальностью то преимущество, что оно обеспечивает единство точки зрения, единство действия и единство распорядительства.

5. Единство руководства. Виды деятельности, преследующие одну и ту же цель, должны иметь одного руководителя и руководствоваться единым планом.

6. Подчинение частных интересов общим.

8. Централизация. Не прибегая к термину «централизация власти», Файоль говорит о степени концентрации или рассредоточения власти.

9. Скалярная цепь, т.е., по определению Файоля, «цепь начальников» от самого высшего до самого низшего ранга, от которой не нужно отказываться, но которую следует сократит. если слишком тщательное следование ей может нанести вред.

10. Порядок, т.е. «всему (каждому) свое место, и вес (каждый) на своем (его или ее) месте».

12. Стабильность рабочего места для персонала. Файоль считал, что излишняя текучесть кадров является одновременно и причиной, и следствием плохого управления, и указывал на связанные с этим опасности и издержки.

13. Инициатива, т.е., но определению Фаиоля, обдумывание и выполнение плана.

14. Корпоративный дух, т.е. принцип «в единении — сила».

Многие принципы управления до сих пор имеют практическую ценность. Например, японская компания. «Мицусита электрик» руководствуется следующими семью принципами управления: объективность, справедливость, сплоченность, благоустройство, скромность, гармония, оценка, — которые перекликаются с принципами, разработанными Файолем.

Вопрос 5

Человек существо социальное растет и развивается в обществе и не выносит одиночества. А если учесть, что большую часть времени мы проводим на работе, то роль трудовых отношений в жизни становится очевидной. Зачастую наша трудовая успеваемость и карьерный рост напрямую зависит от отношений с коллегами, подчиненными и руководством. Причем это самое руководство является как раз главным звеном, задающим тон и характер отношениям внутри коллектива. Чтобы производительность труда была на высоком уровне, существуют правила, которые необходимо соблюдать в каждой организации. Подробно эти правила описывает теория человеческих отношений Мэйо. Этот американский социолог и психолог был профессором Гарвардского университета и всю свою жизнь изучал психологию общества и внес огромный вклад в психологию трудовых коллективов. Её стоит взять на заметку и руководителям и простым людям, ежедневно трудящимся в рабочих коллективах.

Вопрос 7

Административный подход

Сущность административного подхода заключается в регламентациях функций прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности элементов систем менеджмента в нормативных актах.

Самым древним подходом к мотивации, безусловно является административно-командный. За тысячи лет до того как слово «мотивация» вошло в лексикон руководителей и научных работников, было хорошо известно, что можно намеренно воздействовать на людей для успешного выполнения задач организации при помощи метода «кнута и пряника».

Административно-организационный подход к мотивации обычно связывают с классической школой управлении, родоначальником которой является Анри Файоль.

Управленческий подход заключается в том, что для каждой производственной ситуации присущи свои конкретные методы управления. Поскольку на организацию влияет множество внутренних факторов и факторов внешней среды, то не может быть единого «лучшего» способа ею управлять. Наиболее эффективным способом управления в конкретной ситуации является тот, который будет оптимальным для данной ситуации.

Вопрос 8

В России в IX – XVI веках управления не существовало никаких теорий управления. А не существовало этих теорий по следующему моменту, а именно к тому времени небыли еще сформировано структуры государства. А были ещё раздробленные государства, которые враждовали между собой. И, как правило, это не носило системного характера. Отсюда делаем выводы, что в IX – XVI веках управления как такового не было, а носило хаотичный характер.

Вопрос 9.

Классическая или административная теория (первая половина 20 века).

Ф. Тейлор основные положения:

Выделение управления в самостоятельный вид;

Расчёт времени на выполнение операции;

Увеличение производства за счёт повышения зарплаты;

Цель создание универсальной школы управления приводящей к успеху организации. Административный метод включает в себя часть:

1​ Техническую и технологическую (производство, изготовление, переработка);

2​ Коммерческую (закупка, продажа, обмен);

3​ Финансовую (привлечение капиталов и эффективное управление ими);

4​ Охранную (охрана собственности физических лиц);

5​ Учётную (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки производства, статистика);

6​ Административную (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

Принципы управления – разделение труда; властные полномочия; дисциплина; единоначалие; единство направления; подчинённость личных интересов общим; вознаграждение; централизация; скалярная цепь (иерархия); порядок; беспристрастность; инициатива и корпоративный дух.

Макс Вебр уделял внимание лидерству и структуре власти.

Она уделяла внимание поведению людей. А именно требовала гуманного отношения к людям, уважение личности и демократизацию управления. В целом эта теория рассматривает предприятие как единую социальную систему, игнорируя производственные и технологические факторы. Недостаточность её выражается в следующем: нет системного подхода к управлению и не определено место человека в организации как системе.

Не стоит забывать и о А.А. Богданове, О. А. Ерманский – 1920 год – организационно-техническая теория и социальная теория Н.А. Витке, Ф.Р. Дунаевский

Богданов разработка законов организации в действующей технике (организация вещей), экономике (организация людей), в политике (организация идей).

О.Е. Ерманский формулирование главного принципа теории рационального управления ставшего критерием рациональной работы.

Н.А. Витке социально-трудовая концепция управления производством. В ней чётко разграничены вещи и люди, которыми управляют руководители.

Ф.Р. Дунаевский – теория административной ёмкости. По ней под ней понималось руководство определённым числом подчинённых.

А.А. Богданове, О. А. Ерманский, Н.А. Витке, Ф.Р. Дунаевский сказать нужно немного. Это я брал из августовских лекций на основе учебника «Теория управления» под ред. Н.И. Астаховой, Г.И. Москвина, М.,2012, Юрайт

Вопрос 10

Советская модель управления.

методы управления (жесткие, административные);

цели и задачи управления

система подборки и расстановки кадров

отсутствует использование достижений науки и техники.

Вопрос 11.

Особенности современных управленческих преобразований в России.

Государство выполняет разнообразные функции и все они в той или иной степени связаны с управлением, реализуются через систему и аппарат управления. Функция управления включает фактически все функции государства, поэтому функции государства и функции государственного управления являются тождественными понятиями. Многие функции государства независимы от его природы ( защита от внешних угроз, принуждение и т.д.). Для ряда других функций государственного управления основой выступает социальная сущность государства, его целевые ориентиры. Они определяют количественный состав функций, их содержание и назначение. Эта взаимосвязь целого и зависимых от него величин. Изменяются цели государства, система и функции управления, одни функции становятся ненужными, потребность в других появляется, третьи – остаются неизменными по форме, но наполняются новым содержанием. Главными функциями государства остаются хозяйственно-организаторская и культурно-воспитательная. Процесс управления не прямолинеен и не одномоментен, на всю систему воздействует масса актов с различными целями, принципами, программами, поэтому функции управления можно разложить на множество подфункций, каждая из которых представляет собой форму воздействия на систему, т.е. рычаг управления. Основу функций управления составляют постановка целей ( задач), организация дела, планирование. регулирование, контроль за исполнением и др. Создаются структуры соподчиненности, которые координируют, согласовывают действия всех подразделений, оформляют принятые решения в нормативные акты, приказы, инструкции. Все это завершается на основе информации, отчетности. В специфических условиях России конца ХХ в. на первое место выдвигается функция реформирования общества. К реформам относятся имеющие системный, структурный и политический характер изменения, осуществляемые в рамках государственной политики на основе законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ. Временные рамки реформирования определяются сроком перехода от плановой экономики к рыночной. Он завершается достижением финансовой стабилизации. После этого экономика развивается на рыночной основе и государство от реформирования переходит к регулированию для ускорения экономического роста. Хотя задачи регулирования отличны от задач реформирования, оно тоже не обходится без нововведений и принципиальных изменений. В результате реформ общество становится открытым, утверждается частный сектор, предприятия вынуждаются подчиняться рыночной дисциплине, монополия государства ослабевает и государственное управление перемещается на макроуровень. Основными мерами осуществленными в процессе реформирования являются:

1​ Введение института частной собственности на средства производства, в том числе и на землю.

2​ Приватизация государственных и муниципальных предприятий, жилищного фонда.

3​ Предоставление всем предприятиям и гражданам, в том числе иностранным, свободы экономической, предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономической, торговли.

4​ Либерализация цен при государственном регулировании их незначительного количества.

5​ Реорганизация государственных и сельскохозяйственных предприятий с отменой обязательного государственного заказа. Создание крестьянских (фермерских) хозяйств.

6​ Формирование рыночной инфраструктуры ( биржи, финансовый рынок, рынок труда. учреждения по антимонопольному регулированию и банкротству предприятий).

7​ Утверждение независимости Банка России, введение конвертируемости рубля.

8​ Либерализация личных доходов и расходов

9​ Введение платности услуг здравоохранения, образования и ряда других учреждений социальной сферы.

10​ Признание и гарантирование политических прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Сообщить в Яндекс о проблеме

Вопрос 12

Каждая социально-экономическая система прежде всего состоит из двух относительно самостоятельных, но взаимосвязанных систем: управляющей и управляемой.

К управляемой системе – объекту управления – относятся все элементы и подсистемы предприятия, объединения, корпорации, обеспечивающие непосредственный процесс материальных благ или оказания услуг. В качестве объекта могут выступать также отдельные направления деятельности людей и совокупность их элементов: научно-технический прогресс, качество продукции, инвестиционные проекты, финансы и т.д. В качестве объекта нашего углубленного изучения выступает управление природопользованием. Элементами и подсистемами являются природная среда и животный мир, атмосфера, водные, земельные, лесные и другие ресурсы.

К управляющей системе, так называемому субъекту управления, относятся все элементы и подсистемы аппарата управления предприятия, корпорации, государственных и муниципальных органов, обеспечивающие процесс управления, то есть процесс целенаправленного воздействия на коллективы людей, занятых в управляемой системе. Каждая из этих систем – «объект», «субъект» управления – имеет свои особенности, отличающиеся между собой по системе адаптации к внутренним условиям и по отношению к внешней среде.

Вопрос 17

Информацию по содержанию можно разделить:

1. Научно-техническую информацию, содержащую в себе данные о научных исследованиях, изобретениях, технических разработках как внутри предприятия, так и за его пределами.

2. Экономическую информацию, содержащую данные технико-экономического планирования и прогнозирования, учета и экономического анализа деятельности предприятия.

3. Оперативно-производственную информацию, которая содержит данные оперативно-производственного планирования, оперативного учета и оперативного контроля работы предприятий и их подразделений.

4. Административную или деловую информацию различного содержания. Важнейшей составной частью этой информации является информация по кадрам.

5. Маркетинговую (рыночную) информацию, содержанием которой является реклама, цены, спрос, конкуренция и т.д.

6. Правовая, общественно – политическая, природоохранная и др.

Вопрос 18.

Общие функции управления включают в себя:

Прогнозирование, планирование, принятий решений, учет, контроль, анализ и регулирование. Они используются управляющей системой на различных этапах и уровнях управлений.

Планирование – функции управления состоящая в систематической подготовки плана достижений целей.

Принятие решений – функции управления состоящая из выбора и утверждения наилучшего варианта реализации плана.

Контроль – функции управления состоящая из процедуры сравнения фактических значений показателей о состоянии О. У. с плановыми показателями.

Анализ – функция управления предназначена для установления причин вызвавших отклонение, разработки мероприятий по их устронению.

Регулирование – функции управления предназначенная для реализации выбранного варианта производственного плана объекта управления.

Координация – функция управления предназначенная для согласований действий между подразделениями С. У. –системой управления.

Вопрос

Каждому из нас ежедневно приходится что-то выбирать. Любому поступку индивида или действию коллектива предшествует предварительно принятое решение. Решения являются универсальной формой поведения. Однако, несмотря на универсальность решений, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни. Что отличает управленческие (организационные) решения?

Управленческое решение – это выбор оптимальной альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции с учетом факторов внешней и внутренней среды организации и направленный на достижение целей организации.

Функциональная направленность : планирующие организационные, активизирующие, координирующие, контролирующие информирующие

По организации: индивидуальные, коллегиальные, корпоративные

По причинам : неожиданные, ситуационные и инициативные плановые, по предписанию, программные, сезонные.

По времени действия: стратегические тактические оперативные.

По направлению воздействия: внешние, внутренние

25. Методы управления: понятие, классификация.
Методы управления – это способы воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения определенных целей. Это совокупность инструментов, приемов, осуществления мотивации.
Классификация методов управления:
• Экономические методы управления (воздействуют на материальные интересы людей; з/п, премии, льготы, компенсации);
• Организационно-распорядительные методы управления (и экономические и неэкономические продвижения по службе)
• Неэкономические (моральная мотивация).

Вопрос 26

Культура управления – совокупность специальных (управленческих) знаний и умений необходимых для выполнения профессиональных функций определенной группой людей.

Источник

Цели и задачи управления персоналом организации

В прогрессивных организациях уже давно не задаются вопросом, нужно ли управлять персоналом. Нужно. Более того, чтобы все работало максимально эффективно, следует понимать и признавать, что основная цель управления персоналом заключается не в том, чтобы заставить сотрудников хорошо работать и получать максимальную прибыль. Такое отношение давно осталось в советской эпохе.

Современная теория и практика доказывают, что цели управления персоналом:

Почему управление людьми считается самым сложным процессом? Потому что люди, в отличие от материальных активов:

Учитывая все это, нужно не только ориентироваться на профессиональные навыки и умения сотрудника, но и признать значимость его личности, а также понимать, чем можно мотивировать специалиста.

Задачи управления персоналом

Управлять людьми, значит решать многие цели и задачи управления персоналом, а именно:

Справиться со всеми этими задачами один человек не в силах. Именно поэтому в зарубежных странах отдел HR в финансово устойчивых организациях по численности специалистов составляет 1–1,2 % от общего числа сотрудников в компании.

Основные функции

Какие фактические действия нужно выполнять для эффективного управления персоналом? Условно их можно разделить на три большие группы:

Сначала нужно найти людей, которые хотели бы работать на конкретном предприятии, отобрать из претендентов подходящих специалистов, обучить новых сотрудников и ввести их в коллектив, помочь занять в нем свое место. В процессе работы персонал нужно обучать, развивать, оценивать и мотивировать. А еще – формировать кадровый резерв, следить за тем, чтобы каждый специалист был удовлетворен. Всем этим и занимается отдел HR.

Методы управления кадрами

Управлять людьми – не значит командовать ими. В зависимости от специфики предприятия и корпоративной культуры применяют разные способы воздействия на персонал.

Экономические методы. Материальная стимуляция – один из эффективных способов достигать высоких показателей в работе. Как это работает на практике? Чтобы сотрудники эффективнее работали и были заинтересованы в увеличении прибыли, следует:

Не стоит забывать и о системе наказаний за плохую работу. Система штрафов, вычетов из заработной платы, лишение привилегий – это тот еще стимул качественно выполнять свои функциональные обязанности.

Некоторые предприятия делают одну и ту же ошибку: вводят систему наказаний, полностью игнорируя поощрения. Так этот метод не работает. Сотрудники должны не пребывать в страхе, а понимать, что делать работу хорошо – выгодно в первую очередь для них самих.

Пример плохой материальной стимуляции. В крупном магазине бытовой техники ввели жесткую систему наказаний:

Ожидалось, что менеджеры станут лучше работать, больше продавать. Вместо этого – полное отсутствие корпоративного духа, высокая текучка кадров.

Пример хорошей материальной стимуляции. Крупная аутсорсинговая компания при приеме сотрудников на работу информирует их о системе материального поощрения и наказания:

Сотрудники должны понимать, что от работы каждого из них зависит общий результат команды, а старания всех будут замечены и оценены. Тогда цель менеджмента персонала будет достигнута.

Административные методы. Их еще называют «организационно-распорядительные». Суть методов заключается в использовании работодателем власти и нормативном обеспечении трудовой деятельности персонала. Здесь подразумеваются различные приказы, указания и распоряжения, которые указывают сотрудникам, как нужно себя вести, что можно делать, а что нельзя.

У сотрудника должно выработаться определенное чувство долга, он должен понимать:

В идеале, у человека должно выработаться стремление работать в организации, соблюдать трудовую дисциплину. Важно: у административных методов всегда прямой характер воздействия – что написано в приказе (распоряжении, указании), то обязательно к выполнению.

Социально-психологические методы. Так как сотрудники – это живые люди, им свойственно дружить друг с другом и конфликтовать. С помощью этих методов, грамотно воздействуя на интересы каждой отдельной личности и коллектива в целом, риск конфликтов сводится к минимуму.

Но это не единственная цель метода управления персоналом. Не менее важно, что таким образом можно:

Используя сервис JCat.Работа, вы легко разработаете и внедрите систему управления кадровыми ресурсами, ориентируясь на основные методы, задачи и функции управления персоналом.

Источник

Задачи управления

Что не входит в задачи управления

Под управлением понимают эффективное использование ресурсов компании: персонал, деньги, время, опыт, знания и др. Так организация быстрее достигает поставленных целей.

Рассказываем, какие задачи управления стоят перед компанией.

Основные задачи управления

Разработка стратегии.

Важная задача стратегического управления — сформулировать основную долгосрочную цель компании. Оно направлено на создание действий, которые сделают бизнес жизнеспособным и сильным по сравнению с конкурентами.

Формулировка стратегии — это важный инструмент управления. Владелец компании со своей командой топ-менеджеров ставит долгосрочную цель. Например, открытие нового офиса, создание франшизы, выход на международный рынок и другие.

Также в рамках разработки стратегии находят на данный момент основную проблему в бизнесе, которая тормозит развитие всей компании. Далее разрабатывают план по решению этой проблемы, создают рабочие группы и контролируют выполнение поставленных задач.

Планирование.

Одной из задач управления является планирование действий в компании. Существует три уровня бизнес планирования: стратегическое, тактическое и оперативное. На разном уровне планирование решает разные задачи бизнеса, но выполнение задач на каждом уровне и приводит компанию к достижению стратегической цели, а в конечном итоге и к цели компании (это разные цели).

Планирование помогает разбить более масштабные цели на мелкие задачи и понять, реализуем ли созданный план. Планирование позволяет распределить нагрузку между отделами и сотрудниками компании и увидеть реалистичные сроки воплощения плана в жизнь.

Планирование позволяет систематизировать и упорядочить все процессы, происходящие в компании.

Согласование действий.

Рассогласованность действий — это то, что может помешать воплощению планов. Если руководители и подчиненные, будут вести себя, как “лебедь, рак и щука”, компания с места не сдвинется. Поэтому следующая задача управления — это согласование действий.

Ее смысл состоит в том, чтобы руководитель координировал действия подчиненных, а сами руководители, согласовывают работу своих отделов. Так как результат работы компании зависит от результатов каждого из них. Самый простой способ согласовывать действия — это проводить регулярные совещания

Контроль за выполнением задач.

Это важная задача управления. Руководитель не просто назначает задачи сотрудникам, но и следит за их выполнением. Это позволяет вовремя скорректировать постановку задачи или ее дедлайн, понять, укладывается ли сотрудник в поставленные сроки, оценить, на каком этапе выполнения находится задача. Сегодня контролировать задачи помогают удобные планировщики. В них можно расставить приоритетность задач, назначить ответственных, они автоматически подсвечивают просроченные задачи и выполняют ряд других функций, которые экономят время руководителя.

Управление персоналом

Функция управления персоналом играет значительную роль. От нее зависит состав, качество и сплоченность команды, которая ведёт бизнес к его основной цели. В задачи управления персоналом входит поиск и подбор персонала, адаптация и обучение новых сотрудников, мотивация и стимулирование сотрудников и всей команды в целом. Правильное управление персоналом повышает лояльность и привязанность сотрудников к компании.

Контроль за качеством

В задачи управления входит проверка и контроль качества. Сегодня под контролем качества понимают не только соответствие продукта стандарту, но и качество оказываемых услуг, обслуживания, соответствие процессов внутренним стандартам компании. Благодаря проверкам можно наладить телефонные разговоры менеджеров с клиентами, добиться соблюдения определенных скриптов, написание программистами кода в соответствии с установленными правилами и отслеживать, как работают внедренные процессы.

Управление финансами

Основная задача управления финансами — это контролировать деньги компании. Благодаря деньгам компания может расти и развиваться, а сотрудники — получать зарплату и бонусы. Любой бизнес должен вести отчёт о движении денег и контролировать финансовый результат. Однако, кроме ведения финансовой отчётности важно правильно планировать финансы компании, а также согласовывать и контролировать расходы компании.

Антикризисное управление

Когда компания оказывается в критической ситуации, необходимо принять действия, которые помогают предотвратить или побороть кризис. Следует проанализировать текущее положение и подготовить план по улучшению своих позиций. При этом руководитель должен принимать решения быстро, действуя в обстановке неопределенности и небольшого бюджета.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *