Что не входит в задачи оперативно диспетчерского управления при ликвидации технологических нарушений

Что не входит в задачи оперативно диспетчерского управления при ликвидации технологических нарушений

15.4. Предупреждение и ликвидация

15.4.1. Основными задачами диспетчерского управления при ликвидации технологических нарушений являются:

— предотвращение развития нарушений, исключение травмирования персонала и повреждения оборудования, не затронутого технологическим нарушением;

— создание наиболее надежных послеаварийной схемы и режима работы системы в целом и ее частей;

— выяснение состояния отключившегося и отключенного оборудования и при возможности включение его в работу;

— включение его в работу и восстановление схемы сети.

15.4.2. Основными направлениями предупреждения технологических нарушений и поддержания постоянной готовности организации к их ликвидации являются:

— постоянная подготовка персонала к ликвидации возможных технологических нарушений путем своевременного проведения противоаварийных тренировок, повышения качества профессиональной подготовки;

— создание необходимых аварийных запасов материалов к оборудованию;

— обеспечение персонала средствами связи, пожаротушения, автотранспортом и др. механизмами, необходимыми средствами защиты;

— своевременное обеспечение рабочих мест схемами технологических трубопроводов, инструкциями по ликвидации технологических нарушений, программами переключений;

— подготовка персонала в пунктах тренажерной подготовки с использованием тренажеров, максимально соответствующих реальным условиям производства, а также при возможности с использованием персональных компьютеров;

— тестирование персонала при приеме на работу, а также в процессе трудовой деятельности по готовности к оперативной работе.

15.4.3. На каждом диспетчерском пункте, щите управления организации находятся:

— местная инструкция по предотвращению и ликвидации технологических нарушений, которая составляется в соответствии с типовой инструкцией и инструкцией вышестоящего органа оперативно-диспетчерского управления, и планы ликвидации технологических нарушений в тепловых сетях, топливном хозяйстве и котельных;

— планы ликвидации технологических нарушений в тепловых сетях городов и крупных населенных пунктов должны быть согласованы в установленном порядке.

Аварийно-диспетчерскими службами городов и организациями согласовываются документы, определяющие их взаимодействие при ликвидации технологических нарушений в организациях.

15.4.4. Ликвидацией технологических нарушений на источнике теплоты руководит начальник смены источника тепловой энергии.

Ликвидацию технологических нарушений в тепловых сетях осуществляет диспетчер тепловых сетей. Его указания являются также обязательными для персонала источников тепловой энергии.

В случае необходимости оперативные руководители или руководители структурных подразделений, указанных выше, имеют право поручить руководство ликвидацией технологического нарушения другому лицу или взять руководство на себя, сделав запись в оперативном журнале. О замене ставится в известность как вышестоящий, так и подчиненный оперативный персонал.

15.4.5. Приемка и сдача смены во время ликвидации технологических нарушений не допускается.

Пришедший на смену оперативный персонал используется по усмотрению лица, руководящего ликвидацией технологических нарушений. При затянувшейся ликвидации технологического нарушения в зависимости от его характера допускается сдача смены с разрешения вышестоящего оперативно-диспетчерского персонала.

В тех случаях, когда при ликвидации технологического нарушения операции производятся на оборудовании, не находящемся в оперативном управлении или ведении вышестоящего оперативно-диспетчерского персонала, сдача смены допускается с разрешения руководящего управленческого персонала и специалистов организации, в которой произошло технологическое нарушение.

15.4.6. Принимая решения и осуществляя мероприятия по восстановлению нормального режима, оперативно-диспетчерский персонал несет ответственность за ликвидацию технологического нарушения.

Источник

Предупреждение и ликвидация технологических нарушений. 6.5.1. Основными задачами оперативно-диспетчерского управления при ликвидации технологических нарушений являются:

6.5.1. Основными задачами оперативно-диспетчерского управления при ликвидации технологических нарушений являются:

предотвращение развития нарушений, исключение травмирования персонала и повреждения оборудования, не затронутого технологическим нарушением;

быстрое восстановление энергоснабжения потребителей и нормальных параметров отпускаемой потребителям электроэнергии;

создание наиболее надежной послеаварийной схемы;

быстрое восстановление режима работы субъектов рынка энергии и мощности;

выяснение состояния отключившегося и отключенного оборудования и при возможности включение его в работу и восстановление схемы сети.

6.5.2. На каждом диспетчерском пункте органа оперативно-диспетчерского управления объединенных энергосистем, энергосистемы, щите управления энергообъекта должна быть местная инструкция по предотвращению и ликвидации технологических нарушений, которая составляется в соответствии с инструкцией вышестоящего органа оперативно-диспетчерского управления, и планы ликвидации технологических нарушений в тепловых сетях и газовом хозяйстве электростанций и котельных.

Планы ликвидации технологических нарушений в тепловых сетях городов и крупных населенных пунктов должны быть согласованы в установленном порядке.

Аварийно-диспетчерскими службами городов и энергообъектами должны быть согласованы документы, определяющие их взаимодействие при ликвидации технологических нарушений на энергообъектах.

6.5.3. Распределение функций по ликвидации технологических нарушений между диспетчерами органов оперативно-диспетчерского управления единой, объединенных энергосистем, энергосистемы, электрических сетей, электростанций и подстанций должно быть регламентировано соответствующими инструкциями.

Распределение функций при ликвидации технологических нарушений на связях между единой энергосистемой России и энергосистемами соседних государств должно быть регламентировано взаимосогласованными инструкциями, соглашениями и другими документами.

6.5.4. Ликвидацией технологических нарушений на электростанции должен руководить начальник смены станции.

На подстанциях руководство ликвидацией технологических нарушений должно возлагаться на дежурного подстанции, оперативно-выездную бригаду, мастера или начальника группы подстанций в зависимости от типа обслуживания подстанции.

Руководство ликвидацией технологических нарушений в тепловых сетях должно осуществляться диспетчером тепловых сетей. Его указания являются также обязательными для оперативно-диспетчерского персонала ТЭЦ или других самостоятельно действующих теплоисточников.

Технологические нарушения в электрических сетях, имеющие местное значение и не затрагивающие режима работы энергосистемы, должны ликвидироваться под руководством диспетчера электрических сетей или диспетчера опорной подстанции в зависимости от района распространения таких нарушений и структуры управления сетями.

Ликвидация технологических нарушений, затрагивающих режим работы одной энергосистемы, должна производиться под руководством диспетчера энергосистемы.

Руководство ликвидацией технологических нарушений, охватывающих несколько энергосистем, должно осуществляться диспетчером органа оперативно-диспетчерского управления объединенных (единой) энергосистем.

В случае необходимости оперативные руководители или административные руководители лиц, указанных выше, имеют право поручить руководство ликвидацией технологического нарушения другому лицу или взять руководство на себя, сделав запись в оперативном журнале.

О замене ставится в известность как вышестоящий, так и подчиненный оперативный персонал.

6.5.5. Приемка и сдача смены во время ликвидации технологических нарушений допускается.

Пришедший на смену оперативный персонал используется по усмотрению лица, руководящего ликвидацией технологических нарушений. При затянувшейся ликвидации технологического нарушения в зависимости от его характера допускается сдача смены с разрешения вышестоящего оперативно-диспетчерского персонала.

В тех случаях, когда при ликвидации технологического нарушения операции производятся на оборудовании, не находящемся в оперативном управлении или ведении вышестоящего оперативно-диспетчерского персонала, сдача смены допускается с разрешения руководящего административно-технического персонала энергообъекта, на котором произошло технологическое нарушение.

6.5.6. Оперативно-диспетчерский персонал руководит ликвидацией технологического нарушения, принимая решения и осуществляя мероприятия по восстановлению нормального режима независимо от присутствия лиц из числа административно-технического персонала.

6.5.7. Все оперативные переговоры и распоряжения диспетчеров всех уровней диспетчерского управления, а также начальников смен электростанций и дежурных крупных подстанций во время ликвидации технологического нарушения должны записываться на магнитофон.

Источник

Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 854 «Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 854
«Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике»

С изменениями и дополнениями от:

6 мая, 31 августа 2006 г., 16 февраля, 7 ноября 2008 г., 3 марта 2010 г., 11 августа 2014 г., 17 марта, 23 декабря 2016 г., 2 марта 2017 г., 13 августа, 8 декабря 2018 г., 30 января 2021 г.

В соответствии со статьями 12 и 21 Федерального закона «Об электроэнергетике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;

Информация об изменениях:

2. Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации утвердить в 3-месячный срок единые аттестационные требования к лицам, осуществляющим профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике, и порядок аттестации лиц, осуществляющих эту деятельность.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2017 г. N 244 пункт 3 изложен в новой редакции

3. Установить, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (в рамках федерального энергетического надзора), а также аттестацию лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике, является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

ГАРАНТ:

См. Состав аттестационной комиссии по аттестации лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике, утвержденный приказом Ростехнадзора от 14 июля 2010 г. N 603

См. Положение об организации и осуществлении контроля за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и особенностях организации и проведения аттестации лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике (РД-12-04-2007), утвержденное приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 3 апреля 2007 г. N 199

Об утверждении формы аттестата диспетчера и формы протокола результатов аттестации лица, осуществляющего профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике см. приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 января 2007 г. N 10

4. Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой при участии заинтересованных организаций в 3-месячный срок разработать и представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект акта Правительства Российской Федерации, определяющий перечень организаций, осуществляющих оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике, в том числе в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, их структуру и зоны диспетчерской ответственности.

5. Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой и Федеральным агентством по атомной энергии при участии заинтересованных организаций в 6-месячный срок провести анализ эффективности функционирования системы оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и при необходимости представить в Правительство Российской Федерации предложения по внесению изменений в Правила оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденные настоящим постановлением.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2006 г. N 273 пункт 6 настоящего постановления изложен в новой редакции

Правила оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденные настоящим постановлением, вступают в силу с 15 мая 2006 г.;

абзац пятый пункта 3 указанных Правил действует до приобретения Российской Федерацией доли участия в уставном капитале системного оператора в размере не менее 52 процентов.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Информация об изменениях:

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 декабря 2004 г. N 854

Правила
оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике

С изменениями и дополнениями от:

6 мая, 31 августа 2006 г., 16 февраля 2008 г., 3 марта 2010 г., 13 августа, 8 декабря 2018 г., 30 января 2021 г.

ГАРАНТ:

См. Правила недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861

3. Оперативно-диспетчерское управление в энергосистеме осуществляется посредством централизованного круглосуточного и непрерывного управления эксплуатационным состоянием и взаимосвязанными технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, образующими в совокупности электроэнергетический режим соответствующей энергосистемы. В рамках оперативно-диспетчерского управления субъект оперативно-диспетчерского управления осуществляет функции, возложенные на него законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения в сфере электроэнергетики, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Управление технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием оборудования и устройств атомных электростанций осуществляется в соответствии с настоящими Правилами с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии.

4. Оперативно-диспетчерское управление в пределах электроэнергетической системы осуществляется одним субъектом оперативно-диспетчерского управления.

Оперативно-диспетчерское управление осуществляют:

Субъект оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе самостоятельно, без участия системного оператора, организует и осуществляет оперативно-диспетчерское управление в соответствующей энергосистеме в соответствии с настоящими Правилами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения в сфере электроэнергетики.

6. Субъект оперативно-диспетчерского управления осуществляет функции по оперативно-диспетчерскому управлению в зоне своей диспетчерской ответственности через один или несколько диспетчерских центров, за каждым из которых закрепляет соответствующую операционную зону. Диспетчерские центры действуют от имени того субъекта оперативно-диспетчерского управления, структурными подразделениями которого они являются.

Операционная зона одного диспетчерского центра может охватывать территории нескольких субъектов Российской Федерации.

В случае если субъект оперативно-диспетчерского управления имеет только один диспетчерский центр, закрепленная за ним операционная зона должна совпадать с зоной диспетчерской ответственности субъекта оперативно-диспетчерского управления.

По решению системного оператора представление и защита его интересов по отдельным вопросам осуществления оперативно-диспетчерского управления, не связанным с управлением электроэнергетическим режимом энергосистемы, могут выполняться представительствами, создаваемыми на территории отдельных субъектов Российской Федерации, в том числе не входящих в зону диспетчерской ответственности системного оператора.

7. Субъект оперативно-диспетчерского управления:

определяет в зоне своей диспетчерской ответственности структуру диспетчерских центров, включая их уровни и соподчиненность;

распределяет между диспетчерскими центрами функции по оперативно-диспетчерскому управлению и определяет порядок взаимодействия диспетчерских центров по выполнению возложенных на них функций.

Диспетчерские центры вправе давать соответствующим нижестоящим и смежным диспетчерским центрам обязательные для исполнения диспетчерские команды и распоряжения.

8. В каждом диспетчерском центре определяются работники субъекта оперативно-диспетчерского управления (диспетчерский персонал, диспетчеры), уполномоченные при осуществлении оперативно-диспетчерского управления от имени субъекта оперативно-диспетчерского управления отдавать обязательные для исполнения диспетчерские команды и разрешения или осуществлять изменение технологического режима работы и эксплуатационного состояния объектов диспетчеризации, непосредственно воздействуя на них с использованием средств дистанционного управления, при управлении электроэнергетическим режимом энергосистемы. Диспетчеры отдают диспетчерские команды и разрешения от имени диспетчерского центра.

В каждом диспетчерском центре определяются работники, уполномоченные при осуществлении оперативно-диспетчерского управления от имени субъекта оперативно-диспетчерского управления подписывать диспетчерские распоряжения.

Распределение объектов диспетчеризации по способу управления (ведения) осуществляется в соответствии с Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем.

Диспетчерский центр также относит к объектам диспетчеризации величину изменения объема управляющих воздействий противоаварийной или режимной автоматики, готовность оборудования к участию в регулировании частоты электрического тока, величину изменения располагаемой мощности, регулировочного диапазона по активной мощности генерирующего оборудования, изменение нагрузки потребления энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, максимальная мощность которых составляет 5 МВт или более, и иные параметры технологического режима работы оборудования объектов электроэнергетики в операционной зоне данного диспетчерского центра.

В отношении энергетического оборудования ветровых и солнечных электростанций к объектам диспетчеризации относятся группы ветроэнергетических установок и фотоэлектрических солнечных модулей, работающих в составе энергосистемы через один преобразователь постоянного тока или на одно распределительное устройство напряжением 10 кВ и выше, а также отдельно функционирующие в составе энергосистемы ветроэнергетические установки и фотоэлектрические солнечные модули, установленная генерирующая мощность которых составляет 5 МВт и более.

Информация о включении линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики, отдельных параметров технологического режима работы оборудования в операционной зоне диспетчерского центра в перечень объектов диспетчеризации с распределением их по способу управления доводится субъектом оперативно-диспетчерского управления в письменном виде до сведения соответствующих субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии.

Субъект оперативно-диспетчерского управления организует составление диспетчерскими центрами перечней объектов диспетчеризации с распределением их по способу управления (ведения).

Объект диспетчеризации, влияющий на электроэнергетический режим энергосистемы в операционной зоне диспетчерского центра и находящийся в операционной зоне другого диспетчерского центра, подлежит включению в перечень объектов диспетчеризации каждого из указанных диспетчерских центров.

10. Оперативно-диспетчерское управление осуществляется посредством отдачи диспетчерских команд, выдачи распоряжений и разрешений, путем непосредственного воздействия на технологический режим работы или эксплуатационное состояние объектов диспетчеризации с использованием средств дистанционного управления и путем использования противоаварийной и режимной автоматики, а также посредством реализации иных решений, действий и мероприятий в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики.

Диспетчерская команда отдается диспетчерским персоналом по каналам связи диспетчерскому персоналу нижестоящего или смежного диспетчерского центра или оперативному персоналу субъекта электроэнергетики, потребителя электрической энергии и содержит указание совершить (воздержаться от совершения) конкретное действие (действия), связанное с управлением технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием объектов электроэнергетики или энергопринимающих установок потребителей электрической энергии.

Диспетчерское разрешение выдается диспетчерским персоналом по каналам связи диспетчерскому персоналу другого диспетчерского центра либо оперативному персоналу субъекта электроэнергетики, потребителя электрической энергии и содержит разрешение совершить (воздержаться от совершения) конкретное действие (действия), связанное с изменением технологического режима работы и эксплуатационного состояния объектов диспетчеризации.

Диспетчерское распоряжение выдается диспетчерским центром нижестоящему или смежному диспетчерскому центру, субъекту электроэнергетики или потребителю электрической энергии в виде документа (в том числе в электронной форме), подписанного уполномоченным лицом и определяющего содержание, порядок и сроки осуществления действий, связанных с управлением технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием объектов электроэнергетики или энергопринимающих установок потребителей электрической энергии.

Порядок отдачи диспетчерских команд, выдачи диспетчерских разрешений и распоряжений в отношении изменения технологического режима работы или эксплуатационного состояния объектов диспетчеризации определяется субъектом оперативно-диспетчерского управления.

Субъект оперативно-диспетчерского управления также определяет схемы прохождения диспетчерских команд и разрешений, устанавливает распределение функций по непосредственному и опосредованному взаимодействию диспетчерского персонала с оперативным персоналом при выдаче диспетчерских команд (разрешений) в отношении изменения технологического режима работы и (или) эксплуатационного состояния объектов диспетчеризации и ведении оперативных переговоров.

11. Каждая диспетчерская команда (разрешение) регистрируется диспетчерским центром с указанием следующих сведений:

время выдачи (получения) команды (разрешения);

требуемое время исполнения команды (в случае если предусмотренные командой действия требуется выполнить в определенное время);

фамилия лица, отдавшего команду (разрешение);

фамилия лица, которому адресована команда (разрешение);

содержание команды (разрешения);

другая информация по решению субъекта оперативно-диспетчерского управления.

Регистрация диспетчерской команды (разрешения) осуществляется в оперативном журнале, который ведется на электронном или бумажном носителе и (или) при помощи технических средств (в том числе средств звукозаписи), позволяющих обеспечить достоверность указанных сведений посредством их расшифровки (стенографирования) и защиту от изменений после регистрации.

Порядок регистрации диспетчерских команд и разрешений определяется субъектом оперативно-диспетчерского управления.

12. Диспетчерские команды, разрешения и распоряжения являются обязательными для субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии.

При невыполнении диспетчерской команды диспетчерский центр вправе инициировать временное отстранение дежурного работника субъекта электроэнергетики (потребителя электрической энергии) от исполнения своих обязанностей.

13. Диспетчерские команды не подлежат исполнению в случае, если их исполнение создает угрозу жизни людей, угрозу повреждения оборудования или приводит к нарушению пределов и условий безопасной эксплуатации атомных электростанций.

14. Субъект оперативно-диспетчерского управления обязан обеспечить каждый диспетчерский центр:

помещениями, оборудованием, устройствами и программно-аппаратными (программно-техническими) комплексами, необходимыми для управления электроэнергетическим режимом энергосистемы в соответствующей операционной зоне и выполнения иных функций по оперативно-диспетчерскому управлению, а также необходимыми системами жизнеобеспечения;

двумя независимыми цифровыми каналами связи с другими диспетчерскими центрами (в том числе диспетчерскими центрами организаций, выполняющих функции оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетических системах иностранных государств) для передачи диспетчерских команд и информации, необходимой диспетчерским центрам для управления электроэнергетическим режимом энергосистемы;

технической документацией, в том числе инструктивной и оперативной, необходимой для осуществления диспетчерским центром соответствующих функций оперативно-диспетчерского управления.

Субъект оперативно-диспетчерского управления также обязан:

укомплектовать каждый диспетчерский центр подготовленным персоналом;

обеспечить наличие резервных помещений (резервных рабочих мест), оснащенных оборудованием, устройствами и программно-аппаратными комплексами, необходимыми для осуществления функций диспетчерского центра в случае возникновения ситуаций, вследствие которых станет невозможным использование основного помещения и оборудования диспетчерского центра, и установить объем и порядок выполнения функций на время осуществления оперативно-диспетчерского управления в резервных помещениях (на резервных рабочих местах) или установить объем и порядок передачи функций другому диспетчерскому центру в указанных случаях.

Субъект оперативно-диспетчерского управления вправе создавать постоянно действующие полнофункциональные резервные диспетчерские центры, предназначенные для осуществления непрерывного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике при возникновении ситуаций, вследствие которых функционирование основных диспетчерских центров невозможно в течение длительного периода времени.

15. Для обеспечения осуществления оперативно-диспетчерского управления субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, линии электропередачи, оборудование и устройства которых отнесены к объектам диспетчеризации, обязаны организовать и обеспечивать работу систем обмена технологической информацией объектов электроэнергетики (энергопринимающих установок) с диспетчерскими центрами в соответствии с Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем.

16. Субъект оперативно-диспетчерского управления осуществляет планирование и управление электроэнергетическим режимом энергосистемы, а также планирование перспективного развития энергосистемы в соответствии с Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем.

Субъект электроэнергетики обязан изменить режим работы объекта электроэнергетики относительно заданного диспетчерским графиком при получении диспетчерской команды в условиях изменения фактического электроэнергетического режима энергосистемы относительно запланированных величин.

При возникновении или угрозе возникновения повреждения линии электропередачи либо оборудования объекта электроэнергетики или энергопринимающей установки потребителя электрической энергии вследствие фактического достижения недопустимых по величине и длительности значений параметров технологического режима их работы, а также при возникновении несчастного случая и иных обстоятельств, создающих угрозу жизни людей, допускается изменение технологического режима работы или эксплуатационного состояния объекта диспетчеризации без диспетчерской команды или разрешения соответствующего диспетчерского центра с последующим незамедлительным его уведомлением о произведенных изменениях и причинах, их вызвавших.

Обо всех вынужденных (фактических и предполагаемых) отклонениях от заданного диспетчерского графика или невозможности выполнения диспетчерской команды оперативный персонал указанных объектов электроэнергетики обязан немедленно проинформировать диспетчерский персонал соответствующего диспетчерского центра для принятия решения о способе дальнейшего управления электроэнергетическим режимом энергосистемы.

19. Субъект оперативно-диспетчерского управления обеспечивает в соответствии с Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими отношения в сфере электроэнергетики, реализацию мер, необходимых для осуществления планирования и управления электроэнергетическим режимом энергосистемы и выполнения иных функций, возложенных на него законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, в том числе:

а) разрабатывает и утверждает необходимые инструктивно-технические документы;

допустимость изменения технологических режимов работы и эксплуатационного состояния объектов диспетчеризации, в том числе при выводе их в ремонт и вводе в работу после ремонта;

порядок оформления, подачи, рассмотрения и согласования диспетчерских заявок на изменение технологического режима работы и эксплуатационного состояния объектов диспетчеризации и порядок разработки сводных годовых и месячных графиков ремонта объектов диспетчеризации;

прогнозные и фактические показатели балансов электрической энергии и мощности энергосистемы;

перечень и состав контролируемых сечений и величины максимально допустимых и аварийно допустимых перетоков активной мощности в них;

перечень контрольных пунктов по напряжению и величины минимально допустимых и аварийно допустимых напряжений в них;

минимально необходимые величины первичного, вторичного и третичного резервов активной мощности, места размещения первичного, вторичного и третичного резервов активной мощности;

диспетчерские центры, ответственные за регулирование параметров электроэнергетического режима энергосистемы;

структуру и функции систем автоматического регулирования частоты электрического тока и перетоков активной мощности, централизованных систем противоаварийной автоматики;

параметры настройки (уставки) и алгоритмы функционирования комплексов и устройств релейной защиты и автоматики;

в) обеспечивает утверждение диспетчерскими центрами нормальных схем электрических соединений объектов электроэнергетики, входящих в их операционные зоны (схем для нормального режима энергосистемы).

20. При вводе новых (реконструируемых) объектов по производству электрической энергии и объектов электросетевого хозяйства диспетчерские центры субъекта оперативно-диспетчерского управления осуществляют в соответствующих энергосистемах:

расчеты величин максимально допустимых и аварийно допустимых перетоков активной мощности в контролируемых сечениях, величин минимально допустимых и аварийно допустимых напряжений в контрольных пунктах;

проверку соответствия параметров настройки и алгоритмов функционирования комплексов и устройств релейной защиты и автоматики планируемым электроэнергетическим режимам энергосистемы и определение соответствующих параметров указанных настроек;

уточнение документации по управлению технологическими режимами работы объектов диспетчеризации и использованию устройств релейной защиты и автоматики при изменении параметров настройки указанных устройств;

определение допустимости и условий включения в работу в составе энергосистемы новых (реконструируемых) объектов по производству электрической энергии и объектов электросетевого хозяйства, их оборудования и устройств, условий проведения их пробных пусков, комплексного опробования и испытаний, в том числе комплексных испытаний генерирующего оборудования, проводимых с целью определения его общесистемных технических параметров и характеристик.

Необходимость и объем выполнения указанных мероприятий определяются диспетчерскими центрами субъекта оперативно-диспетчерского управления исходя из состава вновь вводимых (реконструируемых) объектов по производству электрической энергии и объектов электросетевого хозяйства, степени их влияния на электроэнергетический режим работы соответствующих энергосистем и их технологической взаимосвязи с действующими объектами электроэнергетики.

21. Изменение технологического режима работы или эксплуатационного состояния объектов диспетчеризации, находящихся в диспетчерском управлении диспетчерского центра, осуществляется оперативным персоналом субъектов электроэнергетики (потребителей электрической энергии) только по диспетчерской команде соответствующего диспетчерского центра либо может осуществляться непосредственно диспетчерским персоналом из диспетчерского центра с использованием средств дистанционного управления.

Порядок осуществления непосредственного воздействия на объекты диспетчеризации с использованием средств дистанционного управления из диспетчерских центров определяется субъектом оперативно-диспетчерского управления по согласованию с владельцем соответствующего объекта электроэнергетики.

Изменение технологического режима работы или эксплуатационного состояния объектов диспетчеризации, находящихся в диспетчерском ведении диспетчерского центра, осуществляется с разрешения соответствующего диспетчерского центра.

В пределах одного распределительного устройства объекта электроэнергетики субъектом оперативно-диспетчерского управления должен быть определен один диспетчерский центр, имеющий право отдачи диспетчерской команды в отношении изменения технологического режима работы или эксплуатационного состояния оборудования и устройств, находящихся или относящихся к этому распределительному устройству, независимо от числа и состава диспетчерских центров, к объектам диспетчеризации которых отнесены эти оборудование и устройства.

22. При необходимости изменения технологического режима работы или эксплуатационного состояния объекта диспетчеризации его владельцем должна быть оформлена и подана в соответствующий диспетчерский центр субъекта оперативно-диспетчерского управления диспетчерская заявка.

Диспетчерские заявки подразделяются на плановые, внеплановые, неотложные, аварийные.

Порядок оформления, подачи, рассмотрения и согласования диспетчерских заявок, а также порядок выдачи на их основании разрешений и отдачи диспетчерских команд в отношении изменения технологического режима работы или эксплуатационного состояния объектов диспетчеризации и осуществления контроля за их исполнением определяются субъектом оперативно-диспетчерского управления.

Независимо от наличия рассмотренной и согласованной диспетчерской заявки изменение технологического режима работы или эксплуатационного состояния линий электропередачи, оборудования и устройств, находящихся в диспетчерском управлении (ведении) диспетчерского персонала, должно производиться по его диспетчерской команде (разрешению).

Информация об изменениях:

23. При необходимости изменения технологического режима работы или эксплуатационного состояния объекта диспетчеризации в целях вывода его в ремонт наряду с требованиями настоящих Правил должны быть соблюдены требования Правил вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 г. N 86 «Об утверждении Правил вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу совершенствования порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации».

24. Предотвращение развития и ликвидация нарушений нормального режима электрической части энергосистемы (предотвращение и ликвидация аварийного электроэнергетического режима работы энергосистемы, действия в послеаварийном режиме энергосистемы) осуществляются субъектом оперативно-диспетчерского управления, иными субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии в соответствии с Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем.

При предотвращении развития и ликвидации нарушений нормального режима электрической части энергосистемы субъект оперативно-диспетчерского управления наряду с решениями и действиями, предусмотренными Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, вправе принимать решения:

о применении полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) энергопринимающими устройствами потребителей электрической энергии в объемах, превышающих значения, предусмотренные графиками аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности), и (или) в отношении потребителей электрической энергии (энергопринимающих устройств), не включенных в такие графики, в соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»;

об изменении нагрузки электростанций, работающих в режиме теплофикационной выработки, до технического минимума или максимально возможной располагаемой мощности с соответствующим снижением отпуска тепла из регулируемых и нерегулируемых отборов пара турбин, в том числе с переводом тепловой нагрузки на водогрейные котлы (при их наличии на электростанции) и (или) изменением не более чем на 3 часа графика тепловой сети, направленным на понижение температуры теплоносителя не ниже значений, определяемых обязательными требованиями к эксплуатации тепловых сетей.

25. Диспетчерский центр субъекта оперативно-диспетчерского управления объявляет режим с высокими рисками нарушения электроснабжения при наступлении в пределах его операционной зоны одного или нескольких обстоятельств согласно приложению N 2.

Диспетчерский центр объявляет о ликвидации режима с высокими рисками нарушения электроснабжения после получения от территориальных органов по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, организаций гидрометцентра, субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии информации, свидетельствующей о ликвидации обстоятельств, послуживших основанием для объявления о возникновении указанного режима.

Порядок объявления о возникновении и ликвидации режима с высокими рисками нарушения электроснабжения определяется субъектом оперативно-диспетчерского управления.

26. При объявлении режима с высокими рисками нарушения электроснабжения субъект оперативно-диспетчерского управления выполняет действия по предотвращению развития и ликвидации нарушений нормального режима электрической части энергосистемы, предусмотренные настоящими Правилами и Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем. При объявлении режима с высокими рисками нарушения электроснабжения субъект оперативно-диспетчерского управления также вправе:

а) направить руководителю штаба по обеспечению безопасности электроснабжения, созданного в соответствующем субъекте Российской Федерации, уведомление о необходимости созыва экстренного заседания штаба;

б) принимать решения:

о запрете на проведение всех видов ремонта объектов электроэнергетики (за исключением случаев, когда такие виды ремонта вызваны необходимостью проведения аварийно-восстановительных работ, предотвращения аварийных ситуаций на генерирующих установках и других негативных последствий, способных привести к нарушению пределов их безопасной эксплуатации) и энергетических установок потребителей электрической энергии на территории, на которой объявлено о возникновении режима с высокими рисками нарушения электроснабжения;

об экстренном введении в работу находящихся в ремонте объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии, а также отдельного оборудования и устройств объектов электроэнергетики до истечения согласованных сроков аварийной готовности.

27. Решения субъекта оперативно-диспетчерского управления, предусмотренные подпунктом «б» пункта 26 настоящих Правил, подлежат согласованию со штабом по обеспечению безопасности электроснабжения в случае, если реализация указанных решений влечет угрозу повреждения оборудования или угрозу жизни и здоровью людей.

Указанные решения субъекта оперативно-диспетчерского управления направляются для согласования в штаб по обеспечению безопасности электроснабжения в письменной форме и должны содержать варианты мер, направленных на эффективное управление энергосистемой в условиях нарушения электроснабжения, а также описание возможных неблагоприятных последствий, риск возникновения которых связан с принятием и исполнением каждого из вариантов предложенных мер.

28. В целях разработки и принятия решений о применении мер, направленных на локализацию и ликвидацию режима с высокими рисками нарушения электроснабжения, в том числе предусмотренных пунктом 26 настоящих Правил, предотвращения развития и ликвидации нарушений нормального режима электрической части энергосистем, перехода энергосистемы на работу в вынужденном режиме субъект оперативно-диспетчерского управления вправе запрашивать у субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии необходимую информацию, в том числе сведения:

о значениях, характеризующих текущую перегрузочную способность линий электропередачи, оборудования электрических станций (в том числе энергетических установок потребителей электрической энергии) и сетей;

о возможном изменении режима работы электроустановок потребителей с целью изменения активной и (или) реактивной мощности его энергетических установок;

о применении резервных источников электроснабжения организациями, осуществляющими оказание услуг по передаче электрической энергии (электроснабжению потребителей) или коммунальных услуг, а также о применении этих источников потребителями электрической энергии.

Сведения, предоставление которых необходимо в соответствии с запросом субъекта оперативно-диспетчерского управления, подлежат представлению в течение 2 часов с момента получения запроса или в иные предусмотренные запросом сроки.

29. Для обеспечения эффективности применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) диспетчерский центр субъекта оперативно-диспетчерского управления в пределах своей операционной зоны вправе определить и выдать соответствующим сетевым организациям требования об установке устройств, обеспечивающих дистанционный ввод графиков временного отключения потребления с объектов электросетевого хозяйства и центров управления сетями сетевых организаций и (или) с диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления. Выполнение указанных требований осуществляется в согласованные между сетевыми организациями и диспетчерским центром сроки.

30. В целях обеспечения надежности функционирования Единой энергетической системы России системный оператор в том числе определяет:

потребность в оказании услуг по обеспечению системной надежности и их объемы;

технические требования, обеспечивающие создание технической возможности технологического присоединения объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей и возможность надежной работы строящихся (реконструируемых) объектов электроэнергетики в составе энергосистемы;

требования к созданию и (или) модернизации комплексов и устройств релейной защиты и автоматики.

31. Диспетчерские центры субъекта оперативно-диспетчерского управления организуют и осуществляют переключения в электроустановках объектов электроэнергетики, входящих в их операционные зоны, в соответствии с Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем и правилами переключений в электроустановках, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приложение N 1
к Правилам оперативно-
диспетчерского управления
в электроэнергетике

Перечень
технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем и соответствующих субъектов оперативно-диспетчерского управления

С изменениями и дополнениями от:

1. Электроэнергетическая система Камчатского края, территория которой является зоной диспетчерской ответственности публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго».

2. Электроэнергетическая система Магаданской области, территория которой является зоной диспетчерской ответственности публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго».

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

5. Электроэнергетическая система Сахалинской области, территория которой является зоной диспетчерской ответственности публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Сахалинэнерго».

6. Электроэнергетическая система Чукотского автономного округа, территория которой является зоной диспетчерской ответственности акционерного общества энергетики и электрификации «Чукотэнерго».

7. Электроэнергетическая система Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, территория которой является зоной диспетчерской ответственности акционерного общества «Норильско-Таймырская энергетическая компания».

Приложение N 2
к Правилам оперативно-
диспетчерского управления
в электроэнергетике

Перечень
обстоятельств, являющихся основаниями для объявления режима с высокими рисками нарушения электроснабжения

1. Прекращение или наличие угрозы прекращения топливообеспечения тепловых электростанций либо обеспечения гидроресурсами гидроэлектростанций суммарной располагаемой мощностью свыше 10 процентов всей располагаемой мощности электростанций в операционной зоне соответствующего диспетчерского центра, а также прекращение (угроза прекращения) топливообеспечения тепловой электростанции установленной мощностью 200 мегаватт и более.

2. Понижение до аварийно допустимых значений уровней напряжения в контрольных пунктах диспетчерского центра.

3. Угроза нарушения устойчивости энергосистемы или ее частей.

4. Температура окружающего воздуха, выходящая за пределы значений климатических параметров для данного региона, применяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности при проектировании зданий и сооружений, планировке и застройке городских и сельских поселений.

5. Прогнозируемое наступление неблагоприятных природных явлений в регионе, которые могут привести к массовому отключению линий электропередачи и электросетевого оборудования (массовые грозовые явления, обильные ливневые дожди, ураганный ветер, обильные снегопады, сопровождающиеся интенсивным налипанием снега на провода, грозозащитные тросы, опоры воздушных линий электропередачи и на оборудование объектов электроэнергетики, гололедообразование на проводах и грозозащитных тросах воздушных линий электропередачи, резкое изменение метеорологических условий, в том числе изменение температуры окружающего воздуха за пределы значений климатических параметров для данного региона, применяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности при проектировании зданий и сооружений, планировке и застройке городских и сельских поселений).

6. Массовые повреждения линий электропередачи и оборудования (возникшие в том числе в результате наступления неблагоприятных природных явлений), которые вызывают или с высокой степенью вероятности могут вызвать полное или частичное отключение энергосистемы, связанное с дефицитом активной мощности.

7. Угроза наводнения с подтоплением подстанций суммарной установленной трансформаторной мощностью более 500 мегавольт-ампер.

8. Возникновение или угроза возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.

Перечень
технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем и соответствующих субъектов оперативно-диспетчерского управления
(утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 854)

С изменениями и дополнениями от:

6 мая 2006 г., 7 ноября 2008 г., 11 августа 2014 г., 17 марта, 23 декабря 2016 г.

Информация об изменениях:

Контроль за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, а также проведение аттестации лиц, работающих в указанной сфере, осуществляет Ростехнадзор.

Правила определяют порядок оперативно-диспетчерского управления, осуществляемого субъектами оперативно-диспетчерского управления в Единой энергетической системе России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах (энергосистемах). В соответствии с общими принципами организации оперативно-диспетчерского управления производится централизованное круглосуточное и непрерывное управление взаимосвязанными технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок. Управление электроэнергетическим режимом энергосистемы может осуществляться одним субъектом оперативно-диспетчерского управления или несколькими субъектами оперативно-диспетчерского управления, находящимися в соподчинении, то есть являющимися вышестоящими и нижестоящими по отношению друг к другу. В пределах Единой энергетической системы России вышестоящим субъектом по отношению к другим субъектам оперативно-диспетчерского управления выступает системный оператор. Он управляет электроэнергетическим режимом энергосистемы в закрепленной за ним зоне через один или несколько диспетчерских центров, за каждым из которых закрепляет соответствующую операционную зону. Системный оператор определяет в закрепленной за ним зоне диспетчерской ответственности структуру диспетчерских центров, включая их уровни и соподчиненность. Вышестоящие диспетчерские центры вправе давать соответствующим нижестоящим диспетчерским центрам обязательные для исполнения диспетчерские команды и распоряжения.

Субъект оперативно-диспетчерского управления технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы (в которой отсутствует технологическое соединение с Единой энергетической системой России) самостоятельно, без участия системного оператора, организует и осуществляет оперативно-диспетчерское управление в соответствующей энергосистеме. Утвержден Перечень технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем.

Правила вступают в силу с даты вступления в силу акта, определяющего перечень организаций, осуществляющих оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике, в том числе в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, их структуру и зоны диспетчерской ответственности.

Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 854 «Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике»

Правила оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденные настоящим постановлением, вступают в силу с 15 мая 2006 г.

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 52 (часть II) ст. 5518

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 30 января 2021 г. N 86

Изменения вступают в силу с 31 января 2021 г.

Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2018 г. N 1496

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Постановление Правительства РФ от 13 августа 2018 г. N 937

Изменения вступают в силу с 16 августа 2018 г.

Постановление Правительства РФ от 2 марта 2017 г. N 244

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2016 г. N 1446

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Постановление Правительства РФ от 17 марта 2016 г. N 206

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. N 792

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 3 марта 2010 г. N 117

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2008 г. N 820

Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 86

Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530

Постановление Правительства РФ от 6 мая 2006 г. N 273

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *