Что не входит в задачи менеджмента
Основные задачи менеджмента
Спецификой можно назвать наличие общих и специфических целей. Общие или стратегические цели определяют концепцию развития организации в целом, направлены на перспективу, а специфические разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности предприятия. Рациональное использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов предполагает достижение цели при минимуме затрат и максимуме эффективности. Это достигается совместными усилиями работников компании, направленными на достижение общих целей.
К основным общим целям менеджмента относятся прогнозирование, планирование и достижение намеченных результатов в деятельности предприятия. Конечная цель состоит в обеспечении прибыльности (экономической целесообразности) функционирования той или иной организации. Это может быть достигнуто посредством создания рациональной организации производственного процесса. Не менее важными целями менеджмента являются управление производством, совершенствование научно-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала, повышение его квалификации и стимулирование.
Следовательно, главная цель менеджмент — это управление, ориентированное на успешную деятельность, присущее каждой организации и отдельно взятому человеку. Но для разных людей и организаций успех может интерпретироваться по-разному, например, перечисляя компании, фирмы, организации, которые можно назвать успешными, мы вспоминаем наименования крупных, хорошо известных фирм. Как показывает практика, размер компании и ее прибыльность не всегда могут считаться критериями успеха. Как правило, любая организация существует для реализации определенных целей, и потому если достижение огромного размера не является одной из ее целей, то тогда и организация малого бизнеса может считаться столь же успешной, как и крупная.
Например, братья МакДональд продали права на использование своего имени и своей системы Рею Кроку. Причиной тому были в основном небольшие амбиции и то, что они не захотели приносить себя в жертву, как это обычно бывает при расширении предприятия. Добившись от жизни всего, что им хотелось и заработав при этом миллионы, МакДональды едва ли могут рассматриваться как неудачники, даже если принять во внимание то, что объем продажи существующей сегодня корпорации «МакДональд» вырос в тысячи раз. Организацию можно считаться добившейся успеха, если она достигла своей цели, а достижение успеха и есть цель менеджмента.
Некоторые организации прекращают свою деятельность после достижения ими ряда заранее намеченных целей. Примером такой организации может служить любой правительственный орган, создаваемый для выполнения определенной цели. Но наряду с этим существуют и такие организации, которые заинтересованы в том, чтобы как можно дольше продержаться на рынке. Это может длиться бесконечно, поскольку любая организация имеет потенциал существовать бесконечно.
Следующая по иерархии цель менеджмента — это выживание организации, сохранение своего места на рынке в течение длительного времени.
Менеджер определяет, какими должны быть цели в области повышения производительности, эффективности и результативности организаций, методы и способы получения продукции, принимает решение о том, какие формы стимулирования будут применяться в организации для того, чтобы заинтересовать работников в увеличении производительности труда.
Посредством разработанной политики организации, через личный пример руководитель задает тон в деятельности организации, определяет, будет ли организация ориентироваться на качество и на потребителей или останется к ним равнодушной.
Не менее важной коммерческой целью менеджмента является достижение намеченных результатов, т.е. обеспечение определенного уровня прибыли. Прибыльность компании в некоторой степени свидетельствует об эффективности ее производственно-сбытовой деятельности, которая может быть достигнута посредством минимизации затрат на сырье, материалы, энергию, оплату труда, финансирование, временных затрат и так далее, а также максимизации доходов от результатов производства, т. е. выпуска продукции и оказание услуг.
В то же время менеджмент призван создавать условия, необходимые для успешного функционирования организации исходя из того, что прибыль не является целью существования фирмы, а результат ее деятельности, который в конечном итоге определяется рынком. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшей деятельности предприятия, поскольку только доходы и их накопление в виде различных фондов позволяют сократить вероятность рисков, связанных с реализацией товаров, с неустойчивой внешней средой.
Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отраслях или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках, а отсюда постоянное наличие риска.
Целью менеджмента в условиях нестабильности является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуются определенные резервные денежные средства и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого и своевременного реагирования и адаптации к изменяющимся условиям.
В рамках целей формулируются задачи менеджмента, необходимые для их достижения. Задачами менеджмента как науки являются разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива или же индивидуума, путем выпуска конкурентоспособного товара.
Одной из важнейших задач менеджмента, позволяющей обеспечить прибыльность предприятию, является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и человеческих ресурсов. Это будет способствовать не только обеспечению рентабельности деятельности предприятия, но и созданию и сохранению его стабильного положения на рынке. Также в условиях современной рыночной экономики актуальной задачей менеджмента является систематический поиск и освоение новых каналов рынка.
Задачи менеджмента непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов — материальных, финансовых, человеческих и т. д. Кроме того, в зависимости от специфики (вида) менеджмента, цели и задачи имеют различное значение.
Основными задачами менеджмента являются следующие:
— организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов;
— переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
— стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;
— определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
— разработка стратегии развития организации и реализация;
— определение целей развития организации;
— выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;
— осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.
Эффективно функционирующий менеджмент призван обеспечить единство всех форм и стадий процесса управления в качестве целостной системы экономического, организационно-технического и социально-психологического управления.
Отсюда следует, что главный принцип менеджмента — это эффективная деятельность предприятия на рынке. Управление путем постановки и реализации целей осуществляется в своей основе с учетом оценки потенциальных возможностей организации, ее обеспеченности необходимыми ресурсами, а также условий конкурентной борьбы.
Определение менеджмента. Цель и задачи менеджмента.
Определение менеджмента. Цель и задачи менеджмента.
Менеджмент (от англ. management — «управление, заведование, организация») — это управление производством или коммерцией, а также совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
В настоящее время менеджмент рассматривается в трех аспектах:
— как область профессиональной деятельности и обозначает функцию и людей, ее выполняющих, указывает на социальное или должностное положение;
— как область научного исследования. Основные задачи менеджмента как науки заключаются в следующем: выделить цели и задачи управления, разработать определенные мероприятия и способы по их достижению, разделить задачи на различные виды операций, распределить работы
— как учебная дисциплина. Менеджмент как научная дисциплина ставит своей целью сформулировать общие принципы управления, пригодные для любой организации.
К основным общим целям менеджмента относятся прогнозирование, планирование и достижение намеченных результатов в деятельности предприятия. Конечная цель состоит в обеспечении прибыльности (экономической целесообразности) функционирования той или иной организации. Это может быть достигнуто посредством создания рациональной организации производственного процесса.
Не менее важными целями менеджмента являются управление производством, совершенствование научно-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала, повышение его квалификации и стимулирование.
Следовательно, главная цель менеджмента — это управление, ориентированное на успешную деятельность, присущее каждой организации и отдельно взятому человеку.
Основными задачами менеджмента являются следующие:
— организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов;
— переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
— стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;
— определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
— разработка стратегии развития организации и реализация;
— определение целей развития организации;
— выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;
— осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.
История развития науки управления. Школы управления.
1ЭТАП *** ДРЕВНИЙ ПЕРИОД (с 9*7 тыс. до н. эры до 18 века)
Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество по крупицам накапливало опыт управления.
Первые, самые простые формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени, общины.
Толчок для дальнейшего развития теории и практики управления дала промышленная революция в Англии. Появились крупные фабрики и заводы. Они объединяли на одном предприятии тысячи рабочих, управление которыми требовало новых подходов, иной организации.
этот период происходили частые военные столкновения (наполеоновские войны, гражданская война в США и т.д.). Организация и управление войсками повлияли и на управление в промышленности. Жестокие войны порождали и жестокие методы управления.
ЭТАП- ПЕРИОД СИСТЕМАТИЗАЦИИ (1856-1960)
Конец 19в. и начало 20в.- это период зарождения менеджмента как социально-экономической науки. Формируются новые направления, школы,
В результате применения математики и компьютеров в управлении появилась количественная школа управления. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. Начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров.
Школа научного управления в менеджменте.
Шк связ с работами Тейлора
Принципы научного управления:
1. заниматься вопросами подбора и расстановки кадров
2. заниматься вопросами нормирования труда и организации рабочего места
3.разрабатывать системы мотивации и стимулирования труда работников
4. разрабатывать оптимальные режимы труда и отдыха
5. писать инструкции для каждого рабочего места
6. заниматься инструктированием и обучением работников, всячески поддерживать у них желание обучиться новым приемам труда
7. следить за тем, чтобы работник был обеспечен всеми необходимыми ресурсами
Классическая школа в менеджменте.
Административная (классическая) школа в управлении.
Основоп: Анри Фойоль
Принципы администрирования:
1. разделение труда:
2. полномочия и ответственность:
3. дисциплина: Фойоль трактовал, как справедливое применение санкций. Понятие дисциплины на производстве проявляется в нескольких вариантах:
· технологич дисцип – соблюд режимов пр-ых процессов
· труд дисц – соблюд треб-ий ТБ, кач-во вып-ой работы
· пр-ная дисцип – соблюд правил внутр распорядка
4. единоначалие: во главе кажд подразд д/б 1 рук-ль
5. подчиненность личных интересов общим.
6. вознаграждение персонала
7. централизация: оптимальное распределение полномочий менеджеров верхних, средних и нижних уровней. Решения о мерах централизации д/б зафикс в подгот регламенте упр-я: «Должностная инструкция»
8. скалярная цель (иерархия управления): правила иерархии:
· тот, кто внизу подчин решениям тех, кто находится на более высокой ступени управления
· нельзя отдавать уп-е распоряжения с ВУ прямо на нижний, минуя промежуточное звено
· если тому, кто находится на нижней ступени уп-я, приказ 2 и мен-р СУ и м-р ВУ, то он должен слушать только своего непосредственного начальника
9. порядок: место для всего, все на своем месте
10. справедливость: в реш-х мен-а долж сочетаться доброта и правосудие
11. стабильность рабочего места персонала: минимизировать текучесть кадров
12. инициатива: готовность коллективно обсуждать проблемы, готовность выслушивать и соглашаться с чужим мнением, если оно верно, готовность всячески поощрять творческий подход и инициативу в порученном деле
13. созд корпорат духа: союз это сила, он является результатом гармонии среднего персонала, поэтому подбор персонала, воспитание его в духе преданности интересам фирмы и т. д. – важный момент управления
Школа человеческих отношений и поведенческих наук в менеджменте.
Внутри школы 2 подхода:
Психологический.Основоположник Эльтон Мейо. Суть: говоря о упр-ии надо обязательно иметь в виду, что организация это соц структура и человеческий фактор является первым из основных элементов эффективной организации, поэтому задание менеджера состоит в том, чтобы к дополнению формального (администр) подхода к управлению надо развивать и неформальные межличностные связи – создавать микроклимат в коллективе.
Поведенческий.(Герцберг, Макгрегори и др.) Суть: выработка рабочего определения групповыми нормами, чем личными физическими возможностями. Групповые нормы по существу являются неписанными правилами, регулируя неформально организацию.
Школа науки управления в менеджменте.
Формирование началось с 1950 года. Возникновение связей с появлением кибернетики и метода исследований операций (Винер). Суть: любая организационная система, если это система, то ее поведение можно описать математически, т. е. для любой конкретной ситуации можно составить математическую модель
Все, что предложил Тейлор, актуально и сегодня: специализированные рабочие места, поточные методы организации производства, техническое нормирование, затраты труда, научная организация труда.
Классическая школа в менеджменте.
Классификация подходов к управлению: процессный, системный и
Ситуационный подход.
Ситуация
Набор обстоятельств
факторы
переменные управленческие решения
(внешние и внутренние) (функция этих переменных)
Внешние:
1. Прямого воздействия (потребители, поставщики, конкуренты, гос-во).
2. Косвенного возд-я (экономическое окруж-е, политич окр-е, международное, социально-культурное, достижение НТП)
Внутренние:цель, технология, задачи и задания, кадры, орг. структура.
Системный подход.
Любая организация рассматривается как система.
Система – целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.
Все системы делятся на открытые и закрытые. Закрытые: жесткие, фиксированные границы, и ее действия не зависят от внешней среды. Открытые: зависят от внешней среды.
Крупные составляющие сложной системы сами являются системами. Эти части называются подсистемами. Подсистема: производственная (техническая) подсистема, соц подсистема, управляющая подсистема.
Понимание того, что организация представляет собой сложную открытую систему, состоящую из нескольких подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ управления оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Дело в том, что каждая школа стремиться сосредоточить внимание на подсистемах:
1. производственной –шк. научного упр-я
2. социальной – шк. челов. отнош
3. управленческой – шк. админ
Классификация.
Менеджмент-это научно-практическое напр, ориентир на обеспеч эфф-й жизн-сти орг-ции. Основным объектом является организация.
Организацией может считаться объединение людей, если:их не меньше двух,их объединяет общая цель,они связаны фин, организац, админ-ми связями,они желают путем совместных усилий достичь поставленную общую цель
Все организации могут быть классифицированы:
1. по гражданскому кодексу: на коммерч и не коммерч. Коммерч ставят своей целью получение прибыли.
2. по форме собственности: предприятия гос, муницип, частной, общественной и религиозной собственности. Частная собственность-коллективной или индивидуальной.
3. по организационно-правовой форме: юрид лицо, частн предприн. Внутри юрид лица различают формы: общества, товарищества, унитарные предприятия и т. д.
4. по виду деятельности: добывающие предприятия, производящие товары и продукты, оказ услуги, осущ операции с цен бумагами и финансами.
7. делятся на открытые и закрытые системы. Любая орг это сист, т. е. сост из большого кол-ва подсистем. Закрытая сист это вечный двигатель. Основ масса орг-ий это откр сист, т. е. завис от внеш среды.
Д/своего функ-ния ор-ия нужд в рес-сах: сырьевых, мат-ых, энергет; труд; фин; инф; техн и технол-их. Получив эти рес, орг-ия долж эф-но с ними упр-ся. Если мен-нт эф-ен, то на выходе из сист мы имеем п-т, кот: востреб на внеш р-ке, покупаем, приносит в рез-те реа-ции доход, кот покрыв затр на рес-ы и приносит П.
Про-т/услуга, востреб р-ком, это значит что вы смогли обеспечить качество и цену выпускаемого продукта.
Необ-ть структ орг-ции:все ор-ции долж иметь структ, кот придает им целостность и способность реализовывать свою миссию.
Структ ор-ции это сов-ть связей и взаимоотнош Ур-й упр-ия и функц-ной об, постр в такой форме, кот позвол наиб эфф-о достичь цели орг-ции.
Внутри структуры организации выделяют элементы: департамент, управление, отдел, служба, лаборатория.
Структ подразд это группа людей, спец-ся на исполнении конкретных задач, деят-ть кот напр-ся и координируется управленцами.
Управлениеэто деятельность, по координации работы структурных подразделений для достижений общих целей.
9 Внутренняя и внешняя среда организации.
Внутренняя среда организации определяется:
-структурой организации (например, «снабжение-производство-финансы-отдел кадров-сбыт продукции»);
-системой управления организацией;
-производственными и технологическими процессами;
-уровнем автоматизации, разделением труда, коммуникациями.
— Организационная (корпоративная) культура – это совокупность главных предположений, ценностей, традиций, норм и образцов поведения, которые разделяются членами организации и направляют их поведение на достижение поставленных целей
Организационных структур.
Структура – логическая взаимосвязь уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая обеспечивает наиболее эффективный путь достижения целей организации.
Главная функция структуры – обеспечение разделения труда, затем его координацию и контроль.
При формировании организационной структуры необходимо выбрать тип организационной структуры. Организационная структура: линейная, функциональная, линейно – фунуциональная, матричная, штабная (дивизионная). Каждая из этих типов структура имеет свои преимущества, особенности и недостатки.
При формировании стрктуры необходимо соблюдать 8 правил:
2. оптимальное распределение обязанностей и бизнес – процессов по функциональным зонам и по уровням
3. оптимальное число уровней управления
4. информационное обеспечение руководителей, т. е. обеспечение движения инф потоков и коммуникаций
5. наличие контроля
6. единство первичной информации
7. оптимальная информационная нагрузка руководителей, соблюдение норм управления
8. обеспечение заинтересованности исполнителя в результатах труда
Линейная организация- управление сверху вниз по линии прямого подчинения.
Деятельность менеджеров в линейных организационных структурах управления базируется на соблюдении следующих принципов:
—принцип единства распорядительства – каждый подчиненный имеет только одного непосредственного начальника;
-цепной принцип – командная информация, поступающая сверху вниз, и отчетная информация – снизу вверх, должны передаваться по цепи управления, не минуя ни одного из руководителей;
-принцип предельных границ контроля – у каждого руководителя существует определенный предел числа подчиненных, которыми он может управлять непосредственно.
Основными достоинствами линейной организационной структуры :
· простота и однозначность иерархической организационной пирамиды, которые определяют четкое разделение обязанностей, прав и ответственности по объектам и уровням управления.
· внутренняя непротиворечивость линейной структуры, уменьшение вероятности получения несвязанных между собой указаний, как следствие принципа единоначалия.
Функциональная организационная структура построена по принципу членения процесса управления на отдельные функции, выполнение которых поручается специальным органам управления. Административные связи функциональных начальников с исполнителями И1-И4 такие же, как и для исполнителя И5 (они не показаны в целях обеспечения ясности рисунка). В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена координация, но обеспечивается высокая степень профессиональной проработки решений.
Принципы построения функциональной структуры:
— не должно быть «провала» функций, то есть функции должны охватывать все выполняемые работы по управлению,
— не должно быть дублирования функций,
— нежелательно закрепление за одним подразделением более чем одной функции,
— деловые взаимосвязи внутри функционального подразделения должны быть теснее, чем между подразделениями.
Линейно-функциональная структура – ступенчато-иерархическая. В этом случае линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней адми Структура имеет следующие преимущества:
· обеспечивает высокую профессиональную специализацию сотрудников;
· позволяет точно определить, где принимается решение, и необходимые ресурсы;
· способствует стандартизации, формализации и программированию процессов управления.
Недостатки:
· образование специфических для функциональных подразделений целей затрудняет их горизонтальное согласование;
· структура инерционна и с трудом реагирует на изменения.
Управленческого решения.
Продуктом труда менеджера являются принятые им управленческие решения.
Управленческие решения— это документ(директивный), организационный, направленный и стимулирующий совместную деятельность коллектива.
Диагностика проблемы.
Существует 2 способа решения проблемы:
1. Возникла ситуация, когда пост цели не достигнуты, зад – почему не достигли цели – реактивное решение.
2. При выборе вар-та решения, важно учесть его реалистичность. Реальн реш – реш-е, для выполнения кот у организ есть все необх ресурсы. отмет те, для выполнен кот не хватает какого-либо рес-са. После этого необх опр-ть стандарт, необх определить пок-ль или групп пок-лей, по кот из нескольк вар-ов выбир лучший. В качестве критерия могут выступать доходность, пок-ль – min затрат, vin затрат времени, max качества и т.д.
3. Формулирование вариантов альтернатив реш-ий проблемы. Рассм-е очень больш кол-ва вар-ов усложнн процесс и ведет к путанице, поэтому вар-ов 3-5.
4. оценка ведется по заранее оговоренной методике. В рамках стандарта и критер и ограничен, выявл на 2ом этапе, т.к. сравнивают м/у собой кач-но различн вар-ты, то универсальн явл тетод оценки затрат, затем относит пок-ль результаты (затраты) стремятся к максимуму.
5. Если проблема была правильно определена, а альтернативные решения тщательно взвешены и определены, тосделать выбор просто.
Однако, если пробл сложная и приходиться принимать во вним множ компромисс, если инф-ии недостаточ, ст-нь неопр-ти возраст, может случиться, что не одна из альтернатив не будет наилучшем выбором. Приход прибегать к интуитивным методам принятия решения. После того как решение принято, для того, чтобы оно было реализ необх убедить в этом реш коллектив.
Содержание труда менеджера. Характеристика типовых ролей
Руководителя.
Содержание труда руководителя
Для эффективной системы управления нужен «эффективный менеджер». Это человек, обладающий стратегическим мышлением, способностью определить будущее организации и каждодневно в настоящем принимать решения, которые обеспечат это будущее.
должен уметь выполнять функции инициатора (постановка задачи, принятие решения, консультации, проведение собрания), представителя (ведение переговоров с остальной частью организации и представление интересов коллектива), примера (модель для подражания) и источника энергии и энтузиазма.
может стать примером для коллектива. Собственная пунктуальность руководителя способствует тому, что и подчиненные стараются приходить вовремя
Работая с коллективом, руководитель должен использовать все принципы мотивации и удовлетворения от работы. Для того, чтобы мотивировать коллектив, руководитель должен выяснить, каких поощрений добиваются сотрудники, и руководить так, чтобы за хорошую работу они получали поощрения.
Менеджер-патерналист
Быть справедливым, но твердым
Играя роль «главы семьи» по отечески относится к работникам. При положительной реакции большинства работников это приводит к повышению производительности труда
Менеджер-маклер
Делать все возможное, чтобы смягчить недовольство работников
3 условиях кризиса, когда предприятия страдают от перепроизводства товаров, менеджеры умеющие сбывать продукцию обеспечивают движение производства.
Менед-жер-организатор
Чтобы принимать эешения, необходимо учитывать мнение большого круга людей
Крупное предприятие делает невозможным единоличное управление производством. Возникает необходимость управленческих советов. Руководителем зачастую становится не основатель производства, а специалист со стороны
Менеджер-дипломат
Основная часть рабочего времени используется для установления и развития человеческих контактов
Велика роль менеджеров в посреднической деятельности. Большую часть времени менеджеры посвящают углублению деловых связей, заключению сделок, разрешению споров, улаживанию отношении с властями. Все это требует от менеджера дипломатических способностей
Менеджер-лидер
Чтобы эффективно управлять, нужно эыть способным вести за собой людей, г.е. быть лидером
Менед-жер-воспитатель
Степень воспитанности, высокая нравственность работников является одним из решающих условий роста экономического прогресса
По мере усложнения производственных процессов возрастают требования к персоналу. Возрастает потребность в повышении технологической эрудиции работников, совершенствовании нравственных сторон их жизнедеятельности. Обладание этими воспитательными способностями необходимо для менеджера, претендующего на успех
Менед-жер-иннова-тор
Внедрение инноваций в современных условиях является одним из важнейших условий успеха предприятия на рынке
Значительно быстрее можно повысить производительность труда и качество продукции на базе принципиально новой техники и технологии, чем постоянно «латать заплаты на изношенном оборудовании» и экономить на введение новшеств
Менеджер-человек
Менеджер — не машина, ничто человеческое ему не чуждо
У каждого менеджера свой характер, состоящий из совокупности многих поведенческих черт, не все из которых способствуют выполнению менеджерских функций. Менеджер должен обладать умом, образованностью, техническими знаниями, силой, тактичностью, энергичностью, решительностью, честностью, рассудительностью и др.
Менед-жер-управляющий
В условиях, когда власть не безраздельна, от менеджера требуется проявление, как твердости, так и известной мягкости
Менеджер-управляющий должен быть честным, верным своему слову, иметь высокую профессиональную подготовку, владеть навыками делового общения, обладать мастерством оратора, консультанта, педагога и психолога
Менеджера.
Труд менеджера – это особый вид профессиональной деятельности, состоящий в интеграции и координации всех управленческих функций.
Разнообразие и сложность выполняемых менеджером функций определяет творческий характер и высокую интенсивность его труда.
Существуют общие проблемы использования рабочего времени:
— малая степень делегирования ответственности
— отсутствие четких целей
— неверно избранные приоритеты
— слишком большая загруженность
— повседневные заботы, проведение ненужных совещаний, откладывание работы
Руководитель должен тщательным образом планировать свой рабочий день. Для этого лучше всего подходят графики работы. В таких графиках сразу отводиться определенное время в течение дня на выполнение каких-либо повторяющихся действий. Например: проведение совещаний в 900 продолжительностью 15 минут, прием посетителей с 1300 до 1400 и т.д. Оставляется резерв времени на непредвиденные ситуации. Соблюдение графика не является строго обязательным, но помогает рационально спланировать рабочее время. Руководитель должен постоянно контролировать, как выполнены запланированные задачи, а также делать анализ использования рабочего времени и узнать, не теряется ли оно по одним и тем же причинам. В результате руководитель лучше узнает самого себя, в дальнейшем сумеет сосредоточиться на решении важнейших задач и сможет не просто работать, а достигать высоких результатов.
После классификации задач по категориям определяется время на их решение. Для этого в рабочем плане отводится:
— 65% запланированного времени на решение задач категории А;
— 20% запланированного времени на решение задач категории Б;
— 15% запланированного времени на решение задач категории В.
Принцип Эйзенхауэра. Согласно этому принципу, приоритеты устанавливаются по таким критериям, как срочность и важность дела. В зависимости от этих критериев выделяются четыре группы дел:
1. Срочные и важные дела. За них следует приниматься тут же и самому.
2. Срочные, но не очень важные (менее важные) дела. Здесь руководителю не стоит проявлять поспешность. Если задача, несмотря на срочность, является не столь важной, то она должна быть в любом случае делегирована, поскольку для ее выполнения не требуется каких-то особых качеств.
3. Важные, но не срочные дела. Их не требуется выполнять безотлагательно, они могут подождать. Проблемы с такими делами начинаются тогда, когда они превращаются в срочные. А поскольку это происходит неизбежно, можно рекомендовать следующее: лучше всего важные, но не срочные дела либо отложить, либо полностью или частично поручить своим подчиненным. Кстати сказать, этим вы не только сэкономите время, но и сможете способствовать повышению мотивации своих сотрудников.
4. Несрочные (менее срочные) и неважные (менее важные) дела. Эти дела можно вообще не делать безо всякого ущерба.
При рассмотрении вопроса организация рабочего места необходимо учитывать следующие моменты:
1. Внутренний объем и форма кабинета. В зависимости от ранга руководителя приемлемая площадь будет от 20 до 50 м2 и высота кабинета минимум 3,5 м. Форма кабинета. Также имеет большое значение, так как рабочий кабинет руководителя не просто место, где он непосредственно работает, но и, как правило, место проведения планерок, собраний, совещаний. Учитывая это, наиболее рациональной является прямоугольная форма кабинета с соотношением сторон 1:2;
2. Мебель. Здесь необходимо учитывать следующие моменты:
— Обеспечение удобного положения тела человека, что создает условия для меньшей утомляемости, хорошего зрительного восприятия, свободы движения и другого;
— Рациональная планировка и компоновка мебели;
— Мебель должна выглядеть эстетично.
3. Оборудование. Для нормальной работы руководителя необходимо иметь:
— Два телефона. Один телефон должен быть внутренний (имеется в виду телефон для связи внутри организации), а другой для выхода за пределы организации. Причем второй телефон (для выхода за пределы организации) по возможности должен быть таким, что на звонок по нему должен отвечать сначала секретарь, а если необходимо переключать звонок на руководителя. Это позволит меньше отвлекать руководителя.
— Компьютер. В настоящее время без компьютера нельзя представить нормальной работы руководителя. Во-первых, компьютер позволяет сделать работу практически безбумажной, во-вторых с помощью компьютера можно быстро получать информацию о положении дел на рынке, в-третьих он позволяет быть в курсе дел на предприятии и многое другое. Но здесь необходимо учитывать, что полностью воспользоваться возможностью компьютера можно только при наличии: хорошего программного обеспечения, выхода на компьютерные сети и что самое главное наличие компьютерной сети внутри организации.
— Ежедневник. Очень необходимая вещь, позволяющая руководителю не забывать назначенные встречи или другую полезную информацию.
4. Цветовое оформление кабинета. Цветовые тона должны быть не резкими, мягкими. Цвета лучше выбирать из светлых тонов (нежно-зеленый, желтый, бежевый), светлые тона не только способствуют снижению утомляемости, но и увеличивают объем кабинета. Важно также, чтобы все поверхности были матовыми, т.к. блестящие поверхности вредны для здоровья.
5. Санитарно-гигиенические условия труда.
Зона отдыха предназначена для неофициальных приемов и отдыха руководителя.
Стили руководства.
Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:
Директивный стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности