Что не входит в учебные занятия
Сборник методических рекомендаций для педагогов дополнительного образования Учебное занятие и его структура
Учебное занятие и его структура.
Учебное занятие — это целостный фрагмент образовательного процесса, представляющий систему взаимосвязанных элементов: образовательных ситуаций, форм организации взаимодействия участников, образовательной задачи и целей, содержания образования, методов и средств обучения. Оно ограничено рамками времени и осуществляется в рамках определённого первичного объединения (коллектива) обучающихся и педагогов.
Педагоги дополнительного образования (как имеющие специальное педагогическое образование, так и не имеющие такового) часто испытывают трудности в моделировании учебного занятия, определении его типа, этапов, задач, содержания каждого этапа, самоанализе деятельности. Особенно часто с этими трудностями сталкиваются начинающие педагоги, не готовые к систематической деятельности по подготовке учебного занятия.
Знание видов и особенностей учебных занятий поможет сформировать умение правильно моделировать занятие, совершенствовать свои конструктивные, методические знания, умения и навыки.
Каждое занятие должно быть структурировано. Структура занятия – это совокупность его элементов, обеспечивающих целостность занятия. Обязательными элементами структуры занятия являются такие этапы:
Этап актуализации опорных знаний;
Этап формирования новых понятий и способов действия (объяснение нового материала учебного занятия);
Этап применения знаний и формирования умений .
Общая схема планирования учебного занятия.
Тема занятия – прописывается из рабочей учебной программы.
Цели занятия – формулируется исходя из темы занятия.
Задачи занятия – подразделяются на 3 типа:
Обеспечить усвоение (повторение, закрепление) понятий, теорий, законов, научных фактов.
Сформировать (продолжить формирование), закрепить умения ………..(специальные по данному предмету).
Сформировать (продолжить формировать), закрепить умения………(общие умения и навыки).
Устранить пробелы в знаниях, специальных и общенаучных умениях и навыках.
Ознакомить обучающихся с………
— Развивать умение выделять главное, существенное в материале, сравнивать, обобщать факты, логично и последовательно высказывать свои мысли.
— Развивать самостоятельность, стремление самостоятельно добывать (получать) знания, умения, преодолевать трудности в обучении путем………
— Развивать эмоциональную сферу обучающихся путем……….
— Развивать познавательный интерес путем………
— Способствовать формированию основных мировоззренческих идей, причинно-следственных связей между явлениями.
— Обеспечить моральное воспитание обучающихся, формировать такие черты характера как ………. путем…………
— Способствовать трудовому воспитанию и профориентации обучающихся путем……..
— Способствовать эстетическому воспитанию обучающихся путем………..
— Способствовать физическому воспитанию обучающихся, заботится о рациональной организации учебного труда, предупреждать утомляемость путем………..
— Воспитывать интерес к………..
— Воспитывать желание наследовать народные традиции.
— Воспитывать чувство национальной гордости, любви к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к животным.
— Устранять существующие недостатки в воспитании обучающихся.
— Обратить внимание на устранение недостатков в развитии интеллекта, воли, интересов детей.
1) По признаку основной дидактической цели занятия делятся на:
— вводное (вступительное) занятие;
— занятие усвоения новых знаний;
— занятие формирования новых умений и навыков;
— занятие применение полученных знаний и умений;
— занятие контроля и коррекции учебных достижений;
2) По признаку основного способа проведения занятия:
Формы нестандартных учебных занятий.
занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;
занятия, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: занятие мудрости, занятие откровения;
занятия, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», регламентированная дискуссия, устный журнал;
занятия, опирающиеся на фантазию: занятие-сказка, занятие-сюрприз, занятие-подарок от какого-либо персонажа;
занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет;
«Следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «Клуб знатоков»;
Трансформация традиционных способов организации занятия: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения;
Виды учебных занятий в вузе: что такое семинар, лекция, лабораторная и практическая
Учебный план любого вуза предполагает теоретические и практические занятия разного вида. Но преподаватели редко объясняют, что именно они хотят от первокурсников на лабораторной или семинаре — подразумевается, что вы и так уже должны это знать. Давайте раз и навсегда разберёмся, какие бывают основные виды учебных занятий в вузе, чтобы на следующей паре быть во всеоружии.
Лекция
Самый простой и распространённый вариант занятия в высшем учебном заведении. На ней преподаватель объясняет тему предмета, приводит примеры и отвечает на появившиеся вопросы. Студенты, в свою очередь, внимательно слушают лекцию и конспектируют важные моменты. Все педагоги относятся к лекциям по-разному: кто-то требует обязательного посещения и предъявления конспектов на экзамене. Другие не рассказывают тему дисциплины, а просто диктуют текст под запись. А кому-то важнее, чтобы студент смог ответить на вопросы контрольной, а не просто присутствовал в аудитории. Преподаватели обычно на первом занятии поясняют, чего они ждут от студентов: участия, внимательности, безупречного посещения или только знаний на итоговой проверочной работе.
Практическая
Практическая занятия — это общее название для всех видов учёбы, где студентам нужно не изучать новый материал, а его применять на практике. Они могут быть нескольких видов:
Лабораторная
Лабораторная работа — один из практических видов учебных занятий в университете. Они распространены на технических, научных и прикладных специальностях. Но и у студентов-гуманитариев в курсе общей подготовки по физике или информатике обязательно присутствуют лабораторные. Во время таких занятий учащиеся проводят опыты, учатся работать с оборудованием, реактивами или техникой. Лабораторными работами являются и подготовка препарата для микроскопа, и оформление таблицы в Excel.
Семинар
Большую часть знаний студенты вынуждены получать самостоятельно, а не на занятиях в вузе. Семинары существуют для того, чтобы каждый студент мог показать, насколько он усвоил самостоятельно изученный материал и задал соответствующие вопросы. На семинарах может быть организована дискуссия по теме предмета, где каждый студент высказывает свою точку зрения. Чаще всего такая форма занятий подразумевает устные ответы, однако преподаватель может организовать письменную проверку усвоенного материала.
Консультация
Они часто проводятся в конце семестра, перед экзаменами и зачётной неделей, но могут присутствовать и в обычном расписании. На консультациях студенты задают преподавателю любые вопросы, касающиеся материала, практических работ и даже организации учёбы. Так как на обычных занятиях на это обычно не остаётся времени, консультациями не стоит пренебрегать. Чаще всего студенты используют консультации, чтобы под присмотром преподавателя доделать и вовремя сдать лабораторные работы.
Проверочная
Есть разные способы проверки знаний: контрольные и самостоятельные работы, тестирование, коллоквиумы, и, разумеется, зачёты и экзамены. Контрольная и самостоятельная работы предполагают письменный развёрнутый ответ. Коллоквиум — устное обсуждение материала, в ходе которого можно и продемонстрировать знание предмета, и получить новую информацию от других участников. Зачёт и экзамен традиционно проводятся устно, но преподаватель может предложить сдать их письменно, в виде теста или практической работы.
Если преподаватель для вас новый, обязательно уточните у него, что он подразумевает под тем или иным названием занятий. Несмотря на то, что у каждой формы обучения есть свои особенности, педагоги могут воспринимать их по-разному. Впрочем, если вас не предупреждают о том, что семинар будет проходить в письменной форме, или что на консультацию нужно обязательно принести тетрадь для лекций, то, скорее всего, занятия будут проходить традиционно, и опасаться вам нечего.
Типы учебных занятий
Типы [1] учебных занятий — это группы единиц учебных процессов, выделенные по определённым основаниям.
Содержание
Содержание понятия «учебное занятие»
Учебное занятие — это целостный фрагмент учебного процесса, представляющий систему взаимосвязанных элементов: образовательных ситуаций, форм организации взаимодействия участников, образовательной задачи (цели), содержания образования, методов и средств обучения. [2] Оно ограничено рамками времени и осуществляется в рамках определённого первичного объединения (коллектива) обучающихся и педагогов: школьного класса, студенческой группы и т. п.
Понятие формы организации обучения односторонне отражает объект — процесс обучения, а понятие учебного занятия охватывает этот объект во многих его опосредствованиях и отношениях, то есть является логически конкретным образом целостной единицы учебного процесса.
Однако учебное занятие может рассматриваться не только как единица процесса обучения, но и как конкретная форма его организации, если отвлекаться от логически конкретного образа целостной единицы учебного процесса. [4]
Типологии учебных занятий
В дидактике существуют различные подходы к типологии учебных занятий.
Типология историко-педагогического происхождения
Традиционная типология учебных занятий имеет историко-педагогическое обоснование (учебные занятия назывались по мере возникновения их конкретных вариантов).
В традиционной типологии учебных занятий обычно выделяются: [5]
Какой-либо системы общих оснований, по которой выделяются все эти виды учебных занятий, не существует. В основу выделения того или иного вида положены частные (отдельные) признаки: либо дидактические цели, либо состав обучающихся, либо место проведения, либо продолжительность, либо содержание деятельности преподавателя и учащихся, либо учебные средства.
Отсутствие единства в исходных основаниях приводит к многообразию номенклатур учебных занятий у разных авторов, поэтому такая типология имеет ограничения при объяснении имеющихся и проектировании новых явлений, связанных с обучением.
Эмпирическая типология учебных занятий
Учебные занятия разделяются на три группы на основе различий в коммуникативном взаимодействии учителя и учащихся:
Эта типология носит эмпирический характер.
Во-первых, слово «коллективные» употребляется в традиции, идущей от латинского «collektivus», что означает «собирательный». Его значение не вытекает из понятия коллектив как высшего уровня развития социальной группы, в основе которой совместная деятельность и сложные формы кооперации, включение каждого в управление. [7]
Во-вторых, во вторую группу попали разновидности занятий, основанных на общем фронте, в третью — все те, в которых он разрушается в той или иной мере. Однако практически невозможно по этому признаку различить конкретные виды занятий, отнесённые в разные группы, например, погружения и уроки.
Теоретическая типология учебных занятий
В теоретической типологии используются понятия, ухватывающие сущностные характеристики учебных занятий. [8]
Так, по такому существенному признаку, как структура занятия, они делятся на линейные и нелинейные.
На основе системы теоретических понятий всё многообразие учебных занятий разделяется на три группы:. [10]
Сущностные признаки учебных занятий
Индивидуальные учебные занятия
Признаками индивидуальных учебных занятий являются отсутствие общего фронта, минимальный уровень коллективности (основой является работа учителя с каждым учеником по очереди и индивидуальная деятельность учащихся). Индивидуальные занятия положены в основу, например, педагогической системы М. Монтессори, Дальтон-плана. [11]
Разновидности индивидуальных учебных занятий определяются наличием одного учебного маршрута для всех учащихся или нескольких. В Дальтон-плане один маршрут для всех учащихся учебной группы, а в системе М. Монтессори — разные маршруты. Иногда в литературе бригадно-лабораторный «метод», использовавшийся в 20-е годы ХХ века в советской школе, неправомерно считают модификацией Дальтон-плана. Однако в основе Дальтон-плана лежат индивидуальные учебные занятия, а в бригадно-лабораторном «методе» — групповые.
Групповые учебные занятия
Основным признаком групповых учебных занятий является общий фронт. Второй отличительный признак — одинаковый для всех учащихся учебный маршрут освоения учебной программы. Это следствие организации занятий общим фронтом. Разновидностью групповых учебных занятий является урок.
Понятие «групповые учебные занятия» обозначает не работу учащихся в малых группах, а охватывает деятельность учителя со всем классом (то есть групповым субъектом) как одним учеником, неважно при этом, делится ли класс на подгруппы или нет. Учителю приходится иметь делу именно с группой как совокупным учеником. Главенствует отношение «учитель — группа».
Коллективные учебные занятия
Коллективные учебные занятия характеризуются следующими сущностными признаками:
Термин «коллективные занятия» в этом случае является производным от понятия «коллектив» и его сущностных признаков как социально-психологического феномена, в основе которого лежит совместная деятельность и высшие формы кооперации. [12]
Групповые учебные занятия имеют линейную последовательность дидактических задач в отношении всех обучающихся. [13] А на коллективном учебном занятии такой линейной последовательности задач в отношении всего коллектива не прослеживается, здесь редки ситуации одновременного начала и окончания выполнения учениками какой-либо работы. Коллективное учебное занятие представляет собой систему многочисленных этапов, одновременно существующих по отношению к отдельным учащимся и их группам. Нет «отстающих» и «опережающих».
Между учащимися специально перераспределяются осваиваемое содержание и дидактические позиции (обучаемый, обучающий, проверяемый, проверяющий, тренирующий, организатор и т. п.). Здесь, как правило, одновременно действуют несколько коопераций, отличающихся темами, формами, методами работы, численностью учащихся. Например, в одно и то же время одни ученики работают в парах (постоянных или сменных), другие — в малых группах, а третьи — индивидуально. Когда задание выполнено всеми членами временной кооперации, она прекращает своё существование, образуются новые объединения. Иногда весь учебный коллектив может представлять собой одну временную кооперацию.
Организационная структура учебных занятий
Особенности разных типов учебных занятий во многом обусловливаются сочетанием и структурой базисных форм организации обучения. Для каждого типа учебных занятий характерно особое сочетание базисных форм организации обучения.
На индивидуальных учебных занятиях ведущей формой является парная («преподаватель-обучающийся»). Её сочетание с индивидуально-опосредованной формой позволяет обеспечить разные темпы, маршруты, способы освоения учебного материала.
В основе групповых занятий лежит сочетание групповой организационной формы обучения (взаимодействие «один говорит, делает — остальные слушают, наблюдают» в отношении всего коллектива одновременно и малых групп) и вспомогательных — индивидуально-опосредованной и парной («преподаватель-обучающийся», а иногда «обучающийся-обучающийся»). Благодаря использованию групповой формы организации обучения в качестве ведущей появляется общий фронт.
Расширение организационной структуры групповых учебных занятий работой коллективной (работой в парах сменного состава) не меняет сущности этих занятий, так как коллективная форма организации обучения объективно здесь может быть только вспомогательной, а её возможности очень ограниченными.
Коллективные занятия строятся на сочетании коллективной организационной формы (взаимодействия участников группы в парах сменного состава) со вспомогательными формами: индивидуальной, парной («преподаватель-обучающийся», «обучающийся-обучающийся») и групповой (в отношении малых групп, а иногда и всего коллектива). Это позволяет обеспечить разные учебные маршруты и врéменные кооперации обучающихся.
Методический бюллетень «Типы и виды учебных занятий в соответствии с ФГОС»
Методический бюллетень «Типы и виды учебных занятий в соответствии с ФГОС»
Помыкина Светлана Михайловна, методист
ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»
Современные классификации дидактических методов.
Метод обучения – это способ взаимосвязанной деятельности преподавателей и учащихся, направленный на решение комплексных задач учебного процесса.
Имеется несколько классификаций методов обучения. Среди педагогов распространена традиционная классификация, отраженная во всех учебниках дидактики: словесные, наглядные, практические. В основе этой классификации лежит способ предъявления информации обучаемым. Если в основу классификации положить степень самостоятельности ученика в приобретении знаний, получим другой набор: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский. Существует также и классификация: объяснительно-иллюстративный, программированный, проблемный, модельный. Такие методы и принято сегодня называть интерактивными.
Традиционно выделяют три основных вида методов обучения:
1) Пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем- источником знаний. Основные методы это лекция, чтение, опрос.
2) Активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.
Классификация методов обучения
По источнику передачи и восприятия учебной информации
Н.М.Верзилин, Е.И.Перовский, Е.Я Голант, Д.О.Лордкипанидзе
По характеру дидактических целей и решению познавательных задач в процессе обучения М.А. Данилов, Б.П.Есипов
По уровню самостоятельности мышления и степени познавательной активности обучающихся
И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин
По логике передачи и восприятия информации
По форме взаимодействия преподавателя и обучающихся
Словесный (рассказ, беседа, лекция, объяснение, работа с технической и справочной литературой, инструктирование).
Позволяет в кратчайший срок передать большую по объему информацию, ставить перед обучающимися познавательные проблемы, разъяснять пути их решения.
Способствует развитию абстрактного мышления.
Сообщение новых знаний (объяснение, рассказ, лекция, демонстрация и др.).
Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) (объяснение, рассказ в сочетании с демонстрацией, показом, наблюдением).
Применим в случаях, когда:
учебный материал имеет преимущественно информативный описательный характер, достаточно сложный для самостоятельного усвоения, является принципиально новым;
у обучающихся отсутствуют опорные знания и умения для самостоятельной поисковой деятельности.
Индуктивный метод от частного к общему.
Применим в случаях, когда учебный материал носит преимущественно фактический характер или содержит понятия, смысл которых может стать ясным лишь в ходе индуктивных рассуждений (при изучении технических устройств, выполнении практических заданий, при решении многих математических и физических задач).
Слабость: требует больше времени для изучения нового материала, в меньшей мере способствует развитию абстрактного мышления.
Словесные – рассказ, беседа, лекция, работа с литературой, пересказ, теле и звукозапись.
Наглядные – демонстрация наглядных пособий, наблюдение.
Практические – упражнение, тренинг, опыты, самостоятельная работа по алгоритму.
Наглядный (наблюдение, иллюстрации, демонстрации).
Способствует развитию наглядно-образного мышления, возбуждает интерес к обучению, положительно влияет на эмоциональную сферу деятельности обучающихся.
Формирование умений и навыков, применение знаний на практике (опыты, эксперименты, упражнения, игра, трудовые действия).
Репродуктивный (упражнения, действия по алгоритму (инструкции).
Обеспечивает ускоренное и прочное освоение учебного материала.
Способствует быстрому формированию практических умений и навыков.
Позволяет непосредственно управлять учебным процессом, выявлять типичные ошибки и оперативно ориентировать обучающихся на их устранение.
Дедуктивный метод – от общего к частному.
Применим особенно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений.
Способствует более быстрому прохождению материала, активнее развивает абстрактное мышление
Слабость: сложен для усвоения учебного материала обучающимися с преобладающим наглядно-действенным или конкретно-образным мышлением.
Методы активного обучения
неигровые (анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения, имитационные тренинги);
игровые (деловые, ролевые, дидактические организационно-деятельностные игры).
Практический (опыты, ЛПР, эксперименты, упражнения, деловые учебно-производственные игры, выполнение учебно-производственных работ и решение других производственно-технических задач).
Обеспечивает закрепление, совершенствование знаний, формирование умений и навыков их применения.
Способствует укреплению связи теории и практики.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков (индивидуальный и фронтальный опрос, устные и письменные зачёты и экзамены, тестовый контроль и т.д.).
Проблемный (проблемное изложение).
Применим в случаях, когда:
1) содержание учебного материала:
связано с выявлением причинно-следственных связей между фактами, явлениями, процессами;
не является принципиально новым, логически продолжает ранее изученное;
доступно для самостоят. поисковой деятельности;
2) обучающиеся имеют опорные знания и умения, основу, базу для самостоятельных поисковых действий.
Частично-поисковый (эвристический) (эвристическая беседа, анализ учебного материала, анализ конкретной ситуации).
Исследовательский (исследовательские задания, индивидуальные и групповые проекты).
Способствует более осмысленному и самостоят. овладению знаниями и усилиями, развитию творческого отношения к делу, активности, самостоят-ти, сознательности.
практическая отработка осваиваемых знаний, умений, навыков на уровне компетенций
Рефлексивный (мини сочинения, эссе, самоанализ, самооценка).
Мыследеятельностный (метод ассоциаций, мозговой штурм, аукцион идей).
Смыслотворческий (кейс-метод, разбор ситуаций, интерактивная беседа).
Типы и виды занятий в соответствии с ФГОС
Типы учебных занятий – это группы единиц учебных процессов, выделенные по определённым основаниям.
В педагогической литературе предлагаются различные классификации типов занятий. Дидакты считают, что классифицировать типы занятий нужно по признаку их основной дидактической цели. Исходя из этого, можно указать следующие типы занятий и их структуру:
1. Усвоение новых знаний и способов действия
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Актуализация знаний и способов действия.
Первичная проверка понимания.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Рефлексия (подведение итогов занятия).
2. Комплексное применение знаний и способов действия
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний и способов действия обучающихся. Актуализация.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
— в знакомой ситуации (типовые);
— в изменённой ситуации (конструктивные).
Творческое применение и добывание знаний и способов действия в новой ситуации (проблемные задания).
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Рефлексия (подведение итогов занятия).
3. Актуализация знаний и способов действия
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний и способов действия обучающихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Актуализация знаний и способов действия:
— с целью подготовки к контрольному уроку;
— с целью подготовки к изучению новой темы.
Применение знаний и способов действия в новой ситуации.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Рефлексия (подведение итогов занятия).
4. Систематизация и обобщение знаний и способов действия
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Актуализация знаний и способов действия.
Обобщение и систематизация знаний и способов действия (переформулированные вопросы).
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Рефлексия (подведение итогов занятия).
5. Контроль знаний и способов действия
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Выявление знаний и способов действия, проверка уровня сформированности у обучающихся тех или иных компетенций. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.
Рефлексия (подведение итогов занятия).
6. Комбинированное занятие.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Первичное усвоение новых знаний и способов действия.
Первичная проверка понимания.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок, их коррекция.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Рефлексия (подведение итогов занятия).
Вид занятия – это форма его организации (проведения).
На каждом этапе занятия формы организации учебной деятельности различны, поэтому, вид занятия определяется по той форме проведения, на которую отводится большее время. Формы организации учебной деятельности могут быть объединены. Например, беседа с элементами самостоятельной работы, лекция с демонстрацией наглядных пособий и т.д.
Основные виды учебных занятий:
Лекция (вводная, установочная, текущая, обзорная, заключительная).
Изложение, рассказ, объяснение с демонстрацией наглядных пособий.
Беседа, дискуссия, обсуждение с элементами самостоятельной работы.
Семинар (семинар-беседа, заслушивание и обсуждение докладов, рефератов, семинар-диспут).
Конференция, пресс-конференция (тематическая, обзорная, заключительная).
Решение задач (познавательных, профессиональной направленности), выполнение упражнений.
Лабораторная, практическая, самостоятельная, контрольная работа.
Игра (деловая, ролевая).
Учебная экскурсия (вводная, текущая, заключительная).
Исследование (теоретическое, практическое) обучающихся.
Классификация и структура типов, видов занятия и методов обучения.
Типы занятий, их структура
Визы занятий (методы обучения)
1. Структура занятия усвоения новых знаний и способов действия
Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Актуализация знаний и способов действия.
Первичная проверка понимания.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Рефлексия (подведение итогов занятия).
Изложение, рассказ, объяснение с демонстрацией наглядных пособий (информационный)
Беседа, обсуждение с элементами самостоятельной работы (репродуктивный)
Беседа, объяснение (репродуктивный)
2. Структура занятия комплексного применения знаний и способов действия (урок закрепления).
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний и способов действия обучающихся. Актуализация.
Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
— в знакомой ситуации (типовые);
— в изменённой ситуации (конструктивные).
Творческое применение и добывание знаний и способов действия в новой ситуации (проблемные задания).
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Рефлексия (подведение итогов занятия).
Объяснение и самостоятельная работа с использованием наглядных пособий; упражнения (репродуктивный, частично поисковый с элементами исследования)
Обсуждение, объяснение, дискуссия (информационный, репродуктивный)
3. Структура занятия актуализации знаний и способов действия (урок повторения).
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний и способов действия обучающихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Актуализация знаний и способов действия:
— с целью подготовки к контрольному уроку;
— с целью подготовки к изучению новой темы.
Применение знаний и способов действия в новой ситуации.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Рефлексия (подведение итогов занятия).
Изложение или объяснение, самостоятельной работы (информационный, поисковый)
Самостоятельная работа, упражнения (репродуктивный, частично-поисковый)
Обсуждение выполненных работ (репродуктивный)
4. Структура занятия систематизации и обобщения знаний и способов
Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Актуализация знаний и способов действия.
Обобщение и систематизация знаний и способов действия (переформулированные вопросы).
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Рефлексия (подведение итогов занятия).
Опрос (фронтальный, индивидуальный…)
Объяснение и самостоятельная работа (лекции с фрагментами фильмов и др.)
Беседа, дискуссия (репродуктивный, частично-поисковый)
5. Структура занятия контроля знаний и способов действия
Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Выявление знаний и способов действия, проверка уровня сформированности у обучающихся тех или иных компетенций. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.
Рефлексия (подведение итогов занятия).
Беседа, объяснение (репродуктивный, информационный).
Семинар, круглый стол, дискуссия, обсуждения, контрольная работа (репродуктивный, частично-поисковый, проблемный с элементами исследовательского)
6. Структура комбинированного занятия.
Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Первичное усвоение новых знаний и способов действия.
Первичная проверка понимания.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок, их коррекция.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Рефлексия (подведение итогов занятия).
Беседа, обсуждение с элементами самостоятельной работы (репродуктивный)
Различные сочетания словесного, наглядного и практических методов (информационный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский)