Что не входит в техническое обслуживание пневматической системы

Пневматическое и гидравлическое оборудование. Приводные системы.

Что не входит в техническое обслуживание пневматической системы

Продукция

Подготовка сжатого воздуха

Пневмораспределители

Клапаны/ Фильтры

Пневмодроссели

Пневматические цилиндры/приводы

Резьбовые соединения / трубки

Контрольно-измерительная аппаратура

Вакуумное оборудование

Оборудование для смазки и обдува

Гидравлическое оборудование

Запорная арматура / шаровые краны

Электромеханический привод

Обратные клапаны

Эксплуатация пневмоприводов

Продолжительность безотказной работы пневматических систем в значительной мере зависит от организа­ции и качества технического обслуживания, которое призвано обеспечить выполнение требований, приведен­ных в технической документации на оборудование. В процессе эксплуатации пневмоприводов расходу­емые материалы неизбежно заканчиваются, рабочие параметры в связи с воздействием различных факторов постепенно отклоняются от заданных значений, отдельные компоненты приводов исчерпывают ресурс и отка­зывают. Таким образом, в рабочем состоянии пневмопривод поддерживается благодаря регулярному и каче­ственному техническому обслуживанию, а также плановым, а при неробходимости и аварийным ремонтам.

Техническое обслуживание пневматических приводов

Обслуживание устройств очистки сжатого воздуха.

Качество работы пневмоприводов напрямую зависит от чистоты сжатого воздуха, определяемой, в свою очередь, уровнем технического обслуживания устройств под­готовки воздуха, состоянием внутренних поверхностей трубопроводов и другими факторами.

При эксплуатации пневмоприводов необходимо исключить возможность попадания загрязнителей воздуха к потребителю, что обеспечивается своевременным удалением их из резервуаров очистных ус­тройств. В случаях использования устройств очистки сжатого воздуха с ручным управлением и непроз­рачным резервуаром (визуальный контроль невозможен) образующийся конденсат следует сливать пе­риодически — по графику, составленному на основе опытных или расчетных данных.

Если применяются автоматические устройства отвода конденсата, то процедуру его слива требуется орга­низовать таким образом, чтобы избежать загрязнения окружающей среды. При отказе конденсатоотводчиков их необходимо демонтировать, прочистить рабочие каналы и сливные отверстия, промыть фильтрующие эле­менты и внутренние поверхности, высушить и установить на прежнее место. Для промывки резервуаров можно использовать теплую мыльную воду.

В процессе эксплуатации фильтров поры их фильтроэлементов забиваются частицами загрязнителей, что приводит к возрастанию сопротивления потоку сжатого воздуха. Если перепад давления на фильтре превыша­ет 0,1 МПа, то фильтроэлемент заменяют или восстанавливают его пропускную способность.

Напомним, что эффективная работа очистных устройств возможна только в определенном диапазоне рас­ходов сжатого воздуха, указываемом в технической документации.

Обслуживание смазочных устройств.

Одним из важнейших условий обеспечения эксплуатационной надежности пневмоприводов является выполнение требований к смазке трущихся поверхностей пневмати­ческих устройств. Техническое обслуживание смазочных устройств заключается в своевременном воспол­нении расходуемых смазочных материалов и наблюдении за их качественным состоянием.

Стабильность подачи смазочного материала маслораспылителями в значительной степени определяется вязкостью используемого масла, которая, в свою очередь, существенно зависит от температуры. Поэтому при достаточно больших изменениях температуры окружающей среды в зоне работы пневмоустройств или при изменении температуры сжатого воздуха необходимо перерегулировать маслораспылитель или сменить мар­ку заливаемого масла.

Марки, количество и периодичность внесения смазочных материалов оговариваются в руководствах по эк­сплуатации конкретных пневматических устройств.

Обслуживание трубопроводов. Состояние воздухопровода контролируют путем вскрытия имеющихся на нем контрольных участков. При необходимости для очистки трубопровода применяют продувку сжатым возду­хом и промывку водой либо химическую очистку.

Качество очистки проверяют визуально или на основании оценки чистоты потоков воздуха и воды, выходя­щих из трубы. В последнем случае на выходе помещают лист чистого картона и по следам загрязнений опреде­ляют качество проведенных работ.

Указанные методы используют при обслуживании металлических трубопроводов. При обслуживании элас­тичных пластмассовых трубопроводов, а также шлангов убеждаются в отсутствии перегибов и нарушений их целостности, а также в том, что трубопроводы, соединенные с подвижными частями машин не касаются непод­вижных деталей последних. При нарушении работоспособности эластичные трубопроводы заменяют.

Обслуживание пневмоаппаратуры и исполнительных механизмов.

Техническое обслуживание пневмоаппаратуры и пневмодвигателей сводится в основном к надлежащему обеспечению процесса подготовки сжатого воздуха и контролю работы данных устройств. В распределительной аппаратуре проверяют четкость переключения, убеждаются в отсутствии заеданий при ручном и механическом управлении, в герметичности соединений трубопроводов и стыков, в плотности крепления крышек.

Герметичность соединений трубопроводов и эффективность работы уплотнительных элементов контроли­руют путем осмотра и прослушивания или с помощью средств обнаружения утечек. При необходимости подтя­гивают или заменяют соединения, уплотнения, трубопроводы. Следует учитывать, что нарушение герметично­сти не только приводит к непроизводительному увеличению расхода сжатого воздуха, но может также повлечь за собой нарушение работоспособности пневматических устройств и привода в целом.

В настраиваемых и регулируемых элементах контролируют соответствие параметров требуемым значени­ям, а также состояние стопорящих устройств. В пневматических двигателях проверяют также значение скоро­сти перемещения выходного звена и величину развиваемого усилия.

Организация технического обслуживания. Организация технического обслуживания пневматического оборудования является одним из решающих факторов повышения надежности его работы. В связи с отсут­ствием строгой регламентации работ по обслуживанию пневмосистем рекомендуется следующий порядок про­ведения ежедневных и плановых осмотров пневмооборудования.

Ежедневные осмотры проводят в начале смены — в течение первых десяти минут работы оборудования — ив конце смены — во время уборки оборудования. Фактически ежедневные осмотры сводятся к визуальному контролю состояния пневмооборудования и направлены на:

Результаты ежедневных осмотров заносят в протокол, а информацию о выявленных отклонениях и мерах по их устранению (если таковые были приняты) доводят до сведения соответствующих служб. Эти данные используют при разработке графиков периодических осмотров, ведомостей запасных частей и т. д.

Периодические осмотры проводят с интервалом в 3, 6 или 12 месяцев в зависи­мости от типа пневматического оборудования, характера работы отдельных его элементов и условий эксплуа­тации.

Ниже дан примерный перечень операций при проведении периодического осмотра.

Проверка функционирования пневмодвигателей и других устройств.

Проверка на наличие утечек.

Проверка пневмоустройств с электрическим управлением на исправность электропроводки.

Определение степени загрязненности фильтров.

Проверка надежности резьбовых соединений.

На основе информации о результатах ежедневных и периодических осмотров, о величине коэффициента загрузки оборудования за сутки, месяц, а также учитывая другие данные, соответствующие службы проводят анализ причин простоев оборудования и планируют мероприятия по их уменьшению.

Поиск и устранение неисправностей

При эксплуатации пневматического привода, как и любой другой технической системы, наступает момент, когда процесс его нормального функционирования нарушается, что проявляется в различного рода отказах, как внезапных, так и постепенных.

Внезапные отказы характеризуются скачкообразным изменением заданных значений параметров привода (одного или нескольких), что обычно приводит к его останову или нарушению последовательности выполнения технологических операций. Отказ подобного рода очевиден, функционирование объекта прекращается в целях проведения ремонтных работ.

В случае постепенного отказа значения параметров привода (одного или нескольких) изменяются постепен­но, что может быть обусловлено износом или прогрессирующим нарушением настроек каких-либо его элемен­тов, уменьшением проходных сечений дросселирующих устройств, чрезмерным увеличением утечек и другими факторами. Постепенный отказ может и не сопровождаться видимыми нарушениями работы пневмопривода, но его наличие приводит к ухудшению качества и/или уменьшению объемов выпуска продукции. В связи с этим важно своевременно выявить и устранить причины постепенных отказов, что позволяет обеспечить нормаль­ное функционирование системы и сократить число аварийных ремонтов.

Время, затрачиваемое на ремонт пневмопривода, складывается из двух составляющих: времени на поиск неисправности и времени на ее устранение.

Время на поиск неисправности существенно сокращается, если используются методы технической диагно­стики, позволяющие локализовать место ее наличия, а также в том случае, если в приводе применяются пнев­матические элементы, снабженные различными индикаторами и дублирующими устройствами.

К устройствам индикации относят штырьковые индикаторы давления и положения запорно-регулирующего элемента распределителей, светодиоды на электромагнитных приводах распределителей и т. п.; к дублирую­щим — устройства ручного включения пневмо- и электропневматических распределителей, тактовых модулей и др.

Применительно к пневмоприводам можно выделить два метода поиска неисправностей:

табличный — на основе анализа принципиальной пневматической схемы составляют таблицу, по которой выявляют оптимальную последовательность проверки элементов системы в зависимости от внешних проявлений имеющихся неполадок;

алгоритмический — поиск неисправностей осуществляют по заданному алгоритму с использованием списка достаточно простых рекомендаций, выведенных исходя из опыта эксплуатации пневмоприводов.

Если схема привода достаточно сложная, с целью облегчения поиска неисправностей следует условно разделить ее на части по выполняемым функциям, по очередности срабатывания и другим критериям.

Необходимо проверить, соответствует ли давление сжатого воздуха на входе пневмопривода нормативам технической документации. В ситуации, когда в силу производственной необходимости к системе могут подключаться дополнительные потребители и при этом общий расход воздуха будет превышать произво­дительность компрессора, могут возникать сбои (самоустраняющиеся отказы), такие как нарушение вре­менной последовательности, снижение величин усилий, развиваемых приводом, ниже допустимых значе­ний и др. Если в пневмоприводе используются устройства с электрическим управлением, следует проверить, нахо­дятся ли электрические устройства под напряжением.

Проверить трубопроводы (в особенности эластичные) и убедиться в отсутствии перегибов, скручиваний и т. п. дефектов. Проверить герметичность соединений.

При проверке работоспособности привода необходимо учитывать следующее:

утечки сжатого воздуха из канала выхлопа пневмораспределителя могут иметь место не только в результа­те повреждения уплотнений в нем, но и вследствие выхода из строя уплотнений поршня в цилиндре;

причиной изменения динамики функционирования привода могут стать не только нарушение настройки регулирующих устройств (дросселей с механическим управлением и др.) или их неисправность, но и засо­рение глушителей в пневмораспределителях.

Пневматический привод целесообразно ремонтировать путем замены пневмоустройств. С одной стороны, в результате этого сокращается продолжительность ремонта производственного оборудования, а с другой — обеспечивается более высокое качество ремонта в связи с тем, что отказавшие пневмоустройства подлежат восстановлению на специализированном участке.

При демонтаже и монтаже пневмоустройств в процессе ремонта необходимо придерживаться следующих правил:

необходимо заменить уплотнительные кольца, а также прокладки на стыковых поверхностях и в соедине­ниях;

желательно маркировать трубопроводы при их отсоединении (особенно это касается гибких трубопрово­дов), даже в случае отсоединения только одного конца трубопровода, что позволит избежать ошибок вовремя последующего монтажа пневмоустройств;

при выполнении работ по монтажу-демонтажу пневматических устройств особое внимание следует уде­лять предотвращению попадания загрязнителей в их внутренние полости.

Требования безопасности к конструкции пневмоприводов и пневмоустройств. Конструкция пнев­моприводов и пневмоустройств должна быть надежной, обеспечивать безопасную эксплуатацию и предус­матривать возможность проведения осмотра, очистки и ремонта. Ограждения, кожухи и другие приспособ­ления, препятствующие внешнему осмотру пневмоустройств, должны быть съемными.

Пневмоприводы должны снабжаться устройствами, предназначенными для полного снятия давления сжа­того воздуха в системе.

В целях исключения воздействия опасных и вредных производственных факторов пневмоприводы также должны быть оснащены:

устройствами, предотвращающими повышение давления сверх значения, установленного нормативно-тех­нической документацией;

устройствами для улавливания масляных аэрозолей при выводе отработавшего воздуха в атмосферу, если уровень их концентрации в рабочем помещении может превысить предельные значения, устанавливае­мые ГОСТ 12.1.005-88.

Если конечные положения пневматических исполнительных механизмов ограничиваются с помощью элек­трических или пневматических путевых выключателей, то в случае нарушения процесса нормального функ­ционирования последних может возникнуть опасность травмирования обслуживающего персонала или ава­рийная ситуация. В целях предотвращения подобных последствий необходимо устанавливать жесткие упо­ры, защитные кожухи и другие приспособления для ограничения опасных перемещениий.

Поверхности ограждений, защитных устройств и элементы конструкции пневмоприводов и пневмоустройств, которые могут представлять опасность для обслуживающего персонала, должны иметь знаки безопасности и сигнальные цвета в соответствии с ГОСТ 12.4.026-76.

Конструкция регулируемых пневмоустройств, изменение настроек которых может привести систему в ава­рийное состояние, должна предусматривать надежную фиксацию регулирующих элементов с применением замков, пломб и других средств. Конструкция органов управления и их взаимное расположение, в свою оче­редь, должны исключать возможность самопроизвольного пуска привода. На пульте управления технологи­ческим оборудованием, оснащенным пневмоприводами с поддержкой возможности общего останова систе­мы, устанавливают управляющий элемент красного цвета «СТОП ОБЩИЙ».

Величины усилий, развиваемых на ручных органах управления пневмоустройствами, должны удовлетво­рять требованиям соответствующих ГОСТов (это не относится к специальным управляющим органам и эле­ментам, предназначенным для настройки редукционных пневмоклапанов): для переключателей типа тумбле­ров — ГОСТ 22615-77; для кнопочных и клавишных выключателей и переключателей — ГОСТ 22614-77; для маховиков управления и штурвалов — ГОСТ 21752-76; для рычагов управления — ГОСТ 21753-76.

Органы управления и средства отображения сопроводительной информации размещают в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.032-78 и ГОСТ 12.2.033-78, а обозначения функций органов управления — в соответ­ствии с ГОСТ 12.4.040-78* (СТ СЭВ 3082-81). Символы и надписи располагают в непосредственной близости от органов управления, при этом не должно возникать никаких помех их чтению. Надписи, кроме того, должны быть краткими и понятными при быстром считывании.

На пульте управления пневмоприводами необходимо применять следующую цветовую индикацию или све­товые сигналы: красный цвет — для обозначения аварийных и отключающих органов управления, а также для сигнальных элементов, извещающих о нарушении процесса нормального функционирования пневмопривода или условий безопасности; зеленый цвет — для сигнальных элементов, подтверждающих нормальное функци­онирование пневмопривода.

Для оповещения об аварийном состоянии пневмопривода можно использовать звуковую сигнализацию, применение которой предпочтительно в ситуациях, требующих немедленного реагирования.

В тех случаях, когда пневмопривод находится в помещении, где распознать звуковой сигнал трудно вслед­ствие высокого уровня производственных шумов, рекомендуется дополнительно использовать яркий мигаю­щий сигнал, цвет которого выбирают по ГОСТ 12.4.026-76*.

Пневматические приводы и устройства, в которых по характеру работы или в связи с воздействием окружа­ющей среды возможен рост давления выше допустимого, должны снабжаться предохранительными клапана­ми, размещенными в доступных для их осмотра и обслуживания местах.

В любом случае началу эксплуатации пневмопривода должна предшествовать проверка настройки пре­дохранительного клапана лицами, ответственными за соблюдение правил техники безопасности. Предохрани­тельный клапан, в свою очередь, должен быть снабжен устройством, служащим для проверки исправности клапана путем его принудительного открытия в процессе функционирования привода.

Требования безопасности при подготовительных работах, монтаже и испытаниях. Монтаж пневмати­ческих приводов и устройств для проведения испытаний следует выполнять в соответствии с требованиями, изложенными в рабочих чертежах, инструкциях, методиках и программах испытаний. Руководство испытания­ми поручают ответственному лицу, распоряжения которого являются обязательными для всех участников ис­пытаний.

Обслуживание пневмоприводов при испытаниях можно поручать лицам, достигшим 18-летнего возраста, прошедшим производственное обучение и инструктаж по безопасному обслуживанию пневмосистем. Осве­щенность рабочих мест при испытаниях должна составлять не менее 50 лк. Источник света должен распола­гаться таким образом, чтобы не происходило ослепление рабочих. Шкалы приборов должны быть четко видны с расстояния до 3 м. Во всех случаях необходимо добиваться того, чтобы освещение обеспечивало удобство наблюдения за приборами.

Запрещается оставлять инструменты, материалы, спецодежду и другие предметы на элементах, входящих в привод. Рабочие места должны быть оборудованы стеллажами для хранения приспособлений, инструмен­тов, проверочных шаблонов, прокладок и т. п. Габариты подобных стеллажей должны соответствовать наи­большим размерам укладываемых на них изделий.

Перед испытаниями следует проверить рабочие инструменты на соответствие основным требованиям тех­ники безопасности.

Электрифицированный инструмент можно применять лишь с рабочим напряжением не более 36 В и при условии полной исправности. В случае, если в производственном помещении отсутствуют факторы повышен­ной опасности, допускается использовать значения напряжения 127 и 220 В, но при обязательном использова­нии защитных средств. Корпуса электроинструментов, работающих под напряжением свыше 36 В, должны быть заземлены вне зависимости от частоты тока.

Шланги необходимо крепить к пневмоинструменту и трубопроводам таким образом, чтобы исключить воз­можность их срыва.

Перед проведением испытаний проверяют готовность пневмопривода или устройства. С этой целью их тща­тельно осматривают и убеждаются в отсутствии трещин, надрывов, выпучин, раковин, следов коррозии и дру­гих дефектов на внутренних и внешних поверхностях устройств, в сварных швах, уплотнительных узлах и соединениях. Кроме того, перед началом испытаний пневмоприводов и устройств необходимо:

проверить правильность и надежность присоединений пневмолиний и электрических проводов к соответ­ствующим устройствам;

проверить надежность функционирования блокировок, наличие стопорения и пломб на регулирующей ап­паратуре и приборах;

проверить наличие и исправность заземления;

проверить наличие и надежность закрепления ограждений, предусматриваемых требованиями безопас­ности;

установить при необходимости аварийную сигнализацию (звуковую или световую).

Персонал, участвующий в испытаниях пневмоприводов и устройств, должен быть ознакомлен:

со схемой пневмопривода и правилами его обслуживания;

с конструкциями и принципами действия устройств, входящих в пневмопривод;

с расположением кондиционеров сжатого воздуха, пневмоаппаратов и приборов;

с методами проверки пневмоустройств на прочность и герметичность и правилами их осмотра при испы­таниях.

Пневмоустройства должны быть испытаны на прочность. Входящие в состав пневмопривода пневмоустройства общепромышленного применения, на которые распространяются положения ГОСТ 12.3.001-85 (СТ СЭВ 3274-81), испытывают на прочность путем плавного повышения давления до пробного значения, которое дол­жно превосходить номинальное не менее чем в 1,5 раза; для пневмоглушителей, установленных в местах выхлопа отработавшего воздуха, пробное значение давления должно быть не меньше номинального для пнев­мопривода. Длительность испытаний на прочность должна составлять не менее 3 мин. После этого давление постепенно снижают до номинального и затем производят осмотр пневмоустройства.

Проверяют пневмоустройство путем использования воздуха, минерального масла или воды. При испытани­ях его закрывают защитным кожухом (экраном ), либо проводящий их персонал должен находиться на безопас­ном расстоянии от объекта испытаний, которое исключает возможность травмирования в случае разрушения последнего.

При типовых и периодических испытаниях на ресурс пневмоустройств и их элементов, функционирующих в условиях циклического нагружения давлением, их необходимо подвергать циклическому нагружению рабочим давлением в соответствии с требованиями и методикой разработчика.

Пневмоустройства или их элементы считаются выдержавшими испытания на прочность, если при последу­ющем тщательном осмотре не были обнаружены: признаки разрыва; видимые остаточные деформации; утечки воздуха сверх уровня, установленного в нормативных требованиях; подтекание и потение в сварных швах при опрессовке жидкостью.

Испытания должны быть прерваны в следующих случаях: при повышении давления в системе сверх допу­стимого уровня; при неисправности предохранительных клапанов; при обнаружении в элементах пневмоуст­ройств выпучин, утонений стенок, подтеканий в соединениях, разрывов уплотнений; при неисправности мано­метров, блокировочных устройств, а также при неисправности (отсутствии ) предусмотренных схемой испыта­ний контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации; при появлении стуков, посторонних шу­мов; при заметном возрастании вибраций приводного механизма; при обнаружении других неисправностей, которые могут привести к аварийной ситуации.

После устранения выявленных дефектов необходимо провести повторные испытания.

При повторном пуске следует принять меры безопасности, указанные выше, и проследить за тем, чтобы все ранее убранные ограждения и защитные приспособления были снова надлежащим образом размещены и закреплены. Испытания при снятых ограждениях допускаются только с разрешения администрации. Отключе­ние оборудования и его подключение к электросети осуществляют после установки предохранительных уст­ройств и также исключительно на основании разрешения администрации.

При испытаниях необходимо следить за тем, чтобы выхлоп отработавшего воздуха был направлен в сторо­ну от места нахождения оператора и не приводил к загрязнению рабочего помещения. Уровень шума при вых­лопах не должен нарушать гигиенических норм.

Требования безопасности при эксплуатации.

Перед вводом в эксплуатацию пневмоприводов и пневмо-устройств необходимо провести их пробный пуск и наладку. В случае обнаружения неисправностей во время пробного пуска пневмопривод следует отключить. Работы по устранению выявленных неисправностей и ре­монту пневматических приводов и устройств необходимо выполнять только после полного снятия давления воздуха в системе и отключения их от электросети. Вентили и пневмораспределители, отвечающие за соеди­нение пневмолинии с пневмоприводом, должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать возмож­ность надежного и быстрого перекрытия подачи сжатого воздуха и его сброс из привода в атмосферу.

Подключать отремонтированный пневмопривод к пневмолинии и электросети следует после установки ог­раждений и снятия предупреждающих плакатов.

Эксплуатация пневмоприводов и пневмоустройств запрещается в случаях возникновения следующих неис­правностей:

наличие шумов, стуков, вибраций и наружных утечек, уровень которых превышает значения, устанавлива­емые нормативно-технической документацией;

появление видимых повреждений или выход какого-либо параметра за пределы допустимых значений, если подобная ситуация представляет опасность для обслуживающего персонала или может привести к аварии;

отказ или повреждение сигнальных устройств и приборов.

Очищать воздухопроводы и пневмоустройства в местах скопления загрязнителей необходимо способами, при которых исключается воспламенение имеющихся отложений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *