Что не входит в структуру родового блока

Родовой блок физиологического акушерского отделения

В состав родового блока входят следующие помещения:

Все помещения родового блока размещают в конце коридора и отгораживают от послеродового отделения стеклянной перегородкой с широкой дверью.

Предродовые палаты

В больших акушерских стационарах (на 150–200 коек) необходимо наличие не менее чем 2 предродовых палат. В небольших акушерских стационарах достаточно одной предродовой, хотя и здесь желательно иметь 2 предродовые палаты по 2–3 койки в каждой.

Одновременное пребывание в одной предродовой палате большого числа рожениц, во-первых, всегда увеличивает возможность контактной, капельной и воздушной инфекции, во-вторых, создает неспокойную обстановку, столь необходимую для успешной реализации знаний, навыков и установок, полученных во время психопрофилактической подготовки к родам.

Роженица, попав в большую предродовую палату, в которой находится несколько стонущих рожениц, невольно начинает испытывать беспокойство. Обеспечивая благоприятную для роженицы обстановку, врач наполовину разрешает задачу обезболивания (болеутоления) родов.

Количество коек в предродовых палатах должно составлять примерно 10% общего их числа в физиологическом отделении акушерского стационара.

Каждая роженица должна иметь индивидуальное подкладное судно, которое помещается под кроватью на выдвигающемся гнезде для судна либо в деревянной табуреточке. На одной из перекладин ножного конца кровати масляной краской обозначают номер ее. Тот же номер значится на судне и подкладной клеенке (на клеенке его можно написать раствором ляписа).

Желательно обшивать тюфяк наглухо белой клеенкой, что предохраняет его от промокания и дает возможность легко дезинфицировать антисептическими растворами. На тюфяке также проставляют номер кровати. У каждой кровати находится столик-тумбочка.

В предродовой палате должны быть также стол для дежурного врача и столик, на котором находятся: аппарат для измерения артериального кровяного давления у каждой поступающей роженицы, наборы для определения группы крови и количества гемоглобина. Необходимы шкаф со всеми медикаментами для обезболивания родов и для борьбы с внутриутробной асфиксией плода, столик с биксами, содержащими стерильное белье и материал, кислородный баллон, снабженный редуктором и манометром, или две постоянно наполненные подушки с кислородом. Желательно, чтобы акушерский стационар имел централизованную подачу кислорода.

Наконец, должна быть вешалка на несколько номеров (по числу коек) для индивидуальных халатов рожениц. На каждом халате с внутренней стороны под воротником нашивают номер, соответствующий номеру койки роженицы. На спинке каждой койки должно находиться индивидуальное полотенце.

Предродовые комнаты

Предродовые комнаты следует размещать по соседству и в общем коридоре с родовой, с которой, однако, они не должны непосредственно сообщаться в интересах создания возможно большего покоя для рожениц, находящихся в предродовой.

Не следует помещать в предродовую на свободные койки беременных до начала родов, а также родильниц.

Палата для больных эклампсией

В некотором отдалении от родовой необходимо разместить палату для больных эклампсией. Окно палаты (1–2 койки) завешивают темной шторой, дверь должна быть массивной для приглушения внешнего шума. На потолке должна быть синяя лампочка, а на столе – лампа с хорошо затеняющим абажуром. Кровать надо поставить так, чтобы к ней был свободный доступ со всех сторон; по бокам ее следует приспособить 2 отполированные, выкрашенные белой масляной краской доски, предохраняющие больную от падения. Их нужно покрывать (обертывать) сложенными вдвое одеялами, а сверху – простынями. Еще лучше использовать кровати с откидывающимися по бокам мягкими невысокими сетками.

Около кровати надо поставить столик, на котором помещают в необходимое для лечения и эфирного наркоза: роторасширитель, языкодержатель и столовую ложку, рукоятку которой обертывают многими слоями бинта (при начинающемся припадке эклампсии рукоятку ложки немедленно вставляют между боковыми зубами верхней и нижней челюсти для предупреждения прикусывания языка).

На втором столике имеются все необходимые предметы для принятия родов, так как роды у больной эклампсией принимают в этой же палате.

В палате постоянно должны быть 1–2 подушки с кислородом, который следует давать вдыхать роженице после каждого припадка, как только начинает восстанавливаться дыхание. Желательно иметь здесь кислородный баллон, снабженный редуктором и манометром или кислород от централизованной подачи.

Необходимо придерживаться такого правила: все манипуляции у больной эклампсией, например раздевание, транспортировка, катетеризация, инъекции, влагалищное исследование, кровопускание, наложение швов, обязательно производить под легким эфирным наркозом.

Комната для родов (родильный зал)

Комната для родов должна быть хорошо освещена естественным и искусственным светом. Помимо верхнего света, необходим передвижной рефлектор с сильной лампой для бокового освещения. Следует также иметь аварийное освещение.

Что не входит в структуру родового блока

Рахмановские кровати размещают в ряд с достаточными промежутками между ними и так, чтобы был обеспечен свободный доступ к кроватям со всех сторон. Принимая во внимание значительную высоту их, надо пользоваться деревянными подставками (ступеньками) высотой 20–25 см, выкрашенными белой масляной краской.

Из обстановки необходимы также:

В родовспомогательных учреждениях, не имеющих специальной операционной, в комнате, предназначенной для родов, всегда должны быть следующие стерильные наборы в биксах или лучше в стерильных мешках:

На отдельном столике должны находиться стерильный шприц (в спирту), коробочки с ампулами окситоцина, метилэргометрина, мезатона, кальция хлорида, питуитрина, гидрокортизона, норадреналина, спазмальгина, цититона, кардиазола, камфорного масла, кофеина; глюкозы (40%); препараты для анестезии; стерильный физиологический раствор поваренной соли для промывания перед использованием шприца, так как некоторые лекарственные препараты теряют свою активность от малейшей примеси спирта (например, питуитрин); все необходимое для наркоза.

В биксах со стерильным бельем должно быть достаточное количество индивидуальных пакетов для рожениц и новорожденных (в разных биксах).

В индивидуальном пакете стерильного белья для роженицы имеется косынка, полотняные или нитяные чулки, сорочка, подкладная полупростыня.

В индивидуальном пакете для новорожденного находятся две обычные пеленки, одна теплая пеленка (из белой тонкой фланели), подгузник, две клеенчатые браслетки для паспортизации новорожденного; приборчик для отсасывания слизи из верхних дыхательных путей, состоящий из резинового баллона и тонкого эластического (не слишком мягкого) катетера; 2 стерильных зажима для перевязки пуповины, 2 гемостатических пинцета; пупочные ножницы; пипетка; 3–4 деревянные палочки с ватой (помазки).

На этом же столике могут находиться акушерский стетоскоп и ложка, ручка которой обернута бинтом (на случай эклампсии).

Температурный режим комнаты для родов и обогревание новорожденного

Очень важно поддерживать в комнате для родов соответствующий температурный режим. Температура воздуха здесь не должна быть ниже 22°. Так как в большинстве случаев центральная отопительная система не обеспечивает такой температуры, необходимо организовать дополнительное отопление, укрепив на стенах этой комнаты 2–4 отражательных электронагревательных прибора. Эти приборы следует использовать не только для отопления помещений, но и для создания наиболее благоприятной температуры воздуха там, где это особенно необходимо: у ножной половины рахмановских кроватей, где родившийся ребенок находится некоторое время, и у пеленального столика, на котором производят первый туалет новорожденного. На стене, над пеленальным столиком, на высоте 70–75 см устанавливают малую лампу соллюкс, обращенную раструбом рефлектора на поверхность стола.

Мы рекомендуем пеленальный столик с подогревом, сконструированный М. С. Панпуловым. Устройство подогревания пеленальной поверхности стола дает возможность сохранять температуру участка, где лежит головка ребенка, в пределах 30°; участок, где располагается туловище новорожденного, подогревается до 35°, ножной конец столика – до 40–45°. Время пребывания запеленутого и завернутого в одеяльце новорожденного на пеленальном столе Панпулова не должно превышать 45–60 мин во избежание перегревания. Пеленальную поверхность столика накрывают тонким матрасиком или вдвое сложенным байковым одеяльцем, покрытым клеенкой и тонкой пеленкой.

Большое значение имеют мероприятия по борьбе с капельной и воздушной инфекцией в комнате для родов. Источником последней могут служить люди и воздух.

Помимо строгого соблюдения персоналом правил асептики и антисептики, необходим ряд дополнительных мероприятий, которые могут повысить эффективность борьбы с инфекцией в комнате для родов:

1. Обычную влажную уборку дополняют облучением комнаты кварцевой лампой.

Облучение производят либо обычной передвижной кварцевой лампой на штативе, либо подвесной лампой. Лампу следует 3–4 раза в день включать на полчаса-час после уборки в те промежутки времени, когда комната для родов свободна от рожениц. После этого комнату нужно проветрить.

Можно рекомендовать устройство небольшого стеклянного тамбура (обязательно с потолком) при входе в комнату для родов. В тамбуре имеется подвесная кварцевая лампа, которую периодически включают на продолжительное время, благодаря чему воздух и все предметы, находящиеся в тамбуре, обезвреживаются. Здесь висят халаты для персонала родовой комнаты, в биксе находятся маски. В тамбуре же переодевают роженицу. Этим достигаются важные цели: при открывании дверей из комнаты для родов в нее не попадает из коридора инфицированный и охлажденный воздух, и лица, входящие в родовую, переодеваются в халаты, подвергавшиеся в течение длительного времени действию ультрафиолетовых лучей. Наконец, за время пребывания в комнате для родов лип, вошедших в нее, их халаты, оставшиеся в тамбуре, в свою очередь обеззараживаются под действием ультрафиолетовых лучей.

2. Все лица, входящие в комнату для родов, должны сменить халаты. Чистые халаты в достаточном количестве вешают у входа в нее.

3. Обслуживающий комнату для родов персонал и все, входящие в нее, должны обязательно носить защитные марлевые маски (не менее чем из 4 слоев марли), закрывающие рот и нос.

Стерильные маски должны находиться в биксе, стоящем на столике у входа в родильную комнату. Здесь же имеется баночка с раствором лизола, в который погружен корнцанг для вынимания масок. Другая большая банка служит для складывания «грязных» масок, которые снимают при выходе. Дежурный персонал, находящийся в комнате для родов в течение всей смены (акушерка, санитарка), должен несколько раз менять маски: санитарка – через каждые 2–3 ч, акушерка – перед каждыми проводимыми ею родами.

Однако не все маски достаточно надежно предохраняют от распространения капельной инфекции. При бактериологическом контроле различных масок выявилось неоспоримое преимущество ватно-марлевых масок, предложенных А. П. Николаевым. Рекомендуется 2 типа таких масок: а) маска для непродолжительной работы в родовой – для дежурного врача, контролирующего ход родов наружным исследованием, учащихся, наблюдающих роды, санитарок. Эта маска прямоугольной формы, 12X16 см, сшита из 2 слоев марли в виде кармана, открытого кверху: в этот карман перед стерилизацией вкладывают тонкий слой ваты, которая является надежным фильтром, задерживающим микрофлору. Маску укрепляют на голове одной парой завязок, пришитых к верхним углам маски. Нижний край маски не подвязывают, он свободно свисает с подбородка: б) маска для продолжительной работы акушерки, принимающей роды, врача, производящего влагалищное исследование или оперативное вмешательство. Это – та же ватно-марлевая маска, но с завязками, пришитыми ко всем четырем углам. Однако при надевании ее нужно укреплять по типу «пращевидной» невязки, то есть верхние завязки закрепляют на шее, а нижние – на голове. При этом маска не прилегает плотно ко рту и носу и, кроме того, по бокам (у щек) остаются свободные пространства, благодаря чему дыхание почти не затрудняется.

В комнате для родов должны быть также следующие предметы: а) плоский поднос, накрытый согретой фланелевой стерильной пеленкой, на который акушерка принимает родившегося ребенка; б) плоский лоток, в который помещают, а затем осматривают выделившийся послед; в) детские весы; г) комнатный термометр; д) стенные или настольные часы. Так же, как в предродовой, в комнате для родов нужно иметь запас подушек с кислородом или кислородный баллон, снабженный редуктором, манометром, длинным гофрированным резиново-матерчатым шлангом. В настоящее время многие акушерские учреждения имеют централизованную подачу кислорода.

Особенно рекомендуется прибор для непрерывной дозированной подачи кислорода роженице конструкции И. Я. Беккермана.

Как указывалось выше, рядом с комнатой для родов желательно разместить небольшую комнату, где производят первый туалет новорожденных, оживление родившихся в асфиксии. Здесь они находятся до перевода в детскую комнату. В комнате должны быть пеленальный столик, ванночка, подушка с кислородом и столик со всеми предметами и медикаментами, необходимыми для оживления ребенка.

Если в стационаре можно организовать 2 комнаты для родов, желательно расположить их так, чтобы описанная комната находилась между обеими комнатами для родов.

Операционная

В операционной производят акушерские вмешательства. В ней находятся:

В операционном шкафу всегда должен быть стерильный набор инструментов для экстренных операций.

На наркозном столике должны быть: а) маска для наркоза, капельница, набор для заменных переливаний крови новорожденным с гемолитической болезнью, роторасширитель, языкодержатель, почковидный тазик на случай рвоты, металлический шпатель, б) флакон с наркозным эфиром; в) лоточек со стерильными марлевыми салфетками для освобождения рта и зева от слизи; г) тонкий изогнутый корнцанг для той же цели; д) простерили-зованный шприц с несколькими иглами; е) набор медикаментов; ж) несколько полотенец. В операционной находится и современный аппарат для газового наркоза.

Операционную при необходимости снабжают дополнительными отеплительными приборами, чтобы температура воздуха к моменту операции могла быть доведена до 20°. Желательно иметь предоперационную, где моют руки и переодеваются участники операции и находятся инструментальный шкаф, запасные биксы и пр.

При родовом блоке, в отдельной комнате, размещают стерилизационную с автоклавами. Желательно иметь 2 автоклава. Здесь же производят стерилизацию инструментов.

Рядом со стерилизационной комнатой должна находиться материальная. В случае недостаточности помещения материальную можно разместить в одной комнате со стерилизационной, отгородив часть комнаты стеклянными ширмами или фанерной перегородкой.

Наконец, в родовом блоке необходимо иметь комнату для мытья клеенок, причем здесь можно мыть клеенки только из комнаты для родов и предродовых.

Клеенки моют водой с мылом, а затем – с помощью щетки лизолом или хлорамином. После этого клеенку стерилизуют в течение 2 ч в 2% растворе лизола или 1% растворе хлорамина. Сушить вымытые клеенки можно на длинной горизонтальной стойке.

Судно после тщательного вымывания в уборной под краном над специальным унитазом следует погружать на несколько минут в наполненный хлорной водой бак с крышкой. Хлорную воду нужно менять 2–3 раза в день. После перевода родильницы в послеродовое отделение ее судно тщательно вымывают, а затем стерилизуют и хранят в специальном шкафчике до поступления в комнату для родов новой роженицы. Прежде чем подать судно новой роженице, его предварительно опускают на 5 мин в хлорный раствор.

Источник

Структура и организация работы родильного стационара

МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ

по практическому занятию

по акушерствудля студентов 4 курса

специальность 060105 “ Стоматология“

Тема: Организация работы родильного стационара. Таз и плод как объект родов. Диагностика беременности. Стоматологическая помощь беременным в женской консультации.

Составитель:
Зав. секцией к.м.н. Ю.М. Уваров

Великий Новгород, 2011г.

I. Цель занятия.

1. Ознакомить студентов со структурой, организацией работы родильного стационара.

2. Уметь диагностировать беременность.

3. Знать мероприятия по профилактике стоматологических заболеваний у беременных.

II. Основные вопросы темы.

1. Структура родильного стационара.

2. Таз, основные размеры.

3. Масса, рост доношенного новорожденного.

4. Признаки беременности.

5. Определение срока беременности и предполагаемого срока родов.

6. Методы исследования беременных.

7. Оценка состояния внутриутробного плода.

8. Наблюдение за беременной в женской консультации.

9. Роль стоматолога в наблюдении за беременной в женской консультации.

III. Блок дополнительной информации.

Структура и организация работы родильного стационара

Типовыми учреждениями, оказывающими акушерскую и гинекологическую помощь в городах, являются женские консультации (в составе родильного дома, реже самостоятельно), родильный дом, акушерско-гинекологическое отделение больницы. В сельской местности помощь женщинам оказывается на фельдшерско-акушерском пункте (ФАП) – доврачебная помощь и в женской консультации родильном и гинекологическом отделениях Центральной районной больнице (ЦРБ).

Женская консультация – профилактическое учреждение, оказывающее всестороннюю медицинскую помощь женщинам во все периоды ее жизни. В женской консультации кроме акушеров-гинекологов работает терапевт и стоматолог. При необходимости консультации других специалистов беременные направляются в поликлинику. В крупных городах организуются специализированные учреждения “Брак и семья”, “Планирование семьи” и др.

В состав родильного дома входят женская консультация и стационар. В структуре акушерского стационара должны быть следующие отделения: приемно-пропускной блок, родильное отделение (родовой блок), послеродовое физиологическое отделение (I отделение), обсервационное (II отделение), отделение новорожденных, отделение патологии беременных. В крупных родильных домах может быть гинекологическое отделение.

В родильном доме должно быть два приемно-пропускных блока, изолированных друг от друга. Один для приема беременных и рожениц не имеющих признаков инфекции, другой для подлежащих изоляции (поступают в обсервационное отделение).

Родовой блок – состоит из предродовых палат и операционной и палаты интенсивной терапии. Предродовые и родовые палаты должны быть в удвоенном количестве, для проведения систематической уборки. В настоящее время в крупных родильных домах женщины рожают в отдельной палате. В состав родового блока должна входить палата на 1-2 койки для рожениц с тяжелыми формами позднего гестоза, экстрагенитальных заболеваний. Родовое отделение должно быть строго изолировано и обеспечено всем необходимым для оказания срочной медицинской помощи (наборы инструментов для различных акушерских операций, запас крови и кровезаменителей, лекарственных веществ и др.).

Послеродовое физиологическое отделение – в нем находится 40-50% коек акушерского стационара. Помимо расчетного количества коек, в отделении необходимо иметь дополнительно 10% так называемых резервных коек, что позволяет строго соблюдать цикличность заполнения освобождающихся палат. То же относится и к отделению новорожденных. В работе отделения исключительно большое значение имеет профилактика послеродовых заболеваний. Тщательный уход за родильницами, своевременная изоляция в обсервационное отделение.

Отделение для новорожденных делится на две части. В одной из них (наибольшей по числу коек) содержатся здоровые новорожденные, матери которых находятся в физиологическом отделении, вторая часть входит в состав обсервационного отделения. Общее число коек в отделении для новорожденных должно соответствовать числу коек физиологического и обсервационного отделения (с добавлением резервных коек). Особые палаты необходимо выделить для недоношенных детей, для новорожденных с родовой травмой и т.п. во втором отделении палаты для новорожденных должны быть боксированными, кроме палат необходимо иметь изоляторы со шлюзом, стерилизационную, комнаты для персонала.

В настоящее время в роддомах практикуется совместное пребывание матери и ребенка. Для совместного пребывания должны быть одно- или двухместные боксированные или полубоксированные палаты. Заполнение палат происходит в течение одних суток. Грудное вскармливание проводят по “требованию” младенца.

Особое внимание должно быть уделено санитарно-гигиеническому режиму работы в акушерском стационаре.

Женский таз

Таз состоит из четырех костей: двух тазовых (безымянных), крестца и копчика. До 16-18 лет тазовая кость состоит из 3-х костей, соединенных хрящами: подвздошной, седалищной и лобковой. После окостенения хрящей образуется единая – безымянная кость.

Различают большой таз и малый. Границей между большим и малым тазом является пограничная линия. Большой таз доступен для исследования и имеет 4 основных размера:

1. Distantia Spinarum – расстояние между передневерхними остями подвздошной кости 25 – 26 см

2. Distantia Cristarum- расстояние между наиболее удаленными точками гребней подвздошной кости 28 – 29 см

3. Distantia Trochanterica – расстояние между большими вертелами бедренных костей 30 – 31 см

4. Conjugata Externa (наружная коньюгата) – расстояние между веорхненаружным краем симфиза и надкрестцовой ямкой 20 – 21 см.

Плод как объект родов

Доношенный плод при сроке беременности 37-41 нед. имеет следующие размеры: длина 48-53 см (в среднем 50-52 см), массу 3200-3500 г с колебанием от 2500 г и выше. Длина плода более постоянная величина, чем масса тела, поэтому она точнее отражает степень зрелости плода.

Наибольшее значение для родового акта имеет форма и размеры головки плода. Головка плода имеет наибольшую плотность и она испытывает наибольшее затруднение при прохождении по родовому каналу.

Череп плода состоит из двух лобных, двух теменных, двух височных и одной затылочной кости (основная кость черепа плода).

Основные размеры головки зрелого плода:

1. малый косой – от переднего угла большого родничка до подзатылочной ямки – 9,5 см, окружность – 32 см

2. прямой размер – от надпереносья до затылочного бугра – 12 см, окружность 34 см

Размеры туловища имеют меньшее значение из-за податливости мягких тканей:

Источник

СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ АКУШЕРСКОГО СТАЦИОНАРА. САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЙ РЕЖИМ В АКУШЕРСКОМ СТАЦИОНАРЕ

Что не входит в структуру родового блока Что не входит в структуру родового блока Что не входит в структуру родового блока Что не входит в структуру родового блока

Что не входит в структуру родового блока

Что не входит в структуру родового блока

Цель занятия: ознакомить студентов со структурой акушерского стационара и организацией его работы, перечнем форм первичной медицинской документации, оснащением, задачами акушерских отделений, порядком приема в роддом беременных и рожениц, показателями деятельности акушерских стационаров.

Студент должен знать: принципы организации работы и структуру акушерского стационара, показания к приему беременных и рожениц в акушерский стационар, показания к переводу беременных, рожениц и родильниц в обсервационное отделение стационара, показания к переводу новорожденных детей из родильного дома в соответствующие отделения детских больниц, инструкцию по проведению комплекса санитарно-гигиенических мероприятий в стационарах, способы стерилизации инструментов, перевязочного материала, белья; обработка мебели, помещений, организационные мероприятия по выявлению заболевших и бактерионосителей среди персонала, беременных, рожениц и родильниц, перечень первичной медицинской документации, показатели деятельности акушерского стационара.

Студент должен уметь: самостоятельно собрать анамнез у поступивших в стационар беременных и рожениц, производить общее и специальное акушерское обследование, определить показания для госпитализации в физиологическое и обсервационное отделения родильного дома, производить первичную санитарную обработку поступающих в стационар беременных и рожениц, заполнять первичную медицинскую документацию.

Место занятия: учебная комната, санитарный пропускник для сотрудников, приемное отделение, акушерские отделения родильного дома, отделение новорожденных, отделение патологии беременных.

Оснащение: истории родов, журнал приема рожениц и беременных, история развития новорожденного, журналы отделения новорожденных, обменная карта, отчет о деятельности акушерского стационара; сборники нормативных документов (приказы МЗ СССР № 55 от 1986 г. и № 345 от 1997 г.).

План организации занятия:

Содержание занятия:

Организация работы в АС строится по единому принципу в соответствии с действующими положениями родильного дома (отделения), приказами, распоряжениями, методическими рекомендациями.

Структура и оснащение АС должны соответствовать требованиям строительных норм и правилам лечебно-профилактических учреждений.

В настоящее время существует несколько типов АС:

· без врачебной помощи (колхозные родильные дома и фельдшерско-акушерские пункты);

· с общей врачебной помощью (участковые больницы с акушерскими койками);

· с квалифицированной врачебной помощью (РБ, ЦРБ, городские родильные дома, родовспомогательные отделения многопрофильных больниц, специализированные акушерские отделения на базе многопрофильных больниц, родовспомогательные стационары, объединенные с кафедрами акушерства и гинекологии медицинских институтов, НИИ, Центров).

АС имеет следующие основные подразделения: приемно-пропускной блок, физиологическое (1) акушерское отделение (50-55% от общего числа акушерских коек), отделение (палаты) патологии беременности (25-30%), отделение(палаты) новорожденных в 1 и 2 акушерских отделениях, обсервационное (2) акушерское отделение (20-25%), гинекологическое отделение (25-30%).

Структура помещений родильного дома должна обеспечить изоляцию здоровых беременных, рожениц, родильниц и новорожденных от больных, строжайшее соблюдение правил санитарно-эпидемического режима, изоляцию заболевших.

Что не входит в структуру родового блока

АС два раза в год закрывают для проведения плановой дезинфекции, в том числе один раз для косметического ремонта.

Посещение АС родственниками и присутствие на родах разрешают только при наличии соответствующих условий.

Медицинский персонал с воспалительными или гнойничковыми заболеваниями, недомоганием, лихорадкой не допускают к работе.

Ежедневно перед работой персонал надевает чистую специальную одежду и обувь. Персонал обеспечен индивидуальными шкафчиками для хранения одежды и обуви.

Приемно-пропускной блок родильного дома включает в себя приемную (вестибюль), фильтр и смотровые комнаты. Смотровые комнаты существуют раздельно для физиологического и обсервационного отделений. Каждая смотровая имеет помещение для обработки поступающих женщин, туалет, душевую, установку для мытья суден. Если в родильном доме функционирует гинекологическое отделение, то оно должно иметь отдельный приемно-пропускной блок.

Правила содержания приемно-смотровых помещений: два раза в сутки влажная уборка с применением моющих средств, один раз в сутки уборка с применением дезинфицирующих средств. После влажной уборки включают бактерицидные лампы на 30-60 минут. Существуют инструкции по правилам обработки инструментов, перевязочного материала, аппаратуры, мебели, стен (приказ МЗ СССР № 345).

Беременная или роженица, поступая в приемную, снимает верхнюю одежду и проходит в фильтр. В фильтре врач решает, подлежит ли данная женщина госпитализации в роддом и в какое отделение (палаты патологии, 1 или 2 акушерские отделения). Для решения этого вопроса врач собирает анамнез для выяснения эпидемической обстановки на работе и дома. Затем проводит осмотр кожи и зева (гнойно-септические заболевания), слушает сердцебиение плода, выясняет время излития околоплодных вод. Одновременно акушерка измеряет у пациентки температуру тела и АД.

В физиологическое отделение направляют беременных или рожениц без признаков инфекционных заболеваний и не имеющих контакта с инфекцией. Всех беременных или рожениц, представляющих угрозу инфицирования для здоровья женщин госпитализируют либо во 2 акушерское отделение, либо переводят в специализированные стационары (лихорадка, признаки инфекционного заболевания, кожные заболевания, мертвый плод, безводный промежуток свыше12 часов и др.).

После решения вопроса о госпитализации акушерка переводит женщину в соответствующую смотровую, фиксируя необходимые данные в «Журнале учета беременных, рожениц и родильниц» и заполняя паспортную часть истории родов.

Затем врач и акушерка проводят общее и специальное акушерское обследование: взвешивание, измерение роста, размеров таза, окружности живота, высоты стояния дна матки, определяют положение плода в матке, выслушивают сердцебиение плода, определяют группу крови, резус-принадлежность, проводят исследование мочи на наличие белка (проба с кипячением или с сульфосалициловой кислотой). При наличии показаний анализы крови и мочи выполняют в клинической лаборатории. Дежурный врач знакомится с «Индивидуальной картой беременной и родильницы», собирает подробный анамнез, определяет сроки родов, предполагаемую массу плода и заносит данные опроса и осмотра в соответствующие графы истории родов.

Перед осмотром и после осмотра здоровых женщин врач и акушерка моют руки туалетным мылом. При наличии инфекции или при осмотре во 2 отделении руки обеззараживают дезинфицирующими растворами.

После приема каждой женщины проводят обработку дезинфицирующими растворами инструментов, судна, кушетки, душевой, туалета.

ПЕРВОЕ (ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ) АКУШЕРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ.

Первое (физиологическое) акушерское отделение включает в себя, кроме приемно-пропускного блока, родовой блок, послеродовые палаты, отделение новорожденных, выписную комнату.

Родовой блок включает в себя предродовые палаты (палату), палату интенсивной терапии, родовые палаты (залы), комнату для новорожденных, операционный блок (большая и малая операционная, предоперационная, комната для хранения крови, переносной аппаратуры), кабинеты и комнаты для медперсонала, санузлы и т.п.

Предродовые и родовые палаты могут быть представлены отдельными боксами, которые при необходимости можно использовать в качестве малой операционной или даже большой операционной при наличии в них определенного оборудования. Если же они представлены отдельными структурами, то должны быть в двойном наборе, чтобы чередовать их работу с тщательной санитарной обработкой. (работа не более трех суток подряд).

В предродовой необходима централизованная подводка кислорода и закиси азота и соответствующая аппаратура для обезболивания родов, кардиомониторы, аппараты для УЗИ.

Каждая роженица имеет индивидуальную кровать и судно. Кровать, судно и скамейка для судна имеют один и тот же номер. Кровать накрывают только при поступлении роженицы в предродовую палату. После перевода на роды белье с кровати снимают и помещают в бак с полиэтиленовым мешком и крышкой, кровать дезинфицируют. Судно после каждого использования промывают проточной водой, а после перевода роженицы в родильный зал его дезинфицируют.

В родах проводят медикаментозное обезболивание с помощью спазмоаналгетиков, транквилизаторов, ганглиоблокаторов, нейролептиков, наркотических средств и др. Обезболивание родов проводит врач анестезиолог-реаниматолог или опытная сестра-анестезист.

Палата интенсивной терапии предназначена для беременных, рожениц и родильниц с тяжелыми формами гестоза и экстрагенитальными заболеваниями. Палата должна быть оснащена необходимыми инструментами, медикаментами и аппаратурой для оказания неотложной помощи.

В начале II периода родов роженицу переводят в родильный зал после обработки наружных половых органов дезинфицирующим раствором. В родильном зале роженица надевает стерильную рубашку и бахилы.

На родах обязательно присутствие врача-акушера и неонатолога. Нормальные роды принимает акушерка, патологические роды и роды в тазовом предлежании принимает врач-акушер. Прием родов осуществляют поочередно на разных кроватях.

Перед приемом родов акушерка моет руки как для хирургической операции, надевает стерильный халат, маску, перчатки, используя для этого индивидуальный пакет для приема родов. Новорожденных принимают в стерильный, согретый, покрытый стерильной пленкой лоток. Перед вторичной обработкой пуповины акушерка повторно обрабатывает руки (профилактика гнойно-септической инфекции).

После родов все лотки, баллоны для отсасывания слизи, катетеры и др. предметы моют горячей водой с мылом и подвергают обеззараживанию. Одноразовые инструменты, предметы и т. п. выбрасывают в специальные баки с полиэтиленовыми мешками и крышками. Кровати обрабатывают дезинфицирующими растворами.

Родовые залы функционируют поочередно, но не более 3-х суток, после чего их моют по типу заключительной дезинфекции, обеззараживая все помещение и все объекты в нем. Дату такой уборки фиксируют в журнале у старшей акушерки отделения. При отсутствии родов помещение убирают один раз в сутки с использованием дезинфицирующих средств.

Малые операционные в родовом блоке (2) предназначены для выполнения всех акушерских пособий и оперативных вмешательств, которые не требуют чревосечения (акушерские щипцы, вакуум-экстракция плода, акушерские повороты, извлечение плода за тазовый конец, ручное обследование полости матки, ручное отделение последа, зашивание травматических повреждений мягких родовых путей) и осмотра мягких родовых путей после родов. Большая операционная предназначена для чревосечений (большое и малое кесарево сечение, надвлагалищная ампутация или экстирпация матки). Правила санитарно-эпидемического режима такие же.

В родильном блоке родильница и новорожденный после нормальных родов находятся в течение 2-х часов, а затем их переводят в послеродовое отделение для совместного пребывания (отдельные палаты для матери и новорожденного или палаты-боксы для совместного пребывания матери и ребенка).

Послеродовое отделение включает в себя палаты для родильниц, процедурную, бельевую, санитарные комнаты, туалет, душ, выписную комнату, кабинеты для персонала.

В настоящее время принято активное ведение послеродового периода. После нормальных родов через 6-12 часов родильницам разрешают вставать с постели, самостоятельно совершать туалет, начиная с трех суток, ежедневно принимать душ со сменой белья.

Для проведения занятий ЛФК в послеродовом периоде и для чтения лекций используют радиотрансляцию в палаты. Персонал в послеродовом отделении моет руки с мылом, а при необходимости, обрабатывает дезинфицирующими растворами. После перевода родильницы во 2 отделение или выписки всех родильниц палаты обрабатывают по типу заключительной дезинфекции.

Важным является режим кормления новорожденных. В настоящее время доказана рациональность эксклюзивного вскармливания, которое возможно лишь при совместном пребывании матери и ребенка в палате. Перед каждым кормлением мать моет руки и молочные железы с детским мылом. В настоящее время обработку сосков с целью предупреждения инфекции не рекомендуют.

При появлении признаков инфекции родильница и новорожденный должны быть немедленно переведены во 2 акушерское отделение.

II АКУШЕРСКОЕ (ОБСЕРВАЦИОННОЕ) ОТДЕЛЕНИЕ.

Второе отделение представляет собой самостоятельный родильный дом в миниатюре, т. е. имеет полный набор всех необходимых помещений и оборудования.

Во 2 отделение госпитализируют беременных, рожениц и родильниц, которые могут быть источником инфекции для окружающих (лихорадка неясной этиологии, ОРВИ, мертвый плод, безводный промежуток свыше 12 часов, родившие вне родильного дома). Также в отделение переводят заболевших беременных из отделения патологии и родильниц из физиологического послеродового отделения при осложненном течении послеродового периода (эндометрит, нагноение швов промежности, швов после кесарева сечения и т. п.). В обсервационном отделении находятся дети, родившиеся в этом отделении, дети, матери которых переведены из первого акушерского отделения, дети, переведенные из родильного блока с врожденным везикулопустулезом, уродствами, «отказные» дети, дети, родившиеся вне родильного дома.

ОТДЕЛЕНИЕ ПАТОЛОГИИ БЕРЕМЕННЫХ.

Отделение патологии организуют в родильных домах мощностью более 100 коек. В отделение патологии беременные поступают через смотровую комнату 1 акушерского отделения. При наличии инфекции беременных госпитализируют в родильные отделения при инфекционных больницах. В отделение патологии подлежат госпитализации беременные с экстрагенитальными заболеваниями (сердечно-сосудистой системы, почек, печени, эндокринной системы и др.) и с акушерской патологией (гестозами, невынашиванием беременности, ФПН, неправильными положениями плода, сужением таза и др.). В отделении работают врачи акушеры, терапевт, окулист. В отделении, обычно, есть кабинет функциональной диагностики, оснащенный кардиомонитором, аппаратом УЗИ, смотровой кабинет, процедурный кабинет, кабинет ФППП к родам. При улучшении состояния здоровья беременных выписывают домой. С началом родовой деятельности рожениц переводят в 1 акушерское отделение. В настоящее время создают отделения патологии санаторного типа.

Для оказания квалифицированной помощи беременным с экстрагенитальными заболеваниями родильные отделения на базах клинических больниц работают по определенному профилю (заболевания сердечно-сосудистой системы, почек, инфекционные заболевания и др.).

Медицинскую помощь новорожденным начинают оказывать с родильного блока, где в комнате для новорожденных осуществляют не только уход за ними, но и выполняют реанимационные мероприятия. Комната оснащена специальным оборудованием: совместные пеленальные и реанимационные столы, которые являются источниками лучистого тепла и защитой от инфицирования, приспособления для отсасывания слизи из верхних дыхательных путей и аппараты для проведения искусственной вентиляции легких, детский ларингоскоп, набор трубок для интубации, лекарственные препараты, биксы со стерильным материалом, пакеты для вторичной обработки пуповины, стерильные наборы для пеленания детей и др.

Палаты для новорожденных выделяют в физиологическом и обсервационном отделениях. Наряду с палатами для здоровых новорожденных выделяют палаты для недоношенных детей и детей, родившихся в асфиксии, с нарушением мозгового кровообращения, дыхательными нарушениями, после оперативных родов. Для здоровых новорожденных может быть организовано совместное пребывание с матерью в одной палате.

В отделении выделена молочная комната, комнаты для хранения БЦЖ, чистого белья, матрацев, инвентаря.

В отделении соблюдают такую же цикличность заполнения палат, параллельно с материнскими палатами. Если мать и ребенка задерживают в родильном доме, то новорожденных помещают в «разгрузочные» палаты.

В детском отделении строжайшее соблюдение правил санитарно-эпидемического режима: мытье рук, одноразовые перчатки, обработка инструментов, мебели, помещений. Использование масок персоналом показано только при инвазивных манипуляциях и при неблагоприятной эпидемиологической обстановке в родильном доме.

В течение всего пребывания в родильном доме для новорожденных используют только стерильное белье.

В палатах 3 раза в сутки проводят влажную уборку: 1 раз в сутки с дезинфицирующим раствором и 2 раза с моющими средствами. После уборки включают на 30 минут бактерицидные лампы и проветривают помещение. Проветривание и облучение палат открытыми бактерицидными лампами осуществляют только во время отсутствия детей в палатах.

Использованные пеленки собирают в баки с полиэтиленовыми мешками и крышками. Баллончики, катетеры, клизмы, газоотводные трубки после каждого использования собирают в отдельные емкости и подвергают дезинфекции. Используемые инструменты подлежат стерилизации. Неиспользованный перевязочный материал подлежит повторной стерилизации. После выписки все постельные принадлежности, детские кроватки и палаты подвергают дезинфекции.

В отделении проводят тотальный скрининг на фенилкетонурию и гипотиреоз. На 4-7 день здоровым новорожденным проводят первичную противотуберкулезную вакцинацию.

При не осложненном течении послеродового периода у матери новорожденный может быть выписан домой при отпавшем остатке пуповины, положительной динамике массы тела.

Больных и недоношенных новорожденных переводят в неонатальные центры, детские стационары на 2 этап выживания.

Выписная комната находится вне детского отделения и должна иметь выход непосредственно в холл акушерского стационара. После выписки всех детей в выписной комнате проводят дезинфекцию.

Контрольные вопросы

1. Структура акушерского стационара.

2. Правила приема в роддом.

3. Распорядок дня в послеродовом отделении.

4. Правила приема во 2 отделение.

5. Правила приема в 1 отделение.

6. Работа комнаты-фильтра.

7.Оснащение смотрового кабинета.

8. Правила допуска к работе персонала роддома.

9. Структура и оснащение родильного блока.

10. Документация акушерского стационара.

11. Организация работы отделения новорожденных.

12. Оснащение родильного зала.

13. Особенности санитарно-эпидемиологического режима в послеродовом отделении.

14. Показатели работы акушерского стационара (материнская и перинатальная заболеваемость и смертность).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *