Что не входит в социальную инфраструктуру региона

Социальная инфраструктура, ее объекты и задачи

Вы будете перенаправлены на Автор24

Социальная инфраструктура: что это?

В современной социологической науке инфраструктура представляет собой целый обширный комплекс, который состоит из таких объектов, как предприятия, организации, учреждения а также некоторые сооружения. Данные объекты действуют с целью обеспечения максимально подходящих и комфортных условий для дальнейшего функционирования общественного производства. Как известно, данное производство обеспечивает удовлетворение потребностей индивидов, необходимых для успешной и качественной жизнедеятельности всего населения.

Помимо всего прочего, современная социальная инфраструктура направлена на формирование как физически, так и интеллектуально развитого гражданина со своей особой гражданской позицией, набором идеалов и ценностей. Такой человек имеет собственную точку зрения на обширную общественную проблематику, и способен на инновационную деятельность, которая сможет разрешить большинство противоречий.

Выделение социальной инфраструктуры производится на основе некоторых основных признаков, которые определяют ее специфику. В отдельную подсистему хозяйственного комплекса она выделяется в связи со следующим: во-первых, функциональное назначение социальной инфраструктуры – наличие общих условий процесса общественного воспроизводства. Это значит, что производство товаров и услуг должно соответствовать общественным и общемировым требованиям (научные открытия, технический прогресс, открытие новых возможностей). Во-вторых, социальная инфраструктура обладает достаточно сложным строением. Оно включает в себя структуру, состоящую из разнообразных уровней, звеньев и цепей и, конечно же, из объектов социальной инфраструктуры.

Объекты социальной инфраструктуры

На объекты социальной инфраструктуры легла серьезная ответственность. Это связано с тем, что они по своей сути характеризуют всю существующую реальность, посредством которой и обозначается устойчивая совокупность элементов социума и окружающей среды. Но выделение различных объектов зависит от представлений исследователя, а также от видовых особенностей инфраструктуры и ее уровней.

Готовые работы на аналогичную тему

Во-первых, социальная инфраструктура может быть как линейной, так и точечной. Линейная социальная инфраструктура включает в себя все дорожные развязки, железные и автомобильные дороги, а также линии электропередач в конкретном регионе или на территории всей страны, в зависимости от тех масштабов, в которых рассматривается состояние и состав инфраструктуры. В отличие от линейной инфраструктуры, точечная социальная инфраструктура представляет собой непосредственно сами объекты социальной инфраструктуры (в их число входят также школы различного уровня, театры, высшие учебные заведения).

Во-вторых, объектами социальной инфраструктуры может быть все многообразие комплекса учреждений культуры, образовательного направления, медицины и здравоохранения, социальной работы, предприятия торговли и общественного питания (в том числе, рестораны быстрого питания фастфуд). Также объектами социальной инфраструктуры является вышеупомянутый пассажирский транспорт, водообеспечение, электроэнергия, почтовые и телеграфные учреждения, финансовые и банковские системы и подразделения. Сюда же входят оздоровительные и спортивные организации и сооружения (стадионы, бассейны, дворцы культуры и спорта, парки, дома отдыха, реабилитационные центры).

Таким образом, мы можем отметить, что число объектов социальной инфраструктуры напрямую зависит от того, какие сферы и виды деятельности более востребованы среди населения. Тем не менее, инфраструктура обладает рядом недостатков. Одним из них, например, является достаточно простой и перечислительный ряд отдельных институтов. К тому же, организация деятельности внутри них не всегда бывает на высшем уровне из-за недостатка подготовки специалистов или финансирования из государственного бюджета.

Социальная инфраструктура также может выделяться по принципу административного деления. Таким образом, в ней выделяют республики, области, края, города и районы. Россия является очень ярким примером такого административного деления, но если коснуться деления Соединенных Штатов Америки, то в основе их инфраструктуры будут штаты.

Основные задачи социальной инфраструктуры

Задачи социальной инфраструктуры определяют ее роль и место в развитии общественной системы. Более того, задачи тесно связаны с функциями, и данные аспекты полностью отражают суть социальной инфраструктуры.

Во-первых, она направлена на создание максимально комфортных и соответствующих требованиям извне условий, которые позволят сформировать прогрессивные тенденции в различных общественных процессах, такие как:

Вторая задача социальной инфраструктуры – создать комфортные условия для воспроизводства рабочей силы, которая будет качественно отвечать потребностям и уровню развития воспроизводства. В первую очередь, это повышение уже имеющейся квалификации работника или его полная переквалификация в соответствии с требованиями современного производства и предприятия. Необходимо обучение человека, привлечение его к работе с машинами. Это будет способствовать тому, что «не машина будет править человеком, а человек возьмет в свои руки контроль за машинным производством».

Также среди задач социальной инфраструктуры мы отметим:

Это очень важно, поскольку дома человек обычно отдыхает, что способствует его рекреации. В этой связи, в доме должны быть все благоприятные условия, которые позволят человеку восполнить энергию и вернуться к полноценной трудовой деятельности. Также в сферу социальной инфраструктуры входит задача улучшения как физического, так и психического здоровья населения, а также рациональная организация и использование свободного времени (рекреация и досуг).

Источник

Что не входит в социальную инфраструктуру региона

от 19 августа 2020 N 2134-р

(с изменениями на 30 октября 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 19 августа 2020 года N 2134-р

Перечень объектов социальной инфраструктуры, проектная документация на строительство, реконструкцию которых в соответствии с подпунктом 7_8 статьи 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» не является объектом государственной экологической экспертизы

(с изменениями на 30 октября 2021 года)

2. Объекты, предназначенные для размещения больниц (в том числе детских), больниц скорой медицинской помощи, участковых больниц, специализированных больниц (в том числе по профилю медицинской помощи), а также специализированных больниц государственной и муниципальной систем здравоохранения, родильных домов, фельдшерско-акушерских пунктов, госпиталей, медико-санитарных частей, в том числе центральных, домов (больниц) сестринского ухода, хосписов, диспансеров, амбулаторий, в том числе врачебных, поликлиник, в том числе детских, женских консультаций, домов ребенка, в том числе специализированных, молочных кухонь, специализированных медицинских центров, в том числе детских, медицинских организаций скорой медицинской помощи и переливания крови.

3. Объекты, предназначенные для приема, отправки воздушных судов санитарной авиации (при наличии взлетно-посадочной полосы длиной менее 2100 метров).

4. Объекты, предназначенные для размещения специальных домов для одиноких престарелых, специальных домов-интернатов, в том числе для престарелых, домов-интернатов (пансионатов), в том числе детских, малой вместимости, для престарелых и инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветеранов военной службы, ветеранов труда, домов милосердия, домов ночного пребывания.

5. Объекты специализированного жилищного фонда.

6. Объекты, предназначенные для размещения музеев, выставочных залов, художественных галерей, домов культуры, библиотек, читальных залов, медиатек, театров, филармоний, концертных залов, планетариев.

7. Площадки для занятий физической культурой и спортом на открытом воздухе, оборудованные площадки для занятий спортом.

8. Многоквартирные дома жилого назначения, жилые дома блокированной застройки, подключенные к сетям инженерно-технического обеспечения.

9. Административные здания, предназначенные для размещения органов государственной власти и органов местного самоуправления, судов, организаций, непосредственно обеспечивающих их деятельность, многофункциональных центров государственных и муниципальных услуг.

10. Объекты, предназначенные для размещения подразделений аварийно-спасательных служб.

11. Объекты капитального строительства, предназначенные для наблюдений за физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, определения ее гидрометеорологических, агрометеорологических и гелиогеофизических характеристик, состояния подземных вод, экзогенных и эндогенных геологических процессов, уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, в том числе по гидробиологическим показателям, и околоземного космического пространства.

12. Здания и сооружения, используемые в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (доплеровские метеорологические радиолокаторы, гидрологические посты) и при осуществлении государственного мониторинга состояния недр.

13. Объекты, являющиеся объектами культурного наследия.

14. Объекты религиозного назначения.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Источник

СП 476.1325800.2020 Территории городских и сельских поселений. Правила планировки, застройки и благоустройства жилых микрорайонов

9.1 Социальная инфраструктура

9.1.1 К социальной инфраструктуре относятся объекты и территории, необходимые для обслуживания населения жилого микрорайона, отвечающие современным социальным, гигиеническим и градостроительным требованиям, в том числе:

— объекты капитального строительства или части таких объектов, предназначенные для размещения предприятий и организаций здравоохранения, образования; предприятий и организаций, связанных с отдыхом и досугом населения; предприятий розничной торговли, общественного питания, спортивно-оздоровительных организаций; учреждений, оказывающих услуги правового и финансово-кредитного характера (юридические консультации, нотариальные конторы, банки);

— благоустроенные участки территории для спортивно-оздоровительных занятий, культурно-досуговых занятий.

Объекты социальной инфраструктуры предоставляют различным социально-демографическим группам населения, в том числе МГН, услуги повседневного, периодического и эпизодического спроса.

9.1.2 Объекты социальной инфраструктуры следует проектировать в соответствии с расчетом их количества и вместимости, учитывая близость других объектов, организацию УДС и пешеходных путей.

На территориях жилых микрорайонов необходимо размещение объектов социальной инфраструктуры повседневного, периодического и эпизодического спроса в целях формирования системы обслуживания, мест приложения труда.

Обязательным при проектировании жилого микрорайона является размещение объектов социальной инфраструктуры повседневного и периодического спроса (таблица 9.1).

1 Дошкольные образовательные организации

Отдельно стоящее, встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные к жилым зданиям

2 Общеобразовательные организации

3 Организации дополнительного образования (детские школы искусств, музыкальные, художественные, хореографические школы, детско-юношеские спортивные школы)

Отдельно стоящее, встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные к жилым и общественным зданиям

4 Амбулаторно-поликлинические учреждения (поликлиники, в том числе стоматологические)

Отдельно стоящее, встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные к жилым и общественным зданиям

5 Раздаточные пункты молочной кухни

Встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные к жилым и общественным зданиям

Встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные к жилым и общественным зданиям

7 Помещения для культурно-массовой работы, досуга и любительской деятельности

Встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные к жилым и общественным зданиям

Встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные к жилым и общественным зданиям

9 Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий (спортивно-тренажерные залы повседневного обслуживания, спортивные залы общего пользования)

Отдельно стоящее, встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные к жилым и общественным зданиям

10 Магазины продовольственных товаров

Отдельно стоящее, встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные к жилым и общественным зданиям

11 Магазины непродовольственных товаров

Отдельно стоящее, встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные к жилым и общественным зданиям

12 Предприятия общественного питания

Отдельно стоящее, встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные к жилым и общественным зданиям

13 Предприятия бытового обслуживания населения (парикмахерские, ремонт одежды, обуви, бытовой техники, фотоуслуги, приемные пункты прачечной, химчистки)

Отдельно стоящее, встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные к жилым и общественным зданиям

14 Отделения связи

Встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные к жилым и общественным зданиям

15 Отделения и филиалы банков

Встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные к жилым и общественным зданиям

16 Общественные пункты охраны порядка

Встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные к жилым и общественным зданиям

1 Для всех видов указанных в настоящей таблице объектов при размещении их во встроенных, встроенно-пристроенных, пристроенных помещениях жилых зданий необходимо выполнение требований СП 54.13330 и СанПиН 2.1.2.2645.

2 При размещении дошкольных образовательных организаций во встроенных, встроенно-пристроенных, пристроенных помещениях жилых зданий необходимо выполнение требований СанПиН 2.4.1.3049.

3 При размещении амбулаторно-поликлинических учреждений во встроенных, встроенно-пристроенных, пристроенных помещениях жилых зданий необходимо выполнение требований СанПиН 2.1.3.2630.

Требования к организации обслуживания населения на территориях малоэтажной застройки в поселениях различных типов приведены в [13].

1 Дошкольные образовательные организации специализированного типа

2 Специализированные объекты образования

3 Профессиональные образовательные организации (учебные центры, образовательные центры)

4 Кинотеатры, в том числе многозальные

5 Музеи, галереи, выставочные залы

6 Культурные центры

7 Бассейны (открытые и закрытые общего пользования)

Отдельно стоящее, пристроенные к жилым и общественным зданиям, встроенные в общественные здания

8 Торговые центры, торгово-развлекательные центры

11 Пункты приема вторичного сырья

12 Объекты культового назначения

13 Здания (помещения) административного и общественно-делового назначения

14 Многофункциональные центры предоставления государственных услуг

* Допускается во встроенных, встроенно-пристроенных и пристроенных помещениях жилых и общественных зданий.

Объекты социальной инфраструктуры необходимо размещать с учетом приближения их к местам жительства и работы; взаимосвязи с сетью общественного пассажирского транспорта.

Участки общественных зданий должны размещаться в пределах красных линий.

Доступность объектов социальной инфраструктуры в жилых микрорайонах

9.1.3 Доступность объектов социальной инфраструктуры в жилых микрорайонах (необходимая емкость сети объектов, радиус доступности) определяется в соответствии с нормативными требованиями к их размещению:

— максимально допустимый уровень территориальной доступности от объектов, представляющих различные виды услуг, до мест проживания и работы населения;

— минимальная обеспеченность населения объектами социальной инфраструктуры.

Требования к определению радиусов обслуживания приведены в СП 42.13330, СП 158.13330, СП 251.1325800, СП 252.1325800, [13] и могут быть уточнены в региональных (местных) нормативах градостроительного проектирования.

9.1.4 Расчетная потребность в объектах социальной инфраструктуры, размеры их земельных участков определяются в соответствии с требованиями СП 42.13330, СП 118.13330, СП 158.13330, СП 251.1325800, СП 252.1325800, СП 279.1325800 и могут быть уточнены в региональных (местных) нормативах градостроительного проектирования.

Показатели для ориентировочных расчетов количества и вместимости учреждений и предприятий обслуживания территорий малоэтажной жилой застройки и их участков в городах с численностью населения до 20 тыс.чел. и сельских поселениях приведены в [13, приложение Б].

Показатели развития сети объектов эпизодического спроса определяются с учетом социально-экономических условий развития территории и учитывают ранее принятые решения по строительству и реконструкции объектов.

Источник

Что не входит в социальную инфраструктуру региона

Что не входит в социальную инфраструктуру региона

Развитие социальной инфраструктуры в России носит свои специфические черты, которые обуславливаются историческим развитием страны. Если в западных государствах с рыночной экономикой институты социальной инфраструктуры на некоторых территориях создавались с целью социальной защиты граждан, то в России за советский период с плановой экономикой создание определенных структур и институтов было строго подчинено плану распределения производительных сил по территориям страны. Последующие трансформационные процессы в российском обществе также нанесли определенный отпечаток, по итогам которого некоторые из институтов были устранены, другие подверглись преобразованию, а третьи были созданы «с нуля». Помимо этого на стабилизацию положения в регионе значительное влияние оказывает сбалансированность развития и уровень развития социальной инфраструктуры. Социальная инфраструктура региона и ее развитие – это одно из базовых направлений государственного экономического регулирования. Экономисты в своих трудах и суть социальной инфраструктуры, и ее классификацию рассматривают всегда по-разному. Мы решили рассмотреть категорию социальной инфраструктуры в единстве содержания и формы, сути и явления, общего и индивидуального. По своей форме социальная инфраструктура являет собой множество организаций разнообразных форм собственности и отраслей, которые объединены функций представления услуг населению.

По своему содержанию социальная инфраструктура представляется как сложная иерархическая метасистема с множеством уровней, содержащая в себе элементы, разнообразные по степени развития, функциональному назначению и масштабности [1]. Если говорить о явлении, то в этом контексте социальная инфраструктура представляется как определённый способ обеспечения населения необходимыми услугами. На наш взгляд, суть социальной инфраструктуры заключается в удовлетворении потребностей граждан в услугах, которые и являют собой особый социально-экономический продукт. Исходя из этого, можно резюмировать, что общим критерием для всех элементов социальной инфраструктуры, организаций, отраслей и объектов, является «обеспечение населения должными услугами». Для отраслей социальной инфраструктуры особенным считается территориальное расположение потребления услуг. В настоящий момент регулирование развития социальной инфраструктуры нуждается в комплексном решении социальных, экономических и организационных вопросов, что обусловлено научной разработкой методических и методологических вопросов создания и развития социальной инфраструктуры в условиях обновления региональной экономики. Экономические возможности социальной инфраструктуры определяются способностями непроизводственных отраслей вкупе предоставлять населению специфические услуги (здравоохранение, образование, культура и прочее). Возможности также характеризуются объемом главных фондов, сосредоточенных в подсистеме; качеством и количеством специализированной подготовки трудовых ресурсов; размерами финансовых и материальных средств. Нематериальное производство преображает ресурсы в особый вид продукции – услуги определенного качества, состава и объема. Модернизация управления и планирования развития социальной инфраструктуры в условиях экономической трансформации региона плотно связана с информационным состоянием, которое является основой для уровня развития всех подсистем социальной инфраструктуры. Сформировавшиеся в социально-экономическом региональном развитии диспропорции ведут к тому, что федеративные субъекты не могут полноценно исполнять обязанности государства в нужном объеме, нарушается принцип равномерного распределения социальных услуг и благ среди населения, даже на уровне минимальных обязательных гарантий. Мы полагаем, что государство при регулировании развития региональной социальной инфраструктуры должно взять за основу такой принцип: сохранять государственный контроль там, где это требуется, и поощрять конкурентоспособность там, где это разумно. В большинстве отраслей социальной инфраструктуры (образование, наука, ЖКХ и т.д.) работа характеризуется специфическими условиями, и от качества ее выполнения зависит стабильность производственных процессов, а также качество жизни населения конкретного региона. Поэтому к субъектам хозяйствования предъявляемые требования должны быть особыми. Основное такое требование заключается в обеспечении бесперебойного функционирования, т.е. работа организаций социальной инфраструктуры должна осуществляться так, чтобы такой нюанс коммерческой деятельности, как банкротство, был исключен. На организации социальной инфраструктуры возлагаются две функции – социальная и экономическая. Это значит, что помимо обеспечения непрерывного доступа к получению услуг, благ, необходимо создать условия для их общедоступности, так как подобные социальные услуги и блага являются практически незамещаемыми. При оценке потенциальной коммерциализации организаций социальной инфраструктуры, за ограничивающий их фактор нужно взять и то, насколько финансово тяжелым станет переход населения на новые тарифы в конкретной отрасли. Здесь необходимо учитывать принцип доходности, так как во многих регионах платёжеспособность населения находится на низком уровне. Еще один ограничивающий фактор – это вхождение многих организаций социальной инфраструктуры в круг действия естественных монополий. В соответствии с определениями из экономических словарей, естественная монополия – это:

– одна из разновидностей абсолютной монополии. Ее наличие по объективным причинам выгодно с точки зрения интересов общества, так как удовлетворяет высокий уровень совокупного спроса при минимальных затратах [3];

– официально признанная монополия на выпуск и реализацию товаров и услуг, по отношению к которым монополизм обуславливается естественными правами монополиста или же снабжениями экономической выгоды на населения и государства в целом.

Существуют определенные предложения, касающиеся дробления монополий по причине их социальной нерациональности. Здесь стоит отметить, что в первую очередь это часто технологически неисполнимо; во-вторых, в случаях, когда такое дробление допустимо технологически, оно может быть экономически невыгодным и спровоцировать увеличение стоимости услуг, так как в основном крупные структуры обладают неоспоримыми преимуществами перед малыми. В современных экономических исследованиях довольно часто монопольные явления объясняются производственной эффективностью в крупных структурах [2]. Еще одна особенность организаций социальной инфраструктуры – это их деятельность в сферах, занимающихся производством общественных благ. Большинство услуг социальной инфраструктуры, считаются общественным благом, и коммерческие компании, ориентирующиеся на получение высокого дохода, как правило, в данном сегменте не работают. Так, мы определили ряд особых ограничений, которые характерны для отраслей социальной инфраструктуры и которые не позволяют функционировать коммерческим организациям в данной области. С учетом конкретной отрасли они могут быть как сильными (образование, наука, ЖКХ), так и слабыми. К последним можно отнести: информационное общение, досуг, туризм, спорт, перевозки пассажиров, искусство, потребительский рынок, ветеринарные услуги. В отраслях, где коммерция не является целесообразной, необходимо наличие государственных предприятий, так как они более всего соответствуют условиям, которые характеризуют принадлежность к социальной инфраструктуре. При реформировании социальной инфраструктуры нужно учитывать то, что технологическая и техническая специфика отраслей социальной инфраструктуры в основном не позволяет организациям функционировать в режиме увеличения прибыли (это характерно, прежде всего, для организаций, производящих общественные блага), что сильно ограничивает возможности внедрения в этот комплекс отраслей схем хозяйствования, эффективных в рыночных условиях. Также некоторые из отраслей социальной инфраструктуры считаются областью действия естественных монополий, что говорит о необходимости особого контроля над их деятельностью с государственной стороны [4].

Государство активно вмешивается и контролирует социальную сферу жизни населения. Кроме того, оно несет ответственность за осуществление следующих мероприятий:

1. Проведение необходимых профилактических осмотров и оказание бесплатных медицинских услуг, например, таких как флюорография. Стоит отметить, что при реализации данного вида контроля государство может частично перераспределять ответственность на бизнес при помощи большого количества инструментов.

2. Государство обеспечивает социально незащищенные слои населения гарантированными поставками жизненно необходимых лекарственных средств, а также гарантирует бесплатные медицинские услуги. Кроме того, в данном контексте государство обеспечивает и граждан, у которых доходы ниже прожиточного минимума. Также необходимо сказать, что государственные финансовые средства должны распределяться по территории Российской Федерации в зависимости от показателей внутренней потребности населения тех или иных регионов в медицинской помощи.

3. Проведение дорогостоящих операций, которые большинство россиян с низким уровнем жизни позволить себе просто не могут.

1. Существует необходимость активного вмешательства государства в процесс развития отраслей социальной инфраструктуры. Наибольшую активность государство должно проявить в регулировании развития здравоохранения.

2. Система отношений в отраслях социальной инфраструктуры еще в значительной степени носит социально-иждивенческий характер и вступает в противоречие с законами рыночной экономики. Реформирование социальной инфраструктуры должно обеспечить баланс между принципами экономической и социальной эффективности. Социальные выплаты должны предоставляться домохозяйствам, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.

3. Модель социального блока бюджетов последних лет – это модель суженного воспроизводства населения: уменьшения его численности, ухудшения, качества жизни основной его части в основном из-за хронического недофинансирования отраслей социальной инфраструктуры.

4. В настоящее время намечается модернизация межбюджетных отношений, касающаяся, прежде всего, передачи многих государственных социальных обязательств с федерального на субфедеральные уровни.

Вместе с тем при существующем распределении доходов между федеральными и субфедеральными бюджетами возникает проблема территориальной дифференциации доступности и качества социальных благ и услуг. Основная задача федеральной власти в такой ситуации – способствовать повышению эффективности системы социальной защиты населения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *