Что не входит в систему формальной организации

Формальные и неформальные организации

Любую организацию можно охарактеризовать с точки зрения степени ее формализации.

Например, организация может быть описана с помощью таких параметров, как:

Формализация (от лат. forma – вид, образ) – отображение каких-либо результатов в точных понятиях и утверждениях.

В зависимости от степени формализации этих параметров выделяются:

Формальный (здесь) – официальный, законный.

К формальным организациям относят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы. Они регистрируются в государственных органах в установленном законом порядке и могут иметь или не иметь статус юридического лица.

Основной функцией формальных организаций является выполнение нормативно определенных задач и достижение целей организации. Отношения между людьми в таких организациях регулируются различного рода нормативными документами: законами, постановлениями, приказами, распоряжениями и т.д.

Формальные организации – объединения людей, связанных между собой официальными договоренностями о правах и обязанностях.

К неформальным организациям относят институты семьи, дружбы и иных неформальных отношений между людьми. Неформальные организации создаются на основе общих интересов в области культуры, быта, спорта и др. и часто образовываются вокруг одного лица – лидера.

Такие организации не регистрируются в государственном органе и не ведут финансово-хозяйственной деятельности, направленной на получение материальной прибыли.

Для любознательных… Семья относится к такому типу организации, который можно трактовать и как неформальную, и как формальную организацию. Семья как неформальная организация – это группа людей, находящихся, как правило, в кровном родстве, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью.

При этом семья как формальная организация – это социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, между родителями и детьми. Права и обязанности членов семьи закрепляются законодательно.

Неформальные группы, объединяющие людей разных подразделений, часто появляются и внутри формальных организаций. Они “вырастают” из дружеских отношений и социальных связей, не предполагаемых организационной структурой.

Это естественное явление, как правило, свидетельствующее о том, что система формальных коммуникаций и внутренней культуры организации не соответствует запросам сотрудников и требует совершенствования. Неформальные организации могут быть похожими и непохожими на формальные организации.

Неформальные организации – объединения людей, не связанных между собой официальными договоренностями о правах и обязанностях.

Для любой формальной организации важно соблюдать баланс между формальной и неформальной структурами, не допуская доминирования неформальных групп.

Причинами, побуждающими людей вступать в неформальные отношения внутри формальных организаций, являются:

Неформальные организации обладают следующими социально-психологическими особенностями:

1. Социальный контроль. Неформальные организации осуществляют социальный контроль за своими членами путем установления определенных норм – принятых в этой организации групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения. В ряде случаев социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией, оказывает положительное влияние на функционирование формальной организации.

2. Сопротивление переменам. В неформальных организациях часто наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. Среди прочих причин это объясняется тем, что перемены могут нести в себе угрозу дальнейшему существованию этой неформальной организации.

3. Неформальные лидеры. Неформальные организации часто имеют своих лидеров. От формальных лидеров-руководителей их отличает отсутствие официальных полномочий. Однако неформальные лидеры часто имеют больше возможностей проявлять лидерские качества за пределами своих функциональных обязанностей и официальных межличностных контактов, другими словами, сфера влияния неформального лидера часто выходит за административные рамки формальной организации.

Существует несколько способов влияния неформальной группы на деятельность формальной организации:

Как видно, неформальная организация может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на работу организации. Задачи руководителей сводятся к следующему:

Источник

Формальные и неформальные организации

Что не входит в систему формальной организации. Смотреть фото Что не входит в систему формальной организации. Смотреть картинку Что не входит в систему формальной организации. Картинка про Что не входит в систему формальной организации. Фото Что не входит в систему формальной организации Что не входит в систему формальной организации. Смотреть фото Что не входит в систему формальной организации. Смотреть картинку Что не входит в систему формальной организации. Картинка про Что не входит в систему формальной организации. Фото Что не входит в систему формальной организации Что не входит в систему формальной организации. Смотреть фото Что не входит в систему формальной организации. Смотреть картинку Что не входит в систему формальной организации. Картинка про Что не входит в систему формальной организации. Фото Что не входит в систему формальной организации Что не входит в систему формальной организации. Смотреть фото Что не входит в систему формальной организации. Смотреть картинку Что не входит в систему формальной организации. Картинка про Что не входит в систему формальной организации. Фото Что не входит в систему формальной организации

Классификация организаций по принципу принадлежности к основным структурным элементам общества

Классификация организаций по принципу их построения и функционирования

Виды организаций

Критерии типологии организаций. Системный подход к классификации организаций

Типология организаций – многомерная классификация, представляющая целостную систему типов, объединенных неким общим началом, общей природой, происхождением, общей средой существования, сущностными свойствами.

С практической точки зрения классификация организаций важна по трем причинам:

– нахождение сходных организаций – по каким-либо параметрам, это помогает создавать минимум методик для их анализа и совершенствования;

– возможность определения их численного распределения по классификации для создания соответствующей инфраструктуры: подготовки кадров, контрольных служб и т.д.;

– принадлежность организации к той или иной группе позволяет определить их отношение к налоговым и другим льготам.

Исходя из сущности системного подхода к классификации организаций важно руководствоваться несколькими объективно обоснованными критериями.

Одним из критериев классификации может быть принцип построения и функционирования организации, на основе которого целесообразно разделять все организации в обществе на формальные и неформальные

Формальная организация характеризуется узаконенной системой норм, правил, принципов деятельности, стандартов поведения членов организации. Главный признак формальной организации – это заданность, запрограммированность и определенность организационных норм и действий. Организация не исчерпывается формальной частью, хотя и определяется ею.

Неформальная организация – это система непредписанных социальных ролей, неформальных институтов и санкций, эталонов поведения, переданных обычаями и традициями, которые возникают спонтанно в ходе ежедневных взаимодействий. Неформальные организации не регистрируются в государственном органе. Они создаются на базе общих интересов в области культуры, быта, спорта и др. Например, объединение друзей, группа туристов.

Неформальные социальные группы играют важную роль в деятельности любой организации. Особенно заметна их роль в деятельности крупных предпринимательских и государственных структур.

На стыке двух названных типов организаций находятся такие разновидности организационных моделей, как поведенческая, органическая и «организационной туманности».

Поведенческие модели представляют собой одновременное функционирование двух систем в рамках одной организации:

– технической системы, производящей продукцию или услуги;
– социальной системы, включающей деятельность сотрудников, которые приводят в действие техническую систему.

Если удовлетворению социальных и психологических потребностей отдельных лиц и групп уделяется недостаточное внимание, то техническая система, по всей вероятности, начнет терять равновесие.

Сильная поведенческая модель делает акцент на децентрализации, гласности информационного потока, а также слабой командной цепи по отношению к организации труда и системам отчетности. Предполагается, что сотрудники сами вовлекаются в процесс принятия решений, которые осуществляются децентрализованно и зачастую коллегиально. Все сотрудники организации могут оказывать влияние на процедуры, используемые в подразделениях организации. Особый акцент делается на способности отдельных лиц вписываться в структуру организации и решать проблемы.

Органическая модель имеет следующие характеристики: наличие небольшого объема правил (за исключением правил по технике безопасности), полная децентрализация, коллегиальное принятие решений, широкая сфера ответственности сотрудников, наличие нескольких уровней иерархии и невысокий уровень разделения труда. Инициативные сотрудники, обладающие компетентностью и оригинальностью мышления, составляют основу этой модели.

Что не входит в систему формальной организации. Смотреть фото Что не входит в систему формальной организации. Смотреть картинку Что не входит в систему формальной организации. Картинка про Что не входит в систему формальной организации. Фото Что не входит в систему формальной организации

Органическая модель характеризуется гибкостью и способностью быстро реагировать на изменения условий среды функционирования (пример подобной модели – шведская компания «Инейтер», предоставляющая консультации в области вычислительных систем).

Модель «организационной туманности» представляет собой модель самоконструирования. Она непрерывно изменяется, постоянно пребывая в поиске новых способов реагирования на условия среды и методов созидания собственного будущего. Ориентированная на самоконструирование, организация характеризуется такими качествами, как непостоянство, разногласия, неортодоксальность и изобретательность. Организация такого типа непредсказуема с точки зрения используемых методов и своей ориентации, зачастую являясь хаотичной. Данная форма организации является экспериментальной.

Используя критерий принадлежности к основным структурным элементам общества – государству и гражданскому обществу, можно выделить совокупность государственных организаций и совокупность организаций, составляющих структуру гражданского общества

В российском обществе к государственным относятся федеральные (законодательные, исполнительные и судебные) организации. Конституцией РФ предусмотрено разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ.

Совокупность организаций, составляющих структуру гражданского общества, в зависимости от характера и целей их деятельности можно подразделить на коммерческие и некоммерческие.

Коммерческие организации создаются для осуществления предпринимательской деятельности и подразделяются: по виду и характеру хозяйственной деятельности; по принадлежности капитала и контролю; характеру собственности; правовому положению; масштабам и сфере деятельности

Что не входит в систему формальной организации. Смотреть фото Что не входит в систему формальной организации. Смотреть картинку Что не входит в систему формальной организации. Картинка про Что не входит в систему формальной организации. Фото Что не входит в систему формальной организации
Классификация коммерческих организаций по разным критериям

Некоммерческие организации подразделяются по формам создания и объединения.

Что не входит в систему формальной организации. Смотреть фото Что не входит в систему формальной организации. Смотреть картинку Что не входит в систему формальной организации. Картинка про Что не входит в систему формальной организации. Фото Что не входит в систему формальной организации

Типология организаций

Характеристика социальной организации

Теория организации рассматривает преимущественно социальные системы, так как все другие так или иначе приводятся к ним. Основной связующий элемент социальной системы – человек. Социальные системы в зависимости от поставленных целей могут быть образовательными, экономическими, политическими, медицинскими и др.

Что не входит в систему формальной организации. Смотреть фото Что не входит в систему формальной организации. Смотреть картинку Что не входит в систему формальной организации. Картинка про Что не входит в систему формальной организации. Фото Что не входит в систему формальной организации

Виды социальных систем

В реальной жизни социальные системы реализуются в виде организаций, компаний, фирм и т.д. Продукция таких организаций – это товары (услуги), информация или знания. Таким образом, социальная организация – это социальная (общественная) подсистема, характеризующаяся наличием человека как субъекта и объекта управления в совокупности взаимосвязанных элементов и реализующая себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний.

В теории организации выделяют социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие организации. Каждый из этих видов имеет и приоритет собственных целей. Так, для социально-экономических организаций главная цель – получение максимальной прибыли; для социально-культурных – достижение эстетических целей, а получение максимальной прибыли является вторичной целью; для социально-образовательных – достижение современного уровня знаний, а получение прибыли также является вторичной целью.

Социальные организации (в дальнейшем – организации) играют существенную роль в современном мире. Их особенности:

— реализация потенциальных возможностей и способностей человека;

— формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и интересов служит системообразующим фактором;

— сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.

Виды и общие понятия хозяйственных организаций

Хозяйственные организации – организации, создаваемые для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде. Данные организации могут производить продукцию в виде товара, услуг, информации или знаний (рис. 3.6).

Что не входит в систему формальной организации. Смотреть фото Что не входит в систему формальной организации. Смотреть картинку Что не входит в систему формальной организации. Картинка про Что не входит в систему формальной организации. Фото Что не входит в систему формальной организации

Виды выпускаемой продукции

К хозяйственным организациям относятся:

– юридические лица всех форм (кроме общественных и религиозных организаций), в том числе общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, потребительские кооперативы и т.д.;

– неюридические лица всех форм, в том числе подразделения организаций, организации на базе индивидуально-тpyдoвoй деятельности и т.д.

При этом юридическим лицом признается организация, которая:

1) зарегистрирована в установленном порядке;

2) имеет расчетный счет в банке;

3) имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;

4) отвечает по своим обязательствам этим имуществом;

5) может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права;

6) выполняет возложенные обязанности;

7) имеет самостоятельный баланс или смету;

8) может быть истцом и ответчиком в суде.

Неюридическим лицом признается организация, которая в отличие от юридического лица не имеет или не выполняет каких-либо пунктов, перечисленных для юридического лица.

Хозяйственные организации могут иметь следующие формы собственности: государственную, муниципальную, общественную, арендную, частную, групповую. Встречаются организации со смешанной формой собственности, например акционерные общества, в которых государство имеет только часть акций, а остальное принадлежит частным лицам – юридическим или физическим.

Хозяйственные организации принято разделять на четыре группы: микро, малые, средние и крупные. Критериями такого разделения могут служить численность персонала, стоимость имущественного комплекса, значение выпускаемой продукции и доля занимаемого рынка в соответствующем секторе.

Наиболее полно представлены критерии для отнесения организации к малому предприятию (МП), среди которых:

а) доля уставного капитала МП, принадлежащая его учредителям, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25% от уставного капитала МП;

б) предельные значения среднесписочной численности работников (без совместителей и работников несписочного состава) не должны превышать, чел.: в промышленности, строительстве и на транспорте 100 в сельском хозяйстве и инновационной деятельности 60
в науке и научном обслуживании, розничной торговле, общественном питании и бытовом обслуживании 30 в оптовой торговле, в остальных отраслях и других видах деятельности 50.

Хозяйственные организации с численностью, существенно меньшей, чем у МП, считаются микроорганизациями, например аудиторская фирма с численностью персонала шесть человек. Хозяйственные организации составляют подавляющее количество организаций в мире. представлен характер изменения отдельных параметров хозяйственных организаций.

Эволюция параметров хоз.организаций

Что не входит в систему формальной организации. Смотреть фото Что не входит в систему формальной организации. Смотреть картинку Что не входит в систему формальной организации. Картинка про Что не входит в систему формальной организации. Фото Что не входит в систему формальной организации

Хозяйственные организации классифицируются по следующим признакам:

– по времени действия: бессрочные и временные. В регистрационных документах указывается время ее деятельности. Можно зарегистрировать организацию на год, месяц и даже на один день;

– по сезону активного действия: летние, зимние, в сезон дождей и т.д. Этот статус дает возможность организации набирать персонал на определенный циклический срок;

– по масштабу производства: единичное, серийное и массовое;

– по специализации производства: специализированное и универсальное;

– по номенклатуре выпуска продукции: монономенклатурное и многономенклатурное производство.

В каждом трудовом коллективе наряду с формальной (официальной) структурой взаимоотношений существуют и неформальные (неофициальные) отношения между членами коллектива.

Если официальные отношения регламентируются соответствующими инструкциями, приказами, распоряжениями, то неофициальные не регламентируются никем и ничем. Поэтому следует иметь в виду, что процесс управления относится к созданию и функционированию формальной организации. Однако надо знать, что внутри всякой формальной организации существуют и неформальные организации, которые в определенной мере влияют на политику формальной. Это связано с тем, что каждый член трудового коллектива принадлежит одновременно ко многим группам. Механизм образования формальных и неформальных организаций представлен на рис. 3.5.

Что не входит в систему формальной организации. Смотреть фото Что не входит в систему формальной организации. Смотреть картинку Что не входит в систему формальной организации. Картинка про Что не входит в систему формальной организации. Фото Что не входит в систему формальной организации

Рис. 3.5. Механизм образования формальных и неформальных организаций

Формальные организации – зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические или неюридические лица.

Первейшей их функцией является выполнение конкретных задач и достижение целей организации. Отношения между людьми регулируются различного рода нормативными документами: законами, постановлениями, приказами, распоряжениями и т.д.

Неформальная организация – незарегистрированная в государственном органе организация, объединяющая людей, связанных личными интересами, имеющая лидера и не ведущая финансово-хозяйственную деятельность, направленную на получение прибыли.

Отношения между членами такой группы формируются на основе личных симпатий. Члены группы связаны общностью взглядов, склонностей и интересов. Здесь нет списка членов коллектива, указаний на обязанности, согласованные роли.

Неформальные, или теневые, группы существуют в каждой организации. Они неизменно «вырастают» из дружеских отношений и отношений, не определяемых организационной схемой. Для организации важно, чтобы неформальные группы не доминировали.

Неформальные организации одновременно могут быть похожими и непохожими на формальные организации.

Поэтому можно выделить признаки, характеризующие неформальные организации:

1) социальный контроль. Неформальные организации осуществляют социальный контроль за своими членами. Речь идет об установлении и укреплении норм – групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения. Естественно, тех, кто нарушает эти нормы, ждет отчуждение.

Менеджеру в этой связи следует знать, что социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией, может оказать положительное влияние на достижение целей формальной организации;

2) сопротивление переменам. В неформальных организациях всегда наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. Частично это объясняется тем, что перемены могут нести в себе угрозу дальнейшему существованию неформальной организации;

3) неформальные лидеры. Неформальные организации также имеют своих лидеров. Их отличие от формальных состоит в том, что лидер формальной организации имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и действует в отведенной ему конкретной функциональной области.

Опора неформального лидера – признание его группой. Сфера влияния неформального лидера может выходить за административные рамки формальной организации.

Неформальный лидер выполняет две первостепенные функции: помогает группе в достижении ее целей, поддерживает и укрепляет ее существование.

Существование неформальных групп в организации – вполне нормальное явление. Такие группы чаще всего укрепляют трудовой коллектив, и формальный руководитель организации должен их поддерживать. К примеру, фирма «Коргинг гласс» (США) установила в здании эскалаторы (вместо лифтов), чтобы увеличить возможность неформальных контактов между сотрудниками; фирма «МММ» (США) организует клубы с целью повышения вероятности случайных бесед, способствующих решению проблем во время приема пищи или в других ситуациях. Все это усиливает чувство причастности к коллективу. Здесь налицо единство и солидарность, которые проявляются не только в труде, но и в часы досуга. Товарищеские контакты во время работы и по ее окончании, сотрудничество и взаимопомощь формируют здоровый психологический климат в организации.

Источник

Неформальные и формальные организации

Понятие о формальных и неформальных организациях

В 1920-1930-е годы американский социальный психолог и социолог Элтон Мэйо проводил исследование, которое позже назвали Хоторнскими экспериментами, в процессе которого и утвердилось официальное разделение организаций на формальные и неформальные. Ученым было обнаружено, что кроме формальных, официальных отношений могут возникать и неофициальные, основанные на дружеских симпатиях. Их он и определил как формальные и неформальные организации.

Под официальной или формальной организацией понимают такую организацию, существование которой, а также ее деятельность и цели точно зафиксированы и прописаны

Они регулируются с помощью положений и норм официальных документов. Образование таких организаций будет взаимосвязано с направленным созданием стандартных статусных ролей и позиций, обезличенных по своей природе, а также связей, функций, процедур и целей путем их закрепления в юридических документах. Эти данные не имеют отношения к индивидуальным человеческим характеристикам. Подобная формализация будет также означать подчинение собственной воли участников организации определенному обезличенному порядку. Однако данная форма регулирования любой долговременной совместной деятельности большого количества людей является неизбежной.

Формализация не способна охватить все организационные отношения, и вместе с ее официальной частью существует и неофициальная или неформальная.

Неформальная организация является другим видом организации, который представлен системой межличностных отношений, складывающихся стихийным образом.​​​

Эти взаимоотношения появляются в процессе длительного общения, личностного взаимодействия сотрудников организации. Неформальная организационная структура является результатом избирательных взаимоотношений в коллективе, существующих взаимных антипатий и симпатий работников. Такие отношения направлены на то, чтобы удовлетворить социальную потребность сотрудников в непосредственном общении, принадлежности к группе, признании. Такую организацию можно определить как систему связей, целей, норм и функций, которая складывается спонтанно в официальной организации на основе существующей межличностной избирательности участников отношений. Неформальная структура способна соответствовать формальной, однако может и вступать с ней в противоречия. Когда безличные официальные отношения и межличностные неофициальные дополняют друг друга, повышается уровень сплоченности в организации, а ее деятельность становится эффективнее. Если данные структуры рассогласованы, то отношения внутри организации становятся разобщенными, а уровень результативности понижается.

Типы формальных организаций

Амитай Этциони, американский социолог, родившийся в 1929 году, выделял три основных типа формальных организаций, которые отличаются в зависимости от мотивации людей, которые в них вступают.

Утилитарные организацииНормативные организацииПринудительные организации
В данных организациях люди получают оплату за свой труд. Практически каждый человек, который работает ради заработной платы будет принадлежать к утилитарной организации, т.к. в бизнесе есть возможность как создать прибыль для собственников, так и зарплату для наемных работников. Люди вступают в подобную организацию по своей воле индивидуально, однако понятно, что большая часть людей поступают таким образом, потому что им нужны средства для существования.В подобные организации люди вступают не ради того, чтобы заработать, а ради какой-либо цели, которую они считают общественно-полезной и морально-достойной. К данной категории относятся различные общественные, религиозные организации и партии.В такие организации человек не вступает по своей воле – человека заставляют вступить в этот вид организации против его воли, не считаясь с его желаниями. К данному виду организаций относятся психиатрические больницы и тюрьмы.

Несмотря на типологическую разницу всех вышеназванных организаций, любая из них может попадать под каждую из перечисленных категорий. К примеру, психиатрическая больница – это принудительная организация для пациента, однако она является утилитарной для психиатра, а для человека, который работает в ней волонтером в свободное время и помогающего больным по доброй воле – она нормативная.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *