Что не входит в родовое понятие негласный сотрудник

Что не входит в родовое понятие негласный сотрудник

Тема 4. Психологические особенности деятельности негласных сотрудников

1.Содержание содействия негласных сотрудников, его значение, правовая основа виды

В этих условиях деятельность оперативных аппаратов во многом предопределяется уровнем осведомленности о состоянии фактического положения дел в интересующей их сфере. Это, в своей основе, обуславливает объективную государственную необходимость применения разведывательно-поисковых мер и, в частности, использования негласных сотрудников. Именно они, находясь в доверительных отношениях с преступниками, могут дать ценную оперативную информацию, когда отсутствуют внешние признаки совершения преступлений или отсутствуют материальные улики, свидетельствующие о причастности конкретных лиц к совершенным преступлениям.

Поскольку использование возможностей штатных оперативных работников для внедрения в преступную среду в массовом порядке невозможно и нецелесообразно при нынешней структуре оперативных аппаратов органов внутренних дел, то для этих целей подбирают и используют граждан различных профессий.

Возможность привлечения их к выполнению заданий разведывательного характера, используя доверительные отношения как с преступным элементом, так и лицами, осведомленными об их преступной деятельности и получение при этом оперативно значимой информации строится на правовой основе. До недавнего времени нормативно-правовая регламентация использования возможностей граждан, негласно оказываю помощь органам внутренних дел, ведомственными нормативно-правовыми актами. После принятия закона «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» в марте 1992 года и федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» 1995 года институт сотрудничества граждан с органами внутренних дел конфиденциальной основе получил официальный статус и работа органов внутренних дел стала осуществляться на законодательной основе.

Федеральный закон «Об ОРД» содержит ряд норм, реализация которых позволит поднять уровень организации и осуществления оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.

Сотрудники оперативных аппаратов ОВД проводят ряд оперативно-розыскных мероприятий, которые осуществляются гласно и не требуют особой конспирации (наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка и др.), а также мероприятия, осуществляемые с соблюдением правил конспирации (наблюдение, контролируемая поставка и др.), результаты которых (при надлежащем их оформлении) могут быть использованы в уголовном процессе, а участники таких мероприятий впоследствии выступить в качестве свидетелей по будущему уголовному делу. Кроме этого, в ходе осуществления ряда мероприятий оперативные работники нуждаются в краткосрочном использовании жилых и служебных помещений, автотранспорта, консультациях специалистов по различным отраслям знаний и других услугах граждан.

В целях осуществления перечисленных и иных мероприятий оперативные работники органов внутренних дел широко используют помощь дееспособных граждан, имеющих определенный опыт работы в той или иной сфере деятельности, обладающих определенными познаниями, могущих оказать определенные услуги и не требующих сохранения в тайне факта их участия в проведении мероприятий и оказании услуг и в последующем при необходимости они могут дать свидетельские показания по уголовным делам.

Разновидностью гласного содействия граждан органам внутренних дел является институт внештатных сотрудников, которые оказывают помощь соответствующим подразделениям ОВД на постоянной основе и порядок использования которых регламентируется отдельными нормативными актами.

Тема 5. Психологические основы подбора и изучения кандидатов в негласные сотрудники

1. Нравственные основы привлечения граждан к негласному содействию.

Привлечение граждан к негласному сотрудничеству не должно являться самоцелью. Их подбор должен осуществляться целевым назначением и для решения конкретных задач, стоящих перед оперативно-розыскным аппаратом. Кроме этого, сотрудники оперативных аппаратов осуществляют подбор кандидатов в доверенные лица в количестве, необходимом для обеспечения возможности в короткий срок создать оперативные позиции в среде лиц, формирующихся в организованные преступные группы либо совершающих тяжкие и повторные преступления; на криминогенных предприятиях, учреждениях, организациях независимо от форм собственности; жилых массивах со сложной криминогенной обстановкой.

Оперативный работник, подбирая то или иное лицо для привлечения к негласному сотрудничеству, должен четко представлять, какие задачи оно будет выполнять: разработка конкретного преступника (группы лиц), прикрытие конкретного криминогенного объекта, выявление расхитителей, вымогателей, взяточников и других категорий преступников и какими разведывательными возможностями оно должно, в связи с этим, обладать. Иными словами, оперативный работник определяет, где по его мнению необходимо иметь негласный источник информации, чтобы знать не только состояние оперативной обстановки на обслуживаемой территории, но и получать оперативно-значимую информацию о преступных действиях конкретных лиц.

Отношения конфиденциального сотрудничества – это отношения, которые складываются между оперативными сотрудниками и гражданами, оказывающими им конфиденциальное содействие. В этих отношениях, особенно стороны руководствуются преимущественно нормами морали. Без высокой правовой, профессиональной, нравственно-психологической подготовки сыщиков невозможна организация работы по привлечению граждан к конфиденциальному сотрудничеству и получение от их деятельности высоких результатов.

Авторитет оперативника является той силой, которая мобилизует конфидента на выполнение его заданий. Потеря сыщиком авторитета ведет:

— к недоверию, настороженности со стороны содействующих ему лиц;

— к снижению активности лиц, оказывающих содействие;

— к неверию в необходимость и оправданность выполняемых ими действий;

— к отказу от содействия.

Требования, предъявляемые к оперативным работникам, использующим помощь негласных сотрудников:

1. Оперативник, прежде всего, должен состояться как личность, иметь свои взгляды и собственное мнение. Именно отношение к оперативнику как личности оказывается решающим в принятии конфидентом решения о согласии оказать содействие в решении оперативно-розыскных задач.

2. Оперативник должен быть требователен к себе и нетерпим к нарушению закона и норм нравственности со стороны других. Его жизнь и поведение не должны давать повода к недоверию, не разрушать уважения к нему со стороны лиц, с которыми ему приходится общаться при решении служебных задач.

3. Оперативник должен правильно и объективно оценивать результаты работы, знания и качества лица, оказывающего ему конфиденциальную помощь. Оценка деятельности конфидента должна быть не только фиксацией его достижений, но и стимулом его дальнейшего сотрудничества. Любая несправедливость и предвзятость оскорбляет человека.

4. В общении с конфидентом оперативник должен быть предельно вежлив, корректен, тактичен и доброжелателен. При этом нужно стремиться к тому, чтобы эти проявления были естественными.

5. В общении с конфидентом оперативник должен всячески проявлять свою заинтересованность в деле и не рассматривать при этом своего помощника как средство для добывания информации, не замечая в нем личность. В этом направлении оперативник должен приложить максимум усилий к разъяснительной работе, объясняя конфиденту объективную необходимость выполняемого задания и исключительность самого конфидента. Если сыщик сумеет объяснить конфиденту значение его работы, то это может стать одним из слагаемых, ведущих к успеху в этой работе.

2.Подбор, проверка и изучение кандидатов для привлечения к негласному содействию.

Подбор кандидатов в негласные сотрудники это основанная на тщательном анализе оперативной обстановки деятельность оперативного работника по выделению из числа лиц, работающих в сферах оперативного обслуживания и линиях работы, такой категории, которая, в силу своего должностного положения, имеющихся связей и других качеств, обладает реальными возможностями для оказания помощи оперативным аппаратам в борьбе с преступностью.

3. Психологические основы изучения и привлечения граждан к негласному содействию.

При рассмотрении социально-психологических аспектов оперативно-розыскной деятельности, в частности работы с негласными сотрудниками, следует неукоснительно соблюдать основные принципы науки психологии: детерминизма, единства сознания и деятельности, развития психики в деятельности. В соответствии с требованиями ОРД, связанными с особенностями преступлений, совершаемых по линии уголовного розыска, агенты должны хорошо знать повадки преступников, их жаргон, связи, чтобы на этой основе быстро распознавать их в обшей массе людей; уметь завязывать знакомства с преступниками, располагать их к себе и подчинять своему влиянию; свободно ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, уметь в этой обстановке своевременно информировать оперативного работника о намерениях и действиях преступников или принимать необходимые меры к предупреждению замышляемых, пресечению подготавливаемых и раскрытию совершенных преступлений. При осуществлении разведывательных функций негласные сотрудники применяют определенный комплекс знаний, умений и навыков негласной или секретной работы. Соответственно жесткие требования предъявляются к личности подготавливаемого для негласного сотрудничества.

Выражая в определенной степени общее мнение специалистов оперативно-розыскной деятельности, А.И.Алексеев и Г.К.Синилов писали, что необходимо изучать особенности индивидуальной структуры личности кандидата. Они определяли качества кандидата, подлежащие изучению: направленность личности (к чему стремится в жизни); мировоззрение; черты характера; мотивы поведения и деятельности; эмоциональная устойчивость; положительные свойства внимания; развитая кратковременная и долговременная память; развитое теоретическое и оперативное мышление, устойчивые положительные качества ума; способность устанавливать контакты с людьми; способность понимать людей, оказывать на них воздействие и подчинять своему влиянию; способность маскировать свои действия, поступки, психические состояния; способность перевоплощаться и разыгрывать определенную роль; способность быстро приспосабливаться к различным условиям и ситуациям.

Можно уверенно констатировать, что названные качества достаточно полно отражают психологическую структуру личности, к тому же, кроме общепсихологических качеств, добавлены социально-психологические характеристики.

Должны увеличиваться тенденции к конкретизации цели привлечения граждан к негласному сотрудничеству с органом внутренних дел. Данное обстоятельство позволяет сказать, что конкретные виды негласной деятельности требуют от личности агента специальных психологических качеств, которые в настоящее время не определены. Вследствие трудностей определения качеств личности подготавливаемого, которые соответствовали бы конкретным требованиям деятельности, сотрудниками уголовного розыска определяются многоальтернативные цели (например, по линии уголовного розыска), где почти все качества личности подготавливаемого могут соответствовать общим требованиям негласной деятельности.

Между людьми существуют значительные индивидуальные различия, которые проявляются в образе мыслей, поведении и поступках. Особенности характера, способностей, направленности личности подготавливаемого создают у каждого гражданина свои предпосылки и склонности к определенным видам деятельности, в том числе негласной. И эта способность выполнять конкретные действия обусловливается комплексом внутренних и внешних факторов, которые необходимо выявить, квалифицированно проанализировать, оценить и, наконец, обобщить в целостной характеристике личности.

Качества личности подготавливаемого можно изучать, используя схему действий, на которой отражено взаимодействие объективных и субъективных факторов в системе «личность подготавливаемого — негласная деятельность»

Обстоятельствами, которые способствуют формированию положительного отношения к негласному содействию

Важнейшими обстоятельствами, которые способствуют формированию положительного отношения к негласному сотрудничеству, являются уровень достижения успеха при выполнении заданий; взаимоотношения с оперуполномоченным уголовного розыска; самооценка личности подготавливаемого (формирование ее); стимулирование действий подготавливаемого; снятие психологических барьеров отрицательного отношения к негласному сотрудничеству.

Снятие психологических барьеров отрицательного отношения к негласному сотрудничеству осуществляется путем формирования у подготавливаемого ориентированности на успешное выполнение заданий и стимулирования его деятельности. Частными случаями такого отношения могут быть недооценка своих действий (способностей), недоверие к действиям оперуполномоченного уголовного розыска, сомнение в правомерности и этичности своих действий, боязнь быть расшифрованным (угроза наказания за сотрудничество), безразличие к действиям лиц, представляющих оперативный интерес, неуверенность в своих возможностях выполнить задание работника уголовного розыска.

Тема 6. Психологические основы формирования образа выполняемого задания у негласного сотрудника

1.Психологические аспекты формирования образа выполняемого задания

Анализ деятельности опытных сотрудников уголовного розыска подтвердил мнение об имеющемся парадоксе: объективно в сознании негласных сотрудников существует оперативно значимая информация, а оперативные работники в силу ряда причин не могут ее извлечь. Мы объясняем это тем, что оперативные работники в процессе дачи заданий не формируют у агентов образа оперативно значимой информации, на получение которой необходимо направлять внимание, не учат воспринимать ее, запоминать и при встрече с оперативным работником воспроизводить ее самостоятельно.

Ведя речь о даваемых негласным сотрудникам заданиях, необходимо заметить, что встречи оперативного работника и негласного сотрудника происходят в условиях непосредственного общения. Результаты общения, с точки зрения психологии, отражаются в сознании обоих и не остаются бесследными.

Древнегреческий ученый Аристотель (384-322 гг. до н.э.) отмечал, что «когда удалены чувственно воспринимаемые объекты, в органах чувств остаются ощущения и (их) образы. Чувственно познаваемый объект и ощущение в их актуальном состоянии представляют собою то же самое, но по (способу) бытия они не тождественны». Интерпретируя приведенную мысль применительно к предмету нашего познания, отметим, что после непосредственного общения оперативного работника и негласного сотрудника в сознании конфидента остается идеальный (психический) образ проведенной встречи и выполняемого задания. Это обстоятельство, характеризующее закономерность психического отражения действительности, положено в основу выдвинутой нами гипотезы.

Изучение проблемы дачи заданий агентам позволило предположить, что если при встрече оперативного работника и негласного сотрудника оперативный работник предъявляет агенту в качестве требования один и тот же информационный алгоритм образа выполняемого задания, то через определенный период времени в сознании агента формируется четкий образ выполняемого задания в соответствии с информационным алгоритмом. Этот образ в негласной деятельности агента играет роль целеполагания, актуализирует внимание конфидента на системе значимой информации для оперативного работника.

Допуская некоторое отступление от дальнейшего изложения процесса формирования образа выполняемого задания у негласного сотрудника, считаем целесообразным кратко характеризовать понятие психологического образа. Содержание понятия в психологической литературе (понятие образа) разработано недостаточно. В психологических словарях понятие «образ» не раскрыто.

В энциклопедическом словаре под образом понимаются:

1) (философ.) результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека. Образ на чувственной ступени познания — ощущения, восприятия, представления; на уровне мышления — понятия, суждения, умозаключения. Материальной формой воплощения образа выступают практические действия, язык, различные знаковые модели. По содержанию образ объективен в той мере, в какой он адекватно отражает объект;

2) образ художественный — способ и форма освоения действительности в искусстве, характеризующиеся нераздельным единством чувственных и смысловых моментов. В наших рассуждениях мы используем первое толкование образа. Из приведенной дефиниции понятия образа можно выделить следующие его характеристики: во-первых, объективность; во-вторых, он состоит из различных элементов; в-третьих, он имеет многоуровневую природу; в-четвертых, образ обладает единством чувственных и смысловых моментов.

Образ может иметь форму представления, восприятия, воображения. Различие этих форм выражает время отражения объекта. Образ-представление возникает на основе припоминания ранее воспринимавшихся явлений; образ-восприятие отражает явления в настоящий момент; образ-воображение возникает в сознании продуктивного воображения.

Психика человека отражает объективную действительность в трех основных формах: интеллектуальной, эмоциональной, волевой. В соответствии с этими формами отражения психики действительности, образы можно соответственно разделить на интеллектуальные, эмоциональные, волевые. Мы ведем здесь речь об образе интеллектуальном. При этом не исключаем образы эмоциональные и волевые, так как все формы отражения существуют одновременно.

Образ выполняемого задания отражает действительность сферы оперативно-розыскной деятельности, и в этой связи образ, по нашему мнению, состоит из следующих элементов:

Образ выполняемого задания негласного сотрудника находится в прямой зависимости от полноты образа выполняемого задания, передаваемого оперативным работником. В этой связи методологически ошибочным будет рассмотрение формирования образа выполняемого задания только у негласного сотрудника, необходимо рассматривать формирования образа выполняемого задания у оперативных работников и негласных сотрудников в целом.

Наглядность формирования образа выполняемого задания у негласного сотрудника имеет принципиальное значение. Принимая во внимание характер осуществляемых встреч (негласность), а также форму (речевая беседа), необходимо учитывать, что «стремление передать новые знания сразу в речевой форме, т.е. путем одного речевого общения в обход мира вещей и действий с ними философски означает рассмотрение психики как отражения не внешнего мира, а сознания других людей. Неправомерность такого подхода давно доказана огромным опытом педагогической практики: полноценные знания таким путем не формируются; ничего, кроме словесной шелухи, это не дает. Анализируя сказанное, отметим, что в работе с негласными сотрудниками при формировании образа выполняемого задания надо опираться на конкретные примеры из жизни негласного сотрудника и других лиц, литературные источники, кинофильмы и другие возможные средства наглядности.

Необходимо отметить, что формирование у негласного сотрудника образа выполняемого задания осуществляется медленнее, что требует от оперативного работника большего внимания к процессу формирования образа выполняемого задания.

При формировании образа выполняемого задания целесообразно помнить о динамических свойствах психологического образа и учитывать их в работе с негласным сотрудником.

К основным условиям, влияющим на формирование образа выполняемого задания, относятся:

2.Информационный алгоритм образа выполняемого задания

При подготовке к задания негласному сотруднику, оперативный работник должен учитывать следующие факторы:

I. Личностные особенности негласного сотрудника и источников информации.

Перечисленные особенности влияют на адекватность воспринимаемой негласным сотрудником информации.

II. Особенности психологического контакта негласного сотрудника и источника.

а) по инициативе негласного сотрудника;

б) по инициативе источника;

Частота встреч негласного сотрудника и источника выражает степень доверительности отношений. Встречи по инициативе источника и «случайные» для негласного сотрудника должны настораживать оперативного работника, если они не «вписываются» в обычный ритм встреч негласного сотрудника и источника информации.

III. Психологические особенности группы разрабатываемых.

Распределение ролей в группе:

а) во время совершения преступлений;

Взаимоотношения в группе (наличие микрогрупп, симпатии — антипатии).

IV. Характер преступной деятельности.

V.Соблюдение конспирации.

VI. Обеспечение перспективного ввода негласного сотрудника.

б) технических средств.

VII. Возможный выбор приемов реализации материалов оперативной разработки.

Мнение группы о возможном разоблачении:

а) по оставленным следам на месте преступления;

б) по показаниям возможных свидетелей, очевидцев;

в) по показаниям враждебных связей вне группы;

г) по показаниям «неустойчивых» членов группы;

Мнение агента о способах реализации материалов.

VIII. Перспективный вывод негласного сотрудника из разработки.

IX. Характер действий негласного сотрудника по выполнению задания.

Как предполагается произойти встрече агента с разрабатываемыми:

а) по инициативе агента;

б) по инициативе разрабатываемого;

г) через посредника,

Возможная помощь оперативного работника в установлении контакта негласного сотрудника и разрабатываемого (оперативная комбинация).

а) по инициативе негласного сотрудника;

б) по инициативе оперативного работника.

3.Распознание дезинформации в сообщениях негласных сотрудников.

Переходя непосредственно к рассмотрению вопросов, связанных с распознанием дезинформации в негласной работе, думается, необходимо уяснить содержание понятия «информация». В.Г.Афанасьев справедливо замечал: «Нет, пожалуй, в науке, практике современности понятия распространеннее, нежели понятие «информация». И нет в то же время другого понятия, по поводу которого ведется столько споров, дискуссий, имеется столько различных точек зрения». Рассмотрим наиболее распространенную среди русских ученых точку зрения на это понятие. «Информация, в самом общем смысле — это разнообразие, которое один объект содержит в другом, это взаимно относительное разнообразие».

Информация, понимаемая как отражаемое многообразие, обобщается в понятии информации как знания. В то же самое время информация — это не просто знание. Она — именно сообщение, сведение, т.е. такое знание, которое потребно, у которого есть потребитель. Однако понятие «отражение» гораздо шире понятия «информация». Информация не существует сама по себе, она, т.е. информация, не может существовать без отражения, ибо она связана с отражением, но не со всяким, а лишь с отражением активным, способностью к которому обладают только высокоорганизованные информационные системы.

Для нас важно, что информация — это та сторона отражения, которая непрерывно связана с управлением, она, кроме того, активно функционирует в обществе (государственная, идеологическая, научная и др.) Особенность социальной информации в том, что человек как главный объект и субъект управления формирует и использует информацию. Поэтому информация несет на себе глубокий след существовавших в обществе отношений и является высшим, наиболее сложным типом информации, потому что, во-первых, она используется в обществе, во-вторых, ее использование есть осознанная целесообразность, в-третьих, социальная информация связана с логическим мышлением — самым высоким типом отражения действительности.

Негласная работа имеет свою специфику, нашедшую отражение в том, что осуществляется специально уполномоченными аппаратами и должностными лицами; заключается в привлечении граждан к негласному сотрудничеству и использовании их в борьбе с преступностью; протекает в строгом соблюдении режима секретности.

Специфика негласной работы предопределяет сущность оперативной информации, наделяет ее характерными особенностями, в том числе и в плане ее функций в процессе управления работой с негласными сотрудниками.

В органах внутренних дел интенсивно разрабатываются и внедряются информационно-поисковые системы оперативно-розыскного назначения, в которых сосредоточивается огромный объем информации, поступающей из различных источников. Особенно важное значение имеют сведения, получаемые оперативным работником с помощью секретных сотрудников. Информация, полученная от негласных сотрудников, отражая социальные процессы и явления, требует обработки не только в плане систематизации, но и в содержательном аспекте. Предполагается отбор сведений, которые являются ценными, и выделение побочной или ненужной информации. Ошибки и неудачи в агентурной работе возникают только потому, что оперативные работники недостаточно критически оценивают поступившие донесения от негласных сотрудников. При этом нередко упускается из виду, что даже самый добросовестный, проверенный негласный сотрудник в изложении известных ему фактов может заблуждаться, давая неверную информацию. Еще больший вред может причинить нераспознанная, заведомо ложная информация, которую часто определяют как дезинформацию.

Следовательно, оперативные работники в своей практической деятельности встречаются с двумя видами дезинформации: заведомо ложными и случайно искаженными сведениями. Важно выявлять оба вида дезинформации, но особую значимость имеет распознание заведомо ложной информации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *