Что не входит в рабочее время учителя
Приложение N 1. Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников
Приложение N 1
к приказу Министерства
образования и науки РФ
от 22 декабря 2014 г. N 1601
Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников
С изменениями и дополнениями от:
29 июня 2016 г., 13 мая 2019 г.
ГАРАНТ:
См. справку о нормах труда
1. Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.
2. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам устанавливается следующая продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы.
2.1. Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается:
педагогическим работникам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу*;
старшим воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам, и домов ребенка, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;
мастерам производственного обучения;
инструкторам по труду;
методистам и старшим методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
тьюторам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;
руководителям физического воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;
преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности;
инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
2.2. Продолжительность рабочего времени 30 часов в неделю устанавливается старшим воспитателям (за исключением старших воспитателей, указанных в пункте 2.1 настоящего Приложения).
2.3. Норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:
2.4. Норма часов педагогической работы 24 часа в неделю за ставку заработной платы устанавливается:
2.5. Норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья.
2.6. Норма часов педагогической работы 30 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:
инструкторам по физической культуре;
2.7. Норма часов педагогической работы 36 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам дошкольного образования, образовательным программам среднего профессионального образования, а также осуществляющих присмотр и уход за детьми (за исключением воспитателей, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы предусмотрены пунктами 2.5 и 2.6 настоящего Приложения).
2.8.1. Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:
учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным);
преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, физической культуры и спорта;
педагогам дополнительного образования и старшим педагогам дополнительного образования;
тренерам-преподавателям и старшим тренерам-преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области физической культуры и спорта;
логопедам медицинских организаций и организаций социального обслуживания;
учителям иностранного языка дошкольных образовательных организаций;
преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей указанных организаций, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы).
2.8.2. Норма часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы устанавливается преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе интегрированным образовательным программам в области искусств (за исключением преподавателей, указанных в подпункте 2.8.1 настоящего пункта), и по основным программам профессионального обучения.
Информация об изменениях:
За педагогическую работу педагогическим работникам, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, выплачивается компенсация в порядке, установленном частью 9 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.
4. За педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы, за исключением случаев выплаты ставок заработной платы в полном размере, гарантируемых согласно пункту 2.2 приложения 2 к настоящему приказу учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в неделю.
* Подраздел 1 раздела 1 номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4381).
Приложение. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Особенности
режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. N 536)
ГАРАНТ:
См. справку о рабочем времени и времени отдыха отдельных категорий работников
1.2. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников и иных работников организации устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, настоящими Особенностями с учётом:
а) режима деятельности организации, связанного с круглосуточным пребыванием обучающихся, пребыванием их в течение определённого времени, сезона, сменностью учебных, тренировочных занятий и другими особенностями работы организации;
в) объёма фактической учебной (тренировочной) нагрузки (педагогической работы) педагогических работников, определяемого в соответствии с приказом N 1601;
д) времени, необходимого для выполнения педагогическими работниками и иными работниками дополнительной работы за дополнительную оплату по соглашению сторон трудового договора.
1.3. Правила внутреннего трудового распорядка организации утверждаются работодателем с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа педагогических работников и иных работников (при наличии такого представительного органа).*
1.4. Режим работы руководителей образовательных организаций, должности которых поименованы в разделе II номенклатуры должностей, определяется графиком работы с учётом необходимости обеспечения руководящих функций.
1.5. Правилами внутреннего трудового распорядка организации в течение рабочего дня (смены) для педагогических работников и иных работников предусматривается перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Конкретная продолжительность указанных перерывов устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации или по соглашению между работником и работодателем.
В случаях, когда педагогические работники и иные работники выполняют свои обязанности непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приёма пищи не устанавливается. Педагогическим работникам и иным работникам в таких случаях обеспечивается возможность приёма пищи в течение рабочего времени одновременно вместе с обучающимися или отдельно в специально отведённом для этой цели помещении.
II. Особенности режима рабочего времени учителей, преподавателей**, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования в период учебного года, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей в период тренировочного года или спортивного сезона
Конкретная продолжительность занятий, в том числе возможность проведения спаренных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным нормативным актом организации с учётом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Выполнение учебной (преподавательской) нагрузки регулируется расписанием занятий.
2.3. Другая часть педагогической работы, определяемая с учётом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется следующим образом:
При составлении графика дежурств в организации работников, ведущих преподавательскую работу, в период проведения занятий, до их начала и после окончания занятий учитываются сменность работы организации, режим рабочего времени каждого работника, ведущего преподавательскую работу, в соответствии с расписанием занятий, общим планом мероприятий, а также другие особенности работы, с тем чтобы не допускать случаев длительного дежурства работников, ведущих преподавательскую работу, и дежурства в дни, когда учебная (тренировочная) нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы работники, ведущие преподавательскую работу, привлекаются к дежурству в организации не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего занятия.
2.4. В дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется.
При составлении расписаний занятий, планов и графиков работ правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором рекомендуется предусматривать для указанных работников свободный день с целью использования его для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.
IV. Режим рабочего времени педагогических работников и иных работников в каникулярное время
4.2. В каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, уточняется режим их рабочего времени. Педагогические работники в каникулярное время выполняют педагогическую (в том числе методическую и организационную) работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их педагогической работы (установленного объёма учебной (тренировочной) нагрузки (педагогической работы), определённой им до начала каникулярного времени, а также времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 настоящих Особенностей (при условии, что выполнение таких работ планируется в каникулярное время).
Режим рабочего времени учителей, осуществляющих обучение детей на дому в соответствии с медицинским заключением, в каникулярное время определяется с учётом количества часов указанного обучения таких детей, установленного им до начала каникул.
Каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, используется также для их дополнительного профессионального образования в установленном трудовым законодательством порядке.
4.3. Режим рабочего времени педагогических работников, принятых на работу в период летнего каникулярного времени обучающихся, определяется в пределах продолжительности рабочего времени или нормы часов педагогической работы в неделю, установленной за ставку заработной платы.
4.4. Преподаватели организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и программы профессионального обучения, которым установлен годовой объём учебной нагрузки, в каникулярное время, не совпадающее с их отпуском, привлекаются к методической работе, участию в конференциях, семинарах, мероприятиях по дополнительному профессиональному образованию, а также организации и проведению культурно-массовых мероприятий, работе предметных (цикловых) комиссий, комплектованию учебных кабинетов, лабораторий.
4.5. Режим рабочего времени руководителей образовательных организаций, должности которых поименованы в разделе II номенклатуры должностей, в каникулярное время, не совпадающее с их отпуском, определяется в пределах продолжительности рабочего времени, установленной по занимаемой должности.
Работники из числа учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала организаций в период, не совпадающий с их отпуском, привлекаются для выполнения организационных и хозяйственных работ, не требующих специальных знаний и квалификации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.6. Режим рабочего времени всех работников в каникулярное время регулируется локальными нормативными актами организации и графиками работ с указанием их характера и особенностей.
V. Режим рабочего времени педагогических работников и иных работников в периоды отмены (приостановки) для обучающихся занятий (деятельности организации по реализации образовательной программы, по присмотру и уходу за детьми) по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям
5.1. Периоды отмены (приостановки) занятий (деятельности организации по реализации образовательной программы, присмотру и уходу за детьми) для обучающихся в отдельных классах (группах) либо в целом по организации по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются рабочим временем педагогических работников и иных работников.
5.2. В периоды, указанные в пункте 5.1 настоящих Особенностей, педагогические работники и иные работники привлекаются к выполнению работ в порядке и на условиях, предусмотренных для режима рабочего времени работников организации в каникулярное время.
VI. Режим рабочего времени педагогических работников и иных работников организаций, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, организаций, осуществляющих социальное обслуживание
6.1. Режим рабочего времени педагогических работников и иных работников, привлекаемых с их письменного согласия в каникулярное время, не совпадающее с их отпуском, к работе в той же местности в организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, в организациях, осуществляющих социальное обслуживание, определяется в порядке и на условиях, предусмотренных для режима рабочего времени педагогических работников и иных работников в каникулярное время.
6.2. Привлечение педагогических работников и иных работников в каникулярное время, не совпадающее с их отпуском, к работе в качестве руководителей длительных (без возвращения в тот же день) походов, экспедиций, экскурсий, путешествий в другую местность допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.3. Режим рабочего времени работников организаций из числа плавсостава учебных судов клубов юных моряков, речников, морских центров и других организаций такого профиля при нахождении их в плавании с обучающимися на борту и во время стоянок определяется в соответствии с особенностями, установленными для соответствующих категорий работников речного и морского флота, а также с учётом выполнения ими обязанностей по руководству плавательной практикой обучающихся.
VII. Режим рабочего времени педагогических работников, отнесённых к
профессорско-преподавательскому составу, организаций, реализующих образовательные программы высшего образования и дополнительные профессиональные программы
7.1. Режим рабочего времени лиц из числа профессорско-преподавательского состава организаций, реализующих образовательные программы высшего образования и дополнительные профессиональные программы, в пределах 36-часовой рабочей недели определяется в зависимости от занимаемой должности с учётом выполнения ими учебной (преподавательской), воспитательной работы, индивидуальной работы с обучающимися, научной, творческой и исследовательской работы, а также другой педагогической работы, предусмотренной трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом: методической, подготовительной, организационной, диагностической, работы по ведению мониторинга, работы, предусмотренной планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.
7.2. Режим выполнения преподавательской работы регулируется расписанием занятий.
7.4. Режим рабочего времени лиц из числа профессорско-преподавательского состава организации, реализующей профессиональные образовательные программы медицинского образования и фармацевтического образования, наряду с перечнем видов работ, поименованных в пункте 7.1 настоящих Особенностей, включает в себя осуществление медицинской деятельности, необходимой для практической подготовки обучающихся, которая составляет в пределах 36-часовой рабочей недели не менее 30 процентов рабочего времени.
VIII. Регулирование рабочего времени отдельных педагогических работников
8.1. Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка организации с учётом:
выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;
подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе с участниками образовательного процесса, обработки, анализа и обобщения полученных результатов консультативной работы, заполнения отчётной документации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в организации, так и за её пределами.
8.2. В дошкольных образовательных организациях (группах) с 12-часовым пребыванием воспитанников при 5-дневной рабочей неделе (60 часов работы в неделю), в которых на каждую группу воспитанников предусматривается по две должности воспитателя (72 часа работы), режим их рабочего времени определяется с учётом выполнения каждым воспитателем нормы педагогической работы в течение 36 часов в неделю.
Режим 36-часовой рабочей недели каждым воспитателем может обеспечиваться путём одновременной ежедневной работы двух воспитателей в течение 6 часов в неделю для каждого воспитателя либо замены каждым воспитателем в течение этого времени воспитателей, отсутствующих по болезни и другим причинам, выполнения работы по изготовлению учебно-наглядных пособий, методической и другой работы, регулируемой правилами внутреннего трудового распорядка дошкольной образовательной организации, а также её локальными нормативными актами.
* См. статью 190 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878).
** Режим рабочего времени преподавателей, отнесённых к профессорско-преподавательскому составу, организаций, реализующих образовательные программы высшего образования и дополнительные профессиональные программы, определён в главе VII настоящих Особенностей.
*** См. часть 9 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2930, 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, 4257, 4263; 2015, N 1, ст. 42, 53, 72; N 14, ст. 2008; N 27, ст. 3951, 3989; N 29, ст. 4339, 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, 9, 24, 78; 2016, N 10, ст. 1320)
Что не входит в рабочее время учителя
В статье, подготовленной юристами профсоюза «Учитель», рассмотрены следующие вопросы: 1) нормируемая часть педагогической работы (учебная нагрузка), 2) ненормируемая часть (другая часть педагогической работы, определяемая с учетом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками), 3) дополнительные виды работ, выполняемые за дополнительную оплату, а также даны ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы по поводу рабочего времени.
1. Нормируемая часть педагогической работы (учебная нагрузка)
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда на федеральном уровне определяются (ч. 3 ст. 333 ТК РФ):
— продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) (установлено Приложением № 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601);
— порядок определения учебной нагрузки и основания ее изменения (установлено Приложением № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601);
— случаи установления верхнего предела учебной нагрузки.
Учебная нагрузка учителя прописывается в трудовом договоре. Ее объем определяется ежегодно на начало учебного года и устанавливается локальным нормативным актом организации (тарификационным списком) (п.п. 1.3, 1.4 Приложения № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601).
Объем учебной нагрузки каждого педагогического работника может быть равен норме часов, установленной за ставку заработной платы, может быть с письменного согласия педагогического работника составлять менее или более нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы. К примеру, если учитель проводит, 9, 18, 27 учебных занятий в неделю, то нормируемая часть его рабочего времени будет составлять соответственно 9, 18, 27 часов в неделю. В трудовой договор вносится фактически установленный объем учебной нагрузки (педагогической работы).
Ставки заработной платы, установленные за 18 часов преподавательской работы в неделю, являющиеся нормируемой частью педагогической работы, выплачиваются педагогическим работникам с учетом выполнения ими другой части педагогической работы, входящей в их должностные обязанности в соответствии с квалификационными характеристиками (п. 3.5 Методических рекомендаций, приведенных в Письме Минобрнауки России от 29.12.2017 N ВП-1992/02).
Вопрос: Есть ли верхний предел учебной нагрузки у учителя в школе?
Ответ: Верхний предел учебной нагрузки предусмотрен только для некоторых педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, а также по дополнительным профессиональным программам. Для педагогических работников общеобразовательных организаций федеральным законодательством он не ограничен. Региональные, муниципальные власти, а также общеобразовательные организации самостоятельно устанавливать его не вправе, поскольку случаи установления верхнего предела учебной нагрузки определяются исключительно федеральным органом исполнительной власти (ч. 3 ст. 333 ТК РФ, разд. VII Приложения № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601).
Однако следует отметить, что есть позиция, согласно которой верхний предел ограничен статьей 333 ТК РФ. Суть ее заключается в следующем.
Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК РФ).
Напомним, что не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора работа в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников (пп. «з» п. 2 Постановления Минтруда РФ от 30.06.2003 N 41).
В соответствии с примечанием 4 Приложения № 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 за педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы, за исключением отдельных случаев. Однако эта норма с учетом ч. 1 ст. 333 ТК РФ касается перераспределения рабочего времени в пределах 36 часов. А работа за пределами 36 часов уже требует заключения договора по внутреннему совместительству либо оформления сверхурочной работы.
Вопрос: Если учитель был на больничном, а в это время его никто не заменял, обязан ли он выйдя на работу отработать пропущенные уроки?
Ответ: В период временной нетрудоспособности работник освобождается от работы. Поскольку период временной нетрудоспособности не относится к рабочему времени, для временно нетрудоспособных работников норма рабочего времени уменьшается на время их отсутствия (ч. 1 ст. 91 ТК РФ, п. 4 Письма Минтруда России от 25.12.2013 N 14-2-337). Следовательно, требовать от работника отработать часы, которые пришлись на период его отсутствия из-за временной нетрудоспособности, работодатель не вправе.
1.1. Изменение учебной нагрузки
Изменение учебной нагрузки вызывает много вопросов со стороны педагогических работников. По большей части с изменением нагрузки сталкиваются при ее определении на новый учебный год.
Согласно общему правилу в новом учебном году у учителя по основному месту работы сохраняется объем учебной нагрузки и обеспечивается преемственность преподавания учебных предметов в классах (п. 2.3 Приложения № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601).
Изменить объем учебной нагрузки можно по соглашению сторон трудового договора в любое время. Соглашение заключается в письменной форме.
Если работник откажется работать с уменьшенной нагрузкой, работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую работу в соответствии с ч. 3 ст. 74 ТК РФ (поскольку учебная нагрузка оговаривается в трудовом договоре, при ее изменении в одностороннем порядке должны также соблюдаться положения ст. 74 ТК РФ). При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. При увольнении выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ч. 7 ст. 178 ТК РФ).
Неправомерное увольнение работника в случае изменения учебной нагрузки за отсутствием законных оснований или с нарушением установленной процедуры можно оспорить в суде. Обратиться в этот орган нужно в течение одного месяца со дня увольнения.
Существует положительная для педагогических работников практика по этому вопросу. Например Люблинский районный суд г. Москвы в решении от 12.07.2017 по делу № 02-3021/2017 указал, что поскольку у работодателя не имелось предусмотренных Приложением № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 оснований для уменьшения учебной нагрузки, а именно: уменьшения количества часов по учебным планам, учебным графикам либо сокращения количества обучающихся, занимающихся, групп, либо сокращения количества классов (классов-комплектов), то действия работодателя по изменению нагрузки учителя являлись незаконными. При этом суд отметил, что перевод завуча на должность учителя с «передачей» ей части часов другого учителя не может являться законным основанием для изменения учебной нагрузки, поскольку такая причина изменения не поименована в Приложение № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601. Решение поддержал Мосгорсуд.
2. Ненормируемая часть педагогической работы, предусмотренная квалификационными характеристиками
• Существуют ли нормы соотношения нормируемой и ненормируемой части рабочего времени для учителей?
• Может ли директор заставить учителя «высиживать» 36 часов в неделю в школе, если объем педагогической учебной нагрузки учителя меньше 36 часов?
• Сколько часов в день должен работать учитель на летних каникулах?
Другая часть педагогической работы (ненормируемая часть) также требует затрат рабочего времени. Однако это время не конкретизировано по количеству часов.
К этой части относится выполнение видов работы, которая предусмотрена квалификационными характеристиками по занимаемой должности, например (п. 2.1 Особенностей):
— подготовка к занятиям, изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей обучающихся и выполнение с ними дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы;
— участие в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (модулей);
— ведение журнала, дневников обучающихся и работа с родителями;
— участие в работе педагогических и методических советов;
— участие в мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ в организации (например, участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности);
— периодические кратковременные дежурства в организации в период осуществления образовательного процесса.
Отметим важную проблему, которая до сих пор надлежащим образом не урегулирована на законодательном уровне: действующее законодательство, устанавливая рабочее время педагогического работника – не более 36 часов в неделю, плохо прописывает механизм учета данного рабочего времени.
В частности это касается учета затрат времени на другую часть педагогической работы (ненормированную). Получается, что многое зависит от того, как именно будет определен круг большинства этих обязанностей в документах конкретной школы. В одной школе директор издаст приказ о ежедневных обязательных «пятиминутках», в другой – о нахождении всех учителей на их рабочих местах до определенного часа (по вопросу: «Может ли директор образовательного учреждения заставить учителя «высиживать» 36 часов в неделю в школе, если объем педагогической учебной нагрузки учителя меньше 36 часов?» см. ниже.). Законодательно закрепленного перечня не существует, а значит, возможен любой произвол со стороны работодателя.
Даже так называемые методические дни («дни недели, свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию»), не гарантированы законом – все зависит от составителей расписания, то есть от школьной администрации.
Мы считаем, что, поскольку за использование рабского и принудительного труда в Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность, такого понятия как «не конкретизированная по количеству часов часть педагогической работы работника, ведущего преподавательскую работу» быть не должно. Любая трудовая деятельность должна иметь строгие границы по количеству часов и, на наш взгляд, необходимо строго учитывать каждый проработанный учителем час.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что вопрос учета всего рабочего времени учителя на законодательном уровне решен плохо. Провоцируется грубое нарушение требования ст. 91 ТК РФ: «Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником». Даже если директор школы захочет честно вести учет рабочего времени, он не сможет руководствоваться вышеназванными нормативными актами – придется разрабатывать собственную систему учета.
Именно из-за несовершенства нормативной базы, судя по многочисленным опросам, средняя продолжительность рабочего времени учителя колеблется сейчас от 50 до 75 часов в неделю.
Простого способа решения этой проблемы нет. Что мы можем предложить?
Оставляем «ненормированную часть», но определяем список дополнительных работ, которые должны быть оплачены помимо уроков.
Вопрос: Существуют ли нормы соотношения нормируемой и ненормируемой части рабочего времени для учителей?
Ответ: Нет. Соотношение учебной нагрузки и другой деятельности предусмотрено только для педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу (п. 6.5 Приложения № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601).
Ранее Минобрнауки России отмечал, что для указанного преподавательского состава установлена фиксированная 36-часовая рабочая неделя, в пределах которой определяется такое соотношение. Оно имеет существенное значение, поскольку в отличие от учителей, педагогические работники из числа профессорско-преподавательского состава получают должностной оклад вне зависимости от большего или меньшего объема учебной нагрузки.
Более того, по мнению ведомства действия работодателя по нормированию локальными актами образовательных организаций в часах (минутах) времени выполнения иных обязанностей учителей неправомерны (Письмо от 15.10.2015 N 08-ПГ-МОН-37849). То есть директор не имеет права прописать в правилах трудового распорядка или приказах точное количество времени, которое он должен потратить на выполнение своих обязанностей (например, на проверку тетрадей, общение с родителями, методическую работу).
Вопрос: Может ли директор образовательного учреждения заставить учителя «высиживать» 36 часов в неделю в школе, если объем педагогической учебной нагрузки учителя меньше 36 часов?
Ответ: В этой связи необходимо отметить, что в силу п. 2.3 Особенностей педагог самостоятельно определяет, когда он ведет подготовку к учебным занятиям и разрабатывает учебные программы, однако другие виды дополнительной работы могут также регламентироваться: правилами внутреннего трудового распорядка, локальными актами, планами и графиками образовательной организации (см. пункт 2.3 Особенностей).
К примеру, работодатель может потребовать от педагога принять участие в педагогическом совете, проходящем в школе, однако проведение этого педагогического совета должно быть предусмотрено планом или графиком организации, либо другими внутренними документами, как это следует из содержания абзаца 5 пункта 2.3 Особенностей.
В соответствии с Особенностями педагог должен присутствовать в образовательном учреждении в период ведения учебных занятий либо в период осуществления иных обязанностей, перечень которых дан в пункте 2.3 Особенностей и которые должны быть предусмотрены указанными в пункте 2.3 Особенностей внутренними документами.
При этом мы считаем, что в иных случаях педагог может покинуть образовательное учреждение, а приказы «о необходимости находиться в школе во время работы учреждения» без привязки к исполнению каких-либо конкретных обязанностей незаконны и не подлежат применению.
Однако отметим, что по этому вопросу не сложилось однозначной судебной практики, в связи с чем мы рекомендуем оспаривать подобные приказы руководства в судебном порядке, не покидая территорию образовательного учреждения.
Единственное, что четко закреплено в пункте 2.4 Особенностей — это правило о том, что в дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется. Но, к сожалению, в этом пункте идет речь только о днях недели, полностью свободных от учебных занятий, и напрямую не говорится о праве педагога уйти из школы после проведения уроков в те дни, когда уроки по расписанию есть.
Вопрос: Сколько часов в день должен работать учитель на летних каникулах?
Ответ: Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами организации и графиками работ с указанием их характера и особенностей. На каникулах учителя осуществляют педагогическую (в том числе методическую и организационную работу) в пределах нормируемой части их педагогической работы, определенной им до начала каникул, а также времени, необходимого для выполнения «ненормированной части педагогической работы» (при условии, что выполнение таких работ планируется в каникулярное время). Эта же норма действует в отношении учителей, осуществляющих индивидуальное обучение детей на дому (разд. IV Особенностей). Так что требование работать на каникулах 36 часов в неделю незаконно.
3. Дополнительные виды работ, выполняемые за дополнительную оплату
• Может ли директор объявить выговор за отказ от руководства методическим объединением?
• Вправе ли руководство школы не оплачивать внеурочную деятельность, ссылаясь на оплату классного руководства?
Дополнительные виды работ, непосредственно связанные с образовательной деятельностью, выполняются с письменного согласия учителя и за дополнительную оплату. Возложение на работника таких обязанностей, необходимо отразить в трудовом договоре (дополнительном соглашение к трудовому договору). К такой деятельности относятся (п. 2.3 Особенностей):
— проверка письменных работ;
— заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками;
— руководство методическими объединениями;
— другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты.
Выполнение дополнительной работы по времени также не конкретизировано.
Вопрос: Может ли директор объявить выговор за отказ от руководства школьным методическим объединением? В нашей школе этот вид деятельности не оплачивается. Обязанность вменяется на основании приказа.
Ответ: в данном случае директор не вправе объявить педагогическому работнику выговор за отказ от руководства методическим объединением.
Руководство методическими объединениями относится к дополнительным видам работ, непосредственно связанным с образовательной деятельностью. Такая работа выполняется на условиях дополнительной оплаты и регулируется трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) (абз. 7 п. 2.3 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536).
Вопрос: Вправе ли руководство школы не оплачивать внеурочную деятельность, ссылаясь на оплату классного руководства?
Описание ситуации: Директор настаивает на том, что классные руководители обязаны вести внеурочную деятельность в количестве 3-5 часов в субботу (дети учатся по пятидневной неделе, у педагогов шестидневная рабочая неделя, но нагрузка распределена так, что все уроки укладываются в пятидневку). Оплаты за внеурочку нет и не будет. Директор считает, что эта оплата включена в те самые 5 тысяч классного руководства, а внеурочка по ФГОС обязательна. Помимо основной нагрузки, которую вырабатываем за пять дней, мы должны еще идти в субботу работать. Так должно быть или внеурочная деятельность не входит в оплату классного руководителя и должна оплачиваться отдельно?
Ответ: методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ приведены в Письме Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672, а Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя утверждены Приказом Минобрнауки РФ от 03.02.2006 N 21.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы. В организации внеурочной деятельности могут принимать участие в том числе классные руководители. Однако это не означает, что классный руководитель обязан ее осуществлять. Функции у классного руководителя иные: организационно-координирующие, коммуникативные, аналитико-прогностические, контрольные.
Объем (часы) реализуемой рабочей программы внеурочной деятельности входит в учебную нагрузку педагогического работника. Следовательно, эти часы учитываются при тарификации и подлежат оплате.
Финансовое обеспечение реализации рабочих программ внеурочной деятельности осуществляется в рамках финансирования основных общеобразовательных программ за счет средств на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в рамках нормативов расходов на реализацию основных общеобразовательных программ, определяемых субъектом РФ. А введенная с 1 сентября 2020 г. доплата за классное руководство в размере не менее пяти тысяч рублей осуществляется за счет средств федерального бюджета иным способом (Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642, Письмо Минпросвещения России от 28.05.2020 N ВБ-1159/08). Указанное также свидетельствует о том, что внеурочная деятельность не может осуществляться за счет доплаты за классное руководство.
Режим занятий обучающихся определяется расписанием занятий, в том числе проводимых в рамках внеурочной деятельности, годовым календарным учебным графиком. Указанные документы разрабатываются образовательной организацией самостоятельно.
Таким образом, внеурочная деятельность подлежит оплате, причем ее нельзя подменить доплатой за классное руководство. Расписание занятий, проводимых в рамках внеурочной деятельности, устанавливается образовательной организацией. Требовать проведение занятий в дни, не предусмотренные расписанием занятий, директор организации не вправе.
4. Основные нарушения со стороны работодателей и способы отстаивания трудовых прав
Чаще всего встречаются следующие нарушений со стороны работодателей:
2) требование присутствия в школе свыше учебной нагрузки во время каникул,
3) в предпраздничные дни – отказ от сокращенного рабочего дня,
4) неучет явных переработок (круглосуточная работа во время поездок, экскурсии в выходной день, продолжительные внеклассные мероприятия),
5) неправильный учет реального рабочего времени или вообще отказ как-либо его учитывать.
По степени сложности эти ситуации делятся на три группы.
В ситуациях №1 и №2 мы видим явный произвол со стороны работодателя, поэтому достаточно четко объяснить директору, что он не прав, например, подать заявление в письменном виде со ссылкой на законодательство («прошу устранить нарушения моих трудовых прав. » или принести разъяснение юриста профсоюза. Если директор не изменит своих незаконных требований – прямой путь в трудовую инспекцию и (или) прокуратуру.
Решить проблему №3 также несложно. С одной стороны, на учителей распространяются нормы ТК РФ, в том числе ст. 95: «Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час». С другой стороны, вряд ли возможно сокращать учебный предпраздничный день на один урок. Проще добиться от администрации школы приказа о том, что в предпраздничный день учителя имеют право уходить с работы сразу же после проведенных уроков. Это не означает, что мы предлагаем учителям не проводить никаких праздничных мероприятий, но пусть это будет либо проявлением доброй воли самих учителей, либо учитывается (оплачивается) как дополнительная работа.
Ситуация №4 не так очевидна. Чтобы получить в какой-либо форме компенсацию за сверхурочную работу[1] с детьми вне обычного расписания занятий, необходимо многое проговорить с директором заранее. Во-первых, в приказе о походе (поездке) должно быть записано полное время ответственности учителя за жизнь и здоровье детей (то есть время его работы). Из текста приказа должно быть ясно, что эта поездка – не личная инициатива учителя, а часть запланированной воспитательной работы школы (поэтому в приказе должно быть сказано не «…разрешить проведение…», а «… в соответствии с планом мероприятий школы назначить ответственным…»). Во-вторых, необходимо заранее письменно зафиксировать, в какой форме учитель получит вознаграждение за сверхурочную работу или за работу в выходной день. Возможны два варианта: денежная компенсация или «отгулы» (дополнительные выходные дни) (ст. 152 ТК РФ). Последнее проще для школы, поэтому обычно директор соглашается предоставить «отгулы» в каникулярное время. Еще раз напомним, что необходимо именно письменное распоряжение работодателя, только в этом случае учитель сможет обратиться в суд, если оговоренные условия не будут соблюдены.
Что касается ситуации №5, то здесь неизбежен серьезный конфликт, решить который один учитель – без поддержки коллег – вряд ли сможет. Ведь интересы работников-учителей и работодателя-директора в этом вопросе противоположны. При нынешнем финансировании директор вынужден всеми способами стараться сократить оплачиваемую часть рабочего времени учителей и увеличить неоплачиваемую. С другой стороны, работники заинтересованы в максимально точном учете всех видов их работы.
Педагоги и профсоюз могут добиваться внесения в коллективный договор, в локальные нормативные акты дополнительных положений и системы учета рабочего времени.
Например, администрация школы совместно с представителями педагогического коллектива проводит мониторинг рабочего времени. Мониторинг может включать в себя опрос педагогов школы с целью выяснения их реального рабочего времени и фиксацию независимыми экспертами времени, затраченного учителями на выполнение различных видов работ в течение недели. По результатам мониторинга можно рассчитать среднее необходимое время на каждый вид работы (проверка тетрадей, подготовка к урокам, внеклассная работа по предмету, работа с документами) и внести его в коллективный договор.
Можно определить: 1) перечень совещаний (и их продолжительность), обязательных для всех педагогов или для отдельных групп (завучей, классных руководителей, отдельных методических объединений); общее время подобных мероприятий не должно превышать полутора часов в неделю; 2) определить как сугубо добровольное участие в конкурсах, методических семинарах, в городских и районных воспитательных мероприятиях (за исключением обязательных курсов повышения квалификации).
В качестве программы-максимум можно рекомендовать следующие пункты:
1) разработать в школе должностные инструкции с учетом специфики каждой специальности;
2) в соответствии с требованиями ст. 91 ТК РФ обязать администрацию школы организовать постоянный учет рабочего времени каждого учителя;
3) предоставить профсоюзу или представителям педагогического коллектива возможность проверки этого учета;
4) расписание уроков составлять с учетом пожеланий учителей, с минимальным количеством окон (в составлении расписания должен участвовать представитель профсоюза или трудового коллектива).
Приходится признать, что проблемы с рабочим временем педагогов будут продолжаться до тех пор, пока не будет издано новое постановление Министерства просвещения об учете рабочего времени педагогических работников, отменяющее существующее деление на нормированную и ненормированную части.