Что не входит в проявление быстроты
Характеристика быстроты и ее форм
Быстрота как двигательное качество – это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства взглядов. Одни высказывают мысль, что физиологической основой быстроты является лабильность нервно-мышечного аппарата. Другие полагают, что важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. Многочисленными исследованиями доказано, что быстрота является комплексным двигательным качеством человека.
Содержимое разработки
Характеристика быстроты и ее форм
Быстрота как двигательное качество – это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства взглядов. Одни высказывают мысль, что физиологической основой быстроты является лабильность нервно-мышечного аппарата. Другие полагают, что важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. Многочисленными исследованиями доказано, что быстрота является комплексным двигательным качеством человека.
Различают несколько элементарных форм проявления быстроты:
1. Быстроту простой и сложной двигательной реакции.
2. Быстроту одиночного движения.
3. Быстроту сложного (многосуставного) движения, связанного с изменением положения тела или переключением с одного действия на другое при отсутствии значительного внешнего сопротивления.
4. Частоту движений.
Выделяемые формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга и слабо связаны с уровнем общей физической подготовленности.
Быстрота двигательной реакции, как ответ на внезапно появляющийся сигнал определенным движением или действием, имеет большое значение для рукопашного боя. В условиях поединка может быть один или несколько одновременных или последовательных раздражителей (действий противника), поэтому и выделяют простую и сложную реакции (реакция на движущийся объект или реакция выбора соответственно).
В простой реакции выделяют два ее компонента:
1. Латентный (запаздывающий), обусловленный задержками, накапливающимися на всех уровнях организации действия в ЦНС. Латентное время простой двигательной реакции не поддается тренировке, не связано со спортивным мастерством и не может приниматься за характеристику быстроты человека.
2. Моторный, за счет совершенствования, которого в основном и происходит сокращение времени реакции.
Для простых реакций характерен значительный перенос быстроты: тренировка в различных скоростных упражнениях улучшает быстроту простой реакции, а люди, быстро реагирующие в одних ситуациях, будут быстро реагировать и в других.
Встречаются утверждения, что быстрота – качество врожденное, что нельзя, например, стать бегуном на короткие дистанции, если нет соответствующих природных данных. Однако практика подтверждает, что в процессе систематической многолетней тренировки спортсмен может развить качество быстроты в очень большой мере.
Наиболее успешно быстрота развивается в 10-12-летнем возрасте. Поскольку быстрота движений зависит от силы мышц, поэтому эти качества развивают параллельно. Как известно, чем меньше внешнее сопротивление движениям, тем они быстрее. Уменьшить вес снаряда, установленный правилами соревнований, нельзя. Также невозможно уменьшить вес тела без вреда для здоровья. Но можно увеличить силу. Возросшая сила позволит спортсмену легче преодолевать внешнее сопротивление, а значит, и быстрее выполнять движения.
Материал с вопросами «Быстрота»
Быстрота как физическое качество – это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью.
Быстрота – это качество, которое весьма многообразно и специфично проявляется в различных физических действиях человека.
Различают быстроту как способность к быстрым двигательным реакциям на зрительный, звуковой или тактильный раздражитель.
Быстрота выражается также в способности к смене движений по направлению и характеру, прекращению движений. Это та сторона качества быстроты, которая в наибольшей мере проявляется в спортивных играх, скоростном спуске на лыжах, слаломе.
Основные виды проявления быстроты человека:
Выделяют также еще один вид проявления быстроты («скоростных качеств») – быстрое начало движения (то, что в спортивной практике называют «резкостью»).
Методы развития быстроты:
1. Повторный метод — сводится к выполнению упражнений с околопредельной или максимальной скоростью. Следует выполнять задания в ответ на сигнал (преимущественно зрительный) и на быстроту отдельных движений. Продолжительность выполнения задания такая, в течение которой поддерживается максимальная быстрота (обычно 5-10 сек.). Интервал отдыха между упражнениями должен обеспечивать наибольшую готовность к работе (30 сек. – 5 мин. В зависимости от характера упражнений и состояния спортсмена).
3. Метод круговой тренировки, в котором подбирают упражнения, при выполнении которых участвуют основные группы мышц и суставы.
4. Игровой метод – выполнение упражнений на быстроту в подвижных играх и специальных эстафетах.
5. Соревновательный метод – выполнение упражнений с предельной быстротой в условиях соревнования.
Особенно рекомендуется соревновательный метод, который требует значительных волевых усилий. Эффективность этого метода повышается при групповом выполнении упражнений.
Главная задача при воспитании быстроты состоит в том, чтобы спортсмен преждевременно не специализировался в каком-либо одном упражнении скоростного характера, чтобы не включать в большом объеме однотипное повторение этого упражнения. Поэтому столь важно, чтобы спортсмены применяли скоростные упражнения возможно чаще в форме состязания или игры.
В программу занятий должны входить в значительном объеме такие скоростные упражнения, как спринтерский бег со старта и с хода, бег с ускорением, прыжки в длину и высоту с предельно быстрым отталкиванием, метание облегченных снарядов, подвижные и спортивные игры, предельно быстро выполняемые акробатические упражнения и разнообразные специальные подготовительные упражнения.
Особо важную роль в тренировке, направленной на развитие быстроты одиночных движений, играет срочная информация о достигнутых результатах.
Развитие быстроты, средства для этого
Циклические (выполняются повторно, с увеличением частоты). Пример: работа на велотренажёре.
Быстроту можно совершенствовать, сформировав крепкую мышечную массу и повысив способность приложения максимальных сил в кратчайшее время. Помогут силовые упражнения с увеличением тяги.
Важно быстрые движения производить легко и непринужденно, не напрягая мышцы, когда они должны находиться в состоянии покоя. Этого можно достичь путем многократного повторения специальных упражнений со скоростью около 80% от максимума. Полученный опыт закрепится, станет безупречным и не будет поддаваться наружным, мешающим факторам среды.
Быстрота человека развивается путем самосовершенствования. Зачастую тренировочный процесс приостанавливается, потому что не используется нужная методика и средства, от которых зависит развитие двигательного качества. Это способствует выработке и закреплению доведенных до автоматизма движений, которые запоминает мозг. В этом случае рост быстроты приостанавливается, когда уровень других качеств, продолжает расти.
Чтобы этого не случилось, нужно неоднократно производить упражнения, не забывая о значительном проявлении волевых характеристик.
1. Быстрота как физическое качество это? 2. Что такое быстрота? 3. Какие бывают виды быстроты? 4. Какие бывают методы быстроты? 5. Опишите любые 3 метода и приведите пример. 6. Какая главная задача при воспитании быстроты? 7. Перечислить скоростные упражнения. 8. Привести по 3 примера циклические, ациклические и смешанные упражнения. 9. Напишите не менее 5 предложений о быстроте.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Быстрота. Методы развития и контроля
БЫСТРОТА. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ И КОНТРОЛЯ
1. Понятие «быстрота», ее характеристики.
3. Физиологическая характеристика быстроты.
4. Методы развития быстроты.
5. Методы оценки быстроты.
6. Профессионально-прикладное значение качества быстроты.
1. Понятие «быстрота», ее характеристики.
Быстрота в жизни человека имеет не такое малое значение как принято думать. В быту, дома и на работе, учебе вы сталкиваетесь с различными проявлениями быстроты, просто не задумываетесь над этим. Даже то, как вы собираетесь в институт, как быстро бежите за троллейбусом, как готовитесь к занятиям и т. д. И в дальнейшем вам придется быстро принимать решения, быстро и точно проводить ту или иную манипуляцию во время операции. Возможно, некоторые из вас свяжут свою жизнь со спортом и будут работать спортивными врачами или во врачебно-физкультурном диспансере, тогда тем более вам пригодятся эти знания. Я постараюсь сделать уклон на физиологические и биохимические аспекты качества быстроты, что ближе вам, нежели самим спортсменам.
Обычно выделяют 3 разновидности проявления скоростных качеств:
2. Быстрота реакции (на сигнал стартера, на изменение игровой ситуации и т. д.)
3. Быстрота, как необходимая характеристика темпа движений, т. е. способность быстро чередовать сокращение и расслабление необходимых мышечных групп. Эта разновидность исключительно важна в упражнениях циклического характера (бег, плавание, велоспорт и др.) так как позволяет не только увеличить темп движений, но и выполнять каждое движение более эффективно, с меньшей затратой сил и энергии.
3. Физиологическая характеристика быстроты.
Основной предпосылкой качества быстроты является врожденная способность человека к быстроте движений. Что мы предполагаем, говоря о врождённых способностях? В основе всех разновидностей проявления быстроты лежит подвижность нервных процессов. Только при очень быстрой взаимной смене возбуждения и торможения и соответствующей регуляции нервно-мышечного аппарата может быть достигнута высокая частота движений в сочетании оптимальным приложением силы. В этом состоит физиологическая сущность быстроты.
В состав мышц человека входят бледные и красные мышечные волокна. Типичными скоростными являются бледные, т. е. преобладание их в мышцах показывает на скоростные способности. Например, у темнокожих спортсменов в большинстве своем так оно и есть, поэтому они и лидируют в беге на короткие дистанции. При систематической тренировке мышца приспосабливается к тому виду усилий, которыми ее нагружают и при скоростных нагрузках мышечные волокна изменяют свою структуру и свойства. Говоря об анатомических особенностях, надо отметить, что здесь наиболее предпочтительна продольная ориентация мышечных волокон относительно продольной оси мышцы и более короткое крепление ее к кости. Немаловажное значение имеют и биохимические механизмы, обеспечивающие движение скоростного характера. В биохимическом аспекте быстрота особенно зависит от энергетических запасов в мышце (прежде всего АТФ и креатинфосфата, за счет расщепления которых происходит выделение большого количества анергии), и от темпа мобилизации химической энергии. Вследствие максимальной интенсивности работы образуется высокий кислородный долг, что приводит к значительному повышению молочной кислоты в крови. Поэтому способность к поглощению О2-долга и мощность буферных систем крови также имеют значение для достижений в упражнениях скоростного характера.
Предпосылками безупречной спортивной техники и высокой частоты движений является растяжимость, эластичность мышц и их способность к расслаблению и напряжению при переменной работе. Потому упражнения на растягивание и расслабление должны составлять постоянный элемент тренировки.
В скоростных упражнениях очень важную роль играет психологическая подготовка. Достижение исключительно возможной скорости требует максимального напряжения воли и зависит от интенсивности волевого усилия. В спринтерском беге нет внешнего раздражителя (например, планка в прыжках). Поэтому надо с помощью сознательно организованной волевой деятельности регулярно требовать от спортсмена больших волевых усилий. Лучше всего поможет соревнование с соперником, поэтому столь важна тренировка в коллективе.
Но в то же время, желание исполнять движение как можно быстрее, свое волевое усилие должно контролироваться сознанием того, что степень нервного возбуждения будет оптимальной и не выйдет за пороговый уровень. В противном случае возникнут нескоординированные, судорожные движения, снизится скорость.
3. Методы развитие быстроты.
Развивать быстроту (особенно с помощью игр) надо с 10-12 лет, тогда к 18-20 годам можно достичь высокого уровня его развития.
Быстрота движений повышается посредством специальных упражнений или целостным выполнением избранного вида. Причем скорость выполнения должна быть максимальной или близкой к ней, т. к. решающим фактором в тренировке быстроты является очень высокая интенсивность движения.
Существует 2 основных метода развития быстроты:
1. Повторное выполнение упражнений в затрудненных условиях (бег в гору, бег с отягощением (пояс, мешочек с песком, свинцом и т. д.), быстрые выпрыгивания с отягощением (с гирей, со штангой на плечах и т. д), прыжки с отягощением, быстрые выпрыгивания с преодолением сопротивления, бег по песку, или по воде, толкание или метание более тяжёлого снаряда.
2. Повторное выполнение упражнений в облегченных условиях
(бег с горы, метание облегчённых снарядов (для мужчин – женского копья, мячика и т. д.), бег под ветер, бег по укороченным отрезкам, прыжки в высоту, длину по плинтам, с мостиком, с повышенной опорой).
Оба эти метода очень эффективны, так как выполнение упражнений в измененных условиях способствует включению в действие новых временных, силовых и др. факторов и предъявляет к организму более высокие требования, что практически исключает привыкание организма к специальным упражнениям, приводящее к стабилизации спортивных результатов.
Выполнение упражнений при сочетании усложненных и обычных условий дает возможность занимающимся почувствовать разницу мышечных ощущений.
Интервалы между повторными нагрузками должны обеспечивать оптимальное восстановление работоспособности, в зависимости от длительности, интенсивности воздействий и меры визуальных способностей. Их продолжительность составляет примерно 4-6 мин, т. к. порог нервного возбуждения падает.
Регулярно в занятии надо измерять ЧСС и соответственно снижать или увеличивать нагрузку.
4. Методы оценки быстроты.
Качество быстроты контролируется и оценивается по способности спортсмена к проявлению элементарных форм быстроты:
— по времени простой двигательной реакции, времени реакции выбора, скорости одиночного движения, по частоте движений. Таким образом, для контроля быстроты определяют:
— время пробегания короткого отрезка дистанции;
— время от стартового сигнала до момента достижения максимальной скорости;
— количество движений за определенный отрезок времени (частота движения);
Определение силы нервной системы с помощью теппинг-теста.
Для этого используется секундомер, сдвоенный счетчик для измерения темпа движений. Методика теппинг-теста позволяет изучить силу нервной системы при произвольной двигательной деятельности. Сила в этом случае определяется динамикой изменения максимального темпа движений кисти руки.
Испытуемому предлагается нажимать на ключ с максимальной частотой до отказа. Через каждые 5 секунд снимаются показатели счетчика и после эксперимента высчитывается частота движений за каждый отрезок времени. При отсутствии сдвоенного счетчика используют лист бумаги и карандаш.
Реакция на звуковой раздражитель быстрее нежели на световой, где участвует зрительный анализатор.
6. Профессионально-прикладное значение качества быстроты.
Любая физическая деятельность человека в быту, требует определенного уровня развития физических качеств. Чем он выше, тем лучше работоспособность организма и выше производительность труда при одновременно меньших затратах энергии. Выбирая профессию, необходимо ориентироваться по своим качествам и идти работать согласно их развитию.
2. Грачёв култура: Учебное пособие / Под ред. –М.: ИКЦ «МАРТ»; Ростов н/Д: Изд. Центр «МАРТ», 2005.-С.204-210.
3. Лёгкая атлетика. Критерии отбора. Терра-Спорт, 2000.-247с.
4. Матвеев и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры, 4-ое издание. Стереотипное – М.: Омега-Л, 2004.- 160с.
5. Тер- Подготовка легкоатлета, современный взгляд. Терра-Спорт, 2000.-363с.
Быстрота (физическое качество), средства и методы развития
Быстрота как физическое качество – это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью.
В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства взглядов. Одни высказывают мысль, что физиологической основой быстроты является лабильность нервно-мышечного аппарата. Другие полагают, что важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. Многочисленными исследованиями доказано, что быстрота является комплексным двигательным качеством человека.
Быстрота – это качество, которое весьма многообразно и специфично проявляется в различных физических действиях человека.
Возьмем такой пример. Человек ведет автомобиль, и перед ним неожиданно возникает препятствие, требующее немедленной остановки. В этой ситуации быстрота водителя проявляется в двух формах:
Виды (Формы) быстроты
Быстрота имеет различные виды проявления. Различают быстроту как способность к быстрым двигательным реакциям на зрительный, звуковой или тактильный раздражитель.
Например, быстроту реакции фехтовальщика в ответ на действие противника, быстроту движения со старта бегуна на короткие дистанции.
Быстрота выражается также в способности к смене движений по направлению и характеру, прекращению движений. Это та сторона качества быстроты, которая в наибольшей мере проявляется в спортивных играх, скоростном спуске на лыжах, слаломе.
Основные виды проявления быстроты человека:
Выделяют также еще один вид проявления быстроты («скоростных качеств») – быстрое начало движения (то, что в спортивной практике называют «резкостью»).
Практически наибольшее значение имеет скорость целостных двигательных актов (бег, плавание и др.), а не элементарные виды проявления быстроты, хотя скорость целостного движения лишь косвенно характеризует быстроту человека.
Одной из характеристик быстроты является частота движений, играющая большую роль в таких действиях, как, например, спринтерский бег, работа на ключе радиопередатчика, исполнение трели на музыкальном инструменте и т.п.
Быстрота проявляется в способности к частоте повторных движений; например, движений баскетболиста, ведущего мяч, движений бегуна на короткие дистанции.
Чем меньше масса движущейся части тела, тем большую частоту можно развить ею. Наибольшая частота движений – пальцев и кисти в целом. Наиболее медленны по сравнению с движениями в лучезапястном, локтевом и плечевом суставах движения туловища. Быстрота частоты движений развивается весьма незначительно.
Для развития частоты движений можно использовать бег на месте с максимальной, естественно, частотой, но с минимальным подниманием стоп от пола. Это упражнение можно использовать и как соответствующий тест, подсчитывая количество шагов за 10 сек. (удобней подсчитывать касания пола какой-нибудь ногой).
С целью превышения максимальной скорости и частоты движений можно использовать звуковой ритм или соответствующую музыку. Под музыкальное сопровождение с отчетливым ускоряющимся ритмом, рассчитанное на 15-30 сек. передвижения, гораздо легче проявить предельную быстроту и попытаться превысить ее.
Так, в эксперименте бег на месте под ускорявшийся танцевальный ритм позволил спортсменам увеличить частоту движений на 5-8 %.
Быстрота проявляется также в способности преодолевать определенное расстояние в наиболее короткий отрезок времени, а также в импульсивности, резкости одиночных или повторных движений. Между указанными формами проявления быстроты имеется связь, но нет прямой зависимости.
Методы развития быстроты
Существует ряд методов развития быстроты:
Особенно рекомендуется соревновательный метод, который требует значительных волевых усилий. Эффективность этого метода повышается при групповом выполнении упражнений.
Главная задача при воспитании быстроты состоит в том, чтобы спортсмен преждевременно не специализировался в каком-либо одном упражнении скоростного характера, чтобы не включать в большом объеме однотипное повторение этого упражнения. Поэтому столь важно, чтобы спортсмены применяли скоростные упражнения возможно чаще в форме состязания или игры.
В программу занятий должны входить в значительном объеме такие скоростные упражнения, как спринтерский бег со старта и с хода, бег с ускорением, прыжки в длину и высоту с предельно быстрым отталкиванием, метание облегченных снарядов, подвижные и спортивные игры, предельно быстро выполняемые акробатические упражнения и разнообразные специальные подготовительные упражнения.
Особо важную роль в тренировке, направленной на развитие быстроты одиночных движений, играет срочная информация о достигнутых результатах.
Сопоставление объективных показателей быстроты, частоты движений, времени выполнения позволяет спортсменам улучшать эти параметры и делать правильные выводы об эффективности тренировки.
Средства развития быстроты
Для тренировки быстроты реакции, необходимой нам в самых разнообразных жизненных ситуациях, можно предложить множество упражнений.
Например, вы вытягиваете вперед руку с выпрямленной в вертикальной плоскости ладонью, а другой человек держит за верхний конец 30-40-сантиметровую линейку таким образом, чтобы ее нижний конец был вровень с ребром вашей ладони (на расстоянии 1-2 см от нее). Затем он неожиданно для вас отпускает линейку, а вы должны как можно быстрее схватить ее (предплечье должно оставаться неподвижным). При этом расстояние, которое линейка успела пролететь, будет характеризовать вашу быстроту реакции.
Мы рассмотрели пример с так называемой простой реакцией.
В жизни же нам приходится проявлять быстроту сложной реакции, когда мы заранее не знаем, как нам придется реагировать на то или иное неожиданное изменение обстановки. Соответственно и тренируется такая быстрота упражнениями, в которых в зависимости от сигнала человеку приходится выбирать ответное действие минимум из двух вариантов.
Модель такой ситуации – широко известная игра: один человек выставляет ладони открытыми кверху, а партнер накрывает их своими. Задача первого – быстро ударить любой своей рукой по тыльной стороне любой ладони соперника. У того более сложная задача – уловить, какой из четырех возможных вариантов начал выполнять партнер, и в зависимости от этого успеть отдернуть одну или другую руку.
Игра эта отлично тренирует быстроту реакции и быстроту движений рук в том объеме, в каком она проявляется в игровых действиях. Последнее обстоятельство очень важно иметь в виду.
Как мы уже сказали, скорость определенных движений развивается с помощью аналогичных же по структуре движений. А поскольку двигательная деятельность человека чрезвычайно многообразна и ситуации, которые могут потребовать от нас быстроты, практически непредсказуемы, тренировать быстроту отдельных движений с помощью простых упражнений нецелесообразно – слишком много их для этого понадобится.
Пожалуй, лишь быстроту разгибателей ног и рук есть смысл тренировать отдельно, ибо важней всего для человека, чтобы именно они обладали этим качеством. Здесь годятся обычные прыжки на носках, а также выпрыгивание вверх из положения приседа и полу-приседа. Данные упражнения можно выполнять как в утренней зарядке, так и в отдельной тренировке, но только на «свежую» силу, то есть в начале занятия.
Не следует выполнять упражнения, способствующие развитию быстроты, в состоянии утомления, так как при этом резко нарушается координация движений и теряется способность быстро выполнять их. Поэтому их и рекомендую включать в первую половину каждого тренировочного занятия, причем в небольших объемах. Количество повторений в одном тренировочном занятии небольшое. Для мышц рук выполняются всевозможные метания на дальность теннисного мяча, камешков – желательно одной и другой рукой.
В домашних условиях можно использовать такой прием: несколько первых отжиманий в упоре лежа делать с максимальной скоростью. Если более или менее быстрые отжимания не получаются, лучше выполнять их из «облегченного» исходного положения – с повышенной опорой руками.
Выполнение большинства технических приемов во многих видах спорта немыслимо без развития такого качества, как быстрота. Для его развития рекомендуются упражнения, в которых необходимо выполнять обусловленное движение на определенный сигнал. Чаще используется зрительный сигнал. При этом условия выполнения движений постепенно осложняются.
Например, для развития быстроты реагирования на сигнал стартера в беге на короткие дистанции вначале следует выполнять движения только руками, расположенными на повышенной опоре, затем постепенно снижать опору, упражняться в быстром реагировании движениями ног из более выпрямленного положения, постепенно увеличивая угол сгибания ног, и таким образом прийти к обычному положению на старте.
Внимание занимающихся должно быть сосредоточено на движениях, которые следует выполнять, а не на ожидаемом сигнале. Для улучшения быстроты реагирования целесообразно предварительно слегка напрячь мышцы тех частей тела, которыми предстоит сделать движение. Полезно изменять паузу между ожидаемым сигналом и его подачей, а также изменять силу сигнала.
Быстроту реакции на движущийся объект (в видах спорта типа единоборств, спортивных играх) прежде следует развить в упрощенных условиях, а затем постепенно осложнять ситуации. Одним из средств для развития быстроты реакции в спортивных играх может быть игра с малыми мячами вместо мячей обычного размера. Специальные упражнения для развития быстроты состоят из различных возможно быстрых движений. Важно знать, что приобретенная быстрота в движениях, несходных по двигательной структуре, не переносится на другое упражнение.
В движениях, координационно-сходных, дело обстоит по-другому. Так, например, быстрота, приобретенная в спринтерском беге, переносится на движения отталкивания в прыжках и на выпрямление ног в метаниях. Вот почему наиболее эффективны специальные упражнения для развития качества быстроты, максимально приближенные к элементам избранного вида спорта.
Выполнять упражнения в целостном виде нужно повторно, с такой быстротой или скоростью перемещения, которая близка к установившемуся пределу в данное время, и еще быстрее в облегченных условиях, а также возможно быстрее в затрудненных условиях.
Для развития быстроты движений используются также физические упражнения, в которых это качество проявляется в наибольшей мере, например бег на короткие дистанции, ряд подвижных и спортивных игр, метание облегченных снарядов, отдельные детали спортивных упражнений, выполняемых в высоком темпе или импульсивно, резко.
Упражнения для развития быстроты.
Рывки и ускорения из различных исходных положений (сидя, лежа, стоя на коленях и т.д.) по зрительному сигналу, плиометрические упражнения (использование быстрых, взрывных движений).
Различные сочетания имитационных упражнений, выполняемых в разной последовательности, способствует развитию такого вида быстроты, как быстрота переключения с одних действий на другие.
Для развития всех форм быстроты необходимо руководствоваться следующими положениями:
В процессе упражнений в циклических видах спорта нагрузку на организм следует регулировать по показателям частоты дыхания и пульса, а также руководствуясь возможностями занимающегося поддерживать скорость первых попыток и сохранять правильную координацию движений; перерывы для отдыха между отдельными повторениями должны быть такой длительности, чтобы частота дыхания приближалась к норме и вместе с тем не прошло возбуждение от предыдущего упражнения. Длительность перерыва для отдыха от одного повторения к другому на протяжении одного занятия должна постепенно увеличиваться.
На протяжении ряда лет тренировки, особенно юных спортсменов, уровень быстроты движений должен повышаться. Однако наблюдаются многочисленные случаи стабилизации этого качества на достигнутом уровне, что, надо думать, происходит из-за не предъявления в процессе тренировки новых, более высоких, требований к организму спортсмена, к его физическим и волевым качествам. Кроме того, вследствие множества повторений одного и того же действия с максимальной быстротой создается автоматизация движений, основанная на образовании и закреплении определенной системы нервных процессов. Это стабилизирует быстроту отталкивания, рывка, частоту движений спортсмена, препятствуя росту скорости даже тогда, когда уровень развития физических и волевых качеств повышается. Так создается «скоростной барьер», приостанавливающий прогресс в спортивных результатах. Чтобы избежать этого, следует начинать специализацию подростков и юношей в видах спорта, в которых преимущественно, проявляется быстрота (в частности, в беге на короткие дистанции), после того, как достигнут достаточно высокий уровень общей физической подготовленности путем занятий такими видами спорта, в которых движения выполняются в варьируемых условиях (например, занятий баскетболом, регби).
Заключение
Чтобы преодолеть скоростной барьер, необходимо применить такие средства, методы и условия, которые помогли бы спортсмену не только повысить предельную быстроту, но и в многократных повторениях закрепить ее на новом уровне. В принципе все упражнения и методы, используемые для развития быстроты и частоты движений с проявлением максимальных усилий, могут быть применены для преодоления скоростного барьера. Однако этому должна предшествовать специальная физическая подготовка, направленная на укрепление мускулатуры, подвижности суставов, на повышение выносливости.
Известно, что потенциальные возможности нервно-мышечной системы в быстроте движений значительно выше, чем принято считать. Свидетельство этому – выполнение в облегченных условиях движений с большой быстротой в условиях, способствующих увеличению темпа и импульсивности (например, бег по наклонной дорожке, плавание за лидером, метание облегченных снарядов, уменьшение размеров площадки в спортивных играх и др.). Но когда речь идет о максимальной быстроте движений в обычных условиях, то спортсмену чрезвычайно трудно перейти на новый, более высокий, ее уровень. Для этого нужны новые, более сильные, раздражители, которые вызвали бы и более энергичное проявление соответствующих физических и психических возможностей. Чтобы «развить» скоростной барьер, полезно также сделать большой перерыв в тренировке в избранном виде спорта, используя это время для занятий другими физическими упражнениями.
Естественно, что тренеров и спортсменов интересует проблема достижения стабильного уровня сверхбыстроты. Если после нескольких успешных попыток преодоления скоростного барьера в облегченных условиях спортсмен может сделать то же в обычных условиях, то достижение стабильности зависит лишь от числа повторений сверхбыстрых движений. Многократное повторение в конце концов приведет к образованию нужного двигательного навыка, устойчивого и в обычных условиях.
Большинство упражнений, применяемых для развития быстроты, предъявляет высокие требования к работе внутренних органов. Поэтому их могут применять только молодые, здоровые и хорошо тренированные люди. Резкие напряжения, используемые для развития быстроты, у недостаточно тренированных лиц могут привести к растяжениям и разрывам связок и мышечных волокон. В старшем и пожилом возрастах в силу высоких требований, предъявляемых к организму, упражнения для развития быстроты следует применять весьма осторожно и ограниченно.
⚠ [ Все материалы носят ознакомительный характер. Отказ от ответственности krok8.com ]