Что не входит в принципы библиотечной педагогики
Феденко Светлана Ивановна
«Школа №77 города Донецка»
Библиотечная педагогика возникла в России вместе с зарождением библиотек как социального института. Известно, например, опыт педагогической деятельности Е.Полоцкой в XXII веке в созданной ею библиотеке. Сама практика библиотечной деятельности превращала библиотеку в способ распространения просвещении в России. Параллельно закладывались научные основы библиотечной педагогики как особого раздела библиотековедения, синтезированного с педагогикой.
Интерес к библиотечной педагогике на протяжении веков то усиливался, то угасал. В конце XX века в связи с бурным развитием компьютерных технологий и социальных изменений, происшедших в стране, о библиотечной педагогике говорили больше в негативном ключе как о пережитке прошлого.
В 1990-е годы к устаревшим понятиям было отнесено и слово «воспитание». Оно перестало употребляться в официальных документах, в образовательной и библиотечной лексике. Библиотечное дело было причислено к сфере обслуживания. С началом нового столетия началось возрождение всей педагогической системы в стране. Ее актуальность была продиктована теми социальными рисками, в которых оказались общество и особенно дети (моральная деградация, разрушение семьи, культуры, кризис образования и чтения, волна агрессии, появление на книжном рынке антигуманной литературы и др.) В сфере образования стали разрабатываться программы духовно-нравственного воспитания детей. В библиотечном деле возобновился интерес к рекомендательной библиографии. Встала на повестку дня проблема библиотечного общения и усиления просветительской деятельности библиотек.
Чтобы не упустить главного в размышлении о библиотечной педагогике, целесообразно прежде рассмотреть общее понятие.
Начавшись как наука о воспитании детей, педагогика в процессе эволюции расширилась и стала охватывать такие понятия, как образование, обучение, воспитание, развитие личности.
Отличительная особенность библиотечной педагогики состоит в том, что она осуществляется средствами библиотечных ресурсов, то есть печатных изданий, сосредоточенных в фондах библиотеки и предназначенных для чтения, а также средствами информационных технологий, которыми располагает современная библиотека, работающая с детьми.
Образование в библиотечной педагогике осуществляется совокупностью универсальных систематизированных книжных фондов, отражающих не только предметы, изучаемые в школе, но и лежащие за их пределами.
Важным каналом получения знаний является научно-познавательная литература, справочные издания и энциклопедии, учебная и деловая литература.
Обучение осуществляется методом библиотечных уроков по информационной культуре и культуре чтения: выбор книги, ориентация в структуре книжных фондов, каталогов, в структуре самой книги, умение пользоваться энциклопедиями, справочниками, библиографическими пособиями и др.
В систему библиотечных уроков входит также поддержка и развитие интереса к чтению разных видов литературы.
Воспитание обеспечивает нравственное поведение личности читателя и реализуется в библиотеке через обращение к лучшим образцам художественной литературы, привитие интереса к ней, развитие способности к образному восприятию (громкие чтения, обсуждения, беседы, отзывы и др.) через переход от пассивной читательской позиции – к активной, творческой.
Особенность библиотечного общения состоит в том, что оно осуществляется с книгой в руках, строится на добровольных началах и всегда личностно-ориентированною. Воспитательный потенциал библиотечного общения нацелен на пробуждение в читающем ребенке самосознания, на поиски ответов на насущные вопросы его собственного бытия: кто он, зачем он, как жить ему среди людей и что он может им дать. Во многом помогают в этом примеры жизни замечательных людей страны и книги о них.
Помогают развитию мотивации общения с книгой разрабатываемые библиотекарями конкурсы на лучшего читателя, выявляющие лидеров чтения.
Развитие детей обеспечивается также усложнением используемых методических приемов от возраста к возрасту: от игры в младших классах –
к проектной деятельности старшеклассников.
Социализация детей в библиотеке предполагает научение их построению отношений с окружающими людьми, развитие стремления к сотрудничеству.
Социализирующий смысл несут книги о великих деятелей культуры, отдавших жизнь служению общему делу.
Большое значение в развитии готовности растущего человека к жизни в современном многонациональном государстве имеет толерантность – уважительное отношение к разнообразию культур народов, населяющих Россию.
Одним из основных ресурсов гуманизации детей в библиотеке, как и воспитания в целом – запасы классической художественной литературы. Недаром художественную литературу называют образным человековедением.
Ко многому обязывает введенное в мае 2011 года в «Кодекс этики Российского библиотекаря» положение: «Гуманизм является мировоззренческой основой библиотечной профессии». Задача библиотекаря через общение с читателем претворять это положение в жизнь.
Итак, в своих размышлениях о библиотечной педагогике мы подошли к ее фундаменту – к стимулированию чтения полноценных текстов, независимо от того, происходит ли оно с листа, «на слух», или с экрана.
Библиотечную педагогику можно с полным правом назвать педагогикой чтения.
В центре внимания и интересов школьного учителя стоит его предмет и успеваемость учащихся по данному предмету. Более думающий, «продвинутый» учитель может проявить интерес к проблеме связей его учебной дисциплины со смежными науками. И лишь наиболее мудрые учителя, ищущие смысл своей
Направленность профессиональной мысли библиотекаря обратная. Он идет к осмыслению общепредметных связей и от них к предметным и частным уровням.
Если с этих позиций обратиться к «Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров», то мы увидим, что акцент в ней сделан на обслуживающей функции этого центра, на удовлетворение потребностей участников образовательного процесса и выполнения ими образовательных программ.
Величайшая ценность чтения – творчество, обуславливающее созидательные потенции читающего ребенка. Особенно это касается чтения лучших произведений художественной литературы.
Смысловым стержнем всех докладов были новые и сверхновые информационные технологии, предназначенные для образования и требующие освоения, как библиотекарем, так и учащимися.
Проблемы воспитания и гуманизации детей, которые будут пользоваться новыми технологиями, в повестке дня не значились.
Остается надеяться, что следующие форумы школьных библиотек нового поколения, не отложат эту основополагающую для информационного общества проблему в долгий ящик.
Она достойна отдельного, специально посвященного ей форума.
Феденко С.И. Библиотечная педагогика.
Сотворчество библиотекаря и читателя,
построение диалога и воспитание личности
Ключевые слова: Библиотекарь, книга, читатель,
«Библиотечная педагогика в России»
Библиотечная педагогика в России
Педагогическая функция библиотеки, работающей с детьми, признана давно. Известен опыт просветительской деятельности Ефросиньи Полоцкой в XII веке в созданной ею библиотеке. Краткий экскурс в развитии библиотек в России от книгохранилищ к образовательным учреждениям сделал профессор Ю.Н. Столяров, он показал, что с расширением круга читателей, с ростом духовных потребностей общества, с развитием книгопечатания и полиграфического производства роль библиотеки возрастала. Определялась главная задача – помочь читателю найти ответ на любой интересующий его вопрос от самого утилитарного до самого отвлеченного. Сама практика библиотечно-библиографической деятельности превращала библиотеку в способ распространения народного просвещения в России.[1]
Параллельно закладывались научные основы библиотечной педагогики как особого раздела библиотековедения, формируемого на основе его синтеза с педагогикой. Неотъемлемой частью библиотечной педагогики в первые годы советской власти была ликвидация безграмотности, а позже помощь в самообразовании – самостоятельном приобретении человеком систематических знаний, основанном на его личном интересе. Для этой цели использовались индивидуальные консультации, информирование читателей, для них составлялись памятки и рекомендательные списки литературы по запрашиваемой теме.
Библиотечная педагогика, интегрирует в себе все составные части педагогики: образование, обучение, воспитание, развитие, социолизацию и гуманизацию. Отличительная особенность библиотечной педагогики состоит в том, что она осуществляется средствами библиотечных ресурсов, тот есть печатных изданий, сосредоточенных в фондах библиотеке и предназначенных для чтения детей, а также средствами информационных технологий, которыми располагает современная библиотека, работающая с детьми. Определенным образом влияет на посетителей библиотеки и сама библиотечная интеллектуальная насыщенная среда. Важным педагогическим преимуществом библиотеки является возможность неформального, свободного личностно-ориентированного общения с читателем, исключающего какое бы ни было принуждение.
Образование в библиотечной педагогике осуществляется совокупностью универсальных систематизированных книжных фондов, отражающие не только предметы, изучаемые в школе, но и лежащие за ее пределами. Придя в библиотеку, читатель оказывается во «вселенной» знаний, определенным образом упорядоченных.
Обучение как составная часть библиотечной педагогики – это привитие читателям, умения и навыков добывать информацию всеми существующими способами как из печатных, так и электронных источников.
Воспитание ресурсами библиотеки обеспечивает нравственное поведение личности читателя, и реализуется через приобщение к лучшим образцам художественной литературы, через привитие интереса к ней, через развитие способности к образному восприятию (громкие чтения, беседы, отзывы и др.).
Библиотечная педагогика, базисом которой является книга, с самого начала отличалась от школьно-урочной образовательной системы. Она приобрела черты, суть которых заключается в свободе общения библиотекаря с читателем, в опоре на его интересы, в отказе от оценок и домашних заданий, в отборе и рекомендации лучших книг, включаемых в круг чтения детей разного возраста. Педагогика сотрудничества, к которой школа только идет, в библиотеке освоена давно, и здесь учителю есть чему поучиться. [2]
Разговоры о библиотечной педагогике в профессиональной печати в разные периоды истории России то оживлялись, то затухали. О педагогической деятельности в этот период говорили в своих публикациях В.В. Розанов, Н.Ф. Федоров. Их работы определили дальнейшее развитие педагогического подхода к деятельности библиотек.
Исследуя историю библиотечной педагогики в ХХ веке, библиотековед Н.В. Збаровская установила, что термин «библиотечная педагогика» впервые использовал в 1915 году библиотековед Б.П. Гущин в рецензии на книгу Е. Н. Мединского «Методы внешкольной просветительской работы». В период 20-30 годы библиотечная педагогика, основываясь на общих законах педагогики, выделилась в самостоятельное направление исследований. После 30-х годов, как выявила Збаровская, понятие «библиотечная педагогика» в печати не упоминается. Вводится понятие «руководство чтением», основным средством «руководства чтением» становиться рекомендательная библиография.
Содержание библиотечной педагогики в советский период было подчинено задачам коммунистического воспитания и в целом носило агитационно-пропагандисткий характер. В 70-90-е годы ситуация в стране стала меняться, что изменило и направленность библиотечной работы с детьми. Коммунистическая риторика стала уходить в прошлое. В педагогике как науке был сделан акцент на всесторонне развитую личность. С утверждением в обществе либеральных ценностей, с усилением внимания к информационной деятельности педагогический аспект в библиотечной работе с детьми, особенно касающийся воспитания, стал угасать. Воспитательная функция библиотеки оказалась должным образом не обеспеченной. Пришедший на смену руководства чтением термин «библиотечное обслуживание» снизил педагогическую роль библиотеки, превратил ее номинально в сферу услуг.[3]
Библиотечная работа с детьми, хотя официально тоже перешла на рельсы библиотечного обслуживания, оставалась по сути педагогической. С точки зрения современной науки, педагогика раскрывает роль образовательного процесса в развитии личности, разрабатывает практические пути и способы повышения его результативности.
В трактовке педагогики как науки и особой сферы практической деятельности специалистов, единства нет.. Начинаясь, как наука о воспитании детей, педагогика в процессе эволюции расширяла свою сферу, и стала охватывать такие понятия, как образование, обучение, воспитание и развитие. В наше время к этим составным частям педагогики часто присоединяют еще одну – социализацию личности. В педагогических статьях можно встретить утверждение, что педагогика и социализация личности – это синонимы. Под социализацией понимают усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. Социализирующая педагогическая функция официально возложена на специальные образовательно-воспитательные учреждения: школы, гимназии, вузы. Огромное влияние на социализацию личности оказывает среда, в которой находится человек. Она может воздействовать на человека как позитивно, так и негативно. [4]
Проведя психологический мониторинг профессионального мастерства детских библиотекарей в 1991-1993 годах, библиотечный психолог
О.Л. Кабачек сделала вывод, что библиотечная педагогика –это уникальная лаборатория оперирующая всем лучшим в педагогике. Она базируется на добровольности ребенка, на его потребности в общении, свободном читательском самовыражении и развитии. Библиотечная педагогика – это достояние отечественной и мировой педагогики. Идя именно от того, что значимо для ребенка и соотнося его потребности с книгой, уча его ориентироваться в книжном мире, библиотекарь выполняет важную социальную миссию – приобщает детей к культуре, осуществляет свое посредничество между читателем и книгой.[5]
В конце ХХ века в качестве ведущей категории педагогики выдвинулось образование. В основе образования лежат знания о мире, обществе, природе и человеке. Общество знаний, в которое вступил постиндустриальный мир, потребовало образованных, компетентных в разных областях деятельности людей, выдвинуло качественно новые требования к системе образования. Его целью становится не получение человеком готовых знаний впрок, а создание мотивации и возможностей на основе приобретения существующих знаний рождать новые.
Образование как процесс педагогически организованной социализации обеспечивает интеграцию личности в национальную и мировую культуру, формирует общественного человека и гражданина и нацелено на совершенствование этого общества.
Одна из основных и самых сложных в педагогике категорий – категория «воспитание». Под воспитанием в широком смысле понимается одна из основных функций общества, направленная на передачу новым поколениям социально-исторического опыта, без которого невозможно воспроизводства общества, человека, существование самой человеческой цивилизации. С воспитанием часто связывают систему ценностей, способствующих становлению, формированию и развитию человека как личности, как духовного деятеля, как субъекта культуры.
Библиотечной педагогике присуща образовательная функция, которую часто называют просветительской и связывают с подвижничеством как социальным архетипом библиотекаря. Эта функция все чаще приобретает характер информационной деятельности, расширяющий кругозор детей, раскрывающий доступ ко всем богатствам знаний, как поддерживающих школьные программы, так и выходящих за ее рамки. Из библиотечных методов, расширяющих диапазон знаний школьников, надо назвать раскрытие богатства книжных фондов, тематические обзоры, просмотр книжных новинок, устные формы информирования, книжные выставки, лекции и другие средства приобщения к знаниям, в число которых входит Интернет. Один из каналов получения знаний – справочные издания и энциклопедии. Приобщая детей к ним, библиотекарь расширяет познавательные интересы детей.
Библиотеке, работающей с детьми, свойственна и обучающая функция, которая реализуется в форме библиотечных уроков, создания специальных памяток методико-практического характера, консультаций по конкретным вопросам, обучения технологии поиска и использования информации, работы с книгой.
Трактовка библиотечной деятельности как библиотечной педагогики сотрудничества коренным образом меняет технологические процессы, выдвигая на первое место общение с читателем.
В настоящее время преобладает мнение, что библиотечная педагогика присутствует во всех видах деятельности библиотеки. Способствуя целенаправленному и соответствующему интересам читателя доступу к знаниям и информации, влияя через книгу и чтение на внутренний мир ребенка, библиотека превращается в социальный институт с явно выраженной педагогической направленностью.
Библиотечная педагогика, в отличие от общеобразовательной, предполагает, добровольное посещение библиотеки, свободное межличностное общение читателя и библиотекаря, исключающее контроль над получением знаний, отсутствие иерархии во взаимоотношениях библиотекаря и читателя, а также отсутствие спущенных сверху стандартов и обязательных программ.
Главным средством библиотечной педагогики является книга, которая через чтение и его активацию со стороны библиотекаря способна влиять на читателя
1. Столяров Ю.Н. Библиотека: структурно функциональный подход/
/Ю.Н. Столяров. – М.: Книга, 1981. – 255 с.
2. Гайфутдинова, С.Н. Библиотекарь и учитель – сотрудничество,
сотворчество, содружество!] /С.Н. Гайфутдинова //Вестник
3. Бородина, В.А. Теория и технологии читательского развития в отечественном
библиотековедение: в 2ч. Ч.1.: Научные и методологические основы
/В.А. Бородина. – М.: Шк.б-ка, 2006. – 336 с.
4. Крейденко, В.С. Библиотечные исследования :учебно-
методическое пособие /В.С.Крейденко.- М.: Рус.шк. библ. Ассоциация,
5. Кашкаров, А.П. Приобщение к чтению: инновации для родителей,
инструментарий библиотекаря :Практическое пособие/А.П. Кашкаров. – М.:
Либерея-Бибинформ, 2012. – 95 с.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Библиотечная педагогика: ее роль в воспитании читателя
Педагогика и библиотека два очень близких друг другу понятия.
Просмотр содержимого документа
«Библиотечная педагогика: ее роль в воспитании читателя»
ее роль в воспитании читателя
Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными, а именно:
и искусство воспитывать
Библиотечная педагогика – дисциплина, формирующаяся на базе интеграции педагогики и библиотековедения.
Её предметом является проблемы теории чтения, пропаганда литературы, руководства чтением, используя положения педагогики о теоретических основах воспитания, об объеме и содержании знаний, характеризующих различные степени культурного развития человека
Отличия от общей педагогики:
Полная добровольность посещения библиотеки
Свободное межличностное общение читателя и библиотекаря
Исключение диктата и контроля над получением знаний
Отсутствие иерархии во взаимоотношениях ребенка и библиотекаря.
Отсутствие спущенных сверху нормативов и обязательных программ.
Главное средство библиотечной педагогики-книга, её воздействие на ум и эмоциональную сферу.
– осуществляется в рамках различных организаторских форм;
Наиболее последовательными в отстаивании идей библиотечной педагогики были представители Московской ( Айзенберг А.Я. Терехин В.И. Иванова Г.А.)
( Ванеев А.Н. Тихомирова И.И. Соколов А.В.) библиотечных школ
Становление и развитие библиотечной педагогики
Татищев В.Н. делил науки на нужные (домоводство, религия), полезные (письмо, языки, верховая езда) и вредные (ворожба, чернокнижие).
Главной задачей обучения он считал освоение «нужных» наук, дополняя их «науками щегольскими»:
(поэтикой, музыкой, живописью).
Служение самопознанию и подготовки к практической жизни.
Ставил задачу не только преподавать общеобразовательные дисциплины, но и воспитывать молодежь.
Теснейшая связь обучения с внеклассным чтением предписывалась гимназическим уставом Академии наук в середине XVIII века
Философ и библиотекарь Имануил Кант
Важнейшие принципы, реализуемые в процессе чтения:
• Руководство чтением осуществляют либо специалисты- учителя, наставники, библиотекари, либо сам читающий при достижении определенного читательского уровня.
• В процессе чтения познается новое знание не только благодаря содержащейся в книге информации, но и благодаря её творческой переборке.
• С помощью библиотекаря, наставника, воспитателя или самостоятельно следует выделять вопросы в связи с прочитанным для осмысления его содержания.
• Книга представляет обращенную речь одного человека, которому есть что сказать и очень хочется поделиться своими мыслями, к другому. Следовательно, необходимо проявить внимательность, воспитанность, умение вступать в диалог с автором.
Перцептивные способности педагога- умение проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики. *Суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых.
Что не входит в принципы библиотечной педагогики
«Личность не может развиваться в рамках потребления, ее развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ».
Необходимость создать учебное пособие для школьных библиотекарей возникла вместе с решением 6-го съезда Всероссийского Педагогического собрания (31 мая 2011 г.) присвоить им статус «педагог-библиотекарь». Было признано, что в условиях использования новых средств информационных технологий в системе образования, открывающих принципиально новые возможности, профессия школьного библиотекаря должна соответствовать новой модели школьной библиотеки как системообразующего элемента инновационной образовательной системы российских школ. Педагог-библиотекарь должен помочь детям и персоналу школ адаптироваться к новой среде обитания, насыщенной интенсивными потоками информации. Информационные знания и технологические навыки входят в круг обязанностей новой профессии, отличающих ее от всякой другой.
Педагогическая составляющая всегда была присуща школьному библиотекарю, как и любому библиотекарю, работающему с детьми. В базовое профессиональное образование библиотекарей давно включена дисциплина «Основы педагогического мастерства», а сама специальность выпускника библиотечно-информационного факультета вузов культуры называлась «Библиотекарь-библиограф, преподаватель». Однако на деле педагогическая составляющая профессии школьного библиотекаря признавалась чаще всего лишь в сообществе самих библиотекарей. В штате школы библиотекарь числился в статусе технического работника и не рассматривался в качестве участника образовательного процесса. Профессиональное сознание школьного библиотекаря как педагога было неадекватным его реальному положению в школе.
Новый статус поднял престиж школьного библиотекаря, ввел его в состав педагогического коллектива школы. Этот факт повлиял на профессиональное сознание школьного библиотекаря и побудил его решать вопрос о расширении поля своей профессиональной деятельности. Педагогическую деятельность предстояло осмыслить не как одну из функций профессии, ее факультативную часть, а как ее сущность, ее ядро. Сложность положения состояла в том, чтобы совместить две разные области знаний – педагогическую и библиотечную – в единое целое.
Чтобы войти в состав педагогического коллектива школы на равных и найти с учителями-предметниками общий язык, надо было освоить педагогическую терминологию, осознать свои новые компетентности и задачи, включиться в основные виды педагогической деятельности школы, вписать в них функционал новой должности, не дублируя при этом роль других участников педагогического процесса. Надо было осмыслить философию современного образования, понять, как оно связано с традициями, каков его вектор движения, разобраться в видах образовательной деятельности, найти в них свое место, понять, как распорядиться своими универсальными ресурсами, чтобы органично включиться в модернизацию школы.
С другой стороны, надо было сохранить значение библиотечной составляющей профессии, довести ее значение до администрации школы, до сознания каждого учителя и ученика, проявить себя уникальным помощником в учебно-образовательном процессе, показать ценность библиотечных ресурсов и библиотечных методов, их незаменимость при изучении учебных дисциплин и во внеклассной работе учителя. В этой связи одной из первоочередных задач, вставших перед школьным библиотекарем, стала задача наполнения содержанием новой профессии и повышение ее престижа. Степень целесообразности введения новой должности связана с определением новых функций, прав и обязанностей педагога-библиотекаря, с пониманием его миссии и значения.
Новое название профессии само по себе проблемы не решало, библиотекарю предстояло повышать педагогический авторитет в школе конкретными делами. При отсутствии руководящих указаний со стороны государства единственной опорой в становлении новой профессии, в осмыслении ее миссии стала Русская школьная библиотечная ассоциация (РШБА), возглавляемая ее президентом – подлинным энтузиастом библиотечного дела и борцом за судьбу школьных библиотек России, кандидатом педагогических наук Татьяной Дмитриевной Жуковой. РШБА сразу осознала необходимость в создании учебного пособия, раскрывающего сущность педагогической деятельности школьного библиотекаря в сегодняшнем информационно-образовательном пространстве школы, привести ее в соответствие с мировыми тенденциями и данными наук.
Имея многолетний опыт педагогической деятельности в обучении будущих библиотекарей для работы с детьми, сотни публикаций по этой проблематике, разработанный собственный учебный курс «Психология и педагогика детского чтения», а также ряд созданных ранее мной учебных пособий по библиотечной педагогике и психологии, я взяла на себя смелость взяться за учебное пособие о педагогической деятельности школьного библиотекаря. Была поставлена цель – осознать и обосновать сущность и специфику педагогической деятельности школьного библиотекаря в контексте общей и библиотечной педагогики с учетом тенденций развития образования в России и мире, рассмотреть ее в разных видах и ракурсах, соответствующих требованиям времени и задачам модернизации школы. Вместе с этим ставилась задача ориентировать педагога-библиотекаря через руководство чтением и когнитивную педагогику на развитие у школьников созидательной активности, гуманизма и культуры, на актуализацию творческого потенциала, на выявление и поддержку одаренных детей, на формирование информационно-образовательной культуры.
Пропагандируя ценности чтения для развития учеников, я как автор искала путь к взаимодействию педагога-библиотекаря с учительским персоналом школы и с родителями учеников, стремилась раскрыть уникальные ресурсы библиотеки, превратить ее в лабораторию активного обучения и познания. В этой связи особое внимание в связи с поставленными задачами обращено мной на психологическую и литературоведческую культуру педагога-библиотекаря как основу для повышения качества чтения учащихся и выявления ценностей разных видов и жанров литературы и их воспитательного потенциала.
Благословили меня на реализацию замысла пособия профессор МГУКИ Галина Александровна Иванова, согласившаяся стать научным редактором пособия, а также президент РШБА Татьяна Дмитриевна Жукова. Мне очень помогли их концептуальные доклады, сделанные на съездах и форумах школьных библиотек России, их статьи. Много дали для понимания сегодняшних проблем педагогической деятельности школьного библиотекаря непосредственные встречи с библиотекарями-практиками. Ценными для осмысления профессии были встречи с американскими преподавателями, готовящими кадры для школьных библиотек штата Техас (США), а также непосредственное посещение школьных библиотек Санкт-Петербурга и других городов России. Незаменимыми для понимания сущности профессии были публикации библиотекарей-практиков в журналах «Школьная библиотека», «Библиотечное дело», а также монографии моих коллег – преподавателей вузов культуры Н. И. Гендиной, E. H. Томашевой, A. B. Соколова, Г. А. Ивановой, Ю. Н. Столярова, В. А. Бородиной, С. А. Езовойидр.
Особое значение имела для данного пособия «Педагогическая концепция российской школьной библиотеки XXI века», разработанная A. B. Соколовым и представленная библиотечной общественности в конце марта 2014 года.
К программным документам относится и Декларация школьных библиотекарей России (Школьная библиотека. – 2014. – № 5, вкладка), в которой библиотека рассматривается как пространство библиотечной педагогики и определяется новая гуманистическая функция школьных библиотек.