Что не входит в понятие наличие угрозы безопасности

ЗАКОН РФ «О БЕЗОПАСНОСТИ» № 2446-1 от 5 марта 1992 года (в ред. Закона РФ от 25.12.92 № 4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.93 № 2288)

«О БЕЗОПАСНОСТИ» № 2446-1

от 5 марта 1992 года

(в ред. Закона РФ от 25.12.92 № 4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.93 № 2288)

Настоящий Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

Раздел I . Общие положения

Статья 1. Понятие безопасности и ее объекты

Статья 2. Субъекты обеспечения безопасности

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.

Статья 3. Угроза безопасности

Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Статья 4. Обеспечение безопасности

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.

Статья 5. Принципы обеспечения безопасности

Основными принципами обеспечения безопасности являются:

соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

интеграция с международными системами безопасности.

Статья 6. Законодательные основы обеспечения безопасности

Законодательные основы обеспечения безопасности составляют Конституция РСФСР, настоящий Закон, законы и другие нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности; конституции, законы, иные нормативные акты республик в составе Российской Федерации и нормативные акты органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятые в пределах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.

Статья 7. Соблюдение прав и свобод граждан при обеспечении безопасности

При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки.

Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Источник

Угрозы информационной безопасности

Защита данных
с помощью DLP-системы

И нформационная безопасность в самом широком смысле – это совокупность средств защиты информации от случайного или преднамеренного воздействия. Независимо от того, что лежит в основе воздействия: естественные факторы или причины искусственного характера – владелец информации несет убытки.

Принципы информационной безопасности

Обеспечение и поддержка информационной безопасности включают комплекс разноплановых мер, которые предотвращают, отслеживают и устраняют несанкционированный доступ третьих лиц. Меры ИБ направлены также на защиту от повреждений, искажений, блокировки или копирования информации. Принципиально, чтобы все задачи решались одновременно, только тогда обеспечивается полноценная, надежная защита.

Комплексное решение задач информационной безопасности обеспечивает DLP-система. «СёрчИнформ КИБ» контролирует максимальное число каналов передачи данных и предоставляет ИБ-службе компании большой набор инструментов для внутренних расследований.

Особенно остро ставятся основные вопросы об информационном способе защите, когда взлом или хищение с искажением информации потянут за собой ряд тяжелых последствий, финансовых ущербов.

Созданная с помощью моделирования логическая цепочка трансформации информации выглядит следующим образом:

Разновидности угроз информационной безопасности

Угрозой информации называют потенциально возможное влияние или воздействие на автоматизированную систему с последующим нанесением убытка чьим-то потребностям.

На сегодня существует более 100 позиций и разновидностей угроз информационной системе. Важно проанализировать все риски с помощью разных методик диагностики. На основе проанализированных показателей с их детализацией можно грамотно выстроить систему защиты от угроз в информационном пространстве.

Классификация уязвимостей систем безопасности

Угрозы информационной безопасности проявляются не самостоятельно, а через возможное взаимодействие с наиболее слабыми звеньями системы защиты, то есть через факторы уязвимости. Угроза приводит к нарушению деятельности систем на конкретном объекте-носителе.

Основные уязвимости возникают по причине действия следующих факторов:

Чаще всего источники угрозы запускаются с целью получения незаконной выгоды вследствие нанесения ущерба информации. Но возможно и случайное действие угроз из-за недостаточной степени защиты и массового действия угрожающего фактора.

Существует разделение уязвимостей по классам, они могут быть:

Если устранить или как минимум ослабить влияние уязвимостей, можно избежать полноценной угрозы, направленной на систему хранения информации.

Что не входит в понятие наличие угрозы безопасности

Объективные уязвимости

Этот вид напрямую зависит от технического построения оборудования на объекте, требующем защиты, и его характеристик. Полноценное избавление от этих факторов невозможно, но их частичное устранение достигается с помощью инженерно-технических приемов, следующими способами:

1. Связанные с техническими средствами излучения:

2. Активизируемые:

3. Те, что создаются особенностями объекта, находящегося под защитой:

4. Те, что зависят от особенностей элементов-носителей:

Случайные уязвимости

Эти факторы зависят от непредвиденных обстоятельств и особенностей окружения информационной среды. Их практически невозможно предугадать в информационном пространстве, но важно быть готовым к их быстрому устранению. Устранить такие неполадки можно с помощью проведения инженерно-технического разбирательства и ответного удара, нанесенного угрозе информационной безопасности:

1. Сбои и отказы работы систем:

2. Ослабляющие информационную безопасность факторы:

Субъективные уязвимости

Этот подвид в большинстве случаев представляет собой результат неправильных действий сотрудников на уровне разработки систем хранения и защиты информации. Поэтому устранение таких факторов возможно при помощи методик с использованием аппаратуры и ПО:

1. Неточности и грубые ошибки, нарушающие информационную безопасность:

2. Нарушения работы систем в информационном пространстве:

Ранжирование уязвимостей

Каждая уязвимость должна быть учтена и оценена специалистами. Поэтому важно определить критерии оценки опасности возникновения угрозы и вероятности поломки или обхода защиты информации. Показатели подсчитываются с помощью применения ранжирования. Среди всех критериев выделяют три основных:

Каждый показатель можно рассчитать как среднее арифметическое коэффициентов отдельных уязвимостей. Для оценки степени опасности используется формула. Максимальная оценка совокупности уязвимостей – 125, это число и находится в знаменателе. А в числителе фигурирует произведение из КД, КФ и КК.

Что не входит в понятие наличие угрозы безопасностиЧтобы узнать информацию о степени защиты системы точно, нужно привлечь к работе аналитический отдел с экспертами. Они произведут оценку всех уязвимостей и составят информационную карту по пятибалльной системе. Единица соответствует минимальной возможности влияния на защиту информации и ее обход, а пятерка отвечает максимальному уровню влияния и, соответственно, опасности. Результаты всех анализов сводятся в одну таблицу, степень влияния разбивается по классам для удобства подсчета коэффициента уязвимости системы.

Какие источники угрожают информационной безопасности?

Если описывать классификацию угроз, которые обходят защиту информационной безопасности, то можно выделить несколько классов. Понятие классов обязательно, ведь оно упрощает и систематизирует все факторы без исключения. В основу входят такие параметры, как:

1. Ранг преднамеренности совершения вмешательства в информационную систему защиты:

2. Характеристики появления:

3. Классификация непосредственной причины угрозы. Виновником может быть:

4. Степень активности действия угроз на информационные ресурсы:

Существует еще одна классификация источников угроз информационной безопасности. Она основана на других параметрах и также учитывается во время анализа неисправности системы или ее взлома. Во внимание берется несколько показателей.

Классификация угроз

При этом не стоит забывать о таких угрозах, как случайные и преднамеренные. Исследования доказали, что в системах данные регулярно подвергаются разным реакциям на всех стадиях цикла обработки и хранения информации, а также во время функционирования системы.

В качестве источника случайных реакций выступают такие факторы, как:

Для контроля событий в программных и аппаратных источниках удобно использовать SIEM-систему. «СёрчИнформ SIEM» обрабатывает поток событий, выявляет угрозы и собирает результаты в едином интерфейсе, что ускоряет внутренние расследования.

Погрешности в функционировании программного обеспечения встречаются чаще всего, а в результате появляется угроза. Все программы разрабатываются людьми, поэтому нельзя устранить человеческий фактор и ошибки. Рабочие станции, маршрутизаторы, серверы построены на работе людей. Чем выше сложность программы, тем больше возможность раскрытия в ней ошибок и обнаружения уязвимостей, которые приводят к угрозам информационной безопасности.

Часть этих ошибок не приводит к нежелательным результатам, например, к отключению работы сервера, несанкционированному использованию ресурсов, неработоспособности системы. Такие платформы, на которых была похищена информация, могут стать площадкой для дальнейших атак и представляют угрозу информационной безопасности.

Чтобы обеспечить безопасность информации в таком случае, требуется воспользоваться обновлениями. Установить их можно с помощью паков, выпускаемых разработчиками. Установление несанкционированных или нелицензионных программ может только ухудшить ситуацию. Также вероятны проблемы не только на уровне ПО, но и в целом связанные с защитой безопасности информации в сети.

Преднамеренная угроза безопасности информации ассоциируется с неправомерными действиями преступника. В качестве информационного преступника может выступать сотрудник компании, посетитель информационного ресурса, конкуренты или наемные лица. Причин для совершения преступления может быть несколько: денежные мотивы, недовольство работой системы и ее безопасностью, желание самоутвердиться.

Есть возможность смоделировать действия злоумышленника заранее, особенно если знать его цель и мотивы поступков:

Например, для работников банков можно выделить такие намеренные угрозы, которые можно реализовать во время деятельности в учреждении:

Конкретные примеры нарушения защиты информации и доступа к данным

Несанкционированный доступ – один из самых «популярных» методов компьютерных правонарушений. То есть личность, совершающая несанкционированный доступ к информации человека, нарушает правила, которые зафиксированы политикой безопасности. При таком доступе открыто пользуются погрешностями в системе защиты и проникают к ядру информации. Некорректные настройки и установки методов защиты также увеличивают возможность несанкционированного доступа. Доступ и угроза информационной безопасности совершаются как локальными методами, так и специальными аппаратными установками.

С помощью доступа мошенник может не только проникнуть к информации и скопировать ее, но и внести изменения, удалить данные. Делается это с помощью:

Из всего разнообразия методов доступа и угроз информации можно условно выделить основные преступления:

Перехват паролей – распространенная методика доступа, с которой сталкивалось большинство сотрудников и тех, кто занимается обеспечением информационной безопасности. Это мошенничество возможно с участием специальных программ, которые имитируют на экране монитора окошко для ввода имени и пароля. Введенные данные попадают в руки злоумышленника, и далее на дисплее появляется сообщение о неправильной работе системы. Затем возможно повторное всплывание окошка авторизации, после чего данные снова попадают в руки перехватчика информации, и так обеспечивается полноценный доступ к системе, возможно внесение собственных изменений. Есть и другие методики перехвата пароля, поэтому стоит пользоваться шифрованием паролей во время передачи, а сделать это можно с помощью специальных программ или RSA.

Способ угрозы информации «Маскарад» во многом является продолжением предыдущей методики. Суть заключается в действиях в информационной системе от лица другого человека в сети компании. Существуют такие возможности реализации планов злоумышленников в системе:

Особенно опасен «Маскарад» в банковских системах, где манипуляции с платежами приводят компанию в убыток, а вина и ответственность накладываются на другого человека. Кроме того, страдают клиенты банка.

Незаконное использование привилегий – название разновидности хищения информации и подрыва безопасности информационной системы говорит само за себя. Именно администраторы наделены максимальным списком действий, эти люди и становятся жертвами злоумышленников. При использовании этой тактики происходит продолжение «маскарада», когда сотрудник или третье лицо получает доступ к системе от имени администратора и совершает незаконные манипуляции в обход системы защиты информации.

Но есть нюанс: в этом варианте преступления нужно перехватить список привилегий из системы предварительно. Это может случиться и по вине самого администратора. Для этого требуется найти погрешность в системе защиты и проникнуть в нее несанкционированно.

Угроза информационной безопасности может осуществляться на умышленном уровне во время транспортировки данных. Это актуально для систем телекоммуникаций и информационных сеток. Умышленное нарушение не стоит путать с санкционированными модификациями информации. Последний вариант выполняется лицами, у которых есть полномочия и обоснованные задачи, требующие внесения изменений. Нарушения приводят к разрыву системы или полному удалению данных.

Существует также угроза информационной безопасности, которая нарушает конфиденциальность данных и их секретность. Все сведения получает третье лицо, то есть посторонний человек без права доступа. Нарушение конфиденциальности информации имеет место всегда при получении несанкционированного доступа к системе.

Угроза защите безопасности информации может нарушить работоспособность компании или отдельного сотрудника. Это ситуации, в которых блокируется доступ к информации или ресурсам ее получения. Один сотрудник создает намеренно или случайно блокирующую ситуацию, а второй в это время натыкается на блокировку и получает отказ в обслуживании. Например, сбой возможен во время коммутации каналов или пакетов, а также угроза возникает в момент передачи информации по спутниковым системам. Их относят к первичным или непосредственным вариантам, поскольку создание ведет к прямому воздействию на данные, находящиеся под защитой.

Выделяют такие разновидности основных угроз безопасности информации в локальных размерах:

Даже защитная система компьютера представляет собой ряд угроз защите безопасности. Поэтому программистам необходимо учитывать угрозу осмотра параметров системы защиты. Иногда угрозой могут стать и безобидные сетевые адаптеры. Важно предварительно установить параметры системы защиты, ее характеристики и предусмотреть возможные пути обхода. После тщательного анализа можно понять, какие системы требуют наибольшей степени защищенности (акцент на уязвимостях).

Раскрытие параметров системы защиты относят к непрямым угрозам безопасности. Дело в том, что раскрытие параметров не даст реализовать мошеннику свой план и скопировать информацию, внести в нее изменения. Злоумышленник только поймет, по какому принципу нужно действовать и как реализовать прямую угрозу защиты безопасности информации.

На крупных предприятиях методами, защищающими информационную безопасность, должна заведовать специальная служба безопасности компании. Ее сотрудники должны искать способы воздействия на информацию и устранять всевозможные прорывы злоумышленников. По локальным актам разрабатывается политика безопасности, которую важно строго соблюдать. Стоит обратить внимание и на исключение человеческого фактора, а также поддерживать в исправности все технические средства, связанные с безопасностью информации.

Наносимый ущерб

Степени и проявления ущерба могут быть разными:

Возможность причинения ущерба есть у лица, которое совершило правонарушение (получило несанкционированный доступ к информации, или произошел взлом систем защиты). Также ущерб может быть нанесен независимо от субъекта, обладающего информацией, а вследствие внешних факторов и воздействий (техногенных катастроф, стихийных бедствий). В первом случае вина ложится на субъекта, а также определяется состав преступления и выносится наказание посредством судебного разбирательства.

Возможно совершение деяния:

Ответственность за правонарушение по отношению к информационным системам выбирается согласно действующему законодательству страны, в частности, по уголовному кодексу в первом случае. Если преступление совершено по неосторожности, а ущерб нанесен в малых размерах, то ситуацию рассматривает гражданское, административное или арбитражное право.

Ущербом информационного пространства считаются невыгодные для собственника (в данном случае информации) последствия, связанные с потерей материального имущества. Последствия проявляются в результате правонарушения. Выразить ущерб информационным системам можно в виде уменьшения прибыли или ее недополучения, что расценивается как упущенная выгода.

Главное, вовремя обратиться в суд и выяснить состав преступления. Ущерб нужно классифицировать согласно правовым актам и доказать его в судебном процессе, а еще важно выявить размер деяния личностей, размер их наказания на основе законодательства. Такими преступлениями и безопасностью чаще всего занимается киберполиция или служба безопасности страны в зависимости от объема и значимости вмешательства в информацию.

Одновременное использование DLP- и SIEM-систем решает задачу защиты данных более эффективно. Испытать программы на практике можно во время бесплатного 30-дневного триала. Узнать детали.

Задержки у атакующей информационную безопасность стороны возможны только в связи с прохождением системы защиты. Абсолютных способов обезопасить себя от угроз не существует, поэтому информационную систему защиты требуется всегда усовершенствовать, поскольку мошенники тоже усовершенствуют свои методики. Пока не придуман универсальный способ, который подходит каждому и дает стопроцентную защиту. Важно остановить проникновение злоумышленников на раннем уровне.

ПОПРОБУЙТЕ «СЁРЧИНФОРМ КИБ»!

Полнофункциональное ПО без ограничений по пользователям и функциональности.

Источник

ТЕМА 1. ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Цели и задачи изучения темы:

Оглавление:

1.1.Основные положения теории информационной безопасности информационных систем

На сегодняшний день сеть Интернет становится неотъемлемой частью ведения бизнеса, позволяющей работать с большими массивами информации и осуществлять мгновенную коммуникацию с географически разрозненными регионами. Глобальная сеть Интернет стала универсальным средством связи и общения. Вместе с тем, Интернет является очень трудно контролируемым каналом распространения информации, что приводит к тому, что средства World Wide Web нередко используются для получения несанкционированного доступа к конфиденциальной и закрытой коммерческой информации со стороны злоумышленников и различного рода мошенников. Сеть Интернет играет существенную роль и в так называемой «конкурентной» разведке – сборе сведений о действиях и планах конкурирующих организаций с целью дальнейшего ослабления их рыночных позиций. Различного рода информационные угрозы для деятельности предприятия могут создаваться как единичными мошенниками или хулиганствующими непрофессиональными субъектами, так и мощными, высокопрофессиональными организациями, задействованными в многоуровневых стратегиях конкурентной борьбы.

Специфика бизнеса, человеческий фактор, несовершенство законодательства и технические недостатки современных информационных систем обуславливают повышенный риск корпоративных информационных сетей. К основным нарушениям информационной безопасности, приносящим материальный ущерб, относятся: коммерческий шпионаж, утечки и потери информации из-за халатности сотрудников, внутренние инциденты с персоналом, компьютерные вирусы, нападения хакеров.

Ущерб, как известно, легче предотвратить, чем восполнить. С развитием информационных систем и средств их защиты одновременно совершенствуются и способы нападения со стороны злоумышленников.

Превалирующими по объему потерь преступлениями в информационной сфере являются:

При разработке эффективной защиты информационных систем должны быть поставлены следующие цели:

Адекватная защита информации требует соответствующей комбинации политики безопасности, организационных мер защиты, технических средств защиты, обучения и инструктажей пользователей и плана обеспечения непрерывной работы.

Задачи информационной безопасности (да и безопасности любого другого рода) сводятся, как правило, к минимизации ущерба при возможных воздействиях, а также к предсказанию и предотвращению таких воздействий.

Соответственно, составляющими информационной безопасности являются:

Вкратце все это можно сформулировать следующим образом. Основными задачами информационной безопасности являются:

Все эти три задачи реализуются за счет проведения соответствующих организационных мероприятий и применения аппаратно/программных средств защиты конфиденциальной информации.

Виды противников или «нарушителей» информационной безопасности (ИБ). Среди внешних противников ИБ за последние годы существенно возросло число инцидентов, связанных с использованием так называемых брешей в системном программном обеспечении для несанкционированного проникновения через сеть Интернет в информационные ресурсы, увеличилось количество случаев нарушения нормальной работы из-за влияния программ-вирусов, возросло количество отказов в обслуживании, связанных с переполнением буфера при появлении «спама» в электронной почте.

Анализ структуры внутренних угроз показывает, что наиболее серьезные нарушения в области ИБ представляют такие негативные проявления человеческого фактора в работе персонала, как самовольная установка и использование нерегламентированного программного обеспечения, увеличение случаев использования оборудования и ресурсов в личных целях. Одновременно отмечается снижение количества случаев, связанных с установкой и использованием нерегламентированного оборудования вследствие ужесточения контроля со стороны администрации.

1.2. Нарушения информационной безопасности

Анализ угроз ИБ. О рганизация обеспечения ИБ должна носить комплексный характер. Она должна основываться на глубоком анализе всевозможных негативных последствий. Анализ негативных последствий предполагает обязательную идентификацию возможных источников угроз, факторов, способствующих их проявлению (уязвимостей) и как следствие определение актуальных угроз информационной безопасности. Исходя из этого, моделирование и классификацию источников угроз и их проявлений, целесообразно проводить на основе анализа взаимодействия логической цепочки:источники угроз – уязвимость – угроза (действие) – последствия.

Источники угроз – это потенциальные антропогенные, техногенные и стихийные угрозы безопасности.

Уязвимость – это присущие объекту ИС причины, приводящие к нарушению безопасности информации на конкретном объекте и обусловленные недостатками процесса функционирования объекта ИС, свойствами архитектуры ИС, протоколами обмена и интерфейсами, применяемым программным обеспечением и аппаратной платформы, условиями эксплуатации, невнимательностью сотрудников.

Последствия – это возможные действия реализации угрозы при взаимодействии источника угрозы через имеющиеся уязвимости.

Классификация угроз информационной безопасности

Основными угрозами информации являются :

Классификация источников угроз ИБ

Носителями угроз безопасности информации являются источники угроз. В качестве источников угроз могут выступать как субъекты (личность) так и объективные проявления. Причем источники угроз могут находиться как внутри ИС – внутренние источники, так и вне нее – внешние источники.

Все источники угроз информационной безопасности можно разделить на три основные группы:

Угрозы, как правило, появляются не сами по себе, а через уязвимости, приводящие к нарушению безопасности в ИС. Уязвимости присущие ИС, неотделимы от нее, и обуславливаются недостатками процесса функционирования, свойствами архитектуры ИС, протоколами обмена и интерфейсами, применяемым программным обеспечением и аппаратной платформой, условиями эксплуатации и расположения.

Источники угроз могут использовать уязвимости для нарушения безопасности информации, получения незаконной выгоды (нанесения ущерба собственнику, владельцу, пользователю информации).

Устранение или существенно ослаблен ие уя звимостей, влияет на возможности реализации угроз безопасности информации.

Существуют следующая классификация уязвимостей:

Субъективные зависят от действий сотрудников, в основном устраняются организационными и программно – аппаратными методами:

Случайные – зависят от особенностей окружающей ИС среды и непредвиденных обстоятельств.

Обзор потенциальных угроз безопасности.

Территориально распределенная структура ИС создает ряд предпосылок для реализации разнообразия потенциальных угроз ИБ, которые могут нанести ущерб ИС. Это разнообразие настолько велико, что не позволяет предусмотреть каждую угрозу. Поэтому анализируемые характеристики угроз надо выбирать с позиций здравого смысла, одновременно выявляя не только сами угрозы, размер потенциального ущерба, но их источники и уязвимости системы.

Для любой ИС характерны антропогенные, техногенные и стихийные источники угроз, которые воздействуют на систему через ее уязвимости, характерные для любой ИС (как бы она идеально не была построена), реализуя тем самым угрозы ИБ.

Определим потенциальные угрозы ИБ для ИС.

Антропогенные источники угроз ИБ

В качестве антропогенного источника угроз для ИС можно рассматривать субъекта (личность), имеющего доступ (санкционированный или несанкционированный) к работе со штатными средствами защищаемого объекта. Источники, действия которых могут привести к нарушению безопасности информации могут быть как внешними так и внутренними, как случайными, так и преднамеренными. Внутренние и внешние источники могут использовать различные классы уязвимостей: объективные, субъективные, случайные. Методы противодействия для данной группы управляемы, и напрямую зависят от службы безопасности.

Случайные (непреднамеренные). Данные источники могут использовать такие классы уязвимостей, как субъективные и случайные. Субъективные могут выражаться в ошибках, совершенных при проектировании ИС и ее элементов, ошибками в программном обеспечении. Случайные могут определятся различного рода сбоями и отказами, повреждениями, проявляемыми в ИС. К таким источникам можно отнести персонал поставщиков различного рода услуг, персонал надзорных организаций и аварийных служб, др. Действия (угрозы) исходящие от данных источников совершаются по незнанию, невнимательности или халатности, из любопытства, но без злого умысла. Основные угрозы от таких действий – уничтожение, блокирование, искажение информации.

Преднамеренные. Проявляются в корыстных устремлениях субъектов (злоумышленников). Основная цель таких источников – умышленная дезорганизация работы, вывода системы из строя, разглашения и искажения конфиденциальной информации за счет проникновение в систему посредством несанкционированного доступа (НСД) и утечки по техническим каналам. Угрозы от таких источников могут быть самые разные: хищение (копирование информации); уничтожение информации; модификация информации; нарушение доступности (блокирование) информации; навязывание ложной информации. В качестве таких источников могут выступать: потенциальные преступники (террористы) и хакеры; недобросовестные партнеры; представители силовых структур.

Для реализации этих угроз внешние преднамеренные источники могут использовать следующие три класса уязвимостей: объективные; субъективные; случайные. Каждым отдельным источником может использоваться определенный класс уязвимостей, в зависимости от преследуемой цели. Например, хакеры могут воспользоваться сбоями в программном обеспечении (случайные уязвимости), недобросовестные партнеры, для получения доступа к информации, могут воспользоваться активизируемыми программными закладками, встроенными в поставленном ими же программном обеспечении (объективные уязвимости), др.

Внутренние источники – как правило, представляют собой первоклассных специалистов в области эксплуатации программного обеспечения и технических средств, знакомых со спецификой решаемых задач, структурой и основными функциями и принципами работы программно – аппаратных средств защиты информации, имеют возможность использования штатного оборудования и технических средств ИС. К таким источника можно отнести: основной персонал; представителей служб безопасности; вспомогательный персонал; технических персонал (жизнеобеспечение, эксплуатация). Внутренние антропогенные источники, в связи с их положением в ИС, для реализации угроз, могут использовать каждый из классов уязвимостей (объективные, субъективные, случайные), опять же в зависимости от преследуемых целей. Угрозы от таких источников, также могут самые разные: хищение (копирование информации); уничтожение информации; модификация информации; нарушение доступности (блокирование) информации; навязывание ложной информации.

Угрозы этой группы, могут реализовываться различными методами: аналитические; технические; программные; социальные; организационные.

При организации защиты службы ИБ должны определять степень доступности каждого источника к защищенному объекту, квалификацию и привлекательность совершения деяний со стороны источника угрозы.

Меры защиты (противодействия) от таких источников должны тщательно продумываться, к ним можно отнести:

Список способов противодействия должен, в случае необходимости пополнятся новыми средствами защиты.

Источники угроз данной группы, напрямую зависят от свойств техники и, поэтому требуют не меньшего внимания. Данные источники также могут быть как внутренними, так и внешними.

Внешние источники – средства связи (телефонные линии); сети инженерных коммуникаций (водоснабжение, канализации).

Внутренние источники – некачественные технические средства обработки информации; некачественные программные средства обработки информации; вспомогательные средства охраны (охраны, сигнализации, телефонии); другие технические средства, применяемые в ИС.

Данная группа источников менее прогнозируема и напрямую зависит от свойств техники применяемой в ИС и поэтому требует особого внимания со стороны служб ИБ. Угрозы от таких источников могут быть следующие: потеря информации, искажение блокирование, др. Для предотвращения таких угроз необходимо использовать (по возможности) надежную вычислительную и другую необходимую для надежного функционирования технику, лицензионное программное обеспечение (ПО). Также во время анализа, не стоит упускать непредвиденные ошибки пользователей во время эксплуатации техники и ПО. Таки ошибки могут создать слабости, которыми в свою очередь могут воспользоваться злоумышленники. Согласно статистике, 65% потерь – следствие таких ошибок. Пожары и наводнения можно считать пустяками по сравнению с безграмотностью и расхлябанностью как пользователей, так и персонала.

Анализ угроз ИБ является одним из ключевых моментов политики безопасности любой ИС. Разрабатывая политику безопасности, соответствующим службам целесообразно использовать системный подход.

Под системностью понимается, прежде всего, то, что защита информации заключается не только в создании соответствующих механизмов, а представляет собой регулярный процесс, осуществляемый на всех этапах жизненного цикла ИС, с применением единой совокупности законодательных, организационных и технических мер, направленных на выявление, отражение и ликвидации различных видов угроз информационной безопасности.

Однако, к сожалению, эти системы, призванные идентифицировать и отражать нападения хакеров, сами могут быть подвержены несанкционированным воздействиям, которые могут нарушить работоспособность этой системы, что не позволит ей выполнять поставленные перед ней задачи. По этой причине целесообразно рассмотреть единую классификацию (таксономию) атак на системы обнаружения вторжения.

В первую очередь обычно атакуют сенсор. Поскольку сенсор – это совокупность аппаратно/программных средств, то его работа невозможна без операционной системы, сетевого драйвера и сетевой карты. Рассмотрим возможные атаки на сенсор, начиная с самого «низа».

Сетевая карта. Этот компонент задействуется для двух целей – получение доступа к сетевому трафику, в котором ищутся следы атак (если речь не идет о специальных платах обнаружения атак, вставляемых в шасси коммутатора или маршрутизатора, или специальном ПО обнаружения атак для маршрутизатора), а также для передачи на консоль управления сигналов тревоги.

Сетевой драйвер. Неправильная реализация сетевого стека позволяет посылать на сенсор определенным образом сформированные пакеты, что приводит к блокировке системы («синий экран»).

Возможны вторжения через «прорехи» в операционных системах. Через этот компонент атаки на IDS более чем реальны.

Модуль захвата данных. В том случае, если он оперирует сетевыми пакетами, то достаточно послать на него либо нестандартные (т.е. несоответствующие) пакеты, либо организовать «лавинный» трафик, который сенсор не способен обработать. Если он оперирует журналом регистрации, то можно «переполнить» этот журнал и старые события будут перезаписаны новыми.

Подсистема реагирования. Даже если система IDS обнаружила атаку, то достаточно не дать ей прореагировать на нападение и эффективность системы обнаружения вторжений будет сведена к нулю.

Следующим компонентом системы обнаружения атак является сервер управления, на который и поступают сигналы тревоги от сенсора. Поскольку сервер управления в свою очередь взаимодействует с сенсором, консолью или базой данных, то если противник сможет заблокировать эти каналы, то система IDS не сможет нормально функционировать.

База данных, хранящая события. Кроме блокирования ее взаимодействия с сервером управления, противник может попытаться ее переполнить ложными сигналами тревоги.

Сетевое оборудование тоже может стать мишенью для хакеров, что приведет к нарушению взаимодействия между компонентами IDS. Например, можно отключить порт, к которому подключен любой из компонентов системы обнаружения атак.

Для проведения атак на систему обнаружения вторжений противник может использовать также и механизм аутентификации. Для этого достаточно удалить ключ аутентификации одного из компонентов IDS и процесс аутентификации уже не выполнится. Следовательно, компоненты не смогут обмениваться между собой информацией.

1.3. Концепция информационной безопасности

Концепция Информационной Безопасности – это система взглядов на проблему обеспечения Информационной Безопасности, взаимоувязывающая правовые, организационные и программно-аппаратные меры защиты и основанная на анализе защищенности информационной системы в разрезе видов угроз и динамики их развития.

Правовую основу Концепции должна составлять Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации «О безопасности», «О государственной тайне», «Об информации, информатизации и защите информации», Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде и архивах, другие законодательные акты Российской Федерации, а также международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией, определяющие права и ответственность граждан, общества и государства в информационной сфере.

В зависимости от требований к режиму Информационной Безопасности, различают базовый и повышенный уровни ее обеспечения.

Базовый уровень Информационной Безопасности предполагает упрощенный подход к анализу рисков, при котором рассматривается стандартный набор распостраненных угроз без оценки вероятностей их проявления. Для нейтрализации угроз применяется типовой комплекс контрмер, а вопросы эффективности в расчет не берутся. Подобный подход приемлем, если ценность защищаемых ресурсов в данной организации не слишком высока.

В ряде случаев базового уровня недостаточно. Для обеспечения повышенного уровня Информационной Безопасности необходимо знать параметры, характеризующие степень безопасности информационной системы и количественные оценки угроз, уязвимостей и рисков по отношению к ценности информационных ресурсов. Как правило, выбор концепции проводится на основе анализа нескольких вариантов по критерию стоимость/эффективность.

Несмотря на существенную разницу в методологии обеспечения базового и повышенного уровней безопасности можно говорить о единой концепции Информационной Безопасности.

Анализ мирового и отечественного опыта обеспечения Информационной Безопасности диктует необходимость создания целостной системы безопасности, взаимоувязывающей правовые, организационные и программно-аппаратные меры защиты и использующей современные методы прогнозирования, анализа и моделирования ситуаций.

Из анализа действующего законодательства вытекает, что правовой защите подлежит главным образом документированная информация (документ), зафиксированная на материальном носителе с реквизитами, т.е. информация, облеченная в форму, позволяющую ее идентифицировать.

При этом неправомерный доступ к компьютерной информации считается преступлением, если:

Эти действия наказываются либо штрафом, либо исправительными работами, либо лишением свободы сроком до двух лет.

Те же действия, совершенные с использованием служебного положения, влекут за собой наказание в более суровой форме (ст. 272 ч. 2 УК). Это означает, что хакеры со стороны несут меньшую уголовную ответственность чем сотрудники организации или лица, допущенные к ее компьютерной информации по договорам.

УК содержит понятие «вредоносные программы», под которое подпадают программы, заведомо приводящие к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, а также приводящие к нарушению работы информационной системы (ст. 273 УК). В настоящее время у таких программ множество специфических названий, так что обобщающий термин был просто необходим.

К разряду преступлений относится нарушение правил эксплуатации ЭВМ и сетей, если это приводит к уничтожению, блокированию или модификации компьютерной информации, что, в свою очередь, наносит существенный вред или влечет за собой тяжкие последствия (ст. 274 УК). Понятия «существенный вред» и «тяжкие последствия» УК не конкретизирует, как и не дает разъяснении, чему или кому причинен вред: информации, бизнесу, репутации фирмы или гражданина. Очевидно, что ответы на эти вопросы даст лишь судебная практика. В зависимости от тяжести последствий такие преступления наказываются лишением свободы на срок либо до трех либо до семи лет (ст. 273 ч. 1 и 2 УК).

Наряду с этими компьютерно-ориентированными статьями используются остальные, позволяющие квалифицировать противоправное деяние как подпадающее под их юрисдикцию. Проблема в значительной степени связана с объективными возможностями правоохранительной системы обеспечить соответствующую реакцию на тот объем информации о реальной преступности, который ей надлежит полномасштабно перерабатывать. Чем более ограничены эти возможности, тем, соответственно, более значительную часть сигналов о преступлениях система вынуждена от себя отталкивать, оставляя ту или иную часть преступности «в тени».

Кроме того, понятно, что государственные и коммерческие структуры, которые подверглись нападениям, не хотят афишировать их последствия и недостаточную эффективность своих систем защиты. Поэтому совершаемые преступления далеко не всегда становятся достоянием гласности. Не следует думать, что информационные преступления является лишь отечественной национальной спецификой.

Согласно сведениям Института защиты компьютеров The Computer Security Institute (CSI, San Francisco, USA) и ФБР:

Первое что можно предложить — ограничить количество лиц, имеющих доступ к информации. Зафиксировать тех кто имеет доступ, ввести протоколирование работы с информацией и установить за всем этим контроль.

Одним из лучших способов защиты корпоративной информации до недавнего времени считался свод правил, регламентирующий работу с информацией и страхующий от случайных потерь данных. Под потерями данных в данном случае понимается как разглашение личной и корпоративной информации, так и ее несанкционированное изменение или физическое уничтожение. Однако, как показывает практика, эффективность таких мер, при непланомерном подходе без учета специфики организации, невысока.

Как уберечь информацию от потерь и несанкционированного доступа заинтересованных лиц? Можно предложить следующий набор административных мер:

При разработке организационных мер необходимо помнить, что существует как минимум три способа потери данных: с использованием личного контакта, средств компьютерной техники и технических каналов передачи данных.

Выбор контрмер и управление рисками.

При разработке концепции Информационной Безопасности организации необходимо выработать стратегию управления рисками различных классов.

Возможно несколько подходов:

Информационная безопасность экономических систем играет ключевую роль в обеспечении жизненно важных интересов Российской Федерации. Это в первую очередь обусловлено насущной потребностью создания развитой и защищенной информационной среды общества. Именно через информационную среду осуществляются угрозы национальной безопасности в различных сферах деятельности государства.

Экономический потенциал государства все в большей степени определяется объемом информационных ресурсов и уровнем развития информационной инфраструктуры. При этом постоянно растет уязвимость экономических структур от недостоверности получаемой по открытым каналам связи экономической информации, ее запаздывания и блокирования, незаконного использования посторонними в корыстных целях.

Информационная среда, являясь системообразующим фактором во всех сферах национальной безопасности, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих национальной безопасности Российской Федерации. В то же время она представляет собой самостоятельную сферу национальной безопасности, в которой необходимо обеспечить защиту информационных ресурсов, систем их формирования, распространения и использования, информационной инфраструктуры, реализацию прав на информацию государства, юридических лиц, граждан.

Основными целями обеспечения информационной безопасности экономических систем являются:

К основным задачам обеспечения информационной безопасности экономических систем относятся:

1.4. Нормативно-руководящие документы

Основные нормативные руководящие документы, касающиеся государственной тайны, нормативно-справочные документы. Назначение и задачи в сфере обеспечения информационной безопасности на уровне государства. Место информационной беопасности экономических систем в национальной безопасности страны.

Закон о государственной тайне (в редакции Федерального закона от 06.10.97 N 131-ФЗ) (с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.03.1996 N 8-П) – основной нормативный руководящий документ. Этот Закон содержит ряд статей и регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

Правила отнесения сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации. Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.

В деле обеспечения информационной безопасности несомненный успех может принести только комплексный подход. Для защиты интересов субъектов информационных отношений необходимо сочетать меры следующих уровней:

Законодательный уровень является важнейшим для обеспечения информационной безопасности. Большинство людей не совершают противоправных действий не потому, что это технически невозможно, а потому, что это осуждается и/или наказывается обществом, потому, что так поступать не принято.

См. подробнее в хрестоматии

На законодательном уровне отметим две группы мер:

Самое важное (и, вероятно, самое трудное) на законодательном уровне – создать механизм, позволяющий согласовать процесс разработки законов с реалиями и прогрессом информационных технологий. Законы не могут опережать жизнь, но важно, чтобы отставание не было слишком большим, так как на практике, помимо прочих отрицательных моментов, это ведет к снижению информационной безопасности.

Основным законом Российской Федерации является Конституция, принятая 12 декабря 1993 года. В соответствии со статьей 24 Конституции, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Статья 41 гарантирует право на знание фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, статья 42 – право на знание достоверной информации о состоянии окружающей среды.

В принципе, право на информацию может реализовываться средствами бумажных технологий, но в современных условиях наиболее практичным и удобным для граждан является создание соответствующими законодательными, исполнительными и судебными органами информационных серверов и поддержание доступности и целостности представленных на них сведений, то есть обеспечение их (серверов) информационной безопасности.

Статья 23 Конституции гарантирует право на личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, статья 29 – право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Современная интерпретация этих положений включает обеспечение конфиденциальности данных, в том числе в процессе их передачи по компьютерным сетям, а также доступ к средствам защиты информации.

В Гражданском кодексе Российской Федерации (в редакции от 15 мая 2001 года) фигурируют такие понятия, как банковская, коммерческая и служебная тайны. Согласно статье 139, информация составляет служебную или коммерческую тайну в том случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Это подразумевает, как минимум, компетентность в вопросах ИБ и наличие доступных (и законных) средств обеспечения конфиденциальности.

Весьма совершенным в плане информационной безопасности является Уголовный кодекс Российской Федерации (редакция от 14 марта 2002 года). Глава 28 – «Преступления в сфере компьютерной информации» – содержит три статьи:

Первая имеет дело с посягательствами на конфиденциальность, вторая – с вредоносным ПО, третья – с нарушениями доступности и целостности, повлекшими за собой уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ. Включение в сферу действия УК РФ вопросов доступности информационных сервисов представляется нам очень своевременным.

Статья 138 УК РФ, защищая конфиденциальность персональных данных, предусматривает наказание за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений. Аналогичную роль для банковской и коммерческой тайны играет статья 183 УК РФ.

Интересы государства в плане обеспечения конфиденциальности информации нашли наиболее полное выражение в Законе «О государственной тайне» (с изменениями и дополнениями от 6 октября 1997 года). В нем гостайна определена как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Там же дается определение средств защиты информации. Согласно данному Закону, это технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну; средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации. Подчеркнем важность последней части определения.

Основополагающим среди российских законов, посвященных вопросам информационной безопасности, следует считать закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года номер 24-ФЗ (принят Государственной Думой 25 января 1995 года). В нем даются основные определения и намечаются направления развития законодательства в данной области.

Некоторые из этих определений:

Обратим внимание на гибкость определения конфиденциальной информации, которая не сводится к сведениям, составляющим государственную тайну, а также на понятие персональных данных, закладывающее основу защиты последних.

Данный Закон выделяет следующие цели защиты информации:

Закон гласит, что «Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу». По сути дела, это положение констатирует, что защита информации направлена на обеспечение интересов субъектов информационных отношений.

Режим защиты информации устанавливается:

Здесь явно выделены три вида защищаемой информации, ко второму из которых принадлежит, в частности, коммерческая информация. Поскольку защите подлежит только документированная информация, необходимым условием является фиксация коммерческой информации на материальном носителе и снабжение ее реквизитами. Отметим, что в данном месте Закона речь идет только о конфиденциальности, а остальные аспекты ИБ – забыты.

Обратим внимание на то, что защиту государственной тайны и персональных данных берет на себя государство; а за другую конфиденциальную информацию отвечают ее собственники.

Как же защищать информацию? В качестве основного закон предлагает для этой цели мощные универсальные средства: лицензирование и сертификацию. Из статьи 19 следует, что и нформационные системы, базы и банки данных, предназначенные для информационного обслуживания граждан и организаций, подлежат сертификации в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг».

Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 года номер 128-ФЗ (Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года).

Статья 17 Закона устанавливает перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. Важное значение имеют следующие виды:

Необходимо учитывать, что, согласно статье 1, действие данного Закона не распространяется на следующие виды деятельности:

Подчеркнем, что данный Закон не препятствует организации Интернет-Университетом учебных курсов по информационной безопасности (не требует получения специальной лицензии; ранее подобная лицензия была необходима). В свою очередь, Федеральный Закон «Об образовании» не содержит каких-либо специальных положений, касающихся образовательной деятельности в области ИБ.

Закон «Об электронной цифровой подписи» номер 1-ФЗ (принят Государственной Думой 13 декабря 2001 года), развивающий и конкретизирующий приведенные выше положения закона «Об информации. ».

Целью данного Федерального закона является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при использовании иных аналогов собственноручной подписи.

Закон вводит следующие основные понятия:

Согласно Закону, электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:

Закон определяет сведения, которые должен содержать сертификат ключа подписи:

Зарубежное законодательство в области информационной безопасности. Ключевую роль играет американский «Закон об информационной безопасности» (Computer Security Act of 1987, Public Law 100-235 (H.R. 145), January 8, 1988). Его цель – реализация минимально достаточных действий по обеспечению безопасности информации в федеральных компьютерных системах, без ограничений всего спектра возможных действий.

Характерно, что уже в начале Закона называется конкретный исполнитель – Национальный институт стандартов и технологий (НИСТ), отвечающий за выпуск стандартов и руководств, направленных на защиту от уничтожения и несанкционированного доступа к информации, а также от краж и подлогов, выполняемых с помощью компьютеров. Таким образом, имеется в виду как регламентация действий специалистов, так и повышение информированности всего общества.

Закон обязывает НИСТ координировать свою деятельность с другими министерствами и ведомствами, включая Министерство обороны, Министерство энергетики, Агентство национальной безопасности (АНБ) и т.д., чтобы избежать дублирования и несовместимости.

Помимо регламентации дополнительных функций НИСТ, Закон предписывает создать при Министерстве торговли комиссию по информационной безопасности, которая должна:

В законодательстве ФРГ имеется весьма развернутый (44 раздела) Закон о защите данных (Federal Data Protection Act of December 20, 1990 (BGBl.I 1990 S.2954), amended by law of September 14, 1994 (BGBl. I S. 2325)). Он целиком посвящен защите персональных данных.

В данном случае устанавливается приоритет интересов национальной безопасности над сохранением тайны частной жизни. В остальном права личности защищены весьма тщательно. Например, если сотрудник фирмы обрабатывает персональные данные в интересах частных компаний, он дает подписку о неразглашении, которая действует и после перехода на другую работу.

Международные стандарты информационного обмена. В мировой практике принято использовать следующую схему работы в рамках «электронного государства»: между субъектами, вступающими во взаимодействие, создается единое информационное пространство (среда электронного взаимодействия), и принимаются единые стандарты предоставления информации и обмена данными, а также стандарты на структуру данных. Интеграция разных информационных систем в рамках единого информационного пространства происходит посредством их реализации в виде веб-сервисов с использованием в качестве основного стандарта регистра UDDI (Universal Description, Discovery and Integration).

Этот стандарт позволяет искать и регистрировать информацию, организовывать взаимосвязи между различными базами данных.

Для описания функциональных особенностей работы сервисов и клиентских интерфейсов, а также для организации доступа к сервисам отдельных информационных систем используются протоколы WSDL (Web Services Description Language) и SOAP (Simple Object Access Protocol). Стандартом на структуру предоставляемых данных и документы выступает XML (eXtended Markup Language), широко применяемый для создания информационных ресурсов в последнее время благодаря его универсальности и независимости от используемой платформы.

Так, например, в Великобритании для работы «электронного правительства» организован Шлюз государственных служб (Government Gateway), предоставляющий гражданам и частным компаниям доступ ко всем органам власти по сети интернет. Каждое из ведомств может создавать и использовать свою собственную независимую компьютерную систему и задавать свои бизнес-процессы, однако на уровне единой среды взаимодействия используется общий формат. Таким образом, в качестве единой информационной среды использована уже существующая коммуникационная сеть, а вся информация предоставляется в стандарте XML. Это позволяет людям и организациям просто и согласованно получать доступ к любому государственному учреждению, ведомству или органу местной власти и обмениваться с ним информацией. Любые устройства и информационные системы (персональные компьютеры, веб-серверы, порталы, цифровые телевизоры, интернет-киоски) способны отправлять информацию на языке XML в Government Gateway, где с помощью реализованных там правил будет определяться организация, для которой эта информация предназначена. Кроме того, правила обработки определяют способ дальнейшей передачи данных. После этого информация поступает в соответствующее ведомство, а в случае необходимости Шлюз государственных служб может преобразовать ее в понятный для конечной системы формат.

Аналогично подошли к выбору стандартов и в некоторых других европейских странах – Германии, Дании, а также в США.

В России также принят курс на использование общемировых стандартов. Принято решение о том, что создаваемые информационные системы будут базироваться на принципах построения международного регистра, универсального описания поиска и интеграции данных. Это так называемый регистр UDDI, позволяющий не только регистрировать и находить информацию, но и организовывать взаимодействие между базами данных. При формировании каталогов, целесообразно использовать стандарт XML. Он позволяет всем информационным системам экспортировать уже хранящуюся в их справочниках информацию в регистр без проведения дополнительных операций, при этом постоянно совершенствуется и развивается.

Кроме того, на федеральном уровне ведется работа по подготовке единых стандартов на данные и метаданные (то есть правила описания данных, их структуры и содержимого):

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *