Что не входит в подбор стимулов для метода проектирования
Метод проектов и его место в современной методике
Метод проектов и его роль
В настоящее время метод проектов вновь приобрел довольно широкую популярность. Эго обусловливается, прежде всего, наличием кризисных явлений во всех областях общественной жизни, включая сферу образования. Ведь теперь, освобождаясь от необоснованных иллюзий или же потребительского отношения, надо многое учиться делать самим: понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. А ведь этому специально не учили. Вот и возникает насущная потребность обучения проектированию практически на всех уровнях образования: федеральном, региональном, муниципальном, школьном. Да и не только образования. Не случайно в Базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования — способность проектировать.
Анализ мирового опыта позволяет констатировать широкое распространение метода проектов в системах образования разных стран. Причина в том, что в условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
Каждые 5-6 лет возникают и становятся востребованными новые области профессиональной деятельности, отходят на задний план и постепенно отмирают устаревшие. Это требует от людей высокой мобильности. Не случайно известный лозунг «Образование на всю жизнь» перестал быть актуальным. В настоящее время его можно заменить лозунгом «Образование через всю жизнь». Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих но самой своей сути.
Метод проектов позволяет наименее ресурсозатратным способом создать условия деятельности, максимально приближенные к реальным, для формирования компетентностей учащихся. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем (поскольку обязательным условием реализации метода проектов в школе является решение учащимся собственных проблем средствами проекта), а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.
— разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание, планирование);
— реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий);
— оценка результатов проекта (нового/измененного состояния реальности).
Преимущества метода проектов
Метод проектов имеет ряд преимуществ:
— он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;
— успешно интегрируется в образовательный процесс;
— легко вписывается в учебный процесс. Эта технология позволяет достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по любому учебному предмету, сохраняя при этом достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик;
— этот метод гуманистический, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
— проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу;
— позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.
Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно:
— использует множество дидактических подходов;
— самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
— позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
— приносит удовлетворение учащимся, использующим продукт своего труда.
Возросший интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет реализовать основные направления модернизации общего образования:
— интеграцию учебного содержания;
— развитие пользовательских навыков в информационных технологиях;
— формирование информационных, коммуникативных и социальных компетенций;
— формирование у учащихся особого отношения к себе как к субъекту знаний, практических умений и способностей.
Умения, нарабатываемые школьником в процессе проектирования, в отличие от «накопительно-знаниевого» обучения формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий. Иначе говоря, формируются составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной и других компетенций. К таковым, например, относятся:
— умение выявлять потребности в усовершенствовании предметного мира, в улучшении потребительских качеств вещей (и услуг);
— умение понимать поставленную задачу, суть учебного задания, характер взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требования к представлению выполненной работы или ее частей;
— умение планировать конечный результат работы и представлять его в вербальной форме;
— умение планировать действия, то есть распоряжаться бюджетом времени, сил, средств. Составлять последовательность действий с ориентировочными оценками затрат времени на этапы;
— умение выполнять обобщенный алгоритм проектирования;
— умение вносить коррективы в ранее принятые решения;
— умение конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа проектирования; формулировать конструктивные вопросы и запросы о помощи (советы, дополнительная информация, оснащение и т. п.);
— умение выражать замыслы, конструктивные решения с помощью технических рисунков, схем, эскизов чертежей, макетов;
— умение поиска и нахождения необходимой информации самостоятельно;
— умение составлять схемы необходимых расчетов (конструктивных, технологических, экономических), представлять их в вербальной форме;
— умение оценивать результаты по достижению планируемого, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне;
— умение оценивать проекты, выполненные другими;
— умение понимать критерии оценивания проектов;
— умение защищать свой проект во время процедуры публичной защиты проектов;
— умение конструировать представления о профессиональной проектной деятельности, об индивидуальности проектировщика, проявляющейся в результате, готовом изделии.
Типология и методы проектирования проектов в образовательном учреждении
Типология и методы проектирования проектов в образовательном учреждении
Многообразие проектов может быть классифицировано по следующим типологическим признакам:
– по доминирующей в проекте деятельности. Такой деятельностью может быть исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр.;
– по предметно-содержательной области: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект;
– по характеру координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника прокта):
– по характеру контактов (среди участников одного учебного заведения, класса, учебной группы, города. региона, страны, разных стран мира);
– по количеству участников проекта;
Рассмотрим специфику видов проектов по доминирующей деятельности участников.
Рисунок 1 – Типология проектов в образовательном учреждении
Творческие проекты. Целью проектов данного типа является получение творческого продукта – газеты, сочинения, альманаха, видеоролика, праздника, экспедиции и т.д. Отличительной особенностью творческих проектов является то, что они не требуют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся и педагогов, она только намечается и развивается в соответствии с конечным результатом. Однако данные проекты требуют продуманности формы и структуры конечного результата: сценария праздника, плана сочинения или статьи, дизайна и рублик газеты и др.
Ролевые и игровые проекты. Специфика данных проектов обусловлена их названием: проектанты играют роли литературных героев, исторических или выдуманных персонажей, а результат проекта лишь намечается, окончательно вырисовываясь лишь в конце проекта. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт? Чем закончатся переговоры и будет ли заключен договор?
Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты.
Целью данных проектов является сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления широкой аудитории в виде публикации в СМИ. Интернет и др. такие проекты, так же, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, содержащей: актуальность проекта и его цель; объект изучения и предмет информационного поиска; перечень источников информации (литература, средства СМИ, базы данных, данные опросных методов исследования); обработку информации (анализ, сопоставление и известными фактами, аргументированные выводы); результат (статья, реферат, доклад, видеоролик или видеофильм); презентацию в виде публикации; обсуждение (на конференции, в сети); внешняя оценка.
Практико-ориентированные (прикладные) проекты. Целью проектов данного типа является получение результата, ориентированного на социальные интересы самих участников. Так, на основе полученных исследований в области экологии, географии, истории и др.могут быть разработаны следующие документы: программа действий, направленная на преодоление выявленных проблем; проект закона; справочный материал; методические рекомендации; словарь терминов; проект виртуального музея, зимнего сада и т.д. Практико-ориентированные проекты требуют тщательно продуманной структуры с определением поэтапных действий с указанием результатов; определения функций каждого участника, координация и корректирование их деятельности; оценка возможных способов внедрения результатов проекта, учет возможных рисков и пр. 2
По второму признаку – предметно-содержательной области, можно выделить монопроекты и межпредметные проекты.
Монопроекты. Такие проекты разрабатываются в рамках одного предмета с выбором, как правило наиболее сложных разделов и тем, хотя не исключается использование информации из других областей знания и деятельности. Руководителями таких проектов, как правило выступают учителя-предметники. Примерами таких проектов могут быть литературно-творческие, естественно-научные, экологические, языковые (лингвистические), культуроведческие, географические, исторические, музыкальные и другие проекты. Монопроекты могут разрабатываться в рамках классно-урочной системы.
Классификация проектов по характеру координации подразумевает проекты двух типов.
По количеству участников можно выделить индивидуальные проекты (разработчик проекта является его единственным участников) и групповые (два и более участников).
По продолжительности выполнения проекты бывают:
Долгосрочные проекты – проекты, реализуемые в течение месяца или нескольких месяцев.
Первую группу образуют методы, дающие новые парадоксальные решения: «инверсия», «мозговая атака», «мозговая осада», «карикатура».
Метод «инверсия» или проектирование «от противного» заключается в том, что при рассмотрении способов решения проблемы совершается такая их перестановка, которая позволяет получить принципиально новые, порой парадоксальные решения.
Метод «мозговой атаки» является, по сути методом генерирования идей в сжатые сроки и подразумевает этапы:
– спонтанное изложение каждым участникам своих идей в быстром темпе без предварительной критики и обсуждения;
– запись «выданных» идей;
– поочередное обсуждение и оценка каждой идеи;
– отбор 1-2 идей, которые становятся основой проекта.
– предложение идеи и описание ее структуры и механизма реализации;
– анализ и оценка каждой идеи;
– отбор наиболее интересных и нестандартных.
Метод «карикатура» в проектировании используется как эскиз к выявленной проблеме, поиску образного представления проблемной ситуации и нахождению нового неожиданного решения.
Вторая группа методов проектирования связана с пересмотром постановки задач. Это «наводящая задача-аналог», «изменение формулировки задач», «перечень недостатков», «свободное выражение функции».
Метод «наводящая задача-аналог» основан oc на oc заимствовании oc опыта oc посредством oc поиска, oc тщательного oc анализа oc достоинств oc и oc недостатков oc и oc «улучшения» oc чужих oc идей oc в oc научной oc и oc методической oc литературе. oc Данный oc метод oc чаще oc всего oc используется oc в oc работе oc со oc школьниками oc для oc начального oc формирования oc проектировочных oc умений oc (например, oc в oc работе oc с oc младшими oc школьниками).
Метод oc «изменение oc формулировки oc задач» oc заключается oc в oc расширении oc границ oc поиска oc решения oc актуальной oc проблемы. oc Так, oc например, oc меняя oc формулировки oc структурных oc составляющих oc готового oc и oc реализованного oc проекта, oc можно oc выявить oc интересные oc решения oc известной oc проблемы oc и oc определить oc новые oc направления oc деятельности.
Метод oc «наводящих oc вопросов» oc позволяет oc упорядочить oc поиск oc вариантов oc решения oc проблемы. oc Такими oc вопросами oc могут oc быть:
– oc Почему oc данную oc проблему oc нужно oc решать?
– oc Что oc нужно oc сделать, oc чтобы oc проблемная oc ситуация oc разрешилась?
– oc Какие oc средства oc для oc этого oc необходимы?
– oc Кто oc мог oc бы oc участвовать oc в oc проекте oc и oc т.п.
Разновидностью oc этого oc метода oc является oc прием oc «Пять oc почему?», oc применяющийся oc на oc этапе oc проблематизации oc с oc целью oc извлечения oc проблемы oc или oc «веера» oc проблем.
Приведем oc пример oc использования oc приема oc «Пять oc почему?» oc Проблема: oc рост oc числа oc детей oc и oc подростков oc с oc игровой oc зависимостью.
1. oc Почему? oc В oc чем oc причина? oc Причина oc в oc стремлении oc к oc уходу oc от oc действительности.
2. oc Почему? oc В oc чем oc причина? oc Школьные oc кружки oc и oc секции oc не oc обеспечивают oc интересный oc досуг.
3. oc Почему? oc В oc чем oc причина? oc Недостаточно oc современных oc и oc интересных oc форм oc организации oc внеучебной oc и oc досуговой oc деятельности oc учащихся.
4. oc Почему? oc В oc чем oc причина? oc Основными oc приоритетами oc учебно-воспитательного oc процесса oc является oc обученность oc и oc учебные oc достижения oc учащихся, oc не oc используют oc новые oc формы oc организации oc свободного oc времени oc учащихся.
5. oc Что oc делать? oc Обеспечить oc поиск oc и oc применение oc инновационных oc форм oc организации oc досуговой oc деятельности oc школьников oc (организовать oc повышение oc квалификации, oc стимулировать oc применение oc инноваций oc в oc воспитательном oc процессе oc со oc школьниками oc и oc в oc работе oc с oc родителями oc и oc пр.).
Метод oc «перечень oc недостатков» oc можно oc применять oc для oc описания oc проблемной oc ситуации, oc когда oc необходимо oc собрать oc информацию oc и oc составить oc полный oc развернутый oc перечень oc недостатков, oc подлежащих oc изменению.
Метод oc «свободное oc выражение oc функции» oc направлен oc на oc описание oc всех oc функций, oc которые oc должен oc выполнять oc предполагаемый oc проектный oc продукт oc и oc поиск oc «идеального» oc результата oc в oc виде oc макета oc или oc модели.
Третья oc группа oc методов oc – oc это oc творческие oc методы oc проектирования.
К oc ним oc относятся oc «аналогии», oc «ассоциации», oc «неологии», oc «эвристическое oc комбинирование», oc антропотехника».
Суть oc метода oc «аналогии» oc состоит oc в oc использовании oc уже oc существующих oc решений oc в oc других oc областях oc жизнедеятельности. oc При oc использовании oc этого oc метода oc интерпретируется oc аналог oc первоначальной oc заимствованной oc идеи oc и oc постепенно oc доводится oc до oc получения oc проектного oc замысла.
Метод oc «ассоциации» oc связан oc с oc извлечением oc ассоциаций oc из oc разных oc идей oc по oc изменению oc социальной oc действительности. oc Применение oc данного oc метода oc в oc немалой oc степени oc способствует oc развитию oc образного oc и oc ассоциативного oc мышления oc школьников.
Метод oc «неологии» oc – oc метод oc использования oc чужих oc идей, oc но oc при oc условии oc изменения oc структуры, oc содержания, oc оформления, oc представления.
Метод oc «эвристического oc комбинирования» oc состоит oc в oc том, oc чтобы oc первоначальную oc идею oc проекта oc перекомпоновать, oc довести oc до oc абсурда, oc а oc потом oc найти oc в oc этом oc рациональное oc зерно.
Метод oc «антропотехника» oc предполагает oc привязку oc свойств oc проектированного oc объекта oc к oc удобству oc его oc использования, oc т.е. oc определении oc условий oc и oc обстоятельств, oc наличие oc которых oc обеспечит oc максимальный oc комфорт oc для oc целевой oc группы oc проекта.
Таким oc образом, oc можно oc видеть, oc что oc существует oc множество oc методов, oc с oc помощью oc которых oc можно oc создавать oc оригинальные oc и oc интересные oc проекты. oc Оптимальный oc выбор oc методов oc проектирования oc определяется oc спецификой oc деятельности, oc заложенной oc в oc проекте, oc возрастом oc участников, oc длительностью oc проекта oc и oc т.д.
Итак, oc концептуальным oc основанием oc метода oc проектов oc является oc положение oc о oc направленности oc учебно-познавательной oc деятельности oc школьников, oc учащихся, oc студентов, oc обучающихся oc взрослых oc на oc результат, oc который oc получается oc в oc интересующей oc их oc самостоятельно oc спланированной oc деятельности, oc направленной oc на oc решение oc практически oc или oc теоретически oc значимой oc проблемы. oc Метод oc проектов oc в oc практике oc работы oc образовательного oc учреждения oc может oc использоваться oc как oc дидактическое oc средство oc развития, oc обучения oc и oc воспитания oc учащихся, oc в oc более oc широком oc контексте oc – oc как oc средство oc формирования oc социально-активной oc личности. oc
2 Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. / Сост. С.Г. Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. С. 21.
3 Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.: АРКТИ, 2008. С.16
4 Сергеев И.С. Там же…С.16
« Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»
Организация проектной деятельности в школе (презентация)
Важнейшие задачи современного общего образования в школах РФ можно сформулировать следующим образом:
– научить организовывать свою деятельность: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;
– научить объяснять явления действительности (природной, социальной, культурной, технической среды), т.е. выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость;
– научить ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей: различать факты и их оценку, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формировать и обосновывать собственную позицию;
– научить решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определенной местности и т.д.), сформировать умение анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать способы поведения, адекватные этим ситуациям;
– сформировать ключевые навыки (ключевые компетентности), имеющие универсальное значение для различных видов деятельности: навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыки сотрудничества;
– подготовить к профессиональному выбору, т.е. научить ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда, в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля.
Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. К таким методам и приемам могут быть отнесены проектные технологии, которые учителя-предметники могут использовать как на уроке, так и во внеурочной и внеклассной работе.
Следует помнить, что реальные знания и умения остаются у человека только тогда, когда он учится с интересом, когда он понимает, зачем ему эти самые знания и умения нужны и чем они лично для него значимы. Знания и умения важны тогда, когда с их помощью человек определяет свое место в мире и выстраивает отношения с этим самым окружающим миром. А перегрузка имеет место тогда, когда человек вынужден заниматься делом, не понимая, зачем и почему он им занимается. Если же дело, которым занят человек, ему лично интересно и личностно значимо, то перегрузка даже и не ощущается. Вспомните ответ С.Лема на вопрос о причинах его успешности в различных делах: «Когда я начинаю чем-либо заниматься, я настраиваю себя на то, что ничего интереснее этого в жизни нет».
МЕТОД ПРОЕКТОВ И ЕГО МЕСТО В СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКЕ
Анализ мирового опыта позволяет констатировать широкое распространение метода проектов в системах образования разных стран. Причина в том, что в условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
Каждые 5-6 лет возникают и становятся востребованными новые области профессиональной деятельности, отходят на задний план и постепенно отмирают устаревшие. Это требует от людей высокой мобильности. Не случайно известный лозунг «Образование на всю жизнь» перестал быть актуальным. В настоящее время его можно заменить лозунгом «Образование через всю жизнь». Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Метод проектов позволяет наименее ресурсозатратным способом создать условия деятельности, максимально приближенные к реальным, для формирования компетентностей учащихся. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем (поскольку обязательным условием реализации метода проектов в школе является решение учащимся собственных проблем средствами проекта), а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.
— разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание, планирование);
— реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий);
— оценка результатов проекта (нового/измененного состояния реальности).
Проектная деятельность в школе охватывает все ступени.
В начальной школе (1-4 классы) проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.
В основной школе (5-9 классы) проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе дает возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.
Особенностью проектов на старшей ступени образования (10-11 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью.
Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Для чего нужен метод проектов
· Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
· Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
· Принимать самостоятельные аргументированные решения.
· Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Сущность метода проектов
Совокупность методов, используемых в проектной деятельности
исследовательские (дискуссии, эвристические беседы)
· поисковые (мозговые атаки)
· научный метод (ролевые игры)
Интеллектуальные умения, необходимые при использовании метода проектов
умения предметной области знания (умения предметной области знания),
· интеллектуальные умения критического мышления (поиск информации, осмысление, синтез, анализ, применение, оценка),
· коммуникативные умения (умения совместной деятельности
· Общим основанием для уровневого рассмотрения проблемности является степень самостоятельной мыслительной деятельности учащихся:
· 1- й уровень соотносится с проблемным изложением учебного материала учителем;
· 2- й уровень означает, что преподаватель создает проблемную ситуацию и вместе с учениками ее разрешает;
· 3- й уровень предполагает, что преподаватель создает проблемную ситуацию, а ученик самостоятельно ее разрешает;
· 4- й уровень свидетельствует о полной самостоятельности ученика, который сам находит проблему и сам решает ее, тем самым разрешая возникшую проблемную ситуацию.
Принципы организации проектной деятельности.
· Проект должен быть посильным для выполнения
· Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов
· Каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.
· Вести подготовку учащихся к выполнению проектов
· Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов
· Обязательная презентация результатов работы по проекту
Доминирующая в проекте деятельность :
· исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная),
· ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий).
· моно проект (в рамках одной области знания);
Характер координации проекта :
Количество участников проекта
· парные (между парами участников);
· групповые (между группами участников).
· средней продолжительности (от недели до месяца);
· долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Работа над проектами проводится поэтапно.
Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности.
Этапы работы над проектом
Этапы проведения проекта
1. Представление проблемной ситуации:
— с помощью видеоряда;
— с помощью мультимедийных средств.
4. Выдвижение гипотез.
5. Определение типа проекта.
6. Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей.
7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов.
8. Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием.
9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке).
10. Оформление результатов проектной деятельности.
11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия.
12. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов.
13. Самооценка, внешняя оценка.
Критерии внешней оценки проекта
2. Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов.
3. Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.
4. Коллективный характер принимаемых решений.
5. Характер общения и взаимопомощи участников проекта.
6. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.
7. Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.
8. Эстетика оформления результатов проекта.
9. Умение отвечать на вопросы оппонентов.
Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как фасилитатор, то есть помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:
— фасилитирует. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;
— наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированное компетентностей учащихся, с другой.
Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать. Следует признать, что каждый ученик имеет право:
— не участвовать ни в одном из текущих проектов;
— участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;
— в любой момент начать новый проект.
Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:
— выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое уменику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;
Существенным моментом при организации проектной деятельности является обучение школьников умению проектировать.
При разработке специального курса учитывалось соответствие формирования умений и навыков сфер индивидуальности:
Организуя занятия по курсу «Учимся проектировать», целесообразно использовать эвристические методы, которые развивают творческое воображение, помогают находить нетривиальные пути решения творческих задач проектирования.
Методы творчества, применяемые при проектировании
1. Творческие методы проектирования: аналогия, ассоциация, неология, эвристическое комбинирование, аитропотехника.
2. Методы, дающие новые парадоксальные решения: инверсия, мозговая атака, мозговая осада.
Возможности проектно-исследовательской деятельности учащихся для решения развивающих и коррекционных задач
· Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
· Регулирование отношений в детском коллективе.
· Привлечение детей и взрослых к решению проблемы.
· Повышение самооценки ребенка.
· Развитие учебной мотивации
· Углубление интереса к развитию личности и многие др.
Преимущества метода проектов
Метод проектов имеет ряд преимуществ:
— он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;
— успешно интегрируется в образовательный процесс;
— легко вписывается в учебный процесс. Эта технология позволяет достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по любому учебному предмету, сохраняя при этом достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик;
— этот метод гуманистический, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
— проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу;
— позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.
Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно:
— использует множество дидактических подходов;
— самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
— позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
— приносит удовлетворение учащимся, использующим продукт своего труда.
Возросший интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет реализовать основные направления модернизации общего образования:
— интеграцию учебного содержания;
— развитие пользовательских навыков в информационных технологиях;
— формирование информационных, коммуникативных и социальных компетенций;
— формирование у учащихся особого отношения к себе как к субъекту знаний, практических умений и способностей.
Умения, нарабатываемые школьником в процессе проектирования, в отличие от «накопительно-знаниевого» обучения формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий. Иначе говоря, формируются составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной и других компетенций. К таковым, например, относятся:
— умение выявлять потребности в усовершенствовании предметного мира, в улучшении потребительских качеств вещей (и услуг);
— умение понимать поставленную задачу, суть учебного задания, характер взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требования к представлению выполненной работы или ее частей;
— умение планировать конечный результат работы и представлять его в вербальной форме;
— умение вносить коррективы в ранее принятые решения;
— умение конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа проектирования; формулировать конструктивные вопросы и запросы о помощи (советы, дополнительная информация, оснащение и т. п.);
— умение выражать замыслы, конструктивные решения с помощью технических рисунков, схем, эскизов чертежей, макетов;
— умение поиска и нахождения необходимой информации самостоятельно;
— умение составлять схемы необходимых расчетов (конструктивных, технологических, экономических), представлять их в вербальной форме;
— умение оценивать результаты по достижению планируемого, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне;
— умение оценивать проекты, выполненные другими;
— умение понимать критерии оценивания проектов;
— умение защищать свой проект во время процедуры публичной защиты проектов;
— умение конструировать представления о профессиональной проектной деятельности, об индивидуальности проектировщика, проявляющейся в результате, готовом изделии.