Что не входит в план нейродиагностики
Что не входит в план нейродиагностики
Нейропсихология – область медицинской психологии, изучающая мозговую организацию психической активности человека в период его развития — с момента рождения и на протяжении всего периода взросления – вплоть до достижения человеком зрелого возраста и возможности применения этих знаний для диагностики и реабилитации когнитивных функций человека.
На основании качественного анализа разных типов ошибок, допускаемых ребенком при выполнении нейропсихологических тестов, способов их коррекции, можно выявить весь спектр возможных нарушений в зависимости от уровня сформированности тестируемой функции, зону ее ближайшего развития, а также состояние различных звеньев в структуре отдельной психической функции и других функций, с которыми она имеет общие звенья.
Очень большое значение имеет ранняя нейропсихологическая диагностика латентных отклонений в развитии для своевременного применения мер превентивного(предупреждающего) лечения и коррекции.
Какие же дети особенно нуждаются в консультации нейропсихолога?
Дети, у которых наблюдаются следующие отклонения:
Нейропсихологическая диагностика дает возможность родителям не только понять особенности развития ребенка, но и увидеть его актуальные и потенциальные возможности.
Нейродиагностика включает исследование:
Нейропсихологическая диагностика (нейродиагностика) детей и подростков
Пройти нейродиагностику у детского нейропсихолога полезно любому ребенку от 3 до 14 лет, и особенно необходимо детям со сложностями в поведении и усвоении школьной программы (письмо, чтение, счет): своевременная нейропсихологическая диагностика и коррекция поможет им преодолеть эти трудности.
Нейропсихологическая диагностика детей младшего возраста, дошкольников и младших школьников производится в игровой форме и всегда в присутствии родителей или законных представителей.
Нейродиагностика проходит в отдельном кабинете, оборудованным всем необходимым для проведения всесторонней и полноценной диагностики, в дружественной и спокойной атмосфере.
Наши преимущества:
Главная задача специалистов нашего Центра психологии и нейропсихологии PsyMed — психологов, нейропсихологов, дефектологов, помочь справиться ребенку с возникающими трудностями в развитии, сложностями в поведении и усвоении школьной программы (письмо, чтение, счет), развить у ребенка сильные стороны личности, научить ребенка правильно пользоваться своими ресурсами для преодолении возникающих жизненных трудностей. Своевременная нейропсихологическая и психологическая диагностика, а также коррекция поможет ребенку развить и закрепить умения и навыки, чтобы двигаться к успеху.
Нейропсихологическая диагностика
Высшие психические функции у ребенка формируются поэтапно, начиная с внутриутробного периода: слух, внимание, координация, память формируются в разное время и в определенной последовательности. Деятельность мозга – это совокупность действий нейрофизиологической, нейрохимической и других систем, и каждая система вносит свой специфический вклад в формирование у ребенка высших психических функций.
Гармоничное развитие психических функций у ребенка происходит только в условиях активной социализации. Определить индивидуальную картину развития психических функций, выявить отклонения или отставание в развитии может специалист – нейропсихолог по результатам нейродиагностического обследования.
Нейропсихологическое обследование
Нейропсихологическая диагностика проводится со следующими целями:
Комплексная нейродиагностика включает:
С помощью специальных тестов производится исследование межполушарной асимметрии (оценка праворукости и леворукости).
Такая всесторонняя диагностика позволяет специалисту понять особенности развития данного ребенка, составить полную карту всех системно-динамических перестроек, происходящих в его мозге, определить уровень его психического развития и при необходимости составить индивидуальную программу нейропсихологической коррекции, соответствующую особенностям психического развития данного ребенка.
В нашем Центре для обследования детей применяется метод нейропсихологической диагностики, разработанный основателем нейропсихологии Александром Романовичем Лурия. В настоящее время этот метод является наиболее достоверным и позволяет точно и всесторонне определить состояние психических функций пациента.
Нейропсихологическая диагностика ребенка производится в отдельном кабинете, в доброжелательной и спокойной обстановке и при отсутствии посторонних людей. Наши специалисты общаются с детьми простым и понятным языком, короткими фразами. Обследование детей младшего возраста, дошкольников и младших школьников производится в игровой форме. Длительность обследования детей дошкольного возраста составляет от 20 до 30 минут, диагностика школьников начальных классов занимает от 40 до 50 минут, время обследования детей старше 10 – 12 лет может занимать от 1 до 1,5 часов.
Нейропсихологическое заключение
По итогам всестороннего нейропсихологического обследования составляется нейропсихологическое заключение. Данное заключение может включать следующие сведения:
Помощь специалиста
Гармоничность развития психических функций у ребенка определяется зрелостью лобных отделов головного мозга и их влиянием на подкорковые структуры головного мозга, при этом развитие мозга и формирование высших психических функций происходит непрерывно. Если в результате нейропсихологического обследования ребенка будут диагностированы некоторые нарушения его мозговой деятельности, не следует расстраиваться и тем более паниковать.
Раннее выявление дисбаланса развития мозговых структур и своевременная помощь специалиста помогут устранить выявленные проблемы, нормализовать характеристики высших психических функций ребенка и обеспечить гармоничное психофизиологическое развитие растущего детского организма.
Занятия с нейропсихологом в нашем Центре помогают ребенку преодолеть трудности в период подготовки к школе, быстрее адаптироваться к обучению в школе и преодолеть различные функциональные нарушения (отставание в речевом развитии, задержки психического развития и т.п.).
Нейропсихологическая диагностика
Нейропсихологическая диагностика – это проведение и анализ специальных функциональных проб, в результате которых специалист выясняет, какие зоны (отделы) головного мозга работают с нарушением.
Вся нейропсихологическая диагностика базируется на понятии синдромного анализа. Это значит, что результатом обследования будет вывод о наличии или отсутствии определенных синдромов, которые указывают на дисфункцию какого-либо мозгового фактора (другими словами, выявляются нарушения работы одной или нескольких зон головного мозга, которые участвуют в реализации психических функций).
Представление о мозговой организации человеческой психики со временем менялось. Ранее в науке существовала теория о том, что каждая функция психики или качество характера имеет четкую однозначную локализацию в мозге, то есть за каждой, даже самой небольшой, функцией или за каждым психическим процессом «закреплен» отдельный участок мозга. Считалось, что при его повреждении функция утрачивается безвозвратно. Противники теории локализационизма придерживались мнения, что мозг в целом обеспечивает нашу психическую деятельность, то есть не существует отдельных зон: зоны речи, зоны зрения, зоны памяти и так далее. Согласно этой теории (она называется «эквипотенционализм», от латинского слова «aequus» – «равный») при получении мозговой травмы человек мог восстановить свои психические функции за счет сохранных частей центральной нервной системы.
Современный подход, который стремительно наращивает свою доказательную базу, объединил обе теории, и с 50-х годов двадцатого века по сей день нейропсихологи используют так называемую теорию системной динамической локализации психических функций. Согласно данной теории каждая зона мозга может участвовать в осуществлении различных функций, объединяясь с другими зонами в функциональные системы в зависимости от текущих задач. И если одно из таких звеньев «выпадает» (например, страдая в результате инсульта, опухоли) или не развивается вовремя (если речь идет о мозге ребенка), то искажается работа всех функциональных систем (и психических функций), которые использовали данную зону мозга. Поэтому именно комплекс различных тестов на разные психические функции может определить, какое именно звено потеряно или не сформировано.
Конечно, в 21 веке существует большое количество аппаратных методов диагностики и нейровизуализации: магнитно-резонансная томография (МРТ), электроэнцефалография (ЭЭГ), метод вызванных потенциалов, допплерография, нейросонография (НСГ). Каждый год список пополняется все новыми видами подобных диагностических процедур. Зачем же тогда нейропсихологу проводить диагностические пробы?
Наличие проблемы можно выявить с помощью медицинской техники, но понять, как именно то или иное нарушение влияет на функционирование психики конкретного человека, соотнести с его возрастными нормами, составить план коррекции и прогноз, увидеть «ресурсные звенья» может только человек со специальным образованием.
Что и как диагностирует нейропсихолог?
В случае со взрослыми и с детьми диагностика будет носить принципиально разный характер, ведь у взрослых мозг уже сформировался, а у детей еще только развивается.
Поэтому и синдромы, и прогноз, и коррекция будут различными. Если нейропсихолог обследует взрослого, то в заключении он будет писать о дефицитарности определенных отделов и зон мозга, полей коры больших полушарий. Если обследуется ребенок, то обычно делается вывод о несформированности определенных отделов мозга или нервных путей соответственно возрасту, за некоторым исключением (иногда и у детей обнаруживается дефицитарность, например, дефицитарность стволовых образований мозга или дефицитарность базальных ядер мозга).
Нейропсихология как наука развивалась на основе данных, собранных при исследовании поведения и нарушений мозга взрослых людей (большое количество информации о функционировании мозга было собрано во время Второй мировой войны в военных госпиталях). Поэтому основная «батарея» методик (так называется комплекс диагностических тестов и функциональных проб) была разработана еще в те времена. По мере развития детской нейропсихологии пробы были адаптированы для применения в области нейродиагностики детей. По «классике» нейропсихолог дает задания для исследования межполушарной асимметрии, двигательной сферы (праксиса), восприятия (гнозиса), пространственных представлений, памяти, речи, письма, чтения, счета и интеллектуальных функций.
Однако классическая нейропсихологическая диагностика в случае с неговорящим ребенком 3-4 лет, имеющим трудности поведения, попросту невозможна. Поэтому специалисты в подобных ситуациях используют метод клинического наблюдения и альтернативных оптимизированных проб для экспресс-оценки. Например, в нашем центре нейропсихолог Александрова Ольга проводит обследование неговорящих детей по методу доктора наук А.В. Цветкова. Такая экспресс-оценка в сочетании с результатами аппаратных обследований очень информативна.
Таким образом, специалист оценивает одни и те же психические функции у взрослых и детей, но в зависимости от возраста клиента и задач обследования методики будут различными.
Кому рекомендована нейропсихологическая диагностика?
Основная задача такого обследования – выявить механизмы нарушения/задержки/асинхронии развития у ребенка и определить пострадавшее звено в осуществлении какой-то психической функции у взрослого.
Консультация нейропсихолога необходима при диагнозах или подозрениях на них:
У детей:
У взрослых:
Как проходит консультация?
В нашем центре первичная консультация нейропсихолога длится 60 минут. При необходимости расширенного обследования (как правило, это требуется, когда выявлен основном синдром, но требуется более детальная диагностика) назначается еще одна встреча с проведением функциональных проб и тестов. После диагностики специалист пишет нейропсихологическое заключение и дает свои рекомендации по нейрокоррекции выявленных дисфункций. Основная цель нейрокоррекции – это восстановление работы психической функции в полном объеме (если это возможно) и адаптация к окружающей среде. Про нейрокоррекцию на нашем сайте есть отдельная статья.
Для того, чтобы диагностика была более эффективной, в ряде случаев мы рекомендуем услугу консилиума (например, при алалии, аутизме/РАС, задержке речевого развития (ЗРР), общем недоразвитии речи (ОНР), афазии, дислексии, дисграфии, дискалькулии и др.). В таком случае вместе с нейропсихологом в консультации участвуют логопед и дефектолог.
Специальной подготовки к нейропсихологической диагностике не требуется. Важно, чтобы ребенок или взрослый, который будет обследоваться, имел хорошее настроение, был не голодный и выспавшийся. Если на консультацию приходят родители с ребенком, то специалист также побеседует с мамой и папой, соберет анамнез и уточнит информацию о том, как ведет себя маленький клиент в повседневной жизни, с какими задачами справляется, а что дается с трудом. Когда обследование проводится для взрослого человека с органическим поражением мозга (после травмы, инсульта, операции), желательно, чтобы аналогичную информацию мог предоставить сопровождающий.
С собой желательно принести медицинские документы: медицинскую карту и заключения невролога, ЛОР-врача, сурдолога (при наличии), а также результаты ЭЭГ, ВП (вызванных потенциалов), МРТ, нейросонографии (если речь идет о ребенке), допплерографии, если данные обследования проводились.
Методы нейропсихологической диагностики
Давайте поговорим о целях, принципах и методах такого важного направления в психологии, как нейропсихологическая диагностика. Такие знания будут полезны для студентов, начинающих специалистов и всех интересующихся нейроподходом, ведь многие методики успешно применяются в процессе патопсихологических и психосоматических исследований. Надеемся, что наша информация расширит знания о влиянии особенностей головного мозга на психику и представления о коррекции психологических нарушений.
Понятие нейропсихологической диагностики и ее цели
Нейропсихологическая диагностика – это процесс исследования состояния мозга, особенностей памяти, внимания, мышления и других психических процессов личности для выявления нарушений и их коррекции. Диагност дает комплекс заданий и наблюдает за пациентом. В процессе также используются аппаратные методы.
В ходе такого обследования можно выявить: особенности функционирования участков мозга и очаги патологий, которые могут быть напрямую связаны с трудностями в поведении, в характере, в обучении, в общении.
Ученые при помощи нейропсихологии пытаются решить многие проблемы:
Что диагностирует нейроспециалист у взрослых и детей?
В зависимости от возраста пациента, методы диагностики будут носить разный характер, ведь у взрослых мозг уже сформирован, а у детей – только проходит период развития.
При обследовании взрослого человека, нейропсихолог будет констатировать в своем заключении дефицит или поломку определенных отделов мозга или коры больших полушарий. В работе с ребенком исследуется степень сформированности мозговых зон, хотя иногда и в юном возрасте обнаруживается отклонение от нормы стволовых мозговых образований.
Методы нейродиагностики
Основные диагностические тесты для взрослых были разработаны еще в период Второй мировой войны в процессе исследований, которые проводились в госпиталях. При классическом подходе нейропсихолог дает пациенту задания, которые помогают дать оценку функциям восприятия, памяти, речи, слуха, зрения, навыкам чтения, счета и другим.
Однако, если трудности нейропсихологического характера имеет трехлетний неговорящий малыш, такой метод не даст результатов. Поэтому психологи используют индивидуальные техники диагностики для каждого конкретного случая, в зависимости от возраста пациента, психических дисфункций и конечных задач.
Обычно применяются две группы методов диагностики.
1. В первую группу входят исследования для получения знаний:
2. Вторая группа методов – это использование научных подходов и возможностей аппаратной диагностики для коррекции нарушений (поведения, утраченных функций, медленного развития):
Этапы нейропсихологического обследования и его продолжительность
Нейропсихологи выстраивают свою работу поэтапно:
Профессионал в этой области должен уметь оперативно и грамотно принять все необходимые решения, поэтому обследование проходит в емком формате и не занимает более 90 минут для взрослых и 40 минут для детей. Продолжительность диагностики зависит от возраста пациента и его состояния здоровья. Если пациент устал, нейропсихолог должен прервать обследование, потому как утомление плохо влияет на мозговую деятельность и может ощутимо исказить точность результатов.
Кому нужно пройти нейропсихологическую диагностику?
Главная цель обследования – определить пострадавшее мозговое звено у взрослого человека или выявить причину нарушений, задержки или асинхронии развития у ребенка. Поэтому проконсультироваться у нейропсихолога настоятельно рекомендуется при следующих диагнозах (или подозрениях на них):
Низкая успеваемость, необщительность, невнимательность, невозможность сконцентрировать внимание или усидеть на одном месте в возрасте 4-11 лет также должны насторожить родителей. Возможно, ребенок просто не может вести себя иначе из-за особенностей мозговых отделов и нуждается в коррекционной помощи специалиста.
Виды нейропсихологической коррекции
По результатам нейродиагностики специалист составляет план лечения.
Основными видами нейропсихологической коррекции будут:
Двигательная коррекция, состоящая из комплекса полезных физических задач (массаж, упражнения для растяжки, нормализации мышечного тонуса и улучшения психоэмоционального фона; дыхательные тренировки, призванные активизировать навыки концентрации внимания, саморегуляции и самоконтроля; задания для развития моторики, занятия с сенсорными материалами).
Когнитивная коррекция проводится при помощи задач, тестов, настольных игр, которые развивают память, внимание, воображение и мелкую моторику.
Подвижные игры, игры с конкретными правилами также используются нейропсихологами для достижения положительной динамики у детей с нарушенным здоровьем и низким уровнем коммуникации.
Зачастую нейропсихолог не ограничивается каким-то одним коррекционным методом, а применяет их в комплексе, пытаясь разнообразить задания для достижения более устойчивого результата лечения. Разумеется, в выборе методики специалист учитывает возраст, диагноз, рекомендации лечащего врача и личные особенности пациента.
Не только изучить теоретическую часть нейропсихологии, но и научиться применять на практике методы диагностики и коррекции патологий мозговой деятельности у детей поможет наш курс профессиональной переподготовки.
Что не входит в план нейродиагностики
Узнать сильные и слабые стороны ребенка. Понять, какой вид спорта ему лучше выбрать. Определить тип восприятия и причины задержек в развитии. Составить план развивающих занятий. Все это обещают специалисты по нейропсихологической диагностике.
Классическая диагностика проводится у детей от 4 лет. Моему сыну Егору пока только два: для малышей вроде него существует диагностика раннего возраста. Она немного отличается подходами и результатом, но тоже может многое рассказать родителю о ребенке и помочь во взаимоотношениях с ним.
В этой статье я хочу поделиться опытом, как мы с сыном посещали нейропсихолога и какие выводы из этого сделали.
Средняя стоимость нейродиагностики в Москве — 7-10 тысяч рублей
Что это такое?
Для начала коротко о методе. В нейропсихологической диагностике не задействуется никакого оборудования, аппаратуры или анализов. Этот метод основан исключительно на наблюдении за ребенком во время игры. Специалисты предлагают детям разные типы заданий и в зависимости от того, справляются те с ними или нет, делают вывод о развитии различных зон мозга.
Диагностика позволяет увидеть и оценить следующие моменты:
Кому нужна нейродиагностика?
Пройти нейродиагностику полезно каждому, но особенно важна она для детей с какими-либо из следующих симптомов:
Если у ребенка нет явных задержек в развитии, то лучше всего проходить нейродиагностику перед походом в первый класс. Специалист подскажет, как готовиться к школе, как сделать так, чтобы во время обучения не проседали слабые стороны, и как организовать досуг ребенка продуктивно и с пользой.
Однако существует также нейродиагностика раннего возраста: ее можно проходить с детьми от года до 4 лет. В это время только идет закладка высших психологических функций, но уже можно увидеть зарождающиеся проблемы и начать их коррекцию, чтобы они не переросли в трудности в будущем.
Суть нейродиагностики — в тестировании через игру и взаимодействие с предметами.
Нейродиагностику могут проводить и взрослым людям: после инсульта, черепно-мозговых травм или потери памяти
Я не видела у своего ребенка проблем с развитием: в свои два года он уже говорит, хорошо понимает просьбы, владеет базовыми навыками самообслуживания, справляется с заданиями вроде забросить мяч в кольцо, нарисовать линию, найти одинаковые фигурки или сложить простые паззлы. Но мне было интересно, что скажет на все это специалист, заметит ли зоны риска, которых не замечаю я. А главное, мне хотелось понять причины кризиса в поведении сына и спросить совета о том, как вести себя в случае истерик.
Как проходит процесс?
Диагностика длится час. Как у малышей, так и у детей постарше. Поначалу такое время меня смутило: разве сможет двухлетка целый час заниматься чем-то одним? На самом деле как таковое тестирование длилось около тридцати минут, все остальное время уделяется свободной игре, во время которой специалист смотрит на взаимоотношения ребенка с родителями и поведение в бытовой среде.
Дальше малыша пригласили занять место за столом. Специалист расположилась напротив него, а нас, родителей, попросила сесть в стороне — так, чтобы ребенок видел, что мы рядом, но при этом не отвлекался на наше присутствие. Тут же нам дали четырехстраничную анкету: в ней были вопросы о течении беременности и родов, этапах физического и эмоционального развития ребенка (например, в каком возрасте научился держать голову, а в каком — говорить первые слова), режиме дня, любимых игрушках, особых наблюдениях у врачей, навязчивых реакциях и выявленных задержках развития (если такие есть).
Пока я отвечала на вопросы, нейропсихолог предлагала Егору игры на разные зоны развития. Среди них были:
Были задания и другого рода: надуть щеки так же, как это делает педагог, показать пальчиками «козу», назвать эмоции детей на фотографии, прыгнуть на двух ногах несколько раз подряд, бросить и поймать мяч.
В конце Егору дали игрушки для свободной игры: машинки, паровозы, фигурки животных, — а родителям в это время нейропсихолог озвучила свои заключения.
Какие выводы можно сделать?
Специалист подтвердил, что наш ребенок развивается в полном соответствии возрасту, без перекосов в какую-либо сторону. Нам дали перечень игр, которые можно купить для дальнейших занятий, подсказали, чем можно заниматься всей семьей, чтобы это было одновременно и весело, и полезно.
Нейропсихолог особо подчеркнула, что в возрасте до трех лет ребенок развивается через движение, поэтому приоритет всегда стоит отдавать активным играм на свежем воздухе: бросать мяч ногами и руками, учиться попадать в кольцо, прыгать через препятствия, играть с кольцебросом, сбивать мячом кегли, осваивать мини-гольф и, конечно, забираться на всевозможные лестницы на детских площадках.
Активные игры на улице и бытовые навыки для детей раннего возраста важнее, чем развивающие занятия.
Одним из наших запросов было разобраться с капризным поведением сына и понять, что делать в ситуациях, когда он заставляет всех плясать под его дудку, а в ином случае пускается в истерики. Психолог заверила нас, что это нормальный тип поведения в его возрасте, более того — это связано с высоким интеллектом малыша, который уже в два года может строить в голове сценарии дальнейших действий и заставлять окружающих выполнять их. Даже если эти требования кажутся нам абсурдными (положить косточку обратно в черешню, кинуть на пол стул или вынуть изо рта съеденный пирожок).
Реагировать здесь можно по-разному: в случаях, когда у родителей есть желание и ресурс подчиниться, то мягко выполнить требованиях, в случаях же, если требования нарушают правила, установленные в доме, ваши собственные принципы или просто угрожают безопасности, — то твердо сказать «нет» и, не обращая внимания на возможные крики и истерики, сделать так, как нужно вам. Психике ребенка это не повредит, но поможет расставить границы в семье.
Нейропсихолог разобрала конкретные ситуация, в которых мы не понимали, как вести себя, дала рекомендации по режиму дня и подготовке к детскому саду, разобрала спорные моменты, которые возникали в общении с ребенком прямо по ходу приема
В итоге я вышла из кабинета куда более уверенной мамой, чем была до диагностики. Получила четкий план действий на будущее, уверилась в том, что с ребенком все в порядке и он развивается полноценно и гармонично. И избавилась от чувства вины за слезы и истерики — теперь я знаю, как вести себя в таких ситуациях. И что на самом деле работать над личными границами теперь нужно мне, а не ребенку.