Что не входит в основу метода проектов и метода исследований
Методы исследования во введении проектной работы
Содержание
Методы исследования – это способы, которые были использованы во время проведения исследования (работы над темой), совокупность различных действий, направленных на достижение цели проектной работы, являются обязательным разделом введения.
Методы исследования во введении проектной работы
Методология проектной работы предполагает комплексный подход, то есть во время выполнения проекта следует использовать несколько методов исследования, такой подход позволяет получить точный и объективный результат, ведь на основании полученных данных делаются не только выводы, но и разрабатываются рекомендации и предложения.
Расположение методов исследования во введении
Раздел с методами исследования является обязательным, располагается во вводной части проектной работы, после теоретической основы исследования.
Расположение методов исследования во введении проектной работы
Методы исследования располагаются в порядке их использования, то есть сначала методы исследования используемые в теоретической главе, далее методы исследования, использованные в практической (исследовательской) главе. Разделять их на теоретические и практические не требуется, каждый метод отделяется от другого запятой.
Особенности подготовки методов исследования
При подготовке раздела с методами, использованными при исследовании, следует указывать только те методы, которые были применены при подготовке проектной работы. Указывая методы исследования, которые не были применены при выполнении проекта, автор вводит в заблуждение проверяющего, а также демонстрирует свое неумение подбирать необходимые для теоретического и практического исследования методы, что, в свою очередь, приводит к снижению итоговой оценки на защите проекта.
Количество методов исследования при написании проекта
При выполнении проектной работы нет определенного требования к количеству методов, которые требуется применить, при этом применение 1-2 или 3 методов исследования говорит о недостаточно полном изучении темы, как с теоретической, так и с практической точки зрения. Оптимальным является использование от 6 до 10 методов исследования.
Классификация методов исследования
Методы исследования в проектной работе можно разделить на несколько групп:
- Абстрагирование Анализ литературы Аналогия Дедукция Индукция Исторический метод Классификация Конкретизация Моделирование Обобщение Синтез Формализация
Чтобы понять, какие именно методы были использованы при подготовке проектной работы, следует знать трактовку каждого метода:
Абстрагирование – данный метод предполагает изучение определенного свойства или характеристики объекта (явления) без учета остальных его свойств и характеристик, то есть при использовании метода абстрагирования необходимо конкретизировать признаки, которые требуется исследовать при выполнении работы. Например, изучение того, как вес корабля влияет на его скорость.
Анализ литературы – метод, который предполагает изучение литературы и нормативно-правовых актов по теме исследования проектной работы, является основным методом, применяемым для подготовки теоретической части работы.
Аналогия – метод исследования, подразумевающий поиск сходств явлений или предметов по определенному перечню признаков. Например, поиск сходств у автомобилей, произведенных в разных странах.
Дедукция – данный метод исследования позволяет, основываясь лишь на общедоступной информации, используя принцип «от общего к частному», сделать вывод о конкретном предмете или явлении.
Индукция – метод исследования, являющийся противоположностью дедукции, основывается на принципе «от частного к общему», предполагает изучение конкретных событий, действий.
Исторический метод – изучение какого-либо события в хронологическом порядке, определение этапов развития или создания чего-либо в определенный промежуток времени.
Классификация – часто используемый в проектных работах метод исследования, который предполагает деление (классификацию) явления или предмета по определенным свойствам или признакам, данный метод направлен на структурирование информации. Деление явлений или предметов может осуществляться по различным свойствам, например, размер, длина, вес, объём, температура (физические свойства); рок, поп, классика, вокал (жанры музыки); красный, белый, синий, черный (цвета). Классификация может быть проведена по различным признакам, которые поддаются сравнению.
Конкретизация – метод исследования, который предполагает полное и детальное исследование явления, объекта или предмета в реально существующих условиях. Например, изучение влияния загрязнения атмосферы на лишайники.
Моделирование – при использовании этого метода исследования объект, предмет или явление, которое подвергается исследованию, должно существовать в реальности и быть перенесено в созданную модель. Например, моделирование каких-либо процессов происходящих в природе.
Обобщение – метод, в котором вывод о существующих явлениях или предметах делается на основании большого количества отдельных свойств или признаков.
Существует 2 вида обобщения:
Синтез – метод исследования, который объединяет разрозненные признаки и свойства в единый объект для изучения.
Формализация – метод, предполагающий передачу сущности объекта (явления) или его структуры путем использования символов, формул, математических схем.
Эмпирическими методами являются:
- Анкетирование Интервьюирование Беседа Опрос Измерение Наблюдение Описание Практическое моделирование Сравнение Эксперимент
Для понимания, какие методы относятся к практическим, рассмотрим каждый из них подробно:
Анкетирование – данный метод предполагает проведение анкетирования, для проведения которого подготавливается ряд вопросов с заранее подготовленными ответами, в ходе проведения анкетирования участники должны отвечать на вопросы выбирая ответы из предложенных вариантов, в некоторых лучаях они могут либо пояснять свои ответы, либо давать ответ на свое усмотрение (в таком случае варианты ответов не предполагаются). Анкетирование является практическим исследованием и его анализ всегда включается в практическую часть в виде табличных данных или диаграмм с описанием полученных результатов. Например, проведение анкетирования однокласников о пользе занятий спортом.
Анкетирование в отличии от опроса всегда проводится в письменном виде, то есть подготавливаются анкетиные листы которые раздаются участникам анкетирования.
Ознакомится с особенностями подготовки и проведения анкетирования в проектной работе можно на странице «Анкетирование».
Опрос – метод предполагающий проведение опроса в качестве практической части работы, в отличии от анкетирования данный метод исследования может предполагать усный опрос респондентов, то есть если для того чтобы узнать мнение респондентов им не раздавались анкетные листы – это опрос.
Использование опроса и анкетирования в проектной работе позволяет узнать мнение большого количества людей, что в свою очередь получить более точные и полные данные, поэтому чем больше людей участвовало в опросе или анкетировании тем точнее данные.
Беседа – метод исследования который подразумевает проведение беседы с одним или несколькими людьми обладающими ценной информацией или знаниями в определенной области, о каком-либо событии, памятной дате и т.д. то есть о предмете исследования проектной работы.
Не следует путать беседу и интервьюирование – это разные методы исследования.
Интервьюирование – данный метод так же как и беседа предполагает проведение разговора с одним или несколькими людьми, при этом данный метод исследования отличается от беседы подготовленными заранее вопросами, регламентированным и структурированным ходом проведения.
Измерение – является одним из наиболее точных и эффективных методов исследования, который предполагает фиксацию физических параметров (длина, масса, объем, скорость и так далее) объекта исследования проектной работы, полученные данные при использовании данного метода фиксируются с помощью числовых значений. Например, измерение влияния высоты на температуру и скорость ветра.
Наблюдение – метод исследования, который подразумевает наблюдение за объектом исследования и дальнейшее фиксирование изменений происходящих с ним, реакциях, а также изменение свойств или положения в пространстве. Наблюдение является одним из ключевых методов исследования ведь в его основе находится сбор данных о свойствах и отношениях объекта исследования проектной работы. Например, наблюдение за изменениями происходящими с окружающей средой.
Описание – данный метод схож с наблюдением, описание, как метод исследования подразумевает кроме фиксирования являения и его поведения, также признаки, внешний вид, характерныйе черты объекта исследования проектной работы. Например, описание какого-либо человека, составление его биографии.
Моделирование – часто применяемый при выполнении различных работ в том числе и проектных метод исследования, который предполагает создание уменьшенной копии объекта исследования для ее детального изучения.
Моделирование, как метод исследования подразделяется на:
Не зависимо от того, как именно была создана модель объекта исследования во введении указывается лишь основной метод – практическое моделирование.
Примером моделирования может выступать разработка новой конструкции какой-либо техники, здания, сооружения и прочее.
Сравнение – является одним из часто используемых методов при выполнении различных работ в том числе и проектной, данный метод применяется для сравнения (сопоставления) свойств, признаков и различных характеристик объектов исследования. Например, сравнение состава различных газированных напитков.
Эксперимент – метод исследования, который предполагает наблюдение явления в определённых условиях, при этом важным условием эксперимента является его повторяемость. Проведение опыта также относится к эксперименту в том случае, если целью проведения опыта выступает проверка положений, выдвинутых в гипотезе исследования (её подтверждение или опровержение). При выполнении опытов важным является возможность повторить опыт и получить один и тот же результат.
Наибольшее количество частных методов исследования применяется в следующих дисциплинах:
Частные методы исследования используются при подготовке практической части проектной работы.
Ошибки при подготовке раздела «Методы исследования»
При подготовке раздела «Методы исследования» можно допустить ошибки, которые не повлияют на текст исследования, но могут оказать воздействие на итоговую оценку. Рассмотрим наиболее частые ошибки:
Метод проектов в образовании
I. Введение. Актуальность выбранной темы.
IV. Список литературы.
I. Введение. Актуальность выбранной темы
Воспитание и обучение человека задача сложная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от окружающих его людей. Учитель как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью.
Важными целями образования должны стать: развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации; умение отстаивать свои права, развитие способности к созидательной деятельности; терпимость к чужому мнению; умение вести диалог и т.д.
Пожалуй, общепризнанным обстоятельством, определяющим необходимость модернизации образования в России, является то, что его результаты не удовлетворяют в полной мере ни семью, ни школу, ни общество, ни государство. Выученная беспомощность бывших золотых медалистов и краснодипломников, неспособных найти свое место в современном обществе, оборотистость преуспевающих троечников все чаще заставляет задуматься о целях образования в нашей стране.
Но если образование перестает быть условием дальнейшей успешности учащихся, зачем такое образование? Ответ на этот вопрос мы найдем в обсуждаемых проектах Федерального государственного образовательного стандарта – ФГОС. В них в обобщенном смысле цели образования представлены следующим образом: наиболее полное гармоничное развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающей ключевыми компетентностями, способной к ответственному поведению и самореализации в современном ей обществе. Многосоставность цели образования не мешает увидеть его конечный результат – самореализация личности. Таким образом, в целях образования декларируется приоритет интересов личности перед интересами общества и государства, ибо никакое общество не может быть счастливым, если его члены несчастны. Ни одно государство не может быть процветающим, если его граждане не способны к самореализации. Отсюда следует, что главной целью образования становится самореализация личности.
Все предлагаемые проекты образовательных стандартов и программы модернизации образования в России, так или иначе, заявляли о необходимости достижения новых результатов образования. Все чаще для их определения используется термин «компетентности». Что под этим понимается?
Во-первых, компетентность – это свойство личности, которое подлежит целенаправленному формированию в процессе обучения, воспитания и развития.
Во-вторых, набор компетентностей как результатов образования неоднороден. Среди них выделяют базовые, универсальные, необходимые всем – ключевые компетентности. Они являются фундаментом самореализации личности, ее основой. На базе ключевых компетентностей формируются более узкие предметные или специальные компетентности, которые непосредственно связаны с содержанием конкретных учебных дисциплин. Они в свою очередь становятся основанием для формирования профессиональных компетентностей, которые являются еще более узкими и конкретными. Формирование компетентностей разных групп может происходить и последовательно, и параллельно.
В-третьих, в структуре любой компетентности выделяют следующие компоненты: знания, позитивные отношения к ним, готовность к применению знаний и опыт их успешного применения.
Для того, чтобы быть успешным в обществе необходимо обладать определенными компетентностями.
Педагогическим условием формирования опыта применения знаний является проектная деятельность учащихся, в ней интегрируются и находят свое творческое применение самые разнообразные знания и умения. [1]
Проектный метод – метод предполагающий организацию деятельности, направленной на получение результата (продукта), в ходе которой идет усвоение новых знаний и действий. В рамках школьного обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение обучающимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Метод проектов – это такой способ обучения, при котором ученик самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Поэтому активное внедрение метода проектов представляется исключительно актуальным.
1. Из истории проектного обучения.
Метод проектов возник в начале XX века в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность обучающегося, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. [2, 3]
Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 г. Была организована группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. [4] Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. Постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 г. Метод проектов был осужден. С тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. Родившись из идеи свободного воспитания, она становится в настоящее время интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.
Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее распространение в системах образования разных стран мира. В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание и в России. Причинами этого являются:
Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах. [5]
2. Понятие проектного обучения.
Проект–это буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Под проектом подразумевается – план, предложение, предварительный текст какого-либо документа и т.д.
Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Метод проектов предполагает принципиально иную философию построения образовательного процесса, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями.
В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
По мнению И.С. Сергеева проект – это «пять П»:
Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт [7].
Учебный проект определяется как определенным образом организованная целенаправленная деятельность. Результатом проектной деятельности учеников под руководством учителя является новое знание.
Е.С. Полат определяет основные требования к использованию метода проектов:
3. Цель проектного обучения.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
4. Типология проектов.
Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.
Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:
Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы. [8]
5. Методика осуществления учебного проекта.
Выбор темы образовательного проекта определяется рамками школьного курса и возможностями преподавателя, который изначально выступает в роли научного руководителя проекта.
Избираемые темы должны быть значимыми, интересными и усложняться в зависимости от возраста обучающихся. Наиболее высокий уровень проектов предусмотрен, как и должно быть, для старшеклассников. Темы сужаются, требуя обращения к специальной литературе и источникам.
На каких предметах лучше всего «работает» метод проектов?
По своей целевой направленности учебные предметы могут быть разделены на две большие группы.
На уроках этой группы предметов чаще всего, как показывает педагогическая практика, разрабатываются исследовательские проекты, так как приоритетной в проекте является исследовательская деятельность, направленная на исследование проблемы и констатацию факта, или исследование-доказательство каких-то параметров, закономерностей.
В проектах по этим предметам результат деятельности отражается в «портфолио». В ходе проектной деятельности учащиеся расширяют знания содержания изучаемых предметов, формируют навыки исследовательской деятельности, подходы к решению проблем в границах изучаемого предмета.
Наибольшую ценность по этим предметам представляют межпредметные проекты, реализуемые во внеклассной деятельности, так как формируют опыт решения комплексных проблем, имеющих социальную значимость.
Вторая группа предметов, как предполагает И.С.Сергеев, ориентирована на формирование компетентностей (гражданской, информационной, коммуникативной и других).
По его мнению, эти предметы не так тесно связаны со своей научной основой и носят в значительной степени интегративный и/или прикладной характер. Кроме того, все они тесно связаны с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. В данную группу входят такие предметы, как: иностранные языки, информатика, ИЗО, технология, граждановедение, экология. Для этих предметов вопрос о том, как их изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данных курсов.
Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся [7].
Проектирование учебной деятельности на основе метода проектов состоит из нескольких этапов, на каждом из которых происходит последовательное уточнение проекта. Обязательное требование – каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.
Завершается работа над проектом его защитой, которая может и должна проходить не по единому образцу, как на экзамене, а в наиболее подходящей для данного труда и конкретного автора форме.
Виды презентации проектов: научный доклад, деловая игра, демонстрация видеофильма, экскурсия, телепередача, научная конференция, инсценировка, театрализация, игры с залом, защита на Ученом Совете, спектакль, путешествие, реклама, пресс-конференция и т.д. Возможно широкое обсуждение в учебной группе, где назначаются рецензенты и оппоненты, организуется знакомство класса с текстом.
Критерии оценки проекта должны быть понятны. Их должно быть не боле 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация. Очевидно, что эти критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты:
В концептуальных подходах к современной подготовке школьников методу проектов отводится стержневое место, с его реализацией связываются большие надежды. Предполагается, что это гибкая модель организации учебного процесса, начиная со 1 класса и по 11, будет воспитывать у молодежи такие качества, которые позволят лучше адаптироваться к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям. Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости целеустремленности.
Введение профилированной старшей школы с 2005-2006 учебного года, с обучением детей, сделавших свой выбор, имеющих стимул и соответствующий потенциал, предполагает новый уровень освоения знаний, развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Метод проектов в этой ситуации занимает особое место, как основной вид учебной деятельности.
Приоритет самостоятельности и субъектности индивида в современном мире требует укрепления общекультурного фундамента образования, развития умений мобилизовать свой личностный потенциал для решения различного рода социальных, экологических и других задач и разумного нравственно-целесообразного преобразования действительности. Востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом.
Ученик должен осознать постановку самой задачи, оценить новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.
Совершенно очевидно, что метод проектов открывает перед каждым, школьником возможности проявить себя, выявить свои способности, наметить будущую профессиональную деятельность. Проще говоря, школьнику представляются возможности самому попробовать и испытать себя в разных сферах, выявить что-то близкое и интересное и сконцентрировать на этом свои желания, силы, способности. Это позволяет включить в учебный процесс самое важное: активность, интерес и сознательную самореализацию главного участника – обучаемого. И, самое важное: вся деятельность школьника ориентируется на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт. Он сам разделяет ответственность за собственное развитие, уровень подготовки к самостоятельной деятельности в будущем [11].
Современному учителю необходимо понять, что процесс обучения должен стать привлекательным для учащихся, он должен приносить удовлетворение, обеспечивать их самореализацию. На создание таких условий в обучении должны быть направлены все профессиональные знания, умения и навыки педагога, они должны стать показателем его профессиональной компетентности. [2]
IV. Список литературы
2. Дьюи Дж. «Школа и общество» (1925) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. 4, 2003 – с.4.
3. Килпатрик У.Х. «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1928) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. 4, 2003. – с. 6.
4. Е.Г. Сатарова «Метод проектов в трудовой школе» (1926) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. четвертый, 2003. – с. 12.
5. Стратегия модернизации содержания общего образования. М., 2001 г.
7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004, с.4.
9. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.
10. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2005 г.