Что не входит в основу драматического произведения

Особенности драматургического произведения: структура, композиция

Содержание:

Композицию драматического действия определяет структура. Все части пьесы взаимозависимы, расположены в определенной последовательности. На базе принципиального строения формируется общая картина. Любой драматический персонаж действует в соответствии с поэтапным развитием ситуации. Выделяют три главных элемента структуры:

Перед началом написания пьесы автор заведомо знает, чем она завершится. Опираясь на итоговый смысл, он постепенно продвигается к финалу, выстраивая четкую композицию.

Структура драматического произведения

Построение драматического произведения – достаточно сложная задача. Пьеса условно состоит из шести частей:

Что не входит в основу драматического произведения

Авторское пояснение в драматическом произведении

Драма – композиция, которая часто содержит авторские пояснения. Их называют ремарками. Инструмент помогает автору пьесы охарактеризовать жестикуляцию, мимические реакции, интонации, психологические ощущения персонажей. Ремарка размещается до основного текста. Она может указывать на время, обстановку, характер события. Пояснения пишутся в скобках. Они помогают читателю:

В большинстве случаев ремарки – служебная часть произведения. Ее задача сделать сюжетные линии ярче, понятнее. Иногда значимость авторских вставок чрезмерно велика. Это превращает их в основу композиции.

Источник

Что такое драматургия: определение и примеры произведений

Что такое драматургия? Ответ на этот вопрос будет зависеть от контекста, в котором это слово было употреблено. Прежде всего это род литературы, предназначенный для сценических постановок, подразумевающий взаимодействие персонажей с внешним миром, которому сопутствует пояснение автора.

Что не входит в основу драматического произведения

Драматургия представляет собой также произведения, которые строятся по единому принципу и законам.

Особенности драматургии

Конструкция драмы

В драме есть сюжет, фабула, тема и интрига.

Элементы драмы

Что не входит в основу драматического произведения

Зарождение драматургии

Впервые о зарождении драматургии свидетельствовали настенные надписи и папирусы в эпоху Древнего Египта, в которых также присутствовали завязка, кульминация и развязка. Жрецы, обладавшие знаниями о божествах, влияли на сознание египетского народа именно благодаря мифам.

В мифах преобладала военная и политическая тематика, так как трагики того времени и сами не раз участвовали в войнах. Драматургия Древней Греции представлена следующими известными писателями: Эсхилом, Софоклом, Еврипидом. Помимо трагедии возродился и жанр комедии, в которой Аристофан сделал главной тему мира. Люди устали от войн и беззакония властей, поэтому требуют мирной и спокойной жизни. Комедия зародилась из шуточных песен, которые были порою даже фривольными. Гуманизм и демократия являлись основными идеями в творчестве комедиографов. Наиболее известными трагедиями того времени можно назвать пьесы «Персы» и «Прикованный Прометей» Эсхила, «Царь Эдип» Софокла и «Медея» Еврипида.

Что не входит в основу драматического произведения

На развитие драматургии во 2-3-м веке до н. э. оказывают влияние древнеримские драматурги: Плавт, Теренций и Сенека. Плавт сопереживал низшим слоям рабовладельческого общества, высмеивал жадных ростовщиков и торговцев, поэтому, взяв за основу древнегреческие сюжеты, он дополнял их рассказами о тяжелом бытии обычных граждан. В его произведениях было много песен и шуток, автор пользовался популярностью у современников и впоследствии оказал влияние на европейскую драматургию. Так, его знаменитую комедию «Клад» взял за основу Мольер при написании своего произведения «Скупой».

Литургическая драма

После распада Римской империи драматургия вновь возрождается только в 9-м веке в церковных обрядах и молитвах. Церковь, чтобы привлечь как можно больше людей к богослужению и контролировать народные массы через поклонение Богу, внедряет небольшие зрелищные постановки, такие как воскресение Иисуса Христа или другие библейские рассказы. Так развивалась литургическая драма.

Что не входит в основу драматического произведения

Возрождение драматургии в Европе

Далее свое развитие драматургия получила в эпоху Ренессанса в 14-16-м веке, возвратившись к ценностям античной культуры. Сюжеты из древнегреческих и древнеримских мифов вдохновляют авторов эпохи Возрождения

Самыми яркими представителями итальянской драматургии являются Анджело Беолько («Кокетка», «Комедия без заглавия»), Джанджорджо Триссино («Софонисба») и Лодовико Ариосто («Комедия о сундуке», «Неистовый Орландо»).

Что не входит в основу драматического произведения

В эпоху Просвещения были развиты три направления: классицизм, сентиментализм и рококо, которые оказали влияние на драматургию Англии, Франции, Германии и Италии 18-го века. Несправедливость мира по отношению к обычным людям стала главной темой для драматургов. Высшие сословия делят места с обычным людом. «Просветительский театр» освобождает людей от устоявшихся предрассудков и становится не только развлечением, но и школой морали для них. Приобретает популярность мещанская драма (Джордж Лило «Лондонский купец» и Эдуард Мур «Игрок»), которая освещает проблемы буржуазии, считая их столь же важными, как и проблемы королевских особ.

Что не входит в основу драматического произведения

Расцвет драматургии в России

В русских драмах развивались несколько жанров. Это трагедии В. А. Озерова («Ярополк и Олег», «Эдип в Афинах», «Димитрий Донской»), которые отражали общественно-политические проблемы, актуальные в период наполеоновских войн, сатирические комедии И. Крылова («Бешеная семья», «Кофейница) и просветительские драмы А. Грибоедова («Горе от ума»), Н. Гоголя («Ревизор») и А. Пушкина («Борис Годунов», «Пир во время чумы»).

Что не входит в основу драматического произведения

Во второй половине 19-го века реализм прочно закрепил свои позиции в русских драмах, и самым ярким драматургом этого направления стал А. Островский. Его творчество составляли исторические пьесы («Воевода»), драмы («Гроза»), сатирические комедии («Волки и овцы») и сказки. Главным героем произведений был находчивый авантюрист, купец и провинциальный актер.

Особенности нового направления

Период с 19-го по 20-й век знакомит нас с новой драмой, которая представляет собой натуралистическую драматургию. Писатели этого времени стремились передать «настоящую» жизнь, показав самые неприглядные стороны быта людей того времени. Поступки человека определялись не только его внутренними убеждениями, а также повлиявшими на них окружающими обстоятельствами, поэтому главным героем произведения мог быть не один человек, а даже целая семья или отдельная проблема, событие.

Новая драма представляет несколько литературных течений. Их все объединяет внимание драматургов к душевному состоянию персонажа, правдоподобная передача действительности и объяснение всех человеческих поступков с естественнонаучной точки зрения. Именно Генрик Ибсен является основоположником новой драмы, а влияние натурализма наиболее четко проявилось в его пьесе «Привидения».

Что не входит в основу драматического произведения

Современная драма

На рубеже 20-21-го века современная драматургия утратила достигнутые позиции и перешла в состояние поиска новых жанров и выразительных средств. В России сформировалось направление экзистенциализма, а после оно развивалось в Германии и Франции.

Жан-Поль Сартр в его драмах («За закрытыми дверями», «Мухи») и другие драматурги выбирают героем своих произведений человека, который постоянно находится в мыслях о бездумном проживании жизни. Этот страх заставляет его задуматься о несовершенстве окружающего мира и изменить его.

Под влиянием Франца Кафки возникает театр абсурда, который отрицает реалистических персонажей, а произведения драматургов написаны в виде повторяющихся диалогов, непоследовательности действий и отсутствии причинно-следственных связей. Русская драматургия выбирает главной темой общечеловеческие ценности. Она отстаивает идеалы человека и стремится к прекрасному.

Что не входит в основу драматического произведения

Источник

Основы драматургии

Драматургия как род литературы. Комедия как жанр драматургии. Действие, композиция драматургического произведения. Герой как творец конфликта. Идейно-тематический анализ драматургического произведения. Максимальная сила изображаемой в трагедии личности.

РубрикаКультура и искусство
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления18.03.2017
Размер файла30,0 K

Что не входит в основу драматического произведения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского»

ГБОУ ВО ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского

Заочная форма обучения

по дисциплине Драматургия

тема Основы драматургии

Теория драмы занимается драматургией в ее отношении к театральным и литературным процессам. Поэтому в нее входит исследование идейно-художественного единства театральных и драматических фактов.

Теория драмы исследует:

· то, что является продуктом творчества (произведение)

· то, что является итогом развития данной отрасли духовного производства.

Теория драмы, исследует закономерности, определяющие драматический текст, и закономерности, определяющие специфику театрального процесса.

Задача теории драмы, во-первых, уметь отшлифовать, творчески рожденное произведение; во вторых, оценивать и ценить произведения искусства, то мастерство, с которым оно сделано; в-третьих, развивать навыки самостоятельного, независимого мышления.

1. Драматургия как род литературы

комедия жанр трагедия конфликт

В ходе развития литературы постепенно сложилось три основных способа отражения жизни: эпический, лирический и драматический, или три рода литературы: эпос, лирика и драма.

В отличие от эпоса и лирики, располагающих только языковыми средствами создания образов, драма располагает еще и теми средствами, которые дает писателю сцена. Полное и законченное раскрытие образов драматического произведения связано с его сценическим воплощением.

Основным отличием драматического произведения является отсутствие в нем речи повествователя. Раскрытие характеров и развитие действия даются в драме в диалоге, через чувства, мысли, поступки, переживания персонажей и развитие взаимоотношений между нами.

Основной особенностью, отличающей изображение человека в драме, является показ человека в состоянии особого напряжения и подъема всех его внутренних сил, вызванного необходимостью напряженной борьбы с препятствиями, встающими на пути к цели. Изображение такого состояния и жизненных положений, вызывающих его, получает особенную отчетливость и выпуклость именно в драме, их и называют обычно драматическими. Отсюда и термин драматизм, который закрепился как обозначение особенного напряжения внутренних сил человека.

Состояние, в котором изображается человек в драме, с особенной отчетливостью обозначает и в поступках, и в мыслях, и в переживаниях. Отличаясь меньшей, чем в эпосе, многосторонностью изображения человеческой жизни, сводя ее изображение к показу только тех сторон, которые непосредственно ведут к интенсивному осуществлению данного конфликта, драма отличается от эпоса более резкой определенностью изображения характера.

Но, если в эпосе все перечисленные особенности изображения человека могут быть описаны, то в драме, лишенной речи повествователя, способом показа человеческих страстей является действие.

Драматургия, как и эпос, изображает исторические события и события современности, происходящие в определенной социальной общности. Но предмет изображения драматургии всегда конкретизирован. Драматург отражает в произведении такие стороны жизни, в которых он видит наиболее острые проявления жизненных противоречий, наиболее острые общественные и психологические конфликты.

2. Трагедия как жанр драматургии

Трагедия заключает в себе величественное действие печального или ужасного характера. Трагедия показывает величие человеческого страдания во имя высоких целей, возвышенность благородного деяния, которое требует от человека больших жертв. Поэтому положительными героями трагедии могут быть только люди большой нравственной силы, героического склада души.

В античных и христианских трагедиях мы часто видим непосредственное вмешательство божества или божеств. Рок открывает свое лицо, в появлении теней, фантастических существ, в видениях и чудесах, в сверхъестественных явлениях природы.

1. Максимальная сила изображаемой в трагедии личности.

Древние называли трагического героя термином, который означает некий духовный максимум.

Исключительная сила героя трагедии проявляется в том, что он преодолевает препятствия исключительной личности.

2. Фатальность устремления личности.

Трагедия как это указал еще Аристотель, изображает губительную ошибку; в этом ее отличие от героической драмы. Герой трагедии ошибается, он без вины виноватый.

3. Глубокомысленный, идейно насыщенный диалог.

Художественную суть трагедии образует почти непрерывная яркая риторика, острая дискуссия. Бешеный напор, которым отличаются герои трагедии, проявляется не только в энергичных действиях, но и в интеллектуально-риторической изобретательности. Решительные поступки чередуются с неотразимым красноречием. В трагедии с особенной отчетливостью выступает действенное значение драматического слова.

4. Отступление от бытовой и исторической действительности.

В обработке исторического материала трагедия, стремясь к максимальной энергии, отбрасывала множество деталей и резко концентрировала события, иногда весьма вольно обращаясь с историческими фактами.

3. Комедия как жанр драматургии

В строении античной комедии ее классического периода находят свое яркое выражение те черты жанра, которые в дальнейшем неизменно являются главным во всех его лучших образцах, созданные в разные эпохи.

Комедии Аристофана состояли из нескольких частей:

· пролог начинал комедию, выдвигая главную тему, определяя содержание борьбы героев;

· парад следовал за прологом и сценически подталкивал самый спор героев;

· эскод является общим завершением комедии и предоставлял чаще резко контрастные для положительных и отрицательных персонажей результаты спора.

Комедии Аристофана изображают человека в его общественной, политической жизни, показывают социальную борьбу политических партий, конфликты общественной жизни.

Развитие комедии, как и других драматических жанров, продолжалось на протяжении веков существования этого жанра.

Зритель комедии в большинстве случаев ставится драматургом в позицию «над» событиями и героями, благодаря чему он получает возможность воспринимать и страшные вещи как комические. Автор стремится заставить нас взглянуть на мир пьесы его, автора, ироническими глазами.

Русская классическая комедия чрезвычайно разнообразна по тематике и художественным особенностям. В центре русской классической комедии часто стоит положительный герой, в одиночку пытающийся бороться с «язвами» общества. Некоторые комедии вообще не имеют положительного героя. Авторы этих комедий клеймят пороки, предоставляя зрителю делать выводы, самим искать противояди.

Можно дать следующее определение комедии: комедия есть драматическое изображение конфликта, вызванного каким-либо вредным для общества устремлением, порождающим смех.

4. Композиция драматургического произведения

Предметом изображения в драматургическом произведении является, социальный конфликт.

История драматургии показывает, что создать целостный художественный образ конфликтного события, соблюсти простое условие, показать не только начало конфликта, но и его развитие и результат,—не просто. Трудность заключается в том, чтобы найти единственно правильное драматургическое развитие, а затем и завершение начальной ситуации.

Для того чтобы справиться с композиционными трудностями, драматургу необходимо хорошо понимать свою художественную задачу, знать основные элементы драматургии. Разумеется, никакое художественное произведение не пишется по заранее заданной схеме. Чем более оригинальное данное сочинение, тем будет лучше.

5. Драматический конфликт

Причины конфликта лежат в области мировоззрения персонажа, его внутреннего мира, при этом необходимо учитывать и социальные причины.

Таким образом, конфликт в пьесе имеет две стороны:

2. субъективную, отраженную в поведении и характерах героев.

Изначально конфликт существует до событий, представленных в пьесе. Затем происходит некое событие, которое нарушает существующее равновесие, и конфликт разворачивается, приобретая видимую форму. С этого момента и начинается пьеса. Все дальнейшее действия сводится к установлению нового равновесия как следствие победы одной конфликтующей стороны над другой. Разрешается конфликт, традиционно, в финале пьесы. Но имеется ряд пьес, в которых мы можем наблюдать неразрешенность основного конфликта. Именно в этом и заключается основная идея подобных пьес.

6. Герой как творец конфликта

Социальные конфликты, изображаемые в драматических произведениях, многочисленны и разнообразны. Однако способы композиционного выстраивания драматургического конфликта носят типический характер. Можно говорить о типологии структуры драматического конфликта, о трех основных видах его построения.

7. Действие в драматургическом произведении

В драматургии действие рассматривается как развитие событий. В соответствии с этим возможна классификация действия по параметрам внешнего и внутреннего. Особенно часто действие по внешней линии развивается в детективах, комедиях положений. Если же в драматургическом произведении за простыми или обыденными ситуациями встают серьезные проблемы, если изменения происходят не столько в ситуативном положении героев, сколько в их психологии, характерах и мировоззрении, что входит в понятие сюжета пьесы, действие можно отнести к внутреннему. Тем не менее, деление на внешнее и внутреннее действия достаточно условно, это две стороны одной медали, и они не могут существовать изолированно.

8. Идейно-тематический анализ драматургического произведения

Идейно-тематический анализ выделяет в произведении основной смысл под понятиями тема и идея.

Под темой следует понимать некий жизненный материал (среду) и некий объектизображения.

Осмысливая проблему, автор ставит перед собой вопросы, на которые он хотел бы найти ответ, которые больше всего его волнуют, которые, как он считает, лежат в основе проблемы. Отобрав наиболее интересные вопросы, автор постепенно формулирует для себя, о чем он хотел бы рассказать в своем произведении. Так появляется тема.

Идея может быть выражена в постановке ряда проблем, а решение же этих проблем будет зависеть от времени, которое внесет в них ясность, или от читателей, зрителей, которые сумеют истолковать прочитанное или увиденное произведение.

9. Герой в драматургическом произведении

Герой драматургического произведения, в отличие от героя прозы, которого обычно подробно и всесторонне описывает автор, характеризует себя, по выражению Л. М. Горького, «самосильно», своими поступками, без помощи авторского описания. Это не значит, что в ремарках не могут быть даны краткие характеристики героям. Но нельзя забывать, что ремарки пишутся для режиссера и исполнителя. Зритель в театре их не услышит.

10. Историко-документальная драматургия

Документальная драматургия, которая занимает сейчас столь значительное место в литературе для сцены и для экрана, была порождена Великой Октябрьской социалистической революцией. Молодая Советская власть раскрыла тайные архивы предшествующих антинародных режимов, сделала их содержание важнейшей составной частью революционной пропаганды, своей идеологической и воспитательной работы.

Документальный театр родился в гуще народных масс, в красноармейских и рабочих клубах. Литературно-музыкальные монтажи, театрализованное прочтение стенограммы.

На том, начальном этапе своего развития документальная драматургия не стала фактом жизни профессионального театра.

После Второй мировой войны начался новый этап в развитии документального искусства. Всплеск интереса к документализму был вызван серьезными социальными предпосылками. И на этот раз большую роль в возникновении исключительного интереса к документально зафиксированному факту сыграли потрясшие мир политические события.

XX век принес человечеству небывалые массовые трагедии. Две мировые войны, фашизм, атомные бомбардировки, непрекращающиеся локальные войны на обширных территориях земного шара.

Современная документальная литература родилась не на пустом месте. Стремление человека видеть в искусстве, то есть в художественном осмыслении действительности, достоверную картину мира столь же старо, как и само искусство.

Даже в древних произведениях религиозной литературы описания таких «фактов», как чудеса, всегда старались опереться на «реальных» очевидцев, на реальных «исцеленных». Самому богу люди всегда старались придать тот или иной реальный образ.

К правдоподобию, достоверности своих образов стремилась и художественная литература.

В XIX веке литература и, в частности, русская вплотную подошла к использованию в целях усиления эффекта достоверности, документальных фактов и исторических документов.

Что касается построенных на документальном материале произведений прозы и драматургии,— они полностью относятся к литературе художественной. Прежде всего, потому, что документальное произведение отнюдь не лишено вымысла

Автор историко-документального произведения должен не только хорошо знать используемый им исторический материал, но глубоко и четко представить себе тот отрезок истории, к которому этот материал относится, должен стать историком изображаемого им времени. Использование документа без учета всей совокупности исторических фактов, к которой он относится, может сильно исказить историческую картину.

К этому остается добавить, что «не исторических» документов не бывает. Любой факт, засвидетельствованный документом, уже успел уйти в прошлое. Речь может идти только о степени отдаленности этого прошлого. Любое документальное произведение является по существу историко-документальным.

К документальным произведениям вернее всего относить те, в которых воспроизведение подлинных документов является главным художественным средством воздействия на читателя и зрителя, составляет основную фактуру, суть произведения.

Единственной гарантией объективности и правдивости картины, изображенной в документальном произведении, являются объективность авторской позиции, гражданская честность автора, а также достаточный уровень его знаний.

Современная драма в любую эпоху представляет сложную для определения проблему. Время иногда расставляет совершенно иные акценты, чем современники. Так же, вероятно, будет и с нашим временем. Сейчас можно назвать десятки известных, известнейших драматургов. Но сколько из них остается в истории театра?

Некоторые исследователи предлагают определить границы современной драматургии, установить их от Второй мировой войны и до конца ХХ века.

Современная драматургия представляет собой живой, развивающийся процесс, в котором взаимодействуют драматурги разных поколений и различных творческих направлений.

1. Аль Д.Н. Основы драматургии / учебное пособие для студентов института культуры, Ленинград 1988

2. Сазонова Е.В. Теория драмы и основы сценарного мастерства / Барнаул / Издательство Алтайской государственной академии культуры и искусств 2012

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

В основе драматургического произведения всегда лежит совершенно реальная человеческая ситуация. Роль внутреннего действия в конфликтных состояниях. Применение внутреннего действия в театрализованных представлениях. Система конфликтов в драматургии.

курсовая работа [44,7 K], добавлен 19.04.2008

Роль художественного оформления спектакля в выявлении образов героев в конкретных предлагаемых обстоятельствах. Структура и периоды процесса подготовки новой постановки. Основные этапы работы режиссера над созданием драматургического произведения.

контрольная работа [13,5 K], добавлен 09.03.2009

Введение в драму. Основы драматургии ТП. Драматургия ТП. Выразительные средства режиссуры, «Мизансцена». Основы системы Станиславского. Мастерство актера и режиссера. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической дейтельности.

реферат [14,5 K], добавлен 11.05.2005

Режиссерский замысел спектакля по пьесе М. Метерлинка «Синяя птица»: эпоха, идейно–тематический и действенный анализ; фабула и архитектоника, событийный строй. Жанрово–стилистические особенности драматургического произведения; творческий план постановки.

дипломная работа [149,8 K], добавлен 28.01.2013

Определение места художественной композиции в создании целостности драматургического произведения. Описание монтажа как творческого метода сценариста и режиссера. Конструктивный и параллельный монтаж при проведении массовых праздников и представлений.

реферат [34,2 K], добавлен 23.03.2017

Театры петровского времени, отличающиеся общедоступностью и практичностью. Основы интермедии, ставшей промежуточным звеном между высоким репертуаром театра и театром народным. Значение художественных произведений классицистов в развитии драматургии.

реферат [32,4 K], добавлен 25.01.2011

Изучение особенностей освоения художественного театрального языка как нового направления театральной культуры XVIII века. Специфика интермедий и коротких комических сценок в школьной драматургии и драматургии городского полупрофессионального театра.

статья [21,4 K], добавлен 15.08.2013

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *