Что не входит в обязанности сотрудников отделения социально медицинского обслуживания
Должностная инструкция социального работника
Понять, какие функции будет выполнять социальный работник, ему поможет должностная инструкция. В государственных учреждениях этот документ является обязательным, и сотрудник должен быть с ним ознакомлен под роспись. О функциях должностной инструкции социального работника и принципах ее составления расскажем в публикации.
Образец должностной инструкции социального работника
1. Общие положения
2. Должностные обязанности
Соцработник выполняет следующие должностные функции:
3. Права
Соцработник имеет право:
4. Ответственность
Сотрудник, принятый на должность соцработника, несет такую ответственность:
Общая информация
Служба соцзащиты населения относится к государственным учреждениям, поэтому должностная инструкция должна использоваться обязательно, при этом нельзя допускать переименования должности. Для разработки инструкции необходимо использовать профстандарт «Социальный работник», который был утвержден приказом Минтруда от 18 ноября 2013 г. №677н.
Важно! Существует также должность специалиста по социальной работе. Она отличается от должности социального работника. Первый работает со всеми группами населения, а второй — только с одинокими пожилыми людьми и инвалидами. Специалист по социальной работе стоит выше в структуре учреждения, для выполнения его должностных обязанностей необходима более высокая квалификация. Не нужно путать эти должности.
Документ составляют по структуре, сложившейся за годы практики его использования. Бумага должна содержать основные разделы и дополнительные, которые работодатель может включать в текст по своему желанию или такой необходимости. К основным относят: «Общие положения», «Должностные обязанности», «Права работника», «Ответственность». Второстепенные разделы — это такие, как: «Условия работы», «Оценка работы», «Взаимосвязи в организации».
Базовые разделы должностной инструкции
Рассмотрим, что необходимо указывать в основных разделах документа.
Общие положения
В этом разделе отмечают, какие требования предъявляются к социальному работнику: образование, стаж, какими знаниями и навыками он должен обладать. Также указывают, какими нормами будет руководствоваться сотрудник при выполнении своей работы.
Соцработник должен обладать определенными чертами характера: коммуникабельностью, стрессоустойчивостью, честностью, отзывчивостью, ведь он работает с пожилыми людьми и инвалидами, имеет дело с их деньгами. Также сотрудник должен обладать крепким здоровьем и физической выносливостью. Это тоже можно отметить в данном разделе.
Должностные обязанности
Здесь перечисляют должностные функции социального работника. Их надо указать в полном объеме и как можно конкретнее. У работника не должно остаться вопросов о своих обязанностях после прочтения должностной инструкции.
Указанные обязанности не должны противоречить знаниям и навыкам, обозначенным в первом разделе документа.
Права
Для выполнения своих задач работник наделен определенным набором прав. Для указанной должности это будут стандартные права на получение необходимой документации и информации, на вынесение предложений руководству по улучшению работы отдела, на гарантии от государства, на помощь руководства и других работников в выполнении своей работы. Также у соцработника есть особые права, например, привлекать медицинских специалистов для оказания помощи инвалидам и престарелым гражданам, живущим на прикрепленной к нему территории.
Ответственность
Здесь указывают виды ответственности, которые могут быть применены к работникам. Для соцработника этот пункт будет содержать лишь типы проступков и виды ответственности за них. Каждое конкретное преступление будет разбираться индивидуально, поэтому не имеет смысла перечислять здесь все возможные проступки работников.
Как оформить документ
Окончательно оформленная должностная инструкция должна выглядеть следующим образом:
Для социальных работников разных разрядов документы не будут сильно отличаться. Изменяются лишь квалификационные требования. Если работнику повышают разряд, то он подписывает новую инструкцию.
Должностная инструкция специалиста по социальной работе
Должностные функции специалиста по социальной работе, как правило, учреждение прописывает в должностной инструкции. Этот документ помогает работодателю конкретизировать круг обязанностей, а сотруднику лучше понять, что от него требуется на рабочем месте. Какая информация должна быть в должностной инструкции специалиста по социальной работе, разберемся в статье.
Образец должностной инструкции специалиста по социальной работе
1. Общие положения
2. Должностные обязанности
Специалист по соцработе имеет следующие должностные обязанности:
3. Права
Сотрудник на должности специалиста по соцработе имеет такие права:
4. Ответственность
Сотрудник, принятый на должность специалиста по соцработе, несет ответственность:
Полезные сведения
При формировании должностной инструкции может пригодиться следующая информация:
Важно! Использование должностных инструкций должно быть прописано в локальных нормативных актах учреждения.
Какая информация должна быть в документе
Универсального образца данного документа для должности специалиста по социальной работе не существует. Каждое учреждение формирует свой документ в зависимости от круга обязанностей работника и количества аналогичных штатных единиц, между которыми эти обязанности можно разделить. Однако любая инструкция всегда имеет базовые разделы и дополнительные. Коротко опишем суть основных разделов.
Общие положения документа
В этой части, как ясно из названия, описывают лишь в общих чертах требования к специалисту по соцработе: кому он подчиняется в учреждении, кто вправе его уволить, какое образование он должен иметь. Нужно также в общих чертах описать, какие знания ему понадобятся для выполнения своих должностных обязанностей.
В некоторых случаях можно прописать и профессионально важные качества. Лицу на этой должности необходимо обладать высоким уровнем эмпатии, быть стрессоустойчивым, уметь общаться с разными социальными слоями населения.
Должностные обязанности работника
Трудовые задачи должны всегда соответствовать тем знаниям и навыкам, которые перечислены в разделе выше. В круг обязанностей традиционно входит помощь незащищенным слоям населения, выявление таких граждан и семей, составление списка таких лиц. Этот раздел нужно прописать достаточно конкретно, чтобы после прочтения работнику сразу стало понятно, что именно он будет делать в учреждении, а также чтобы обеим сторонам избежать в дальнейшем недопонимания.
Права
Права специалиста по социальной работе стандартные, как и для большинства должностей. Это права получать нужные сведения и документы, гарантии от государства, участвовать в решении вопросов, связанных с деятельностью учреждения, получать помощь от руководства и других работников.
Ответственность работника
Наказание за каждый проступок описать невозможно, поскольку решение об ответственности принимается свое в каждом конкретном случае. Указывают только общие виды нарушений (материальный ущерб, некорректное выполнение должностных обязанностей), а наказания описывают общими словами: «в рамках текущего законодательства РФ».
Из дополнительных разделов можно назвать «Оценка деятельности», «Условия работы», «Взаимодействие в учреждении». Их включают на усмотрение работодателя.
К сведению! Документ распечатывают на листе формата А4 с реквизитами учреждения. Обязательно должна присутствовать отметка об утверждении документа руководителем. Завершать бумагу должны подписи руководителя специалиста по социальной работе, согласующего инструкцию работника и самого специалиста.
Статья 36. Права социальных работников
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ в статью 36 настоящего Федерального закона внесены изменения
Статья 36. Права социальных работников
1. Социальные работники, занятые в государственном и муниципальном секторах социального обслуживания, имеют право на:
1) работу на условиях трудового договора (контракта);
2) бесплатный профилактический осмотр и обследование при поступлении на работу и бесплатное диспансерное наблюдение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет соответствующих бюджетных ассигнований;
3) защиту профессиональной чести, достоинства и деловой репутации, в том числе в судебном порядке;
4) получение соответствующих квалификационных аттестатов;
5) повышение квалификации за счет работодателя;
ГАРАНТ:
Согласно Федеральному закону от 6 мая 2003 г. N 52-ФЗ размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенные подпунктом 6 пункта 1 статьи 36 настоящего Федерального закона, применяются до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации, но не позднее чем до 1 января 2005 г.
См. Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27 июня 2003 г. N 377
6) бесплатное получение жилой площади и жилищно-коммунальных услуг в случае, если они проживают в сельской местности или поселках городского типа, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. Отчет о финансировании расходов, связанных с реализацией подпункта 6 пункта 1 статьи 36 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» в части предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденный приказом Минфина РФ от 25 июля 2003 г. N 68н
2. При исполнении служебных обязанностей социальные работники, занятые в государственном или муниципальном секторах социального обслуживания, имеют право на:
1) обеспечение специальной одеждой, обувью и инвентарем или выплату денежной компенсации на их приобретение в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
ГАРАНТ:
О порядке обеспечения специальной одеждой, обувью и инвентарем социальных работников государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания см. постановление Правительства РФ от 4 декабря 1995 г. N 1187
2) внеочередное обслуживание государственными и муниципальными предприятиями торговли, общественного питания, быта, связи, отделениями сбербанков и учреждениями, оказывающими юридическую помощь социальным работникам при исполнении служебных обязанностей;
ГАРАНТ:
О внеочередном обслуживании социальных работников предприятиями связи см. указание Минсвязи РФ от 16 августа 1995 г. N 156-у
3) первоочередную установку квартирного телефона и приобретение на льготных условиях автотранспорта в целях обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
4) бесплатный проезд на транспорте общего пользования (кроме такси) социальных работников, чья профессиональная деятельность связана с разъездами;
5) компенсацию за эксплуатацию личного автотранспорта, используемого для оказания социальных услуг в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
3. Дополнительные льготы, предоставляемые социальным работникам, определяются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Должностная инструкция социального работника 5 разряда специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому
«Кадровик. Кадровое делопроизводство», 2007, N 3
Настоящая Должностная инструкция разработана в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, законодательством РФ, регулирующим трудовую деятельность работников в сфере социально-медицинского обслуживания в РФ, а также иными нормативными актами, регулирующими трудовые правоотношения в Российской Федерации.
1.1. На должность социального работника 5 разряда принимается лицо, имеющее начальное профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы, или среднее полное (общее) образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет.
1.2. Социальный работник принимается и увольняется с работы приказом директора учреждения.
1.3. Социальный работник непосредственно подчиняется заведующему специализированным отделением социально-медицинского обслуживания на дому.
1.4. Социальный работник не имеет работников в своем подчинении.
1.5. Социальный работник в своей деятельности руководствуется: действующим законодательством РФ по вопросам здоровья и социального обслуживания населения; Уставом учреждения; настоящей Должностной инструкцией.
1.6. Социальный работник должен обладать, наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом, высокими моральными качествами, чувством ответственности, умением работать с людьми, тактичностью, дисциплинированностью, исполнительностью. Социальный работник должен чутко и внимательно относиться к обслуживаемым им гражданам.
1.7. Социальный работник должен знать:
1.8. Социальный работник подчиняется непосредственно
1.9. Во время отсутствия социального работника (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом руководителя учреждения. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
2.1. Основной функцией социального работника является осуществление комплекса мероприятий по социально-медицинскому обслуживанию на дому нетрудоспособных граждан, проживающих на закрепленной за ним территории участка.
3.1. Для выполнения возложенных на него функций социальный работник обязан:
4.1. Социальный работник имеет право:
5.1. Социальный работник несет ответственность:
Обязанности социального работника
Должностные обязанности социального работника заключаются в работе с незащищенными слоями населения:
Соцработник и его обязанности
Третий раздел сборника профессиональных стандартов содержит описание того, кто такой социальный работник и чем он занимается в различных учреждениях, перечень должностей и профессий.
Специалисты данного профиля востребованы в государстве и заняты в центрах поддержки и обслуживания населения, в обществах инвалидов и их предприятиях, в реабилитационных учреждениях. Приведенный перечень профессий с социальной специализацией поможет понять, кто такие соцработники и чем занимаются:
Важно. Полный перечень платных и бесплатных услуг соцработника, условия предоставления, размер оплаты фиксируются в договоре о предоставлении услуг. Размер ежемесячной платы рассчитывается на основе тарифов, утверждаемых региональными органами исполнительной власти.
Один из 15 утвержденных, стандарт 03.002 — его название «Социальный работник». Цель этого вида деятельности и сферы занятости работников по ОКВЭД следующие.
Данная штатная позиция — нижняя ступень в профессионально-квалификационной линейке этой категории сотрудников. В ЕКСД аналога нет. При подготовке ДИ рекомендуется использовать профстандарт 03.002 — он детально описывает, что делает социальный работник, подготовлен и утвержден в 2020 году и соответствует современным требованиям.
Важно. Работодатели самостоятельно определяют название должностей в штатном расписании и перечень обязанностей, которые они делегируют. Использовать профстандарты они не обязаны. Правило не распространяется на ситуации, отдельно оговоренные в ФЗ РФ и отраслевых НПА (Письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253).
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, что входит в обязанности классного руководителя. Используйте эти инструкции бесплатно.
Трудовые функции сотрудника
ДИ на основе профессионального стандарта имеет обычные разделы. В соответствии с методикой описания функционала, принятого в стандартах, обязанности социального работника по уходу за престарелыми на дому или за людьми с ВОЗ описываются через трудовые действия. Последние конкретизируют обобщенные и укрупненные трудовые функции.
В рассматриваемом случае деятельность социального работника заключается в выполнении одной обобщенной функции (в таблице слева), которая детализируется через 8 трудовых (перечисление справа).
Требования к образованию, обучению и опыту практической работы, необходимые для выполнения обязанностей соцработника по уходу за пенсионерами и людьми с ВОЗ, на этом профессиональном уровне минимальны.
В ДИ для описания обязанностей выделено две части раздела.
Права и ответственность
Для выполнения своих трудовых функций сотрудник социальной службы наделяется правами и несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. Разделы являются важной частью должностной инструкции социального работника 2021 г. и имеют следующее содержание.
Сотрудник имеет право:
4.1. Представлять на рассмотрение своего непосредственного руководства предложения по вопросам своей деятельности.
4.2. Получать от специалистов учреждения информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.
4.3. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.
Сотрудник несет ответственность:
5.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей ДИ, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
5.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим законодательством Российской Федерации.
6. Порядок утверждения и изменения должностной инструкции
6.1. Внесение изменений в ДИ осуществляется в следующих случаях:
6.2. Внесение изменений и дополнений в действующую ДИ производится в том же порядке, в котором принимается документ.
6.3. ДИ вступает в силу с момента ее утверждения и действует до замены ее на новую.