Что не входит в общие признаки письменной речи
Идентификационные признаки письменной речи
Свои письменно-двигательные навыки человека формирует в течение длительного промежутка времени, как и умение грамматически правильно, логически и содержательно излагать свои мысли.
Идентификационные признаки письменной речи отражают культуру человека и выражают смысловую сторону письма. Признаки письменной речи делятся на: общие и частные. Признаки текста изучают на большом по объему тексте.
Общие признаки письменной речи
Наиболее общим признаком является уровень владения письменной речью. В зависимости от последовательности изложения мыслей, их логичности, грамотности, стиля можно выделить три уровня владения письменной речью:
Высокий уровень отличает логическая последовательность изложения и глубина мыслей, эрудиция, обширный словарный запас и высокий уровень грамотности.
Средний уровень владения письменной речью характеризуется недостаточной степенью развития стилистического, лексического и грамматического навыков, отсутствием строгой последовательности и стройности изложения основной мысли, преобладанием разговорно-бытового стиля.
Низкий уровень владения письменной речью характеризуется отсутствием логической последовательности, неполнотой раскрытия мысли, бедным словарным запасом, низким уровнем грамотности.
Показателем уровня владения письменной речью является степень развития трех навыков: грамматического, лексического и стилистического.
Степень развития грамматического навыка письма
Зависит от степени овладения правилами письма на определенном языке. На развитие общего уровня грамотности влияют способности человека, методика обучения в школе, уровень образования, общая культура.
Степень развития грамматического навыка определяется количеством орфографических, пунктуационных и синтаксических ошибок и бывает высокой, средней, низкой.
Высокая степень в большой по объему рукописи характеризуется:
Средняя степень развития грамматического навыка характеризуется наличием в рукописи:
Низкий уровень характеризуется наличием в рукописи 6 и более орфографических или пунктуационных и 6 и более синтаксических ошибок.
Виды ошибок в рукописях
Исходя из норм оценки письменных работ учащихся средних школ, грубыми ошибками считаются те, которые нарушают широко распространенные (явные) правила и не вызывают трудностей при проверке.
Степень развития грамматического навыка чаще всего используется для установления не автора, а исполнителя рукописи.
Степень развития лексического навыка письма
Это словарный запас человека. Каждый человек обладает определенным запасом слов, который формируется на протяжении всей жизни и зависит от социальной среды, в которой вращается человек, его культурного и профессионального уровня, специальности, местности проживания и т. д.
Лексика современного русского языка по сферам употребления делится на две группы: общеупотребительные слова и слова ограниченного пользования, т. е. слова, употребляемые какой-то группой людей.
Словарный запас может быть обширным (богатая лексика) и ограниченным (бедная лексика).
Специфика лексики человека определяется в словах ограниченного пользования:
Степень развития стилистического навыка письма
Данный признак характеризуется языком изложения мыслей и общим построением письменной речи.
Язык каждой национальности подразделяется на функциональные стили. Выделяются: разговорно-бытовой, официально-деловой, научный, производственно-технический, публицистический стили.
Человек берет на вооружение только ту часть и разновидность стиля национального языка, которая в наибольшей степени отвечает его индивидуальности, психофизиологическим особенностям, общественной, трудовой и личной жизни.
Индивидуальный стиль — это присущая каждому человеку совокупность признаков письменной речи, отражающая навыки использования определенных языковых средств.
Индивидуальный стиль каждого человека характеризуют конкретные признаки:
1) Архитектоника — общее построение письменной речи в рукописи, т. е. логическая последовательность, связь и взаимоотношения между всеми частями рукописи (вводная часть, основная часть и выводы). Навыки архитектоники проявляются в умении правильно, последовательно и взаимосвязанно излагать свои мысли. В заключении эксперта характеристика архитектоники обычно описывается таким образом: «мысли изложены правильно, логично и последовательно» или наоборот.
2) Наличие или отсутствие абзацев характеризует смысловую сторону письма. Определяется количество абзацев в рукописи, количество предложений в абзаце (размер абзацев), способ выделения абзацев.
3) Длина предложений. Предложения по длине определяются количеством слов: малые — до шести, средние — от шести до тридцати, большие — свыше тридцати слов.
4) Преобладающий тип предложений. Предложения по типу бывают: с упрощенной конструкцией, с простой конструкцией (простые повествовательные), со сложной конструкцией (сложноподчиненные, сложносочиненные), с усложненной конструкцией (сложные с вводными словами, причастными и деепричастными оборотами).
5) Наличие символов, способы сокращений, исправлений. Символы — условные графические знаки, служащие для обозначения отдельных слов и словосочетаний. Сокращения бывают следующими:
Исправления бывают по буквам, выше, ниже букв, с зачеркиванием неправильной буквы или слова и т. д.
6) Способы акцентирования, т. е. способы выделения основной, по мнению автора, мысли или слова в рукописи:
Частные признаки письменной речи
Для каждого человека эти признаки качественно различны:
При наличии большого по объему почеркового материала исследование необходимо начинать с изучения признаков письменной речи.
Они обычно используются в совокупности с признаками почерка, но и по признакам письменной речи можно решить идентификационные вопросы, особенно диагностические — физическое, психическое состояние писавшего, определение его возраста, пола и т. д., а иногда и ситуационные — характеризующие условия, обстановка, обстоятельства, в которых исполнялась исследуемая рукопись.
Признаки письменной речи
Письмо – одно из средств коммуникации и один из способов фиксации речи.
Письмо – средство общения, в котором посредством графических знаков и правил их сочетания запечатлены мысли человека.
В письме выделяются две стороны: смысловая (содержание, стиль, манера изложения, лексика и т. д.) и графическая (подчерк).
В формирования письма лежит обучение и практическая деятельность человека.
В общественной, научной и другой деятельности письменная речь располагает различной информацией. Посредством нее фиксируются и передаются сообщения о фактах, явлениях, идеях и т. д.
В задачу криминалистического исследования письменной речи входит определение особенностей письменно-речевых навыков.
Письменная речь – это содержание документа(понятийное наполнение) и языковые средства, которыми оно выражается.
а) особенности размещения текста на бумаге;
б) конфигурация строк; положение линии письма относительно линии бумаги; направление строк;
в) способ переноса слов, расположение знаков переноса относительно линии строки;
г) особенности размещения подписи и даты;
д) особенности размещения текста адреса на конверте;
е) способ подчеркивания некоторых частей втексте;
ж) способ написания даты;
з) особенности внесения исправлений и дописки букв, слов, предложений в строку.
Привычки письма так же, как и мелкие признаки почерка, постоянны.
На указанных признаках письменной речи основана автороведческая экспертиза, предметом которой являются фактические данные о самом авторе и условиях составления этого документа. Иногда автор и исполнитель являются одним лицом, тогда здесь можно решить задачи диагностического и идентификационного характера.
Признаки письменной речи и почерка
Особенности исследования письма и письменной речи
В процессе исследования письма происходит анализ всех аспектов рукописного текста, включая смысловые (письменную речь) и технические (графическую сторону). В этом процессе осуществляется решение соответствующих задач: по письменной речи установление автора документа, по почерку определение его исполнителя.
Письменная речь включает содержание документа в его понятийном наполнении и языковые средства, которыми выражено содержание. Функция почерка заключается в отражении на листе движений в ходе выполнения письменных знаков.
Идентификационный признак почерка включает особенности письменно-двигательного навыка, который отображается в рукописи и индивидуализирует вместе с другими особенностями почерк определенного человека. Признак почерка можно считать диагностическим в случае, если он способен характеризовать условия выполнения рукописи, которые влияют на письменно-двигательный навык, а также свойства личности писавшего.
Признаки письменной речи и почерка
Эти признаки можно разделить на две большие группы — признаки письменной речи и признаки почерка.
Признаки письменной речи включают зафиксированные посредством системы графических знаков особенности речевых навыков индивидов. Эти признаки могут включать комплекс разных языковых навыков, в том числе пунктуацию, лексику, грамматику, орфографию.
Общий признак письменной речи представлен показателем того, в какой степени человек владеет нормами литературного русского языка. Их выделяют через оценку соответствующих языковых средств, используя несколько критериев: правильно — неправильно (в основе лежит соответствие этих средств литературным нормам).
Частные признаки языкового навыка способны отразить разные свойства, особенности его структуры, выраженные в соответствующих устойчивых языковых нарушениях речи, использовании выбранных средств языка в типичной речевой ситуации.
Значение признаков почерка состоит в особенностях, которыми характеризуется представление о нем в качестве системы движений.
Общие признаки
Общие признаки, которые характеризуют пространственную ориентацию фрагментов рукописи и выполняемых движений включают:
1. Размещение самостоятельных фрагментов по отношению к срезу листа, по отношению к основному тексту или друг к другу.
Контроль признака осуществляется зрительно, что отражает навыки глазомерной ориентации пишущего лица в процессе размещения фрагментов документа по отношению к: срезу листа бумаги, основному тексту, другим реквизитам документов и т.д. Этот признак необходимо учитывать, размещая:
2. Наличие (отсутствие) полей, в том числе их размер, форма и направление.
Поля представляют собой отступы пишущего. Они могут быть от вертикальных срезов листа бумаги до начала строк, а также от окончания строк до правого вертикального среза листа (вертикально), могут быть горизонтальными как сверху, так и снизу.
Размер полей можно определить расстоянием от начальных (конечных) движений в строках по отношению к левому (правому) срезу листа бумаги, первой и последней строке к верхнему и нижнему срезу (большой — от 30 мм, средний — от 10 до 30 мм, малый — до 10 мм.).
Форма линии полей является линией левого поля, которая образуется через соединение крайних левых точек начала строк. Для правого поля ее образование происходит за счет соединения крайних правых точек окончаний строк, для левого поля линия может быть прямой (прямолинейной), дугообразной (выгнутой, вогнутой), извилистой, прямолинейной, ломаной (ступенчатой).
Направление линий поля по отношению к вертикальным срезам может быть: левонаклонным, правонаклонным, без наклонов от вертикали.
3. Наличие и размер (отсутствующий) абзацного отступа, который часто называется «красной строкой» а также интервалы между абзацами, включая их размер.
Движение, которое начинается в первой строке абзаца по отношению к началу других строк может проявляться размерами отступа от левого вертикального среза листа, который находится в пределах красных строк.
4. Интервал между строками и его размер.
Этот признак способен характеризовать размещение строк по отношению друг к другу. Интервалы можно определить с помощью расстояния между нижней линией строки и верхней линией последующей строки. Исчисление размера межстрочных интервалов происходит при измерении высоты строчных букв, за исключением надстрочных и подстрочных элементов (их условно можно поместить между строками). Размеры могут быть: большими (более двойной высоты строчной буквы), средними, то есть равными двойной высоте буквы, малыми, то есть равными или несколько большими, чем высота строчной буквы.
5. Интервал между словами и его размер.
Этот признак отражает размещение соседних слов в строке по отношению друг к другу. Размер интервалов, который есть между словами, можно определить с помощью ширины строчных двухэлементных букв, условно помещенных между словами. Промежуток может быть большим (от ширины двух букв), средним (равным ширине 1-2 букв), малым (менее ширины буквы), смешанным.
6. Размещение линии письма по отношению к линии линовки бланковой строки (типографская линовка).
Подобный признак определяется в почерке рукописного текста, который выполнен на разлинованных листах бумаги. Размещение может быть как над строками, так и под ней, совмещаться со строкой, смешанным.
7. Направление линии письма в строках.
Этот признак оценивают в рукописях, которые выполнены на нелинованной бумаге.
8. Форма линий письма в строках
Признак предполагает разделение на прямолинейную форму (основа букв находится на одной горизонтали), не прямолинейную форму (дуговая выгнутая и дуговая вогнутая).
9. Размер интервалов между знаками препинания и предыдущим словом, их положение по отношению к линии письма.
Интервал между строками может быть: большим (от двухэлементной буквы), средним (равным ширине буквы), малым (меньше, чем ширина буквы), смешанным.
Помимо этого, исследуется положение знаков препинания в отношении линии письма. Они располагаются как на его линии, так и выше (ниже), также положение знаков препинания может быть смешанным.
10. Знаки переноса и их положение
Показатель разделяет положение на линии строки, выше (ниже) ее, параллельное, опускающееся, поднимающееся, смешанное.
Понятие письма. Криминалистическое значение и классификация признаков письменной речи
Письмо — средство запечатления мысли человека с помощью языка и специально созданной системы условных обозначений (письменных знаков, письменности), позволяющей закреплять речь во времени и передавать ее на расстояние. Письмо в криминалистическом понимании включает письменную речь (смысловые, языковые средства выражения мысли при письме) и почерк.
Признаки письменной речи подразделяются на общие и частные.
Общие признаки письменной речи — это манера изложения текста, общий уровень грамотности, стилистические и грамматические особенности языка, словарный запас.
Стилистические признаки характеризуют язык, архитектонику текста» стиль изложения (официально-деловой, научный, технический, производственный, литературно-художественный, публицистический, бытовой, профессиональный, характерный для преступной среды и пр.
Лексико-фразеологические признаки характеризуют общий словарный запас, употребление терминов, свойственных лицам определенных профессий, местности и т.п. Среди них можно выделить: профессионализмы — слова, специфические для лиц определенных профессий; архаизмы — устаревшие слова и выражения; диалектизмы — слова и обороты речи, используемые в определенной местности; варваризмы — употребление слов из других языков; жаргонизмы — слова искусственного, условного языка определенных групп людей (жаргона).
Грамматические признаки (орфографические, синтаксические, пунктуационные) отражают знание исполнителем грамматических правил письма. В соответствии с ними общий уровень грамотности исполнителя определяется как низкий, средний и высокий.
Частные признаки письменной речи:
• орфографические навыки, устойчивое неправильное написание слов;
• пунктуационные навыки, в том числе своеобразное использование тех или иных знаков препинания, разделение текста на абзацы, разделы;
• лексико-фразеологические навыки — использование слов в не свойственных им значениях и связях с другими словами, использование определенных диалектизмов, вульгаризмов, жаргонизмов, просторечия и др.;
• синтаксические навыки — определенное нарушение норм синтаксиса, своеобразное использование синтаксических конструкций и т.п.;
• стилистические навыки — устойчивое нарушение норм лексической стилистики, своеобразные композиции изложения.
Почерковедческая экспертиза производится с целью установления лица — исполнителя рукописного текста или подписи, его пола и возраста, условий и обстоятельств, при которых выполнены различного рода рукописные документы, записи или подписи.
27. Особенности расследования убийств, связанных с исчезновением человека.
Отсутствие трупа обычно объясняется тем, что он либо уничтожен, либо сокрыт.
Места сокрытия трупов весьма многообразны. Если преступник живет в частном доме, труп может оказаться закопанным в подполе, сарае, хлеву, саду, огороде, на ином участке приусадебного хозяйства.
Следует подчеркнуть, что большинство убийц по делам данной категории не только находились в близких отношениях с потерпевшим, но и отчетливо осознавали, что эта связь хорошо известна окружающим.
Будучи не в состоянии уничтожить или надежно спрятать труп убитого либо не желая обременять себя этим, убийца нередко делает труп неопознаваемым
Сокрытие трупа преступником, не находившимся в близких отношениях с потерпевшим, характерно для лиц, совершивших убийство в своем жилище либо на рабочем месте (котельная, сторожка и др.).
Не менее важно узнать, кто, где, когда, при каких обстоятельствах видел без вести пропавшего в последний раз, не говорил ли кто-либо о его уходе или отъезде из дома, не заявлял ли исчезнувший о своем желании куда-нибудь уехать.
. Следует поинтересоваться у допрашиваемых, как характеризовался пропавший по месту работы и жительства, какими чертами характера обладал, какие имел привычки, в том числе дурные.
Версии и их проверка. Версии, выдвигаемые по делам данной категории, направлены на выяснение подлинной судьбы исчезнувшего человека. Обоснованность версии «исчезнувший убит» в значительной мере зависит от обнаружения материальных следов преступления, в том числе трупа или его частей. Рекомендуется изучить предполагаемый маршрут следования потерпевшего до его исчезновения, а затем направить в находящиеся поблизости от него правоохранительные органы, больницы, морги запросы о возможном обнаружении трупа с приметами человека, пропавшего без вести. Важно использовать и криминалистический учет неопознанных трупов.
При подтверждении версии «исчезнувший убит» естественно встает вопрос «кем он убит?».
К выдвижению версии «убийство совершил человек, близкий потерпевшему» могут побудить:
а) остроконфликтные отношения исчезнувшего с подозреваемым
б) противоречия в объяснениях о причинах и обстоятельствах исчезновения, которые подозреваемый дал разным лицам, или расхождения его заявлений с точно установленными фактами;
в) улики поведения близкого человека, указывающие на его виновность
Проверить эту версию помогают допросы свидетелей, которые либо подтверждают и приумножают, либо опровергают факты, положенные в ее основу.
При обыске у подозреваемого, проживавшего совместно с исчезнувшим, пристальное внимание надлежит уделить обнаружению следов крови, возможного орудия убийства, переписки с родственниками потерпевшего, а также его вещей, с которыми тот обычно не расставался.
Версия «убийство совершил посторонний человек» выдвигается обычно на основе следующих фактов:
а) отсутствие среди близких исчезнувшего людей, заинтересованных в его смерти;
б) наличие достоверных данных об отъезде потерпевшего куда-либо;
в) имевшиеся у него в момент отъезда значительные ценности, на которые мог польститься неизвестный преступник.
Действия по проверке этой версии локализуются вдоль предполагаемого маршрута передвижения лица, пропавшего без вести, и подчинены прежде всего выявлению населенного пункта, дома, квартиры, где потерпевшего видели в последний раз, а также лица, с которым он общался перед исчезновением. Поиск становится более целенаправленным, когда следователь путем допросов свидетелей узнает профессию, занятие человека, в котором нуждался исчезнувший (адвокат, посредник в обмене квартир (маклер), портной, дилер, торговец-оптовик, антиквар и т.д.).
Принимаются меры к отысканию предметов и ценностей, находившихся при исчезнувшем.
Криминалистическое исследование письма и письменной речи
Понятие и научные основы криминалистического исследования письма
Письмо служит средством запечатления и передачи на расстояние мыслей человека с помощью определенной системы символов, знаков, букв и закрепления их во времени на том или ином носителе информации (бумаге, пленке и т.п.).
Освоение письма базируется на развитии двух тесно связанных между собой навыков: интеллектуального навыка письменной речи и двигательного навыка – почерка, формирующихся, как правило, одновременно. Письменная речь – это содержание документа и языковые средства его выражения. Почерк – отражение на бумаге системы движений при выполнении письменных знаков.
При исследовании письма анализу подвергается весь комплекс характеристик рукописного текста, его смысловая и графическая стороны, хотя по ним решаются различные задачи: по письменной речи устанавливается автор документа, а по почерку – его исполнитель.
Возможность установления автора и исполнителя рукописного текста базируется на индивидуальности (неповторимости) и постоянстве (устойчивости) письменно-речевых и графических навыков. Их проявление вовне в виде идентификационных признаков письма протекает в соответствии с психофизиологическим учением о высшей нервной деятельности человека.
Формирование письма зависит от условий обучения; общественной среды, в которой вращается человек; специфики его трудовой деятельности и психофизиологических способностей.
На устойчивость проявления навыка письма весьма влияет степень его автоматизации в высшей нервной системе. Чем выше эта степень, тем труднее перестройка навыка. Этот навык, будучи хорошо сформированным, закрепляется в высшей нервной системе в виде своеобразного динамического стереотипа настолько прочно, что не может быть произвольно изменен пишущим по его желанию.
Автоматизм письма проявляется до тех пор, пока оно осуществляется в обычных условиях. Резкое их изменение (целевой установки пишущего, физических или психических перегрузок, преднамеренного искажения письменной речи или почерка) приводит к ослаблению автоматизированности письма, к его выполнению под усиленным контролем сознания. Однако ввиду кратковременности новых условий сложившаяся ранее манера письма не разрушается.
Сохранение привычного стереотипа проявляется и при попытках преднамеренного искажения особенностей письменной речи и почерка. Какой бы способ маскировки индивидуального письма при этом ни использовался, собственные навыки, закрепленные выработавшимся стереотипом, сохраняются и отображаются в искаженном письме.
Индивидуальность и постоянство проявлений в письме особенностей письменно-речевых и графических навыков позволяет идентифицировать личности автора и исполнителя документа.
Понятие, классификация и информационное содержание признаков письменной речи
Под письменной речью понимается отражение в рукописном изложении психофизических и интеллектуальных особенностей мыслей человека: каким стилем написан текст, каковы словарный состав языка и уровень грамотности пишущего.
Объекты криминалистического исследования письменной речи подразделяются на идентифицируемые и идентифицирующие. Идентифицируемым является конкретный человек, автор документа, а идентифицирующим – документ, отобразивший признаки письменной речи его составителя.
У человека в зависимости от условий обучения, культурного и образовательного уровня, практики письма, характера трудовой деятельности, окружения, воздействия телевидения, кино, театра, радио формируется словарный запас, своеобразная манера выражения мыслей, использования средств языка.
В письменной речи различают содержание и форму. При ознакомлении с содержанием анализируются его тема (основной смысл); сведения фактического характера, ссылки на источники и использованные материалы; упоминания автора о самом себе.
Содержание документа не имеет столь четкой индивидуальности, как языковые средства его выражения. Вместе с тем в нем может присутствовать фактическая информация, полезная при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. В частности, по содержанию документа можно определить:
Форма документа – внешнее выражение его содержания – характеризуется грамматическими, лексическими и стилистическими признаками.
Грамматические признаки отражают степень соблюдения автором грамматических норм языка. Их усвоение происходит с раннего детства путем подражания речи взрослых, изучения в школе нормативной грамматики и самообразования. Однако в письме нередко наблюдаются устойчивые отступления от современных грамматических правил, связанные с орфографией, синтаксисом, пунктуацией.
Орфографические особенности письменной речи – это правильность написания письменных знаков, а также устойчивые ошибки: в буквенном составе слова; в роде; падеже; склонениях и спряжениях.
Под синтаксисом понимают привычный характер построения предложений, а также устойчивые ошибки, допускаемые автором при письме, связанные с построением предложений, согласованием слов и оборотов речи, неоправданным соединением нескольких простых предложений в одно сложное, злоупотреблением причастными и деепричастными оборотами и др.
Пунктуация представляет собой устойчивые, привычные для автора способы расстановки знаков препинания, посредством которых производится смысловое членение письменной речи.
Авторы документов, как правило, по-разному пользуются знаками препинания – одни делают это верно, другие допускают незначительные ошибки, третьи пишут с грубыми нарушениями правил пунктуации даже в примитивных предложениях.
Привычный способ построения предложений, а также стабильность грамматических ошибок или отсутствие таковых – все это в совокупности с другими особенностями письма способствует идентификации письменной речи.
В зависимости от наличия в документе грамматических ошибок общий уровень грамотности пишущего определяется как низкий, средний или высокий: низкий – присутствие многочисленных ошибок орфографического, синтаксического и пунктуационного характера; средний – отсутствие грубых ошибок в простых случаях правописания, но наличие их в сложных; высокий – отсутствие орфографических, синтаксических ошибок и обоснованная расстановка знаков препинания.
Лексические признаки – это совокупность языковых средств (слова, выражения, обороты речи) и особенности использования их пишущим для изложения своих мыслей. Сюда включаются лексика, фразеология и изобразительно-выразительные средства.
Лексика рассматривается как словарный запас, совокупность слов, активно употребляемых автором. Она может быть бедной или богатой. Бедность авторской лексики, как правило, выражается в неоправданном повторении одних и тех же слов и выражений. О богатой лексике свидетельствуют свободное использование лексических синонимов, фразеологизмов, разнообразие определений и т. д. Вместе с тем в ней могут быть выявлены особенности, имеющие значение идентификационных признаков. Это:
Фразеология – это совокупность устойчивых словосочетаний, имеющих неявный смысл (идиомы, пословицы, поговорки, крылатые слова). Характер фразеологических оборотов оценивается с точки зрения их распространенности, архаичности и национальной окраски. Это позволяет определить возраст, условия воспитания, уровень образования, национальность, эрудицию и специальность автора. Так, обороты типа «сломя голову», «ловить рыбу в мутной воде», «плясать под чужую дудку» и т.п. можно считать приемлемыми для любого русского человека, в то время как «геркулесовы столпы», «лебединая песня», «сизифов труд» – типичны для лиц образованных и начитанных.
Изобразительно-выразительные средства – это выражения, употребляемые в переносном смысле (метафора, ирония, аллегория, гипербола, сравнение), и так называемые стилистические фигуры (градация, антитеза, риторические вопросы и другие речевые приемы). Изобразительно-выразительные средства вводятся для усиления действенности речи, придания ей образности и силы. Создавая запоминающиеся образы, они углубляют понимание основного, главного в описываемых событиях и могут индивидуализировать письменную речь анонима.
Стилистические признаки включают совокупность лексических, фразеологических и изобразительных средств языка; манеру выбора слов, речевых оборотов, структуру фраз, построение текста в целом, характерную для конкретного автора.
Стиль в определенной степени отражает личность пишущего, характер его мышления, производственный опыт, глубину познаний, род занятий, индивидуальные языковые наклонности и привычки.
Стиль может быть научным, публицистическим (журнально-газетным), официально-документальным (канцелярским), производственно-техническим, художественно-беллетристическим и эпистолярным (бытовым). Стиль соответствует индивидуальным эмоциональным, психическим, профессиональным и иным привычкам и наклонностям автора.
На основании анализа признаков письменной речи может быть высказано предположительное суждение об авторе анонимного документа: его половой принадлежности; национальности; образовании; возрасте; профессии (специальности); месте работы и жительства и др.
Подготовка материалов для криминалистического исследования письменной речи
Когда в результате следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий будут выявлены лица, подозреваемые в авторстве, проводится подбор материалов для идентификации автора анонимного документа.
К образцам, получаемым для сравнительного исследования, предъявляются определенные требования с точки зрения их объема, происхождения, времени исполнения и тематики.
Рекомендуется, чтобы образцы по объему были до пяти страниц машинописного и до десяти страниц рукописного текста. Однако особое внимание должно быть уделено качеству образцов, отражению характерных особенностей навыков письменной речи автора.
По своему происхождению различают свободные и экспериментальные образцы письма.
Свободными образцами считаются рукописи, выполненные подозреваемым самостоятельно, собственноручно, вне связи с расследованием преступления. Это могут быть материалы личного дела, командировочные отчеты, дневники, письма и другие документы.
Экспериментальные образцы – это тексты, выполненные подозреваемым в связи с расследованием дела по предложению следователя. Получение экспериментальных образцов связано с необходимостью проверки написания подозреваемым определенных выражений и слов, не встречающихся в свободных образцах. Отбор образцов производится по возможности неоднократно. По времени выполнения свободные образцы следует отбирать как можно ближе к моменту появления исследуемого текста.
В этих образцах обязательно должны быть тексты, написанные на ту же (или хотя бы близкую) тему, что и исследуемый документ.
При анализе письменной речи экспериментальные образцы могут быть использованы только для проверки грамматических, но не лексических и стилистических признаков.
При автороведческих экспертизах экспертам можно предложить следующие вопросы:
Понятие, классификация и информационное содержание признаков почерка
Криминалистическое почерковедение – это раздел криминалистики, изучающий закономерности возникновения и развития письменно-двигательных навыков человека в целях решения диагностических и идентификационных задач.
В своем научном развитии криминалистическое почерковедение опирается на такие области знаний, как физиология высшей нервной деятельности и анатомия двигательного аппарата, биомеханика и психологическая организация письменно-двигательного навыка. Почерк и письменная речь составляют единое целое, они формируются в процессе обучения письму, психофизиологические основы которого неразделимы. По почерку устанавливается исполнитель документа.
Признаки почерка как особенности письменно-двигательного навыка характеризуются устойчивостью, вариационностью и индивидуальностью.
Устойчивость почерка представляет собой относительное постоянство письменно-двигательного навыка конкретного лица, базирующееся на сформировавшемся динамическом стереотипе. Устойчивость почерка криминалистами понимается в его развитии и изменении, поэтому она рассматривается только применительно к конкретным отрезкам, включающим ориентировочное время написания документа.
Вариационность почерка – результат реакций организма на изменяющиеся условия написания документа. Они могут быть объективными и субъективными. Объективные – это те, которые не зависят от воли и сознания исполнителя документа, например вид пишущего прибора или характер освещения. Субъективные – подчиняются воле и сознанию пишущего и могут быть умышленными и неумышленными. Первые проявляются при имитации чужого почерка или маскировке своего собственного.
Неумышленные изменения почерка возникают при написании документа с конкретной целевой установкой. Например, в одном случае исполнитель пишет текст четко, «красиво», в другом – бегло, малоразборчиво. Такие изменения почерка могут быть следствием написания документа при необычном состоянии организма, например опьянения, действия некоторых медикаментов или наркотических средств, боли, испуга и т.п.
Вариационность почерка не препятствует идентификации, когда она учитывается как следователем при подборе образцов для сравнительного исследования, так и экспертом в ходе судебно-почерковедческой экспертизы.
Индивидуальность почерка – это неповторимая совокупность особенностей системы движений при исполнении письменных знаков у конкретного человека. Индивидуальность начинает проявляться у школьника на четвертом году обучения. Этот процесс продолжается и после завершения обучения, он зависит от количества и характера почерковой практики.
Качественно-количественные характеристики почерка делятся на топографические, общие и частные.
Топографические признаки почерка – это привычный способ размещения пишущим текста и его частей на бумаге. Он вырабатывается и закрепляется у человека в результате письменной практики. Пишущий, как правило, не задумывается над тем, как расположить текст на бумаге, а делает это механически. Топографические признаки особенно важны при исследовании искаженных рукописных текстов, в которых индивидуальные особенности почерка выражаются хуже.
К топографическим признакам относятся:
1. Поля – отступы от четырех обрезов листа бумаги. Оцениваются с точки зрения их наличия, отсутствия и размера (большие, средние, малые) и конфигурации (формы) – ровные, неравномерные, сужающиеся или расширяющиеся книзу. К средним относятся поля размером от 25 до 35 мм.
2. Абзацы – части текста с законченной мыслью. Текст может быть исполнен без деления на абзацы; с делением, но без отступов в начале абзаца; с делением на абзацы и с отступами.
3. Расположение строк возможно горизонтальное, поднимающееся, опускающееся.
По форме они бывают прямыми, выпуклыми, вогнутыми, а по отношению к линиям на линованной бумаге – над линиями, на линиях, без соблюдения линий графления.
4. Перенос слов делают не все пишущие. При его отсутствии исполнители документа либо не дописывают строку и переходят на следующую, либо уплотняют буквы, загибают строку кверху или книзу. При переносах знаки переноса могут быть в одну или две черточки, большого, среднего или малого размера, прямой, вогнутой или выпуклой формы. Расположение по отношению к строке – посредине или со смещением вверх или вниз вплоть до расположения ниже линии строки. По отношению к горизонтали – горизонтальные, поднимающиеся или опускающиеся.
5. Промежутки между словами могут быть большими, средними и малыми, а также равномерными и неравномерными. К средним относятся, если между словами вмещается одна трехштриховая буква (ш, т, ж).
6. Выделение слов – их подчеркивание одно- или двухштриховой, прямой, волнистой, сплошной, пунктирной линиями, а также увеличение размера букв; письмо в разрядку, прописными буквами и др.
7. Вставки пропущенных слов и букв осуществляются по-разному: пометкой в виде римской цифры пять (галочка), над которой пишется текст; обводкой текста и стрелкой, указывающей место, куда он должен быть вставлен; условной пометкой в тексте с ее выносом на поля, где и помещается вставленное предложение.
8. Положение нумерации страниц текста – слева, справа или посредине верхнего или нижнего поля текста.
Топографические признаки письма используются в сочетании с признаками почерка.
Общие признаки почерка
Общие признаки почерка, характеризующие его в целом, – это:
1. Выработанность почерка, т.е. степень владения техникой письма конкретным лицом. По степени выработанное выделяются маловыработанный, средневыработанный и высоковыработанный почерк.
Маловыработанный почерк характеризуется неуверенностью и несогласованностью движений пишущей руки. Рукопись выглядит нестройной, буквы отличаются от стандартных прописей.
Средневыработанный почерк имеет средний темп письма, среднюю координацию движений. Наблюдается недостаточная согласованность движений при исполнении письменных знаков. Отдельные буквы и несложные сочетания в словах выполняются автоматизированно, появляются вариации в способах выполнения письменных знаков.
Высоковыработанный почерк отличается автоматизмом и согласованностью движений. В нем наблюдается, с одной стороны, многовариантность букв в зависимости от их места в слове и сочетаний с другими буквами, с другой стороны – однотипное выполнение разных букв.
2. Общий тип (строение) почерка может быть простым, упрощенным и усложненным (вычурным).
Тип почерка считается простым, когда система движений по выполнению элементов письменных знаков, букв и слов близка к ученическим прописям.
При упрощенном почерке большинство письменных знаков исполняется упрощенными движениями. Это, как правило, хорошо выработанные («быстрые»), трудночитаемые почерки.
Усложненный почерк характеризуется излишним по отношению к прописям количеством движений при выполнении и соединении письменных знаков. Усложнения чаще всего вводятся в надстрочные и подстрочные элементы букв для их украшения.
3. Общее направление движений бывает левоокружным (против часовой стрелки), правоокружным, прямолинейным и смешанным. В зависимости от преобладания тех или иных движений почерки подразделяются на левоокружные, угловатые (с преобладанием прямолинейных движений), правоокружные и смешанные. В России большинство почерков являются левоокружными.
4. Размер. По высоте строчных элементов букв почерки бывают мелкими (до 2 мм), средними (от 2 до 5 мм) и крупными (5 мм и больше).
5. Наклон. По наклону почерки делятся на правонаклонные, прямые, левонаклонные и смешанные. За прямые почерки принимаются такие, в которых угол наклона основных штрихов равен 85–95 градусам. Встречаются смешанные (веерообразные) почерки. Русские почерки в основном правонаклонные.
6. Разгон почерка характеризуется соотношением высоты письменных знаков и их ширины. По разгону почерки делятся на сжатые, средние и размашистые. Если высота трехштриховых (строчных букв т, ш, щ) значительно больше их ширины, то почерк считается сжатым. При равенстве высоты и ширины – почерк средний, а если высота этих букв меньше ширины – почерк размашистый.
7. Связность почерка определяется по числу букв, выполненных без отрыва пера от бумаги. По степени связности различают связный, средний и отрывистый. Связным считается почерк, когда одним непрерывным движением выполняется пять или более букв, средним – три-четыре буквы и отрывистым – когда каждая буква пишется отдельно, без связи с другими или связывается не более двух букв.
8. Нажим в почерке определяет соотношение ширины основных и соединительных штрихов, а также степень вдавленности штрихов. По этому соотношению почерки подразделяются на имеющие:
Почерки выделяют по степени вдавленности: сильная, когда вдавленность наблюдается на более чем двух последующих листах; средняя вдавленность наблюдается на двух последующих листах; слабая, когда вдавленность может наблюдаться только на оборотной стороне листа.
Общие признаки имеют групповое значение. Они определяют сходство или различие почерка в исследуемом документе и сравниваемых образцах, используются при отборе сравнительного материала для анализа частных признаков почерка.
Частные признаки почерка
Частные признаки почерка – это совокупность навыков письма, отображающихся в способах исполнения и связывания письменных знаков и их элементов, а также в расположении письменных знаков и их элементов относительно друг друга.
Частные признаки могут иметь место в любых элементах (штрихах) букв: начальных и заключительных, основных и соединительных, овалах и полуовалах, надстрочных и подстрочных (рис. 18), выполняемых приводящим или отводящим, левоокружным или правоокружным движением (рис. 19), связанных между собой с образованием петли, угловатости, путем примыкания (рис. 20).
Все многообразие частных признаков может быть классифицировано на четыре группы:
1. Особенности направления движения при выполнении письменных знаков и элементов (рис. 21).
Рис. 21. Левоокружное выполнение буквы «Ш» и первого полуовала буквы «Ж», одноштриховой вариант буквы «Т», правоокружное выполнение строчных элементов буквы «В» и «Ы», приводящее движение при выполнении первого элемента буквы «Л»
2. Особенности связывания письменных знаков и их элементов (рис. 22).
Рис. 22. Особенности связывания письменных знаков и их элементов
Упрощенная связь букв «С» и «Р», непрерывное выполнение букв «Б» и «Р», различные способы связи элементов букв «Н» и «К»
3. Особенности соотношений письменных знаков и их элементов по размеру, наклону и разгону (рис. 23).
Рис. 23. Особенности соотношения письменных знаков и их элементов по размеру, наклону и разгону. Расположение верхних окончаний основных штрихов буквы «Н» по восходящей и нисходящей линии, выступание среднего штриха буквы «Ж» за верхнюю и нижнюю строки, левонаклонное расположение отдельных основных штрихов букв «Т» и «У», различные интервалы между основными штрихами буквы «Т»
4. Положение точек начала и окончания штрихов письменных знаков и способов их выполнения (рис. 24).
Идентификационная значимость, ценность частного признака зависит от частоты его встречаемости в почерках других лиц, пишущих на языке исследуемого документа. Чем реже частота встречаемости, тем выше ценность этого признака при установлении исполнителя.
Тождество исполнителя выявляется в результате сравнительного анализа всех признаков почерка в исследуемом документе и образцах, неповторимость которых оценивается не только на основании специальных знаний (опыта) эксперта, но и путем использования математических данных об идентификационной значимости отдельных признаков и их комплекса в целом.
Помимо обнаружения исполнителя рукописного текста признаки почерка применяются и при исследовании подписей. При этом в подписях, подделанных путем рисовки или подражания, могут быть выявлены не только несоответствие их подлинной подписи, но и признаки почерка фальсификатора.
Составление розыскной таблицы
Составление розыскной таблицы. Основным содержанием такой таблицы будут наиболее характерные общие и частные признаки почерка, включаемые в нее с целью сравнения с почерками подозреваемых лиц. Таблица состоит из описания характерных признаков и иллюстрации в виде фотоснимков (или графических зарисовок) письменных знаков. Особенности почерка выделяются путем подчеркивания и проставления стрелок. Розыскные таблицы позволяют отобрать наиболее близкие почерки, которые и подвергаются детальному почерковедческому исследованию экспертом-криминалистом.
Возможности криминалистического исследования почерка
Кроме исследуемого документа следователь обязан представить в распоряжение эксперта свободные и экспериментальные образцы почерка. При этом свободные образцы должны иметь несомненное происхождение, т.е. быть исполнены именно подозреваемым, а не другим лицом, и сопоставимыми с исследуемым документом: один язык; близость по времени составления, по форме и содержанию; однотипный материал (бумага, картон и т.д.), аналогичные орудия письма (шариковая ручка, карандаш, чернила) и т.д. Минимальный объем свободных образцов для почерковедческой экспертизы равен 2–3 листам писчей бумаги, а подлинных подписей должно быть не менее 15–20.
Для получения экспериментальных образцов почерка подозреваемому предлагают написать текст под диктовку, с включением в диктуемый текст слов, отдельных предложений, цифр, содержащихся в исследуемом документе. Если анонимный документ выполнен печатными буквами или с переменой пишущей руки, то подозреваемый должен исполнить образец соответствующим способом.
Некоторое своеобразие представляет собой подбор сравнительных образцов при исследовании подлинности подписей. Экспериментальные подписи, не менее двадцати, отбираются в несколько приемов на разных листах бумаги и с разными размерами мест для их постановки. Кроме того, у лица, от имени которого исполнена исследуемая подпись, необходимо отобрать как тщательно выполненные, так и небрежные свободные образцы подписей, их полные и сокращенные варианты. От подозреваемого в подделке следует получить свободные образцы его почерка и подписи, а также экспериментальные образцы начертания фамилии (подписи) лица, чья подпись подделана. Отбор экспериментальных образцов производится неоднократно.
Таким образом, основные направления применения методов криминалистического почерковедения – это установление авторов и исполнителей анонимных документов, а также подложных документов, использованных при совершении преступления, и розыск преступников по записям, оставленным ими на месте совершения преступления, и учинивших подпись в интересующем следствие документе.
Основные вопросы, разрешаемые почерковедческой экспертизой: