Что не входит в хронологические рамки античной цивилизации

Что не входит в хронологические рамки античной цивилизации

Цивилизация возникла 30 в. назад.

Цивилизация остановилась 16 в. назад.

Античная цивилизация завершила Первый исторический цикл развития современного человечества, охвативший около восьми тысячелетий. Развёртывание цивилизации во времени приходится на железный век (IX в. до н.э. — V в. н.э.).

Первый исторический цикл развития современного человечества, охвативший около восьми тысячелетий, завершился созданием Античной Мировой цивилизации. Цивилизации, составившие этот цивилизационный кластер, закрепили многослойную структуру общества, фундамент которой был заложен еще на заре истории.

Развёртывание цивилизации во времени приходится на железный век ( IX в. до н.э. — V в. н. э.).

В эпоху неолита в основном сформировался современный человек с его потребностями и способностями, начальным объемом знаний и навыков, произошел переход к производящему хозяйству.

В бронзовом веке возникли многоукладная экономика, разнообразные формы собственности, классы, государство, право.

Науки, мировые религии, образовательные системы были созданы во времена античной мировой цивилизации.

Во время античной мировой цивилизации сложился пояс локальных цивилизаций. Эпоха неолита начиналась на разных материках с разрывом в несколько тысячелетий. Однако постепенно дистанция между отдельными, прежде изолированными, цивилизациями сокращалась, усиливались процессы диалога и обмена между ними, все более отчетливо проступал единый ритм истории человечества. Свои нюансы были в развитии каждой локальной цивилизации: некоторые существовали достаточно долго; другие, ярко вспыхнув, уходили в небытие, их место занимали более молодые, агрессивные. Это обеспечивало постоянное обновление формирующейся глобальной цивилизации.

Античная мировая цивилизация — пик первой цивилизационной волны в истории человечества, время нелегкой, но прекрасной его юности, когда сформировался его генотип во всем богатстве и разнообразии составляющих его элементов. Хронологические рамки античной цивилизации охватывают четырнадцать веков.

В античную эпоху локальные цивилизации вышли за прежние узкие рамки. Повсеместно возникали мировые империи, охватывавшие несколько смежных цивилизаций — Ассирийская (в IХ—VII вв. до н. э. — вся Передняя Азия), Персидская (VI—IV вв. до н. э. — от Эгейского моря до долины Инда, от Египта до Сырдарьи); империя Маурьев в Индии (IV—II вв. до н. э.), империя Цинь (221—207 гг. до н. э.) и Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.) в Китае.

Создавая насильственным путем мировые империи, включавшие завоеванные и оставленные в подчинении автономные территории, античные государства получали от них хорошие дивиденды в виде налогов и рабочей силы. Однако державы эти, покоившиеся на сильной единоличной власти и мощной армии, обычно были недолговечными, распадались после смерти своего основателя.

Основное достижение античной цивилизации, пополнившее генотип человеческого общества, — приоритет духовной сферы, человеческой личности, ее раскрепощение, расцвет науки, искусства, мифологии. Резкий подъем производительности труда, увеличение прибавочного продукта как результат применения более дешевых и эффективных железных орудий создали экономические условия для того, чтобы часть свободных граждан могла заниматься только умственным трудом — философией, искусством, политикой, историей.

В античную эпоху были созданы величайшие шедевры искусства в сфере ваяния и зодчества, поэзии и драматургии, которые и поныне остаются непревзойденными образцами для поколений художественной интеллигенции.

Крупнейшей инновацией того периода стало формирование системы абстрактных наук — философии (которая приобрела все объемлющий характер), астрономии, математики, механики, медицины, истории, права, экономики.

Развитие духовной сферы в период античной цивилизации заложило основы мировых религий, стало причиной постепенного перехода от политеизма к монотеизму, что во многом было обусловлено кризисом античности, усилением централизации в сфере экономики и политики. Это касается многих цивилизаций того времени. Так, в Индии в VI—V вв. до н. э. возник буддизм. В восточных провинциях Римской империи в I в. н. э. зародилось христианство, которое, после периода гонений, в IV в. н. э. стало государственной религией. Мировые религии упорядочивали сферу идеологии, оказывали влияние на другие области духовной жизни и в то же время становились важным интеграционным фактором, способствуя диалогу разных народов и государств, принадлежавших к одной вере.

Экономика античного общества была многоукладной, а удельный вес каждого из укладов в разных локальных цивилизациях — неодинаковым и менялся со временем.

Преобладающим укладом в цивилизациях Средиземноморья был рабовладельческий. В рабов превращали не только военнопленных и захваченных во время военных походов мирных жителей, но и часть прежде свободных общинников, безнадежных должников. Рабы не имели собственности, семей, гражданских прав, жестоко эксплуатировались, создавая прибавочный продукт при минимуме затрат на свое содержание.

В цивилизациях же Китая, Индии рабовладение не было широко распространено.

Основу мелкотоварного уклада в античном обществе составляли свободные, но обязанные платить налоги и поставлять солдат в армию земледельцы и городские ремесленники.

Развитие денежного хозяйства и торгового обмена, рынка, как внутреннего, так и международного, привело к появлению слоя торговцев, менял, ростовщиков.

В экономике преобладало мелкое хозяйство крестьян и ремесленников. Принудительный труд, хотя и приносил прибавочный продукт, был малопроизводительным и требовал содержания значительного числа надсмотрщиков, а также вооруженных отрядов и армии для подавления восстаний рабов.

Хозяйство в основе своей было натуральным. Однако все большая доля продуктов втягивалась в товарный обмен, развивались денежные системы, регулируемые государствами. Порой их правители сознательно выпускали фальшивые партии монет, что вызывало рост цен и социальные взрывы.

Античная мировая цивилизация сыграла важнейшую роль в развитии институтов, которые определяют сложную ткань социально политических отношений.

В период Античности Средиземноморья сложился особый строй общественно политических отношений — демократия, в наибольшей мере отвечавшая требованиям самоуправления сообщества свободных людей.

Своеобразие политической и экономической жизни античной цивилизации состояло в формировании полисов— независимых, самоуправляемых городов государств, имевших многие признаки общины.

Государственная власть в полисе могла принимать разнообразные формы: демократии, тирании, аристократии, олигархии и т.д. Но в любом случае строго соблюдались равноправие и свобода граждан полиса, которые считались свободными по природе (в отличие от рабов и чужеземцев).

В первые столетия нашей эры со всей очевидностью проявились признаки кризиса античной цивилизации, прежде всего Римской империи. Глубинные корни этого кризиса лежали в сфере экономики.

Однако экономика, основанная на принудительном труде, малоэффективна, подавляет инициативу работников. Кроме того, государству приходится содержать армию надсмотрщиков, постоянно пополнять запасы рабочей силы извне. Доля свободных крестьян и ремесленников в населении уменьшается. Большие налоги, наборы в армию истощают их хозяйства. Растет число городских люмпенов, живущих за счет подачек государства и патрициев. Для поддержания порядка вводится режим тирании, былые демократические традиции отмирают.

Разложение охватывает не только экономику и социальную сферу, но и идеологию. Моральные устои политической и военной верхушки подорваны. Нарастает недовольство масс, которые ищут утешение в новой религии — христианстве. Сначала оно безжалостно преследуется, но через несколько веков становится государственной, официально признанной религией.

Ослабевшее государство уже не может успешно противостоять нажиму варварских племен, волнами устремлявшихся на огромную империю. Чтобы пополнить ряды армии, императоры предоставляют права гражданства все большему числу населения на периферии державы. Внутреннее разложение и натиск извне становятся причинами падения Римской империи в 476 г. Восточная Римская империя (Византия) оставалась самостоятельной вплоть до взятия турками османами Константинополя в 1453 г., но трансформировалась в средневековое государство. На Востоке (в Китае, Индии) переход к феодальному строю произошел раньше, чем в Европе.

С крушением античной цивилизации завершился первый исторический супер цикл, охвативший около восьми тысячелетий, три мировые цивилизации и два поколения локальных цивилизаций.

Главный его итог заключается в том, что многослойная «пирамида» общества, фундамент которой был заложен еще на заре истории, в течение жизни первых трех цивилизаций была полностью обустроена, все ее «этажи» и «квартиры» заселены и освоены.

В эпоху неолита в основном сформировался современный человек с его потребностями и способностями, начальным объемом знаний и навыков, произошел переход к производящему хозяйству. На втором этапе, в бронзовом веке, в основном завершилось формирование следующих двух «этажей»: возникли многоукладная экономика, разнообразные формы собственности (государственная, частная, общинная, личная), классы, государство, право. «Достройка» верхнего «этажа», духовного мира (науки, мировых религий, образовательной системы), стала заслугой античной цивилизации.

Другой важнейший результат развития цивилизаций Древнего мира — складывание планетарного пояса локальных цивилизаций. Эпоха неолита начиналась на разных материках с разрывом в несколько тысячелетий. Однако постепенно дистанция между отдельными, прежде изолированными, цивилизациями сокращалась, усиливались процессы диалога и обмена между ними, все более отчетливо проступал единый ритм истории человечества.

Свои нюансы были в развитии каждой локальной цивилизации: некоторые существовали достаточно долго; другие, ярко вспыхнув, уходили в небытие, их место занимали более молодые, агрессивные. Это обеспечивало постоянное обновление формирующейся глобальной цивилизации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *