Что не входит в характеристики больших данных

Введение в большие данные: основные понятия и термины

Большие данные – это широкий термин для обозначения нетрадиционных стратегий и технологий, необходимых для сбора, упорядочивания и обработки информации из больших наборов данных. Хотя проблема работы с данными, превышающими вычислительную мощность или возможности хранения одного компьютера, не является новой, в последние годы масштабы и ценность этого типа вычислений значительно расширились.

В этой статье вы найдете основные понятия, с которыми вы можете столкнуться, исследуя большие данные. Также здесь рассматриваются некоторые из процессов и технологий, которые используются в этой области в настоящее время.

Что такое большие данные?

Точное определение «больших данных» трудно сформулировать, потому что проекты, вендоры, специалисты-практики и бизнес-специалисты используют его совершенно по-разному. Имея это в виду, большие данные можно определить как:

В этом контексте «большой набор данных» означает набор данных, который слишком велик, чтобы обрабатываться или храниться с помощью традиционных инструментов или на одном компьютере. Это означает, что общий масштаб больших наборов данных постоянно меняется и может значительно варьироваться от случая к случаю.

Системы больших данных

Основные требования к работе с большими данными такие же, как и к любым другим наборам данных. Однако массовые масштабы, скорость обработки и характеристики данных, которые встречаются на каждом этапе процесса, представляют серьезные новые проблемы при разработке средств. Целью большинства систем больших данных является понимание и связь с большими объемами разнородных данных, что было бы невозможно при использовании обычных методов.

В 2001 году Даг Лэйни (Doug Laney) из Gartner представил «три V больших данных», чтобы описать некоторые характеристики, которые отличают обработку больших данных от процесса обработки данных других типов:

Объем данных

Исключительный масштаб обрабатываемой информации помогает определить системы больших данных. Эти наборы данных могут быть на порядки больше, чем традиционные наборы, что требует большего внимания на каждом этапе обработки и хранения.

Поскольку требования превышают возможности одного компьютера, часто возникает проблема объединения, распределения и координации ресурсов из групп компьютеров. Кластерное управление и алгоритмы, способные разбивать задачи на более мелкие части, становятся в этой области все более важными.

Скорость накопления и обработки

Вторая характеристика, которая существенно отличает большие данные от других систем данных, – это скорость, с которой информация перемещается по системе. Данные часто поступают в систему из нескольких источников и должны обрабатываться в режиме реального времени, чтобы обновить текущее состояние системы.

Этот акцент на мгновенной обратной связи заставил многих специалистов-практиков отказаться от пакетно-ориентированного подхода и отдать предпочтение потоковой системе реального времени. Данные постоянно добавляются, обрабатываются и анализируются, чтобы успевать за притоком новой информации и получать ценные данные на ранней стадии, когда это наиболее актуально. Для этого необходимы надежные системы с высокодоступными компонентами для защиты от сбоев по конвейеру данных.

Разнообразие типов обрабатываемых данных

В больших данных существует множество уникальных проблем, связанных с широким спектром обрабатываемых источников и их относительным качеством.

Данные могут поступать из внутренних систем, таких как логи приложений и серверов, из каналов социальных сетей и других внешних API-интерфейсов, с датчиков физических устройств и из других источников. Целью систем больших данных является обработка потенциально полезных данных независимо от происхождения путем объединения всей информации в единую систему.

Форматы и типы носителей также могут значительно различаться. Медиафайлы (изображения, видео и аудио) объединяются с текстовыми файлами, структурированными логами и т. д. Более традиционные системы обработки данных рассчитывают, что данные попадают в конвейер уже помеченными, отформатированными и организованными, но системы больших данных обычно принимают и сохраняют данные, стараясь сохранить их исходное состояние. В идеале любые преобразования или изменения необработанных данных будут происходить в памяти во время обработки.

Другие характеристики

Со временем специалисты и организации предложили расширить первоначальные «три V», хотя эти нововведения, как правило, описывают проблемы, а не характеристики больших данных.

Жизненный цикл больших данных

Итак, как на самом деле обрабатываются большие данные? Существует несколько различных подходов к реализации, но в стратегиях и программном обеспечении есть общие черты.

Основные категории, связанные с обработкой больших данных:

Прежде чем подробно рассмотреть эти четыре категории рабочих процессов, поговорим о кластерных вычислениях, важной стратегии, используемой многими средствами для обработки больших данных. Настройка вычислительного кластера является основой технологии, используемой на каждом этапе жизненного цикла.

Кластерные вычисления

Из-за качества больших данных отдельные компьютеры не подходят для обработки данных. Для этого больше подходят кластеры, так как они могут справляться с хранением и вычислительными потребностями больших данных.

Программное обеспечение для кластеризации больших данных объединяет ресурсы многих небольших машин, стремясь обеспечить ряд преимуществ:

Для работы в кластере необходимы средства для управления членством в кластере, координации распределения ресурсов и планирования работы с отдельными нодами. Членство в кластерах и распределение ресурсов можно обрабатывать с помощью программ типа Hadoop YARN (Yet Another Resource Negotiator) или Apache Mesos.

Сборный вычислительный кластер часто выступает в качестве основы, с которой для обработки данных взаимодействует другое программное обеспечение. Машины, участвующие в вычислительном кластере, также обычно связаны с управлением распределенной системой хранения.

Получение данных

Прием данных – это процесс добавления необработанных данных в систему. Сложность этой операции во многом зависит от формата и качества источников данных и от того, насколько данные отвечают требованиям для обработки.

Добавить большие данные в систему можно с помощью специальных инструментов. Такие технологии, как Apache Sqoop, могут принимать существующие данные из реляционных БД и добавлять их в систему больших данных. Также можно использовать Apache Flume и Apache Chukwa – проекты, предназначенные для агрегирования и импорта логов приложений и серверов. Брокеры сообщений, такие как Apache Kafka, могут использоваться в качестве интерфейса между различными генераторами данных и системой больших данных. Фреймворки типа Gobblin могут объединить и оптимизировать вывод всех инструментов в конце конвейера.

Во время приема данных обычно проводится анализ, сортировка и маркировка. Этот процесс иногда называют ETL (extract, transform, load), что означает извлечение, преобразование и загрузку. Хотя этот термин обычно относится к устаревшим процессам хранения данных, иногда он применяется и к системам больших данных. среди типичных операций – изменение входящих данных для форматирования, категоризация и маркировка, фильтрация или проверка данных на соответствие требованиям.

В идеале, поступившие данные проходят минимальное форматирование.

Хранение данных

После приема данные переходят к компонентам, которые управляют хранилищем.

Обычно для хранения необработанных данных используются распределенные файловые системы. Такие решения, как HDFS от Apache Hadoop, позволяют записывать большие объемы данных на несколько нод в кластере. Эта система обеспечивает вычислительным ресурсам доступ к данным, может загрузить данные в ОЗУ кластера для операций с памятью и обрабатывать сбои компонентов. Вместо HDFS могут использоваться другие распределенные файловые системы, включая Ceph и GlusterFS.

Данные также можно импортировать в другие распределенные системы для более структурированного доступа. Распределенные базы данных, особенно базы данных NoSQL, хорошо подходят для этой роли, поскольку они могут обрабатывать неоднородные данные. Существует множество различных типов распределенных баз данных, выбор зависит от того, как вы хотите организовывать и представлять данные.

Вычисление и анализ данных

Как только данные будут доступны, система может начать обработку. Вычислительный уровень, пожалуй, является самой свободной частью системы, так как требования и подходы здесь могут значительно отличаться в зависимости от типа информации. Данные часто обрабатываются повторно: с помощью одного инструмента, либо с помощью ряда инструментов для обработки различных типов данных.

Пакетная обработка – это один из методов вычисления в больших наборах данных. Этот процесс включает разбивку данных на более мелкие части, планирование обработки каждой части на отдельной машине, перестановку данных на основе промежуточных результатов, а затем вычисление и сбор окончательного результата. Эту стратегию использует MapReduce от Apache Hadoop. Пакетная обработка наиболее полезна при работе с очень большими наборами данных, для которых требуется довольно много вычислений.

Другие рабочие нагрузки требуют обработки в режиме реального времени. При этом информация должна обрабатываться и готовиться немедленно, и система должна своевременно реагировать по мере поступления новой информации. Одним из способов реализации обработки в реальном времени является обработка непрерывного потока данных, состоящих из отдельных элементов. Еще одна общая характеристика процессоров реального времени – это вычисления данных в памяти кластера, что позволяет избежать необходимости записи на диск.

Apache Storm, Apache Flink и Apache Spark предлагают различные способы реализации обработки в реальном времени. Эти гибкие технологии позволяют подобрать наилучший подход для каждой отдельной проблемы. В общем, обработка в режиме реального времени лучше всего подходит для анализа небольших фрагментов данных, которые меняются или быстро добавляются в систему.

Все эти программы являются фреймворками. Однако есть много других способов вычисления или анализа данных в системе больших данных. Эти инструменты часто подключаются к вышеуказанным фреймворкам и предоставляют дополнительные интерфейсы для взаимодействия с нижележащими уровнями. Например, Apache Hive предоставляет интерфейс хранилища данных для Hadoop, Apache Pig предоставляет интерфейс запросов, а взаимодействия с данными SQL обеспечиваются с помощью Apache Drill, Apache Impala, Apache Spark SQL и Presto. В машинном обучении применяются Apache SystemML, Apache Mahout и MLlib от Apache Spark. Для прямого аналитического программирования, которое широко поддерживается экосистемой данных, используют R и Python.

Визуализация результатов

Часто распознавание тенденций или изменений в данных с течением времени важнее полученных значений. Визуализация данных – один из наиболее полезных способов выявления тенденций и организации большого количества точек данных.

Обработка в реальном времени используется для визуализации метрик приложения и сервера. Данные часто меняются, и большие разлеты в показателях обычно указывают на значительное влияние на состояние систем или организаций. Проекты типа Prometheus можно использовать для обработки потоков данных и временных рядов и визуализации этой информации.

Одним из популярных способов визуализации данных является стек Elastic, ранее известный как стек ELK. Logstash используется для сбора данных, Elasticsearch для индексирования данных, а Kibana – для визуализации. Стек Elastic может работать с большими данными, визуализировать результаты вычислений или взаимодействовать с необработанными метриками. Аналогичный стек можно получить, объединив Apache Solr для индексирования форк Kibana под названием Banana для визуализации. Такой стек называется Silk.

Другой технологией визуализации для интерактивной работы в области данных являются документы. Такие проекты позволяют осуществлять интерактивное исследование и визуализацию данных в формате, удобном для совместного использования и представления данных. Популярными примерами этого типа интерфейса являются Jupyter Notebook и Apache Zeppelin.

Источник

Что такое Big Data и почему их называют «новой нефтью»

Что не входит в характеристики больших данных. Смотреть фото Что не входит в характеристики больших данных. Смотреть картинку Что не входит в характеристики больших данных. Картинка про Что не входит в характеристики больших данных. Фото Что не входит в характеристики больших данных

Что такое Big Data?

Big Data или большие данные — это структурированные или неструктурированные массивы данных большого объема. Их обрабатывают при помощи специальных автоматизированных инструментов, чтобы использовать для статистики, анализа, прогнозов и принятия решений.

Сам термин «большие данные» предложил редактор журнала Nature Клиффорд Линч в спецвыпуске 2008 года [1]. Он говорил о взрывном росте объемов информации в мире. К большим данным Линч отнес любые массивы неоднородных данных более 150 Гб в сутки, однако единого критерия до сих пор не существует.

До 2011 года анализом больших данных занимались только в рамках научных и статистических исследований. Но к началу 2012-го объемы данных выросли до огромных масштабов, и возникла потребность в их систематизации и практическом применении.

Что не входит в характеристики больших данных. Смотреть фото Что не входит в характеристики больших данных. Смотреть картинку Что не входит в характеристики больших данных. Картинка про Что не входит в характеристики больших данных. Фото Что не входит в характеристики больших данных

С 2014 на Big Data обратили внимание ведущие мировые вузы, где обучают прикладным инженерным и ИТ-специальностям. Затем к сбору и анализу подключились ИТ-корпорации — такие, как Microsoft, IBM, Oracle, EMC, а затем и Google, Apple, Facebook и Amazon. Сегодня большие данные используют крупные компании во всех отраслях, а также — госорганы. Подробнее об этом — в материале «Кто и зачем собирает большие данные?»

Какие есть характеристики Big Data?

Компания Meta Group предложила основные характеристики больших данных [2]:

Сегодня к этим трем добавляют еще три признака [3]:

Как работает Big Data: как собирают и хранят большие данные?

Большие данные необходимы, чтобы проанализировать все значимые факторы и принять правильное решение. С помощью Big Data строят модели-симуляции, чтобы протестировать то или иное решение, идею, продукт.

Главные источники больших данных:

С 2007 года в распоряжении ФБР и ЦРУ появилась PRISM — один из самых продвинутых сервисов, который собирает персональные данные обо всех пользователях соцсетей, а также сервисов Microsoft, Google, Apple, Yahoo и даже записи телефонных разговоров.

Современные вычислительные системы обеспечивают мгновенный доступ к массивам больших данных. Для их хранения используют специальные дата-центры с самыми мощными серверами.

Помимо традиционных, физических серверов используют облачные хранилища, «озера данных» (data lake — хранилища большого объема неструктурированных данных из одного источника) и Hadoop — фреймворк, состоящий из набора утилит для разработки и выполнения программ распределенных вычислений. Для работы с Big Data применяют передовые методы интеграции и управления, а также подготовки данных для аналитики.

Big Data Analytics — как анализируют большие данные?

Благодаря высокопроизводительным технологиям — таким, как грид-вычисления или аналитика в оперативной памяти, компании могут использовать любые объемы больших данных для анализа. Иногда Big Data сначала структурируют, отбирая только те, что нужны для анализа. Все чаще большие данные применяют для задач в рамках расширенной аналитики, включая искусственный интеллект.

Выделяют четыре основных метода анализа Big Data [4]:

1. Описательная аналитика (descriptive analytics) — самая распространенная. Она отвечает на вопрос «Что произошло?», анализирует данные, поступающие в реальном времени, и исторические данные. Главная цель — выяснить причины и закономерности успехов или неудач в той или иной сфере, чтобы использовать эти данные для наиболее эффективных моделей. Для описательной аналитики используют базовые математические функции. Типичный пример — социологические исследования или данные веб-статистики, которые компания получает через Google Analytics.

«Есть два больших класса моделей для принятия решений по ценообразованию. Первый отталкивается от рыночных цен на тот или иной товар. Данные о ценниках в других магазинах собираются, анализируются и на их основе по определенным правилам устанавливаются собственные цены.

Второй класс моделей связан с выстраиванием кривой спроса, которая отражает объемы продаж в зависимости от цены. Это более аналитическая история. В онлайне такой механизм применяется очень широко, и мы переносим эту технологию из онлайна в офлайн».

2. Прогнозная или предикативная аналитика (predictive analytics) — помогает спрогнозировать наиболее вероятное развитие событий на основе имеющихся данных. Для этого используют готовые шаблоны на основе каких-либо объектов или явлений с аналогичным набором характеристик. С помощью предикативной (или предиктивной, прогнозной) аналитики можно, например, просчитать обвал или изменение цен на фондовом рынке. Или оценить возможности потенциального заемщика по выплате кредита.

3. Предписательная аналитика (prescriptive analytics) — следующий уровень по сравнению с прогнозной. С помощью Big Data и современных технологий можно выявить проблемные точки в бизнесе или любой другой деятельности и рассчитать, при каком сценарии их можно избежать их в будущем.

4. Диагностическая аналитика (diagnostic analytics) — использует данные, чтобы проанализировать причины произошедшего. Это помогает выявлять аномалии и случайные связи между событиями и действиями.

Например, Amazon анализирует данные о продажах и валовой прибыли для различных продуктов, чтобы выяснить, почему они принесли меньше дохода, чем ожидалось.

Данные обрабатывают и анализируют с помощью различных инструментов и технологий [6] [7]:

Как отметил в подкасте РБК Трендов менеджер по развитию IoT «Яндекс.Облака» Александр Сурков, разработчики придерживаются двух критериев сбора информации:

Чтобы обрабатывать большие массивы данных в режиме онлайн используют суперкомпьютеры: их мощность и вычислительные возможности многократно превосходят обычные. Подробнее — в материале «Как устроены суперкомпьютеры и что они умеют».

Big Data и Data Science — в чем разница?

Data Science или наука о данных — это сфера деятельности, которая подразумевает сбор, обработку и анализ данных, — структурированных и неструктурированных, не только больших. В ней используют методы математического и статистического анализа, а также программные решения. Data Science работает, в том числе, и с Big Data, но ее главная цель — найти в данных что-то ценное, чтобы использовать это для конкретных задач.

В каких отраслях уже используют Big Data?

Павел Иванченко, руководитель по IoT «МегаФона»:

«IoT-решение из области так называемого точного земледелия — это когда специальные метеостанции, которые стоят в полях, с помощью сенсоров собирают данные (температура, влажность) и с помощью передающих радио-GSM-модулей отправляют их на IoT-платформу. На ней посредством алгоритмов big data происходит обработка собранной с сенсоров информации и строится высокоточный почасовой прогноз погоды. Клиент видит его в интерфейсе на компьютере, планшете или смартфоне и может оперативно принимать решения».

Big Data в России и мире

По данным компании IBS [8], в 2012 году объем хранящихся в мире цифровых данных вырос на 50%: с 1,8 до 2,7 Збайт (2,7 трлн Гбайт). В 2015-м в мире каждые десять минут генерировалось столько же данных, сколько за весь 2003 год.

По данным компании NetApp, к 2003 году в мире накопилось 5 Эбайтов данных (1 Эбайт = 1 млрд Гбайт). В 2015-м — более 6,5 Збайта, причем тогда большие данные использовали лишь 17% компаний по всему миру [9]. Большую часть данных будут генерировать сами компании, а не их клиенты. При этом обычный пользователь будет коммуницировать с различными устройствами, которые генерируют данные, около 4 800 раз в день.

Сейчас в США с большими данными работает более 55% компаний [11], в Европе и Азии — около 53%. Только за последние пять лет распространение Big Data в бизнесе выросло в три раза.

В Китае действует более 200 законов и правил, касающихся защиты личной информации. С 2019 года все популярные приложения для смартфонов начали проверять и блокировать, если они собирают данные о пользователях вопреки законам. В итоге данные через местные сервисы собирает государство, и многие из них недоступны извне.

С 2018 года в Евросоюзе действует GDPR — Всеобщий регламент по защите данных. Он регулирует все, что касается сбора, хранения и использования данных онлайн-пользователей. Когда закон вступил в силу год назад, он считался самой жесткой в мире системой защиты конфиденциальности людей в Интернете.

В России рынок больших данных только зарождается. К примеру, сотовые операторы делятся с банками информацией о потенциальных заемщиках [12]. Среди корпораций, которые собирают и анализируют данные — «Яндекс», «Сбер», Mail.ru. Появились специальные инструменты, которые помогают бизнесу собирать и анализировать Big Data — такие, как российский сервис Ctrl2GO.

Big Data в бизнесе

Большие данные полезны для бизнеса в трех главных направлениях:

Крупные компании — такие, как Netflix, Procter & Gamble или Coca-Cola — с помощью больших данных прогнозируют потребительский спрос. 70% решений в бизнесе и госуправлении принимается на основе геоданных. Подробнее — в материале о том, как бизнес извлекает прибыль из Big Data.

Каковы проблемы и перспективы Big Data?

Главные проблемы:

Плюсы и перспективы:

В ближайшем будущем большие данные станут главным инструментом для принятия решений — начиная с сетевых бизнесов и заканчивая целыми государствами и международными организациями [15].

Источник

Что такое big data: зачем нужны большие данные, как их собирают и обрабатывают

Все вокруг говорят о больших данных: что с их помощью можно анализировать бизнес-процессы, предсказывать поведение клиентов, управлять производством и даже разрабатывать искусственный интеллект. Разберемся, что это, для чего они нужны и как работают.

Что такое большие данные

Если обобщить, то биг дата — это большой объем информации, который компания собирает и хранит для последующего использования. Еще когда говорят, что компания использует большие данные, часто имеют в виду не сами данные, а технологии для их обработки.

Какие данные можно считать большими

Чтобы отделить большие данные от обычных, нужно ответить на вопрос: «big data — это сколько?». Таблица в Экселе на 500 000 строк — это большие данные? А если строк миллиард? Текстовый файл на тысячи слов, который весит 2 мегабайта, — это много? А распечатки графиков температуры всех метеостанций Архангельской области — много или еще недостаточно?

Тут многие скажут, что эти примеры представляют собой довольно внушительное количество информации. Действительно, с такой точки зрения, все перечисленное — большие данные. Но что вы скажете про таблицу в Экселе на миллиард строк? Это тоже большие данные — и куда побольше тех!

На интуитивном уровне специалисты, далекие от big data, привыкли называть большими данными любой объем информации, который сложно удержать в голове и/или который занимает много места. И такое интуитивное определение, конечно же, неправильно.

Однозначно отделить формат больших данных от обычных помогут три критерия.

Данные должны быть цифровыми. Книги в национальной библиотеке или стопки документов в архиве компании — это данные, и часто их много. Но термин big data означает только цифровые данные, которые хранятся на серверах.

Данные должны поступать в объективно больших объемах и быстро накапливаться. Например, база заказов интернет-магазина по продаже колясок может быть большой: 10 миллионов заказов за 20 лет, но пополняется она со скоростью 100 заказов в сутки — это не большие данные. Фильм в высоком качестве может занимать десятки гигов, но со временем его размер не растет — это тоже не big data.

А вот записи показателей пары сенсоров в двигателе Боинга, поступающие в количестве несколько гигабайт в час и загружаемые на диагностический сервер производителя авиатехники — это уже big data.

Данные должны быть разнородными и слабо структурированными. Заказы в онлайн-магазине упорядочены, из них легко извлечь дополнительные статистические параметры, например, средний чек или самые популярные товары. Поэтому эти данные не относят к big data.

Показания датчиков температуры с корпуса самолета, записанные за последние 6 месяцев, — информация, в которой есть польза, но не очень понятно, как ее извлечь. Можно, конечно, рассчитать средние значения температуры за бортом самолета за полгода, но какой в этом смысл? А если погрузиться в анализ этих данных глубоко — можно вытащить много неочевидной информации. Например, о длительности перелетов, скорости набора высоты, климатических условиях за бортом и так далее. Информация интересная и полезная, но трудноизвлекаемая, значит, это большие данные.

Этот критерий не всегда обязательный. Иногда большие объемы структурированных данных, которые постоянно пополняются, относят к формату big data, особенно если их используют для машинного обучения или выявления неочевидных закономерностей. То есть если к структурированным данным применяют методы анализа big data, можно сказать, что это они и есть.

Итак, большие данные — это трудноанализируемая цифровая информация, накапливаемая со временем и поступающая к вам солидными порциями

Зачем нужна big data

Когда в любом IT-проекте начинают работать с данными, в первую очередь анализируют наиболее очевидные, значимые и понятные показатели. Так, если речь идет об онлайн-торговле, сначала смотрят на средние чеки заказов, топ продаж и объемы складских запасов. Когда речь идет о самолетах — смотрят скорость, высоту, расход топлива.

Сбор и анализ очевидных метрик позволяет вносить в систему простые и понятные корректировки. Такие улучшения практически сразу дают ощутимый результат. Это называется «сбор фруктов с нижних веток дерева».

По мере эволюции системы инженеры прорабатывают все видимые узкие места в проекте. После этого начинается стагнация продукта: для поиска новых путей развития нужно лезть выше, чтобы собрать плоды с более высоких веток. Инженеры и аналитики начинают собирать и анализировать косвенные данные, напрямую не связанные с основными метриками проектов.

Например, в онлайн-торговле можно собирать со страниц магазина данные о перемещении курсора (или пальца) по экрану. Или собирать данные с большого числа сенсоров самолета, например: число оборотов двигателя, состав топливно-воздушной смеси, забортную температуру и температуру выхлопа. Или анализировать слова в комментариях клиентов в соцсетях для оценки их лояльности.

Такие данные напрямую не связаны с основными метриками IT-системы и бизнеса, но при правильном анализе могут рассказать много интересного о возможных точках оптимизации в проекте. Работа с такими данными — как поиск нефти. Нужно пробовать разные места, применять различные стратегии поиска и извлечения скрытых ресурсов, спрятанных в данных. Далеко не все попытки будут успешны, но в итоге находки могут принести массу выгоды.

Большие данные в основном помогают решать четыре задачи:

Анализировать текущее положение дел и оптимизировать бизнес-процессы. С помощью больших данных можно понять, какие товары предпочитают покупатели, оптимально ли работают станки на производстве, нет ли проблем с поставками товаров. Обычно для этого ищут закономерности в данных, строят графики и диаграммы, формируют отчеты.

Делать прогнозы. Данные о прошлом помогают сделать выводы о будущем. Например, примерно прикинуть продажи в новом году или предсказать поломку оборудования до того, как оно действительно сломается. Чем больше данных, тем точнее предсказания.

Строить модели. На основе больших данных можно собрать компьютерную модель магазина, оборудования или нефтяной скважины. Потом с этой моделью можно экспериментировать: что-то в ней изменять, отслеживать разные показатели, ускорять или замедлять разные процессы для их анализа.

Автоматизировать рутину. На больших данных учатся автоматические программы, которые умеют выполнять определенные задачи, например, сортировать документы или общаться в чатах. Это могут быть как примитивные алгоритмы, так и искусственный интеллект: голосовые помощники или нейросети.

Больше интересных кейсов использования big data читайте в статье «Зачем вам большие данные: примеры использования big data в 8 отраслях».

Технологии работы с большими данными

Мы разобрались, что такое большие данные и какую пользу они могут принести. Теперь посмотрим, как в общих чертах работают системы анализа больших данных и какие инструменты нужны для их работы.

Упрощенно работа с big data происходит по следующей схеме: информацию собирают из разных источников → данные помещают на хранение в базы и хранилища → данные обрабатывают и анализируют → обработанные данные выводят с помощью средств визуализации или используют для машинного обучения.

Для технологий, которые работают с большими данными, базовым принципом считают горизонтальную масштабируемость, то есть возможность обрабатывать данные сразу на множестве узлов (серверов, компьютеров). Если обрабатывать такой массив информации на одном узле, это займет слишком много времени.

Итак, к основным технологиям для работы с большими данными относят:

McKinsey также включает в этот список технологии Business Intelligence и реляционные системы управления базами данных с поддержкой языка SQL

Рынок big data в мире и в России

По данным отчетов, в 2020 году мировой рынок big data составляет 138,9 млрд долларов, к 2025 году он вырастет до 229,4 млрд долларов — будет расти по 10,6% в год. Вплоть до 2025 года лидерство на рынке будет удерживать Северная Америка, в частности США.

В основном такой рост вызван повышением интереса к IoT — сейчас к интернету вещей подключено 30,73 млрд устройств, а к 2025 году их будет 75,44 млрд. Кроме того, уже сейчас без больших данных компании не выдерживают конкуренцию с теми, кто использует big data, так как не могут обеспечивать достаточный уровень клиентского сервиса.

По российскому рынку данных за 2020 год пока нет. В 2018 году отечественному рынку прогнозировали рост до 1,4 млрд долларов. По оценкам 2019 года, за счет больших данных ВВП России вырастет на 1,94 трлн рублей, а к 2024 эта сумма увеличится до 4,2 трлн. Особенно большой выигрыш от больших данных в России получат отрасли добычи полезных ископаемых, торговли, ремонта и строительства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *