Что не входит в функции духовной сферы

Духовная сфера: понятие, примеры, структура, функции

Что не входит в функции духовной сферы

С точки зрения социологии, человеческое общество – это сложная система, включающая четыре подсистемы: экономическую, политическую, социальную и духовную. Все эти подсистемы, называемые также сферами жизни общества, связаны между собой и в то же время достаточно разграничены, чтобы можно было однозначно определить, к какой из них относится то или иное явление. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой духовная сфера, как она устроена, какие функции выполняет и какое значение имеет.

Что такое духовная сфера общества?

Духовная сфера жизни общества – это совокупность процессов, связанных с созданием, сохранением, распространением и потреблением духовных ценностей. Она отвечает за формирование человеческого сознания, а также за нравственное и интеллектуальное развитие личности как на этапе социализации, так и в дальнейшем. К данной сфере относятся такие элементы общественной жизни как образование, искусство, культура, религия, мораль, нравственность и прочее.

Все подсистемы общества взаимосвязаны и зависят друг от друга. Поэтому духовная сфера может успешно развиваться лишь при условии, что в экономической, политической и социальной сферах всё благополучно.

Духовная сфера направлена на удовлетворение нематериальных потребностей человека, развитие личности, формирование ценностей и взглядов. В этом плане она противопоставляется остальным трём сферам, которые призваны удовлетворять повседневные потребности. Духовная сфера жизни отвечает за сохранение нравственных, моральных, культурных и религиозных ценностей. Поэтому от неё в первую очередь зависит, в каком направлении будет развиваться общество в ближайшие десятилетия.

Примеры функционирования духовной сферы

Практически у каждого человека присутствует внутреннее стремление к созданию, сохранению и воспроизведению продуктов творческой деятельности, ценность которых имеет не материальную, а духовную природу. Поэтому люди генерируют идеи, основывают новые направления в искусстве, создают картины и литературные произведения, занимаются просветительской и преподавательской деятельностью.

По сути, духовная жизнь общества подразумевает два вида деятельности:

Духовная сфера отличается от остальных тем, что основана на бескорыстных стремлениях. Во всех остальных сферах любая деятельность подразумевает получение определённой выгоды для себя. И только в духовной сфере личность создаёт нематериальные ценности ради того, чтобы подарить их человечеству. А главной наградой обычно является общественное признание ценности и важности проделанной работы (хотя это совсем не отрицает получения материального вознаграждения).

Структура духовной сферы

В качестве основных составляющих духовной сферы жизни общества социологи выделяют такие элементы как:

Являясь частью социума, каждый человек взаимодействует с этими элементами духовной жизни и развивается под их влиянием. При этом каждый сам для себя выбирает баланс между ними, но так или иначе использует их все, чтобы найти своё место в обществе.

Значение и функции духовной сферы

Значимость духовной сферы заключается в том, что она формирует ценностно-нормативную систему общества, развивает его интеллектуальный и нравственный потенциал, обеспечивает развитие общественного сознания. Это происходит как на уровне всего общества, так и на уровне каждого отдельно взятого индивида. Кроме того, духовная сфера напрямую связана с остальными тремя, и эта связь действует в обоих направлениях, благодаря чему обеспечивается благополучное и гармоничное развитие общества.

При этом духовная сфера выполняет такие функции как:

Отличие духовных ценностей от материальных

У человека имеется широкий спектр материальных потребностей, которые в значительной мере являются не только биологическими, но и социальными. К примеру, выбирая одежду, мы смотрим не только на её практичность, но и на внешнее оформление, поскольку нам не безразлично, как нас воспринимают. К духовным потребностям это относить нельзя, поскольку стремление быть успешным в обществе объясняется социальными инстинктами, которые есть даже у животных.

Духовные потребности полностью противоположны материальным. Они не направлены на выживание, завоевание статуса или удовлетворение биологических нужд. При этом формируются и развиваются они в процессе социализации. Становясь зрелой личностью, индивид формирует свой собственный набор духовных ценностей и потребностей.

Удовлетворение духовных потребностей происходит посредством двух видов деятельности, которые мы рассмотрели выше: создания и воспроизведения духовных ценностей. В первом случае индивид создаёт что-то новое (например, композитор пишет музыку), получая удовольствие от самого процесса и от осознания того, что это оценят другие люди. Во втором случае человек получает удовольствие от того, что сам потребляет духовную ценность (слушает музыку) или способствует тому, чтобы она стала доступна другим людям (исполняет на концерте, создаёт аудиозапись).

Заключение

Духовная сфера объединяет в себе моральные, этические, эстетические, религиозные, культурные и прочие нематериальные аспекты жизни общества. Основная её функция заключается в том, чтобы обеспечить моральное, нравственное и интеллектуальное развитие личности, предоставив ей максимум возможностей для улучшения собственной жизни и жизни окружающих. Данная функция работает как в отношении отдельно взятой личности, так и в масштабе всего общества и даже всего человечества.

Источник

Духовная культура

Что такое сфера духовной культуры

Духовная культура — сфера формирования, освоения и применения духовных благ. Включает в себя мораль и право, язык, науку и искусство, религию, философию.

Духовная (религия, искусство, наука, мораль) и материальная (техника, производство) культуры различаются по характеру потребностей социума и индивида, которые они удовлетворяют в процессе потребления.

Для счастливой жизни недостаточно лишь материального существования, поэтому человек занимается творческой деятельностью, то есть создает, распределяет и потребляет культурные ценности.

Культурные ценности — это материальные и нематериальные объекты, полученные как результат развития культуры и работы над ней. К ним относятся памятники архитектуры, литературные произведения, музыка, письма, а также навыки и знания в области науки, образования, обычаев.

Духовные ценности обладают рядом особенностей:

Типология культуры

Существует множество типов культуры, которые выделяют на основании разнообразных критериев.

Ниже представлена классификация культур.

Также выделяют три типа культуры в зависимости от аудитории ее потребляющей: элитарная, народная и массовая.

Элитарная (высокая) культура обладает следующими признаками:

Потребителями высокой культуры является образованная часть общества: литературоведы, критики, писатели, музыканты. К элитарной культуре относятся сложная литература, авангардное кино, музыка, живопись.

Признаки народной культуры:

К народной культуре относятся мифы, легенды, ритуалы, сказки, песни, танцы. Чаще всего народную культуру называют фольклором.

Массовую культуру определяют следующие признаки:

Массовая культура обладает меньшей художественной ценностью по сравнению с элитарной и народной культурой. Отражают актуальные настроения общества, потому быстро устаревают. Один из наиболее ярких примеров — эстрадная музыка.

Духовная сфера — функции и значение

Духовная сфера общества — область создания и освоения духовных благ. Она выполняет ряд функций:

Источник

Духовная сфера, ее функции и формы существования

Основные сферы жизнедеятельности общества: функции и характер

Взаимодействия.

Основные сферы жизнедеятельности общества

Отечественными исследователями, как правило, выделяются четыре основные сферы жизнедеятельности современного об­щества[1]. В качестве таковых выступают духовная, производственно-хозяй­ственная, социально-политическая и публично-властная, каждая из которых призвана выполнять лишь внутренне присущие ей функции[2] и представлена своими носителями. (См. рис.1)

Рисунок 1. Основные сферы жизнедеятельности общества и их функции.

Вместе взятые данные сферы образуют не элементарную совокупность, а органическую целостность, являющуюся продуктом их постоянного взаимодействия, носящего объективный характер. Автономно-автаркическое существование и развитие этих основных сфер осуществления жизнедеятельности объективно невозможно, поскольку они являются неотъемлемыми составляющего единого живого организма, имя которому человеческое общество.

Духовная сфера, ее функции и формы существования

Основной функцией духовной сферы является формирование и расширен­ное воспроизводство качественно определенных морально-этических ценност­ных установок (ориентаций) во всех сферах осуществления жизнедеятельнос­ти общества, элементах их структуры и у каждой отдельно взятой личности.

Общественное бытие трактовалось отечественным историческим материализмом как материальные отношения людей к природе и друг к другу, возникающие в процессе становления человеческого общества и существующие независимо от общественного сознания.[4] Исторический материализм, выделяя общественное бытие как специфическую фор­му материального, исходил из того, что «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание[5]»

Вместе с тем не отрицалась относительная «…самостоятельность общественного сознания, в развитии которого существует преемственность, взаимодействие и взаимовлияние его уровней и форм. Таким образом, общественное сознание в качестве самостоятельной целостности оказывает активное обратное влияние на общественное бытие и всю общественную жизнь. Оно служит одним из необходимых факторов и условий решения встающих перед обществом проблем. Сила его воздействия зависит от полноты и точности отражения в общественном сознании реальных закономерностей и потребностей общественного развития, от конкретных условий и объективных возможностей изменения общественного бытия, от связи сознания с практической деятельностью». Утверждалось, что «роль общественного сознания в деятельности масс особенно возрастает в условиях социализма. Поскольку развитие социализма связано с познанием и использованием объективных экономических и социальных закономерностей, то в этих условиях значительно расширяются возможности сознательного воздействия на общественноебытие, достижения сознательно поставленных целей общества»[6].

Представляется, что подобная трактовка подчиненной значимости общественного сознания как продукта деятельности духовной сферы далеко не однозначно соответствует исторической практике развития человеческого общества и роли духовной сферы в функционировании и развитии остальных сфер осуществления жизнедеятельности общества (хозяйственной, социально-политической, публично-властной)

Активное воздействие духовной сферы и в частности форм сознания на экономическое развитие рельефно отражено в классической работе Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» («Die protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus», 1904—05) [7], где обосновывается мысль, что европейский капитализм обязан своим происхождением протестантскому религиозно-этическому комплексу, обеспечившему воспитание таких черт личности, как трудолюбие, бережливость, честность, расчётливость. В работе отмечаются лучшие результаты, достигаемые протес­тантами в сравнении с католиками в деловой и финансовой сферах (про­тестанты доминировали в бизнесе США до 60-х гг.)[8]. М. Вебером выде­ляются черты протестантизма, формирующие активное, ориентированное на прибыль финансовое мышление: выраженный индивидуализм, запрет на растрату времени, обязанность интенсивного труда, опора на средний класс, сбережение и приумножение средств как жизненная обязанность.

Отмеченные моменты активного воздействия форм общественного сознания в его национальном контексте на экономическое развитие прослеживаются и в других регионах мира. В этом отношении показателен диаметрально противоположный протестантскому варианту пример Японии. Японская система управления основана на модели человеческих отношений, ориентированной на группу. Здесь отдельный работник или служащий должен подчинять свои интересы интересам группы, которая требует от своих членов лояльности, она награждает их за эту лояльность. Если, например, американская политическая культура по­ощряет дух конкуренции и индивидуализма, то японская модель поли­тической культуры не допускает конкуренции внутри группы, конку­ренция происходит между группами. Для японцев на первом месте сто­ит согласие внутри группы, поэтому они тратят много сил и времени на поиски и достижение внутригруппового консенсуса. Здесь за успех на­граждается не отдельно взятый работник, а группа в целом. Действует принцип: один за всех, все за одного.

Крупные компании в ключевых секторах экономики рассматриваются как организации, которым государство дает возможность вести бизнес и даже получать прибыль, но которые связаны неотъемлемыми обязательствами с обществом и государством. Они существуют во имя тех, кто работает и кого обслуживают эти компании, а не для удовлетворения частных интересов банкиров и акционеров. При этом следует иметь в виду, что согласно конфуцианской традиции, «права личности» рассматриваются негативно, как выражение эгоистичных стремлений в противовес более высокому стремлению к удовлетворению национальных интересов[10].

Со всей очевидностью и России «в новой фазе мирового цикла также предстоит обратиться к собственной духовной традиции, завещанной православием, которое по многим критериям значительно ближе великим духовным традициям Востока, чем западному протестантизму и католицизму». Ибо «Западу уже нечего предложить миру, кроме повторяющихся комбинаций либерализма и социализма»[13]. Кроме того заметное влияние могут оказать иные традиционные ценности, например, лежащие в рамках исламских традиций, учитывая растущую долю мусульманского населения России.

Однако здесь следует иметь в виду, что в данном случае речь прежде всего идет о духовных традициях России, но не традициях ментального характера, порожденных ее геополитическим своеобразием. С самого начала формирование нашей страны шло вширь, ее манили необозримые дали, походы за тридевять земель, вольные перемещения «куда ветер занесет», И ничего удивительного, что в стране, во властных ее структурах складывался экстенсивный тип мышления, развивалось такое мировосприятие, что Россия бесконечна, ее ресурсы неисчерпаемы, а возможности беспредельны.

Исключительная значимость духовного фактора в развитии экономических систем осознается ныне не только властными, но во все возрастающей мере и предпринимательскими структурами.

«Постепенно руководители передовых ТНК стали понимать, что инновации являются лишь видимой вершиной айсберга социо-культурных институтов и для обеспечения их успешного производства необходимо научиться переносить крупные институциональные модули в «принимающие» страны.

Пришло время более адекватной оценки вклада общей культуры и идеологии в практические экономи­ческие успехи государств и отдельных компаний. При достаточно глубоком рассмотрении оказывается, что внешне совершенно интернациональные естественные науки, инженерия и бизнес тысячами нитей связаны с национальной культурой, традициями, религией и гос­подствующей идеологией»[15].

Несомненно, именно специфические морально-этические устои, исторически сложившийся национальный менталитет, а не только низкая цена рабочей силы являются существенным ориентиром (фактором) аутсорсинговых сделок между западными корпорациями и компаниями Китая и Индокитая, а не развивающихся стран Латинской Америки и Африки, где уровень жизни населения значительно ниже.

Мощный пласт многотысячелетней культуры, духовные ценности населения первых позволяют им сравнительно быстро осваивать современные технологии и фактически монополизировать многие продуктовые (товарные) ниши мирового рынка (к примеру, обуви, одежды, детских игрушек и пр.) или занять в них прочные позиции (бытовая техника, электроника и др.).

Это означает, адресность аутсорсинга в современной мировой экономике находится в прямой зависимости не только от цены рабочей силы, но и от профессионального уровня исполнителей, обусловленного не только и не столько ныне приобретенными знаниями и умениями, но и способностью их восприятия, подготовленной многотысячелетней духовной традицией этих стран.

Тот же пласт исторической культуры и духовности позволил Индии выйти на передовые позиции в мире на рынке программного обеспечения.

Таким образом, духовная сфера, являясь частью органической целостности жизнедеятельности общества, находится в неразрывной связи с другими составляющими этой целостности и оказывает на их развитие существенное воздействие.

Источник

Особенности духовной сферы

Духовная сфера общества — комплекс определенных социальных подсистем, в которых живут и действуют люди. Сущность каждой из них в том, что они представляют деловую, интеллектуальную, нравственную или идеологическую составляющую человеческих взаимоотношений.

Определение

Что не входит в функции духовной сферыДуховная сфера организуется целенаправленно и отражает не материальные, а нравственные наклонности человека. Она включает в себя его мировоззрение и нравственные качества. Создание вокруг себя такой сферы необходимо для духовного развития личности.

Находясь под влиянием этой сферы и вдохновляясь ею, личность создает свое нравственное окружение и потребляет духовные ценности, которых еще не имеет в своем интеллектуальном потенциале. Целеустремленность заставляет ее рождать:

Личность выстраивает свой внутренний мир и духовные связи с окружающими. Для того чтобы этот ценностный ряд получился качественным, ей необходимо потребление ценностей, уже созданных другими и способных удовлетворить ее духовные запросы.

Что такое духовная сфера в принципиальном плане? Это не биологически заданное условие существования. Она — плод социализации человека, его стремления к развитию и становлению в качестве признанной личности. Даже животные нуждаются в общении с себе подобными не только на уровне инстинктов. Человек выше обычного животного. Как говорил Горький, человек — это звучит гордо. Значит, ему следует стремиться к социальным сферам, которые могут обеспечить развитие его духовности и полноценную трудовую деятельность.

Что составляет основу духовной жизни

Базовыми элементами, определяющими структуру духовных устремлений личности и общества, являются:

Их функциональная взаимосвязь очевидна. В принципе, только она обеспечивает гармоническое развитие человека и его успешное взаимодействие с окружающим миром.

Мораль

Под моралью понимаются определенные правила поведения, принятые в обществе. У ее истоков во всех человеческих социумах стояли бытующие представления людей:

Существование морали, принятой человечеством уже на ранних этапах его истории, обусловлено необходимостью регулировать совокупности социальных процессов, устранять периодически возникающие хаотические и протестные явления. Мораль направляет эти процессы в определенное политическое или экономическое русло, заданное эпохой.

В современных обществах эту функцию выполняет конституция, регламентирующая права и обязанности своих граждан. Их независимость от волюнтаризма власти призваны гарантировать судебные учреждения. Закон в спорной ситуации становится проявлением основ существующей морали. Он жестко связывает поведение личности определенными нормами, принятыми социумом.

Религия

Исполняет роль, во многом схожую с моралью: она тоже организует огромные массы людей. Но организующей силой становится не мирская власть, а власть Бога: некоего сверхъестественного существа, обладающего идеальными качествами, на которые следует ориентировать свою деятельность беспрекословно. Главный признак любой религии — вера, не подлежащее критике принятие заданного религией постулата. Веру в этот постулат обеспечивает церковь, самостоятельные миссионеры, расширяющие круг верующей паствы, и та или иная степень инквизиции — борьбы с инакомыслием, дисциплинирующей верующее население.

В античной Греции для этого применялся остракизм — выселение неугодных из полисов, в средневековой Европе еретики легко могли попасть на костер. Сегодня нравы значительно мягче: каждый вправе сам выбирать, поклоняться ему Богу или нет.

Образование

В отличие от религии, склоняет личность к познанию естественных причин социального и научного прогресса или регресса. Дает человеку необходимые для этого знания, становящиеся основным фактором для пробуждения интереса к окружающему. От знаний происходят соответствующие умения, от умений — навыки, позволяющие воплотить полученную информацию в реальность и преобразовать неудовлетворительные по характеристикам стороны жизни.

Человек неинформированный бессилен перед обстоятельствами, ему трудно общаться с подготовленными людьми. Он с трудом понимает, что происходит вокруг, и чувствует себя никому не нужным в постоянно эволюционирующем мире.

Наука

Высшее проявление полученного образования. Этот интеллектуальный институт постоянно приводит в систему и углубляет знания, имеющиеся у человечества. На этой основе вырабатываются новые аргументированные идеи, которые время от времени систематизируются и порождают более точные знания. Особенностью науки сравнительно с религиозным познанием выступает ее объективность. Она отличается тем, что стремится отобразить различные предметы и явления в их реальном виде, существующем независимо от субъективного восприятия. Научная деятельность отвечает как насущным, так и стратегическим запросам социума и способствует его научно-техническому развитию.

Искусство

Представляет собой важную часть нравственной сферы, в некотором смысле альтернативную науке. Его можно рассматривать как средство развлечения, проявление мастерства, доставляющего людям разнообразные эмоции и эстетический комфорт. Другой отличительной чертой искусства выступает способность влиять на мысли различных представителей общества. Оно дает пищу для художественных и научных размышлений. Последствием многих художественных произведений не раз были великие научные открытия.

Также искусство является действенным идеологическим средством. Непосредственно воздействуя на публику, оно вызывает у людей определенное отношение к тому, что происходит вокруг.

Пробуждает высокие чувства:

Что не входит в функции духовной сферы

Культура

Это обобщенное достижение всех элементов духовной сферы, которые описаны выше. В нее входят и мораль, и образование, и наука, и искусство. Через культуру открываются наиболее значимые ценности того или иного общества, на основе которых создается традиционный фон социума и национальные обычаи, дающие возможность духовно связать между собой различные поколения и насытить их опытом предшественников.

В эпоху глобализации постоянно происходит взаимодействие различных культур. Прежде замкнутые культурные образования включают в себя традиции и обычаи других народов, постепенно устраняя их различие. Межкультурное общение позволяет полнее раскрыть нравственный потенциал самых разных национальностей. Часто это заставляет относиться к ним с уважением, перенимать лучшее и тем самым обогащать собственную культуру.

Заключение

Расширение духовной сферы в общественной жизни означает увеличение шансов изменить свою жизнь и жизнь окружающих к лучшему. Развивая интеллект и нравственные качества и реализуя их в обществе, личность становится более востребованной в социуме, пользуется его доверием. В конечном итоге это приводит к духовному подъему всего общества и его нравственной эволюции.

Источник

Социальна сфера: понятие, примеры, структура, функции, роль

Что не входит в функции духовной сферы

Ученые выделяют четыре главные сферы общественной жизни: экономическую, политическую, духовную и социальную. В этой статье мы поговорим о социальной сфере — что она из себя представляет, из чего состоит. Рассмотрим примеры.

Что такое социальная сфера жизни общества?

Социальная сфера — это система, состоящая из отраслей, предприятий и организаций, основной задачей которых является поддержание должного уровня благосостояния населения. Данная сфера регулирует огромный перечень вопросов, начиная от условий труда внутри конкретной отрасли, и заканчивая межнациональными отношениями в масштабах всего социума.

Социальную сферу относят к полноценной системе, призванной удовлетворить потребности людей, как в материальном, так и в духовном плане. Она состоит из:

Перечисленные выше предприятия и организации призваны обеспечить благоприятные условия для труда и отдыха людей, а также содействовать их образованию, культурному и физическому развитию.

Примеры функционирования социальной сферы

Уровень жизни граждан прямо зависит от уровня развития в стране социальной системы. Данную взаимосвязь можно рассмотреть на конкретных примерах:

Следовательно, социальной сфере отводится одно из важнейших мест во внутренней политике любой страны.

Структура социальной сферы

Специалисты включают в структуру социальной системы четыре тесно связанные между собой части:

Все элементы общественной структуры тесно связаны между собой, что облегчает процессы их перетекания друг в друга и последующее смешение данных элементов. Однако наличие подобной связи не означает полной ликвидации качественной направленности той или иной сферы, которая продолжает выполнять отведенные ей функции и задачи. К тому же на социальную сферу в полной мере распространяются законы воспроизводства, на основе которых и происходит ее дальнейшее развитие и функционирование. К тому же, большая часть современных ученых выделяет отдельные элементы внутри самой социальной сферы, к примеру, ее субъекты, свойственные ей отношения и виды деятельности и т.д.

Функции социальной сферы

К главной и основополагающей задаче социальной системы относят обеспечение должного уровня жизнедеятельности всех членов социума. Являясь отдельной и самостоятельной отраслью, она активно взаимодействует с экономикой и политикой, а также с духовной сферой, образуя вместе с ними целостный и постоянно функционирующий общественный механизм. К иным важным функциям социальной сферы относят:

Роль социальной сферы в жизни общества

В состав социума входит широкий перечень разнообразных групп индивидов, отличающихся друг от друга по политическим взглядам, возрасту, полученному образованию, религиозной принадлежности, доходам др., при этом приоритетной задачей социальной системы является наделение всех граждан благоприятными и приемлемыми для жизни условиями.

Лишенное хотя бы минимальной социальной справедливости общество рано или поздно столкнется с ростом внутреннего напряжения, которое затем выльется в открытые потрясения и конфликты разной степени тяжести. По этой причине роль социальной сферы в жизни общества крайне важна, без нее невозможно само существование социума. Только реальный учет государством потребностей и интересов всех групп индивидов, входящих в состав определенного общества, помогает эффективно преодолевать социальные расколы, что резко снижает возможность развития потенциальных конфликтов. Способствует этому и процесс восприятия населением духовных и морально-нравственных норм, который укрепляет чувство взаимного уважения между членами общества.

Однако основной задачей описываемой сферы является работа по удовлетворению различных потребностей людей, к примеру, потребности в медицинской помощи, в трудоустройстве, в жилище и т.д. При правильном подходе к развитию социальной системы, она успешно удовлетворяет сначала первичные, а затем и вторичные нужды людей, что положительно сказывается как на благосостоянии отдельных индивидов, так и на благосостоянии всего общества в целом.

Заключение

Таким образом, при помощи социальной сферы достигается необходимый минимальный уровень жизни каждого члена социума, а также разрешаются проблемы, связанные с социальным обеспечением, трудоустройством, общественным транспортом, жилищно-коммунальным хозяйством и иными отраслями, прямо влияющими на жизнь людей. Отлаженная и эффективно работающая социальная система быстро реагирует на запросы и потребности населения, помогая избегать напряженности и конфликтов внутри общества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *