Что не учитывается при составлении совмещенного графика пожара

Совмещенные графики развития, тушения пожара и подачи огнетушащих средств

Что не учитывается при составлении совмещенного графика пожара Что не учитывается при составлении совмещенного графика пожара Что не учитывается при составлении совмещенного графика пожара Что не учитывается при составлении совмещенного графика пожара

Что не учитывается при составлении совмещенного графика пожара

Что не учитывается при составлении совмещенного графика пожара

1. Площадь пожара и площадь тушения на различные моменты времени;

2. Требуемые и фактические расходы огнетушащих веществ;

3. Время введения и тип приборов подачи огнетушащих веществ.

На основе отраженных на графике сведений проводящий анализ действий по тушению пожара специалист пожарной охраны может:

1. Сделать вывод о возможности локализации пожара на объекте (в городе) имеющимися силами и средствами;

2. Сделать вывод о соответствии времени локализации, переданного с места пожара и фактического;

3. Сделать вывод о правильности действий РТП:

o по сосредоточению сил и средств;

o по определению решающего направления действий;

o по выбору вида приборов подачи огнетушащих веществ, их количеству и порядку введения.

Чаще всего, совмещенные графики используются при изучении пожаров. Совмещенный график является обязательным приложением к пояснительной записке описания пожара.

Так же совмещенные графики могут составляться при подготовке пожарно-тактических учений, составлении планов тушения пожара и в учебном процессе в профильных учебных заведениях.

Важно отметить, что на пожарах имеют место два варианта соотношения площади пожара и площади тушения:

1. площадь тушения равна площади пожара

2. площадь тушения меньше площади пожара

Варианты этих соотношений влияют как на проведение дальнейших расчетов, так и на построение совмещенного графика.

Если вся площадь тушения равна площади пожара

Что не учитывается при составлении совмещенного графика пожара

Источник

Методика построение совмещенного графика тушения пожара

Для оценки тактических мероприятий, проведенных подразделением пожарной охраны, во время ликвидации возгорания, после его локализации заполняется карточка пожара, к которой прикладываются графики, описывающие изменение различных параметров во времени.

Что можно увидеть с помощью полученных кривых, какие методики используются при построении, как они характеризуют работу спасателей, выводы, которые может сделать специалист на основе их анализа – обо всем в статье.

Совмещенные графики – что это

Диаграмма, отражающая изменение площади территории, охваченной огнем, и расхода огнетушащей смеси в зависимости от времени, называется совмещенным графиком тушения пожара.

В одной двухмерной системе координат одновременно отображаются по оси y значение площади горящего участка и расход гасящего вещества, по оси x откладывается время в минутах (реже в часах).

Диаграмма позволяет проанализировать:

Совмещенный график тушения пожара позволяет оценить:

Применение

Графики используются для анализа действий руководителя тушения пожара на совещаниях по разбору чрезвычайных ситуаций.

Также диаграммы составляются при разработке плана ликвидации возгорания на конкретном объекте, для проведения учений и т. д.

Расчет параметров

Для построения совмещенного графика необходимо иметь значения трех характеристик: времени горения (t), площади, на которой распространяется огонь (S), расхода составов на гашение пламени.

Развития пожара

Определяется время начала возгорания. Затем отмечаются все точки, в которые происходили изменения: выезд бригады, прибытие на место, окончание развертывания сил и средств, начало тушения и т. д.

Площадь берется из справочной таблицы на определенный момент времени. По мере развития пожара S увеличивается, после достижения максимума какое-то время остается постоянной, потом начинает уменьшаться. Величины S откладываются на оси y в кв. м.

По той же оси y обозначаются нормативные значения расхода огнетушащего вещества (ОВ). Он определяется путем умножения S на интенсивность подачи ОВ, которая также берется из справочных таблиц.

Тушения пожара

В данном случае все параметры те же, но при большой территории возгорания не всегда удается организовать доставку огнегасящего состава на весь горящий участок. В этом случае площадь, охваченная огнем, будет меньше площади тушения, и их графики не будут совпадать. Тогда дополнительно по таблице определяется S тушения, и по ней рассчитывается требуемый расход.

Методика построения

Диаграммы создаются на плоскости в прямоугольной системе координат. Шкала площади наносится справа от оси y в квадратных метрах, значения расхода огнегасящего состава – слева в литрах в секунду. Рассматривают два варианта развития событий.

Когда площадь тушения равна площади пожара

В такой ситуации на совмещенном графике строятся две кривые. Первая показывает зависимость площади пожара от времени, а вторая описывает, какое количество огнегасящего состава и в какие периоды подавалось.

Когда площадь тушения меньше площади пожара

В этом случае на диаграмму наносятся три временны́е зависимости:

Определение точки локализации пожара

Теоретически переломный момент в ликвидации возгорания можно найти, основываясь на том, что на определенном этапе затраты подаваемых огнегасящих составов превысят нормативное значение.

Эта точка находится на пересечении кривых площади и расхода огнетушащих веществ, на восходящей части графика зависимости ОВ от времени.

Фактически точка локализации пожара может быть смещена по временно́й оси дальше. Потому что при реальном возгорании пересечение графиков обозначает выполнение необходимого условия тушения – обеспеченность огнегасящими составами, но при нехватке сил и средств этого может быть недостаточно для локализации огня. В таких случаях требуется подключение резервов.

Особенности построения совмещенного графика реальных пожаров

Когда диаграмма вычерчивается после ликвидации фактического возгорания, допускаются отклонения от классического варианта.

Во-первых, часто меняется маркировка оси времени (так называемая ломаная шкала). На долго длящихся пожарах основные изменения в подаче ОВ происходят в первый самый короткий период: вызов, выезд, развертывание, начало тушения. Далее в течение длительного времени никаких изменений на графике расхода огнетушащего вещества не происходит.

В результате получается короткий ломаный отрезок, перерастающий в длинную прямую до момента затухания огня и отключения подачи ОВ. В таком виде график становится нечитаемым. Чтобы привести диаграмму в удобную форму, шкалу делают с неравными интервалами.

Во-вторых, допускается нанесение дополнительной поясняющей информации, расшифровок. Например, на шкале времени отмечают сроки прибытия подразделений, обрушения конструкций, передислокацию личного состава и др.

И еще одна особенность заключается в том, что фактическая точка локализации пожара часто расположена на временно́й шкале дальше, чем полученная с помощью графика.

На заметку. Онлайн можно найти и скачать программу ГраФиС. Это редактор пожарно-тактических схем, в которой есть опция, позволяющая нарисовать диаграмму тушения пожара по имеющимся данным.

Графическая система включает в себя набор трафаретов MS Visio с фигурами и условными пожарными обозначениями. Эта программа позволяет совмещать кривые зависимости площади и расхода огнетушащих веществ от времени.

Организация тушения пожара

По прибытии на место возгорания пожарными проводится ряд мероприятий по спасению людей и имущества:

Для ликвидации пожаров необходимо обеспечить прибытие спасателей на начальной стадии. При небольшой площади возгорания и своевременной подаче ОВ погасить огонь можно меньшим количеством огнегасящих веществ.

Рекомендации руководителю

Начальником тушения пожара назначается старшее должностное лицо подразделения, прибывшего для гашения возгорания. Он управляет действиями личного состава, координирует деятельность бригад. В его обязанности входит:

Выводы

Совмещенный график тушения пожара помогает связать геометрические характеристики возгорания с необходимым для ликвидации огня количеством огнегасящего вещества. Также он позволяет оценить время локализации процесса в зависимости от интенсивности подачи ОВ.

Имея расчетные данные, кривые легко построить самостоятельно при помощи специальной программы.

График позволяет руководителю тушения определить необходимое количество сил и средств для ликвидации пожара.

Также, не забываем о справочнике руководителя тушения пожара, он помогает понять, кто такой РТП и функции выполняемые данным должностным лицом.

Источник

Совмещенный график изменения параметров развития и тушения пожара

Следующим этапом написания курсовой работы является составление совмещенного графика развития и тушения пожара во времени, а также графика сосредоточения и введения сил и средств во времени.

Совмещенный график связывает основные геометрические параметры развития и тушения пожара (площадь пожара, площадь тушения) с необходимым расходом огнетушащих веществ, описывает динамику наращивания фактического расхода огнетушащих веществ, показывает продолжительность основных этапов развития и тушения пожара (время свободного развития пожара, продолжительность локализации и ликвидации пожара).

Совмещенный график развития и тушения пожара рекомендуется выполнять с соблюдением определенных правил:

1. График строится в декартовой системе координат

2. По оси ординат (вертикальная ось) откладывается:

Соответствие между площадью и расходом достигается умножением значений по площади пожара на необходимую интенсивность подачи огнетушащих веществ.

3. По оси абсцисс (горизонтальная ось) откладывается астрономическое время в часах (или в часах и минутах), в зависимости от времени тушения. В точке начала координат указывается предполагаемое время возникновения пожара

4. Требуемый расход огнетушащего вещества определяется умножением величины площади пожара, взятого на момент времени из таблицы «Организация тушения возможного пожара первым РТП», на требуемую для данного объекта интенсивность подачи огнетушащих средств. Если огнетушащее вещество подавалось на площадь тушения, то необходимо определить ее величину и провести линию площади тушения и требуемого расхода при подаче его на площадь тушения.

5. Фактический расход огнетушащего вещества на определенный момент времени берется по данным таблицы «Организация тушения возможного пожара первым РТП».

При составлении совмещенного графика требуемые и фактические расходы подачи огнетушащих средств на различные промежутки времени берутся из расчета сил и средств.

Если подача огнетушащих веществ осуществляется по всей площади пожара, то на графике показываются две зависимости (рис.): изменение во времени площади пожара (необходимого расхода) и фактического расхода.

Если огнетушащими веществами возможно обработать только часть площади пожара (площадь тушения), то на графике необходимо представить три зависимости (рис.): изменение площади пожара во времени Что не учитывается при составлении совмещенного графика пожара, изменение площади тушения (необходимого расхода) во времени Что не учитывается при составлении совмещенного графика пожараи изменение фактического расхода во времени Что не учитывается при составлении совмещенного графика пожара.

На основании таблицы «Организации тушения возможного пожара» и совмещённого графика составляется график сосредоточения и введения сил и средств во времени.

Под совмещённым графиком наносятся пожарные машины, прибывающих пожарных подразделений и схемы их боевого развертывания с указанием вида, количества, способов и мест подачи стволов, при этом носовая часть машины и пожарных стволов должна соответствовать времени прибытия и подачи стволов. Здесь же указываются пожарные автомобили, установленные на водоисточник и виды водоисточников.

Пример графиков показан на рис. 4.

Что не учитывается при составлении совмещенного графика пожара

Документы оперативного штаба пожаротушения

Для умелого управления силами и средствами на пожаре необходимо отчетливо знать истинную обстановку, в которой оказались подразделения при выполнении поставленной задачи. Учитывая, что обстановка быстро меняется, оперативный штаб пожаротушения непрерывно заботится о сборе, изучении и обобщении данных о развитии пожара, действиях подразделений, опасных факторах пожара, возможности их возникновения на участках тушения.

Исходя из данной задачи оперативного штаба пожаротушения, на основании ранее произведённых расчётов и разработанных материалов необходимо заполнить документы штаба (Приложение № 9, 10, 11).

Рекомендации участникам тушения пожара

Рекомендации составляются для должностных лиц пожарной охраны на пожаре (РТП, НШ, НТ, ответственному за охрану труда, ответственному за пенную атаку и т.п.), а также для привлекаемых на пожар представителей администрации и служб жизнеобеспечения, аварийно-спасательных служб (при разработке плана ликвидации аварии или на сложные и опасные объекты).

Рекомендации должны быть краткими по содержанию и отражать основные вопросы, относящиеся к объекту пожара, которые должностное лицо должно держать на контроле от начала и до конца ликвидации пожара (аварии).

В рекомендациях нецелесообразно дублировать требования уставных и нормативных документов, правил или указаний.

Рекомендации для руководителя тушения пожара

В них указывается следующее: количество, места расположения и границы участков тушения пожара, задачи и приданные силы и средства; места и направления возможного развития пожара, наличие угрозы взрывов баллонов с газами или технологических аппаратов; необходимость включения или выключения систем вентиляции и дымоудаления, насосов-повысителей; возможность использования внутренних пожарных кранов; наиболее целесообразные для данного объекта пути эвакуации и спасания, наличие спасательных средств на самом объекте.

Указывается необходимость работы личного состава в СИЗОД (средствах защиты органов дыхания); рекомендуемые типы стволов и виды огнетушащих веществ для тушения пожара; необходимость привлечения дополнительной к Расписанию выездов специальной и вспомогательной техники (в том числе объекта); необходимость перекрытия движения по улицам у места пожара и охраны эвакуируемых материальных ценностей; места сбора и обогрева (зимой), учета спасаемых и эвакуированных; целесообразность или необходимость включения систем пожаротушения, дымоудаления, подпора воздуха, общеобменной или местной вентиляции, электроснабжения объекта; создание штаба пожаротушения и т.д.

Рекомендации для начальника оперативного штаба пожаротушения

В них отражаются вопросы: организации связи на пожаре; необходимости вызова к месту пожара служб жизнеобеспечения города и объекта (энергетической, медицинской, водопроводной и т.д.), воинских подразделений, администрации объекта, специальной пожарной техники; доставки дополнительного количества огнетушащих веществ; сохранности эвакуируемых материальных ценностей; создания резерва звеньев ГДЗС и пожарной техники, порядок вызова сил и средств из соседних гарнизонов пожарной охраны; проведения проверочного расчета требуемого количества сил и средств для локализации пожара, защиты и проведения других видов работ; назначения одного или двух помощников начальника оперативного штаба пожаротушения; способы реализации решений РТП по проведению основных и вспомогательных видов боевых действий на пожаре; освещение места пожара; обеспечение связи на пожаре.

Рекомендации для начальника тыла

Они должны отражать следующие вопросы: наличие водоисточников, наиболее целесообразные пути и способы подачи огнетушащих веществ к месту пожара; места расположения и приема пищи для личного состава, участвующего в тушении затяжного пожара; место заправки пожарной и вспомогательной техники огнетушащими веществами (пенообразователем, смачивателями, ГСМ и т.п.). Создание запасов кислородных баллонов и регенеративных патронов; способы зарядки воздушных баллонов респираторов, защиты пожарной техники от воздействия опасных факторов пожара; сборка и опробование схем подачи воздушно-механической пены (в резервуар, подвал, туннель и др.); размораживание напорных рукавных линий при низких температурах наружного воздуха; обеспечение защиты рукавных линий мостиками для проезда автотранспорта; прокладка резервных магистральных линий и др.

Рекомендации ответственному за охрану труда

За охрану труда (за безопасность личного состава на пожаре) отвечает РТП или лицо, им назначенное.

В них излагаются вопросы обеспечения безопасности личного состава при работе по тушению пожара на объекте: данные рекомендации выбрать из литературы.

Основные требования к графической части заключаются в том, что она должна быть: точной, полной и наглядной.

Чтобы чертёж был выразительным и легко читался, он должен быть оформлен линиями различной толщины и начертания. Линии чертежа, их начертание, толщина и назначение установлены ГОСТ 2.303-68* (Приложение №18).

Графическая часть включает в себя:

— план объекта с изображением обстановки возможного пожара на различные промежутки времени;

— схему расстановки сил и средств (в цветах, в соответствии с номерами вызова).

План объекта с изображением обстановки возможного пожара на различные промежутки времени

— сообщение о пожаре на ДДС-01 (ЦППС, ПСЧ) S1;

— прибытие на пожар первого подразделения S2;

— введение сил и средств первым подразделением S3;

— введение сил и средств вторым подразделением S4;

Границы площади показываются на два момента времени: введения стволов первыми прибывшими подразделениями и локализации пожара. Если горение распространилось в другие этажи и на одном этаже сложно показать расстановку сил и средств, вычерчиваются поясняющие схемы.

Схема расстановки сил и средств – уменьшенное обобщённое графическое изображение тактической обстановки и её изменение в ходе боевых действий, при помощи условных обозначений и предназначена для увеличения пространственного восприятия, ограниченного зрением человека (рис. 5.).

Что не учитывается при составлении совмещенного графика пожара

Рис. 5. План-схема расположения объекта на местности

с изображением обстановки пожара к моменту введения сил и средств, находящихся в распоряжении РТП и их расстановка.

Схемы расстановки сил и средств оформляются на чертежах поэтажных планов, т.е. на изображении здания, мысленно рассечённого горизонтальной плоскостью на уровне оконных и дверных проёмов и спроецированного на горизонтальную плоскость проекций.

На чертеже плана здания показывают то, что получается в секущей плоскости, т.е. наносятся лестничные клетки, лифты, наружные пожарные лестницы, технологические проёмы, вентиляционные шахты, воздуховоды, места расположения внутренних ПК, места отключения электроэнергии, места ручного пуска систем тушения и т.п.

Для одноэтажного здания вычерчивается план этажа и подвала (при его наличии), а для многоэтажного, с однотипной планировкой этажей, только того этажа, где произошел пожар.

При неоднотипной планировке этажей зданий представляются планы трех этажей: на котором возник пожар, ближайшего верхнего и нижнего.

Также включает в себя указание решающего направления боевых действий, расстановку пожарных автомобилей на водоисточники с указанием номеров подразделений, схему боевого развертывания с указанием диаметра рукавов магистральных линий, количества рукавов в них и напоры на головных и промежуточных насосах пожарных автомобилей, обозначаются места возможной установки специальной техники, место расположения штаба пожаротушения, площади пожара на момент локализации, участков тушения пожара, контрольно-пропускного пункта и постов безопасности, резерва техники на момент локализации пожара, схемы связи и освещения, границ зоны задымления.

Если горение распространилось в другие этажи и на одном этаже сложно показать расстановку сил и средств, вычерчивают поясняющие схемы.

Источник

Приказ МЧС России от 16 октября 2017 г. № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

от 16 октября 2017 г. N 444

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ БОЕВОГО УСТАВА

ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО ПОРЯДОК

ОРГАНИЗАЦИИ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ И ПРОВЕДЕНИЯ

В соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» «1», от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» «2», от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» «3», подпунктом 2 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 «4», пунктом 36 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 «1», подпунктом 17 пункта 6 Положения о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385 «2», приказываю:

«1» Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 1, ст. 2, N 33, ст. 3413; 2002, N 1, ст. 2, N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212, N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636, N 44, ст. 4537, N 50, ст. 5279, N 52, ст. 5498; 2007, N 18, ст. 2117, N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3593; 2009, N 11, ст. 1261, N 29, ст. 3635, N 45, ст. 5265, N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4004, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 54, N 30, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596, N 46, ст. 6407, N 49, ст. 7023; 2012, N 53, ст. 7608; 2013, N 7, ст. 610, N 27, ст. 3477; 2014, N 11, ст. 1092; 2015, N 1, ст. 88, N 10, ст. 1407, N 18, ст. 2621, N 27, ст. 3951, N 29, ст. 4359, ст. 4360, N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 68, N 15, ст. 2066, N 22, ст. 3089, N 26, ст. 3887; 2017, N 22, ст. 3069, N 27, ст. 3938, N 31, ст. 4765.

«2» Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2002, N 44, ст. 4294; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284, N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5418; 2009, N 1, ст. 17, N 19, ст. 2274, N 48, ст. 5717; 2010, N 21, ст. 2529, N 31, ст. 4192; 2011, N 1, ст. 24, ст. 54; 2012, N 14, ст. 1549; 2013, N 7, ст. 610, N 27, ст. 3450, ст. 3477, N 52, ст. 6969; 2014, N 30, ст. 4272, N 42, ст. 5615; 2015, N 10, ст. 1408, N 18, ст. 2622, N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 68, N 7, ст. 919, N 26, ст. 3887.

«3» Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503; 2000, N 32, ст. 3341, N 33, ст. 3348, N 46, ст. 4537; 2003, N 46, ст. 4435; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377, N 49, ст. 4840; 2005, N 1, ст. 15, N 19, ст. 1752; 2008, N 18, ст. 1938; 2009, N 19, ст. 2274, N 48, ст. 5717; 2012, N 41, ст. 5525; 2013, N 27, ст. 3477; 2017, N 30, ст. 4447.

«4» Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2005, N 43, ст. 4376; 2008, N 17, ст. 1814, N 43, ст. 4921, N 47, ст. 5431; 2009, N 22, ст. 2697, N 51, ст. 6285; 2010, N 19, ст. 2301, N 20, ст. 2435, N 51, ст. 6903; 2011, N 1, ст. 193, ст. 194, N 2, ст. 267, N 40, ст. 5532; 2012, N 2, ст. 243, N 6, ст. 643, N 19, ст. 2329, N 47, ст. 6455; 2013, N 26, ст. 3314, N 52, ст. 7137; 2014, N 11, ст. 1131, N 27, ст. 3754; 2015, N 4, ст. 641, N 11, ст. 1588; 2016, N 1, ст. 211, N 31, ст. 4987, N 39, ст. 5626; 2017, N 13, ст. 1913.

«1» Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256; 2008, N 47, ст. 5481; 2009, N 12, ст. 1429; N 29, ст. 3688; 2010, N 37, ст. 4675; N 38, ст. 4825; 2011, N 7, ст. 979, 981; N 14, ст. 1950; 2012, N 17, ст. 2009; N 37, ст. 5002; N 44, ст. 6026; N 46, ст. 6339; 2013, N 24, ст. 2999; N 30, ст. 4114; 2015, N 16, ст. 2389; 2016, N 43, ст. 6042; N 49, ст. 6929; 2017, N 6, ст. 928, N 21, ст. 3024.

«2» Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 26, ст. 2649; 2010, N 1, ст. 116; 2011, N 26, ст. 3807; 2013, N 23, ст. 2910; 2014, N 21, ст. 2694; 2015, N 1, ст. 262; 2016, N 27, ст. 4500.

2. Признать утратившим силу приказ МЧС России от 31.03.2011 N 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 июня 2011 г., регистрационный N 20970).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *