Что не учел раскольников в своей теории сверхчеловека
Губительная теория «Сверхчеловека» в романе Ф. Г. Достоевского «Преступление и наказание» (1 вариант)
Произведения выдающегося российского писателя Ф. Г. Достоевского характеризуются философскими и психологическими соображениями, вниманием к наиболее сложным и неоднозначным вопросам своей эпохи. В романе «Преступление и наказание» остро поставленный моральный вопрос ответственности человека за преступление — и не только перед законом, но и, в первую очередь, перед самой собой, перед своей совестью. Центральным персонажем романа «Преступление и наказание» есть Родион Раскольников, носитель теории об «сверхчеловеке», которая способная на все, которой все дозволеноий
Раскольников разделяет всех людей на два типа: на «материал» и на «необыкновенных» людей, которые способны сказать новое слово в истории. Он отмечает, что «необыкновенных» людей очень мало, и что они имеют право власти над другими. Необыкновенные люди, по мнению Родиона, могут даже переступить закон, как, например, Наполеон, Магомет, Ликург. Такие люди не остановятся ни перед маленьким преступлением, ни перед пролитием крови ради воплощения своих намерений. Герой убежден, что «надлюди» имеют право на преступление, на возражение будь-якихзаконив.
Теорию Раскольникова об «высших» и «низших» порождают социальная несправедливость, безысходность, духовные мыканья. Страдание его родных, бедность, тяжелое положение сестры и матери толкают героя на преступление. Но он не считает себя преступником. Родион услышал разговор, в котором высказывались похожие мысли, итак, их можно смело воплощать у жизнь
Чем же опасная теория Раскольникова? Родион — добрая, честная, чувствительная натура, способна воспринимать чужую боль и готова прийти на помощь. Но губительная теория сближает его с такими ворами, как Лужин и Свидригайлов, в сердце которых нет ни капли человечности. Конечно, близкие они не характерами, не образом жизни, а мыслями, теориями, идеями
Лужин — предприниматель средней руки, внезапно збагатила «маленький человек», которой очень хочется стать «большой» человеком, превратиться из раба на хозяина жизни. Его теории оправдывают эксплуатацию людей ради собственной выгоды
Свидригайлов лишенный совести и чести, в нем раскрываются глубины морального падения, он стал на путь преступления через душевную опустошенность. Самым ужасным есть то, что Свидригайлов — яркое воплощение того, что ждет на самого Родиона Раскольникова после совершения преступления. Раскольникова Свидригайлов и пугает, и притягивает одновременно — ведь он смог переступить закон и жить дальше, наслаждаться этой жизням. Родионови интересно, как рецидивист может продолжать спокойно жить. А, может, это подтверждения его теории. Раскольников, к сожалению, не понимал главного: Свидригайлов был пустым человеком, лишенным моральных ценностей и сочувствия к других. Духовный мир Раскольникова зовсиминший.
Соображение Лужина и его средства достижения цели — свидетельство его ницости. А Свидригайлов отпугивает Родиона тем, что не имеет никаких запретов. Так же, как и Лужин, герой Достоевского считает себя «сверхчеловеком»; так же, как и Свидригайлов, готов пойти на преступление
Трагический эксперимент героя привел не к тем следствий, которых он ожидал. Родион ощущает, что сам будто ножницами отрезал себя от других людей, от своих близких. Согласно него теории, и Соня, и его мать, и Дуня, и Екатерина Ивановна принадлежат к разряду «обычных» людей. Итак, может найтись такой же Раскольников, рука которого поднимется на них
Изображая столкновение одержимого крайне преступной теорией героя с реальной жизнью, автор опровергает эту теорию. Ведь кто сможет заступиться за беззащитных людей, кто сможет помочь им? Теория, направленная против истинных потребностей людей, лишенная высокой гуманности, не способна решить эти вопросы, уверенный Достоевский. Вся своя жизнь писатель старался искать пути к «широкому» и свободному существованию людей
Роман «Преступление и наказание» предостерегает мир от повторения ошибок героя. Писатель уверен, что лишь моральное возрождение человечества может сделать абсурдными преступные теории, поможет найти выход из життевихпроблем.
Теория «сверхчеловека» В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Теория «сверхчеловека» В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Роман Достоевского \ «Преступление и наказание \» является своеобразной проекцией будущего человечества, если оно не осознает истинных законов, управляющих миром. Подтверждением этой мысли может служить вся история двадцатого века, одного из самых кровавых и жестоких веков. Конечно, жизнь каждого человека — это ценная драгоценность, каждая война имеет жертвы, но число жертв, погибших в объявленных и необъявленных войнах прошлого века, превысила самые смелые прогнозы.
Почему так произошло? В первую очередь, из-за того, что в головах людей воцарились несколько идей, одна из самых страшных — идея \ «сверхчеловека \».
Родион Раскольников не претендовал на роль \ «властелина мира \», но в его теории \ «сверхчеловека \» предусматривалось разделение человечества на две категории: \ «обычные \», \ «по природе своей консервативны \», что
\ «Живут послушные и любят слушать \» и \ «необычные \», способны \ «сказать новое слово \», дать \ «новый закон \» и тем самым обречены на нарушение древнего закона, \ «свято почитается обществом \».
Самое главное заключается в том, что \ «необычная \» человек имеет право … есть неофициальное право разрешить своей совести перейти … через некоторые препятствия, и единственно в том случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, возможно, для всего человечества) того требует.
Теория \ «сверхчеловека \» зрелая в голове Раскольникова очень долго, о чем свидетельствует напечатана статья. Статья была, материал был, была теория — не хватало только ее воплощение в реальную жизнь.
Впервые раскрывает преступный умысел Раскольникова Порфирий Петрович.
Разумихин, в квартире которого начинается первый поединок Раскольникова и Порфирия Петровича, как нормальный психически здоровый человек реагирует на это так: \ «это разрешение крови по совести, это … это, мне кажется, самое страшное, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное … \ «. То есть с точки зрения Разумихина, Раскольников возражает универсальность и обязательность нравственного закона.
Угрызения совести для Раскольникова не являются моральными доказательствами преступности его действий, они лишь свидетельствуют о \ «широту осознания \» и \ «глубины сердца \» и никак не отменяют справедливости и морального оправдания преступления.
Этот мессианский пафос идеи Раскольникова и пытается раскрыть в разговоре с ним Порфирий Петрович, когда спрашивает, верит ли его собеседник в Новый Иерусалим и воскресения Лазаря. Позже один на один с Софией Раскольников требует, чтобы девушка прочитала ему этот отрывок Писания.
По христианской традиции Новым Иерусалимом называли и называют будущее Царство Божие на земле, следовательно, если Раскольников верит в него, то, соответственно, считает себя избранным сказать новое слово, приближает царство любви и справедливости. Так, одна из причин, которые для себя называет убийца, заключалась в том, что старая ростовщица приносит только зло. Она не нужна обществу.
Однако сам он может использовать ее деньги для добрых дел, тем самым, искупает грех убийства: \ «С одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старуха, никому не нужная и, напротив, неприятное, которая сама не знает, для чего живет …
С другой стороны, молодые свежие силы, которые пропадают зря без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто тысяч добрых дел, которые можно решить и поправить на деньги старого \ «. Эта мысль не оставляла его и после совершения преступления Родион пожертвовал Катерине Ивановне и ее детям все деньги, которые ему прислала мать. Логика проста — это одна из тысячи добрых дел, которыми можно загладить один маленький преступление.
Известный довольно интересный исторический факт: в середине семнадцатого века патриарх Никон, который осуществил богослужебную реформу, результатом которой стал церковный раскол, основал монастырь и назвал его Новым Иерусалимом.
Таким образом, Достоевский прозрачно намекает на то, что идеи и действия Раскольникова (лучше сказать, Раскольников) могут стать причиной нового раскола. Неслучайно некоторые комментаторы усматривали в имени и фамилии главного героя своеобразную анаграмму-шифр: \ «Родион Романович Раскольников \» — \ «раскол семьи Романовых \», то есть России, в которой правят Романовы.
С точки зрения Порфирия Петровича, идея Раскольникова тянет за собой новую волну крови, революционер наконец может превратиться в тирана.
Достигнув власти, \ «люди \», как называет избранных Раскольников, \ «сами начинают \» уничтожать тех, кого считают \ «материалом \», то есть \ «обычных \» людей. Раскольников видит, что эта мысль следователя умная. Достоевский же доказывает, что каждая идея приводит к таким последствиям, если она не имеет в себе любви.
Как показала история, любая идея \ «сверхчеловека \» обязательно должно кровавую развязку. Любовь, которую пропагандирует христианство, основанная на понятии равенства, братства.
Равенство — это когда страшный преступник может раскаяться и получить в награду вечную жизнь. И, наоборот, моралист и праведник внезапно становится на путь преступления. Почему? Потому что верит в свою безгрешную природу. Христос учил своих последователей: \ «… истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие \».
Каким тяжелым не было бы жизни, не следует разукрашиваться. Боли и обиды, даже самые сильные, проходят и забываются — тогда мир кажется приветливым и справедливым.
Противоречия теории Раскольникова, в чем противоречия сочинение
Раскольников главный герой романа «Преступление и наказание» Достоевского. Сам Родион был обычным бедным студентом, которым пытался помочь всему миру, но после понимал, что многое не в его силах.
И на фоне своего трудного финансового положения у Раскольникова возрождается в мыслях своя определенная теория, в которой он людей делит на два вида. Это обыкновенные люди и необыкновенные. По его мнению, у обыкновенных людей нет, другого выбора как жить, в режиме послушания и не нарушения закона, а необыкновенные могут, как хотят распоряжаться не только своей, но и чужой жизнью и им за это не чего не будет.
Родиону кажется, что люди, которые живут в достатке, обязательно должны быть преступниками. И это мнение является для создания его теории, которую он начинает проповедовать, пытаясь придерживаться ее и разобраться в сам себе к какой же категории людей себя отнести. Чтобы это понять ему приходится идти на преступление, о котором он сильно сожалеет. И начинает понимать Раскольников, что выдвинутая им теория не правильная и в ней присутствуют противоречия.
По своей мнимой теории Родион пытается действовать по принципу все можно и за это не чего не будет, но при этом он не теряет своей любви к людям. И к глубокому сожалению получается трагическое противоречие, что в итоги так жить не правильно и не возможно как он думает. Из-за своей теории Раскольников все более и более заходит в заблуждения, нежели чем было до создания ее. И все, понимая, он не может из-за происшедшего убийства как раньше общаться со своими родными и близкими людьми, и как прежде его уже не радует природа.
Подводя итог теории противоречия Раскольникова, можно сказать, что его очень сильно гнетет тот уровень жизни и состояние, в котором он находиться в мире. Он осознает все мотивы не состоявшейся и ложной своей теории. И на фоне этого герой терпит поражение и в этот заключается трагедия самого Родиона Раскольникова. И в финале романа главный герой понимает, что для того чтобы быть сверхчеловеком следует отказаться от всех лучших человеческих качеств как любовь и понимание к окружающим. И он не хочет быть таким плохим человеком и отказывается от своей теории, с помощью которой он только отдалился от общества людей.
Зарождение теории
Раскольников по своей сути – добрый и отзывчивый человек. В нем замечали твердый и решительный характер, он стремится к защите обездоленных и обладает большой силой воли. Он не обделен положительными качествами, которые действительно смогли бы сделать из него великого человека. Он сострадателен и готов отдать последнее человеку, попавшему в беду. Но социальный строй, бедствование, нужда делают из него человека, который сбивается с истинного пути. Все, что видит вокруг себя Родион Романович – лишь нищета, несправедливость, отсутствие человеческих условий. Все это порождает в герое определенное изнеможение, из-за которого в голове бывшего студента, активно размышляющего о жизни, рождается страшная теория. Именно находясь в полнейшей нищете, в попытке спасти своих близких, обеспечить мать и сестру, помочь Мармеладовым и даже Лизавете, герой решается на убийство.
Деление людей
В своей теории Раскольников делит всех людей на два типа. Одни являются совершенно обыкновенными, их предназначение только в том, чтобы размножаться и плодить себе подобных. Их Раскольников называет «тварями дрожащими».
Вторые же, «необыкновенные» – люди, призванные вершить великие дела. К их числу герой причисляет Ньютона, Магомета, Наполеона (с которым сравнивает и себя). Эти люди, по мнению героя, «право имеют» даже на то, чтобы совершать преступления ради вершения великих дел и открытий. Эти люди должны уничтожать все на своем пути, чтобы достичь своей цели, которая в итоге благостно послужит всему человечеству. Раскольников искренне верит, что преступления могут быть совершены во благо. Он считает, что убийство человека из первой категории, уничтожение «воши» не является настоящим преступлением для человека, который «право имеет».
Противоречивость поступков героя
Герой хотел сдаться полиции, но не попасть в тюрьму;
Являлся человеком душевно развитым, однако принявшим бесчеловечное решение;
Совестливый, но с гордыней. (см. прилож. 6)
Нравственные и психологические последствия преступления прямо противоположны тем, которых ожидал Раскольников. Распадаются элементарные человеческие связи.
Внутренний трагизм Раскольникова связан с отъединением героя от людей и с созданием бесчеловечной теории «крови по совести». В своих поступках человек свободен и независим от социальных обстоятельств. Непрекращающаяся внутренняя борьба указывает на то, что в Родионе Романовиче одновременно сосуществуют мученическая мечта избавить людей от страданий и эгоистическая уверенность в собственном праве «перешагнуть через иные препятствия», чтобы «Наполеоном стать».
Любая теория абсурдна. Делать жизнь по теории нельзя.
Писатель изображает столкновение теории с логикой жизни. По его мнению, жизнь всегда опровергает любую теорию и самую передовую революционную. и преступную. Задача Достоевского – показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной и преступной она может оказаться. Философские вопросы, над которыми мучился Раскольников, занимали умы многих мыслителей. Немецкий философ Ф. Ницше создал теорию “сверхчеловека”, которому все позволено. Позднее она послужила основой для создания фашистской идеологии, которая принесла неисчислимые бедствия всему человечеству.
Ошибка главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой природе человека, и закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того, чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им. Раскольникову кажется, что он отвечает за свои поступки лишь перед собой и суд других ему безразличен. Родиона нисколько не трогает совершенное им преступление. Он слишком уверен в правильности своих идей, уверен в своей самобытности и исключительности.
Да, в теории Раскольникова есть мысли, которые могут возникнуть у ненормального человека, но они тут же пресекаются здравым смыслом и законом. Возможно, если бы теория осталась только на бумаге, она показалась бы плодом изможденной фантазии бедного человека. Но Раскольников начал ее осуществлять! Старуха-процентщица – «гнойник, который необходимо удалить», она не приносит никому пользы, она должна умереть, она – та самая «тварь дрожащая». Но почему, в таком случае, гибнет невинная Лизавета? Так теория Раскольникова начинает постепенно рушиться. Нельзя делить людей только на «плохих» и «хороших», да и не дело одного человека – судить других. Нельзя убивать человека, даже ради великих и благих целей. Жизнь – это самое ценное, что у нас есть, и никто не вправе выносить ей приговор просто так, по собственной прихоти.
Индивидуалистическая теория — источник постоянных страданий героя, источник незатухающей внутренней борьбы. Последовательного логического опровержения «идеи-чувства» Раскольникова в романе нет. Да и возможно ли оно? И все же теория Раскольникова имеет ряд уязвимых мест: как разграничить обыкновенных и необыкновенных людей; что будет, если все возомнят себя Наполеонами? Несостоятельность теории обнаруживается и в соприкосновении с «реальной действительностью». Будущее нельзя арифметически прогнозировать. Мы видим, что та самая «арифметика», о которой говорил в трактире незнакомый студент, терпит полный крах.
В финале романа Раскольников приходит к духовному воскресению не в результате отречения от идеи, а через страдания, веру и любовь. Евангельская притча о воскрешении Лазаря причудливо преломляется в судьбах Сони и Раскольникова. «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни сердца другого». [ 1.33.]
LiveInternetLiveInternet
Материал из книги Волковой Л.Д. “Роман Ф. Достоевского ”Преступление и наказание” в школьном изучении”. Пособие для учителя. Л., Просвещение, 1977.
Рекомендую эту книгу как учителям, так и ученикам. Выписки из неё.
Сущность жизни человека-в свободе, в своеволии человека
В чём сущность своеволия Раскольникова? За словами о благе человечества(как у Чернышевского в 4 сне-построение хрустального дворца) выступает идея наполеонизма, стоящего над человечеством)
Достоевский ставит вопрос: допустимо ли построение хрустального дворца? Допустимо ли, чтобы один человек присвоил себе правостать благодетелем?
Допустимо ли ради большинства уничтожить меньшинство?
2 Раскольников не раскаивается в преступлении, но принимает наказание за протест, который не совершил.Что-то высшее побеждает в нём. Борьба совести, протест против крови, и разума, оправдывающего кровь-в этом душевная драма. Явка с повинной доказала, что не теория неверна, а что сам не принадлежал к числу великих. И только на каторге нравственное сознание пробудилось. Совесть, натура оказались сильнее » В теории ошибочка вышла»
В чём ошибочность теории Раскольникова?
С точки зрения Лужина всё верно. Чтобы в государстве было боьше счастливых людей, нужно поднять их уровень зажиточности.А так как основой хозяйственного прогресса является личная выгода-заботься о ней.Это следствие теории Раскольникова : «сильному всё позволено». Это пародия на теорию Раскольникова. Это разрешение права на существование той вши, которая займёт командное положение.
Раскольников говорит Лужину: » А даведите до последствий что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать»
Неотразимая логика этого рассуждения и губит Раскольникова. Следоватнльно, в его рассуждениях есть какая-тоошибка.
2 аргумент Люди, подобные Раскольникову, исходят вначале из гуманизма сострадания-защита униженных.А если он берёт на себя такую миссию, значит, он считает себя необыкновенным, которому всё дозволено.Вот почему делит на две категории. И ему важно:кто он?
Достоевский против всех идей и теорий бунта.
3 аргумент.Он вытекает из разрешения крови по совести.Если герой освободится от принципов и идеалов, то естественно он превратится в Свидригайлова. Свидригайлов уже прошёл путь за справедливость.
ОТРИЦАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ-вот что роднит Свидригайлова и Раскольникова.. Свидригайлов преграждает путь Раскольникова к раскаянию(только после его смерти Раскольников идёт и признатся)
4 аргумент Натура противится (преступление претит здравому человеческому смыслу. Разумихин отвергает теорию
5 аргумент. Сам писатель против любого бунта. Достоевский отвергает революционный путь, ставит вопрос о нравственном саммоусовершенствовании-к Христу.
Одновременно Достоевский показывает и ео неизбежность. Она вытекает из состояния современного мира. ЧТО ДЕЛАТЬ? » Свобода и власть…цель Рскольникова. Вего ответе противоречие, которое подчёркивает Достоевский. Содной стороны-сломать раз и навсегда. С другой-чтобы встать НАД.
Таким образом, Достоевский понимал и показал неизбежность бунта, так как НИКОГДА НЕ СОГЛАСИЛСЯ БЫ ОСУЩЕСТВИТЬ БУНТ ПУТЁМ УБИЙСТВА.
После бунтаря Раскольникова появится положительный прекрвсный человек князь МЫШКИН, проповедывавший ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ.
Нравственные законы нельзя нарушать.Любая человеческая личность священна и неприкосновенна.
О теории Раскольникова
Теория «сверхчеловека» В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Произведения выдающегося русского писателя Ф. М. Достоевского характеризуются философскими и психологическими соображениями, вниманием к наиболее сложных и неоднозначных вопросов своей эпохи. В романе \ «Преступление и наказание \» остро поставлен моральный вопрос ответственности человека за преступление — и не только перед законом, но и, в первую очередь, перед самим собой, перед своей совестью. Центральным персонажем романа \ «Преступление и наказание \» является Родион Раскольников, носитель теории о \ «сверхчеловека \», которая способна на все, которой все позволено.
Раскольников делит всех людей на два типа: на \ «материал \» и на \ «необычных \» людей, которые способны сказать новое слово в истории. Он отмечает, что \ «необычных \» людей очень мало, и они имеют право власти над другими. Необычные люди, по мнению Родиона, могут даже преступить закон, как, например, Наполеон, Магомет, Ликург. Такие люди не остановятся ни перед маленьким преступлением, ни перед пролитием крови для воплощения своих намерений. Герой убежден, что \ «сверхлюди \» имеют право на преступление, на отрицание любых законов.
Теорию Раскольникова о \ «высших \» и \ «низших \» порождают социальная несправедливость, безысходность, духовные скитания. Страдания его родных, бедность, тяжелое положение сестры и матери толкают героя на преступление. Но он не считает себя преступником. Родион услышал разговор, в котором высказывались схожие мысли, следовательно, их можно смело воплощать в жизнь.
Чем же опасна теория Раскольникова? Родион — добрый, честный, чувствительная натура, способная воспринимать чужую боль и готова прийти на помощь. Но пагубная теория сближает его с такими ворами, как Лужин и Свидригайлов, в сердце которых нет ни капли человечности. Конечно, близкие они не характерами, не образом жизни, а мыслями, теориями, идеями.
Лужин — предприниматель средней руки, внезапно разбогатела \ «маленький человек \», которой очень хочется стать \ «большой \» человеком, превратиться из раба в хозяина жизни. Его теории оправдывают эксплуатацию людей ради собственной выгоды.
Свидригайлов лишен совести и чести, в нем раскрываются глубины нравственного падения, он стал на путь преступления через душевную опустошенность. Самым ужасным является то, что Свидригайлов — яркое воплощение того, что ждет самого Родиона Раскольникова после совершения преступления. Раскольникова Свидригайлов и пугает, и притягивает одновременно — ведь он смог переступить закон и жить дальше, наслаждаться этой жизнью. Родиону интересно, как рецидивист может продолжать спокойно жить. А может, это подтверждение его теории. Раскольников, увы, не понимал главного: Свидригайлов был пустой человеком, лишенным нравственных ценностей и сострадания к другим. Духовный мир Раскольникова совсем другой.
Рассуждения Лужина и его средства достижения цели — свидетельство его низости. А Свидригайлов отпугивает Родиона тем, что не имеет никаких запретов. Так же, как и Лужин, герой Достоевского считает себя \ «сверхчеловеком \»; так же, как и Свидригайлов, готов пойти на преступление.
Трагический эксперимент героя привел не к тем последствиям, которых он ожидал. Родион чувствует, что сам будто ножницами отрезал себя от других людей, от своих близких. Согласно его теории, и Соня, и его мать, и Дуня, и Катерина Ивановна принадлежат к разряду \ «обычных \» людей. Так, может найтись такой же Раскольников, рука которого поднимется на них.
Изображая столкновение одержимого крайне преступной теорией героя с реальной жизнью, автор опровергает эту теорию. Ведь кто сможет заступиться за беззащитных людей, кто сможет помочь им? Теория, направленная против истинных потребностей людей, лишенная высокой гуманности, не способна решить эти вопросы, уверен Достоевский. Всю свою жизнь писатель пытался искать пути \ «широкого \» и свободного существования людей.
Роман \ «Преступление и наказание \» предостерегает мир от повторения ошибок героя. Писатель уверен, что только нравственное возрождение человечества может сделать абсурдными преступные теории, поможет найти выход из жизненных проблем.