Что не так йодля использовали пастухи и лесные рабочие чтобы
Учимся петь тирольский йодль
Тирольский йодль — уникальная техника исполнения без слов. Считается высшим пилотажем вокального мастерства, научится которому по силам каждому.
Каждый, кто хоть раз пытался спеть йодль, подражая героям американских вестернов, точно знает, насколько сложно издавать подобные звуки. Зачастую все попытки оканчиваются неудачей, и вокалисты приходят к выводу, что им никогда не добиться успеха, так как они не обладают необходимой анатомией гортани. В действительности строение артикуляционного аппарат и особенности физиологии не играют здесь никакой роли. Научиться йодлю трудно, но возможно. Суть техники заключается в чередовании грудных и фальцетных звуков, что достигается разным способом напряжения гортани. Освоить данную технику можно на уроках народного вокала.
История возникновения стиля
Изначально йодль возник как способ общения альпийских пастухов, так как высокие, прерывистые звуки разносятся на большие расстояния, резонируя с горным эхом. Вместе с тем, у разных народов с древности существовали подобные звукоподражательные техники вокала, начиная с древних персов и славян и заканчивая африканскими племенами. С течением времени появились вариации на тему лесных и горных перекличек и возникло музыкальное направление, именуемое сегодня тирольское пение, классикой которого стали американские кантри-мотивы.
Виды йодля
Принято различать более десяти разных видов техники вокала йодль, однако основными являются альпийские варианты, среди которых тирольский, швейцарский, австрийский и немецкий йодль. Они разнятся лишь размером интервала, мотивом и звукосочетаниями. Принцип формирования и смены звуков идентичен. Основный стиль альпийского йодля именно тирольский, так как классическое исполнение зародилось именно в провинции Тироль, разошедшееся по горным склонам, претерпевая незначительные изменения в каждой местности.
Тирольский йодль Американский йодль Немецкий йодль
Как петь йодль
Йодль исполняется путем модуляций звука всего на четырех гласных. Так, «А» и «О» воспроизводятся нотами верхнего регистра, то есть фальцетом, а «Е» и «И» — нижнего или грудного. Классическое исполнение получается от быстрого, мелодичного перехода от одних звуков к другим. Причем переход должен быть явно выраженным и резким, в противном случае получится исполнение обычной гаммы.
Как показывает практика удовольствия от камерального исполнения йодля не много, так как здесь важен простор. Идеально, когда отработка техники и обучение вокальному пению в данном направлении происходит на открытом воздухе в месте с хорошим эхом. Кроме того, следует понимать, что занятия являются достаточно шумными и необходимо предпринять меры, чтобы не мешать окружающим и избежать конфликтных ситуаций.
Техника исполнения
Задумываясь, как научиться петь йодль, следует изучить строение органов звукообразования, точно понимать, как формируется голос и его модуляции. Далее надлежит научиться управлять гортанью и органами артикуляции, чувствуя их, и осознанно издавать звуки. И, наконец, завершающим этапом обучения выступает отработка техники в специальных упражнениях. Дабы исключить ошибки и неточности исполнения, а также сократить период обучения йодлю, лучше прибегнуть к помощи опытных педагогов, а не полагаться лишь на свои силы, избрав метод проб и ошибок.
Упражнения
Первая группа упражнений направлена на постановку опоры. Это стандартный набор практик для дыхания, чистоты звука, темпа и ритма. Здесь важно научиться управлять голосом в целом, соотнося длину музыкальной фразы с объемом воздуха. Во вторую очередь необходимо развить движение голосом по нотному стану. Для этого на базовом звуке поется гамма и отслеживается переход с нижнего регистра на верхний.
Положение диафрагмы во время пения
После того, как этот навык сформирован, следует тренироваться с резким переходом от низкого к фальцетному регистру, по-прежнему пользуясь лишь одним звуком. Этот переход отрабатывается до автоматизма, чтобы звук менялся мгновенно и без напряжения. Это принципиально важный этап, так как йодль исполняется в мажоре и способствует положительным эмоциям. Чрезмерная напряженность и концентрация на результате только испортят дело. Чтобы с самого начала закрепить правильную технику, важно заниматься с репетитором по пению.
Завершающим блоком упражнений будут практики вариаций звуков, когда разные звуки исполняются то грудным, то высоким способом. Здесь же уместно отработать обратный навык перехода с фальцета на низкий регистр. Самое привлекательное в пении йодля то, что не нужно запоминать тексты песен или подстраиваться под некий заранее установленный мотив. Достаточно понять технику и дать волю фантазии, получая настоящее удовольствие от исполнения.
Альпийский рожок и йодль
Считается, что в качестве музыкального инструмента альпийский рог стали использовать с XVIII века, но, вероятнее всего, значительно раньше. В начале XIX века искусство игры на альпийском рожке уже стало угасать. В 1805 году около г. Интерлакена был организован первый альпийский фестиваль, но в состязании на альпийских рожках приняло участие только два человека, которые и поделили приз – две черные овцы. Затем к альпийскому рожку стали проявлять интерес немецкие композиторы, что послужило возрождению этого музыкального инструмента. Иоганн Брамс, будучи в Альпах, в 1868 году записал швейцарскую народную мелодию для рожка и включил её в четвертую часть своей «Первой симфонии», и эта мелодия обрела бессмертие.
Первое упоминание об альпийском рожке в литературе относится к XVI веку – в 1555 году его впервые описал натуралист из Цюриха Конрад Гесснер, который увидел его в Альпах на горе Пилатус. Старинные рожки делали из ели, растущей в горах и потому изогнутой от самого корня. Сдирали с нее кору, распиливали вдоль на две части и выдалбливали с помощью долота и резца, причем выдалбливание занимало более 70 часов. Затем обе половинки рожка соединяли и обвязывали ивовыми прутьями, а чтобы защитить его от непогоды, рожок обматывали бечевкой, проволокой, заворачивали в кору березы или вишневого дерева, обвязывали расщепленными ветвями орешника или оборачивали куском просмоленной ткани. Мундштук делался в виде небольшого углубления в верхней части ствола. Старинный рожок имел около 2 метров в длину, и его держали на весу почти горизонтально. Тональность рожка зависела от длины и толщины дерева.
Современный рожок делают проще: склеивают вместе выдолбленные куски высококачественной древесины и затем резцом вытачивают его контур, но техника выдалбливания осталась прежней. Мундштук делается из самшита, что несколько обогащает звук. В наши дни раструб рожка во время игры лежит на земле. Сейчас тональность рожка стандартная, и инструменты различаются только по высоте звука. Некоторые современные рожки достигают в длину до 5 метров.
Альпийский рожок не имеет отверстий для пальцев, клапанов, и поэтому с его помощью можно воспроизвести только натуральный звукоряд, в том числе и знаменитое «фа» альпийского рожка – нечто среднее между «фа» и «фа-диез». Так как число звуков рожка ограничено, и они разделены большими интервалами, то все мелодии, исполняемые на нем, очень похожи, звуки их чистые и гармоничные.
В 1971 г. швейцарский композитор Жан Дэтвилер написал концерт для альпийского рожка с оркестром, и с тех пор благодаря Дэтвилеру и другим композиторам рожок часто звучит в концертных залах. Популярность альпийского рожка в наше время необычайно высокая. Десяток мастеров, которые знают технику его изготовления, не успевают выполнять заказы. Рожок звучит в любительских оркестрах, концертных залах и даже в церквях, где оттеняет звучание органа.
В Тироле и в Швейцарских Альпах большое распространение получил йодль – пение без слов, одним голосом, с резкими переходами от грудного низкого регистра к высокому фальцетному и с большими интервалами. В Альпах поют хоровые (до пяти голосов) и сольные йодли. Считается, что йодль был широко распространен в доисторические времена, и целый ряд теорий пытается объяснить его происхождение. Одни видят в нем попытку имитировать горное эхо, другие связывают его с выражением эмоций. Кроме того, йодль является также средством коммуникации – пастухи в горах использовали его для связи друг с другом. Его древнее происхождение проявляется в так называемом натуральном фа, звучащим между фа и фа диез, как и у рожка, который сейчас встречается очень редко, и его можно услышать только в долине Муотаталь.
История народной швейцарской музыки, к которой относится и йодль, восходит ко II веку до н.э., когда гельветы и реты заселяли территорию Швейцарии. В V – VI веках народная музыка подверглась воздействию алеманов и бургундов.
Существует несколько разновидностей йодля: крик радости, крик птицы, йодль в форме народной песни. В ХХ веке появились мессы в стиле йодль. Песни в жанре йодль исполняются с переливами, в форме вокализма. Когда-то йодль был частью повседневной жизни, и искусство пения йодля передавалось из поколения в поколение. Он и сейчас очень любим всеми народами, населяющими Альпы, и имеет своих композиторов и исполнителей. Во многих районах Швейцарии каждое лето проходят фестивали народного творчества, на которых играют на народных инструментах и поют йодль.
Хотя считается, что йодль это тирольское пение, его также поют в Польше, Румынии, Финляндии, и особенно в Баварии и Австрии. Различные техники пения, похожие на йодль, существуют в Китае, Камбодже, Таиланде, в африканских странах. В североамериканской музыке кантри йодль также встречается очень часто.
Секрет привлекательности йодля – в его огромной жизнерадостности и положительном воздействии на психику людей. Он способствует снятию стресса и выходу отрицательной энергии, когда поешь его сам или слушаешь – получаешь большой заряд бодрости и хорошего настроения.
Видео. Пение йодль: как поют в Баварии
Йодль песни. Как научиться петь тирольский йодль.
Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>
Йодль – это тот вокальный прием, к которому обычно вокалист обращается в последнюю очередь. И я скажу вам, что зря. Ведь если освоить его сразу, то даже в первые месяцы обучения вы сможете спеть такие песни, как, например:
В переводе с баварского диалекта йодль означает «делать звук «йо». Иногда его называют тирольский йодль в честь австрийцев, населяющих одну из земель Австрии Тироль. Эти песни без слов альпийские пастухи использовали для перекличек на больших расстояниях в горах.
В чем же соль?
Очень удобно, что не нужно запоминать слова. Не так ли?
Йодль лучше всего петь в горах, где есть эхо.
При фальцете звук имеет более высокую частоту, чем при горловом пении. Высокие колебания медленнее затухают и отражаются от поверхности с меньшими потерями. Эхо подхватывает и усиливает звук, разнося его на многие километры вокруг.
Как научиться петь йодлем?
1) Поставьте опору. Здесь я подробно рассказываю, как это можно сделать.
2) Найдите свои границы регистров. Для этого пропойте гамму на звук «О» в момент, когда вы уже не сможете петь «на груди», а захотите спеть как бы «в голову»; этот момент и есть переходным.
3) Когда вы поете, переходите с одной ноты на другую очень резко, без подъездов.
4) Потренируйтесь на нотах Ля, Ми и Ре. Нота Ля поется грудным регистром, а Ми и Ре головным. Большинство мелодий поются именно так. Существует также обратный йодль, когда переход делается с фальцета в грудной регистр.
Предупреждение: петь тихо йодлем невозможно. Поэтому лучше всего делать это на природе или предупредить всех окружающих о вашем новом увлечении.
Зачем современному вокалисту йодль
Несмотря на свое горное происхождение йодль сумел пробраться и на большую сцену. Особенно часто его используют в американской фолк музыке. Но, даже эстрадные вокалисты уже научились приспосабливать технику йодля для современных песен.
Существует как минимум 5 причин, чтобы научиться петь йодлем:
1) Это расширяет ваши голосовые возможности. «Zombie» и многие другие песни для вас уже не проблема.
3) Вы научитесь контролировать свой голос и опору.
4) Австрийские ученые утверждают, что тирольский йодль улучшает настроение. Это и не странно, ведь петь йодлем все равно, что заниматься спортом. Активная работа дыхания и мышц всего тела провоцируют выделение эндорфина, гормона счастья.
5) Вы сможете удивить своим умением родных и близких или даже работодателя, что несомненно выделит вас среди других.
Если вас заинтересовала эта техника и вы хотите изучить ее быстро и эффективно, выбирайте наши новые вокальные курсы:
Для начала запишитесь на первый бесплатный урок по Скайп >>>
Вы сможете всего за 2 месяца научиться петь профессионально. А также с самых азов освоить много вокальных приемов, в том числе и йодль.
Песни пастухов или народная музыка
Йодль часто встречается в народной музыке, общепринято считать, что эта вокальная техника принадлежит австрийским пастухам – с помощью звонких отрывистых песен без слов, многократно усиленных эхом в горах, они переговаривались между собой на больших расстояниях.
Но такая же манера пения присутствует в азербайджанской и персидской народной музыке, ее исполнители используют приемы йодлинговой техники «тахрир» с характерными колебаниями нот голосовых регистров. Подобная техника прослеживается в этномотивах народностей Центральной Африки (многозвуковое пение пигмеев) и в грузинских напевах («криманчули»). Даже наши соотечественники используют приемы йодля в частушках, окликах, распевах и народных песнях.
И все же официально йодль считается баварской или австрийской техникой пения.
Виды йодля и техники исполнения
Техника вокала йодля насчитывает более десятка видов, но самыми распространенными являются альпийские варианты. Это:
Техника исполнения и принцип звучания у всех видов йодля одинаковы. Разница состоит только в мотивах, сочетании звуков и размере временного интервала между ними. Наиболее популярен тирольский йодль, именно он считается родоначальником этого вида вокала.
Смысл йодля состоит в резком четком переходе из грудного регистра в фальцет с разным интервалом времени.
Чтобы добиться классической техники исполнения йодля, необходимо выполнять переход от нижнего к верхнему регистру в быстрой мелодичной манере. Темп перехода должен быть четко выраженным, резким, на грани диссонанса – иначе вы рискуете получить вместо йодля обыкновенную гамму.
Научиться петь йодль довольно непросто. Как минимум, необходима начальная вокальная база:
Существует довольно много техник вокала. Важно помнить, что для достижения результата необходим долгий и упорный труд. Облегчить поставленные задачи, сохранить голос звонким и здоровым, уберечь связки от перенапряжения и убрать осиплость голоса поможет французский препарат Гомеовокс. Гомеовокс – ваш голос безупречен!
ЙО-ЙО-ЙО-ЙОДЛЬ. КАК ЕГО ПОЮТ ГОРЦЫ, КОВБОИ И РЭПЕРЫ
Йодль, несмотря на его специфическое звучание, слышали многие благодаря популярной культуре. Не счесть количество кинофильмов, сериалов и юмористических шоу, в которых изображали альпийского пастуха на фоне пасторальных пейзажей, с улыбкой кричащего над холмами и горными массивами «йо-ло-хо-хооо-хо».
Йодлинг как форма пения стал популярным среди европейских горцев в 1830-ых годах. Его можно было услышать в театрах и народных произведениях жителей Швейцарии, Австрии, Южного Тироля (то есть, в настоящее время, провинции Бозен / Больцано в Италии) и южной Германии. Этимология слова «йодль» — австро-баварская. Означает это слово — произносить слог “jo”. И действительно, классический альпийский йодль исполняется с быстрым изменением регистра тона с низкого грудного до высокого фальцета, при этом повторяется звук «йо».
ЙОДЛЬ И ДРУГИЕ НАРОДНОСТИ
Первое упоминание о йодле датируется 1545 годом. Он описывается как «зов пастуха из Аппенцелля». С помощью йодля пастухи звали скот и общались между деревнями. Некоторые ученые считают, что йодль имеет более древние скандинавские корни. У скандинавов существует вид пения кулнинг, который является формой сигнальной песни, используемой в горах во время охоты и выпаса скота.
Кулнинг мог иметь индивидуальные нотки, которые служили идентификатором «свой-чужой». С помощью него жители одной деревни сообщали другой деревне о своем присутствии на их землях.
Зачастую кулнинг исполняют женщины, которые становились пастухами в Средневековье. Он представляет собой простую меланхоличную мелодию с высокими назальными нотами. Его часто можно услышать в современной скандинавской музыке.
В отличия от йодля кулнинг поется в высоком регистре без вибрато в голосе.
В персидской классической музыке певцы часто используют тахрир (означает «тремоло» на английском). Это, по сути, тот же йодлинг, только трели припадают на конец песенных фраз и колеблются в соседних тонах. Тахрир также можно встретить в азербайджанских, болгарских, македонских, турецких, армянских, афганских и среднеазиатских музыкальных традициях.
В Центральной Африке певцы используют йодль, свистки и крики в своих полифонических песнях. Поют они об охоте и сборе урожая, а используют йодль для коммуникации друг с другом. Этнолог Хью Трейси в 1952 году издал сборник, в который вошла народная музыка Африки с йодлем.
В Румынии йодлинг называют «horea cu noduri». Он распространен среди пастухов, но также его исполняют для выражения скорби в отношении тех или иных печальных событий в жизни. «Horea cu noduri» переводится как «пение связок» и представляет из себя гортанное пение.
На Гавайях йодль поют мужчины фальцетом. У них он именуется «ka leo ki’eki’e». Он характеризуется резким переходом от низкого и высокому регистру, и чрезмерным повторением музыкального фрагмента. «Ka leo ki’eki’e» формировался из дохристианского гавайского пения, раннехристианских гимнов, музыки иммигрантских ковбоев (паниоло). Последние прибыли на Гавайи в 1800-ом году из Мексики, чтобы научить местное население пастушеству.
ЙОДЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЕВРОПЕ
Самым известным йодль-музыкантом из Баварии является Франц Ланг. Его еще называют «королем йодля» (Jodlerkönig). Он написал несколько книг по йодлингу, а также талантливо аккомпанировал своим песням на гитаре и аккордеоне. Прославился он в 1968 году, записав хит «Das Kufsteiner Lied».
Стоит вспомнить и трио из Тироли Ursprung Buam. Они считаются «туристической» группой, поскольку часто гастролируют по странам Европейского Союза, а посетить их выступления приглашают всем желающим прикоснуться к народному творчеству Тироли.
В Бельгии же знают гитариста, комика, актера и предпринимателя Bobbejaan Schoepen. Он является профессиональным йодлером-вистлером.
В 1948 году Шопен записал «De Jodelende Fluiter» (Свистящий йодлер). Он был первым европейцем, выступившим на сцене Grand Ole Opry в Соединенных Штатах.
По немецкому телевидению в передачах о народной музыке можно встретить Стефани Хертел, популярную исполнительницу альпийской народной музыки. В 1992 году она выиграла Гран-при Volksmusik с песней «Über jedes Bacherl geht a Brückerl».
Йодль и рок-музыку смешивала группа Focus. Их композиция «Hocus Pocus» вышла в 1971 году.
Ilinca Băcilă и Alex Florea представляли Румынию Евровидение 2017, заняв седьмое место. Их трек «Зайодлируй» (Yodel it!) представляет из себя смесь хип-хопа и йодля.
ЙОДЛЬ И ВЕСТЕРНЫ
В США менестрели йоделировали в 19 веке, а звукозаписывающая компания Victor записала 17 сборников йодля в 1920 году. В то же время в Канаде Уилф Картер, который считается «отцом канадского кантри», услышал швейцарского исполнителя йодля The Yodeling Fool. Он решил привнести нотки йодля в кантри музыку, став предтечей «ковбойского йодля». Свою интерпретацию йодля он назвал «эхо-йодль».
Американский блюзмен Джимми Роджерс смешал йодль с афроамериканской традиционной музыкой и блюзом, выпустив запись «Blue Yodel No. 1». Кстати, «голубой йодль» с афроамериканскими мотивами стал отдельным видом пения чернокожих и белых американцев.
Джимми Роджерс в 1929 году выпустил книгу йодль-песен «Страна моих детских снова». Кстати, именно Роджерс популяризовал образ ковбоя-музыканта. Кантри-исполнители быстро его подхватили, чтобы не ассоциироваться с негативным образом «деревенщины», поскольку кантри играли жители сел.
Гебель Ривз, известный как «Техасский дрифтер», утверждал, что научил Джимми Роджерса йодлю, но его слова опровергают исследователи музыки.
Роджерс вдохновил Элтона Бритта продолжить славную традицию йодлирования. В 1934 году он записал песню «Колокольчики», в которой в течении необычайно долгого времени смог выдержать свой йодль. Этот навык, по его словам, он приобрел, долго плавая под водой и тренирую таким образом легкие.
Йодль проник в кинематограф в 1930-ом году. Тогда выпускалось огромное количество картин об архетипических ковбоях. Все эти ребята на лошадях и в широкополых шляпах исполняли «голубой йодль» Роджерса. Однако американский «ковбойский йодль» стал постепенно отходить от южно-блюзовой лирики, возвращаясь к альпийским традициям, и значительно изменился в ритмике.
Можно вспомнить таких кинойодлеров, как Джин Отри и Рой Роджерс.
Зик Клементс, известный как «Дикси Йоделер», снимался в мюзиклах-вестернах. Его йодль стал звуковым эффектом для мультяшных персонажей. Он озвучил Башфула, йодлирующего гнома из «Белоснежки и семь гномов» Уолта Диснея 1937 года. А также Гуфи, когда падал или взлетал в воздух, издавал Зиковское «яаааааа-ху-ху-хууу!».
Стоит упомянуть и вопль Тарзана. Этот йодль, напоминающий победный крик обезьяны, был исполнен Джонни Вейсмюллером в фильмах о храбром человеке, воспитанном животными.
В кино так же можно было услышать йодль ковгерлов. Каролина Коттон, известная как «Йоделинг Блонд Бомбелл» еще в детстве появилась на телевидении и в кинокартинах. Ради пения она бросила школу, но когда пик популярности на ковбойский йодль спал, он вернулась доучиваться, получила в университете магистерский степень и пошла работать преподавательницей.
Другая известная ковгерл Пэтси Монтана стала популярной благодаря песни «Хочу быть возлюбленной ковбоя». Члены Western Writers of America выбрал её как одну из 100 лучших вестерн-песен всех времен. В 2012 году ее запись была добавлена в список Национального реестра звукозаписей Библиотеки Конгресса США как «культурно, исторически или эстетически важная композиция».
Однако «ковбойский йодль» можно было услышать не только в кинотеатре. Он быстро распространился и среди настоящих ковбоев.
Фольклорист Джон Ломакс в книге «Кем были ковбои за ковбойскими песнями?» вспоминает: «Мне не могло быть больше 4 лет, когда я впервые услышал ковбойский йодль и спел его скоту. Я спал в дома моего отца в Техасе. Пока ковбои водили скот, они пели и кричали. Они сочиняли песни о тропе жизни».
Пик популярность «ковбойского йодля» припал на 40-е года, но в 50-ых его можно было услышать в кантри все реже и реже.
Ныне йодлируют участница конкурса America Got Talent Тэйлор Уэйр. Йодлу она обучалась с помощью аудиокассет и учебников. Элис Иди, носящая титул Мисс Арканзас 2010, исполнила упомянутую песню «Я хочу быть возлюбленной ковбоя» на конкурсе талантов.
Стоит упомянуть йодль-вступление сингла Гвен Стефани «Wind It Up» 2006 года.
Любит использовать йодль в песнях и вокалистка американской электро-панк-группы The Epoxies Рокси Епокси.
Во фрагменте лейт-найт-шоу с Джимми Фэллоном актер Брэд Питт и Джимми Фэллон разговаривают о йодлинге на небоскребах Нью-Йорка. Когда они йодлят, субтитры информируют зрителей о том, что они говорят друг другу. После небольшого разговора Питт спрашивает Фэллона, не хочет ли он попробовать «двойной йодль». Фэллон отвечает: «Двойной йодль? Но этого раньше никогда не было!». Эпизод заканчивается двумя йодлингами в гармонии.