Что не так с северным потоком 2
Заморозка «Северного потока-2» стала началом тайного торга
Новый канцлер ФРГ Шольц ведет сложные маневры
Канцлер ФРГ Олаф Шольц уверен, что сертификация «Северного потока-2» проходит «совершенно без политики». Так он прокомментировал сделанное накануне заявление Федерального сетевого агентства Германии (BNA) о том, что процесс юридического оформления газопровода, скорее всего, будет отложен на вторую половину 2022 года. Эксперты полагают, что к именно такому сценарию и следует готовиться.
Новому немецкому руководителю сейчас не позавидуешь: с одной стороны, ему приходится убеждать Москву, что после прохождения всех технических нюансов СП-2 заработает; с другой, давать сигнал Вашингтону и Брюсселю, что Берлин старается оттянуть ввод трубы в эксплуатацию.
По словам Шольца, «Северный поток-2» является коммерческом проектом, сейчас рассматривается вопрос соответствия проекта принципам энергетического законодательства Европы. «Трубопровод уже лежит», — справедливо отметил канцлер.
К теме газопровода новоиспеченный немецкий лидер обратился не случайно. Накануне руководитель BNA Йохен Хоманн заявил, что регулятор вряд ли выдаст свое окончательное решение относительно сертификации газопровода в первой половине 2022 года. Сначала оператору проекта швейцарской фирме Nord Stream 2 нужно завершить юридическую организацию своего дочернего подразделения в Германии, на баланс которого поступят все активы, связанные с управлением сухопутным отрезком трубы на территории ФРГ.
Ранее агентство говорило, проект может быть запущен сразу после поступления всех полагающихся документов, а в Nord Stream 2 утверждали, что выполнят необходимую процедуру в самые сжатые сроки. В качестве таковых, разными экспертами назывались январь, март или, на худой конец, май будущего года.
Основать новую «дочку» от оператора потребовали еще в середине ноября. В BNA посчитали, что только местное подразделение будет соответствовать нормативам прозрачности европейского бизнеса. На эту фирму должны быть переведены все материальные ценности — от персонала до финансовой документации. Эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков полагает, что дополнительная бумажная волокита действительно способна отнять еще несколько месяцев и окончательная сертификация газопровода завершится только ближе к середине лета, так как после немецкого регулятора проект будет утверждать еще Еврокомиссия.
Между тем проблемы с подключением морской части газопровода к распределительным сетям ФРГ могут только усилиться. К сертификации трубы недавно подключили украинские газовые власти, которые будут давать свои экспертные оценки, хотя не получат право накладывать вето. Как уже успел заявить глава «Нафтогаза» Юрий Витренко, создание немецкой дочерней структуры является «юридическим трюком» и газопровод все равно будет противоречить законам прозрачности бизнеса ЕС.
Гораздо большую опасность, по мнению эксперта, представляет намерение ЕС отказаться от заключения долгосрочных контрактов, что подорвет позиции «Газпрома» на главном для России рынке сырья. Москву вынуждают не увеличивать поставки, несмотря на наличие дорогостоящей инфраструктуры, а снижать экспорт в угоду США, Норвегии и другим производителям.
«Не исключено, что затягивание запуска входит в неофициальную часть сделки между Германией и США, чтобы продлить продажи американского сжиженного газа в Европу по нынешним высоким ценам, — полагает Петр Пушкарев, шеф-аналитик TeleTrade. — Но даже если и так, то дольше полугода сертификация все равно не продлится, а «Газпром» получит выгоду, так как в формулу цены для трубопроводов включаются сегодняшние цены с задержкой поставок на 6-9 месяцев. Создание Nord Stream 2 дочерней компании под немецкой юрисдикцией решило бы все административные проблемы. Эта структура может выступить покупателем определенных объемов и формально станет альтернативным экспортером».
Опрошенные «МК» эксперты указывают на то, что Шольцу на своем новом посту приходится аккуратно лавировать между противниками проекта, выступающими за его полную заморозку, и собственным крупным бизнесом, вложившим в трубу несколько миллиардов евро. Конечно, эти деньги были выданы в виде кредитов и «Газпрому» придется их вернуть, но европейские отраслевые воротилы получат доступ к сбыту «голубого топлива» конкретным потребителям — промышленным компаниям и частным лицам.
Между тем, как в конце ноября сообщало немецкое издание Handelsblatt, эксплуатация СП-2 может начаться задолго до формального разрешения европейских регуляторов, поскольку штрафные санкции, предусмотренные В ЕС за подобный демарш не превышают 1 млн евро. В конце концов, Москва может махнуть рукой на такую сумму и начать-таки гнать по построенной трубе газ, способные принести ей многомиллиардные прибыли.
«Все страны были против»: в Германии признали «Северный поток – 2» ошибкой
Вице-канцлер ФРГ назвал «геополитической ошибкой» строительство «Северного потока — 2»
В правительстве Германии, несмотря на заявления канцлера Олафа Шольца о том, что «Северный поток – 2» не имеет отношения к политике, отнесли проект к «геополитическим ошибкам страны». Об этом заявил вице-канцлер, глава Министерства экономики и защиты климата Роберт Хабек.
«Все европейские страны, кроме Германии и Австрии, были всегда против него. Теперь же трубопровод построен. Неясен вопрос, сможет ли он начать работу. По этому вопросу нужно принимать решение в соответствии с европейским и национальным законодательством», — приводит слова политика газета Frankfurter Allgemeine Zeitung.
Хабек считает, что СП-2 не соответствует правилу Европейского союза — так называемого «анбалдинга». Оно предполагает, что компании, которые занимаются добычей ресурсов, не могут заниматься их транспортировкой. Считается, что это правило направлено на обеспечение честной конкуренции на рынке и направлено на создание условий, чтобы компании не создавали препятствие конкурентам к доступу к инфраструктуре.
Иными словами, для процессов добычи и транспортировки необходимы разные организации. Это ключевое противоречие, вызвавшее сомнения по поводу СП-2.
«Это условие не выполнено. При старом правительстве ФРГ оказывалось большое политическое давление в вопросе разрешения «Северного потока – 2», и, несмотря на это, он не введен в эксплуатацию», — считает вице-канцлер.
Он также практически исключил, что СП-2 будет запущен в случае военного конфликта между Россией и Украиной.
«Любая новая военная агрессия не может остаться без жестких последствий. Здесь не может быть запретов в плане обдумывания тех или иных мер», — добавил он.
Вскоре после этого немецкий регулятор отложил сертификацию «Северного потока – 2» по меньшей мере до лета 2022 года. Сейчас оператор СП-2 Nord Stream 2 AG основал дочернюю компанию как раз для соблюдения закона об «анбалдинге», и процедура сертификации не может быть завершена до тех пор, пока все активы не отойдут независимому предприятию, а Федеральное сетевое агентство Германии (BNetzA) не проверит всю необходимую документацию.
Глава МИД Германии Анналена Бербок подтвердила, что «зеленый свет» трубопроводу не дают из-за того, что пока проект не отвечает требованиям энергетической безопасности ЕС. Но, несмотря на это, она подчеркнула, что сообщения о предполагаемой эскалации напряженности между Россией и Украиной тоже были фактором, из-за которого сертификацию регулятор приостановил.
Министр финансов ФРГ, лидер Свободной демократической партии Кристиан Линднер, в свою очередь, до этого настаивал, что Запад не должен использовать «Северный поток – 2» как способ давления на Россию.
Власти Германии, по его словам, рассматривают газопровод только в правовом поле.
«Федеральное сетевое агентство ФРГ проверяет, соответствует ли запуск трубопровода европейскому законодательству. Эта проверка еще не завершена, результат неясен», – цитирует министра медиагруппа Funke.
В России, в свою очередь, связывают задержку в сертификации СП-2 с политическим подтекстом. Так постпред РФ в Евросоюзе Владимир Чижов отреагировал на новости о том, что регулятор не примет решения по трубопроводу в первой половине 2022-го.
«Там, кроме политики, ничего больше нет. Другое дело, что тут смесь внешней политики, я бы сказал общезападной и внутригерманской, связанной со сменой правительства в этой стране», – заявил он в эфире канала «Россия 24».
В настоящий момент «Северный поток – 2» полностью достроен и готов к запуску. В «Газпроме» накануне сообщили, что приступили к заполнению газом второй нитки. Это нужно для достижения необходимого уровня объема и давления.
Встреча президентов России и США Владимира Путина и Джо Байдена прошла продуктивно, обсуждались настолько важные вопросы международной политики, что до разговоров о «Северном потоке-2» дело так и не дошло.
Однако интересно, что сразу после окончания онлайн-встречи президентов двух сверхдержав появились сообщения, что конгресс Соединенных Штатов исключил санкции против России и «Северного потока-2» из проекта оборонного бюджета.
Это согласованная позиция верхней и нижней палат американского парламента. Понятно, что решение невозможно было успеть согласовать по итогам встречи президентов России и США, оно было подготовлено заранее.
Однако очевидно, что его придержали до окончания переговоров. Это говорит о том, что администрация Байдена понимала всю шаткость своих переговорных позиций и пыталась хотя бы так усилить давление на Кремль — мол, можем и ввести санкции в случае чего.
Однако по факту вместо реальных санкций конгрессмены и сенаторы включили в текст проекта оборонного бюджета весьма беззубое «осуждение» «пагубной деятельность России».
Это очень похоже на попытку «сохранить лицо», «хорошую мину при плохой игре». Чтобы такое впечатление не сложилось у американского электората, все больше считающего Байдена слабаком — особенно по сравнению с Путиным — Вашингтон сделал «ход конем».
«Северный поток-2» как антироссийский рычаг
Судя по сообщениям американской прессы, Белый дом решил посостязаться с Путиным в «геополитическом дзюдо».
Попытка использовать амбициозный проект «Северного потока-2» против Москвы вызывает именно такие ассоциации.
Первой сказала свое слово известная раздатчица майданного печенья Виктория Нуланд, ныне — заместитель госсекретаря США по политике.
Вскоре эстафету подхватил помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан.
Американская газета Financial Times со ссылкой на дипломатический источник сообщила, что и Германия уже практически согласна остановить «Северный поток-2» в случае «вторжения на Украину».
«В конечном итоге может быть достигнут консенсус о том, что, если случится вторжение на Украину, «Северный поток 2» станет неприемлемым», — цитирует издание неназванного дипломата.
Что это за «вторжение», о котором говорят американские политики и СМИ, похоже, знают только они. Такие массированные спекуляции на тему интервенции России на самом деле выглядят как подготовка к провокации в Донбассе.
Кому нужна война на Украине
Очевидно, что обострение боевых действий в Донбассе с участием российских войск будет выгодно США, так как предоставит, по их мнению, вескую для европейцев причину отказаться от «Северного потока-2». Также выгодно обострение и нынешнему украинскому режиму.
Президент Владимир Зеленский уже выглядит не как неуверенный актер во главе государства, а как настоящий украинский чиновник. Однако одновременно с этим он растерял как минимум две трети поддержки избирателей.
Его рейтинги с 75% во втором туре выборов 2019 года обвалились до 25%. Их нужно поднимать, если Зеленский все еще хочет переизбраться на второй срок, и ничего лучшего, нежели маленькая победоносная война, он провернуть не может.
Громкие заявления вроде объявления войны олигарху Ринату Ахметову или вводе «экономического паспорта украинца» не работают: понятно, что первое из разряда «мед против пчел», а второе — дело настолько далекого будущего, что многим избирателям до него просто не дожить.
Однако масштабное наступление на позиции ДНР и ЛНР и как минимум установление контроля Киева над госграницей с РФ, а в идеале и захват Донецка с Луганском могут принести реальные плоды.
Правда, для этого нужно для начала «выключить» из процесса Россию. Все эксперты и политики, даже западные, признают: украинская армия неспособна одержать даже локальную победу над российской.
Вашингтон пытается дать понять, что угроза отключить «Северный поток-2» сделает для России принуждение Украины к миру слишком дорогим удовольствием — об этом говорят постоянно употребляемые американскими политиками фразы типа «Москва будет платить неприемлемую цену».
Однако для всех, кто немного умеет считать, уже очевидно: даже если отстраниться от катастрофических политических последствий сдачи Донбасса, чисто экономически ущерб от ликвидации «Северного потока-2» будет для «Газпрома» незначительным: проект полностью окупился еще до своего запуска.
Кому нужен «Северный поток-2»
В ситуации с нашумевшим газопроводом, ставшим мощнейшим геополитическим поражением США наряду с Афганистаном, главное — понять, что это не российский проект, как кричат его противники, а европейский.
Фактически Россия является только его исполнителем, хотя и взяла на себя риски владения этой трубой. Проект нужен прежде всего европейцам, которые хотят обеспечить себя дешевыми энергоносителями.
Москва показала, что может обойтись не только без СП-2, но и без украинской газотранспортной системы, снижая прокачку по ней почти до нуля.
Так что Донбасс может не волноваться: «неприемлемую цену» России платить не придется, ей уже все оплатила Европа.
И если российским войскам не дай бог придется вмешаться в украинский конфликт, чтобы защитить русскоязычное население Донбасса, то даже полная ликвидация «Северного потока-2» не станет для Москвы существенной потерей.
«Повторение старого трюка». Что могут предпринять противники «Северного потока — 2»
«Северный поток — 2» могут запустить только к осени 2022 года
Старая новая риторика ЕС
Глава партии «Зеленых» в немецком правительстве и руководитель МИД страны Анналена Бербок вновь вернулась к привычной критической риторике касательно ввода в эксплуатацию «Северного потока – 2». По ее словам, в своем нынешнем виде российский трубопровод не соответствует нормам энергетического законодательства ЕС, что не допускает в «настоящий момент» его согласования.
Неодобрительно высказался в адрес проекта и премьер Польши Матеуш Моравецкий. На встрече с новым канцлером ФРГ Олафом Шольцем он заявил, что польская сторона вместе с немецкими партнерами инициирует программу противодействия потенциальным рискам от запуска СП-2. По мнению польского премьера, «Северный поток — 2» дает Кремлю еще больше рычагов воздействия на Украину и ЕС, угрожая стать «инструментом ценового диктата» России.
Как сильно затянется сертификация
Польское правительство сделает все возможное, чтобы запуск «Северного потока – 2» произошел не раньше сентября 2022 года заявили эксперты по энергетики в беседе с «Газетой.Ru». Премьер страны Матеуш Моравецкий в идеале хотел бы повторить историю с газопроводом Opal, когда Варшава подала иск в Европейский суд против монополизации поставок. Тогда Польше удалось снизить пропускную способность трубы, что в будущем планируется сделать и с СП-2.
По словам старшего научного сотрудника Финансового университета при правительстве России Станислава Митраховича, когда только начинали строить СП-2 инвесторы проекта предполагали, что он будет работать по определенным правилам. Однако в дальнейшем условия игры изменились, в том числе, из-за давления восточноевропейских стран, включая Польшу.
«Даже если «Газпрому» удастся зарегистрировать «дочку» Nord Stream 2 AG в Германии, Варшава все равно может вставить палки в колеса монополисту. Весь вопрос в том, удастся ли полякам во второй раз повторить старый трюк с антимонопольным иском», — объяснил эксперт.
В то же время европейская бюрократия, похоже, не собирается играть с Россией по честным энергетическим правилам, считает Митрахович. Теоретически, той же ФРГ под давлением Варшавы ничто не мешает в очередной раз пересмотреть свод энергетических норм ЕС.
«ЕС пытается играть с Москвой по принципу «честного казино», в такой игре вы никогда не выиграете. Справедливых бюрократов, находящихся вне политического поля, в мире также не существует. В итоге Шольцу приходится сейчас маневрировать, идя на заигрывание с Польшей, ссориться с которой сейчас для ФРГ опасно», — резюмировал аналитик.
«Газпром» окупит СП-2 еще до ввода в эксплуатацию
Без транзита через Украину не обойтись
Шольц ранее неоднократно указывал на необходимость сохранения за Украиной статуса газового транзитера после завершения долгосрочного соглашения с «Газпромом» в 2024 году. Это означает, что западные страны в дальнейшем будут настаивать на сохранении прокачки российского газа по самому дорогому направлению в Европе.
При таком раскладе, подчеркивает эксперт Института энергетики и финансов Алексей Громов, скорость ввода двух ниток газопровода будет зависеть от множества факторов. В первую очередь, Москве придется пойти на компромисс с Берлином касательно транзитного статуса Украины после 2024-го.
«Без сохранения транзита через Киев на проекте СП-2 можно будет ставить крест. Это принципиальная позиция Шольца, и с ней «Газпрому» придется смириться. Единственным альтернативным направлением в ЕС сейчас является только Украина. Вся беда заключается в высоких ставках на прокачку, этот вопрос станет ключевым для Москвы и Киева», — объяснил аналитик.
При таком раскладе, подчеркивает Громов, ожидать ввода двух ниток газопровода раньше сентября 2022 года не приходится.
Идеальная сделка для «Газпрома»
При неизбежном уменьшении транзита после 2024 года Украина будет настаивать на сохранении текущих расценок — одних из самых высоких в Европе. Однако ЕС может надавить на Киев в ходе трехсторонних газовых переговоров, снизив барьеры для топливной прокачки.
«Важно понимать, что никто в ЕС из-за газовой директивы не позволит Москве загрузить на полную мощность СП-2 (55 млрд кубов — «Газета.Ru»). В лучшем случае России стоит ждать суммарную прокачку двух ниток в районе 22,5 млрд кубов в год. При определенном раскладе этот показатель может подняться до 30 млрд, не более того», — подчеркнул Громов.
Эксперт добавил, что в такой ситуации обойтись без украинского транзита Москве будет практически невозможно. Приемлемым же вариантом для России стало бы пролонгация соглашения с Киевом до 2030-го на прокачку 30-35 млрд кубов в год при условии сопоставимых с европейскими аналогами ставок.
Труба не горит США и Европа мешают строить «Северный поток-2». Почему Россию это теперь не волнует?
Фото: Антон Ваганов / Reuters
Российский газопровод «Северный поток-2» не должен заработать никогда — именно так, похоже, рассуждают в США. Новые санкции против него могут ввести уже в марте, на этот раз наказание обещают потребителям. Европа покупает все больше сжиженного природного газа (СПГ) и защищать проект не готова. Пока запуск «Северного потока-2» перенесен на год, но все выглядит так, что Россия обойдется и без него. Да и в «Газпроме» фактически признали, что новый маршрут уже не нужен. Ситуация может стать чувствительной потерей, но и полезным уроком на будущее. Утонувшие миллиарды — в материале «Ленты.ру».
Я запрещаю вам покупать
Власти США твердо решили уничтожить почти достроенный газопровод «Северный поток-2», идущий по дну Балтийского моря в Германию. Как следует из сообщений источников в Белом доме, новый пакет санкций готов, и принять его по необходимости смогут в марте.
Фото: Darren McCollester / Getty Images
Партнеры «Газпрома» по «Северному потоку-2» в курсе дела. Например, в немецкой Uniper знают о решимости США в вопросе газопровода и внимательно следят за развитием событий. Официальный Берлин против санкций и хочет решить конфликт дипломатическим путем, но аккуратен в высказываниях. Позволить себе большее могут депутаты бундестага. «Германия и ЕС не дадут Вашингтону диктовать свою энергетическую политику», — прокомментировал возможные действия Белого дома представитель СДПГ (участник правящей коалиции) по экономическим вопросам Бернд Вестфаль.
Глава австрийской OMV Райнер Зеле на фоне сообщений о намерениях США согласился: политики не могут защитить европейскую экономику от таких экстерриториальных действий. Он призвал Брюссель найти эффективный ответ и выразил надежду, что Вашингтон все же не станет давить дальше.
По всей видимости, это все, на что может рассчитывать Москва. Пессимизма добавляют и противоречия в самом Евросоюзе. Против нового маршрута выступают страны Балтии и Польша, а Еврокомиссия заранее ужесточила Третий энергопакет таким образом, чтобы ограничить будущие поставки по «Северному потоку-2». Но даже если в Брюсселе решат пойти на принцип и попытаются отбить американские санкции, то сделать это вряд ли получится. Ведь ранее Европа уже попробовала противостоять давлению США на Иран. Был создан специальный механизм, позволяющий работать с исламской республикой без угрозы угодить под санкции, но желающих воспользоваться им не нашлось.
Забыть про Украину
Проект «Северный поток-2» начался в 2011 году, в момент запуска в эксплуатацию первой нитки первого «Северного потока». Успех позволил говорить о будущем расширении нового маршрута в два раза — до 110 миллиардов кубометров в год. В январе 2015-го на фоне ограничения со стороны ЕС поставок по «Северному потоку» идея подвисла в воздухе, но в июне «Газпром», OMV, голландская Royal Dutch Shell, французская Engie и немецкая E.ON заключили соглашение о строительстве.
Маршрут двух газопроводов отличался только точкой входа — Выборг у «Северного потока» и Усть-Луга у «Северного потока-2». По протяженности и пропускной способности они почти идентичны, и оба приходят в немецкий Грайфсвальд. Газ в «Северный поток-2» должен пойти с Южно-Русского месторождения в районе Уренгоя и Бованенковского месторождения на Ямале. В последнем случае пришлось дополнительно протянуть две нитки газопровода Бованенково — Ухта длиной 1,2 тысячи километров и мощностью 115 миллиардов кубометров в год.
Одной из главных причин строительства, которую неоднократно озвучивали в «Газпроме», была возможность поставлять газ в обход украинской газотранспортной системы (ГТС). При этом в российской компании категорически отвергали политическую подоплеку такого желания — речь шла об изношенности украинской ГТС и снижении расходов на транзит. «Труба стареет, в результате чего происходят аварии. Думаю, что они еще будут, потому что надо систему поддерживать в нормальном состоянии», — указывал зампред правления «Газпрома» Виталий Маркелов еще в 2014 году.
Эти опасения подтверждали даже в правительстве Украины в период президентства Петра Порошенко. Так, министр энергетики Игорь Насалик, комментируя в 2017 году желание «Нафтогаза» урезать инвестиционную программу, предупреждал, что Украина может вскоре оказаться технически не готова к прокачке российского газа, а это обернется «катастрофой».
Тем не менее чем ближе был срок окончания контракта с Украиной, тем чаще с российской стороны звучали намеки, что после ввода в эксплуатацию «Северного потока-2» украинское направление окажется ненужным и транзит либо прекратится, либо снизится до минимума. Так продолжалось до тех пор, пока осенью 2019 года Польша не добилась ограничения поставок по «Северному потоку», а завершение строительства «Северного потока-2» затянулось.
Подкрались незаметно
Управляет работами на газопроводе дочерняя компания «Газпрома» — Nord Stream 2 AG. Зарубежные компании — Engie, OMV, Shell, немецкие Uniper и Wintershall — выступили в качестве инвесторов. Такую форму выбрали из-за того, что Варшава сумела заблокировать создание совместного с европейскими партнерами предприятия. Стоимость проекта оценивали в 9,5 миллиарда евро, из которых на долю России приходилась только половина.
В июле 2017 года в США приняли закон CAATSA («О противодействии противникам Америки посредством санкций»). В течение следующих двух лет американские политики неоднократно предупреждали страны ЕС и европейские компании о возможности санкций из-за нового газопровода. В частности, в январе 2019 года посол США в Германии Ричард Гренелл отправил письмо с такой угрозой немецким BASF и Uniper, выступавшим в поддержку проекта.
Тем не менее долгое время главной проблемой считалась позиция Дании, которая никак не выдавала разрешение на прокладку трубы в своих водах. Ситуация выглядела абсурдно — компания оценивала экологические последствия тех же действий, которые ранее разрешила в отношении «Северного потока». Более того, проект газопровода из Норвегии в Польшу Baltic Pipe, проходящий в том же районе, получил разрешение раньше. В «Газпроме» отмечали, что если работы так и не одобрят, то проект затянется и обойдется несколько дороже. При этом российская сторона утверждала, что причина задержек со стороны Дании (Германия, Финляндия, Швеция дали согласие на работы в нормальные сроки) в давлении США.
Окончательно все документы утвердили в конце октября 2019 года. Начать работы в датских водах стало возможно только спустя месяц, когда истекли все сроки обжалования. В «Газпроме» указывали, что на завершение нужно два месяца, но 21 декабря США объявили о санкциях. Они касались всех компаний, задействованных в строительстве. Швейцарский подрядчик Allseas, суда которого занимались прокладкой труб, немедленно прекратил работы.
«Газпрому» быстро пришлось признать, что достраивать газопровод нечем. Единственное судно-трубоукладчик, удовлетворяющее условиям, — купленный в Китае в 2015 году «Академик Черский». Однако он законтрактован для проекта «Сахалин-3», так что перевод его на «Северный поток-2» вызовет задержки в других работах. Строительство нового судна или реконструкция имеющегося растянется на более длительный срок — глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов говорил о четырех годах.
Pioneering Spirit. Фото: Axel Schmidt / Reuters
Главное требование Дании — наличие системы динамического позиционирования, позволяющей удерживать корабль в заданной точке в любых условиях. Как вариант, Nord Stream 2 AG может использовать баржи «Фортуна» и «Дефендер» вместе с судами, которые такой системой обладают. Это потребует отдельного разрешения от Датского агентства по охране окружающей среды (Danish Environmental Protection Agency, DEPA). Как показывает практика, в Дании такой вопрос может растянуться на годы.
Поворотный пункт
Минувший год стал для российской компании во многом знаковым, но заставившим резко изменить стратегию на европейском рынке. Из положительных моментов выделяется завершение двух мегапроектов — газопроводов «Турецкий поток» в Турцию и Южную Европу и «Сила Сибири» в Китай. Также под занавес года заключен новый транзитный договор с Украиной на пять лет. Соглашение сняло все взаимные претензии, что позволило избежать угрозы ареста активов и вернуться на европейский рынок заимствований. Кроме того, весной «Газпром» и АО «РусГазДобыча» согласовали конфигурацию крупного комплекса по переработке этансодержащего газа и производству СПГ в районе Усть-Луги. Он, в том числе, позволит компании выйти на рынок СПГ в Европе, где сейчас активно работает российский «Новатэк».
Однако имелись и серьезные минусы, главный из которых — экспансия СПГ на рынок ЕС. Европейские компании в 2019 году закупили почти в два раза больше жидкого газа, чем годом ранее — 110 миллиардов кубометров после регазификации, согласно подсчетам EIA (подразделение Минэнерго США), и 106 миллиардов кубометров, по данным ICIS (международная аналитическая компания). На фоне замедления экономики в Азии и ввода в эксплуатацию новых СПГ-проектов по всему миру стоимость жидкого газа резко упала.
Конкуренция заставила «Газпром» резко сокращать цены, но это не помогло поставить в Европу планируемые 200 миллиардов кубометров по итогам года. Результат оказался бы еще хуже, но «Газпром» по максимуму наполнил подземные газохранилища в Европе и даже продавал газ сам себе. Впрочем, улучшив таким образом статистику в 2019 году, в начале 2020-го компания закономерно провалилась — снижение составило около 20 процентов.
Одновременно в начале 2020 года впервые поставки СПГ в Европу сравнялись по объему с поставками трубопроводного газа. Чтобы не упустить потребителей, «Газпром» начал продавать рекордную долю газа (16,5 процента в январе 2020 года) на спотовом рынке через свою электронную торговую платформу (ЭТП).
В перспективе торговле «Газпрома» с Европой угрожают еще два фактора. Это уже упоминавшийся газопровод Baltic Pipe из Норвегии в Польшу, после запуска которого Варшава хочет отказаться от контракта с «Газпромом» и перейти на поставки израильского газа. Частично он пойдет в виде СПГ с заводов в Египте (африканская страна использует и свои месторождения), а частично — через проектируемый Восточно-Средиземноморский газопровод (EastMed).
Пойдем любым путем
На этом фоне необходимость достраивать «Северный поток-2» в срочном порядке становится менее очевидной. В настоящее время у «Газпрома» есть четыре маршрута поставок в Европу — «Северный поток» (пиковая мощность 60 миллиардов кубометров в год), «Турецкий поток» (будет 31,5 миллиарда кубометров после запуска второй нитки), газопровод «Ямал — Европа», идущий через Белоруссию (33 миллиарда кубометров) и «Голубой поток» (16 миллиардов кубометров). В общей сложности получается около 140 миллиардов кубометров. С учетом уже подписанного контракта с Украиной (65 миллиардов кубометров в 2020 году и 40 миллиардов в следующие четыре года), за который в любом случае придется заплатить, поставки в Европу гарантированы на ближайшие пять лет. За это время должен заработать и завод «Газпрома» в Усть-Луге — дополнительно 13 миллионов тонн СПГ (почти 20 миллиардов кубометров после регазификации).
Схема газотранспортной системы Европы
В России принято утверждать, что потребность Европы в газе увеличивается, а потому в перспективе ей потребуется больше топлива, в том числе российского. Так, в пресс-службе Nord Stream 2 в ответ на запрос «Ленты.ру» напомнили — потребление природного газа в регионе в последние пять лет растет на три процента в год. С учетом скорого истощения Гронингенского газового месторождения в Нидерландах дефицит газа в Европе к середине 2030-х годов или даже раньше компания оценивает в 120 миллиардов кубометров.
Представитель оператора при этом не указал, насколько «Газпром» хочет увеличить продажу газа именно через трубопроводы. Также Nord Stream 2 отказался отвечать на вопросы о размере потерь из-за простоя проекта и комментировать свои действия, если недостроенный газопровод все же останется на дне моря.
Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости
Доход от продажи газа складывается из двух факторов — объем и стоимость за тысячу кубометров. Трубопроводный газ при поставках на расстояние менее четырех тысяч километров, в том числе из России в Европу, выгоднее СПГ. Это означает, что теоретически Россия при наличии достаточного количества мощностей способна продавать газ настолько дешево, что поставщикам СПГ ради конкуренции придется торговать себе в убыток. Но демпинг может привести к печальным последствиям — потере доходов от газовой отрасли в целом и проблемам в отношениях с европейскими странами.
Не очень-то и хотелось
Российские газопроводы в обход Украины много лет вызывают подозрение в Европе и США. По сути, главным союзником проектов является Германия — с помощью «Северных потоков» она собиралась стать главным газовым хабом Европы. Однако поддержки главной экономике Европы очевидно не хватает. Усилиями Еврокомиссии и США сначала был остановлен проект газопровода «Южный поток» («Турецкий поток» по мощности почти в два раза меньше), а затем с помощью европейских судов Польша сумела ограничить поставки по газопроводу OPAL — сухопутному продолжению «Северного потока».
Политические причины такого неприятия лежат на поверхности: лишение Украины денег за транзит газа и разрушенная ГТС усилят нестабильность в республике. Киеву потребуется больше займов и другой финансовой помощи (искать ее будут в США и Европе, больше негде), а трудовая миграция только увеличится. У Евросоюза достаточно внутренних проблем, чтобы тратить дополнительные усилия на почти 40-миллионную страну.
Эти обстоятельства накладываются на взаимное недоверие России и Европы, продолжающееся строительство терминалов по регазификации в ЕС и низкие цены на СПГ. Последние на фоне слабых темпов роста мировой экономики и ввода в эксплуатацию новых проектов вряд ли вырастут до максимумов прошлых лет. У США отдельный интерес — поиск рынков, куда продавать собственный СПГ (дешевый российский газ снижает доход американских компаний), и дополнительное давление на Россию.
Ущерб от остановки «Северного потока-2» выглядит серьезным только на первый взгляд. Во-первых, Россия потратила всего пять миллиардов долларов, а остальное — проблемы европейских партнеров. К примеру, столько же «Газпром» потерял на судебном конфликте с «Нафтогазом» (2,918 миллиарда «Газпром» отдал перед подписанием контракта, а остальное — стоимость поставок на Украину, за которые так никто и не заплатил). Тогда в Москве адекватно признали: продолжать конфликт себе дороже.
Ситуация с «Северным потоком-2» складывается похожим образом. У России есть возможность поддерживать поставки трубопроводного газа в Европу, а параллельно переводить регион на свой СПГ. Его сложнее обложить санкциями, и, по оценкам аналитиков, он будет дешевле американского. Амбициозный план развития российской Арктики предусматривает значительные затраты в области СПГ-проектов. Рынки сбыта в таком случае желательно иметь под рукой, и Европа — один из самых очевидных вариантов, близкий географически и платежеспособный. Деньги нужны для развития инфраструктуры, строительства газовозов и ледоколов. Реализация всех планов выведет Россию в лидеры рынка СПГ — и это выглядит куда более важной задачей, чем любой ценой достроить газопровод в Европу, который, как оказалось, легко «похоронить».