Что не соответствует монополистической конкуренции
Несовершенная конкуренция
Что такое Несовершенная конкуренция?
Ключевые моменты
Понимание несовершенной конкуренции
Идеальный рынок – это теоретическая концепция в микроэкономике, которая используется в качестве стандарта для измерения эффективности и действенности реальных рынков. В идеальной конкурентной среде должны соблюдаться следующие критерии:
Важный
Несовершенная конкуренция создает возможности для получения большей прибыли, в отличие от среды совершенной конкуренции, когда предприятия зарабатывают ровно столько, чтобы оставаться на плаву.
История несовершенной конкуренции
До Вальраса и Курно математикам было трудно моделировать экономические отношения или создавать надежные уравнения. Новая модель совершенной конкуренции упростила экономическую конкуренцию до чисто прогнозного и статического состояния. Это позволило избежать многих проблем, существующих на реальных рынках, таких как несовершенные человеческие знания, барьеры для входа и монополии.
Математический подход получил широкое признание в академических кругах, особенно в Англии. Любое отклонение от новой модели совершенной конкуренции считалось серьезным нарушением нового экономического понимания.
Ограничения несовершенной конкуренции
Безоговорочная приверженность кембриджской школы созданию статической и математически вычисляемой экономической науки имела свои недостатки. По иронии судьбы, совершенно конкурентный рынок потребует отсутствия конкуренции.
Другие экономисты приняли более гибкие и менее математически жесткие теории конкуренции, такие как равномерно вращающаяся экономика. Однако язык, созданный кембриджской традицией, по-прежнему преобладает в дисциплине – даже сегодня основные графики и уравнения, показанные в большинстве учебников по экономике 101, основаны на этих математических выводах.
Что такое монополистическая конкуренция
Пример: многие фирмы выпускают кроссовки, но их обувь отличаются брендом, дизайном, материалом, качеством изготовления и т.п. Покупатель может выбрать кроссовки фирмы Adidas, Puma, Nike или любого другого производителя, но выглядеть они будут по-разному.
В чем отличия монополистической конкуренции от совершенной конкуренции
Рынок монополистической конкуренции сложно изучать, потому что невозможно построить его единую модель. Каждый такой рынок имеет свои особенности.
Примеры рынков монополистической конкуренции
Признаки и черты рынка монополистической конкуренции
Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими чертами:
На рынке действует множество независимых фирм и покупателей.
Фирмы производят разнородную, дифференцированную продукцию.
Фирмы могут влиять на цену своих товаров и услуг.
Барьеры для вступления в отрасль невысоки.
Продавцы и покупатели полностью информированы об условиях рынка.
Жесткая неценовая конкуренция: за счет рекламы, дизайна, обслуживания и т.п.
Плюсы и минусы рынка монополистической конкуренции:
Преимущества рынка монополистической конкуренции:
Дифференциация продукции расширяет возможности выбора потребителя.
Сильная конкуренция удерживает цены на относительно низком уровне.
Отсутствие дефицита товаров и услуг.
Рыночная власть отдельной фирмы мала. Благодаря этому рынок монополистической конкуренции благоприятен для покупателя.
Недостатки рынка монополистической конкуренции:
Нестабильность рынка, разорение фирм, проигрывающих в конкурентной борьбе.
Ограниченная прибыль производителей в силу высокой конкуренции.
Боязнь риска и малый размер фирм снижают возможности для инновационной деятельности
Что такое дифференцированная продукция. Вертикальная и горизонтальная дифференциация
Дифференциация продукции может быть основана на:
«Мнимых» различиях (упаковка, торговая марка, имидж фирмы, позиционирование в рекламе).
Также говорят о горизонтальной и вертикальной дифференциации.
Монополистическая конкуренция
Термин «монополистическая конкуренция» связывают с именем Эдварда Чемберлина, экономиста из США, который ввел его в обиход в 1933 году. Он объединяет два, на первый взгляд, несовместимых, понятия: монополию и конкуренцию. Вместе с тем ясно, что соблюсти условия чистой монополии и совершенной конкуренции на практике достаточно сложно. Рыночные реалии формируют промежуточные структуры, которые совмещают в себе черты монополии и конкуренции в чистом виде.
Монополистическая конкуренция – рыночная структура, имеющая отношение к несовершенной конкуренции, наряду с монополией, олигополией и др., один из наиболее распространенных типов несовершенной конкуренции. Экономисты считают монополистическую конкуренцию присущей более розничному рынку, в противоположность оптовой его разновидности.
Совершенная и несовершенная конкуренция
Чтобы разобраться, что представляет собой это явление, обратимся вначале к терминам совершенной и несовершенной конкуренции.
Теоретики-экономисты называют совершенной конкуренцией такое идеальное состояние рынка, при котором цена формируется продавцами и покупателями исключительно посредством спроса и предложения. Дополнительные рычаги не влияют на рыночную цену продукта. Совершенную конкуренцию еще называют свободной или чистой. Черты чистой конкуренции — множество продавцов и покупателей, равноценных друг другу; их число при этом уходит в бесконечность. Кроме того, при совершенной конкуренции продаваемая продукция однородна и делима, барьеры для входа на рынок и ухода с него отсутствуют полностью, ресурсы для производства товаров и услуг высоко мобильны, а информация о ценах на каждый продукт доступна всем в равной мере. Практически к совершенной конкуренции ближе всего стоит биржевой рынок.
По мнению некоторых экономистов, такая идеальная структура нежизнеспособна в чистом виде, и чем ближе рыночные процессы к ней, тем более вероятны глобальные экономические кризисы. Если хотя бы одно из условий совершенной конкуренции не соблюдается, налицо конкуренция несовершенная. Одним из видов ее и является монополистическая конкуренция.
Определяющие черты монополистической конкуренции
Исходя из сказанного, можно определить, что представляет собой монополистическая конкуренция и каковы ее основные черты.
Монополистическая конкуренция – это структура, в которой главенствующую позицию занимает совершенная конкуренция, однако имеются черты монополии в чистом виде. В конкурентной борьбе участвует множество фирм. Они предлагают потребителю товары, имеющие близкие потребительские свойства, продукцию, полностью не заменяемую другой, не идентичную ей.
«Монополистическая» часть здесь выражена в наличии продавца, который представляет собой монополиста по отношению к своему собственному товару, «конкуренция» же выражена в наличии у других фирм товаров хотя и не идентичных, но сходных.
Монополистическая конкуренция (МК) определяется рядом характерных черт.
Кстати говоря! Дифференциацию можно рассматривать, подразделяя на горизонтальную (насколько товар соотносится с личным вкусом потенциального покупателя) и вертикальную (насколько сформированные ранее среди потребителей представления о «плохом» и «хорошем» товаре влияют на личный выбор при покупке). При этом предполагается равный уровень цен на товар.
Указанная характеристика как явление может влиять на рыночные цены, но в ограниченной степени. Потребитель, привыкая к определенной марке и товару этой марки, может продолжать пользоваться им, даже если продавец или производитель повысят цену. Однако ясно, что безграничное повышение цены на товар при наличии его заменителей со схожими качествами заставляет того же потребителя обращать внимание на продукцию иных фирм.
Отдельно следует отметить такую черту МК, как высокая информированность участников рыночных отношений об условиях и ценах.
Перспективы рынка и прибыль
Оценка прибыльности модели МК невозможна без привязки к временным рамкам.
Выход на рынок с новым товаром, имеющим уникальные потребительские, иные технические свойства, делает фирму на практике монополистом данного товара. Поведение производителя (продавца) имеет все черты монополиста: она имеет уникальный товар, спрос на который устойчив у определенных потребителей, нередко значительного их числа.
Имеется возможность завышать цены без падения объема реализации.
При этом, как правило, рынок насыщается не полностью, потребители «недополучают» некоторое количество нужного им товара, а уровень цен фирма удерживает исходя из своих интересов, т.е. контролирует цену.
Такова краткосрочная перспектива рассматриваемого нами явления.
Находясь, как уже отмечалось, между двумя точками: чистой монополией и чистой конкуренцией, монополистическая конкуренция стремится именно к чистой, совершенной конкуренции. На рынок пребывает все большее число фирм, выпускающих сходный товар, с целью получения прибыли. Возможность увеличения прибыли снижается, стремясь к нулевой отметке. Фирмы могут также покидать рынок, т.е. процесс происходит двояко. Вместе с тем и спрос на товары не исчезает совсем, не снижается. Последнее служит гарантией присутствия фирм в определенном рыночном секторе после достижения равновесия.
Сокращение спроса ведет к невозможности производителей и продавцов покрывать расходы на производство и реализацию товара, перемещению их ресурсов в более прибыльные сферы рынка.
Уход с отраслевого рынка, колебания (движение вверх) кривых спроса и предельного дохода продолжаются до момента достижения нового равновесия.
Выгоды и проблемы монополистической конкуренции
Преимущества и недостатки рынка МК проистекают из его характерных черт и особенностей, о которых шла речь выше.
Выгодные условия создаются для покупателей, потребителей товаров, услуг. Выбор велик, а цены определяются исключительно спросом. В то же время цена продукта, уплаченная потребителем, выше, чем понесенные издержки.
Размер фирм-участников невелик, ресурсы их также ограничены. Высокий экономический риск при попытке расширить производство, как следствие — высокий уровень банкротства. Общий высокий уровень нестабильности рынка.
О главном — коротко
Монополистическая конкуренция – экономическая модель, сочетающая в себе черты свободного конкурентного рынка и монополии в чистом виде, один из видов несовершенной конкуренции. Ее суть состоит в наличии на рынке множества производителей, продавцов, предлагающих потребителю сходный, однако не полностью идентичный товар, услуги. При наличии жесткой конкуренции вхождение в такой рынок максимально упрощено.
На начальной стадии и в краткосрочной перспективе МК имеет черты монополии, в дальнейшем процесс развивается в сторону совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция несет выгоды прежде всего потребителю продукции. Фирмы, предлагающие к продаже товары или услуги, ограничены в ресурсах и размерах, что приводит к невозможности увеличения производства, ограничивает экономические перспектив малого и среднего бизнеса.
Раздел 2. Теория производства
Цель: определение оптимума фирмы в условиях монополии, монополистической конкуренции и олигополии.
Оглавление
3.1. Определение цены и объема производства в условиях монополии
Монополия является противоположностью совершенной конкуренции. Она характеризует такой тип рыночной ситуации, при котором существует только один продавец товара. Такая фирма удовлетворяет совокупный спрос всех потенциальных покупателей товара и в этом смысле понятия «фирма» и «отрасль» совпадают, и линия спроса на продукцию монополии имеет отрицательный наклон.
Монополия имеет ряд следующих характерных особенностей: высокие барьеры для вступления в отрасль (патенты, лицензии, отдача от масштаба и др.), производство уникального продукта, один продавец встречается на рынке с большим числом покупателей.
Казалось бы, монополия может производить любое количество товаров и устанавливать любые цены. Но и для монополии существуют следующие ограничения:
Правило MR=MC, как уже отмечалось, характерно для любой фирмы.
Рис. 1. Оптимум монополии
Таким образом, объем выпуска в условиях монополии – Qm определяется пересечением MR и MC – точка а. Но для такого объема производства цена спроса – pm. Отсюда – оптимум монополии: Qm и pm.
Сравним с оптимумом конкурентной фирмы: здесь цена постоянна и выполняется равенство p * =MRk=MC. Точка оптимума – точка k. Следовательно, в условиях монополии выпуск продукции меньше (Qm pk). При этом покупатель платит монополисту больше, чем тому нужно для производства дополнительной единицы товара: MC при Qm равны pa.
Исходя из этого, общая прибыль монополиста на весь объем продукции равна площади pcpamc, сверхприбыль – pkpmmb.
В связи с этим возникает необходимость государственного регулирования деятельности монополий. Государство может устанавливать предельные цены, потоварный или паушальный налоги. Кроме того, большую роль в этом плане играет антимонопольное законодательство.
3.2. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции
Монополистическая конкуренция – это такая форма строения рынка, в которой присутствуют черты как совершенной конкуренции, так и чистой монополии. Это – рыночная ситуация, при которой относительно большое число относительно небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.
В то же время следует иметь в виду, что данные продукты являются близкими заменителями друг друга, т. е. производимый продукт дифференцирован. Дифференциация товара означает, что предмет, продаваемый на рынке, не является стандартизированным. В итоге конкурентный монополист обладает возможностью контролировать цену своих товаров.
Такая рыночная ситуация широко представлена в отраслях легкой и пищевой промышленности: платья, костюмы, шоколадные наборы, зубные пасты и т. д. Дифференциация может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной выбора покупателя может стать привлекательная упаковка, лучшее обслуживание посетителя, более удобное расположение и время работы магазина и др.
Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы : реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие гарантийного ремонта и т. д. Многие фирмы делают сильный акцент на торговые знаки и фабричные клейма как средство убеждения потребителей в том, что их продукция лучше, чем у конкурентов. Потребители отдают предпочтение продукции определенных продавцов и в известных пределах платят более высокую цену за эту продукцию.
Следует иметь в виду, что неценовые факторы увеличивают издержки фирмы, создают финансовые барьеры для вступления в отрасль и тем самым ограничивают число предприятий и усиливают рыночную власть монополистических конкурентов, приближая их к монополии.
В краткосрочном периоде ситуация напоминает чистую монополию. Фирма будет максимизировать свои прибыли, производя такой объем продукции, который обозначен пересечением кривых предельных издержек и предельной выручки (MR=MC). При этом фирма устанавливает цену, равную цене спроса на такой объем продаж (pm).
При получении прибыли конкурирующая монополия в долгосрочном плане стремится расшириться путем строительства новых или более крупных мощностей. Кроме того, экономические выгоды привлекут в отрасль новых конкурентов.
Когда новые фирмы войдут в отрасль, кривая спроса, с которой сталкивается типичная фирма, опустится (сдвинется влево) и станет более эластичной. Это связано с тем, что фирма станет обладать меньшей долей в совокупности рынка, большее число фирм станет представлять близкие заменители товаров. Это в свою очередь имеет тенденцию вызывать исчезновение экономических прибылей. Когда кривая спроса явится касательной к кривой средних издержек при максимизирующем прибыль объеме производства, фирма просто покрывает свои издержки, т. е. безубыточна. Ситуация становится похожей на условия совершенной конкуренции.
Новые фирмы будут продолжать входить на рынок до тех пор, пока не станет невозможным получать экономическую прибыль. Этот же процесс работает и в обратном направлении: если спрос на рынке с монополистической конкуренцией снизится после достижения равновесия, то фирмы покидают рынок.
Рис. 2. Оптимум конкурирующей монополии в долгосрочном периоде
Фирма в условиях монополистической конкуренции, скорее всего, попытается противостоять долговременной тенденции уменьшения прибыли, предпримет шаги для улучшения ситуации. Это возможно следующими способами. Прежде всего в любом продукте имеются свои резервы для его дальнейшего изменения и развития. Дифференциация продукта углубляется. Кроме того, может быть сделан особый упор не только на действительные различия продукта, но и на создание воображаемых различий посредством рекламы и соответствующего стимулирования сбыта. Правда, это будет увеличивать издержки фирмы. Но если при этом спрос увеличивается на большую величину, чем нужно для того, чтобы возместить издержки совершенствования продукта и затраты на стимулирование сбыта, фирма улучшит свое положение с прибылью.
3.3. Определение цены и объема производства в условиях олигополии
Олигополия – это такая рыночная ситуация, при которой доминирует небольшое число продавцов. Покупатели на олигополистическом рынке являются «ценополучателями», а сами олигополисты – «ценоискателями».
Характерные черты олигополии: немногочисленность фирм в отрасли, высокие барьеры для вступления в нее, всеобщая взаимозависимость.
Поведение каждой олигополистической фирмы зависит от поведения других. Каждый производитель при выборе хозяйственной тактики должен учитывать контрдействия своих конкурентов.
Таким образом, поведение предприятия в условиях олигополии – это стратегическая игра, каждый игрок должен предугадать действия и контрдействия соперников.
Для упрощения рассмотрим отрасль, состоящую из 2 продавцов – дуополию. Общая величина производимой ими продукции – 400 тыс. ед. Каждая фирма производит 1 /2 продукции, средние издержки постоянны и равны 25 тыс. руб. (следовательно, и МС = 25 тыс. руб.). Первоначальная цена равна 50 тыс. руб., что соответствует цене спроса.
Однако снижение цены имеет пределы – пока цена не упадет до уровня средних издержек АС. А так как АС постоянны, то цена снижается, пока не достигнет этого уровня, т. е. p=AC=MC.
Рис.3. Олигополия: ценовая война
В точке е установится равновесие, т. к. ни одна фирма не сможет снизить цену, не понеся убытков. Цена фактически станет такой же, как в условиях совершенной конкуренции, а экономическая прибыль будет равна нулю.
Повышать цену ни одна фирма тоже не может, т. к. это означает потерять часть рынка в пользу соперника, который может удерживать цену неизменной на уровне p=AC. В точке е – равновесие Бертрана: снижать цену нельзя, но и повышать ее нельзя.
От ценовой войны выигрывают потребители и проигрывают производители. Отсюда понятно, что ценовые войны скоротечны и бывают довольно редко.
Олигополистические фирмы испытывают искушение вступить в сотрудничество, чтобы установить цены и делить рынки таким образом, чтобы избежать ценовых войн и их неблагоприятного воздействия на прибыль.
Для исследования поведения олигополий используются также такие модели, как ломаная кривая спроса, равновесие Курно, теория игр.
Выводы
Вопросы для самопроверки
Литература
Монополистическая конкуренция: ее признаки и характеристики
Виды и характеристика монополистической конкуренции
Яркий пример данного вида конкуренции в России – рынок мобильной связи. В нем существует много компаний, каждая из которых пытается переманить клиента к себе путем разнообразных акций и предложений.
Монополистическая конкуренция (МК) — это одна из структур рынка с большим числом предприятий, которые выпускают дифференцированную продукцию и контролируют ее стоимость для конечного потребителя. Хоть данная модель рынка относится к несовершенной конкуренции, она очень близка к совершенной.
Если говорить проще, МК — это рынок (отдельная отрасль), собравший много разных фирм, выпускающих похожую продукцию. И каждая из них является монополистом над своим товаром. То есть хозяином, который решает, сколько, как, почем и кому продавать.
Рынок монополистической конкуренции
Это определение, а точнее основы самого понятия, ещё в 1933 году представил в своей книге «Теория монополистической конкуренции» Эдвард Чемберлин.
Чтобы правильно охарактеризовать данную модель рынка, рассмотрим вот такой символический пример:
Потребителю нравятся кроссовки Adidas, и он готов выкладывать за них больше денег, чем за продукцию конкурентов. Ведь он знает, за что платит. Но вдруг компания, выпускающая его любимую обувь, поднимает цены в три, пять, восемь… раз. При этом аналогичная обувь другой фирмы стоит в разы дешевле.
Понятно, что не все фанаты Adidas могут потянуть такую статью расходов и будут искать другие, более выгодные для себя варианты. Что происходит потом? Клиенты компании медленно, но уверенно перекочевывают к конкурентам, которые готовы носить их на руках и давать им то, что они хотят за ту цену, которую они могут заплатить.
Давайте разберемся, что же такое МК на самом деле. Попробуем донести кратко. Да, безусловно, производитель имеет некоторую власть над продуктом, который производит. Однако так ли это? Не совсем. Ведь монополистическая модель рынка — это огромное количество производителей в каждой нише, которые могут оказаться быстрее, эффективнее и качественнее.
Необоснованно высокая стоимость товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность, может как сыграть на руку, так и разорить производителя. Причем конкуренция в нишах становится жестче. Войти на рынок может каждый. Получается, что все компании сидят на пороховой бочке, а ведь она может рвануть в любой момент. Вот и приходится фирмам действовать в условиях монополистической конкуренции задействовав весь свой потенциал.
Признаки монополистической конкуренции
По сути, МК включает в себя признаки совершенной конкуренции, а именно:
Монополией здесь является лишь регулирование цены продукции для конечного пользователя.
Дифференциация продукции
В начале статьи мы уже говорили, что при монополистической конкуренции производители продают дифференцированную продукцию. Что же это такое? Это товары, которые удовлетворяют одну и ту же потребность пользователей, но имеют некоторые отличия:
Дифференциация — это маркетинговый процесс, используемый для продвижения товаров на рынке, повышения их ценности и ценности бренда. В общем, это инструмент для создания конкурентоспособности между производителями тех или иных вещей.
Почему стратегия дифференциации полезна? Потому что она дает возможность выжить абсолютно всем компаниям на рынке: и «матерым» предприятиям, и новым фирмам, создающим продукцию для конкретной целевой аудитории. Процесс снижает влияние обеспеченности ресурсами на рыночную долю компаний.
Для стабильного функционирования, предприятию достаточно определить свою сильную сторону (конкурентное преимущество), четко обозначить целевую аудиторию, для которой создается товар, выявить её потребность и установить приемлемую для неё цену.
Прямая функция дифференциации — это сокращение конкуренции и расходов на производство, затруднение в сравнении продукции и возможности для всех производителей занять свое «место под солнцем» в выбранной нише.
Достоинства и недостатки монополистической конкуренции
А теперь рассмотрим «медальку» с двух сторон. Итак, в любом процессе есть как достоинства, так и недостатки. МК не стала исключением.
Позитив | Негатив |
Огромный выбор товаров и услуг на любой вкус; | Увеличиваются расходы на рекламу и продвижение; |
Потребитель хорошо информирован о преимуществах интересующих его товарных позиций, что дает возможность попробовать все и выбрать что-то конкретное; | Избыточные производственные мощности; |
Каждый может войти на рынок и воплотить в жизнь свои идеи; | Огромное количество необоснованных трат и неэффективный расход ресурсов; |
Новые возможности, новаторские идеи и бесперебойный источник вдохновения для крупных корпораций. Появление конкурентов подстегивает крупные компании делать продукцию лучше; | Используются «грязные» уловки, такие как псевдо-дифференциация, делающая рынок менее «пластичным» для потребителя, но приносит сверхприбыль производителю; |
Рынок не зависит от государства; | Реклама формирует необоснованный спрос, из-за которого приходится перестраивать производственную стратегию; |
Условия получения максимально возможной прибыли в краткосрочном периоде монополистической конкуренции
Цель любого предприятия — это деньги (валовая прибыль). Валовая прибыль (Тп) — это разница между общей выручкой и общими издержками.
Вычисляется по формуле: Тп = MR — MC.
Если этот показатель отрицателен, предприятие считается убыточным.
Чтобы не прогореть, первое что нужно сделать продавцу — понять, какой объем продукции производить для получения максимальной валовой прибыли, и как минимизировать валовые издержки. В каких условиях при таком сценарии компания получит максимальный заработок в краткосрочной перспективе?
Это два универсальных условия, подходящие абсолютно всем рыночным моделям как несовершенной (со всеми ее видами), так и совершенной конкуренции. А теперь приступим к анализу. Итак, есть рынок с сумасшедшей конкуренцией и уже сформированной ценой на товар. Компания хочет войти в него и получить прибыль. Быстро и без лишних нервов.
Итак, опираясь на первое условие, где выручка больше затрат, можно утверждать что товар нужно производить.
Но здесь не все так однозначно. Краткосрочный период имеет свои особенности. В нем валовые издержки разделены на два типа: постоянные и переменные. Первый тип компания может нести даже при отсутствии производства, то есть быть в минусе минимум на сумму издержек. В таких условиях предприятие и вовсе не увидит прибыли, а будет «накрыто» волной постоянных убытков.
Ну а если величина общего убытка при изготовлении определенного количества товара будет меньше, чем издержки при «нулевом производстве», производство продукции на 100% экономически обосновано.
При каких обстоятельствах компании рентабельно производство в краткосрочном периоде? Их два. Снова…
То есть, фирма должна производить столько товара, чтобы выручка была максимальной или убыток минимальным.
Рассмотрим три случая для сопоставления валовой прибыли с валовыми издержками (первое условие получения максимальной прибыли в кратчайшие сроки):
Максимизация прибыли:
Минимизация расходов и закрытие фирмы:
Три в одном. Максимизация прибыли, минимизация убытков, закрытие фирмы. На диаграмме выглядит так:
Переходим к сравнению предельного дохода (МR) с предельными издержками (MC) (второе условие получения максимальной прибыли в краткосрочной перспективе):
MR = MC это формула, по которой определяется равенство предельного дохода с предельными издержками.
Это означает, что производимый продукт дает максимальную прибыль с минимальными расходами. Для этой формулы характерными являются:
Максимальная прибыль в долгосрочном периоде монополистической конкуренции
Отличительной чертой долгосрочного периода является отсутствие издержек. Это означает, что если предприятие перестанет функционировать, оно ничего не потеряет. Поэтому здесь по умолчанию отсутствует такое понятие, как «минимизация убытков».
Играя по этому сценарию, монополист выбирает для себя одну из линий поведения:
Для определения поведения предприятия используется два подхода:
В первом случае сопоставляются общие расходы с общим доходом в различных вариациях производства товара и его цены. Тот вариант, где разница между доходом и вложениями максимальна — это оптимальный вариант поведения для предприятия.
Во втором, совокупность оптимальной стоимости продукции и прибыли равна производственным затратам.
Эффективность и монополистическая конкуренция
Чтобы выявить эффективность монополистической (да и любой рыночной модели) нужно знать три показателя:
Если сопоставить все эти показатели, можно наблюдать нестабильность монополистической конкуренции, а все потому, что:
Поэтому говорить, что монополистическая конкуренция неэффективна, не совсем объективно, ведь именно благодаря появлению на рынке МК сейчас мы можем получать то, что нам действительно нужно, за те деньги, которые мы хотим платить. А ведь это не так уж и плохо, правда?
Понравилась статья? Комментируйте. До новых встреч!