Что не соколы крылаты чуют солнечный восход
Казачьи песни
Что не соколы крылаты чуют солнечный восход (3)
Что не соколы крылаты
Чуют солнечный восход—
Белого Царя казаки
Все сбираются в поход.
По линий Оренбургской
Не сизой орел летал—
Наказный атаман
Все по войску разъезжал,
Речь хорошую сказал:
„Казаки, вы, казаки,
Оренбургцы молодцы,
Вы не бойтеся, казаки,
Басурманские орды.»
Нам нечего бояться:
Мы поважены сражаться,
Поважены сражаться
С басурманскою ордой.
Соберем войска сотнями,
Мы составим сборный полк.
Артиллерия пальбою
Очищала путь вперед,
Кавалерия блеснула,—
Шашки остры—из ножен….
С генералом Тергукасом *)
Лестно было помереть.
За речкой, за рекой,
За турецкою ордой
Строил турок завал,
Строить башню не успел:
Оренбургские казаки
Его сбили в темный лес.
Под ракитовым кустом
Казак голову склонил,
Белый крест ко груди жмет,
Из его ран кровь идет.
Ст. Степная, 1905 г., казак Афанасий Корепанов; записана также подъесаулом Ив.Ив. Ивановым.
_____________
*) Ген.-лейт. Тергукасов в Турецкую войну 1877—78 г.г. был начальником эриванского отряда.
——ЭКСПРЕСС-ОПРОС——
«Какой народ поет так много, как русский! Какой народ так легко, не учась этому, вторит! Больше того: второй голос в русском народном пении составляет самостоятельную мелодию.
А многоголосное пение! Ведь даже итальянский народ, прославленной музыкальности, поет в унисон!»
Кутузов и казаки
Что не соколы крылаты
Чуют солнечный восход —
Царя белого казаки
Собираются в поход.
Как задумал князь Кутузов
«Как бы нам, братцы казаки,
Нам турецкий город взять?»
Тут казаки в черных бурках;
Они строят свой завал,
Они строят, поспешают —
Турка в гости к себе ждут.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
19. 1. Мамелюки – это черкесы-казаки. Скалигеровская история признает, что именно казаки завоевали Египет.
19. 1. Мамелюки – это черкесы-казаки. Скалигеровская история признает, что именно казаки завоевали Египет. Мамелюки считаются черкесами [99], с.745. Вместе с ними в Египет прибывают и другие кавказские горцы [99], с.745. Отметим, что мамелюки захватывают власть в Египте в 1250 году
Кутузов и Жуков
Кутузов и Жуков При обсуждении приведенных выше особенностей Аустерлицкой битвы получил вопрос: был ли Кутузов реальным главнокомандующим в момент битвы или он самоустранился? Как он мог быть главнокомандующим и не командовать? В двух словах это не объяснишь.Я понимаю,
ОПЕРАЦИЯ «КУТУЗОВ»
ОПЕРАЦИЯ «КУТУЗОВ» Цель операции состояла в том, чтобы ударами по сходящимся направлениям на Орел войск Западного, Брянского и Центрального фронтов расчленить орловскую группировку противника и разгромить ее по частям. Для этого создавались четыре ударные группировки:
Кутузов
Кутузов Вопрос 9.59В 80-х годах Кутузов получил знамя со странным названием «Зеленеющий лавр».О чем говорит это знамя?Вопрос 9.60В ночь с 11-го на 12 декабря 1790 года начался легендарный штурм Измаила. Одной из штурмующих колонн командовал генерал-майор Кутузов. Его батальоны
Кутузов
Кутузов Ответ 9.59О том, что Михаил Илларионович был масоном. Высоких степеней!Ответ 9.60Суворов ответил: «Я донес уже в Петербург о покорении Измаила, а Кутузова назначаю измаильским комендантом».Получив это известие, Михаил Илларионович вновь пошел на приступ, и Измаил был
МИХАИЛ ИЛЛАРИОНОВИЧ КУТУЗОВ (ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ)
МИХАИЛ ИЛЛАРИОНОВИЧ КУТУЗОВ (ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ) (1745-1813) Русский полководец, главнокомандующий в Отечественной войне 1812 года. Генерал-фельдмаршал. У «Спасителя Отечества» от нашествия Великой армии императора французов Наполеона Бонапарта до 1812 года было в биографии
13.1. Мамелюки — это черкесы-казаки Скалигеровская история признает, что именно казаки завоевали Египет
13.1. Мамелюки — это черкесы-казаки Скалигеровская история признает, что именно казаки завоевали Египет Мамелюки считаются ЧЕРКЕСАМИ [99], с. 745. Вместе с ними в Египет прибывают и другие КАВКАЗСКИЕ ГОРЦЫ [99], с. 745. Отметим, что мамелюки захватывают власть в Египте в 1250 году [797],
12 Кутузов
12 Кутузов После всего пережитого им в Москве, Александр, прибыв в начале августа в Санкт-Петербург, нашел совсем иную картину: народом там владели пораженческие настроения. При дворе находились немало призывавших к миру, и даже те, кто выступал против договоров с
Глава XXIX. Результат казацких бунтов. — Неизбежность отпадения Малороссии от Польши. — Казаки переселяются в московские владения. — Казацкая интрига в Турции. — Поход в Волощину. — Битва под горою Батогом. — Казаки побиты в Волощине. — Финансовая и нравственная несостоятельность панской республики.
Глава XXIX. Результат казацких бунтов. — Неизбежность отпадения Малороссии от Польши. — Казаки переселяются в московские владения. — Казацкая интрига в Турции. — Поход в Волощину. — Битва под горою Батогом. — Казаки побиты в Волощине. — Финансовая и нравственная
Кутузов Михаил Илларионович
Кутузов Михаил Илларионович Сражения и победыВеликий русский полководец. Граф, светлейший князь Смоленский. Генерал- фельдмаршал. Главнокомандующий Русской армией во время Отечественной войны 1812 года.Его жизнь прошла в сражениях. Личная храбрость принесла ему не
М.И. Кутузов — дипломат
М.И. Кутузов — дипломат Известный историк Е.В. Тарле писал о Михаиле Илларионовиче: «Анализ громадной, очень сложной исторической фигуры Кутузова иной раз тонет в пестрой массе фактов, рисующих войну 1812 г. в целом. Фигура Кутузова при этом если и не скрадывается вовсе, то
Как Кутузов стал главнокомандующим?
Как Кутузов стал главнокомандующим? После того как две русские армии соединились, встал вопрос о главнокомандующем. Багратион был искусен в бою, любим солдатами, но слишком горяч. Барклай-де-Толли считался опытнее и мудрее, но его критиковали в армии и в народе за
Казачьи песни
Что не соколы крылаты…
Что не соколы крылаты
Чуют солнечный восход —
Белого Царя казаки
Собираются в поход. (2 раза предыдущую и эту строчки)
Кровь их мужеством пылает,
Грудь отвагою полна,
Память славы вызывает
На поля Бородина, (2 раза предыдущую и эту строчки)
Где на поле басурманы
Шлют нам ядра на поклон.
Заметалися злодеи;
Выходи, Наполеон! (2 раза предыдущую и эту строчки)
„Смерть врагам!» сказал Кутузов
И с дружиною своей
Начал потчевать французов
По-казачьи, без затей! (2 раза предыдущую и эту строчки)
Вот с пригорка батареи
Шлют им ядра на поклон;
Зашаталися злодеи,
Захмелел Наполеон: (2 раза предыдущую и эту строчки)
Он надеялся на силу;
Нас не разведавши путем,
Себе заживо могилу
Русским выкопал штыком. (2 раза предыдущую и эту строчки)
Ах ли ты грозил войною,
Победить нас захотел,
Лишь с одною головою
Твой орел к нам залетел! (2 раза предыдущую и эту строчки)
Ст. Нижнеозерная, 1902 года, вахмистр Степан Ситников и бомбардир Василий Стрижев 56 лет.
——ЭКСПРЕСС-ОПРОС——
«Какой народ поет так много, как русский! Какой народ так легко, не учась этому, вторит! Больше того: второй голос в русском народном пении составляет самостоятельную мелодию.
А многоголосное пение! Ведь даже итальянский народ, прославленной музыкальности, поет в унисон!»
Что не соколы крылаты чуют солнечный восход
Былины. Исторические песни. Баллады
Составители А.Калугина, В.Ковпик
В книге, которую мы предлагаем читателю, публикуются лучшие образцы песенного эпоса русского народа: былины, исторические и балладные песни, а также скоморошины. В них в поэтической форме нашли отражение, с одной стороны, историческое сознание народа, идея служения Родине, любви к родной земле, к земледельческому труду, к близким людям, а с другой – обличение врагов, посягающих на Русь и разоряющих города и села, осуждение злодейств, осмеяние человеческих пороков и низменных поступков.
Былины – героический эпос русского народа, восходящий ко временам Киевской Руси, – до середины XX в. сохранялись преимущественно на Русском Севере (Архангельская область, Карелия) в устах сказителей, именовавших эти песни «старинами» или «старинками». Термин «былина» по отношению к ним был введен в употребление в 30-е гг. XIX в. собирателем и издателем фольклора И. П. Сахаровым, позаимствовавшим его из «Слова о полку Игореве» (автор которого ведет рассказ «по былинам сего времени», а не по старинным песням-«славам» в честь князей, созданным вещим певцом Бояном).
Сейчас это может показаться странным, но еще в середине XIX в. наша отечественная наука не располагала сведениями ни о бытовании былин, ни об их исполнителях – и это в то время, когда Богатырский эпос, как мы сейчас знаем, еще был широко распространен на территории России! Причину этого явления можно найти в петровских реформах, в результате проведения которых образованные слои русского общества приобщились к европейской культуре и в то же самое время отдалились от основной массы своего народа – крестьян – настолько, что о русском народном творчестве имели лишь самое приблизительное понятие (а подчас – ио самом языке: не случайно пушкинская Татьяна, «русская душою», «по-русски плохо знала» и «выражалася с трудом на языке своем родном»). Положение стало меняться лишь в эпоху романтизма, пробудившего внимание образованного русского общества к творениям «народного духа», передававшимся изустно в среде неграмотного в своей массе крестьянства. В 1830-1850-е гг. развернулась деятельность по собиранию произведений фольклора, организованная славянофилом Петром Васильевичем Киреевским (1808–1856 гг.). Корреспондентами Киреевского и им самим было записано около сотни былинных текстов в центральных, поволжских и северных губерниях России, а также на Урале и в Сибири, однако эти записи увидели свет только в 1860–1874 гг., когда собрание народных песен Киреевского издавал П. А. Бессонов.
До середины XIX в. былины были известны русскому читателю лишь по сборнику Кирши Данилова, первое (сильно сокращенное) издание которого под заглавием «Древние русские стихотворения» увидело свет в Москве в 1804 г., второе (значительно более полное) – в 1818 г. («Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым»). Считалось, однако, что представленные в этой книге песни уже перестали бытовать в народе. Сама личность составителя этого собрания произведений народного песенного эпоса, равно как и место, время и обстоятельства его возникновения оставались тайной вплоть до недавнего времени, когда трудами ученых, предпринявших обширные историко-архивные разыскания, было установлено, что Кирилл Данилов был заводским мастером в демидовском Нижнем Тагиле. Владея обширным фольклорным репертуаром, он в середине XVIII в. записал его (или продиктовал для записи) по поручению хозяина заводов – Прокофия Акинфиевича Демидова, который, в свою очередь, хотел передать эти песни в качестве важного исторического источника известному историку, академику Герарду-Фридриху («Федору Ивановичу», как его звали по-русски) Миллеру.[1] Весьма вероятно, что Кирилл Данилов оказался за Уралом не по своей воле: в России за иную песню могли сослать «в места не столь отдаленные» и в XX, и в XVIII веке. Думать так заставляет фраза, оброненная П. А. Демидовым в письме Г.-Ф. Миллеру от 22 сентября 1768 г.: «Я достал [эту песню] от сибирских людей, понеже туды всех разумных дураков посылают, которыя прошедшую историю поют на голосу».
Настоящим потрясением для научного мира стало открытие в середине XIX в. живой традиции былинного эпоса, причем недалеко от Санкт-Петербурга – в Олонецкой губернии. Честь этого открытия принадлежит Павлу Николаевичу Рыбникову (1831–1885 гг.), народнику, высланному в Петрозаводск под надзор полиции. Служа в губернском статистическом комитете, Рыбников в 18591863 гг. совершал деловые поездки по губернии, в ходе которых обнаружил десятки знатоков эпоса – сказителей – и записал от них 165 текстов былин, которые опубликовал в 1861–1867 гг.[2] Вот как собиратель описывает свою первую встречу с былинами (во время ночлега на Шуй-наволоке, острове в 12 верстах от Петрозаводска):
Ободренные находкой П. Н. Рыбникова, отечественные фольклористы во 2-й половине XIX – начале XX вв. предприняли множество экспедиций, в основном на Русский Север, где были открыты новые очаги сохранности песенного эпоса и от сотен сказителей сделаны записи тысяч былинных текстов (всего исследователь эпоса профессор Ф. М. Селиванов насчитывал к 1980 г. около 3000 текстов, представляющих 80 былинных сюжетов). К сожалению, к нашему времени былины полностью исчезли из живого бытования и являются теперь лишь величественным культурным наследием ушедшего прошлого нашей страны и народа. Условием сохранности былин была полная вера сказителей в правдивость описываемых ими событий (это неоднократно отмечалось фольклористами), в реальность Богатырей, в одиночку побивавших вражеские войска, Соловья-Разбойника, свистом валившего с ног Богатырского коня, крылатого Змея Тугарина и прочих диковин художественного мира былинного эпоса. Потрясения XX в. в мире и обществе, распространение школьного образования, изменение в мировоззрении и быте русского крестьянина разрушили эту наивную веру, и былины были обречены на вымирание.
Особого внимания заслуживает вопрос о соотношении былинного эпоса с исторической действительностью (т. н. «проблема историзма русского эпоса»), вызывавший и в XIX, и в XX веках бурные споры (особенно между историками и филологами).
Основоположник русской исторической науки В. Н. Татищев так писал о былинах в 1730-х гг.: «Хотя оне не таким порядком складываны, чтоб за историю принять было можно, однако же много можно в недостатке истории из оных нечто к изъяснению и в дополнку употребить».[4] Однако в дальнейшем, пренебрегая предостережением Татищева, некоторые ученые-историки излишне прямолинейно и однозначно «привязывали» былинные тексты к данным письменных и археологических памятников, считая, как, например, советский историк академик Б. Д. Греков, что «былина – это история, рассказанная самим народом».[5] Однако надо понимать, что героический эпос в силу особенностей своего «складывания» не отражает исторических событий, а преображает их; песенно-эпическая память народа – не том летописного свода, стоящий на полке, она не хранит деяний прошлого в точности, а представляет собою народное осмысление истории, воссоздание образца устройства общества и государства, и, передаваясь столетиями из уст в уста, изменяется, скрывая историческую первооснову под позднейшими наслоениями. Вот какова, по наблюдениям ученого 1-й половины XX в. профессора Н. П. Андреева, может быть эта «многослойность»:
Что не соколы крылаты чуют солнечный восход
Проливает кровь рекой».
Салтыков с казаками переправляется за Кубань
Куда ты, куда, наш Салтыков-князь,
Князь, да ты убираешься,
Через матушку Кубань-реку
Да ты переправляешься?
Занимать себе лагерь на пятнадцать верст,
Не грозная туча, туча грозная,
Она, туча, поднималася,
Поднималася в горах ордычушка,
Суворов ведет солдат на французов
Не две тученьки, братцы, не две грозные, братцы, ах, из гор
Выходила да наша сила-армия, братцы, ах, во чисто поле, Ах во чистое поле;
Выходил да он, всё наш родный батюшка, братцы, ах, да наш
Ах да наш граф Суворов.
Он своею да генеральской палочкой, братцы, ах, да он
Ах да он командрует:
«Ой вы братцы, да братцы вы солдатушки, братцы, бейте,
Ах бейте, не робейте!
Свинцу-пороху, братцы, вы солдатушки, братцы, ах, да вы
Ах да вы не жалейте!
У государя да, братцы, вы солдатушки, братцы, ах, у него
Ах у него казны много.
Самого-то вы ворога француза, братцы, ах, на штык
Ах на штык посадите,
А молодую-то всё его хозяюшку, братцы, ах, на вострую
Жалобы солдат на Павла I
Во столичном было городе,
Что во городе во Питере,
Во дворце было катерининском,
У ворот было воскрашенныих,
Молодой солдат на часах стоял.
Молодой солдат – рядовой служак.
Он бьет ружьем о сыру землю,
Он бьет ружьем, кричит голосом,
Кричит голосом, самым слезныим:
«Уж ты встань, проснись, наша матушка,
Наша матушка Катерина Алексеевна!
Без тебя нам жизнь похужела,
Жизнь похужела, поплошела,
От твово сына любимого,
Что от Павла от Петровича.
Стал он слушать иноземщину,
Немчуру ли некрещеную,
Ведет службу чужеземную.
Гонит силушку в Туретчину,
Во лихую во Неметчину,
Мрет там сила православная
Что от холода, от голода.
Встань, проснися, наша матушка,
Заступись за нас служивших,
За служивыих, за верныих».
Что ж это в каменной Москве за тревога,
Во призывный новый большой колокол прозвонили,
Во печальны славны барабанчики указы били?
Переставился наш родный батюшка Павел-император.
По всей матушке каменной Москве ладан спошибает.
Из палат несут его гробницу, несут золотую.
Во перед-то идут самой гробницы попы, патриархи,
Позади идут самой гробницы все князья, баря;
По правую руку идет гробницы сам сын цареев,
Он не так плачет, младый сын цареев, только что река
Он не так плачет, младый сын цареев, только что
«Ты не плачь-ка, младой сын цареев, не плачь,
«Да как жа мне не плакать, да как не тужить?
Подошли-то года плохие, господа лихие.
Изведут-то меня, млада царевича, за младые лета,
Не дадут мне, младу царевичу, да мне спомужати».
Песни о русско-персидской войне (1804–1813 гг.)
Коронация Александра и персидский шах
Ай да вот как ня буйненькие
Ой они были в поле ветрики ветры они подыма…
Ой да вот да не тепленькие они с моря воздухи Ай с моря в поле расстила… расстилалися.
Ой да вот и не зелененькая
Ой она стала, скажем, лес-дубровушка,
Дубровушка развярты… разверталася.
Ой да вот и ни лазоревами ой вот поля она светочками
Поля она украша… поля украшалася.
Ай да вот и как на тех жа ну было, ну было, скажем,
Русский царь ён карну… ой, царь карнуется.
Ай да ой, посылаить жа ён то ли ай да посоличков,
Ай да ён по, по всем ён по всем землям.
Ай да ой изо всех-то земель
Ай да короли, князья яны соезжали… ай соезжалися.
Ай да как один-та из них только да шах персидский
Один не пожа… ай не пожаловал
Ой да вот и приезжали к нему, к нашему, яму Александру-царю.
Они все князья… ай князья-бояры.
Ой да вот и сы такими ды яны ой яни, скажем, сы подарками,
Подарками даргоце… с даргоценными.
Ой да вот и яни просют ды яго, нашего яго Александру-царя,
Яго было все на пир ай на пир погулять.
Что не соколы крылаты
Чуют солнечный восход —
Царя белого казаки
Собираются в поход.
Как задумал князь Кутузов
«Как бы нам, братцы казаки,
Нам турецкий город взять?»
Тут казаки в черных бурках;
Они строят свой завал,
Они строят, поспешают —
Турка в гости к себе ждут.
Платов встречает казаков
Не травушка, не ковылушка к земле клонится,
Царя белого армеюшка Богу молится,
Царя белого армеюшка – донские казаки:
Помолившись, распростившись, на конь садилися,
Приложили свои вострые дротики на черну гриву.
Они билися-рубилися день до вечера,
Со вечера до полуночи, а с полуночи до белой зари!
Не гусюшки и не лебеди напролет летят,
Идут-то, идут донские казаки с батальицы,
Со страшного кровопролития турецкого,
Притомленных добрых коней в поводу ведут,
Кровавое свое платье цветное в тороках везут,
А царское знамечко-то на плечах несут.
Навстречу донским казакам генерал Платов:
«Где были вы, слуги верные, где вас Бог носил?»
«Мы идем-то, идем сы батальицы,
С того страшного кровопролитьица турецкого!»
Стоит тут генерал Платов, призадумался,
Призадумавшись, он слезно плакать стал!
Платов ведет казаков на неприятеля
Вот как хвалится-похваляется генерал Платов:
«Есть у меня на тихом Дону слуги верные,
луги верные, донские казаки —
Вы орлы-то мои, орлы сизокрылые,
Соколы вы мои залетные!
Вы седлайте своих добрых коней, не замешкайте,
Вы поедемте в чисто поле, поотведаем,
Поглядим, посмотрим во все стороны:
Отчего-то наша армеюшка потревожилась?
Потревожилась она от неприятеля,
От неприятеля, от злых черкес!»
Ходоки у царя в Петербурге
Вы орлы мои сизокрылые,
Соколы наши поднебесные,
алекохонько орлы залетели
В тот ли же Петербург-город
К нашему императору
К Александру сыну Павловичу.
Уж на них государь прогневался,
Он велел с них обрать платье цветное,
Платье цветное, все казацкое,
Он велел обрядить в платье штатское,
Что в платье штатское, во солдатское,
Он велел им обрить всем бороды.
Уж и тут они его ослушились:
«Ох ты гей еси наш батюшка,
Православный царь Александр Павлович!
Не приказывай ты нам обрить бороды,
Прикажи ты нам рубить головы».
Песни об Отечественной войне 1812 г
Французский король пишет письмо Александру
Не в лузях-то вода полая разливалася —
Тридцать три кораблика во поход пошли.
С дорогими со припасами – свинцом-порохом.
Французский король царю белому отсылается:
«Припаси-ка ты мне квартир-квартир, ровно
сорок тысяч. Самому мне, королю, белые палатушки».