Что не собирает чудак в стихотворении
Николай Зиновьев из новой книги
Николай Зиновьев из новой книги
†††
Как ликует заграница
И от счастья воет воем,
Что мы встали на колени.
А мы встали на колени
Помолиться перед боем…
Николай ЗИНОВЬЕВ, г. Краснодар
В ДЕТСКОМ САДУ
Над клумбой бабочки порхают
И небо льётся синевой.
В тени песочницы играют
Солдаты Третьей мировой.
Николай ЗИНОВЬЕВ, г. Краснодар
†††
Я верю, Россия очнётся,
Чтоб доброе дело творить,
Но прежде такое начнётся,
О чём я боюсь говорить.
Николай ЗИНОВЬЕВ, г. Краснодар
†††
Вот сменила эпоху эпоха,
Что же в этом печальней всего?
Раньше тайно мы верили в Бога,
Нынче тайно не верим в Него.
Николай ЗИНОВЬЕВ, г. Краснодар
СЕМЕЙНОЕ ПРЕДАНИЕ
Душ любимых спасения ради,
Богомолом прослывши окрест,
Раз в году в церковь хаживал прадед…
На коленях… В соседний уезд.
Николай ЗИНОВЬЕВ, г. Краснодар
†††
Не борода, а лопата,
Глянешь и скажешь: бандит.
Что от меня ему надо,
Что он за мною следит?
Грязный, худой, как все бомжи,
Вот отошёл он к стене.
Вот возвратился. О Боже,
Вот он подходит ко мне.
†††
У знакомых — больная дочь.
Инвалид, понимаешь, с детства.
И никто ей не может помочь.
Нету в мире такого средства.
Понимаю, что я ни при чём,
Понимаю, умом понимаю…
Но немеет под левым плечом,
Когда взгляд на неё поднимаю…
Николай ЗИНОВЬЕВ, г. Краснодар
ИЗ ДЕТСТВА
Воды и солнца тут без меры,
А сколько песен под баян
Здесь спето нами, пионерами, —
Детьми рабочих и крестьян.
Поём о Родине могучей,
О добрых, доблестных делах.
И развивается над кручей
Родной с рожденья красный флаг.
В жару лежим ничком под тентом,
Бросаем камешки в овраг
И точно знаем: президентом
Быть может враг, и только враг.
Николай ЗИНОВЬЕВ, г. Краснодар
†††
Во сне я молился, и плакал,
И свечку сжимал в кулаке,
А воск с неё на руку капал
И кровью стекал по руке.
И стали стекающей крови
Речные долины тесны,
И мальчик, плывущий на кровле,
Сказал мне, нахмуривши брови:
«Не смей истолковывать сны. »
Николай ЗИНОВЬЕВ, г. Краснодар
†††
Однажды после пьянки
Проснёшься сер и хмур,
В окно посмотришь: янки
На завтрак ловят кур.
Чужим гортанным смехом
Буравят тишину
И тащат на потеху
В сарай твою жену.
Взлетают крик и перья,
Кровавится рассвет,
А у тебя с похмелья
Подняться силы нет.
Николай ЗИНОВЬЕВ, г. Краснодар
ВИДЕНИЕ
Солдат спускается с пригорка,
С семьёю встреча впереди.
Медаль «За взятие Нью-Йорка»
Я вижу на его груди.
Я вижу: дочка его Танька
На речку гонит двух гусей,
Где с башни натовского танка
Сын Федька ловит карасей.
Николай ЗИНОВЬЕВ, г. Краснодар
НЕВЕДЕНЬЕ
Суперлайнер по курсу летел,
И в салоне кто тихо храпел,
Кто разгадывал глупый кроссворд,
Кто-то пил понапрасну лекарство…
Ведь не ведали люди, что борт
В двух часах от Небесного Царства.
Николай ЗИНОВЬЕВ, г. Краснодар
Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.
Михаил Давидович Яснов (рож. 1946)
(1) Однажды в лесу объявился чудак.
(2) Чудак занимался чудачеством так:
(3) Он нюхал,
скоблил,
разрывал,
растирал
(4) И запахи всюду, где был, собирал.
(5) Он запах брусники в ведёрке унёс,
(6) За пазухой –
запах осин и берёз,
(7) А запах цветов и травы –
в рюкзаке,
(8) А запах жуков сохранил в коробке.
(9) Потом у реки объявился чудак.
(10) Чудак занимался чудачеством так:
(11) Бродил у воды,
у подножия скал
(12) И тени повсюду, где был, собирал.
(13) Он в книгу закладывал тень облаков
(14) И быстрые тени мелодий и слов,
(15) И влажные тени тяжёлых камней –
(16) Он высушил целый гербарий теней.
(17) Потом на лугу объявился чудак.
(18) Чудак занимался чудачеством так:
(19) Ходил по селениям,
мал да удал,
(20) И звуки повсюду, где был, собирал.
(21) Бывало, он руку засунет в рукав,
(22) А там раздаётся
«фыр-фыр» и «гав-гав»,
(23) В карманах звенели
«чик-чик-чикчирик»,
(24) И «му-у-у» не смолкало при нём ни на миг.
(25) Как славно в лесу, на лугу, у реки,
(26) В том мире, где всё ещё есть чудаки:
(27) Идти бы за ними на запад, на юг,
(28) За облачной тенью,
на запах,
на звук!
13. Что НЕ собирает чудак?
Ответ можно сохранять несколько раз
14. Где НЕ появляется чудак?
Ответ можно сохранять несколько раз
15. Какое словосочетание можно понять и в прямом, и в переносном смысле?
закладывал в книгу
руку засунет в рукав
Ответ можно сохранять несколько раз
16. Кем может быть чудак?
Отметьте ДВА варианта.
Ответ можно сохранять несколько раз
17. В каких строках встречаются звукоподражания?
Напишите их номера в отдельные поля для ответов.
При нажатии на знак «+» добавляется ещё одно поле для ответа.
Ответ можно сохранять несколько раз
18. Напишите номер строки, в которой чудак охарактеризован с помощью фольклорного оборота.
Число
Ответ можно сохранять несколько раз
19. Укажите номера полностью повторяющихся строк. Каждый номер пишите в отдельном поле.
При нажатии на знак «+» добавляется ещё одно поле для ответа.
Ответ можно сохранять несколько раз
20. Чему уподоблены тени в строке 16?
Памяти Михаила Давидовича Яснова
27 октября 2020 года ушёл из жизни Михаил Давидович Яснов. Для всех нас, знавших, читавших, любивших Михаила Давидовича, приглашавших его к своим ученикам, это – огромная потеря, неутихающая боль.
Во время встреч со школьниками Яснов всегда был удивителен, как будто бы он и не поэт вовсе, а учитель-виртуоз, способный слышать каждого ребёнка и вдохновить его, сделать из любого хулигана – настоящего поэта.
В последние годы мы всё чаще говорили о стихотворениях Яснова на уроках, в модули по литературе для СберКласса, созданные командой Гильдии словесников, его тексты вошли как непременная часть обучения школьников анализу поэтического текста. Ведь как органично у него получалось слово превратить в волшебство, шутку обернуть драматичным рассуждением о смысле жизни. Всегда кажется, что в его текстах поэзия рождается не где-то за письменным столом поэта, а прямо на наших глазах.
Подборка, которую мы составили, в высшей степени условна. Для нас было важно, чтобы «детские» и «взрослые» тексты стояли в одном ряду, потому что, как для никого другого, для Яснова это разделение условно. А тексты мы «отобрали» просто те, которые вспоминали его друзья, наши коллеги, издательства и библиотеки, превратившие скорбную ленту Фейсбука в день после смерти поэта в «ленту Яснова».
Светлая память Михаилу Давидовичу!
ЗАКЛИНАНИЕ
Усни на моем плече посреди зимы,
которую так давно торопили мы,
чтоб снег невидимкой сделал укромный дом, –
усни поскорей, я счастлив твоим теплом.
Усни на моем плече посреди страны,
в которой мы все заложники той шпаны,
что напрочь забыла про детскую боль и грусть, –
усни поскорей, я так за тебя боюсь.
Усни на моем плече посреди беды,
в которой мы так бесславны и так тверды,
что только вдвоем сумеем ее прожить, –
усни поскорей, нам утром опять тужить.
Усни на моем плече посреди любви,
которой так мало надо: одной любви,
любви при одной звезде, при одной свече, –
усни поскорей, усни на моем плече.
ГЛАВНОЕ ЖЕЛАНИЕ
Больше всего на свете
Хочу, чтоб накрыли стол,
И чтобы сегодня папа
Чуть-чуть пораньше пришёл,
И чтоб нарядилась мама
И улыбнулась всем,
И чтобы меня похвалили
За то, что молчу и ем.
Больше всего на свете
Хотелось бы так пожить!
И чтобы хватило времени
Со всеми поговорить.
* * *
Мы принесли домой ежа —
Всю ночь по комнате кружа,
Он топал, топал, топал.
Стучал ногами об пол.
Наверно, думал бедный ёж:
«Вот этот круг сейчас пройдёшь —
И будешь на свободе,
В лесу ли, в огороде…»
Двадцатый круг, тридцатый круг —
Но где он, лес? И где он, луг?
Как путь нелеп и тяжек
Вдоль гладких деревяшек!
Мы распахнули дверь ежу —
И он ушёл в своё «шу-шу».
И в свой «фыр-фыр».
И в свой «топ-топ» —
В огромный мир ежиных троп.
ГОРЕСТИ-ПЕЧАЛЕСТИ
МЫ И ПТИЦЫ
Мы птиц проходим,
Всё, как есть, —
Строенье, оперенье,
И что, и сколько могут съесть,
Полёт их и паренье.
Мы птиц проходим.
А они —
Они нас пролетают,
Глядят на школьные огни
И знать про нас не знают.
Живут среди ветвей густых,
Своих птенцов выводят,
Покуда школьники про них
Каракули выводят.
Вот если бы наоборот —
Летали мы на воле,
Тогда они бы круглый год
Нас проходили в школе:
О чем болтаем, что зубрим,
Что в переменку съели,
С кем подрались:
А мы бы им
Чирикали и пели!
СЧИТАЛКА
Тазик с дыркой для гвоздя,
фотография вождя,
старый дворик, новый дом,
утром — солнце за окном,
звон резиновых мячей,
запах елочных свечей,
Левитана грозный бас,
«А у нас в квартире газ!»,
россыпь кашки по лугам,
«Ба-ка-ле-я» по слогам,
шум, гудки, курантов бой,
линза с пробкой и водой,
промокашка, пресс-папье,
Пушкин, «Сказка о попе»,
Михалков, Житков, Маршак,
школа, парта, красный флаг,
«Рио-рита», патефон.
Детство, детство, — выйди вон!
У прохожих на виду
Маму за руку веду.
Мама маленькою стала,
Мама сгорбилась, устала,
Мама в крохотном платке —
Как птенец в моей руке.
У соседей на виду
Маму в комнату веду.
Подведу её к порогу,
Покормлю её немного,
Уложу поспать в кровать.
Будем зиму зимовать.
Ты расти, расти во сне —
Станешь ласточкой к весне,
Отдохнешь и отоспишься,
Запоёшь и оперишься,
И покинешь тёплый дом,
И помашешь мне крылом.
У прохожих на виду
Маму за руку веду.
Мама медленно идёт,
Ставит ноги наугад.
Осторожно, гололёд!
Листопад. Звездопад.
Ну кто еще решится на такое?
Пожалуй, только мы с тобой рискнем:
тебе чуть-чуть любви, а мне — покоя,
а воля остается за окном.
Я выгляну, а там, внизу, отчасти
распутица, отчасти — гололед.
А впрочем, разговор идет о счастье.
— О чем, о чем?
— О том, что снег идет.
* * *
Посижу в шалаше за домом,
Прикоснусь на солнце
К плющу,
В перелеске,
Насквозь знакомом,
Подберёзовик поищу,
Выйду в поле,
Схожу на речку,
Постою под большой сосной…
Поцелую дачу
В дощечку,
Чтоб вернуться сюда весной!
* * *
Везёт меня лошадка
В далекий край везёт.
Там всем живётся сладко
Без горя и забот.
Ах, в том краю незримом,
Не знавшимся с бедой,
Все трубы пахнут дымом,
Все очаги – едой.
Везёт меня лошадка
Сквозь годы и года,
Но я забыл, откуда,
И позабыл, куда.
Туда-сюда лошадка
Везёт меня опять.
Что наша жизнь?
Загадка.
Попробуй разгадать!
* * *
Однажды в лесу объявился чудак.
Чудак занимался чудачеством так:
Он нюхал,
скоблил,
разрывал,
растирал
И запахи всюду, где был, собирал.
Он запах брусники в ведёрке унёс,
За пазухой —
запах осин и берёз,
А запах цветов и травы —
в рюкзаке,
А запах жуков сохранил в коробке.
Потом у реки объявился чудак.
Чудак занимался чудачеством так:
Бродил у воды,
у подножия скал
И тени повсюду, где был, собирал.
Он в книгу закладывал тень облаков
И быстрые тени мелодий и слов,
И влажные тени тяжёлых камней —
Он высушил целый гербарий теней.
Потом на лугу объявился чудак.
Чудак занимался чудачеством так:
Ходил по селениям,
мал да удал,
И звуки повсюду, где был, собирал.
Бывало, он руку засунет в рукав,
А там раздается
«фыр-фыр» и «гав-гав»,
В карманах звенели
«чик-чик-чикчирик»,
И «му-у-у» не смолкало при нём ни на миг.
Как славно в лесу, на лугу, у реки,
В том мире, где всё ещё есть чудаки:
Идти бы за ними на запад, на юг,
За облачной тенью,
на запах,
на звук!
НЕМОЕ КИНО
Когда я уеду из мест,
где жил за полвека до смерти,
что вспомню? Я вспомню подъезд,
под аркой, на Невском проспекте.
Как давний пустяк, невзначай,
как кадры немых кинохроник,
я вспомню облупленный рай
размером в один подоконник,
оставшийся чудом витраж,
стеклянные ромбы, как соты,
цветной заоконный пейзаж –
былые края и красоты.
Все помню – и ход на чердак,
и стены, седые от пыли,
и только не вспомнить никак,
о чем мы тогда говорили.
А было же! Точно игла,
кололо, вонзенное ловко,
словечко, и до смерти жгла
открытая настежь издевка.
Как будто на стыке культур,
входили в словесные стычки
вершащий судьбу каламбур,
цитаты, отсылки, кавычки…
Нас громко гоняли жильцы,
качали вослед головами,
не зная, что эти юнцы
хмельны не вином, а словами.
Казалось, забыть мудрено –
останется с гаком на старость…
А вышло – немое кино.
Все помню, но слов – не осталось.
ОСЕННИЙ ДЕДУШКА
Ветер в небе тучи сгрёб
И устал порядком.
Старый дождик — шлёп да шлёп
Шаркает по грядкам.
Сад, как маленький, притих,
И среди растений
Бродит в шлёпанцах своих
Дедушка осенний.
И глядит из мокрой тьмы,
И в окно стучится:
Спят ли в доме?
Спим ли мы?
Сплю.
Мне дождик снится.
БЕЗ ДЕДУШКИ
Умер дедушка. Тихо в квартире.
Только мама нет-нет да вздохнёт.
Двину пешку е-2 е-4
И за дедушку сделаю ход.
И за дедушку гляну в окошко,
Посмотрю, что творится внизу.
И за дедушку утром картошку,
Встав пораньше, домой принесу.
Не читается новая книжка.
Не бежится к ребятам в подъезд.
И за дедушку младший братишка
Больше ложку овсянки не ест.
* * *
Жил-был еврей рассеянный
во всей красе и силе.
Жил-был, как все, – рассеянный
почти по всей России.
Средь улиц и завалинок
жил при своем достатке:
на пятки вместо валенок
натягивал перчатки.
Бродил своей походкою
от Вятки до Анапы
порой со сковородкою
надетой вместо шляпы.
В вагончике отцепленном
так сладко просыпаться.
Теперь в золе и пепле нам
приходится копаться.
Все выскоблено дочиста
и выгорело начисто –
осталось только творчество
по имени чудачество.
Чудачество! От мира ведь
куда ему деваться?
В Чудетство эмигрировать
и загримироваться.
Кати в своем вагончике,
нелепый, бесполезный,
по лезвию, на кончике,
над этой страшной бездной.
Глядишь, и карта выпадет,
и вытянется фант.
Ну, что еще нам выпадет,
еврейский музыкант?
Пахнет варежка лошадкой.
Я в неё уткнусь украдкой
И припомню, как с лошадкой
Поделился шоколадкой —
Сладкой, маленькой и хрупкой:
— На, пожалуйста, похрумкай!
КРЫЛАТОЕ ДЕРЕВЦЕ
Тогда я полил
Этот холмик водой
И палку воткнул у куста,
Чтоб весной
Найти это место,
Не сбиться.
Проклюнься, пожалуйста,
Птица!
Жак Превер
Как нарисовать птицу (пер. М. Яснова)
Сначала мы нарисуем
клетку с открытой дверцей
потом нарисуем в клетке
то что приятно птицам
то что полезно птицам
то что нравится птицам
то что нужно в лесу им
Потом нам следует выбрать дерево
березу
или осину
к стволу прислонить картину
потом за деревом спрятаться молчать
и не шевелиться
Порой не пройдет и мгновения
как появится птица
а может быть долгие годы
придется прождать
Тем не менее
дождемся
для нашей картины
важнее всего
терпение
А когда объявится птица
если только такое случится
главное убедиться
что в клетку хочется птице
и когда вспорхнет она в клетку
мы запрем ее дверцу кистью
и сотрем осторожно прутья
не задев оперенья птицы
А теперь завершим картину
нарисуем на месте клетки
березу или осину
с птицей на лучшей ветке
нарисуем как листья трепещут
как сквозняк обдает холодком их
и под солнцем полет пылинок
и шуршание насекомых
Теперь остается главное
чтобы птица запела
а если она не запела признаемся плохо дело
со славой можно проститься
но если запела птица
значит в своих талантах
можем мы убедиться
и вырвав перо у птицы
величия поднабраться
и можем в углу картины
немедленно расписаться
Разбор песни Сплин «Чудак»
Автор: Guru · 29.04.2018
Сплин — очень известная и популярная рок-группа как среди молодёжи, так и среди взрослого поколения. Их популярность не угасает с течением лет благодаря лиричному звучанию большинства песен, злободневности проблем, затронутых в текстах, и таланту исполнителей, который неизменно находит отклик в сердцах слушателей.
«Чудак» — песня группы «Сплин» из альбома «Обман зрения», вышедшего в 2012 году. Автор текста и музыки песни «Чудак» — Александр Васильев.
Поначалу, слушая эту композицию, человек слабо представляет себе её конкретную тематику: ну чудак, ну идёт под палящим солнцем, ну с рюкзаком за спиной, ну и что? Но к концу песни картина начинает проясняться: если сначала кто-то и мог уже догадываться о христианском мотиве композиции, то к её середине всё становится более чем ясно — речь идёт об Иисусе. Что примечательно, сам Александр ранее эту тему в своих произведениях не затрагивал.
Именно лиричность песни и её смысл вызывают такую эмоцию, которая внешне выражается «мурашками» на коже. Идея вполне проста и понятна: лирический герой — Иисус Христос, в песне чудак, несёт благую весть людям – как им спастись, как им искупить свои грехи, несёт им, как ему кажется, смысл – религию. Он свято верит в то добро, которое он вот-вот сделает, в то, что его поймут и примут. Но, как оказалось, обыватели не были готовы к таким изменениям, к таким идеям, которые проповедовал «чудак», и «люди взяли его и гвоздями прибили к кресту». Кстати, именно эта строчка вносит полную ясность в смысл песни, и именно от неё обычно идёт «мороз по коже».
«Чудак», без сомнений, является одной из самых пронзительных песен «Сплина». Даже неверующие слушатели, кому чужда тема Христианства, веры, религии, чувствуют настроение композиции, её тоску и даже где-то умиротворённость, будто бы сам чудак в закромах души готовился к тому, что люди его не поймут и заранее их простил. Этот мирный, спокойный поток слов в песне, без резких скачков, подъёмов тона создаёт эффект неожиданности, когда до слушающего, наконец, доходит, о чём говорится в композиции, и насколько тема эта щепетильна и серьёзна.
«Love and peace» — вот девиз того «чудака», который тихо шёл под палящим солнцем, неся благую весть людям, неся им «надежду, любовь, красоту», Веру. И вся песня эта буквально источает мир и любовь, пусть даже мотив здесь достаточно грустный и тоскливый. Сам Александр, автор текста, песню не комментирует. Однако, каждый, кто вслушается в слова и немного поразмыслит, сможет сделать для себя какие-то выводы, что-то понять. Также к этой песне музыканты сделали авторское видео, его монтажом занимался сам автор песни. Клип получился достаточно простым, но прекрасно отражающим настроение композиции. Возможно, став главным действующим лицом клипа, Александр Васильев как-то отождествляет себя с лирическим героем песни, он тоже пытается что-то донести до своей аудитории посредством творчества, но не всегда находит отклик и взаимопонимание. Но об истинных мотивах нам остаётся лишь гадать.
Возможно, не стоит быть столь категоричными и воспринимать всё так буквально. Эта песня пусть и содержит христианские мотивы, что, несомненно, но здесь может идти речь о таких обыденных вещах, как ответственность за свои поступки, о добре, сочувствии и так далее. Песня — не только о Иисусе Христе, она о жизни в целом, о поступках людей. Как часто творцы, несущие какие-то смелые, нужные, революционные идеи, не были услышаны, а после их жертвы, после смерти окружающие понимали, как важны были их слова, но было уже поздно. Человечеству тяжело даётся принять что-то новое, уйти от обыденности, от привычного уклада жизни, поэтому мы часто воспринимаем всё новое в штыки, не разобравшись до конца, не попытавшись понять, поразмыслить, делая скоропалительные выводы и совершая порой поступки, несущие за собой необратимые последствия.
Самый главный посыл песни «Чудак», главное, о чем поёт Александр – это любовь. Она спасёт, она искупит, она очистит. И неважно, ответят ли Вам тем же – любовь не ищет взаимности, она самодостаточна и сильна в своём проявлении.
Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему «Юмор в произведении Ю. Д. Владимирова «Чудаки»
Тема урока Юмор в произведении Ю.Д.Владимирова «Чудаки».
Цель: познакомить учащихся с творчеством А. Введенского и Ю. Владимирова.
Задачи с учётом ФГОС:
*Предметные компетентости: обобщить знания учащихся об учёных и чудаках, учить отличать журнал от книги, соотносить автора, название и героев прочитанных произведений, воспринимать на слух стихотворения в исполнении учителя, уметь определять главную мысль, читать выразительно.
проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор.
включаться в литературно-творческую деятельность на уроке по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей, эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
оценивать результаты своих действий и результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
анализировать причины успеха
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
понимать переносное значение образного слова.
прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.
аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.).
Климанова Л.Ф. литературное чтение.2 класс;
Компьютер, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику, дидактические карточки, сказочные персонажи (Незнайка, Баба-Яга,Мальвина, Иван Царевич, Буратино, Клоун), портреты писателей, копии обложек журналов « Чиж» и «Ёж».
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.
Что такое, что случилось?
Почему звенит звонок?
Мы готовы, стол в порядке,
2. Речевая разминка.
А ) Выразительное чтение стихотворения по рядам .( Карточки лежат на партах)
— Сейчас мы с вами прочитаем стихотворение про лошадь. Возьмите розовую карточку. Она у вас находится на партах. Положите его на середину парты, потому что мы будем работать парами.
Б )Словарная работа.
В этом произведении вам встретятся фразы, значения которых я бы хотела уточнить.
Калоши поплоше- похуже.
Погожий денёк –отличный, ясный, без осадков.
По улице сплошь-везде, повсюду.
— Читать будем рядами: 1 ряд с вопросительной интонацией, 2- с утвердительной, 3-сердито, а в конце всем классом-весело.
Если денёк выдается погожий,
Лошадь гуляет в калошах хороших.
(3 ряд. Сердито)
Если же лужи по улице сплошь,
Лошадь гуляет совсем без калош.
Что же ты, лошадь, жалеешь калоши?
Разве здоровье тебе не дороже?
-Молодцы. Как вы считаете, правильно ли себя ведёт лошадь? Что вы ей посоветуете.
3. Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть стихотворения « Очень-очень вкусный пирог»
Как нужно рассказать стихотворение? ( Громко, без искажений, выразительно).
4. Сообщение темы и цели урока.
— Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с весёлым и смешным стихотворением талантливого поэта. (Ю. Владимиров « Чудаки» А) ZЮ . Q В Ld лади w миро f в « J Чу R д Y аки r ».
— Тема нашего урока следующая «Юмор в произведении Ю.Д.Владимирова «Чудаки».
6.Работа по теме урока.
1) Рассказ подготовленного ученика о Юрии Дмитриевиче Владимирове сопровождается с показом книг.
Стихи он начал сочинять очень рано, когда ещё не умел писать.
Первую книгу Юрия Владимирова « Ниночкины покупки» напечатали в 1928 году, когда ему было 18 лет, затем вышли в свет «Оркестр», «Евсей».
Позже он стал тесно сотрудничать с группой ОБЭРИУтов. В неё входили Д. Хармс, Н.А. Заболоцкий, А. И. Введенский. На вопрос, что такое ОБЭРИУ, они отвечали: «Объединение реального искусства». А на вопрос:
« Почему У в конце?», отвечали: « Потому что, потому всё кончается на «У». «У» здесь только для красоты». Они трудились в Петербурге над изданием детских журналов « Чиж» и «Ёж».
3) Стихотворение « Чудаки»
-Сегодня мы прочитаем стихотворение «Чудаки» (с.176).
-Кто обычно носит такой головной убор?(Картинка клоуна)
— В тексте вам встретятся такие слова: «пятак» и «кушак». Что они обозначают?
Кушак- широкий и длинный матерчатый пояс .( Картинка Ивана царевича)
5)Первичное восприятие текста.
-Посмотрите на слайд и послушайте, как читает это стихотворение народный артист РФ Вениамин Смехов. (Слушают запись и следят по учебнику.)
Анализ прочитанного.
-Определите, соответствует ли название стихотворения его содержанию?
Ребята, обратите внимание на людей на этом слайде. Как они одеты? Как вы считаете, они похожи на чудаков? Почему? (По внешней одежде).
6) Первичное чтение детьми шёпотом.
-Какое настроение вызывает это стихотворение?
7) Чтение сильными учениками по отрывкам. (3-4 чел.)
-Какая беда произошла на базаре с чудаками? Найдите в тексте и прочитайте.
-Посмотрите на иллюстрацию в книге. Обратите внимание на выражения лиц людей. Что могут передать эти мимики и жесты?
-Как вы думаете, ситуация, о которой рассказывает автор: весёлая, грустная, забавная или поучительная.
– Как бы вы помогли чудакам разрешить их «беду»?
-Молодцы, вы хорошо поработали. А сейчас весёлый клоун приглашает вас на зарядку.
Исполнение клоунской зарядки « Ножками потопали раз, два, три…»
8. Продолжение работы по теме урока.
— Подготовить выразительное чтение стихотворения «Чудаки».
(Можно предложить детям стихотворение «Чудаки» выучить наизусть. Придумать еще историю, которая могла бы произойти с чудаками)
— Стихотворение какого поэта изучали на уроке?
— Как называется стихотворение, которое вы изучили.
— Чему учит это стихотворение?
-Оцените свою работу. Заполните зелёные карточки. Под самооценкой напишите своё имя и фамилию.