Что не смачивает вода
Что не смачивает вода
Сма́чивание — это поверхностное явление, заключающееся во взаимодействии жидкости с поверхностью твёрдого тела или другой жидкости. Смачивание бывает двух видов:
Если жидкость контактирует с твёрдым телом, то существуют две возможности:
Если опустить стеклянную палочку в ртуть и затем вынуть ее, то ртути на ней не окажется. Если же эту палочку опустить в воду, то после вытаскивания на ее конце останется капля воды. Этот опыт показывает, что молекулы ртути притягиваются друг к другу сильнее, чем к молекулам стек ла, а молекулы воды притягива ются друг к другу слабее, чем к молекулам стекла.
Если молекулы жидкости при тягиваются друг к другу слабее, чем к молекулам твердого вещества, то жидкость называют сма чивающей это вещество. Например, вода смачивает чистое стекло и не смачивает парафин. Если молекулы жидкости притягиваются друг к другу сильнее, чем к молекулам твердого вещества, то жидкость называют не смачивающей это вещество. Ртуть не смачивает стекло, однако она смачивает чистые медь и цинк.
Расположим горизонтально плоскую пластинку из какого-либо твердого вещества и капнем на нее исследуемую жидкость. Тогда капля расположится либо так, как показано на рис.5(а), либо так, как показано на рис. 5(б).
Что не смачивает вода
Выполнила: Тюрина Анастасия.
Степень смачивания характеризуется углом смачивания. Угол смачивания (или краевой угол смачивания)- это угол, образованный касательными плоскостями к межфазным поверхностям, ограничивающим смачивающую жидкость, а вершина угла лежит на линии раздела трёх фаз. Измеряется методом лежащей капли. Мерой смачивания служит краевой угол θ — это угол между плоскостью, касательной к поверхности жидкости, и стенкой (плоскостью поверхности твердого тела). Внутри краевого угла всегда находится жидкость. Для смачивающей жидкости θ — острый, для несмачивающей θ — тупой. При полном смачивании θ = 0, при полном несмачивании θ = 180°.
Опыты, подтверждающие существование явлений смачивания и несмачивания
Положите рядом стеариновую и стеклянную пластинки. Капните из пипетки на каждую из них по маленькой капле воды. На стеариновой пластинке получится полушарие диаметром примерно 3 миллиметра, а на стеклянной пластинке капля растечется. Теперь возьмите стеклянную пластинку и наклоните ее. Капля уже и так растеклась, а теперь она потечет дальше. Молекулы воды охотнее притягиваются к стеклу, чем друг к другу. Другая же капля будет кататься по стеарину при наклонах пластинки в разные стороны. Удержаться на стеарине вода не может, она его не смачивает, молекулы воды притягиваются друг к другу сильнее, чем к молекулам стеарина.
Несмачивание в природе.
Роль поверхностных явлений в природе разнообразна. Например, поверхностная плёнка воды является для многих организмов опорой при движении. Такая форма движения встречается у мелких насекомых и паукообразных. Наиболее известны водомерки, опирающиеся на воду только конечными члениками широко расставленных лапок. Лапка, покрытая воскообразным налётом, не смачивается водой, поверхностный слой воды прогибается под давлением лапки, образуя небольшое углубление. Подобным образом перемещаются береговые пауки некоторых видов, но их лапки располагаются не параллельно поверхности воды, как у водомерок, а под прямым углом к ней.
Перья и пух водоплавающих птиц всегда обильно смазаны жировыми выделениями особых желёз, что объясняет их непромокаемость. Толстый слой воздуха, заключённый между перьями утки и не вытесняемый оттуда водой, не только защищает утку от потери тепла, но и чрезвычайно увеличивает запас плавучести, действуя подобно спасательному поясу.
Воскообразный налёт на листьях препятствует заливанию так называемых устьиц, которое могло бы привести к нарушению правильного дыхания растений. Наличием того же воскового налёта объясняется водонепроницаемость соломенной кровли, стога сена и т.д.
Заключение
Таким образом, явления смачивания и несмачивания имеют важное значение в природе, промышленной технологии, быту. Хорошее смачивание необходимо при крашении и стирке, обработке фотографических материалов, нанесении лакокрасочных покрытий, пропитке волокнистых материалов, склеивании, пайке, амальгамировании и т. д. Снизить смачивание до минимума стремятся при получении гидрофобных покрытий, гидроизоляционных материалов и др. В некоторых случаях, например при флотации и эмульгировании твёрдыми эмульгаторами, требуется сохранение краевых углов в определённом интервале значений. С. играет первостепенную роль в металлургических процессах, при диспергировании твёрдых тел в жидкой среде. Оно влияет на распространение грунтовых вод, увлажнение почв, разнообразные биологические и другие природные процессы.
Открытый урок по теме: «Смачивание и не смачивание. Капиллярность»
Избатов Анар- глухота КИ справа
Олейникова Снежана- Кохлеарная Имплантация (2 уха)
Львова Арина- НСТ 3ст
Нажмутдинов Ильдар- НСТ 2ст
Мусаев Динар- НСТ 2ст
Класс 7А Седунова Н,В
Название раздела учебного курса
«Первоначальные сведения о строении вещества»
Смачивание и капиллярность
Запомнить основное положение молекулярно-кинетической теории строения вещества о взаимодействии частиц (молекул); формирование научного мировоззрения учащихся, используя наблюдения и опыты для получения новых знаний.
Создание условий для самостоятельной работы по:
дать представление учащимся о явлении смачивания, несмачивания и капиллярности, свойстве жидкости поверхностное натяжение.
включить в работу мышление и речь учеников при выполнении опытов; дать поработать с терминами, таблицами, составить самостоятельное объяснение по аналогии; решать практические задачи;
вызвать интерес к физике, прививать любовь к природе, к окружающему миру, защищать его
коррекция речевых оборотов и окончаний при произношении, фонематическое развитие слуха;
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока
Знать: определение явлений примеры этих явлений в природе;
Уметь: находить новые примеры таких явлений в природе по аналогии; выполнять практические задания; анализировать и систематизировать различные виды информации.
Навыки: поисковой деятельности при работе с приборами и материалами, самостоятельной индивидуальной работы
Качества: лидерские; коммуникативные; аккуратность; творчество; последовательность; настойчивость
Личностные УУД: проявлять внимание, желание больше узнать.
Коммуникативные УУД : отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы
Регулятивные УУД: анализировать собственную работу
Познавательные УУД: устанавливают причинно-следственные связи, умение давать определение понятиям
Основные понятия (словарь)
смачивания, несмачивания, капиллярности;
Перышкина, «Физика 7», (учебник, ) Единая Коллекция http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/a3395bce
Изучение нового материала
Деятельность учителя и
задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Самоопределение к деятельности
(слайд 1). Приветствие.
У детей все на столе приготовлено к уроку. (учащиеся выбирают настроение смайлики)
Цель: актуализировать знания о физических явлениях, терминах.
(слайд 2). Фронтальная беседа, при затруднениях корректируются ответы.
I .Учащимся раздаются карточки с заданием.
Все ………состоят из отдельных частичек, между которыми есть ………………
Существует три состояния вещества ….,……., ……….
… мельчайшая частица вещества.
Твердые тела сохраняют…….и ……….
Газы не имеют собственной…..и постоянного…..
У разных веществ молекулы ……..
У одного и того же вещества молекулы ……….
Явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого вещества называется …..
Жидкости меняют свою…., но сохраняют свой…..
Непрерывное и беспорядочное движение молекул……….
Между молекулами существует взаимное …….. и ……… молекул.
Если промежутки между молекулами уменьшаются,
то возникают силы притяжения.
Мини итог : Ребята данные знания которые мы с Вами проверили нужны для изучения новой темы.
I . Учащиеся вписывают пропущенные определения. После выполнения учащиеся меняются карточками для взаимопроверки.
Цель: мотивация учебной деятельности (через создание проблемной ситуации и опыта выявление личного опыта учащихся по теме урока)
( слайд 4)Учащимся предлагается просмотр видео « Эффект Лотоса»
— Как вы думаете о чем сегодня на уроке будем говорить?
-Какая тема урока? (если обучающиеся не определили тему, то по мере проведения опытов будем отвечать). Тема урока:
Обучающиеся делают свои предположения.
Мнение детей выслушиваются
Цель: изучение нового материала через создание проблемной ситуации, выдвижение гипотез, аргументации и выводы
Обучающимся предлагается таблица для описания всех опытов которые будут проводиться на уроке.(Проблемные ситуации)
1.На монетку с помощью пипетки налейте воду. Что происходит? (Обучающиеся выдвигают свои гипотезы, размышляют, предлагают свои выводы).
1.2.Налейте в стакан воды и аккуратно положите лезвию. Что происходит? Обучающиеся выдвигают свои гипотезы, размышляют, предлагают свои выводы).
1.3. Обмакнем проволочное кольцо в мыльный раствор. Что происходит? Обучающиеся выдвигают свои гипотезы, размышляют, предлагают свои выводы).
2.1.Опустить лезвию намоченную мыльным раствором в чашу с водой.где плавают две зубочистки. Что происходит? Обучающиеся выдвигают свои гипотезы, размышляют, предлагают свои выводы).
2.2. Опустить лезвию намоченную мыльным раствором в чашу с водой. где плавают две зубочистки. Что происходит? Обучающиеся выдвигают свои гипотезы, размышляют, предлагают свои выводы).
3.1.На стекло капните из пипетки капельку воды. Что происходит? ( Обучающиеся выдвигают свои гипотезы, размышляют, предлагают свои выводы).
3.2.На масленую поверхность стекла капните капельку воды. Что происходит? ( Обучающиеся выдвигают свои гипотезы, размышляют, предлагают свои выводы).
3.3. Опустите свечку, сахар, вату в воду. Что происходит? (Обучающиеся выдвигают свои гипотезы, размышляют, предлагают свои выводы).
4.1.Цветы сделанные из бумаги положите на поверхность воды. Что происходит? (Обучающиеся выдвигают свои гипотезы, размышляют, предлагают свои выводы).
4.2.Из туалетной бумаги сделайте разноцветную радугу.(веревки) Что происходит? (Обучающиеся выдвигают свои гипотезы, размышляют, предлагают свои выводы).
Вода на монетке имеет выпуклую форму. Вода имеет пленку. Мыльная пленка затягивает всю поверхность кольца и нить лежит на мыльной пленке. Мыльная пленка, оставшаяся с другой стороны нити, сокращается и натягивает нить. Лезвие не тонет, а плавает на поверхности воды. В ещества состоят из молекул, которые взаимодействуют между собой. Притягиваются либо отталкиваются Притяжение между молекулами в разных веществах неодинаково.
1.На тела, находящиеся на поверхности жидкости действуют силы со стороны жидкости.
2 Эти силы называются силами поверхностного натяжения.
2. Как можно изменить поверхностное натяжение.( слайд 4-5)
Поверхностное натяжение снижают для стирки белья или мытья посуды, чем меньше поверхностное натяжение воды. Чем лучше она всасывается в клетки (гигиена человека)
3. Взаимодействие разных жидкостей с твердыми телами( слайд 6-7)
Жидкость растекается и неспособна сохранять свою форму, она принимает форму сосуда.Между молекулами существует взаимное притяжение. Каждая молекула притягивает к себе все соседние молекулы и сама притягивается к ним.вода проникает через поры бумаги.
Вода, не смачивает жирные поверхности.
Смачивание — способность жидкости смачивать поверхность, на которую она попала.
Несмачивание жидкость собирается на поверхности твёрдого тела в круглые капельки
2. Если молекулы жидкости притягиваются друг к другу сильнее, чем к молекулам твердого тела, то жидкость не смачивает твёрдое вещество.(жирные вещества)
3.М олекулы разных веществ притягиваются друг к другу с разной силой
тела имеют пористое строение, пронизаны множеством незаметных капилляр, подъём вверх смачивающей жидкости по капиллярам под действием молекулярных сил
Чем тоньше капилляр, тем на большую высоту в нём поднимается смачивающая его жидкость
Цель : установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала.
Методы и приемы выполнения: подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров смачивания и капиллярных явлений в быту,
( слайд 8-10) Просмотр видео ЭОР «Примеры смачивания в быту и природе»(http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/a3395bce896 c
ЭОР «Капиллярные явления в быту и природе»
ЭОР Явление поверхностного натяжения (
ЭОР «Взаимное притяжение и отталкивание молекул» (
Отвечают на вопросы и обсуждают вместе
1. Как связана высота подъема жидкости в стеклянной капилляре с диаметром капилляра?
2. Почему шелковая ткань плохо вытирает мокрые руки?
3. На каком физическом явлении основаноупотребление полотенец?
5. Почему растекается чернила во время письма на бумаге плохого качества?
Отвечают на вопросы и обсуждают вместе
На уроке я работал(а) активно / пассивно
Своей работой на уроке я доволен (а) / не доволен(а)
Урок для меня показался коротким / длинным
За урок я не устал(а) / устал(а)
Мое настроение стало лучше / стало хуже
Материал урока мне был интересен / скучен
Каждый обучающийся себя оценивает по данной таблице.( так как работа на уроке проходила групповая, каждая подгруппа себя оценила.
Работа учащихся «Смачивание и несмачивание»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Смачивание и несмачивание
Из геометрии известно: если рассмотреть фигуры одинакового объема, то наименьшей площадью поверхности среди них будет обладать шар. По этой причине жидкость в отсутствии действия внешних сил приобретает шарообразную форму.
Форма капель жидкости, лежащих на какой- либо поверхности, не совсем шарообразная: они приплюснуты силой тяжести. В зависимости от рода жидкости и от вещества, образующего поверхность, жидкость может либо растекаться по ней. либо нет.
Капля воды Капля ртути Смачивание — явление, возникающее вследствие взаимодействия молекул жидкости с молекулами твердых тел и приводящее к искривлению поверхности жидкости у поверхности твердого тела. Жидкость смачивает твердую поверхность Жидкость несмачивает Твердую поверхность
Для смачивающей жидкости Для несмачивающей жидкости Силы притяжения между молекулами жидкости и твердого тела меньше, чем между молекулами жидкости, и жидкость стремится уменьшить поверхность своего соприкосновения с твердым телом. Силы притяжения между молекулами жидкости и твердого тела больше, чем между молекулами самой жидкости, и жидкость стремиться увеличить поверхность соприкосновения с твердым телом.
В том месте, где поверхностный слой жидкости соприкасается со стенкой сосуда, наблюдается образование изгиба – миниска.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-118334
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
В быту мы часто сталкиваемся с явлениями смачивания и несмачивания.
Многие твердые тела при соприкосновением с водой смачиваются. Если жидкость смачивает твердое тело, то это значит, что молекулы жидкости притягиваются друг к другу слабее, чем к молекулам тела.
мне кажется, я понял Вашу мысль, но вопрос задан немного некорректно. Все зависит от отношения различных веществ к воде на границе раздела фаз. Есть такие понятия как смачиваемость, угол между касательной капли при учете каппилярного давления, поверхностное натяжение и много других полезных в чем-то характеристик. Так что наука во всяком случае изучала этот вопрос очень подробно. Просто, чтобы ответить, мокрая вода или немокрая, нужно хотя бы взять какое-то взаимодействие с другим веществом и описывать это взаимодействие. Но даже не знаю, термином «мокрая» вряд ли что-то опишешь
потому, что мы ей дали такое определение. Назвали бы её сухой, тогда сухое означало бы то, что мы теперь мокрым называем.
Потому, что земля твердая. Давно уже ответ дан
А вы видели в инете ролики про сухую воду? Она тоже есть)))
к врачу надо бы сходить. вот вы ходите, видимо на ноги наступаете. давление идёт вверх по позвоночному столбу, и прямо в мозг. вот его нужно проверить.