Что не следует проверять при предоставлении доказательств приобретения компетентности персонала
Что не следует проверять при предоставлении доказательств приобретения компетентности персонала
4.4 Оценка компетентности и подготовки
4.4.1 Следует убедиться, что специалисты по охране труда, профессионально выполняющие задачи по управлению охраной труда, имеют соответствующее производственной деятельности организации и своим трудовым обязанностям профессиональное образование, опыт практической работы, а также прошли и периодически проходят соответствующую подготовку и переподготовку по охране труда.
С этой целью организация должна предоставить доказательства того, что она определила необходимый уровень компетентности персонала по вопросам охраны труда, идентифицировала потребности в подготовке, а также осуществляет такую подготовку как для собственных работников, так и для другого персонала (например, для подрядчиков).
Доказательная проверка компетентности состоит в установлении документально зафиксированного образования, прохождения подготовки, практического опыта.
Следует проверить, что необходимая подготовка проведена на всех существующих в организации уровнях управления и для всех лиц, подвергающихся риску воздействия опасных и вредных производственных факторов, и/или лиц, связанных с реализацией мер по управлению такими рисками. Необходимо убедиться, что такая подготовка обеспечивает наличие у всех лиц требуемой компетентности для выполнения своих обязанностей по обеспечению безопасности и охране труда.
Общими критериями минимальной практической достаточности компетентности, как правило, являются:
— способность идентифицировать (определить) и устранить опасности или осуществить меры по уменьшению связанных с ними рисков;
— способность поддерживать систему управления охраной труда на результативном и эффективном уровне.
Следует убедиться, что компетентность соответствующих работников удовлетворяет обозначенным выше критериям, а работник имеет возможность в процессе своей трудовой деятельности овладеть таким уровнем компетентности.
Для гарантированного обеспечения необходимой компетентности следует убедиться, что образование, подготовка и опыт работы принимаются во внимание при приеме на работу, а также при определении необходимого объема поддержания и развития требуемых для безопасного труда знаний и навыков.
4.4.2 Организация должна продемонстрировать, что в целях обеспечения достаточной компетенции по результатам идентификации потребности в подготовке (в том числе с учетом размера и характера деятельности организации) ею в установленном порядке составлены и документированы программы подготовки, которые:
— охватывают всех работников, для которых такая подготовка необходима по мнению организации и/или в соответствии с требованиями национального законодательства и нормативной документации;
— предусматривают эффективную и своевременную первоначальную и повторную подготовку с соответствующей периодичностью.
4.4.3 Особое внимание следует уделить поиску доказательств того, что при разработке программ подготовки учтены требования к работникам подрядных организаций, а персонал подрядчиков имеет достаточную профессиональную компетентность, а также возможность пройти соответствующую требованиям организации подготовку по вопросам охраны труда.
4.4.4 Следует убедиться, что программы подготовки направлены на потребности определенных групп работников и соответствуют законодательным требованиям или иным нормативным требованиям, применимым к производственной деятельности организации.
4.4.5 Организация должна продемонстрировать, что для гарантированного обеспечения соответствия и эффективности ее программа подготовки периодически анализируется членами комитета (комиссии) по охране труда (там, где они существуют), и при необходимости в программы подготовки вносятся изменения.
4.4.6 При оценке эффективности подготовки по вопросам охраны труда следует учитывать специфику конкретного рабочего места, а в качестве ключевых критериев использовать следующие вопросы:
— Как анализируются потребности персонала в подготовке, вытекающие из специфики выполняемых видов работ и организации рабочих мест?
— Как оценивается компетентность работника?
— Как определяется и реализуется потребность в дополнительных видах подготовки?
4.4.7 Организация должна предоставить доказательства приобретения компетентности персонала в соответствии с тем порядком, который ранее был определен и установлен ею самой в соответствии с ГОСТ 12.0.230.
Следует проверить, что:
— подготовка по вопросам охраны труда проводится компетентными лицами;
— подготовка по вопросам охраны труда предоставляется всем слушателям бесплатно и осуществляется по возможности в рабочее время;
— при проведении подготовки предусматривается оценка слушателями доступности и полноты усвоения материала подготовки;
— факты проведения подготовки и получения персоналом документов, подтверждающих проведение подготовки, зафиксированы.
Что не следует проверять при предоставлении доказательств приобретения компетентности персонала
5.2.2 Компетентность и подготовка
5.2.2.1 Требования к необходимой компетентности по охране труда должны быть определены работодателем. При этом следует устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии мероприятия, обеспечивающие наличие у всех лиц необходимой компетентности для выполнения своих служебных обязанностей и обязательств, относящихся к обеспечению безопасности и охране здоровья.
5.2.2.2 Работодатель должен быть достаточно компетентным (или иметь возможность стать им) в области охраны труда для определения и устранения или регулирования опасностей и рисков, связанных с работой, и применения системы управления охраной труда.
5.2.2.3 Программы подготовки, осуществляемые в рамках требований, упомянутых в 5.2.2.1, должны:
а) охватывать всех членов организации в соответствующем порядке;
б) проводиться компетентными лицами;
в) предусматривать эффективную и своевременную первоначальную и повторную подготовку с соответствующей периодичностью;
г) включать оценку слушателями доступности и прочности усвоения материала подготовки;
д) периодически анализироваться. Анализ должен включать анализ подготовки членами комитета (комиссии) по охране труда там, где они существуют, и программ подготовки, пересматриваемых по мере необходимости для гарантированного обеспечения их соответствия и эффективности; и
е) документироваться в установленном порядке и сообразно размеру и характеру деятельности организации.
5.2.2.4 Подготовка должна предоставляться всем слушателям бесплатно и осуществляться по возможности в рабочее время.
Основным ресурсом создания и эффективного функционирования системы управления по охране труда являются профессионально компетентные и квалифицированные работники.
Профессиональная компетентность работника состоит из знаний, умений, навыков, опыта, стиля поведения и личных способностей рационально и грамотно действовать, определяемых целью, ситуацией, возможными средствами и должностью.
Профессиональная квалификация отражает зафиксированную официально степень профессиональной подготовленности к выполнению определенного вида работы.
Профессиональные компетентность и квалификацию работников можно рассматривать с позиций чисто профессиональных требований, связанных с необходимыми затратами физических усилий или умственного труда, с профессиональными знаниями, общей образованностью и сообразительностью, со специальными навыками, с предшествующим опытом работы, с личной дисциплинированностью и ответственностью.
С позиции охраны труда все работники должны:
— знать требования охраны труда (в пределах выполнения своих трудовых функций, закрепленных трудовыми и/или должностными обязанностями);
— уметь безопасно работать, а также при необходимости оказать первую помощь пострадавшему;
— соблюдать требования охраны труда;
— иметь внутреннюю мотивацию на безопасный труд.
Для определения компетенций, которыми должен обладать конкретный работник и которые должны рассматривать программы его обучения, необходимо анализировать условия труда и трудовые функции работников, поскольку именно в этих условиях и при выполнении этих функций из-за тех или иных производственных факторов с работниками происходят несчастные случаи, профессиональные заболевания.
Уровень профессиональной подготовки каждого работника, включая подготовку по охране труда, должен соответствовать его профессии, должности и/или характеру выполняемой (даже временно) трудовой функции.
Подчеркнем, что для выполнения трудовой функции в первую очередь нужны навыки/умения. Однако при этом не следует забывать, что на практике никаких умений без тех или иных соответствующих этим умениям знаний не бывает.
Именно поэтому следует устанавливать и своевременно корректировать мероприятия по обучению, обеспечивающие наличие у всех работников необходимой компетентности и квалификации для выполнения своих трудовых обязанностей.
Для поддержания необходимой компетентности все работники должны проходить соответствующую подготовку. Формами такой подготовки являются инструктирование, стажировка, проверка знаний, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, получение профессионального образования.
В процесс подготовки могут быть включены:
— систематическое выявление требуемого и фактического уровней осведомленности и компетентности работников по охране труда;
— мероприятия по устранению любых несоответствий между существующим уровнем осведомленности и компетентности работника в области охраны труда и тем, который требуется;
— обеспечение любой подготовки, которая потребуется, в том числе в сторонних организациях, и проведение ее своевременно и систематически;
— ведение соответствующей документации по подготовке работников и уровню их компетентности.
Типичные документы по подготовке включают в себя следующее:
— требования к компетентности отдельных работников;
— сводку потребностей (программ, сроков и количества) в подготовке;
— программы (планы) подготовки для отдельных категорий работников;
— документацию по организации подготовки и оценке ее эффективности.
Подготовка должна предоставляться всем работникам бесплатно и осуществляться по возможности в рабочее время.
Для повышения эффективности подготовки по охране труда необходимо периодически давать возможность слушателям оценивать уровень доступности и содержание подготовки, узнавать их мнение по поводу полноты усвоения материала. Возможным видом сбора мнений слушателей является анкетировании по завершению подготовки.
На рабочем месте на регулярной и непрерывной основе целесообразно создавать условия для закрепления на практике полученных знаний и навыков. Создание таких условий является повседневной обязанностью руководителей, специалистов, совместных комитетов (комиссий) по охране труда и представителей работников. Оно может быть реализовано через регулярное наблюдение за деятельностью на рабочем месте, признание правильного исполнения работ и ежедневное напоминание при помощи коротких встреч, уведомлений и плакатов.
Во всех подразделениях для изучения работниками правил и инструкций по охране труда, требования которых распространяются на данный вид производственной деятельности, следует иметь полный комплект указанных документов или эквивалентное им учебное пособие. Комплект указанных документов или эквивалентное им учебное пособие предоставляется работникам для самоподготовки.
Что не следует проверять при предоставлении доказательств приобретения компетентности персонала
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2021 г. № 2080 «О порядке подтверждения компетентности эксперта-аудитора и требованиях к экспертам-аудиторам»
В соответствии с пунктом 2 3 статьи 26 Федерального закона «О техническом регулировании» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
2. Работники органов по сертификации, принимающие участие в работах по подтверждению соответствия, сведения о которых содержатся в федеральной государственной информационной системе в области аккредитации до вступления в силу настоящего постановления и которые на дату вступления в силу настоящего постановления не подтвердили компетентность эксперта-аудитора согласно Правилам, считаются экспертами-аудиторами, и сведения о них полежат включению в единый реестр экспертов-аудиторов в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2021 г. N 1923 «О порядке формирования и ведения единого реестра экспертов-аудиторов».
3. Установить, что работники органов по сертификации, указанные в пункте 2 настоящего постановления, должны подтвердить свою компетентность в порядке, определенном Правилами, в сроки, определяемые в соответствии с методикой определения сроков прохождения процедуры подтверждения компетентности, утверждаемой Федеральной службой по аккредитации, но не позднее чем по истечении 3 лет со дня их включения в единый реестр экспертов-аудиторов.
4. Установить, что до 1 марта 2023 г.:
заявления и прилагаемые к ним документы и сведения, предусмотренные пунктами 3, 5, 6, 18, 27 и 32 Правил, направляются претендентом или руководителем органа по сертификации (уполномоченным лицом) в национальный орган по аккредитации на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или посредством электронной приемной национального органа по аккредитации;
уведомления, предусмотренные пунктами 9, 12, 13, 16, 22, 24, 31, 34 и 38 Правил, направляются претенденту или в орган по сертификации национальным органом по аккредитации на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или на адрес электронной почты, указанный в соответствующем заявлении либо в реестре аккредитованных лиц.
5. Федеральной службе по аккредитации до 1 марта 2022 г. утвердить методику, указанную в пункте 3 настоящего постановления.
6. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г., за исключением пункта 5 настоящего постановления, который вступает в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 ноября 2021 г. N 2080
Правила
подтверждения компетентности эксперта-аудитора
4. В заявлении указывается следующая информация:
а) фамилия, имя и отчество (при наличии) претендента;
б) адрес места жительства претендента;
в) данные документа, удостоверяющего личность претендента;
г) номер (номера) телефона и адрес (адреса) электронной почты претендента;
д) страховой номер индивидуального лицевого счета претендента;
е) индивидуальный номер налогоплательщика;
з) наименование органа по сертификации, работником которого является претендент, номер записи в реестре аккредитованных лиц органа по сертификации;
и) дата составления заявления.
5. К заявлению прилагаются следующие документы и сведения в электронной форме, включая электронные документы и (или) электронные образы документов:
а) подтверждающие наличие у претендента высшего образования либо дополнительного профессионального образования по специальности и (или) направлению подготовки или ученой степени по научной специальности, соответствующей заявляемой области деятельности;
б) подтверждающие получение претендентом дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) в области оценки соответствия, в том числе в части правил и процедур обязательной сертификации продукции, соответствующей области деятельности эксперта-аудитора, полученные не позднее одного года, предшествующего дате подачи заявления;
в) заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке копия трудовой книжки и (или) сведения о трудовой деятельности претендента, полученные в соответствии со статьей 66 1 Трудового кодекса Российской Федерации, подтверждающие наличие опыта работы в заявленной области деятельности;
г) согласие претендента на обработку его персональных данных;
д) сведения о допуске к проведению работ по подтверждению соответствия, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, подтверждающих наличие у претендента указанного допуска (при наличии);
е) согласие претендента на прохождение аттестации в качестве эксперта-аудитора в заявленной области деятельности.
6. Документы, оформленные на иностранном языке, представляются с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке.
7. Заявление и прилагаемые к нему документы и сведения в электронной форме, включая электронные документы и (или) электронные образы документов, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного лица) органа по сертификации.
8. Документы и сведения, указанные в пункте 5 настоящих Правил, ранее представленные в установленном порядке органом по сертификации в информационную систему в качестве сведений о работниках аккредитованного лица, принимающих участие в работах в соответствии с областью аккредитации, к заявлению не прилагаются, за исключением случаев, когда в такие документы и сведения были внесены изменения после их представления в информационную систему.
9. В случае отсутствия в заявлении информации, предусмотренной пунктом 4 настоящих Правил, либо непредставления документов, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящих Правил (за исключением случая, предусмотренного пунктом 8 настоящих Правил), национальный орган по аккредитации в течение 5 рабочих дней со дня поступления указанных заявления и прилагаемых к нему документов возвращает их без рассмотрения в орган по сертификации, работником которого является претендент, с использованием информационной системы и уведомляет о причине отказа в рассмотрении.
10. В случае если на момент поступления заявления в национальный орган по аккредитации на рассмотрении в национальном органе по аккредитации уже находится заявление в отношении того же претендента в отношении одной и той же области деятельности, вновь поступившее заявление возвращается без рассмотрения в порядке, установленном пунктом 9 настоящих Правил.
В случае если на момент поступления заявления в национальный орган по аккредитации на рассмотрении в национальном органе по аккредитации уже находится заявление в отношении того же претендента в отношении другой области деятельности, аттестация претендента по заявленным областям деятельности осуществляется в рамках проведения разных квалификационных экзаменов по каждому заявлению.
11. Национальный орган по аккредитации в течение 15 рабочих дней со дня поступления заявления и прилагаемых к нему документов и сведений осуществляет их проверку в целях подтверждения соответствия претендента общим требованиям требований к экспертам-аудиторам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2021 г. N 2080.
В ходе проверки используются в том числе содержащиеся в информационной системе и имеющиеся у национального органа по аккредитации сведения об органах по сертификации, о результатах их деятельности, работниках органов по сертификации, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия в соответствии с областью аккредитации, результатах контрольных (надзорных) мероприятий в отношении органов по сертификации и подтверждения компетентности органов по сертификации, работником которых является или являлся претендент.
12. В случае выявления несоответствия претендента общим требованиям требований к экспертам-аудиторам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2021 г. N 2080, и (или) недостоверности информации, представленной в заявлении, а также документов и сведений, прилагаемых к заявлению, национальный орган по аккредитации принимает решение об отказе в аттестации претендента, о чем в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения уведомляет претендента и орган по сертификации, работником которого является претендент, с использованием информационной системы с указанием причины отказа в аттестации.
13. В случае соответствия претендента общим требованиям требований к экспертам-аудиторам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2021 г. N 2080, национальный орган по аккредитации принимает решение о допуске претендента к прохождению квалификационного экзамена и направляет заявление с прилагаемыми документами и сведениями в аттестационную комиссию и в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения уведомляет претендента и орган по сертификации, работником которого является претендент, с использованием информационной системы.
Аттестационная комиссия состоит из постоянных и приглашенных членов. Состав аттестационной комиссии утверждается в соответствии с Положением.
Состав приглашенных членов аттестационной комиссии утверждается национальным органом по аккредитации не позднее чем за 5 рабочих дней до дня проведения квалификационного экзамена.
За проведение аттестации, в том числе периодической или внеочередной, плата не взимается.
15. Аттестационная комиссия в течение 3 рабочих дней после принятия решения, предусмотренного пунктом 13 настоящих Правил, принимает в соответствии с Положением решение о проведении квалификационного экзамена и назначает место, дату и время его проведения.
16. Национальный орган по аккредитации уведомляет претендента и орган по сертификации, работником которого является претендент, с использованием информационной системы о решении аттестационной комиссии о допуске претендента к прохождению квалификационного экзамена, а также о месте, дате и времени его проведения в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.
17. Квалификационный экзамен проводится не позднее 90 календарных дней со дня принятия аттестационной комиссией решения о проведении квалификационного экзамена.
18. Претендент или руководитель (уполномоченное лицо) органа по сертификации, работником которого является претендент, в течение 10 рабочих дней со дня направления национальным органом по аккредитации уведомления, указанного в пункте 16 настоящих Правил, вправе направить в электронном виде в национальный орган по аккредитации заявление в свободной форме с просьбой об изменении даты и времени проведения квалификационного экзамена, но не более 2 раз в рамках одного заявления.
19. При проведении квалификационного экзамена аттестационная комиссия руководствуется порядком проведения квалификационного экзамена, перечнем вопросов экзаменационных билетов для квалификационного экзамена и методическими рекомендациями по проверке практических навыков физического лица, претендующего на аттестацию в качестве эксперта-аудитора, утвержденными национальным органом по аккредитации.
Квалификационный экзамен проводится в форме тестирования, ответов на вопросы, содержащиеся в экзаменационном билете, собеседования, а также проверки практических навыков претендента с целью проверки соответствия претендента специальным требованиям требований к экспертам-аудиторам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2021 г. N 2080.
20. Решение аттестационной комиссии принимается по результатам проведения квалификационного экзамена большинством голосов ее членов.
21. Результат проведения квалификационного экзамена оформляется протоколом заседания аттестационной комиссии. Претендент вправе ознакомиться с результатами квалификационного экзамена и решением аттестационной комиссии непосредственно после окончания квалификационного экзамена.
23. Эксперт-аудитор осуществляет свою деятельность (участвует в работах по обязательной сертификации) с даты внесения сведений и документов в единый реестр в период действия аттестации и в области деятельности, подтвержденной по результатам аттестации и включенной в единый реестр.
24. В случае признания претендента аттестационной комиссией не сдавшим квалификационный экзамен, в том числе в случае неявки претендента на квалификационный экзамен без уважительных причин, национальный орган по аккредитации в течение 10 рабочих дней со дня подписания протокола аттестационной комиссии в соответствии с Положением принимает решение об отказе в аттестации эксперта-аудитора и уведомляет об этом претендента и орган по сертификации, работником которого является претендент, с использованием информационной системы. В отношении указанного претендента повторное заявление в той же самой области деятельности эксперта-аудитора может быть подано в национальный орган по аккредитации не ранее чем по истечении 6 месяцев со дня принятия национальным органом по аккредитации решения об отказе в аттестации эксперта-аудитора.
При этом к заявлению помимо документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, должны быть приложены документы, подтверждающие прохождение экспертом-аудитором повышения квалификации в области оценки соответствия, в том числе в части правил и процедур обязательной сертификации продукции, полученные не позднее одного года, предшествующего дате подачи заявления.
27. Область деятельности эксперта-аудитора сокращается на основании заявления о сокращении области деятельности эксперта-аудитора, содержащего информацию, указанную в пункте 4 настоящих Правил, и направляемого в национальный орган по аккредитации экспертом-аудитором или руководителем (уполномоченным лицом) органа по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, с использованием информационной системы.
В случае подачи заявления о сокращении области деятельности эксперта-аудитора руководителем (уполномоченным лицом) органа по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, к такому заявлению прилагается согласие эксперта-аудитора на сокращение области деятельности.
28. В случае если заявление о сокращении области деятельности эксперта-аудитора подается экспертом-аудитором, такое заявление подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью эксперта-аудитора.
В случае если заявление о сокращении области деятельности эксперта-аудитора подается руководителем (уполномоченным лицом) органа по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, такое заявление подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного лица) органа по сертификации.
29. Национальный орган по аккредитации обеспечивает внесение в единый реестр сведений о сокращении области деятельности эксперта-аудитора в течение 10 рабочих дней со дня поступления в национальный орган по аккредитации заявления, указанного в пункте 27 настоящих Правил.
30. В случае выявления по результатам федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц фактов нарушения экспертом-аудитором правил и процедур обязательной сертификации национальный орган по аккредитации в течение 5 рабочих дней с даты выявления таких фактов в соответствии с Положением принимает решение о приостановлении действия аттестации эксперта-аудитора и вносит соответствующие сведения в единый реестр в установленном порядке.
31. Национальный орган по аккредитации уведомляет эксперта-аудитора и орган по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, о принятом решении о приостановлении действия аттестации эксперта-аудитора с использованием информационной системы в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
33. В случае если заявление о проведении внеочередной аттестации эксперта-аудитора или заявление о прекращении действия аттестации эксперта-аудитора подается экспертом-аудитором, такое заявление подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью эксперта-аудитора.
В случае если указанные заявления подаются руководителем (уполномоченным лицом) органа по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, такие заявления подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного лица) органа по сертификации.
35. Основанием для прекращения действия аттестации эксперта-аудитора является:
а) неподтверждение компетентности эксперта-аудитора в порядке, установленном настоящими Правилами;
б) отказ или уклонение эксперта-аудитора от прохождения периодической или внеочередной аттестации;
в) невыполнение экспертом-аудитором или органом по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, требований, предусмотренных пунктом 32 настоящих Правил;
г) невыполнение экспертом-аудитором требований, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил;
д) наличие у национального органа по аккредитации сведений о невыполнении экспертом-аудитором в течение одного года работ по обязательной сертификации, а также отсутствие в национальном органе по аккредитации в течение одного года сведений о документах, подписанных экспертом-аудитором;
е) изменение требований к экспертам-аудиторам, если соответствие этим требованиям не подтверждено экспертом-аудитором в установленный срок;
ж) принятие решений органа государственного контроля (надзора) и (или) национального органа по аккредитации о признании в порядке, установленном постановлением Правительством Российской Федерации от 19 июня 2021 г. N 936 «О порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии, признания их недействительными и порядке приостановления, возобновления и прекращения действия сертификатов соответствия, признания их недействительными», недействительными 2 и более сертификатов соответствия, подписанных экспертом-аудитором в течение 2 лет, предшествующих проведению аттестации и подтверждению компетентности эксперта-аудитора;
з) поступление в национальный орган по аккредитации от эксперта-аудитора или органа по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, заявления о прекращении действия аттестации эксперта-аудитора, которое составляется в свободной форме и направляется в электронном виде с использованием информационной системы.
В случае представления органом по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, заявления о прекращении аттестации эксперта-аудитора к такому заявлению прилагается согласие эксперта-аудитора на прекращение аттестации;
и) выявление факта представления заведомо ложных документов и сведений, представленных экспертом-аудитором или органом по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, в национальный орган по аккредитации;
36. Сведения, указанные в подпункте «к» пункта 35 настоящих Правил, передаются в национальный орган по аккредитации органом по сертификации, работником которого являлся эксперт-аудитор.
Национальный орган по аккредитации принимает решение о прекращении аттестации эксперта-аудитора в течение 5 рабочих дней со дня представления указанных в подпункте «к» пункта 35 настоящих Правил сведений и обеспечивает внесение соответствующей информации в единый реестр в установленном порядке.
38. Национальный орган по аккредитации в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о прекращении аттестации эксперта-аудитора уведомляет эксперта-аудитора (за исключением случая, предусмотренного подпунктом «к» пункта 35 настоящих Правил) и орган по сертификации, работником которого является эксперт-аудитор, о принятом решении с использованием информационной системы.
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 ноября 2021 г. N 2080
Требования к экспертам-аудиторам
I. Общие требования
1. Эксперт-аудитор должен соответствовать следующим требованиям:
а) иметь высшее образование либо дополнительное профессиональное образование по специальности и (или) направлению подготовки или ученую степень по научной специальности, соответствующей области деятельности эксперта-аудитора при проведении работ по обязательной сертификации;
б) иметь опыт работы по обязательному подтверждению соответствия продукции в аккредитованных в национальной системе аккредитации органах по сертификации не менее 3 лет;
в) повышать квалификацию в области оценки соответствия, в том числе в части правил и процедур обязательной сертификации продукции по профилю деятельности эксперта-аудитора, не реже одного раза в 3 года;
г) иметь допуск к сведениям, составляющим государственную тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне (в случае если выполнение работ по обязательной сертификации связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну).
II. Специальные требования
2. Эксперт-аудитор должен обладать общими знаниями:
законодательства Российской Федерации, а также международных договоров и актов, составляющих право Евразийского экономического союза в области технического регулирования и аккредитации;
терминов и определений в области оценки соответствия;
правил деловой этики.
3. Эксперт-аудитор должен обладать следующими специальными знаниями в области проведения работ по обязательной сертификации по заявленной области деятельности эксперта-аудитора:
положений нормативных правовых актов Российской Федерации, актов, составляющих право Евразийского экономического союза, устанавливающих требования к проведению работ по подтверждению соответствия;
требований технических регламентов, документов по стандартизации и иных документов, устанавливающих требования к объектам подтверждения соответствия, включенных в область деятельности эксперта-аудитора.
4. Эксперт-аудитор должен обладать следующими специальными навыками:
отбор образцов для исследований (испытаний) и измерений;
анализ и оценка результатов исследований (испытаний) и измерений;
анализ состояния производства;
оформление документов по результатам сертификации;
проведение работ по контролю за сертифицированной продукцией.
Обзор документа
Для проведения работ по обязательной сертификации орган по сертификации привлекает экспертов-аудиторов. Правительство установило требования к экспертам-аудиторам и порядок подтверждения их компетентности.
Прописаны требования к знаниям и навыкам, образованию, опыту работы.
Подтверждение компетентности эксперта-аудитора проводится национальном органом по аккредитации в форме аттестации, которая включает квалификационный экзамен.
Работники органов по сертификации, сведения о которых содержатся во ФГИС в области аккредитации, считаются экспертами-аудиторами и включаются в единый реестр экспертов-аудиторов. Они должны подтвердить свою компетентность не позднее чем по истечении 3 лет со дня их включения в единый реестр.
Постановление вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г., за исключением отдельных положений.