Что не расскажет инструктор по вождению
Что не расскажет инструктор по вождению
Михаил Георгиевич Горбачев
Что не расскажет инструктор по вождению
Темпы развития автомобильного рынка в России опережают самые смелые прогнозы. В 2006 году граждане Российской Федерации приобрели более 2 млн новых автомобилей — на 25 % больше, чем годом ранее. Аналитики сходятся во мнении, что высокие темпы роста автомобильного парка сохранятся в ближайшие 10–15 лет.
В 2006 году наш автомобильный рынок вышел на пятое место в Европе, обойдя Испанию и вынуждая автопроизводителей считаться с запросами российских покупателей. Растет не только число автомобилистов (наиболее социально активной части населения), но и развивается сопутствующая инфраструктура: дилерские центры, автомойки, автомагазины, современные АЗС с комплексными услугами, центры тюнинга, магазины аксессуаров, стоянки.
Вы решили сесть за руль? Правильно решили! Современный человек немыслим без автомобиля. Представьте себе мужчину в Средние века, не умеющего ездить на лошади! Абсурд! А современная женщина? Кому как не ей автомобиль стал верным помощником в домашнем хозяйстве, в поездках по магазинам; он помогает без проблем отвезти детей в школу, в детский сад. Без личного авто такие простые задачи становятся трудновыполнимыми. Но вся беда в том, что ваш железный конь из доброго помощника может превратиться в беспощадного убийцу, оправдывая свое определение как источника повышенной опасности.
Как учиться водить автомобиль? Может, вместо нервотрепки в автошколе нанять грамотного персонального инструктора? Хорошее решение, если, конечно, удастся этого самого грамотного инструктора разыскать, что лучше всего делать по рекомендации знакомых. Современные персональные инструкторы умеют учить и корректны в поведении, потому что преподавание — это их хлеб. И недешевый! Но если инструктор вам не понравился уже с первого занятия, меняйте его без колебаний! В случае же с автошколой вам придется ее менять, так как там инструкторов не выбирают. Да, и главное: в автошколе учат, как получить права, а не как грамотно водить автомобиль. Персональный же инструктор расскажет и покажет, как водить автомобиль в плотном городском потоке, как парковаться, как научиться уверенно ездить по автострадам и что важно знать о ночной езде. Например, ни в коем случае нельзя смотреть на фары встречных автомобилей, а взгляд лучше фокусировать на правой обочине. Там могут оказаться пешеходы или какие-то препятствия.
Вся сложность начального этапа обучения состоит в том, что для практических уроков необходим автомобиль с двойными педалями. Это очень важно! Пока у обучаемого не возникнут сложности, все будет идти хорошо. Но как только он попадет в критическую для себя ситуацию — например, собьет ограничительную стойку на площадке,— он точно нажмет не на тормоз, а на газ: верные психомоторные реакции у него еще не натренированы и испуганный новичок, скорее всего, не сумеет повернуть ногу и переставить ее мысок с педали газа на педаль тормоза! Так много он еще не умеет. Именно по этой причине двойные педали необходимы, на необорудованном автомобиле выезжать для обучения даже на площадку просто опасно.
Итак, грамотный инструктор — это необходимость. Он научит вас концентрироваться, предугадывать критические ситуации, правильно реагировать на дорожную обстановку. Это главное на стадии обучения. А еще вспомним слова Германа Тильке: «Любое передвижение в пространстве, будь то бег, езда на лошади, на лыжах, на велосипеде, сопряжено с риском!» Тем более опасно вождение автомобиля — такой вывод напрашивается сам собой. А вот и не угадали! Опасно передвижение в пространстве. Прежде чем садиться за руль автомобиля, освойте велосипед, если не умеете на нем кататься. Затем сядьте на прокатный картинг. Эти упражнения научат вас движению в пространстве в непривычном для вас ритме. Почему это все так быстро едут, а вы еле ползете, не вписываясь ни в один поворот? Да просто вы привыкли ходить, а не ездить. Учитесь движению всеми доступными средствами параллельно с обучением вождению автомобиля, и результат не заставит себя долго ждать. Вы станете хорошим, безопасным водителем для себя и для окружающих. Именно для этого вы и взяли в руки мою книгу и не ошиблись в выборе!
Что такое хороший водитель?
«Хороший водитель — водитель от Бога!» — скажете вы, а я очень в этом сомневаюсь.
Начинающий водитель испытывает большие трудности буквально во всем: ему трудно трогаться с места, он не чувствует габариты машины при маневрировании, он боится скорости, и в конце концов ему просто страшно за рулем. Но есть и профессионалы — им не страшно. И вот мы слышим фразу: «Водитель от Бога!» Мне, например, дико страшно с таким водителем ездить. Хочется мертвой хваткой вцепиться во все ручки и тормозить, упершись ногой в пол. Почему? Да он все делает неправильно! У такого нет чувства автомобиля.
Что такое чувство автомобиля, такое сложное и простое одновременно? Например, выбор скорости и дистанции. «Куда прешь?» — кричали извозчики когда-то на московских и питерских улицах. Прут, к сожалению водители и сегодня. А мастерство — это искусство там, где можно ехать быстро, снижать свой темп. Не сложно? Да! Но, как показывает практика — трудновыполнимо. Даже в большом спорте. Приведу такой пример. Посмотрим на профессионального автогонщика-раллиста, трехкратного чемпиона мира Себастиана Лоэба. «Да зачем мне ралли? — воскликнет незадачливый автомобилист.— Они бьют там автомобили, гоняют. А мне на дачу за рулем бы кое-как добраться!» Стоп! Стоп! Ошибка! Все лучшее из безопасного управления автомобилем (как, впрочем, и в его конструкции) пришло к нам из гонок. Мастерство Себастиана Лоэба состоит в том, что он точно чувствует, в отличие от других горячих голов, где можно ехать на полную катушку, а где этого делать не надо — опасно. Он умеет чуть-чуть сбавить. Поверьте, это так сложно — чуть-чуть сбавить там, где это необходимо. Хотя бы для соблюдения разумной дистанции.
Одна моя знакомая чувствовала себя очень неуверенно в городском потоке. Автор проехал с ней по городу, чтобы выяснить причину страха. Оказалось, что она всегда ехала буквально вплотную за впереди идущим автомобилем. Это вызывало излишнее напряжение, особенно если лидером оказывался грузовой автомобиль или автобус, полностью перекрывающий обзор. «Надо оставлять себе воздух, люфт для маневра,— объяснил я ей,— чтобы увеличить обзорность, выиграть место для контраварийных действий». Я проехал с ней по центру Москвы в час пик, оставляя впереди как минимум метров десять. И никто не влез! Почему? Потому что я ехал уверенно, спокойно, соблюдая свое место в потоке. Моя знакомая попробовала соблюдать дистанцию и удивленно сообщила, что страх прошел и она стала получать удовольствие от управления автомобилем. Скорее всего, висеть на хвосте она научилась незаметно для себя, в поездках с другими водителями, начав невольно их копировать. Недаром говорят, дурной пример заразителен.
Может, несоблюдение дистанции — это одна из причин мелких аварий? Почему вообще случаются аварии? Кто виновник? На 80% — сами водители! Причем доля нетрезвых составляет 2,8%, остальные вполне отдают себе отчет в своих действиях. А уж сваливать проблемы растущей аварийности на депутатов с мигалками и работников ДПС или говорить, что всему виной дороги,— в корне неверно.
Разберемся! Складывается впечатление, что водители не совсем понимают, что такое автомобиль, как он едет, что такое физика движения. Автомобиль — это как минимум тонна веса, движущаяся с большой скоростью и касающаяся поверхности дороги только четырьмя маленькими пятнами, размером с небольшую книжку. Если бы все автолюбители это понимали, то никогда не ездили бы на изношенных шинах или на зимних шинах летом, умышленно снижая сцепление пятен контакта и увеличивая тормозной путь как минимум на 20 %. Автолюбители проверяли бы регулярно давление в шинах, недостаток которого дает плачевный эффект при торможении или маневре. Например, перед поездкой на большие расстояния инструкция по эксплуатации автомобиля рекомендует несколько поднять давление в шинах (на 0,3–0,5 атм). Зачем? Ведь у перекаченных шин пятно контакта уменьшается — значит, уменьшается сцепление шины. Дело здесь вовсе не в пятне контакта, а в температурном режиме. Когда шина крутится с большой скоростью, она становится не совсем круглой. Перед местом контакта шины с поверхностью дороги по ходу движения на самой шине образуется небольшая волна в виде валика. Именно в нем, в этом валике, вследствие большой деформации и начинает подниматься температура, начинается нагрев рабочей дорожки шины. При движении с большой скоростью нагрев может быть значительным, вызывая, с одной стороны, снижение сцепления, а с другой — опасность взрыва перегретой шины.
Что не расскажет инструктор по вождению
«Любое передвижение в пространстве, будь то бег, езда на лошади, на лыжах, на велосипеде, сопряжено с риском!» — считает немецкий автогонщик и архитектор трасс «Формулы-1» Герман Тильке. И тем более езда на автомобиле. Здесь автор докажет, что ключ к безопасности на наших дорогах находится не только в умении каждого водителя управлять автомобилем, но и в его менталитете.
Автор и издатель не несут ответственности за последствия неверно понятых советов или упражнений по вождению автомобиля, приведенных в этой книге. Автомобиль — источник повышенной опасности и может нанести вред самому водителю и окружающим. Будьте осторожны и внимательны в любых ситуациях, не нарушайте ПДД!
Темпы развития автомобильного рынка в России опережают самые смелые прогнозы. В 2006 году граждане Российской Федерации приобрели более 2 млн новых автомобилей — на 25 % больше, чем годом ранее. Аналитики сходятся во мнении, что высокие темпы роста автомобильного парка сохранятся в ближайшие 10–15 лет.
В 2006 году наш автомобильный рынок вышел на пятое место в Европе, обойдя Испанию и вынуждая автопроизводителей считаться с запросами российских покупателей. Растет не только число автомобилистов (наиболее социально активной части населения), но и развивается сопутствующая инфраструктура: дилерские центры, автомойки, автомагазины, современные АЗС с комплексными услугами, центры тюнинга, магазины аксессуаров, стоянки.
Что не расскажет инструктор по вождению скачать fb2, epub бесплатно
Горбачев Михаил Георгиевич, член Союза журналистов России, мастер спорта СССР по автогонкам. Многократный участник и призер международных соревнований и гонок разного уровня. В своей книге «Новейший самоучитель безопасного вождения» Михаил Георгиевич делится секретами автомобильного мастерства.
Автор 10 бестселлеров, посвященных совершенствованию водительского мастерства, бывший автогонщик, чемпион СССР, тренер по автоспорту и журналист Михаил Горбачев не просто так адресует свою новую книгу женщинам. Многие до сих пор уверены, что представительницам слабого пола не стоит садиться за руль. Разрушить этот предрассудок и научить женщин действительно мастерски управлять автомобилем и не испытывать стресса даже в сложных ситуациях на дороге – призвана эта книга.
Михаил Георгиевич Горбачев – член Союза журналистов России, мастер спорта и чемпион СССР по автогонкам, участник международных соревнований и множества гонок разного уровня. Принимал участие в качестве эксперта в передачах на телевидении и на радио «Эхо Москвы», «Маяк», «Арсенал» и «Серебряный дождь». Опубликовал более 250 статей по автомобильной тематике в 28 журналах и газетах, автор книги «Самоучитель безопасного вождения. Современный стиль» об искусстве управления автомобилем и «Экстремальное вождение. Гоночные секреты». Михаил Горбачев занимается разработкой методик обучения и специальных упражнений для повышения качества обучения водителей. В этой книге читатель найдет упражнения, предназначенные для обычных водителей, включая новичков, и упражнения, которые помогут поднять уровень мастерства тем, кто хорошо водит машину, – автогонщикам и водителям спецмашин, то есть тем, кто ездит быстро.
Авиационно-исторический журнал, техническое обозрение. Оставлены только полные статьи.
Авиационно-исторический журнал, техническое обозрение.
Авиационно-исторический журнал, техническое обозрение. Спецвыпуск посвящен МАКС-2003.
Авиационно-исторический журнал, техническое обозрение.
Авиационно-исторический журнал, техническое обозрение. Спецвыпуск к авиасалону.
Авиационно-исторический журнал, техническое обозрение.
Национальный аэрокосмический журнал. Новости военной и гражданской авиации, космонавтики и соответствующих отраслей промышленности.
Национальный аэрокосмический журнал. Новости военной и гражданской авиации, космонавтики и соответствующих отраслей промышленности.
ПАРК ДЕТСКИХ УВЕСЕЛЕНИЙ
Маленькая тщедушная девочка выглядела лет на двенадцать, хотя ей вот-вот должно было сравняться пятнадцать. Но ее спутник тянул на все сорок пять, и в облике его было нечто вороватое, отталкивающее, хотя наружность он имел вполне приличную. Его тонкая бледная рука по-хозяйски сжимала запястье девочки, и это казалось немного неестественным. Девочка вяло плелась за мужчиной и с отсутствующим видом мусолила подаренную им шоколадку. Посмотрев на своего предводителя, она заметила на его лице выражение странного нетерпения, но это нимало не озадачило и не испугало ее.
Вильгельмус а Бракел
Главы 40-я и 41-я из книги В. Бракела «Разумное служение христиан»
ЧАСТЬ I. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
Вильгельмус а Бракел
Вера и ее отличительные признаки
Главы 32-я и 33-я из книги В. Бракела «Разумное служение христиан»
Что не расскажет инструктор по вождению
Михаил Георгиевич Горбачев
Что не расскажет инструктор по вождению
Темпы развития автомобильного рынка в России опережают самые смелые прогнозы. В 2006 году граждане Российской Федерации приобрели более 2 млн новых автомобилей — на 25 % больше, чем годом ранее. Аналитики сходятся во мнении, что высокие темпы роста автомобильного парка сохранятся в ближайшие 10–15 лет.
В 2006 году наш автомобильный рынок вышел на пятое место в Европе, обойдя Испанию и вынуждая автопроизводителей считаться с запросами российских покупателей. Растет не только число автомобилистов (наиболее социально активной части населения), но и развивается сопутствующая инфраструктура: дилерские центры, автомойки, автомагазины, современные АЗС с комплексными услугами, центры тюнинга, магазины аксессуаров, стоянки.
Вы решили сесть за руль? Правильно решили! Современный человек немыслим без автомобиля. Представьте себе мужчину в Средние века, не умеющего ездить на лошади! Абсурд! А современная женщина? Кому как не ей автомобиль стал верным помощником в домашнем хозяйстве, в поездках по магазинам; он помогает без проблем отвезти детей в школу, в детский сад. Без личного авто такие простые задачи становятся трудновыполнимыми. Но вся беда в том, что ваш железный конь из доброго помощника может превратиться в беспощадного убийцу, оправдывая свое определение как источника повышенной опасности.
Как учиться водить автомобиль? Может, вместо нервотрепки в автошколе нанять грамотного персонального инструктора? Хорошее решение, если, конечно, удастся этого самого грамотного инструктора разыскать, что лучше всего делать по рекомендации знакомых. Современные персональные инструкторы умеют учить и корректны в поведении, потому что преподавание — это их хлеб. И недешевый! Но если инструктор вам не понравился уже с первого занятия, меняйте его без колебаний! В случае же с автошколой вам придется ее менять, так как там инструкторов не выбирают. Да, и главное: в автошколе учат, как получить права, а не как грамотно водить автомобиль. Персональный же инструктор расскажет и покажет, как водить автомобиль в плотном городском потоке, как парковаться, как научиться уверенно ездить по автострадам и что важно знать о ночной езде. Например, ни в коем случае нельзя смотреть на фары встречных автомобилей, а взгляд лучше фокусировать на правой обочине. Там могут оказаться пешеходы или какие-то препятствия.
Вся сложность начального этапа обучения состоит в том, что для практических уроков необходим автомобиль с двойными педалями. Это очень важно! Пока у обучаемого не возникнут сложности, все будет идти хорошо. Но как только он попадет в критическую для себя ситуацию — например, собьет ограничительную стойку на площадке,— он точно нажмет не на тормоз, а на газ: верные психомоторные реакции у него еще не натренированы и испуганный новичок, скорее всего, не сумеет повернуть ногу и переставить ее мысок с педали газа на педаль тормоза! Так много он еще не умеет. Именно по этой причине двойные педали необходимы, на необорудованном автомобиле выезжать для обучения даже на площадку просто опасно.
Итак, грамотный инструктор — это необходимость. Он научит вас концентрироваться, предугадывать критические ситуации, правильно реагировать на дорожную обстановку. Это главное на стадии обучения. А еще вспомним слова Германа Тильке: «Любое передвижение в пространстве, будь то бег, езда на лошади, на лыжах, на велосипеде, сопряжено с риском!» Тем более опасно вождение автомобиля — такой вывод напрашивается сам собой. А вот и не угадали! Опасно передвижение в пространстве. Прежде чем садиться за руль автомобиля, освойте велосипед, если не умеете на нем кататься. Затем сядьте на прокатный картинг. Эти упражнения научат вас движению в пространстве в непривычном для вас ритме. Почему это все так быстро едут, а вы еле ползете, не вписываясь ни в один поворот? Да просто вы привыкли ходить, а не ездить. Учитесь движению всеми доступными средствами параллельно с обучением вождению автомобиля, и результат не заставит себя долго ждать. Вы станете хорошим, безопасным водителем для себя и для окружающих. Именно для этого вы и взяли в руки мою книгу и не ошиблись в выборе!
Что такое хороший водитель?
«Хороший водитель — водитель от Бога!» — скажете вы, а я очень в этом сомневаюсь.
Начинающий водитель испытывает большие трудности буквально во всем: ему трудно трогаться с места, он не чувствует габариты машины при маневрировании, он боится скорости, и в конце концов ему просто страшно за рулем. Но есть и профессионалы — им не страшно. И вот мы слышим фразу: «Водитель от Бога!» Мне, например, дико страшно с таким водителем ездить. Хочется мертвой хваткой вцепиться во все ручки и тормозить, упершись ногой в пол. Почему? Да он все делает неправильно! У такого нет чувства автомобиля.
Что такое чувство автомобиля, такое сложное и простое одновременно? Например, выбор скорости и дистанции. «Куда прешь?» — кричали извозчики когда-то на московских и питерских улицах. Прут, к сожалению водители и сегодня. А мастерство — это искусство там, где можно ехать быстро, снижать свой темп. Не сложно? Да! Но, как показывает практика — трудновыполнимо. Даже в большом спорте. Приведу такой пример. Посмотрим на профессионального автогонщика-раллиста, трехкратного чемпиона мира Себастиана Лоэба. «Да зачем мне ралли? — воскликнет незадачливый автомобилист.— Они бьют там автомобили, гоняют. А мне на дачу за рулем бы кое-как добраться!» Стоп! Стоп! Ошибка! Все лучшее из безопасного управления автомобилем (как, впрочем, и в его конструкции) пришло к нам из гонок. Мастерство Себастиана Лоэба состоит в том, что он точно чувствует, в отличие от других горячих голов, где можно ехать на полную катушку, а где этого делать не надо — опасно. Он умеет чуть-чуть сбавить. Поверьте, это так сложно — чуть-чуть сбавить там, где это необходимо. Хотя бы для соблюдения разумной дистанции.
Одна моя знакомая чувствовала себя очень неуверенно в городском потоке. Автор проехал с ней по городу, чтобы выяснить причину страха. Оказалось, что она всегда ехала буквально вплотную за впереди идущим автомобилем. Это вызывало излишнее напряжение, особенно если лидером оказывался грузовой автомобиль или автобус, полностью перекрывающий обзор. «Надо оставлять себе воздух, люфт для маневра,— объяснил я ей,— чтобы увеличить обзорность, выиграть место для контраварийных действий». Я проехал с ней по центру Москвы в час пик, оставляя впереди как минимум метров десять. И никто не влез! Почему? Потому что я ехал уверенно, спокойно, соблюдая свое место в потоке. Моя знакомая попробовала соблюдать дистанцию и удивленно сообщила, что страх прошел и она стала получать удовольствие от управления автомобилем. Скорее всего, висеть на хвосте она научилась незаметно для себя, в поездках с другими водителями, начав невольно их копировать. Недаром говорят, дурной пример заразителен.
Может, несоблюдение дистанции — это одна из причин мелких аварий? Почему вообще случаются аварии? Кто виновник? На 80% — сами водители! Причем доля нетрезвых составляет 2,8%, остальные вполне отдают себе отчет в своих действиях. А уж сваливать проблемы растущей аварийности на депутатов с мигалками и работников ДПС или говорить, что всему виной дороги,— в корне неверно.
Разберемся! Складывается впечатление, что водители не совсем понимают, что такое автомобиль, как он едет, что такое физика движения. Автомобиль — это как минимум тонна веса, движущаяся с большой скоростью и касающаяся поверхности дороги только четырьмя маленькими пятнами, размером с небольшую книжку. Если бы все автолюбители это понимали, то никогда не ездили бы на изношенных шинах или на зимних шинах летом, умышленно снижая сцепление пятен контакта и увеличивая тормозной путь как минимум на 20 %. Автолюбители проверяли бы регулярно давление в шинах, недостаток которого дает плачевный эффект при торможении или маневре. Например, перед поездкой на большие расстояния инструкция по эксплуатации автомобиля рекомендует несколько поднять давление в шинах (на 0,3–0,5 атм). Зачем? Ведь у перекаченных шин пятно контакта уменьшается — значит, уменьшается сцепление шины. Дело здесь вовсе не в пятне контакта, а в температурном режиме. Когда шина крутится с большой скоростью, она становится не совсем круглой. Перед местом контакта шины с поверхностью дороги по ходу движения на самой шине образуется небольшая волна в виде валика. Именно в нем, в этом валике, вследствие большой деформации и начинает подниматься температура, начинается нагрев рабочей дорожки шины. При движении с большой скоростью нагрев может быть значительным, вызывая, с одной стороны, снижение сцепления, а с другой — опасность взрыва перегретой шины.
Как обманывают автошколы
И как проверить свою, перед тем как заключать с ней договор
В 2019 году моя супруга решила сдать на права.
Нам казалось, что это должен быть довольно простой процесс. Нужно записаться в автошколу, пройти теоретическое и практическое обучение, подготовить нужные справки и сдать экзамены. Подробно этот процесс Т—Ж уже описывал в статье «Сколько стоит получить права». Мы планировали, что супруга получит права уже в декабре 2019.
При выборе автошколы у супруги были три главных критерия:
мы заплатили за теоретический онлайн-курс в автошколе
При выборе автошколы мы совершили практически все возможные ошибки. Расскажу о том, какие подвохи бывают с автошколами и как можно их избежать.
Как обычно — личный опыт
Опыт нашей семьи вполне может не совпадать с вашим. Учитывая тему статьи, это скорее хорошо.
Если вас тоже обманывали автошколы, приходите в комментарии. Если вы знаете, как избежать подобного мошенничества, то тоже приходите.
Нет необходимых государственных документов
Мы не проверили документы автошколы, и это было нашей первой ошибкой. Занялись этим, только когда возникли проблемы, то есть на этапе составления претензии. И были сильно удивлены.
У каждой автошколы должны быть два основных документа: лицензия на образовательную деятельность и заключение ГИБДД о соответствии учебно-методической базы. С лицензией у большинства автошкол все в порядке. А вот проблемы с заключениями ГИБДД более распространены — это было и у нашей автошколы.
Лицензия подтверждает, что автошкола вообще имеет право заниматься образовательной деятельностью. Как правило, нормальные автошколы гордо размещают свои лицензии на сайте и в офисе в красивой рамке.
Но ничего не мешает недобросовестной автошколе разместить у себя на сайте лицензию, нарисованную в «Фотошопе». Поэтому лицензию автошколы надо проверять. Делать это надо еще до заключения договора и передачи денег.
Проверить лицензию можно на сайте Рособрнадзора. Если там будет указано, что лицензия просрочена или отозвана, идти в такую автошколу нельзя. Еще хуже, если такой лицензии там вообще нет.
После проверки лицензии нужно проверить заключение ГИБДД о соответствии учебно-методической базы. Оно подтверждает, что у автошколы есть необходимое оборудование для проведения обучения. Такое заключение должно быть на каждый учебный класс. А еще у этого документа всегда есть срок действия.
Проверить заключение можно на сайте ГИБДД.
Если заключения нет или оно просрочено, идти в автошколу не следует. ГИБДД просто не допустит ее выпускников до государственного экзамена.
В рекламе наша автошкола заявляла, что у нее 65 филиалов, в которых можно проходить обучение. Но после проверки оказалось, что только два учебных класса и еще две закрытые площадки соответствовали требованиям ГИБДД. Причем только один из этих двух учебных классов находится в Санкт-Петербурге.
Конечно, внимание учеников к этому факту привлекать не будут. Наша автошкола вместо этого в рекламных объявлениях просто упоминала, что аттестована в ГИБДД, и прикрепляла сканы просроченных заключений.
Запомнить: до заключения договора надо проверить лицензию автошколы и заключение ГИБДД о соответствии учебно-методической базы. Это важно сделать до момента передачи денег.
Заниженная стоимость обучения
стоит онлайн-обучение в нашей автошколе
Когда я писал эту статью, в Санкт-Петербурге обучением водителей могли заниматься 167 юридических лиц — это я вручную пересчитал автошколы в Петербурге по сайту ГИБДД. Конкуренция велика, и это вынуждает автошколы привлекать учеников минимальными ценами.
Я решил посчитать, насколько реально за такие деньги получить действительно качественное теоретическое и особенно практическое обучение.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Сейчас будет риторический вопрос: какое качество обучения можно ожидать за эти деньги?
Вам вполне может достаться опытный инструктор-профессионал. Но нужно быть реалистом. Для сравнения можно посмотреть на профильных сайтах, за какую плату автоинструкторы готовы заниматься с учениками индивидуально. Чаще всего стоимость будет начинаться от 800 Р за час на механике.
Как еще автошкола может сокращать расходы и получать прибыль:
Запомнить: низкая цена обучения подозрительна. Уточняйте, сколько и за что придется доплачивать. Будьте готовы, что придется платить еще.
Занижение количества часов практики
Наши ошибки: мы поверили обещаниям предоставить 56 часов практики вождения. В процессе обучения супруга подписала акт с указанием количества пройденных занятий, а автошкола потом завысила их продолжительность в два раза.
Согласно государственным нормативам продолжительность практического обучения должна составлять не менее 56 часов для механики и 54 — для автомата. При этом продолжительность учебного часа практического обучения вождению должна составлять 1 астрономический час — это 60 минут, а не академический час — 45 минут, как это трактуется во многих автошколах.
Моя жена посетила 21 практическое занятие по вождению, каждое длилось не больше часа. После этого инструктор сообщил ей, что осталось отучиться всего три часа, и программа будет выполнена.
Оказалось, что подобным образом часы обучения практике занижают многие автошколы. Вот какие приемы они для этого используют.
Астрономические часы по 60 минут подменяют академическими по 45 минут. Это минус 14 часов реального времени. В договоре об этом ничего не пишут. Об академических часах ученику скажут, например, на этапе подписания акта о пройденном обучении.
Часы обучения сокращают на 6 часов, отведенные программой на вождение с прицепом. Объясняют просто: вы же реально этому не учитесь, вот поэтому эти часы и исключаем. На самом деле обучение вождению с прицепом проводится по желанию ученика. Если прицеп ему не нужен, эти часы должны быть перераспределены, то есть вы все равно должны их отъездить с преподавателем.
Некоторые автошколы включают в часы практики время, в течение которого инструктор добирается до места проведения занятий или моет машину после урока. Об этом ученика тоже проинформируют уже постфактум, когда предложат ему подписать акт с завышенным количеством учебных часов.
Наш опыт. Инструктор просто обманул мою супругу. Он попросил ее подписать акт, в котором было указано, что она прошла 21 занятие. Она действительно посетила 21 занятие, поэтому акт подписала. Однако инструктор не сказал, что длительность каждого занятия по версии автошколы составляла два часа, а не один, как было на самом деле.
Запомнить: сразу запросите в автошколе программу обучения или иной документ, в котором будет четко указано, как распределены часы вашего практического обучения вождению. Эта программа должна соответствовать государственным нормативам.
Поищите в интернете информацию о том, как обучают практике вождения именно в этой автошколе.
Не соглашайтесь на попытки сократить часы любым способом. Не подписывайте документы, в которых фигурирует завышенное количество часов.
Завышение стоимости дистанционного обучения
Наша ошибка: не попросили показать, как проходят дистанционные занятия.
Онлайн-обучение в автошколах сейчас становится все более популярным. Это нравится ученикам, так как они могут проходить занятия в удобное время и не приезжать в учебный класс. Это нравится и автошколе, так как позволяет ей экономить на преподавателях и оснащении учебных классов.
Дистанционный формат обучения позволяет автошколе не получать заключения ГИБДД на свои учебные классы. Ведь все ученики учатся из дома.
Автошколы практикуют два варианта дистанционного обучения:
Наша автошкола практиковала именно второй вариант дистанционного обучения. Супруге предоставили ссылку на ютуб-канал, на котором были выложены все уроки. Они и сейчас доступны любому желающему. Общаться с преподавателем можно было по Скайпу три раза в неделю по одному часу.
стоит по договору теоретическое онлайн-обучение
На мой взгляд, 10 тысяч — это завышенная цена для такого продукта. Обучение сводится к просмотру бесплатных уроков на «Ютубе». Мне кажется, это сделано целенаправленно, чтобы при расторжении договора ученик в любом случае оставил автошколе больше половины уплаченных средств.
Запомнить: при выборе дистанционного обучения уточняйте, в каком виде будут проходить занятия. Просите показать вам примеры занятий или тестовые уроки. Важно, чтобы у вас всегда была возможность задать вопросы преподавателям и оперативно получить ответ.
Заказные отзывы
Наша ошибка: не уделили достаточно внимания чтению отзывов и не сравнили отзывы о конкурентах.
Супруга выбрала автошколу и почитала отзывы о ней в интернете. Там было много положительных отзывов. Некоторые были расплывчатыми и производили впечатление заказных, но нас это не насторожило. Отрицательных отзывов тоже было много. Ученики жаловались на инструкторов и на долгое ожидание начала занятий. Мы решили, что это не очень критичные проблемы, и проигнорировали негатив. Конечно, зря.
Подробнее изучать отзывы мы стали уже после того, как с автошколой начались сложности. Сразу же нашли много жалоб на занижение количества часов практики, то есть на то, с чем мы и столкнулись. Обнаружились и специфические жалобы на то, что учеников заваливают на школьных экзаменах для сбора платы за пересдачи и что школа в черных списках ГИБДД. Правда это или нет — судить не берусь. Жаль, что мы не изучили всю эту информацию заранее — до заключения договора.
Существуют специализированные сайты для тех, кто учится вождению. Например, «Автобегиннер» и «Автогаи». Там тоже много отзывов на автошколы. Мне показались еще более полезными отзывы об автошколах на сайтах-отзовиках: «Отзовике» и «Айрекомменде». Отзывы там серьезно влияют на репутацию и даже заработок автора, поэтому откровенно заказных отзывов в стиле «все прекрасно, большое спасибо» там я не встретил.
Запомнить: уделяйте больше времени изучению отзывов. Да, большинство будет негативным. Да, жалобы будут на все организации. Но если люди раз за разом жалуются на одни и те же проблемы — это повод выбрать другую автошколу.
Как все-таки правильно выбирать автошколу
Предварительный отбор. Пообщайтесь с друзьями-автомобилистами. Спросите, в каких автошколах учились они, с какими сложностями сталкивались, какие у них были впечатления.
Решите для себя, какой вариант теоретического обучения вам актуальнее — очное или дистанционное. Дистанционный вариант может быть немного дешевле.
Определитесь, насколько для вас важно учиться рядом с домом. Тут я имею в виду не адрес офиса автошколы, где вы подпишете договор, а именно место проведения занятий. Изучите информацию об учебных классах и о площадках на сайте автошколы. И в любом случае этот вопрос надо будет дополнительно уточнять с сотрудниками автошколы, потому что данные на сайте могут быть неактуальными.
Изучите сайты школ, чье расположение вам подходит. Проверьте наличие лицензии и заключений от ГИБДД по заинтересовавшим вас школам.
Внимательно почитайте отзывы в интернете про школы, которые прошли предварительный отбор. Только после этого можно начинать им звонить.
Обзвон. Вот что я рекомендую узнать у администратора школы:
Визит в автошколу. Если все устроило, можно идти в автошколу за договором. До передачи денег попросите администратора показать вам договор и внимательно его прочитайте. Если администратор вас торопит, это плохой знак. Вы имеете право читать договор столько времени, сколько вам нужно. Хоть неделю.
Сначала читать, потом подписывать
Вот что нужно проконтролировать в договоре:
Если у вас остаются вопросы или сомнения, поблагодарите и завершите визит. Дома вы сможете еще раз обдумать полученную информацию и принять решение.
Чем все закончилось у нас
Еще супруге выдали справку, подтверждающую прохождение теоретического курса. Ценности в этом документе немного — другие автошколы его не зачтут.
Можно было бы подать в суд. Однако супруга все-таки подписала акт, в котором указано, что она посетила 21 занятие, каждое из которых длилось два часа. Подтвердить, что часов реально было в два раза меньше, нам нечем. Разве что инструктор сам об этом расскажет в суде, но я бы на это не рассчитывал.
За теорию деньги мы бы все равно не вернули, так как эта услуга считается оказанной. В итоге оказалось, что нам проще смириться с ситуацией, чем бороться. Вероятно, именно на это и рассчитывают учредители таких автошкол.
Поскольку права супруга так и не получила, в этом году она планирует снова пойти в автошколу. Надеюсь, повторный опыт будет более успешным.
В Москве это «Автошкола «Союз», судя по всему. Условия договора, дизайн сайта совпадают
Dmitriy, подтверждаю, в 2013 в Мск точно так все и было, только сумма иная называлась)
Комментарий удален пользователем
Училась в Москве.
Я просмотрела рейтинг ГИБДД про процент сдавших из разных автошкол. Выбрала первые 15, посмотрела, сколько стоят, где находятся. Внимательно прочитала отзывы во всех источниках. В итоге выбрала не рядом с домом, но на одной ветке метро. В позапрошлом году стоило порядка 32 000 плюс дополнительные занятия, потому что сдала не с первого раза. Автошкола оказалась отличная, учили всему: обгоны на трассе, езда по пересеченке, МКАД, в дождь тоже ездили. Сдала в январе, буквально через пару дней села одна за руль и ночью по снегу поехала. Страха уже не было. Очень довольна.
а, теорию вели хорошо, но я не ходила, тяжело было к 9 утра в субботу приезжать. Сама читала правила и проходила тесты.
Площадку в автошколе сдавали упорото: по 5 раз каждый элемент для зачёта. Очень помогло потом в самостоятельном вождении.
Виктория, присоединяюсь, название школы, если возможно)
Анастасия, автодрайвер, Садовническая.
Кстати, там еще есть инструкторши, что очень прибавляет уверенности на занятиях.
Виктория, да, можно назавание школы? Я сейчас выбираю как раз.
Виктория, название школы в студию! Ну или хотя бы в личку:))
Виктория, тоже учились в автодрайвере на Новокузнецкой, отличная школа! Абсолютно искренне советую, никакого дополнительного развода на занятия/экзамен не было. Инструкторы и инструкторки по вождению милашки, все объясняли четко и доходчиво.
Дарья, да, прямо супер! У нас часть сдавала за деньги, часть бесплатно, но никакого принуждения не было, и сдавали все.
Виктория, интересно. В автошколе в курсе, что учебная езда по МКАД запрещена?) Большой риск на себя берут инструкторы.
Evgeny, с января 2020 разрешена
Evgeny, по трассам тоже, но я не понимаю, как совсем без практики потом в одиночку туда выезжать.
Учился в «Светофоре» в Питере в 2017-м. Была полностью аналогичная история касательно практики, на вопрос о том, почему я откатал всего 20 с небольшим часов при заявленных 56 инструктор сказал мне «ну дружище, по регламенту я вообще тебе должен первое занятие два часа объяснять, какая кнопка на приборной панели за что отвечает».
Сдал в итоге с пятого раза, зато сам. На допнакате с другим инструктором уже после окончания автошколы услышал замечательную историю про то, что гайцы валят учеников «Светофора» из-за какого-то скандала со взяткой ака «подстраховкой», из-за которого полетели шапки в питерском ГИБДД. И таки да, самому сдавать было куда проще, чем через автошколу.
Илья, плюсану про АБВ – учился, все по-честному, сдал сам с первого раза. Друзья, которые учились со мной, сдавали с разного количество попыток, но все ошибки были честные.
Илья, в АБВ не дорого. Просто они сразу говорят конечную цену, а не доят в конце, когда уже не свернуть. ))
Сдавали там с женой. Советовали друзья. Потом мы советовали друзьям. Не знаю, как в других школах, и очень этому рад. )) Прошёл весь путь с АБВ с огромной поддержкой и персональным беспокойством. Сдал со 2 раза сам (сам дурак), жена с 3-го (тоже). Очень благодарен а/ш.
Кстати вопрос относительно «астрономический» или «академический» час. Не нашла норматива, где это прописано. Потому что вот здесь: http://base.garant.ru/77660545/f7ee959fd36b5699076b35abf4f52c5c/#block_23111 указаны «учебные часы». И вполне может быть, что это академический час и тогда все честно.
Маргарита, там же написано: «Продолжительность учебного часа практического обучения вождению должна составлять 1 астрономический час (60 минут).»
Мой опыт общения с автошколой тоже нельзя назвать позитивным. Если бы я делала это сейчас, я бы нашла частного инструктора и ездила столько, сколько мне нужно, в комфорте и без нервов. После чего в любой автошколе можно взять самый дешёвый курс «для людей с навыками вождения» ради бумажки об окончании школы для ГИБДД.