Что не прощается в исламе
Есть ли грехи, которые Всевышний Аллах не прощает?
Милосердие и Прощение Аллаха безгранична, для рабов совершающих тауба, то есть искреннее покаяние, раскаявшись в содеянных ими грехах. Будет ли прощен тот или иной грех после покаяния человека пред Всевышним, решает только сам Всемогущий Создатель, и никто не вправе говорить, что будет он прощен или нет, кроме Него самого.
Что касается грехов, за которым не последовало покаяние человека, то любой грех по Милости Аллаха может быть прощен, кроме ширка. Ширком в Исламе считается придача Всевышнему сотоварищей, признание помимо Единого и Всесильного Творца божеством еще кого-либо.
Всевышний Аллах сказал об этом в следующем аяте Священного Писания:
«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех» (сура ан-Ниса, аят- 48).
Кроме ширка к другим большим грехам можно отнести следующие деяния: убийство, прелюбодеяние и клевета в совершении прелюбодеяния кого-либо, бегство с поля боя, занятия колдовством и предсказаниями, незаконное пользование имуществом сирот, неуважение и неповиновение к родителям, совершение греха в запретной зоне Мекки, обогащение за счет ростовщической прибыли, воровство, пьянство (наркомания) и азартные игры.
Какими бы не были тяжкими грехи, совершенные человеком, он не должен терять надежды на прощение, и проявив искреннее раскаяние должен надеяться на прощение:
Отпущение грехов и ислам. Грехи в исламе
В каждой религии существуют понятия праведности и греховности. Они являются основой, своеобразным лекалом, по которому верующий человек равняет не только все свои поступки, но и мысли. Ведь греховная мысль или намерение тоже находятся в ведении высших сил, за них человек может понести не меньшее наказание, чем за поступок. Особенно много запретов имеет ислам. Грехи в исламе имеют различную классификацию и способы искупления. Каждый правоверный мусульманин должен иметь точное представление о том, что ему запрещает делать Коран, и следить за исполнением заветов пророка Мухаммада.
Что такое грехи?
Изучение Корана у мусульманина начинается с самых простых понятий, которыми ежедневно оперирует ислам. Грехи в исламе представляются совокупностью намерений, которые могут принести вред здоровью и имуществу другого человека. К тому же грехом считаются все поступки, которые могут поколебать истинную веру в Аллаха. Искупление этих проступков является важной частью такой религии, как ислам.
Грехи в исламе являются тем фактором, который определяет направление души человека после его смерти. Мусульманин после своей кончины будет ожидать Судного дня, в который душа и все ее грехи предстанут перед Аллахом. Создатель оценит тяжесть и количество прегрешений, а затем определит место, в которое направится душа. Особо грешные мусульмане отправятся в ад, причем стоит учесть, что он имеет семь различных уровней. Душа, совершившая смертные грехи и не раскаявшаяся в них, определяется на самый низший уровень.
Общая классификация грехов
Мусульманские теологи разделяют большие грехи в исламе и малые. И те и другие можно искупить при достаточном покаянии. Однако смертные грехи в исламе довольно трудно прощаются, мусульманин должен искренне раскаяться, выполнить ряд предназначенных имамом действий и никогда более не совершать подобных деяний. В противном случае получить прощение будет уже невозможно.
Помимо смертных грехов, существуют малые. Они представляют собой поступки, которые являются нежелательными. Аллах предостерегает правоверных от подобных действий, ведь в случае невыполнения рекомендаций и несоблюдения определенных запретов сатана легко подберется к не защищенной Аллахом душе. Чтобы искупить данный грех, необходимо осознать его и покаяться.
Самые большие грехи в исламе: четыре группы прегрешений
В Коране описаны восемь групп проступков, которые можно отнести к смертным грехам. Первые четыре являются самыми опасными для правоверного мусульманина. Он должен соблюдать запрет сам и оберегать от проступков всю свою семью. Ведь истинно верующий в Аллаха мужчина несет ответственность за души своих жен и детей.
Убийство невинных тоже попадает под классификацию смертных грехов. Особенно тяжелое наказание предстоит вынести мусульманину, который умертвил верующего человека. Ведь тот, кто верит в Единого Бога, находится под его защитой и подчиняется только его воле.
Особо жестко наказываются в исламе следующие проступки, попадающие в одну группу:
Все эти страшные грехи в исламе порицаются Аллахом и каждым правоверным мусульманином.
Семья как основа счастливой жизни в исламе
При знакомстве с исламом многих удивляет то, какое значение Аллах придает семье. Ведь буквально каждое действие, которое ведет к разрушению своей или чужой семьи, является страшным грехом. В Коране написано, что правоверный мусульманин должен жить таким образом, чтобы не подвергать опасности своих родных и скреплять семью всеми своими поступками.
В исламе запрещены и любые действия, порочащие женщину. Грех ли в исламе клевета? Да, конечно. Имейте в виду, что любые обвинения, особенно в адрес женщины, относятся к тяжким грехам. Мужчина, который безосновательно обвиняет мусульманку в прелюбодеянии, должен подвергнуться наказанию и раскаяться в своем поступке перед Аллахом.
Смертельные прегрешения: чего необходимо избегать?
Если правоверный допускает, чтобы его святыни и вера были попраны врагом, то он вновь ввергается в смертный грех, очиститься от которого в глазах Аллаха будет непросто. Согласно Корану, любой мусульманин должен нести свет веры всем людям без исключения и защищать ее перед лицом опасности.
Особо трепетное отношение в исламе к сиротам. Если какая-то семья принимает в свой дом осиротевшего ребенка, она должна любить его и заботиться о приумножении его имущества. Тяжким грехом считается присвоение денег или вещей, принадлежащих сироте.
Малые грехи
Некоторые религиоведы проводят параллель между списком малых грехов и правилами этикета. В этом есть некая правда, ведь Коран регулирует абсолютно все стороны жизни мусульманина.
Очень четко отслеживается рацион питания правоверного. О запрете на употребление свинины известно практически всем, но мало кто имеет представление о том, что мусульманин не должен есть мясо лошадей и любых вьючных животных. Также запрещено питаться морепродуктами, такими как мидии, устрицы и улитки. Все это считается грехом.
Коран запрещает мусульманам принимать пищу с золотых и серебряных тарелок, поэтому в домах подобная кухонная утварь даже не хранится. Если за столом кто-то употребляет алкоголь, то грехом будет оставаться в подобной компании. Мусульманин должен выйти из-за стола и ограничить общение с такими людьми.
Внешний вид тоже подчиняется определенным правилам. Это касается не только женщин, но и мужчин. Например, ношение представителями сильного пола украшений категорически запрещено. Аллах допускает только один перстень, все остальные излишества попадают под категорию греховности.
Женщины должны придерживаться массы правил при выборе гардероба. Они должны учитывать, что на улице запрещено появляться в облегающей или прозрачной одежде. Такие наряды позволительны только наедине с мужем, иначе красота женщины может ввергнуть чужого мужчину в искушение. А это тоже считается грехом.
Ислам: как вести себя в обществе?
Удивительно, но понятие греха существует и в ежедневном общении между людьми. Именно данный факт позволяет считать мусульман одними из самых вежливых и тактичных представителей религиозных течений мира. Коран предупреждает мужчин о том, что непозволительно в обществе шептаться или садиться между двумя уже разговаривающими людьми. После намаза мусульмане могут беседовать только о вере и Аллахе, так же стоит себя вести и до молитвы.
Сплетни и осуждение очень жестко пресекает ислам. Грехи в исламе могут представлять собой элементарное злословие и оскорбление человека любого вероисповедания. Ведь Аллах является милостивым и всепрощающим, поэтому и верующий человек должен уподобляться Ему, будучи добрым и справедливым.
Намаз: роль молитвы в искуплении грехов
Они немногочисленны, поэтому доступны любому человеку, как и большинство рекомендаций, указанных в Коране:
Можно сказать, что малые грехи всегда можно искупить с помощью намаза. Этот способ часто используют верующие, но помимо него известно еще несколько вариантов искупления своих прегрешений.
Тауба
Таубой называют искреннее покаяние человека, совершившего грех. В зависимости от тяжести поступка оно может быть прилюдным и индивидуальным. В случае когда мусульманин ощущает, что нарушил свод правил правоверного, он может покаяться перед Аллахом, не покидая своего дома.
Если же грех был очень тяжелым, то необходимо переговорить с имамом и провести покаяние в мечети. Такой способ может спасти от неминуемого наказания после смерти.
Истигфар
В хадисе написана специальная мольба о прощении всех грехов. Она является очень действенной сама по себе, но многие утверждают, что ее необходимо совмещать с таубой. В некоторых случаях, когда человек обладает глубокой верой и всем сердцем сожалеет о своем проступке, то для искупления вины ему может хватить и истигфара.
Поступки во имя Аллаха
Этот способ искупления грехов известен и практикуется еще с давних времен. Ведь злые поступки всегда перекрываются праведными делами. Причем их количество и значимость должна в разы превысить совершенный грех.
Особо ценятся добрые дела, совершенные для семьи умершего человека. Они являются крайне важными и значимыми.
Бедствия и несчастия
Каждый человек может искупить свой грех с помощью ниспосланных Аллахом испытаний. Они могут прийти в дом единожды или сопровождать мусульманина на протяжении долгого времени. В любом случае он должен достойно переносить все беды и благодарить за них Аллаха, ведь таким образом приходит искупление и прощение.
Многие, сделав свои первые шаги на пути к Аллаху, интересуются: а самый страшный грех в исламе какой? Грехи не стоит оценивать с позиции страшных и позволительных. Они в любом случае разъедают человеческую душу и делают ее восприимчивой ко злу во всех его проявлениях. Поэтому не стоит грешить, храните себя и своих близких в духовной чистоте.
Семь смертных грехов в исламе
Сейчас странно писать о чем-то, кроме коронавируса, поэтому предлагаю просто продлить эту тему до логического конца. Представьте, что все уже случилось: все наши усилия оказались тщетны, гречка и маски не помогли, вирус победил и мы оказались на том свете. Что будет дальше? Рассмотрим исламский вариант.
В загробном мире мусульманам, как и христианам, придется расплачиваться за свои грехи. В правоверном исламе есть свой набор смертных грехов, не столь четкий, чем у католиков, но по-своему не менее убедительный.
«Берегитесь семи вещей, которые приводят человека к погибели! – призывал Пророк. – Это придание Аллаху сотоварищей, колдовство, убийство человека, которое Аллах сделал запретным, ростовщичество, пользование имуществом сироты, побег с поля битвы, когда напал враг, обвинение целомудренной женщины в прелюбодеянии».
Все, кто занимаются ростовщичеством или участвуют в нем, – прокляты Аллахом. Пророку Мухаммеду было видение Ада, в котором он увидел людей с огромными животами, наполненными змеями. «Кто это, Джабраил?» – спросил он ангела, и тот ответил: «Ростовщики».
Ислам безусловно запретил пьянство и проституцию. «Все, что опьяняет, запретно (харам)». «Алкоголь – мать бесстыдства, величайший из грехов. Кто выпьет, может блудодействовать и с матерью». Нельзя не только пить, но и сидеть за одним столом с пьющими.
Ни один мужчина не должен оставаться наедине с женщиной. Когда мужчина остается вдвоем с женщиной, третий с ними – шайтан. Бросив взгляд на женщину, тут же отведи взгляд и больше не смотри. Первый взгляд тебе простится, второй – вменится в грех. Взгляд – это прелюбодеяние глаз, разговор – прелюбодеяние языка, прикосновение – прелюбодеяние рук. Мужчине с женщиной можно общаться только через занавесь или дверь.
Нельзя изменять друзьям и предавать людей, даже если они предали тебя. Нельзя присваивать себе лишние трофеи. Нельзя ни сплетничать, ни подглядывать, ни злословить, даже если твои слова – правда. Лучше просто промолчать, если не можешь сказать о человеке хорошее: «Или говори хорошее, или молчи». «Кто попрекнет другого а каком то грехе, тот не умрет, пока сам не совершит тот же грех». «Тот, кто молчит, спасен!»
Гордыня в исламе, как и в христианстве, – страшный грех. «Горделивые люди в Судный день будут собраны в виде маленьких красных муравьев, имеющих человеческий облик. Их будет окружать огонь огня, и они будут пить напиток из крови, гноя и нечистот, который называется Тинатуль-хабаль». «Если в сердце человека есть хоть крупица гордыни, он не войдёт в Рай».
Пророк осуждал не только поступки, но и помыслы: «Берегитесь тех желаний, которые приходят в сердце прежде совершения греха! Потому что они являются началом греха».
Тут же следует призыв к покаянию: «О люди! Кайтесь перед Аллахом. Ибо я каюсь перед Ним сто раз в день». «Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся».
Страшный суд, Рай и Ад
По учению ислама, после трубного гласа мертвые поднимутся из гробов и предстанут перед престолом Аллаха. Появятся весы и книга, где собраны все добрые и злые поступки каждого. Дальше воскресших ждет пропасть, а над пропастью – мост Сират, тонкий как паутина и острый как меч. Добрый перейдет по нему в рай, а злой упадет в адскую бездну.
Ад в исламе представлен как «геенна огненная», глубокий ров с полыхающим огнем, где грешники пьют гнойную воду и кипяток, «рассекающий их внутренности». Питаются в аду только плодами дерева Зуккум, на котором растут головы шайтанов. Грешники постоянно горят в огне, от которого «скручивается кожа», но тут же восстанавливается, чтобы муки могли длиться вечно. Об устройстве ада говорится скупо, известно только, что в нем имеется семь кругов, каждый с отдельным входом, и что чем ниже круг, тем сильней и страшней огонь.
Рай описан более подробно. В Коране сказано, что Всевышний «купил жизнь верующих и их имущество, заплатив им раем». Награда эта поистине велика. Рай – это место, где праведники никогда не будут испытывать голода и жажды, питаясь самыми изысканными яствами на блюдах из золота и запивая их чистой проточной водой, молоком, медом и вином. Лежа на расшитых подушках и коврах в тени деревьев, они будут есть лучшие плоды и мясо птиц и пить напитки, не вызывающие головной боли, которые разносят вечно юные мальчики с чашами, сосудами и кубками.
Рай – обитель чистоты, где «не будут ни плевать, ни сморкаться, ни испражняться». Съеденная там пища будет превращаться в ароматный мускус. В Раю все будут одного возраста (тридцати трех лет), а по некоторым толкованиям, даже одного роста.
Среди наслаждений рая: прохлада тенистых садов, одежда из роскошных тканей («зеленые одеяния из атласа и парчи») и гурии – чернооокие девственницы, подобные жемчугу, «которых не коснулся до них ни человек, ни джинн». Что касается женщин, то в Раю они либо сами превратятся в гурий, либо получат райских мужей.
Но высшее блаженство праведных – это лицезрение Аллаха.
Что в Коране говорится о прощении?
Прощение – это доверие Всевышнему Аллаху (Фото: unsplash.com, автор Ali Burhan).
«По милосердию от Аллаха ты (о, Пророк) являешься мягким [добрым, снисходительным] к ним [к сподвижникам]. А если бы ты был грубым, с жестоким сердцем, то они разошлись бы от тебя. Извини же их (за то, что было при Ухуде) и проси им (у Аллаха) прощения и советуйся с ними о деле (которое требует совета). А когда ты (о, Пророк) решился [принял какое-то решение], то уповай (только) на Аллаха, – поистине, Аллах любит уповающих [тех, которые полагаются на Него]!» (Алю Имран, 159).
Одно из основных качеств любого мусульманина, которое мы должны воспитывать в себе с малых лет, – прощение. Ведь ислам призывает к прощению и говорит нам о сопереживании, поддержке и умении прощать других. Простить – значит быть лучшим мусульманином.
Об этом много говорится в Священном Коране. Так давайте обратимся к слову Всевышнего, чтобы понять истинную важность прощения. Если мы хотим по-настоящему оценить невероятную силу милосердия Аллаха, то, в первую очередь, мы должны впустить прощение в собственную жизнь. Это самое меньшее, что мы можем сделать как мусульмане, которые верят в силу покаяния.
Мы собрали для вас лишь пять примеров из Корана (а их гораздо больше) о глубине веры, которую можно надеяться достичь, понимая и применяя прощение на практике в течение всей нашей жизни.
1. Просите и прощайте.
«Мы сотворили небеса, землю и все, что между ними, только ради истины. Час непременно настанет. Посему прощай их красиво» (Аль-Хиджр, 85).
Этот аят Корана напоминает нам, что наше время на этой земле и в этой дунье ограничено, поэтому мы должны попытаться понять важность прощения. Если мы сами надеемся получить прощение за наши собственные недостатки и грехи, самое меньшее, что мы можем сделать, – это простить и молиться о прощении наших братьев и сестер.
2. Есть награда за примирение.
«Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом. Воистину, Он не любит беззаконников» (Аш-Шура, 40).
Мы знаем, что Аллах вознаградит и благословит тех, кто действительно способен прощать. Хотя иногда это может казаться нам самым трудным, порой, даже невозможным Но мы должны понимать важность примирения с теми, кого мы, возможно, не считали достойным прощения. Нужно делать это если не для себя, то, по крайней мере, для Милостивого и Милосердного Аллаха.
3. Терпение и прощение достойны похвалы.
«А если кто проявит терпение и простит, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость» (Аш-Шура, 43).
Коран снова и снова на своих страницах напоминает нам, что терпение и способность прощать – это две стороны одной медали. Если мы хотим по-настоящему жить в единой умме, то должны постоянно стремиться к примирению и прощению для улучшения и укрепления нашего общества.
4. Прощение – это доверие Всевышнему Аллаху.
«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Извини же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» (Алю Имран, 159).
В глазах Аллаха искренне прощать – это проявление доверия к своему Создателю. Мы должны верить, что Аллах видит всё, и помнить, что Он Единственный, Кто достоин судить о наших действиях. Только Ему должно быть Судьёй. Поэтому мы должны прощать и верить, что Аллах всегда вознаградит нас за то, чего мы заслуживаем.
5. Разве мы не любим, чтобы Аллах прощал нас?
«Пусть обладающие достоинствами и достатком среди вас не клянутся, что не будут помогать родственникам, беднякам и переселенцам на пути Аллаха. Пусть они простят и будут снисходительны. Разве вы не желаете, чтобы Аллах простил вас? Аллах – Прощающий, Милосердный» (Ан-Нур, 22).
Точно так же, как мы любим и жаждем, чтобы Аллах простил нас и проявил милосердие, мы должны стремиться проявлять милосердие и прощение в нашей собственной жизни. Это самое малое, что мы можем сделать, будучи мусульманами, чтобы показать, как сильно мы любим Аллаха.
Вспомни тот час, когда ты совершил грех!
Разъяснение понятия «Покаяние»
Каждый знает, что жизнь коротка и настанет час, когда он один предстанет перед Аллахом и будет отвечать без переводчика, без посредника. Ему скажут: раб мой, вспомни тот день, тот час, день, когда ты заперся и прятался от взора Моих рабов. Ты стыдишься их взоров, а по отношению ко мне делал то, чем Я недоволен. Как я относился к тебе? Раб мой, ты стыдишься людей, но не стыдишься Меня!
Когда нас представят перед Творцом и скажут: раб мой, Я сотворил тебя из ничего, ниспослал тебе милости, возвеличил тебя словами «Ля илляха илля ллах». Дал тебе мать, которая качала тебя, кормила, затем ты окреп, овладел милостями, Моими благами. Ты осмелился противоречить Мне, а как ты отнёсся к моим благам? Ты выполнил долг благодарности? Ты усердствовал в том, чем буду доволен Я? Ты искал приближения ко Мне за то время, которое дал Я тебе?
Некоторые праведники пришли к саляфу салихину и спросили его: «О шейх, прощает ли Аллах грехи, которые я совершил?». «Да, если ты раскаешься!». Он воздал Хвалу Аллаху и очень обрадовался, но, сделав несколько шагов и изменившись в лице, он вернулся. Шейх спросил его, что случилось? Он в ответ спросил: «Когда я грешил, Аллах видел меня?». Шейх ответил, да. И он издал громкий звук и умер на месте.
Аллах прячет наши грехи. Он Всемогущ, Он мог бы разоблачить нас прилюдно, но всё же Он прячет наши грехи. Аллах не перестаёт давать нам блага. К примеру, когда сын постоянствует в грехе и делает зло, приходит время и родители говорят, хватит, мы больше тебе не отец и не мать. Машину, которую я тебе купил, ты не достоин её. Но Аллах не перестаёт нам оказывать милости, вместе с этим Аллах возвеличивает нас, даёт нам отсрочку, а мы? Перестаём грешить? Когда человек печалится за своё упущение, содеянное, это значит, в его сердце есть раскаяние.
Грехи бывают трёх видов. Грехи, которые Аллах прощает, которые Он не прощает, и грехи, которые остаются.
Если кто либо решит раскаяться, нужно подумать, есть ли долги. Человек не сможет полноценно идти по пути Аллаха, если он у кого-то что-то отобрал или кому-то что-то не вернул. Долг отвергает человека от пути Аллаха до тех пор, пока не будет возвращён, или случится равноценная замена.
Однажды к ибн Масуду (да будет доволен им Аллах) пришли люди и рассказали о человеке, совершившем большой грех. И спросили его, есть ли покаяние в этом греха. Ибн Масуд изменился в лице, услышав, какой это большой грех. Он отрёкся от этого человека и отошёл. Сделав несколько шагов, ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) оглянулся и посмотрел на того человека. Тот горько плакал. Тогда ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) подошёл к нему и сказал: «Знай, что Аллах простил тебя, если ты будешь праведным. Аллах сотворил восемь ворот Рая, все они открываются и закрываются, кроме ворот покаяния, они никогда не закрываются.
Больших грехов четыре, некоторые сподвижники говорят, что семь, другие, что одиннадцать. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Да смилостивится Аллах над ибн Умаром (да будет доволен им Аллах), который сказал, что больших грехов 7, ведь их около семидесяти». Большинство учёных ахлу сунна валь джамаа единогласны в том, что каждый проступок, за который положено наказание, это большой грех. Каждый проступок, о котором гласит Коран, это харам и большой грех.
Она говорила, что когда она говорит Астахфируллах и не было хузура (смиренности и искренности) в сердце, то она стесняется Аллаха просить простить её и принять её покаяние, ведь она не была в смиренности!
Мы будем на правильном пути, если начнём с этой минуты жизнь с оживления покаяния. Начнём и будем помнить, что степень покаяния не завершается. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) который ни разу не согрешил, каялся, сподвижники слышали, как он произносил слова истихфара на одном мажлисе 70 раз! Начнём наш путь к покаянию, ведь нет ему конца на пути Всевышнего! Обратим дорогие братья и сестры на предыдущие наши шаги, поступки и скажем Астахфируллах! Следует каяться Аллаху в том, что было раньше. Нужно каяться за каждый совершённый грех. Обратимся к Аллаху, и Аллах встретит нас, возвеличивая, давайте совершим ночью сунна два ракаата намаза покаяния (истихфар ). Кто совершит ночью намаз истихфар сможет приблизиться к Аллаху. Совершив намаз мы почувствуем, что согрешили и обратимся к Аллаху с мольбой о прощении. Какой человек является впереди идущим? Тот кто совершил покаяние, или тот, чьё покаяние принял Аллах? Некто сказал Рабие аль-Адавие: «Сделай мне дуа, чтоб я сделал покаяние Аллаху!». Она сказала: «Я сделаю дуа, чтоб Аллах принял твоё покаяние, чтоб ты сделал покаяние». Затем он сделал тавбу (покаяние).