Что не подходит под определение организация это
ВС РФ: для целей гражданского процесса понятия «юридическое лицо» и «организация» не являются синонимами
billiondigital / Depositphotos.com |
Организация может не обладать статусом юридического лица, в том числе после прекращения такого статуса и исключения из ЕГРЮЛ, однако при этом обладать гражданской процессуальной правоспособностью и осуществлять процессуальные права от своего имени, в том числе подавать апелляционные жалобы. Эта правовая позиция сформулирована Верховным Судом Российской Федерации в деле о споре между гражданином и органом госбезопасности РФ (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 16 октября 2018 г. № 5-КГ18-185).
Пограничная служба с клеймом «процессуального призрака» пыталась оспорить определение регионального суда, но безуспешно: первое обращение в ВС РФ было неудачным, в передаче дела на рассмотрение в Судебную коллегию по гражданским делам ВС РФ было отказано. Однако повторная кассационная жалоба на имя заместителя Председателя ВС РФ поправила ситуацию, дело было передано в Судебную коллегию по гражданским делам ВС РФ, которая отменила «региональное» определение об оставлении заявления без рассмотрения, указав на следующее:
Таким образом, вывод об отсутствии процессуальной правоспособности у организации, не обладающей собственной записью в ЕГРЮЛ, является – в данном случае – ошибочным, определение об оставлении без рассмотрения – отменено, дело передано на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Понятие и критерии организации.
В целом, под организацией понимается совокупность людей и групп, целенаправленно объединенных и существующих совместно.
Кроме объединения людей под организацией также понимается функция управления и процесс организационной деятельности.
Организация как общественное явление определяется рядом критериев, что вытекает из ее сущности.
Можно выделить ряд основных критериев, которым соответствует любая организация (см. Рис. 1).
То есть организация – это объединение людей ради реализации некой миссии и достижения определенной цели, осуществляющих совместную деятельность через разделение обязанностей, объединенных единым организационным стержнем и правилами, а также определенным властным началом в рамках неких границ в той или иной организационной форме для создания новой сущности.
Рис. 1. Критерии организации.
Рассмотрим обозначенные критерии.
2). Наличие миссии и общей главной цели в организации связано с тем, что любая организация осуществляет социально значимую (по крайней мере социально заметную) целенаправленную деятельность.
Миссия организации – это ее предназначение, то во имя чего люди объединяются и осуществляют свою деятельность [14], тот след, который организация оставляет в истории и та роль, которую она играет в обществе.
Значение определения миссии организации состоит в том, что она:
— представляет собой базис, точку опоры для всех плановых решений организации, для определения ее целей и задач;
— создает уверенность в том, что организация преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели;
— помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия;
— вызывает понимание и поддержку внешних участников организации (инвесторов, потенциальных партнеров, потребителей) [14];
— повышает социальную значимость организации.
Примерная характеристика миссии, то есть предназначения, организации в обобщенном виде включает:
— предлагаемые продукты или услуги,
— позиционирование на рынке,
— технологию (процессы, инновации),
— философию (базовые взгляды, ценности, мотивации),
— внутреннюю концепцию (сильные стороны, степень конкурентоспособности, факторы выживания),
— внешний образ, имидж (ответственность перед партнерами, потребителями, обществом в целом) [14].
Как правило, в сокращенном виде под миссией понимается удовлетворение определенных общественных потребностей.
Осуществляя свою миссию, организация добивается достижения определенных целей, при этом данные цели и их группы должны соответствовать миссии.
Таким образом, в той или иной форме миссия присутствует у каждой организации, при этом руководство или сотрудники данной организации могут не осознавать ее истинное содержание.
Иногда миссию путают с главной целью организации. На наш взгляд, между этими двумя характеристиками организации существует определенная разница. Миссия как предназначение или причина существования организации присутствует в ее деятельности постоянно, во всех проявлениях, независимо от того, какие цели преследует организация в тот или иной момент своего существования. При этом миссия всегда имеет социально значимое содержание. Главная цель (главные цели) преследуются организацией для приведения ее в желаемое состояние, при этом, кроме главных организация постоянно ставит и достигает множество второстепенных целей, которые, иногда могут противоречить главным. Кроме того, цель должна характеризоваться критерием достижимости, то есть то, что декларируется в цели, может и должно быть реализовано. Миссия реализуется постоянно с момента проектирования до ликвидации организации. Также, обращая внимание на социальный характер миссии, нужно отметить, что цели, в том числе главные – это, в первую очередь, внутренние характеристики организации, то, что приоритетно для нее самой, а не для внешнего окружения. Таким образом, еще раз обратим внимание: миссия и главная цель связаны, но не тождественны.
Вообще, цель – это желаемое состояние объекта. Главная цель организации – обеспечение такого достижимого состояния организации, которое в максимальной степени соответствует ее миссии, интересам учредителей и ее деловому развитию. Главная цель должна быть общей для всех элементов организации.
У хозяйственных организаций главной целью является прибыль, у некоммерческих организаций – достижение определенных социально значимых целей, у политических организаций – приход к власти.
Исходя из миссии и главной цели, необходимо формировать более частные цели, задачи и направления деятельности организации.
3). Совместная деятельность в той или иной форме также осуществляется в любой организации. Это означает, что люди, объединенные в данном образовании, совместно осуществляют некие деяния, исходящие из поставленных целей и задач. Несмотря на то, что данная деятельность носит совместный характер, содержание этой деятельности может чрезвычайно сильно отличаться даже в самой маленькой организации. В связи с этим, появляются функциональные направления деятельности (производство, маркетинг, инновации, финансы, персонал и др.), то есть работа внутри одной организации, но с различным ее содержанием. Совместная деятельность далеко не всегда означает то, что люди просто «вместе работают». Суть данного явления в том, что различные лица взаимно дополняют друг друга, а результаты их труда «объединяются», формируя общий консолидированный результат организации.
4). Разделение обязанностей присутствует в любых, даже самых примитивных организация. Так, в первобытном племени есть вожди, жрецы, воины и др. В современных организациях разделение обязанностей и труда имеет многомерную сложную основу, без которой не мыслимо нормальное существование социальной системы.
5). Организационный стержень – это внутреннее притяжение в организации. Речь идет о том, что организация как бы «пронизана» теми или иными «внутренними структурными и коммуникационными нитями», обеспечивающими организационное единство. Данный стержень может базироваться на общих интересах, на договорных отношениях, на членстве или подданстве. То есть организационный стержень – это совокупность особенностей, предопределяющих пребывание того или иного лица в данной организации. Данное явление не подменяет структуры в организации, а является одной из сторон структурных отношений в организации.
6). Правила подразумевают не только принципы создания и управления организацией, но и внутренний распорядок, правовую основу деятельности, регулирование взаимодействия в коллективе. Иногда правила превращаются в регламенты, тогда организация становится формальной. В случае отсутствия «писаных», то есть закрепленных, правил и использования традиций или неформального договора организация остается неформальной (первобытное племя или клуб друзей).
7). Происхождение и реализация власти и управления в организации присутствует всегда, поскольку необходимо постоянное побуждение людей к целенаправленной деятельности.
Дата добавления: 2015-08-21 ; просмотров: 4474 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Организационная структура предприятия: виды и схемы
Организационная структура формируется в зависимости от целей деятельности предприятия и необходимых для этого подразделений. Именно подразделения осуществляют функции, которые составляют бизнес-процессы предприятия.
Что такое организационная структура предприятия?
Говоря об организационной структуре, мы имеем в виду концептуальную схему, вокруг которой организуется группа людей, основу, на которой держатся все функции. Организационная структура предприятия — это, по сути, руководство для пользования, которое объясняет, как организация выстроена и как она работает. Если говорить конкретнее, то организационная структура описывает, как в компании принимаются решения и кто является ее лидером.
Почему необходимо разрабатывать организационную структуру предприятия?
Элементы организационной структуры
Организационная структура любой организации будет зависеть от того, кто является ее участниками, какие задачи она решает и как далеко организация зашла в своем развитии.
Независимо от того, какую организационную структуру вы выбираете, три элемента всегда будут присутствовать в ней.
Конкретный человек или группа людей, которые принимают решения в организации.
Многие из этих правил могут быть заявлены явно, в то время как другие могут быть скрытыми, но при этом не менее обязательными для исполнения.
Распределение труда может быть формальным или неформальным, временным или постоянным, но в каждой организации непременно будет определенный тип распределения труда.
Традиционные организационные структуры
Эти структуры основаны на функциональном подразделении и отделах. Они характеризуются тем, что на верхнем уровне сосредоточены полномочия стратегических и оперативных задач.
Существует несколько типов традиционных структур.
Самая простая структура из всех существующих. Характеризуется наличием определенной цепи инстанций. Решения спускаются сверху вниз. Этот вид структуры подходит для маленьких организаций вроде небольших бухгалтерских фирм и адвокатских контор. Линейная структура позволяет легко принимать решения.
Линейно-штабная организация
Такая структура характеризуется наличием линейных руководителей и подразделений, которые по факту не имеют права принятия решений. Главная их задача — оказывать помощь линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления. Процесс принятия решений в такой структуре медленнее.
Функциональная структура
Этот вид организационной структуры классифицирует людей согласно функции, которую они выполняют в профессиональной жизни.
Дивизиональная структура
Сюда относятся виды структур, которые основаны на различных подразделениях в организации. Они группируют сотрудников на основе продуктов, рынков и географического положения.
Такая структура основана на организации сотрудников и работы вокруг различных продуктов. Если компания производит три различных продукта, то у нее будут три различных подразделения для этих продуктов. Этот тип структуры лучше всего подходит для розничных магазинов с множеством продуктов.
Рыночная структура
Сотрудники группируются исходя из того, на каком рынке работает компания. У компании может быть пять различных рынков, согласно этой структуре каждый из них будет отдельным подразделением.
У крупных организаций есть офисы в различных местах. Организационная структура в этом случае следует за зональной структурой.
Матричная структура
Это комбинация продуктовой и функциональной структур. Она объединяет преимущества обеих структур для большей эффективности. Эта структура самая сложная из существующих. Отличительная особенность матричной структуры — подчинение сотрудников двум или более руководителям одного уровня.
Существует функциональная матрица. В этом типе матричной структуры менеджеры по проекту следят за функциональными аспектами проекта. Однако они обладают очень ограниченной властью, фактически управляет ресурсами и проектом руководитель функционального подразделения.
Есть еще проектная матрица, когда прежде всего ответственен за работу менеджер по проекту, в то время как руководитель функционального подразделения может давать методические консультации и распределять ресурсы.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
ПАО, ООО или кооператив: какие формы существуют и зачем
Закон делит организации не по видам деятельности — ООО и АО могут заниматься одним и тем же, но по-разному управлять компаниями и получать прибыль. В чем разница — в нашей статье.
Организации бывают коммерческими и некоммерческими
Все правовые формы организаций сначала делятся на коммерческие, некоммерческие, а потом на все остальные. Всё крутится вокруг денег: кто и сколько вкладывает, что получает, с кем делится.
Виды правовых форм — в общероссийском классификаторе
Вот основные коммерческие организации:
Некоммерческих организаций больше, вот некоторые примеры:
Еще бывают формы для физлиц — ИП, крестьянские хозяйства, нотариусы и адвокаты. Мы остановимся на коммерческих формах — там деньги и всё, что мы так любим.
Товарищества полные и на вере
Товарищество — это как компания друзей, которые скидываются на новый велосипед. В товарищества вкладывают деньги, автомобили, недвижимость, а если денег нет, но есть идеи, опыт и желание, всё равно можно стать участником. Товарищество как бы промежуточная форма перед ООО.
Максимальное количество участников
От двух до бесконечности
Уставной капитал
Любой, складывается из взносов участников
Ответственность
Субсидиарная. Отвечают имуществом товарищества, если недостаточно — личным имуществом каждого участника
Какие налоги платят
НДС, налог на прибыль, налог на имущество и транспорт, НДФЛ
Полные товарищества состоят из предпринимателей и компаний, которые вносят свои деньги, а затем работают, чтобы получить прибыль. Если что-то пойдет не так, товарищество будет отвечать своими деньгами, а участники — личным имуществом.
Товарищество на вере работает немного иначе: есть участники товарищества, а есть вкладчики. Товарищество работает ради прибыли всех, вкладчики только дают деньги. Если что-то пойдет не так, товарищество отвечает всем имуществом, вкладчики отвечают только вкладами.
Бухгалтеры с ИП Иванов, Петров и Ершов объединились и создали бухгалтерскую фирму «Ершов и Ко». Они внесли свои вклады и вместе ведут бухгалтерии клиентов. Если фирма обанкротится, у бухгалтеров не отнимут дома и машины, чтобы покрыть долг — только вклады.
Заниматься товарищества могут чем угодно, это удобная форма, если нужно быстро собрать деньги на развитие дела или найти партнеров. Есть и риски — каждый участник товарищества занимается предпринимательской деятельностью наравне со всеми, поэтому рискованное решение одного повлияет на всех.
Общества с ограниченной ответственностью
Общества с ограниченной ответственностью — распространенная форма собственности. В такие компании несложно найти опытного бухгалтера, разобраться в нюансах налогов и отчетностей. В ООО может быть один учредитель, а может десять, но не больше 50 участников.
Максимальное количество участников
Уставной капитал
От 10 000 рублей до бесконечности
Ответственность
В размере уставного капитала. В случае недобросовестности учредителя долги могут списать с финансового директора и бухгалтера
Какие налоги платят
На общей системе: НДС, налог на прибыль, налог на имущество и транспорт, НДФЛ
Упрощенка, вмененка, сельскохозяйственный налог: налог по своей системе налогообложения, налог на имущество и транспорт, НДФЛ
У ООО обязательно должен быть уставный капитал, который складывается из денег учредителей. Каждый может внести разную сумму или вложить свое имущество, это и будет его долей. Если что-то пойдет не так, соучредители отвечают своими долями и по административному кодексу, а гендиректор и главный бухгалтер могут получить уголовную ответственность.
Проблема ООО — бюрократия. Чтобы принять решение, каждый раз нужно собирать учредителей, и делать это по уставу и законам. На каждое действие — по десять документов, а если участники не могут договориться — приходится идти в суд.
С другой стороны, это еще и плюс — деятельность компании четко регламентирована, поэтому проще принимать решение и работать.
Акционерные общества
Акционерные общества делятся на публичные и непубличные, раньше их еще называли открытые и закрытые. Публичные теперь называются ПАО, непубличные просто АО. В таких обществах всё, как и в ООО, только вместо долей — акции.
Максимальное количество участников
Уставной капитал
От 100 000 рублей для ПАО и 10 000 рублей для АО до бесконечности
Ответственность
Какие налоги платят
НДС, налог на прибыль, налог на имущество и транспорт, НДФЛ
Могут быть на упрощенке, тогда НДС и налог на прибыль заменит налог по своей системе налогообложения
Акционерные общества нужны, чтобы с помощью акций привлекать деньги. Эта форма собственности предназначена для среднего и крупного бизнеса. Преимущество такого общества перед ООО — практически нет ответственности, если возникнут долги, а еще в любой момент можно сменить собственников без изменения документов.
Открытое акционерное общество такое же, как закрытое, только в открытом акции могут покупать все желающие, а в закрытом — сначала акционеры, а потом обычные люди и другие компании.
Основная проблема акционерных обществ, как и ООО — нет «живых» денег. ИП может делать с прибылью что угодно — может развивать бизнес, может купить вагон шоколада и нырять в него. Деньги же ООО и АО не принадлежат учредителям, они могут получать только зарплату или дивиденды. Вторая проблема — бюрократия и регламенты, как и в ООО.
Хозяйственные партнерства
Хозяйственные партнерства — это почти те же акционерные общества, только вместо акционеров партнеры. У них нет акций, но есть вклады участников, которые идут на развитие и получение прибыли.
Максимальное количество участников
Уставной капитал
Любой, складывается из вкладов участников
Ответственность
Партнерство отвечает имуществом, не отвечает за своих участников
Какие налоги платят
НДС, налог на прибыль, налог на имущество и транспорт, НДФЛ
Хозяйственные партнерства не могут выпускать ценные бумаги и давать рекламу в СМИ и на билбордах — им нельзя рекламировать себя. В таком партнерстве не может быть больше 50 человек.
Каждый участник партнерства вносит свой денежный вклад на развитие, но каких-либо лимитов нет — как договорятся, столько и вносят. Если что-то пойдет не так, отвечать личным имуществом они не будут, только суммой вклада.
Хозяйственные партнерства подходят консультантам, стартапам, инновационным и научным видам бизнеса. Такие партнерства могут спокойно работать в тени и не опасаться, что кто-то позаимствует их разработки — информацию о них не вносят в реестр юридических лиц.
Есть и риски — в законодательной свободе. Если между партнерами возникнет спор по вопросам, о которых не писали в уставе, государство никак не сможет помочь.
Фермерские хозяйства
Фермерские хозяйства — это союз уже не друзей или партнеров, а родственников. В таком хозяйстве есть глава — его основатель, он лично участвует в бизнесе, а также бабушки, дедушки, внуки, братья и сестры, муж или жена.
Максимальное количество участников
Родственники — не больше, чем из трех семей
Люди, которые не являются родственником главе хозяйства — не больше пяти человек
Уставной капитал
Ответственность
Субсидиарная. Участники отвечают своим имуществом и отвечают друг за друга
Какие налоги платят
Единый сельскохозяйственный налог. Не платят НДС, налог на прибыль и налог на имущество. Можно работать на упрощенке или общей системе
Хозяйство создает один человек, остальные вступают в него. Если члену семьи исполнилось 16 лет, он тоже может присоединиться к хозяйству.
Цель хозяйства — заработать на сельскохозяйственной отрасли. Можно разводить коров или индеек, выращивать пшеницу, арбузы и огурцы, завести пасеку.
Фермерские хозяйства подходят жителям сельских территорий, у которых есть большие семьи. Все члены хозяйства лично участвуют в его работе и объединены соглашением. Всё имущество хозяйства — совместная собственность участников, если о другом не написали в соглашении.
Если человек хочет выйти из хозяйства, то получает компенсацию его части.
Жена жителя Нижних Лапок устала от посевов и хочет уйти в криптотрейдинг. На старте она вложила 50 000 рублей на строительство теплиц и трактор, который стоил 100 000 рублей. Жена по закону не может потребовать часть земли или забрать трактор, но может получить компенсацию равную ее вкладу — то есть, 150 000 рублей.
Есть и риски — если создать фермерское хозяйство, нельзя привлечь наемного директора в случае проблем с бизнесом. А еще компенсацию можно прождать год — это долго, если решил вложиться в крипту уже завтра. Даже если уже вышли из фермерского хозяйства, выдохнуть можно будет только через два года — всё это время бывший участник несет ответственность в размере доли.
Производственные кооперативы
Производственный кооператив похож на партнерства и товарищества, но вступают в него все: ИП, компании, физлица. Заниматься кооперативы могут производственной или хозяйственной деятельностью: чинить одежду и обувь, производить консервы, устраивать свадьбы.
Максимальное количество участников
Малое предприятие: какие критерии для его определения действуют в 2021 году
Индивидуальные предприниматели, а также небольшие организации могут рассчитывать на различные льготы, которые государство предоставляет для развития малого бизнеса. Из настоящей статьи вы узнаете, что это за льготы, а также кто, когда и при каких условиях может на них рассчитывать в 2021 году.
Кто относится к субъектам МСП
Фраза «субъекты МСП» расшифровывается как «Субъекты малого и среднего предпринимательства». К ним относятся средние, малые и микропредприятия. Также на практике для обозначения данной категории лиц применяется другая аббревиатура — СМП. Она расшифровывается как «Субъекты малого предпринимательства». В дальнейшем мы будем использовать данные термины как синонимы.
ВАЖНО. Все субъекты малого и среднего предпринимательства должны быть включены в специальный реестр, который ведет ФНС. Этот реестр находится в открытом доступе на сайте налоговой службы по адресу https://rmsp.nalog.ru.
Критерии малого предприятия 2021: таблица
Основные критерии СМП приведены в Федеральном законе от 24.07.07 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно статье 4 этого закона, ими могут быть как индивидуальные предприниматели, так и организации — ООО, кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства.
В таблице приведены показатели деятельности, при выполнении которых налогоплательщик причисляется к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Категория
Среднесписочная численность за предыдущий год
Доход за предыдущий год без НДС по данным налогового учета
Прочие ограничения
не более 15 человек
не более 120 млн. руб.
не более 100 человек
не более 800 млн. руб.
не более 250 человек
не более 2 млрд. руб.
ВНИМАНИЕ. Общие для всех субъектов малого и среднего бизнеса показатели по доле участия определяются ежегодно, и их нарушение сразу же приводит к утрате соответствующего статуса. Ограничения по доходу и среднесписочной численности применяются кумулятивно за три года. Это означает, что изменение категории субъекта МСП или утрата статуса происходит только в том случае, если как минимум один из этих критериев не соблюдается на протяжении трех лет подряд (п. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, п. 1 письма ФНС от 18.08.16 № 14-2-04/0870@, письмо Минэкономразвития от 11.04.16 № Д28и-913).
Например, компания или ИП утратит статус СМП (перейдет в другую категорию) с 2021 года, если в течение каждого из трех предыдущих лет (2018, 2019 и 2020 гг.) были превышены показатели по доходу и (или) численности работников. Если хотя бы в одном из перечисленных годов соблюдались оба параметра, то статус в 2021 году сохраняется.
Что дает статус субъекта малого предпринимательства
Включение организации или ИП в реестр субъектов малого бизнеса дает возможность пользоваться различными льготами и мерами государственной поддержки. Данные привилегии установлены на федеральном, региональном и местном уровнях.
Причем, речь идет не только о налоговых льготах. Перечень преференций, которые полагаются субъектам малого предпринимательства, гораздо шире. К ним относятся льготы при сдаче отчетности и ведении бухгалтерского учета, дополнительная защита денежных средств на счетах и др.
Льготы для малых предприятий
Рассмотрим основные послабления и преимущества, которые предоставляются субъектам малого и среднего бизнеса.
Бухгалтерский учет и отчетность
Значительная часть льгот касается бухгалтерского учета. Так, практически все малые предприятия (кроме тех, кто подлежит обязательному аудиту, микрофинансовых организаций, жилищных кооперативов и прочих субъектов, названных в п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ о бухучете) могут вести упрощенный бухучет и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность. В ее состав в большинстве случаев входит всего две формы (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах). Некоторые организации (НКО и получатели бюджетных средств) должны также заполнять отчет о целевом использовании средств.
При ведении упрощенного бухучета предусмотрен целых ряд послаблений (информация Минфина № ПЗ-3/2015). Перечислим наиболее важные. Так, можно не создавать резерв на оплату отпусков; начислять амортизацию не ежемесячно, а реже (в т.ч. раз в год); единовременно списывать расходы на приобретение материально-производственных запасов для управленческих нужд (а микропредприятиям — любые МПЗ). Также при данном способе бухучета можно исправлять как несущественные любые ошибки в бухучете, даже если они выявлены после утверждения отчетности; не применять ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» и ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»; не переоценивать основные средства и нематериальные активы и не отражать обесценение НМА; не переоценивать финансовые вложения и не проверять их на обесценение; а также учитывать проценты по любым займам, в том числе полученным для покупки инвестиционных активов, как прочие расходы.
ВАЖНО. Вести упрощенный бухучет может непосредственно руководитель организации. Для этого ему надо издать соответствующий приказ (п. 3 ст. 7 Закона о бухучете).
Помимо этого, малое предприятие может принять решение об использовании для целей бухучета кассового метода (п. 20 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. приказом Минфина от 21.12.98 № 64н).
СПРАВКА. Индивидуальные предприниматели в принципе не обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухотчетность, даже в упрощенном виде (подп. 1 п. 2 ст. 6 Закона о бухучете).
Кассовые операции
Указанием Банка России от 11.03.14 № 3210-У для малых предприятий установлен упрощенный порядок ведения кассовых операций. Он предполагает освобождение таких организаций и ИП от необходимости утверждать лимит остатка наличных.
СПРАВКА. На основании этого же указания ЦБ РФ индивидуальные предприниматели имеют дополнительные «кассовые» льготы — они могут не оформлять приходные и расходные кассовые ордера и не вести кассовую книгу.
Налоговые льготы
Что касается налоговых преференций для СМП, то на сегодняшний день они устанавливаются исключительно на региональном и местном уровнях. Возможно введение льгот по уплате региональных и местных налогов (налога на имущество, земельного и транспортного налогов), а также льготных ставок по налогу на прибыль (в части, зачисляемый в региональных бюджет), единому налогу в рамках УСН.
Трудовые отношения
Субъекты малого бизнеса, у которых работают не более 35 (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания — не более 20) человек, могут заключать с ними срочные трудовые договоры (ст. 59 ТК РФ). Переоформлять эти договоры в бессрочные при утрате работодателем статуса МСП, или при превышении указанного числа работников не нужно. В последнем случае с новыми работниками (36-м (21-м) и последующими) следует заключать договоры на неопределенный срок.
ВНИМАНИЕ. Микропредприятия вправе не составлять правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании и другие локальные нормативные акты, а также график сменности. Условия, которые обычно прописываются в этих документах, нужно включить непосредственно в трудовой договор. Для этого лучше применить специальную типовую форму договора (постановление Правительства РФ от 27.08.16 № 858).
Административная ответственность
Для субъектов МСП установлена привилегия, обязывающая контролеров заменять практически любой административный штраф на предупреждение.
Льгота действует, если нарушение совершено впервые и им не был причинен имущественный вред, а также вред (либо угроза его причинения) жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, историческим и культурным памятникам, безопасности государства и при этом не было угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ). Виды правонарушений, при совершении которых невозможна замена штрафа на предупреждение, перечислены в пункте 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Страхование вкладов
С 2019 года счета и вклады микропредприятий и малых предприятий включены в систему обязательного страхования ( п. 2 ст. 9 Федерального закона от 23.12.03 № 177-ФЗ). Если банк, в котором находятся деньги такой компании или ИП, лишится лицензии, либо Центробанк введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов данного банка, можно будет получить страховое возмещение. Его размер равен сумме, которая была на счетах, но не более 1 400 000 руб. по всем счетам в одном банке. Подробнее см. « Деньги в «проблемном» банке: когда и как ИП, малые предприятия и физлица смогут вернуть деньги со счетов и вкладов ».
Статистическая отчетность
Для субъектов малого и среднего предпринимательства значительно сокращено количество форм, представляемых в органы статистики. В частности, они не сдают Сведения о неполной занятости и движении работников, Сведения о просроченной задолженности по заработной плате, Сведения об объеме платных услуг населению по видам и многие другие.
СПРАВКА. Некоторое формы статистической отчетности предназначены специально для субъектов МСП. Например, № 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя», № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» и другие. А вот форму № П˗5(м) «Основные сведения о деятельности организации» субъекты МСП не сдают, хотя распространено заблуждение, что данная форма являтеся чуть не основным статистическим отчетом для небольших организаций. Подробнее см. «Изменены 16 форм статистической отчетности для организаций и ИП».
Государственный заказ
Компании и ИП, получившие статус субъектов малого и среднего предпринимательства, могут участвовать в госзакупках на особых условиях. Для них проводят специальные тендеры. Сумма обеспечения заявки для малых и средних предприятий ниже, а срок оплаты контракта меньше, чем для «обычных» участников закупок. Продавцы-субъекты МСП с хорошей репутацией могут и вовсе не обеспечивать контракт. Подробнее см. « Госзакупки по 44‑ФЗ: что малому бизнесу с июля 2019 года надо учитывать при участии в торгах ».
Особенности деятельности малого предприятия
Законодательство не устанавливает каких-либо особенностей деятельности субъектов МСП. Соответственно, такие нюансы могут возникать только из-за применения налогоплательщиком тех или иных льгот.
Например, если малое предприятие решит использовать кассовый метод при ведении бухучета, то в этом случае в учете фактически перестанет отражаться дебиторская задолженность. А значит, следить за данным параметром придется на основании информации из других источников.
Кроме того, нужно помнить, что кассовый метод в бухучете вовсе не равнозначен кассовому методу для целей УСН. Так, полученные суммы авансов не формируют бухгалтерские доходы, тогда как при УСН они будут доходом в момент поступления на счет или в кассу (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Соответственно, такие расхождения тоже нужно учитывать, чтобы не занизить сумму налога или авансовых платежей по нему.