Что не оценивается при осуществлении государственной экспертизы условий труда ответ
Что не оценивается при осуществлении государственной экспертизы условий труда ответ
С 01.03.2022 ст. 216.1 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 311-ФЗ). См. будущую редакцию.
ТК РФ Статья 216.1. Государственная экспертиза условий труда
(введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 216.1 ТК РФ
Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Если документация и материалы для проведения государственной экспертизы условий труда не были представлены лицами, имеющими право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда, органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда, самостоятельно запрашивают указанные документацию и материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документация и материалы находятся в распоряжении таких органов либо организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
(часть вторая введена Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:
качества проведения специальной оценки условий труда;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
фактических условий труда работников.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:
запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;
проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:
составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации;
обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;
обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.
Статья 216.1. Государственная экспертиза условий труда
Информация об изменениях:
Статья 216.1. Государственная экспертиза условий труда
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 216.1 ТК РФ
Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Если документация и материалы для проведения государственной экспертизы условий труда не были представлены лицами, имеющими право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда, органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда, самостоятельно запрашивают указанные документацию и материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документация и материалы находятся в распоряжении таких органов либо организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:
качества проведения специальной оценки условий труда;
правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
абзац четвертый утратил силу с 1 января 2014 г.;
Информация об изменениях:
фактических условий труда работников.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:
запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;
проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:
составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации;
обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;
обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.
Как осуществляется государственная экспертиза условий труда
Проводя экспертизу условий труда, государство стремится обеспечить своим гражданам достойные условия работы. В ходе этих мероприятий специалисты проверяют компанию-работодателя на соблюдение требований ТК РФ. Подробнее о задачах, порядке, предельных сроках проведения экспертизы и ее результатах читайте в этой статье.
Что проверяет экспертная комиссия?
Если госконтроль заподозрит нарушения ТК РФ в компании, территориальная служба может вынести представление о необходимости в экспертизе условий труда. Ее определение дано в ч. 11 ст. 209 ТК РФ. Это проверка исполнения работодателем закона об охране труда.
Оценке подлежат следующие параметры:
Цели проверки
Главная задача специалистов – проверить, соблюдается ли в организации ФЗ №426, действующий в России с 2013 г. В законе четко прописано, какие условия должен создать работодатель сотрудникам, какие и за что предусмотрены вознаграждения с компенсациями.
Цели такой проверки:
Порядок процедуры
Вопросы экспертизы регулируют трудовое законодательство и Порядок, введенный Приказом Минтруда РФ №549н от 12.08.2014 г. (дальше по тексту – Порядок). Основанием для запуска процедуры становится один из документов:
Важно! Если заявление исходит от рядового сотрудника компании, эксперты смогут проверить лишь созданные конкретно для него условия.
Как проходит сама процедура, напрямую зависит от ее целей. Согласно п. 23 Порядка, если это проверка итогов спецоценки рабочих условий, то комиссия проанализирует отчет с итогами. В таком случае специалистам следует выяснить, соответствуют ли нормам ФЗ №426 такие параметры, как:
При необходимости оценить правильность установления поощрений работникам эксперты проверяют отчет по итогам спецоценки условий работы, а также бумаги, которые прилагают к заявлению. Специалисты должны установить, получают ли сотрудники положенные им гарантии и компенсации, а именно:
Если необходимо проверить реальные условия труда, также исследуется отчет об их спецоценке. Кроме того, проверяются следующие обстоятельства на соответствие действующим нормам ТК РФ:
Заявление на проведение проверки
Экспертиза проводится по заявлению, подаваемому в уполномоченный орган. Требования к его содержанию стандартные:
Если заявление подает работодатель, нужно приложить к нему и другие бумаги, какие именно, зависит от целей проверки. Это могут быть трудовые договора и коллективные, внутренние акты организации и т. д.
Кстати говоря! В п. 12 Порядка, установленного Минтрудом, указано: заявление и остальные бумаги можно как предоставлять лично в письменном виде, так и направлять электронным документом с цифровой подписью или же по почте заказным письмом с уведомлением.
Стоимость экспертизы
Проверка чаще всего проводится бесплатно. В ситуациях, когда на ее проведении настаивают сотрудники компании, сам работодатель, органы исполнительной власти, ФСС и профсоюзы, ее оплачивает заявитель.
Если требуются испытания и измерения неблагоприятных факторов, заявитель обязан компенсировать расходы по реализации этих мероприятий. На оплату ему отводится 10 дней с даты получения соответствующего уведомления. Если оплата документально не подтверждается, выносится решение о том, что невозможно провести экспертизу. Соответствующая запись вносится в заключение комиссии.
Кстати говоря! Если работодатель не вносит плату за экспертизу, хотя должен сделать это, тогда копию заключения комиссии отправляют в ГИТ. Там специалисты примут решение реализовать мероприятия по надзору на обозначенных рабочих местах.
Сроки проведения
Согласно п. 18 Порядка, проверка может длиться не дольше 30 дней, а ее точная продолжительность определяется трудоемкостью работ, которые придется выполнить экспертам. Этот срок могут продлить максимум на 60 дней, если потребуется получить недостающие бумаги и материалы, выполнить исследования и измерения либо становится ясно, что установленных 30 дней объективно не хватит для проведения полноценной проверки.
Результаты экспертизы
По итогам проверки эксперты создают проект заключения. Он содержит такую информацию:
Составляется 2 экземпляра проекта заключения, а принимается документ путем голосования. Если проголосовало большинство участников экспертной комиссии, ее руководитель утверждает проект. Первый экземпляр получает заявитель, а второй направляют в суд или в трудовую госинспекцию. Копии получают работодатель (если только не он инициирует проверку) и организаторы спецоценки условий труда. Все сведения по итогам экспертизы подают в Роструд.
Важно! При несогласии с определенными моментами госэкспертизы для анализа качества спецоценки рабочих условий спор рассматривает Минтруда (п. 44 Порядка). В других ситуациях нужно обращаться в суд, но всегда сохраняется возможность разрешить спор и мирным путем, если сторонам удастся договориться.
Статья 216.1 ТК РФ. Государственная экспертиза условий труда
Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Если документация и материалы для проведения государственной экспертизы условий труда не были представлены лицами, имеющими право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда, органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда, самостоятельно запрашивают указанные документацию и материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документация и материалы находятся в распоряжении таких органов либо организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:
качества проведения специальной оценки условий труда;
правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
фактических условий труда работников.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:
запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;
проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:
составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации;
обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;
обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.
Комментарии к ст. 216.1 ТК РФ
В комментируемой статье определены органы, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, цели и основания ее осуществления, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную экспертизу.
Особенности осуществления экспертизы в отношении такого объекта государственной экспертизы условий труда, как качество специальной оценки условий труда, предусмотрены Законом о специальной оценке условий труда, положениями которого определены органы, осуществляющие экспертизу качества специальной оценки условий труда, основания для ее проведения, условия взимания платы, правила урегулирования разногласий по вопросам проведения указанной экспертизы, установлена обязанность передачи результатов экспертизы в информационную систему учета и порядок ее осуществления (ст. 24, ч. 3 ст. 18).
Согласно ч. 1 комментируемой статьи государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Осуществление государственной экспертизы условий труда отнесено к полномочиям Федеральной службы по труду и занятости (п. 5.5.14 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324). Руководитель Федеральной службы по труду и занятости является главным государственным инспектором труда Российской Федерации, который осуществляет руководство федеральной инспекцией труда. Принципы деятельности и основные задачи федеральной инспекции труда закреплены в ст. 355 ТК (см. коммент. к ней).
Законом о специальной оценке условий труда предусмотрено осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда экспертизы в отношении такого объекта государственной экспертизы условий труда, как качество специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 24).
2. В ч. 3 комментируемой статьи определены цели осуществления государственной экспертизы условий. Указанная экспертиза проводится в целях оценки: качества проведения специальной оценки условий труда; правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; фактических условий труда работников.
Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» из ч. 3 комментируемой статьи исключено указание на осуществление государственной экспертизы условий труда в целях оценки соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда, поскольку при проведении экспертизы указанных объектов оценка их соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда осуществляется во взаимосвязи с проведением оценки их соответствия государственным нормативным требованиям, содержащимся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах о градостроительной деятельности и (или) о техническом регулировании.
3. Основаниями для проведения государственной экспертизы условий труда служат определения судебных органов, обращения органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования РФ.
Проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда на основании поданных непосредственно в орган, уполномоченный на проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда, заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков, осуществляется на платной основе за счет средств заявителя. Методические рекомендации по определению размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ч. 3 ст. 24).
4. Порядок проведения государственной экспертизы условий труда и перечень документации и материалов, подлежащих государственной экспертизе (в зависимости от ее объекта), утверждается Минтрудом России (п. 5.2.14 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации). В отношении такого объекта государственной экспертизы условий труда, как качество проведения специальной оценки условий труда, порядок проведения экспертизы устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 24 Закона о специальной оценке условий труда).
Порядок предоставления органами исполнительной власти субъектов РФ государственной услуги по проведению государственной экспертизы условий труда определяется административными регламентами. Так, например, административные регламенты, устанавливающие порядок предоставления государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда, утверждены Комитетом по труду и занятости населения Московской области (см. распоряжение Мособлтруда от 04.12.2012 N 62-р «Об утверждении Административного регламента Комитета по труду и занятости населения Московской области исполнения государственной функции по проведению государственной экспертизы условий труда в организациях, осуществляющих свою деятельность на территории Московской области»), Комитетом по труду и занятости населения Санкт-Петербурга (см. распоряжение Комитета по труду и занятости населения Правительства Санкт-Петербурга от 20.06.2011 N 178 «Об утверждении Административного регламента Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по организации и осуществлению государственной экспертизы условий труда»).
Следует отметить, что в связи с принятием Закона о специальной оценке условий труда и внесением изменений в ТК положения административных регламентов требуют приведения их в соответствие с указанными актами.
Для предоставления государственной услуги заявителем в орган, осуществляющий государственную экспертизу условий труда, направляются заявление о проведении государственной экспертизы, материалы и документация. Перечни материалов и документации, необходимых для проведения государственной экспертизы, определяются в зависимости от объекта экспертизы и приводятся в большинстве случаев в приложениях к административным регламентам.
В случае если документация и материалы для проведения государственной экспертизы условий труда не были представлены лицами, имеющими право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда, органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда, самостоятельно запрашивают указанные документацию и материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документация и материалы находятся в распоряжении таких органов либо организаций в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами (ч. 2 ст. 216.1).
Срок предоставления государственной услуги по проведению государственной экспертизы условий труда определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема представленных на экспертизу документации и материалов, но не должен превышать один месяц.
При осуществлении экспертизы могут проводиться наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами РФ.
По окончании государственной экспертизы составляется экспертное заключение о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. В соответствии с ч. 6 ст. 24 Закона о специальной оценке условий труда результаты экспертизы качества специальной оценки условий труда подлежат передаче в информационную систему учета в порядке, установленном ч. 3 ст. 18 указанного Закона. Обязанность по передаче результатов экспертизы качества специальной оценки условий труда возлагается на орган, уполномоченный на проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда.
Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) должностными лицами, государственными гражданскими служащими в ходе предоставления государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда. Также они имеют право на обжалование решений, принятых в ходе предоставления государственной услуги, действий (бездействия) должностных лиц, участвующих в предоставлении государственной услуги, непосредственно в суд.
В отношении такого объекта государственной экспертизы условий труда, как качество проведения специальной оценки условий труда, порядок рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Разногласия по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласие заявителей, непосредственно обратившихся с заявлением о проведении экспертизы качества специальной оценки условий труда в орган, уполномоченный на ее проведение, с результатами экспертизы рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Минтруда России), с учетом требований Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (ч. ч. 4, 5 ст. 24 Закона о специальной оценке условий труда).
5. В случае обнаружения несоответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда государственные инспекторы труда имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке, а также направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда (см. коммент. к ст. 357).