Что не относится к законам политологии

Законы и категории политологии

Основополагающими для политологии выступают законы, которые определяют сущность форм и методов организации политических систем, их внутреннюю направленность и взаимообусловленность.

Важными являются законы функционирования политики, ее определяющих жизнедеятельность как особого организма. Действие этих законов воспроизводит политическую жизнь на достигнутом ступени развития, использует фактор времени, раскрывает характер явлений политической жизни.

Несомненно, что каждый из подходов классификации законов политологии содержит конструктивные принципы, которые в определенной мере позволяют познать сущность политической науки как таковой. Впрочем, познание ее можно осуществлять, воспользовавшись и другой классификации законов. Удобной представляется тригрупова классификация их на общие, специальные и единичные.

В тесной взаимосвязи с законами политологии находятся ее категории, которые призваны выражать сущность данного предмета, его узловые пункты, ступени познания законов, поэтому они неотделимы от законов. В них раскрываются необходимые связи, фундаментальные положения науки, существенные элементы ее структуры.

Условно категории (основные понятия политологии) можно разделить на четыре группы: общие, структурные, функционирования и развития.

Основными общими категориями политологии является «политика», «власть», «демократия», «свобода», «национальная идея», «менталитет нации» и т.д.

Важнейшими категориями структуры является «политическая система», «политическая организация», «государство», «политическая партия», «общественно-политическое движение» и др. Из числа категорий функционирования следует выделить такие: «политическая деятельность», «политический процесс», «политический конфликт», «политическая борьба». К категориям развития относятся: «политическая революция», «контрреволюция», «эволюция» и др. Центральными категориями политологии можно признать такие: «власть», «политика», «демократия», «свобода». При этом следует заметить, что политика не сводится только к власти, к ее структур и уровней на институциональном срезе. В реальной политической жизни общества есть немало неинституциональных политических структур (неформального характера), которые влияют на официальные структуры, а следовательно, и на проведение государственной политики.

Конечно, существуют и другие категории политологии, которые помогают лучше понять каркас политологии как науки, разобраться в политической практике, понять бурные события периода утверждения украинской государственности.

Источник

Основные законы и категории политологии

Взаимосвязь политики с другими социальными явлениями.

Это причинно-следственные связи, которые раскрывают обусловленность происхождения и характера протекания политических процессов неполитическими (экономическими, идеологическими, культурными и др.) факторами, и функциональные связи, которые отражают взаимозависимость политики от других сфер жизни общества как относительно самостоятельных систем регулирования социальных процессов.

Политика и экономика

Поскольку в политике отражаются коренные интересы государств и социальных групп, она нередко считается концентрированным выражением экономики. Политика оказывает сильное прогрессивное или регрессивное влияние на экономическую сферу жизни общества, производства, обмен, распределение и потребление;

Самым тесным образом политика связана с правом: правовые акты законодательно закрепляют основные политические принципы, нормы и процедуры, определяют допустимые границы и возможности политической деятельности правящих структур и оппозиции. Политика, в свою очередь, с одной стороны, стремится закреплять и совершенствовать право, а с другой — даже в демократическом обществе нередко вторгается в правовую сферу, пренебрегает правовыми нормами;

Являясь сферой социального выбора индивидов, групп, организаций, политика органично связана с моралью. Выбор проектов желаемого будущего, значимость тех или иных целей, определение средств и методов их достижения основывается на моральных представлениях человека, группы о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести и достоинстве.

Опираясь на вышеперечисленные взаимосвязи, политика формирует социальные и национальные интересы и воплощает их в жизнь, которые в свою очередь воплощаются в государственную политику.

Предметное содержание политологии:

— управление на национальном и местном уровнях;

— сравнительный и межстрановый анализ;

— политика и политическое поведение;

— публичное право и судебно-правовое поведение;

— публично-административная деятельность и организационное поведение;

Категории — это наиболее общие понятия, отражающие сущностные стороны процессов и явлений, в данном случае — политических. Критерии для выделения категорий различны.

Первым является степень самостоятельности употребления. По этому критерию выделяют:

Категории других социально-экономических и гуманитарных наук (общенаучные):Категории, находящиеся на стыке с политологией (пограничные):Собственные категории (специфические):
цивилизация общество население народ свобода власть право культура прогресс революция и т.п.правовое государство частная собственность гражданское общество социальные слои и группы общественное мнение формы правленияполитическая власть политическая система политический режим политический процесс политическое прогнозирование политическое лидерство политическая элита политический плюрализм

Вторым критерием является состояние политической жизни. По этому критерию выделяют:

Изменчивость:Стабильность:
политический интерес политический выбор политическое развитие политическая модернизация политическая ситуация политическая альтернатива и т.п.политическая власть политический режим политическая система политические традиции политическая культура и т.п.

В политологии о закономерностях догадывались античные философы Платон, Поливий, Аристотель.

— Закон детерминации политики экономикой (К. Маркс и т.д.);

Важнейшими законами являются:

1. Законы взаимосвязи внутренней и внешней политики при определяющей роли первой.

2. Возрастания роли политики в жизни общества.

3. Демократизация политики и политической жизни.

4. Гуманизации политики и политической жизни.

5. Роста политической культуры и политической социализации.

Законы и закономерности при этом могут трактоваться по разному представителями различных школ и течений в науке.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Контрольно измерительный материал по предмету: «Основы социологии и политологии»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КАМЧАТСКОГО КРАЯ КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПАЛАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Директор КГПОБУ «Паланский колледж»

Комплект контрольно-измерительных материалов

по учебной дисциплине общеобразовательного цикла

« Основы социологии и политологии »

44.02.03 «Педагогика дополнительного образования»

Контрольно-измерительные материалы учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Основы социологии и политологии» составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в пределах соответствующей ОПОП СПО (ППКРС/ППССЗ) и профиля профессионального образования

Краевое государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Паланский колледж»

Составитель контрольно- измерительных материалов учебной дисциплины

Преподаватель социологии и политологии _________ Копосова А.С

Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Основы социологии и политологии» в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

С помощью КИМ определяется уровень знаний обучающихся, связанных освоением некоторых общих и профессиональных компетенций. Они могут быть использованы при текущем контроле, оценивании результатов освоения УД, а так же при проведении экспертизы соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по заявленным образовательным учреждением для аккредитации соответствующих основных профессиональных образовательных программ ФГОС.

Обязательным объемом контрольной работы для обучающихся, испытывающих трудности в обучении и с ослабленным здоровьем*является выполнение части А; для обучающихся с базовым уровнем**- выполнение частей А и В, для одаренных детей*** выполнение частей А, В и С.

Время выполнения контрольной работы- 45 минут. При выполнении работы обучающиеся отмечают на раздаточном материале правильные варианты ответов.

КИМ разработан с учетом трех уровней сложности- для обучающихся, испытывающих трудности в обучении и с ослабленным здоровьем* (1 уровень), для обучающихся с базовым уровнем** (2 уровень), для одаренных детей*** (3 уровень).

Ответы на вопросы основного уровня дают объективные сведения об овладении знаний на уровне обязательных требований.

Для ответа на вопросы второго уровня требуется ясное понимание теоретических проблем, умение применять знания в измененной и нестандартной ситуациях.

Вопросы третьего уровня сложности содержат задачи и вопросы, требующие для своего решения глубокого понимания основного содержания курса УД, творческого применения полученных знаний.

Согласно утвержденному учебному плану на основе ФГОС, на изучение учебной дисциплины « Обществознание » для обучающихся по профессии 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования» отведено 39 часов, в том числе 26 часа для обязательной аудиторной подготовки и 13 часов – для самостоятельной работы.

Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:

Наименование элемента умений или знаний

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

тестирование, собеседование, защита рефератов и докладов, анкетирование

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

тестирование, собеседование, защита рефератов и докладов, анкетирование

ОК З Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Оценка освоения умений и знаний учебной дисциплины:

Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине «Основы социологии и политологии» , направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.

Элемент учебной дисциплины

Раздел II . Общество как социальная система.

Контрольная работа № 1

Раздел III . Личность в социологии.

Тема 3.1. Личность. Социализация личности. Культура как социальное явление.

Контрольная работа № 2

Раздел IV . Введение в политологию. Механизм функционирования политической власти.

Тема 4.1 Предмет и объект политологии .

Контрольная работа № 3

Тема 4.2 Власть как центральный элемент политики .

Контрольная работа № 4

Тема 4.3 Государство в политической жизни общества.

Контрольная работа № 5

Раздел 5. Человек и политика

Тема 5.1 Политическая партия. Политическое лидерство.

Контрольная работа № 7

Задания для оценки освоения учебной дисциплины

Комплект заданий для контрольной работы

1 Кого можно считать основателем социологии?
А) М. Вебер Б) Платон В) О. Конт Г) Аристотель

2. Какое определение социологии более точное?
А) Социология – наука об обществе
Б) Социология изучает поведение людей
В) Социология – наука о возникновении, развитии и функционировании социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, между общностью и личностью

3. Как называется исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей?
А) Социальная группа Б) Гражданское общество
В) Социальный институт Г) Социальная общность

4 Что, по мнению Т.Парсонса, сохраняет общество как стабильную систему?
А) Дифференциация и интеграция
Б) Органическая солидарность, которая в процессе развития общества, пришла на смену механической солидарности
В) Определенные механизмы и структуры, которые выполняют функции
адаптации, целеполагания, интеграции и поддержания образца
Г) Социальные конфликты, которые сплачивают противоборствующие стороны

5 Методологический раздел программы эмпирического социологического исследования включает в себя:

А) Описание методы обработки и анализа данных

Б) Описание цели, задач, объекта, предмета исследования, интерпретацию понятий
В) Обоснование выборки, обоснование методов сборки данных
Г) Организационный план исследования

6 Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является:
А) Опрос Б) Наблюдение В) Эксперимент Г) Социометрический тест

7 Что такое конформизм?
А) Тенденция к согласованности между членами группы, что приводит к узкому взгляду на тот или иной вопрос
Б) Поведение, контролируемое посредством группового давления
В) Поведение, в котором проявляются способности группового лидера
Г) Действия, направленные на поддержку социальных изменений

8 Примером квазигруппы будет…
А)Толпа Б)Студенческая группа В) Семья Г) Дружеская тусовка

9 Отождествления себя с другим субъектом, группой, социальным образом в процессе социализации называется…
А) Социализация Б) Идентификация В) Институционализация Г) Приспособление
10 Социальный статус – это…
А) Совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий определенное место в социальной системе
Б) Определенная позиция в социальном пространстве
В) Нормативно регулируемое участие индивида в конкретном процессе социального взаимодействия
Г) Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, социальных институтов и отношений между ними

11 Что такое девиантное поведение?
А) Поведение, отклоняющееся от принятых в обществе норм и ценностей
Б) Поведение, ориентируемое на действия других людей
В) Поведение, которое характеризует лидера в группе
Г) Поведение, направленное на социальные изменения

12 Социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных специфических целей и на формирование высоко формализованных структур – это
А) Социальный институт Б) Социальная общность

В) Формальная группа Г) Организация

13 Как называется процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности?
А) Социализация Б) Организация В) Институционализация Г) Модернизация

14 Государство это –

А)отдельно существующее объединение людей, представляющие собой относительную целостность

Б) исторически сложившиеся устойчивая форма объединения людей

Г) особая организация политической власти, обладающая суверенитетом

15 Позитивизм предполагает …

А) применение естественно – научных методов

Б) объективное и доказательное объяснение социальных процессов

В) отождествление природы и общества

Г) индивидуальный подход и понимание

16. Дайте определение понятию политические институты

А) отношения в процессе осуществления политической власти, участниками являются властвующие и подвластные

Б) это государство, политические партии, общественно – политические организации и движения связанные с функционированием политической власти

В) регулирующие отношения между классами, нациями и социальными группами, между личностью и государством по вопросу завоевания, удержания и использование государственной власти

Г) знание, оценки и чувства, идеи, теории, ценности, установки, убеждения, представление субъектов политики

17 Что такое объекты политики

А) общественные отношения, сфера общественной жизни на которые направлена политика

Б) общественные отношения

В) сферы общественной жизни

18 Что не относится к внутренним видам политики

А) локальная и региональная Б) социальная и национальная

В) экономическая Г) культура

19 Что не относится к внешним видам политики

А) мировая Б) международная В) региональная Г) классовая

20 Какие виды власти не существуют

А) военная и духовная Б) семейная и государственная

В) экономическая и политическая Г) общественная

21 Что не относится к горизонтальному разделению власти

А) законодательная Б) исполнительная В) судебная Г) центральная

22 Что не относится к вертикальному разделению власти

А) центральная Б) местная В) региональная Г) законодательная

23 Что не относится к законам политологии

А) приоритет прав личности над правами государства

Б) равенство закона в политической жизни общества

В) разделение власти и политический плюрализм

Г) категория политического: интересы, система, режим

24 Что не относится к субъектам политики

А) индивиды и социальные группы

Б) слои и организации

В) классы, нации и политические элиты

Г) сферы общественной жизни

25 Действия в области политики, основанные на объективном анализе обстановки, соотношения и расстановки сил, тенденций развития, приводящих к успеху в достижении поставленных целей

А) политический реализм Б) политическое сознание

В) политическая культура Г) политическая система

Ниже перечислены статусы. Все они принадлежат к одному и тому же виду статусов. Но к какому именно – главному, социальному, достигаемому или смешанному?

Эмигрировавший дворянин- достигаемый

Вышедший из рядов компартии- достигаемый

Чемпион мира- достигаемый

Ниже приведены суждения. Одни из них правильные, а другие неправильные. Вам предстоит разобраться в этом. Если вы считаете, что данное суждение правильное, то в графе «да» поставьте галочку. Если вы считаете, что суждение неправильное, то поставьте галочку в графе «нет».

Социальная структура – анатомический скелет общества +

Статусы и роли – пустые ячейки социальной структуры +

Слово «статус» пришло в социологию из греческого языка +

Обязанности свидетельствуют о том, что исполнитель данной роли или носитель данного статуса должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям +

Права говорят о том, что человек может позволить себе или допустить в отношении других людей Статус рабовладельца в древнем мире предполагал только обязанности и не содержал почти никаких прав +

Любой человек занимает только одну позицию, хотя участвует во множестве групп и организаций +

Для женщины главным чаще всего оказывается статус домохозяйки, а для мужчин – статус, связанный с основным местом работы или занятием +

Социальный статус играет первенствующую роль среди знакомых, а личный – среди незнакомых людей +

Система родства включает только прирождённые статусы +

Социальный и личный статусы могут совпадать и не совпадать +

Учитель и ученик наделены различными правами и обязанностями. У них разные статусы. Учитель – лицо наёмного труда, а ученик нет. Подумайте и ответьте:

1. Почему учитель обязан заранее предупреждать администрацию о том, что он не может провести занятие, а ученик может этого не делать либо сообщить позже?

2. Почему ученика за пропуски нескольких уроков могут не аттестовать, а учителя уволить?

3. Почему непосещение учителем занятий называется срывом уроков, а учеником – пропусками?

1. Учитель обязан заранее предупреждать администрацию о том, что он не может провести занятие потому, что ему платят деньги и он заключает договор с администрацией, в котом прописан данный пункт плана.

2. Учителя могут уволить за пропуски занятий по неуважительным причинам, потому что его пропуски будут неисполнение профессиональных обязанностей.

3. Непосещение учителем занятий называется срывом уроков потому, что это будет несовпадение профессиональных обязанностей.

Учёные обнаружили статистическую связь между психическим расстройством и безработицей. Попросили психиатра и социолога прокомментировать.

Один из них сказал: симптомы расстройства (плохой сон, подавленность, плохое эмоциональное состояние) являются следствием, а не причиной безработицы, поскольку, перестав быть кормильцем семьи, мужчина теряет уверенность в себе и впадает в депрессию.

Другой возразил ему: люди, проявляющие признаки подавленности и расстройства, не способны к активному поиску работы и не могут долго сохранить за собой имеющуюся работу, поэтому душевное состояние выступает причиной безработицы.

Какая версия принадлежит социологу? Обоснуйте свою точку зрения.

Ответ: Социолог сказал симптомы расстройства (плохой сон, подавленность, плохое эмоциональное состояние) являются следствием, а не причиной безработицы, поскольку, перестав быть кормильцем семьи, мужчина теряет уверенность в себе и впадает в депрессию.

Источник

Законы и категории, методы и функции политологии.

Объект и предмет политологии.

Объектом изучения политической науки является политика, политическая сфера общественной жизни.

Предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти.

В представлении многих учёных политология представляет собой междисциплинарную науку, предметом изучения которой являются тенденции и законы функционирования и развития политической жизни, которые отражают реальный процесс включения субъектов политики в деятельность с реализацией политической власти и политических интересов. Но в то же время многие учёные придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что нет особых оснований для открытия «вечных» истин и «неизменных» политических законов. По их мнению, часто сторонники поиска политических законов не учитывают главного — то, что один теоретик рассматривает как «прогресс», для другого оказывается регрессом.

Проблемы, которыми занимается политология, можно разделить на три крупных блока:

1. философские и идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и важнейшие характеристики подсистемы политического, политические феномены, свойственные тому или иному конкретному периоду истории;

2. политические системы и политическая культура, отличия и сходства между различными политическими системами, их преимущества и недостатки, политические режимы, условия их изменения и т. д.;

3. политические институты, политический процесс, политическое поведение и т. д.

Законы и категории, методы и функции политологии.

Существуют как общие, так и частные категории политологии.

Первые используются всеми общественными науками и к ним относятся: цивилизация, общество, свобода, власть, право, культура и т. д.

3.группу законов можно условно назвать политико-психологической, т. к она характеризует взаимоотношения между личностью и миром политического.

Методы политологии. Методы – это средства анализа, способы проверки и оценки теории. Основные типы методов и уровни методологии политических исследований сложились постепенно в ходе исторического развития политической мысли. Антропологический метод, исходит из природы человека, широко используется при анализе механизмов, институтов власти и социального контроля преимущественно в до индустриальных обществах, а также проблем адаптации и трансформации традиционных механизмов контроля при переходе к современным политическим системам. Психологический метод ориентирован на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, а также типичных механизмов психологических мотиваций. Бихевиористский метод период (20—70е гг.) в политологии основывается на убеждении, что политика как общественное явление имеет прежде всего индивидуальное измерение, и потому все групповые формы деятельности она стремится вывести именно из анализа поведения индивидов, соединенных групповыми связями. Метод политического моделирования состоит в исследовании политических процессов и явлений путем разработки и изучения их моделей. Коммуникативный метод позволяет разработать кибернетическую модель политического процесса, рассматривая политические структуры как коммуникативные единицы, единицы общения. Функции политологии. Политология, как и любая наука, выполняет ряд функций в обществе научно-познавательного, методологического и прикладного характера. Во-первых, это познавательная функция, суть которой состоит в наиболее полном и конкретном познании политической реальности, раскрытии присущих ей объективных связей, основных тенденций и противоречий. Во-вторых, политология, изучая объективные закономерности, тенденции и противоречия политической системы, проблемы, связанные с преобразованием политической действительности, анализируя пути и средства целенаправленного воздействия на политические процессы, выполняет функцию рационализации политической жизни. В-третьих, политология выполняет функцию политической социализации, формирования гражданственности, политической культуры населения. В-четвертых, это прогностическая функция. Политология способна дать: 1) долговременный прогноз о диапазоне возможностей политического развития той или иной страны на данном историческом этапе; 2) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбираемых вариантов крупномасштабного политического действия; 3) рассчитать вероятностные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты.

3) Политика: понятие, содержание, история происхождения термина.

Поли́тика (греч. Πολιτική — «искусство управления» государством, сообществом, межгосударственными отношениями) — сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства[1]. Мыслители прошлого определяли политику по-разному: как «царское искусство» управлять всеми иными искусствами (ораторским,военным, судебным и т. д.) и умение «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими» (Платон); как знание о правильном и мудром правлении (Макиавелли); как лидерство государственного аппарата или влияние на это лидерство (Макс Вебер), как борьбу классовых интересов (Карл Маркс). Современные политологи определяют политику как деятельность по поводу общественных интересов, выраженную в поведении общественных групп, а также как совокупность поведенческих моделей и институтов, регулирующих общественные отношения и создающих как сам властный контроль, так и конкуренцию за обладание силой власти.

В современной политической науке имеются два ключевых подхода к пониманию политики — консенсусный и конфронтационный.

В зависимости от вида (профиля, уровня) организации различают: государственную политику, военную политику, политику партии, техническую политику (для производственных организаций) и т. п.

В зависимости от направления деятельности организации различают: внутреннюю и внешнюю политику, социальную политику и т. п.

искусство управления государством и обществом;

совокупность социальных идей и обусловленная ими целенаправленная деятельность, связанная с формированием отношений между государствами, народами, нациями, социальными группами; сфера деятельности государства, партий, общественных движений. стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти (Макс Вебер).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *