Что не относится к внешним основаниям кризисности подросткового возраста
Психологические особенности подросткового кризиса
Елатомцева Анастасия
Психологические особенности подросткового кризиса
Понятие кризиса в психологии
Кризис – это состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром.
Подростковый кризис отличается от всех других кризисов (кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет) большей продолжительностью.
Подростковый кризис является переходом от детства к взрослости, но бывают случаи бескризисного развития ребенка. Чаще это происходит, когда взрослые чутко относятся к потребностям детей и при первых признаках изменения перестраивают свои отношения с детьми так, чтобы могли удовлетворить свои новые потребности.
Иногда же бескризисное развитие является лишь кажущимся, поскольку кризис может проходить в сглаженной форме, а также в силу тех или иных причин может смещаться во времени. Кризисный характер перехода от одного периода к другому периоду его развития показывает, что у ребенка появились новые потребности, удовлетворение которых серьезно затруднено.
Л. И. Божович полагает, что это связано с быстрым темпом физического и умственного развития подростков, приводящего к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста, в то же время возникшие потребности очень сильные, напряженные. На образование подросткового кризиса влияют как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы состоят в постоянном контроле со стороны взрослых, в зависимости и опеке, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать по своему усмотрению. Внутренние факторы состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное (внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым и др.).
Подростковый кризис связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (проявлению себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными) и самовоспитанию. Механизмом развития самосознания является рефлексия.
Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. Переживания эти особо возрастают в силу замечаний учителей об отрицательных чертах их характера. Это приводит к аффективным вспышкам и конфликтам. Подростки, чаще всего, претендуют на роль взрослого человека. Их не устраивает отношение к себе как к детям, они хотят полного равноправия с взрослыми, подлинного уважения. Иные отношения их унижают и оскорбляют.
Как правило, протекание кризиса в большей степени зависит от стиля воспитания и самих взрослых.
В природе все имеет свою закономерность. После того, как фазы сменят друг друга, то криз подросткового возраста подойдет к концу. Теперь он имеет взрослый внутренний мир, не смотря на внешность ребенка.
Сам же кризиспри этом обладает следующими фазами:
• Предкритическая или негативная. В данной фазе начинается ломка стереотипов и привычек, которые были ранее приобретены. Поэтому у родителей возникает проблема в общении с собственным ребенком.
• Кульминационная точка кризиса. Наиболее часто совпадает с тринадцатилетним возрастом. Точка кипения детей и взрослых настолько велика, что именно в это фазе подростки начинают вступать в разнообразные группировки, субкультуры и компании. Важно как можно лучше понять ребенка в этот непросто период и показать ему собственную любовь. Помимо этого, стоит также всегда учитывать его мнение.
• Поскритическая. Построение новых взаимоотношений.
Мурашова Е. В. писала, что начало и конец подросткового кризиса — дело сугубо индивидуальное, и любые точные предсказания в этом вопросе неизбежно будут носить характер спекуляции.
Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
Исследуемый возраст относится к критическому периоду психического развития. Острое протекание перелома в психики показывает исключительную сложность, противоречие, при этом противоречие в характере проявляется не только в физическом развитии, но и в развитии интеллекта и в социальном развитии.
Подростковый возраст характеризуется как переломный или переходной, критический и трудный, а так же как возраст полового созревания.
Стремление найти свое место в обществе, становясь преобладающим, порождает у подростка стремление понять самого себя, развивает у него чувство ответственности, критическое отношение к себе и другим людям. Все это находит выражение в потребности подростка сопоставить качества других людей с чертами своей личности.
Следует, однако, отметить, что предстающая в психологических исследованиях картина возрастного развития пока еще фрагментарна, т. е. возрастные этапы в ней плохо связаны между собой. Фельдштейн Д. И. считает, что одной из причин подобной фрагментарности является недостаточная изученность психологических особенностей переходов одних этапов в другие.
Одной из основных сложностей подросткового возраста является быстрый темп происходящих изменений – в физическом и психическом состоянии, в характере и его реакции на внешние воздействия.
Изменения в этот период времени, которые происходят с подростком, смысл и необходимость этой трансформации не понятны ему самому. Стараясь взглянуть на себя со стороны, не может себя узнать, подросток, который склонен к самоанализу, не сразу узнает себя и от части стесняются своего нового облика. Они становятся очень чувствительными к высказываниям и замечаниям своей новой внешности.
Также основной сложностей подросткового кризиса является накопление к этому возрасту дефектов воспитания, которые ранее отчетливо не проявлялись вследствие недостаточной самостоятельности ребенка и относительно неширокой сферы его деятельности и общения.
В первую очередь это нарушение развития эмоциональной сферы – это может быть недостаточная внутренняя связь между восприятием и оценкой какого – либо явления окружающего и способностью действовать в соответствии с этой оценкой; фактически это означает слабость механизмов воли. При этом чувство, даже сильное, исчерпывается самим собой, его энергия находит разрядку лишь в эмоциональных проявлениях, с другими же сторонами и механизмами психической деятельности человека оно не входит в связь, не превращается в мотив поступка и не ведет к каким либо действиям. Человек как бы замыкается в своем чувстве, пишет Колесов Д. В.
Существует два пути протекания кризиса подросткового возраста:
1. «Кризис независимости». Основные проявления.
Негативизм, упрямство, грубость, бунтарство, стремление во всем поступать по-своему, противостояние авторитетам, ревностное отношение к личному пространству
2. «Кризис зависимости».Основные проявления:
Чрезмерное послушание, возврат к детским интересам и формам поведения, зависимость от взрослых, несамостоятельность, инфантильность в суждениях и поступках, подчинение мнению большинства, стремление быть «как все».
Одной из первостепенных психологических задач кризиса подросткового возраста является обретение самостоятельности в принятии решений, суждениях, поступках, т. е. формирование более зрелой, взрослой позиции по отношению к себе и своей жизни. Путь «кризиса независимости» является наиболее продуктивным, т. к. дает возможность развивающейся личности подростка принимать и адаптироваться к новообразованиям, которые несет в себе подростковый возраст.
Особенности протекания кризиса в подростковом возрасте.
Кризис подросткового возраста, он же кризис социального развития, напоминает чертами кризис 3 лет «Я САМ», только не в самостоятельном проявлении действий, а в социальном смысле.
Данный период характеризуется падением успеваемости, низкой работоспособностью, желание делать все по своему и закрыться от мира.
Но не только негативный опыт у данного кризиса. Подросток, в относительно безопасной среде, удовлетворяет свои потребности в самореализации и самопознании. Кроме выработки уверенности в себе и самостоятельности, формируются шаблоны поведения, которые в дальнейшем помогут справляться с какими-либо жизненными ситуациями и трудностями.
Основными симптомами кризиса являются:
регресс в обучении, например в творческих заданиях, способны выполнять только механические и по аналогии задания. Это связанно с тем, что дети в этот момент переходят на новую, высшую ступень интеллектуального развития, то есть от наглядности и знания к пониманию и дедукции, учатся делать собственные умозаключения. Начинает ярко прорисоваться логическое мышление. Так же психическое открытие мира – половое созревание, начинает интересоваться другими лицами.
как и в кризисе 3-х лет, подросток закрывается от мира, враждебен, конфликтен, но внутри беспокойство, прогрессирующие одиночество, изоляция от раздражителей. Следует заметить, что данный симптом ярче выражен у молодых людей (14-16) и позже начинается в отличие от девушек.
Главное понять, что симптомы не проявляются постоянно, но парой они проявляются часто, так же интенсивность и способы выражения могут существенно отличаться.
Пути протекания кризиса:
Основными симптомами являются: строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание авторитетов, ревность к своим вещам и собственности.
Основными симптомами являются: чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения, что «возвращает» подростка назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности.
В симптомах могут присутствовать оба пути, но один всегда будет проявляться чище и больше, чем другой. Одновременное присутствие стремления к независимости и стремления к зависимости связано с двойственностью позиции подростка. В силу недостаточной психологической и социальной зрелости, предъявляя взрослым и отстаивая перед ними свои новые взгляды, добиваясь равных прав, стремясь расширить рамки дозволенного, одновременно ждет от них помощи, поддержки и защиты, ждет (чаще неосознанно, что взрослые обеспечат относительную безопасность этой борьбы и оградят его от чрезмерно рискованных шагов. Именно в связи с этим избыточно разрешающее отношение часто наталкивается на глухое раздражение подростка, а достаточно жесткий запрет, вызвав вспышку негодования, напротив, ведет к успокоению, эмоциональному благополучию.
Поэтому поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер.
Л. С.Выготский пишет о трех вариантах поведения:
1. Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.
2. Ребенок – потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %.
3. Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.
Но как правило, взрослые столкнувшись с проблемой подросткового возраста, обычно всё связывают не с кризисом как таковым, а с посткризисным периодом.
Трудным для окружающих становится период формирования новых психологических образований у подростка, так как перенос на этот возраст прежних воспитательных мер оказывается неэффективным.
Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка «Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы» РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.
Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.
Психологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка «Психологические особенности среднего дошкольного возраста» В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.
Методическая разработка «Психологические сказки-тесты» Уважаемые коллеги! Иногда нам приходится долго подбирать методы и приемы, с помощью которых нужно выяснить причину того или иного поведения.
Методическая разработка психологического занятия для детей подросткового возраста «Быть уверенным» Цель: создание условий для развития личностных возможностей, знания и умения уверенного поведения. Задачи: • развивать навыки самоанализа.
Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста «Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста». За последние годы в России резко увеличилось.
Психологические игры для дошкольников «Кактусы растут в пустыне» Предназначена игра для детей дошкольного возраста. Все встают в круг, берутся за руки, ходят и говорят: «Кактусы.
Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ. Дорогие мои коллеги, добрый вечер! Предлагаю вам интересную информацию.
Психологические закономерности становления произвольности в дошкольном возрасте Работая психологом в детском саду, при мониторинге готовности детей к школьному обучению, часто встречаюсь с проблемой недостаточного развития.
Психологические тренинги для учеников школы Занятие первое Разминка: Что каждый ждет от тренинга? (Каждый участник группы должен объяснить цель своего прихода в группу.) Упражнение.
Подростковый кризис
Подростковый возраст характеризуется своей нестабильностью и непредсказуемостью.
Порой родители сталкиваются с грандиозными изменениями в личности ребенка, переворачивающими взаимоотношения в семье с ног на голову.
Виной тому кризис подросткового возраста.
Что это такое?
Подростковым кризисом называется переходный период от младшего школьного возраста к подростковому. В этот момент у ребенка происходит ряд значительных изменений на физиологическом и психологическом уровнях. Такой стремительный скачок в развитии часто приводит к ярким изменениям в характере и поведении ребенка.
Больше информации о том, что это такое здесь.
Немного истории
Кризис подросткового возраста впервые описал американский психолог Стенли Холл. В начале 20-го века им была издана монография, в которой специалист вывел причины и следствия столь фундаментальных изменений в личности ребенка.
Так именно он обозначил данный возрастной период как переходное звено между детством и взрослостью.
Позже проблематикой кризиса отрочества занимались социлог М.Мид, психологи А.Фрейд и Л.И.Божович. Именно их работы создали базовые основы для понимания сути данного жизненного периода.
Кратко о видах
Подростковый возраст богат разнообразием поведенческих проявлений. На основании этого можно выделить несколько его разновидностей.
Идентичности
Именно в этом возрасте ребенок впервые начинает задумываться о своем предназначении и смысле жизни. Несостыковка желаний и потребностей способна привести к серьёзным эмоциональным проблемам. Также именно в это время у человека обостряется потребность самоопределения и вопросы о будущем.
Независимости
Данная форма кризиса зачастую наиболее заметна для окружающих, так как при её преобладании подросток склонен к неподчинению, несогласию со мнением взрослых. Такие дети порой склонны к проявлениям агрессивного и девиантного поведения.
Зависимости
При этой форме кризиса ребенок может казаться абсолютно спокойным и уравновешенным. Именно про таких детей родители впоследствии говорят, что у них не было никакого переходного возраста. Но это утверждение далеко от истины.
Такой ребенок панически боится выделяться из социума. Его послушность и безпроблемность связана не с осознанной порядочностью, а со страхом показаться неправильным, странным. Такие дети часто становятся изгоями в классе, так как неспособны к лидерским качествам.
3 фазы, которые проходит подросток
Временные рамки всех трех фаз очень индивидуальны и условны. Для кого-то кульминация кризиса может составлять один год, а для кого-то начнется в 11 лет и будет продолжаться вплоть до совершеннолетия.
Продолжительность: сколько максимально может длиться?
Подростковый кризис может начаться в 11 лет, а закончиться в 18, но на практике возрастные границы очень размыты.
Более раннее начало кризиса у девочек обусловлено в большей степени физиологическим компонентом. Девочки быстрее взрослеют, их организм развивается менее скачкообразно.
Средняя продолжительность кризисного периода у мальчиков на 1-2 года больше, чем у девочек. Помимо физиологических причин, на это влияет и чуть большее социальное давление на мальчиков по поводу самоопределения и поиска жизненного пути.
Но в здоровом варианте подростковый кризис заканчивается до 16-17 лет. К этому периоду в норме должны быть сформированы кризисные новообразования.
Суть кризисного периода этого возраста
Суть кризиса заключается во внутреннем конфликте между потребностями и возможностями подростка. Ребенок начинает ощущать себя взрослым, испытывает потребность в самореализации, но, по объективным причинам, не может быть полностью самостоятельным.
Внутреннее противоречие усугубляется гормональными вспышками и эмоциональной нестабильностью. Подростковые эмоции не соответствуют уровню раздражителя. Иными словами, то, что для взрослого кажется пустяком, для мальчика или девочки 15 лет кажется трагедией.
О сути кризиса, его проблемах и задачах читайте в этой статье.
Причины
Причины начала кризиса могут быть как внутренними, так и внешними. К внутренним можно отнести:
Внешними причинами могут выступать:
Подробнее о причинах подросткового кризиса рассказано здесь.
Признаки и симптомы
Начало кризиса легко заметить, но далеко не все родители верно его интерпретируют:
При проявлении подобных симптомов родителям не стоит паниковать и бить тревогу. Нужно внимательно следить за ситуацией и предпринимать здоровые меры при необходимости.
Больше информации о симптомах подросткового кризиса вы найдете здесь.
Варианты протекания
В зависимости от личностных качеств подростка и характера социальной среды вокруг него, кризис может протекать в тихом или ярком виде.
Тихое протекание. В этом случае ребенок уходит в себя и неохотно идет на контакт. Возможен уход в фантазии, эскапизм. Такие подростки часто находят канал выхода эмоций в компьютерных играх или музыке. При этом интерес к прежним увлечениям обычно теряется, а круг общения сужается до минимума или полного отсутствия.
Но при этом, школьная успеваемость может оставаться на добротном уровне, что успокаивающе действует на родителей и учителей. Но это спокойствие может быть иллюзорно, потому как неизвестно, какие эмоциональные бури происходят в душе у подростка. С таким ребенком сложно наладить контакт, но он очень нуждается в этом.
Яркое течение. В этом случае подросток агрессивен, импульсивен, склонен к демонстративному поведению. Часто в этот период у него проявляются желания самовыражаться через внешний вид. Такие дети заметны, они становятся серьёзной трудностью для учителей и родителей. В значимой группе стремятся занимать лидерские позиции, а оценки в школе становятся хуже. В сложных случаях возможны прогулы и проявления девиантного поведения.
Новообразования
Сутью любого возрастного кризиса и его хорошим результатом является формирование новообразований – новых личностных черт, которых у человека не было ранее.
К новообразованиям подросткового кризиса относятся:
Ведущая деятельность – общение со сверстниками. Если в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью ребенка является учеба, то у подростка на первый план выходит общение со сверстниками.
Именно в нем на этом периоде человек удовлетворяет свою потребность в самореализации.
Развитие самосознания и способности к рефлексии. В этом возрасте ребенок начинает анализировать себя, свои поступки, свои жизненные ориентиры. Также в этот период во варианте нормы начинает сходить на нет детский эгоцентризм.
Внимание к противоположному полу. Именно в этот период у человека впервые проявляется интерес к интимной и эмоциональной близости. Отчасти это связано с процессом полового созревания, или пубертатным периодом, но с другой стороны это также является признаком психического взросления.
Развитие волевых качеств. В подростковом возрасте у человека впервые проявляется потребность в самоконтроле, самодисциплине. Это связано с необходимостью пересиливать себя в процессе учебы, которая для подростка отодвигается на второй план. Иными словами, появляется необходимость делать то, что надо, а не то, что хочется.
Потребность в самоутверждении. Именно в подростковом возрасте у человека впервые появляется потребность в авторитет и статусе. Удовлетворение этой потребности происходит через общение в значимой группе.
Концепции в возрастной психологии
Существует несколько различных психологических концепций, в свете которых объясняется суть подросткового кризиса.
По Эриксону
Э. Эриксон говорил, что главным новообразованием подросткового возраста является формирование самоидентичности. Подросток начинает осознавать и связывать свой прошлый опыт со своим настоящим и будущим. Также он говорил о том, что именно в этот период формируется образ «Я» своими глазами и «Я» глазами других, что приводит к формированию более объективного взгляда на себя.
Больше о труде Э. Эриксона и его сути здесь.
По Выготскому
Отечественный психолог Л. С. Выготский значительный упор делал на формирование интересов в подростковом возрасте.
Также он выделял в виде важного новообразования развитие рефлексии и самосознания. По словам Выготского, подросток начинает мыслить о себе, а в сочетании с развитием функций воображения внутренний мир подростка значительно усложняется в сравнении с младшим школьным возрастом.
По Эльконину
Д. Б. Эльконин называл главным новообразованием отрочества именно ощущение взрослости. Человек в этом возрасте приходит к выводу о том, что между ним и взрослыми, его окружающими, нет никаких различий. И требует к себе соответствующего отношения. Именно на этом фоне и возникают конфликты и негативизм, так как взрослые продолжаю воспринимать его как ребенка.
Рекомендации родителям
Часто родители теряются, когда их ребенок столь стремительно меняется в своем поведении. Но первое, что нужно сделать – это принять факт того, что кризис не остановить. Его можно и нужно смягчать, оказывать поддержку ребенку.
Но сотворить чудо и полностью избавить сына или дочь от кризисных проявлений мама и папа не в силах.
Есть несколько рекомендаций, которые можно использовать при взаимодействии с подростком:
Для налаживания эмоциональной связи с подростком подойдет любое совместное времяпрепровождение, которое придется по душе обоим участникам. Неважно, что именно это будет – совместный поход в кино, рыбалка, поездка в другой город и т.д. Важно понимать, что именно такое время в голове подростка формирует образ понимающего родителя. И с таким родителем он гораздо охотнее пойдет на контакт.
Ошибки родителей
Отсутствие проявлений
Нужно помнить, что возрастной кризис рано или поздно проявится. Если в поведении ребенка нет видимых изменений, это может означать, что кризис протекает в скрытой и легкой форме. Но это не значит, что можно пустить процесс на самотёк и не интересоваться жизнью подростка.
Видео по теме
О кризисе подросткового возраста рассказывается в этом видео:
Заключение
Подростковый кризис, несомненно, является трудным периодом для самого ребенка и его ближайшего окружения. Именно поэтому так важно найти здоровый и поддерживающий контакт с подростком. В этом время семья должна стать для него местом, в котором его бурные эмоциональные реакции смягчаются, а вопросы о неопределенности будущего не давят столь сильно. И это под силу обеспечить любым любящим родителям.