Что не относится к видам восприятия

Восприятие

Что не относится к видам восприятия

Восприятие, перцепция (от лат. perceptio ) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие — одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Восприятие — нечто значительно большее, нежели передача нервной системой нейронных импульсов в определенные участки мозга. Восприятие также предполагает осознание субъектом самого факта стимулирования и определенные представления о нем, а чтобы это произошло, сначала необходимо ощутить «ввод» сенсорной информации, т. е. испытать ощущение. Иными словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов. Есть основания взглянуть на восприятие как на задачу, которая заключается в сосредоточении на сенсорном сигнале, анализе и интерпретации для создания осмысленного представления об окружающем мире.

Содержание

Свойства восприятия

Константность восприятия

Константность — постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула, [1] способность распознавать один и тот же объект на основе различающейся сенсорной информации (ощущений). Воспринимаемый в различных обстоятельствах и условиях объект рассматривается как один и тот же. Так, яркость объекта как величина характеризующая отраженный свет изменяется если переместить его из слабо освещенной комнаты в комнату с хорошим освещением. Тем не менее объект при изменении проксимальной стимульной информации в обоих случаях рассматривается как один и тот же. Можно выделить константность таких свойств объекта как размер, форма, яркость, цвет. Константность восприятия формы исследуется на установке, основными элементами которой являются квадрат-эталон (со стороной 10 см) и прямоугольник-измеритель (шириной 10 см). Квадрат-эталон всегда в опыте наклонен к наблюдателю, а плоскость прямоугольника-измерителя должна быть перпендикулярна оси зрения испытуемого. Высота прямоугольника-измерителя может изменяться испытуемым с помощью специальной кнопки. Испытуемого просят подобрать такую высоту прямоугольника-измерителя, чтобы он имел ту же видимую форму, что и наклоненный квадрат-эталон. В опыте варьируется наклон квадрата-эталона (25°, 30°, 35° и 40°). Для каждого значения наклона эталона испытуемый четыре раза подравнивает высоту измерителя. Таким образом получаются данные для вычисления коэффициента константности. Константность восприятия измеряется коэффициентом константности по формуле Брунсвика — Таулесса:

Что не относится к видам восприятия

где Что не относится к видам восприятия— высота прямоугольника-измерителя,которую установил испытуемый в стремлении подравнять видимые формы измерителя и эталона, Что не относится к видам восприятия— высота квадрата эталона, Что не относится к видам восприятия, где Что не относится к видам восприятия— угол наклона квадрата-эталона.

Константность восприятия формы в опытах с инверсией поля зрения с помощью инвертоскопа падает до нуля, а в процессе адаптации восстанавливается, достигая доэкспериментального уровня. Эксперименты с инверсией поля зрения человека проводятся для исследования механизмов константности зрительного восприятия.

Одно из объяснений константности восприятия основывается на различении восприятия и чувствительности (ощущения). Восприятие действительных свойств объектов это субъективный психический процесс связывающий ощущения (чувственный опыт) свойств объекта с другой стимульной информацией.

Что не относится к видам восприятия

Что не относится к видам восприятия

Факторы восприятия

Внешние

Внутренние

Установка восприятия — ожидание увидеть то, что должно быть увидено по прошлому опыту. Потребности и мотивация — человек видит то, в чём нуждается или что считает важным.

Опыт — человек воспринимает тот аспект стимула, которому научен прошлым опытом. Я-концепция — восприятие мира группируется вокруг восприятия себя. Личностные особенности — оптимисты видят мир и события в позитивном свете, пессимисты, напротив, — в неблагоприятном.

Три механизма селективности восприятия: [3] Принцип резонанса — соответствующее потребностям и ценностям личности воспринимается быстрее, чем несоответствующее. Принцип защиты — противостоящее ожиданиям человека воспринимается хуже. Принцип настороженности — угрожающее психике человека распознаётся быстрее прочего.

Формы и принципы восприятия

Результат восприятия

Результатом процесса восприятия становится построенный образ.

Образ — субъективное видение реального мира, воспринимаемого при помощи органов чувств.

Получив образ, человек (или другой субъект) производит определение ситуации, то есть оценивает её, после чего принимает решение о своём поведении.

Восприятие в зоопсихологии

Восприятие присуще главным образом высшим живым существам; в слабых формах, позволяющих говорить лишь о зачатках восприятия, нечто подобное можно обнаружить у существ средних стадий эволюции.

Согласно теории Леонтьева, восприятие развилось в результате перехода от гомогенной среды обитания к предметно выраженной.

Восприятие в теории психики

Восприятие — одна из психических функций, сложный процесс приёма и преобразования сенсорной информации, формирующий субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом.

Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Если ощущения отражают лишь отдельные свойства предметов, то синтез множества ощущений объекта создаёт целостную картину, в которой в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его свойств. Эта картина называется субъективным восприятием объекта.

Социальное восприятие

Социальное восприятие — восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях.

Термин был предложен Джеромом Брунером в 1947 году для обозначения феноменов социальной детерминации процессов восприятия. Современная трактовка термина была дана в рамках социальной психологии.

Эффекты восприятия

Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия.

Атрибуция

Атрибуция — приписывание характеристик себе или другому человеку.

Под каузальной атрибуцией понимают интерпретацию поведения партнера по общению путем выдвижения предположений о его мотивах, намерениях, эмоциях, причинах поведения, качествах личности с последующим их приписыванием партнеру. Каузальная атрибуция тем больше определяет социальную перцепцию (восприятие), чем больше дефицит информации о партнере по общению. Результаты приписывания могут стать материалом для формирования социальных стереотипов. Стереотипизация восприятия приводит к двум различным следствиям. Во-первых, к упрощению познания другого человека (людей). Во-вторых, к формированию предубеждений по отношению к представителям различных социальных групп (профессиональных, социо-экономических, этнических и т. д.)

Впечатление

Согласно ЭСБЕ: «В психологии чувствований впечатлением обыкновенно называется общий результат воздействия на данный субъект известного сложного явления или совокупности явлений (например, картины, вида природы, лица, события); способность к особенно быстрому интенсивному восприятию таких воздействий называется впечатлительностью». [4]

Формирование впечатления

Формирование впечатления — процесс создания своих впечатлений о других.

Управление впечатлениями

Управление впечатлениями — поведение, направленное на формирование и контроль за впечатлением о себе других людей.

Тактики управления впечатлением:

Самопрезентация — поведение, направленное на создание благоприятного или соответствующего чьим-то идеалам впечатления о себе.

Согласно данным исследования Гордона, произведённого в 1996 году, уровень успешности тактик управления впечатлением распределяется следующим образом: [5]

Источник

Виды и свойства восприятия

Восприятие, как и все психические процессы, бывает нескольких видов, в психологии выделяют три группы восприятия:

1) Виды восприятия различают в зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии ведущую роль:

2) В зависимости от цели восприятие бывает:

· преднамеренное – сознательное поставленная цель, волевое усилие человека;

· непреднамеренное – нет сознательной постоянной цели и отсутствует волевое усилие.

3) В зависимости от степени организованности восприятие бывает:

· организованное – наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предмета;

· неорганизованное – непреднамеренное, бесплановое восприятие предметов.

4) В зависимости от форм отражения материи восприятие бывает:

· пространства – это восприятие формы, величины, объёма объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаления друг от друга и направления, в котором они находятся;

· времени (чувство времени 1 минута) – это отражение времнной длительности, скорости протекания и последовательности явление действительности;

· движения (характер деятельности, скорость деятельности, форма деятельности, ускорение, амплитуда, направление деятельности) – это изменение положения объекта в пространстве и во времени, т.е. направления и скорости.

Таким образом,виды восприятия делятся на простые и сложные. К простым видам восприятия относятся: слуховые, зрительные, …, преднамеренное, непреднамеренное, организованное, неорганизованное; а к сложным – восприятие пространства, времени, и движения.

В качестве ведущих свойств восприятия выделяют:

· целостность – свойства, позволяющие целостный образ окружающего мира;

· предметность – выражается в отнесённости наглядного образа к определённым предметам внешнего мира;

· осмысленность – обеспечивает осознание того, что воспринимает человек в конкретный момент.

· обобщённость – отражение единичных объектов как особого проявления общего;

· константность – это относительная характеристика формы, величины, увеличение предмета при изменяющихся условиях;

· избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими;

· апперцепция – это направленность восприятия, зависящая от прошлого опыта человека;

· объём – количество объектов, которое может воспринять человека в единицу времени;

· точность – соответствие возникновению образа действительности;

· полнота – степень этого соответствия;

· быстрота – это скорость восприятия, время необходимое для адекватного восприятия предмета;

· надёжность – длительность восприятия с требуемой точностью в течение заданного времени.

Кроме того, большое значение в функционировании восприятия и проявления свойств играют физические характеристики самих предметов и психофизиологические закономерности их проявления в ходе собственного субъективного восприятия человека: пространство, форма, объёмность, величина, глубина, удалённость, линейная и воздушная перспектива должны правильно ораться органами чувств.

Восприятие как психический процесс имеет свои особенности:

· предмет и фон восприятия: выделению конкретного объекта из общего окружающего мира способствует: контур, цвет, величина, место расположения, динамика. Выделяемый объект восприятия называется – предметом восприятия, а всё остальное – фоном;

· роль прошлого опыта: в процессе восприятия очень важно узнавание, без него фактически нет восприятия. Всякое явление или предмет уже в процессе восприятия мы понимаем с точки зрения уже имеющихся знаний и опыта, и это даёт возможность включить новое знание в уже имеющуюся систему наших знаний о мире;

· активный процесс восприятия: восприятие всегда активный процесс, так как в процессе восприятия мы сравниваем, обобщаем, анализируем воспринимаемые объекты, т.е. идёт аналитико-синтетическая деятельность в коре головного мозга;

· иллюзии восприятия: искажённое, неверное восприятие объекта. Чаще всего мы сталкиваемся с другими иллюзиями, но существуют и другие: слуховые, двигательные, осязательные, вкусовые;

· по характеру приёма информации: целостный тип (синтетический, без деталей), детализирующий тип (аналитический) – ориентирован на детали, подробности;

· по характеру отражения получаемой информации: описательный тип (рассказ своими словами: что вижу, что слышу, что чувствую), объяснительный тип (общий смысл информации);

· по характеру особенности самой личности: объективный тип (точность, непредвзятость), субъективный тип (субъективное отношение).

ТЕМА 18(а). «Целостность восприятия мира» (2 часа).

Тип урока:видео – семинар (обобщение, систематизация и применение знаний).

Цель:способствовать осознанию студентами – будущими учителями, что целостность восприятия окружающей действительности напрямую зависит от сохранности всех видов ощущений.

Задачи:

1. Закрепить и обобщить знания учащихся о психических процессах: ощущениях и восприятия, их свойствах и видах.

2. Развивать умение анализировать и рецензировать просмотренный видеофильм.

3. Воспитывать личностные качества будущего педагога: самостоятельность, наблюдательность, заинтересованность и др..

Оборудование: художественный видеофильм «С первого взгляда»; видеоаппаратура, карточки с алгоритмом рецензии видеофильма (по количеству учащихся).

Структура урока:

I часть:постановка цели и задач видео – семинара.

Просмотр художественного видеофильма «С первого взгляда».

II часть:рецензирование просмотренного фильма.

III часть:подведение итогов видео – семинара.

Д:/з.: подготовиться к тестированию.

ТЕМА 19. «Общее понятие о внимании. Его виды и свойства. Диагностика внимания» (2 часа).

Тип урока:комбинированный(усвоение, закрепление, обобщение и применение знаний).

Цель:раскрыть основные закономерности протекания психического процесса внимания.

Что не относится к видам восприятия

Задачи:

1. Закрепить и обобщить теоретические знания по пройденным темам «Ощущение и восприятие».

2. Раскрыть общие закономерности внимания, его свойства и виды.

3. Научить использовать диагностические методики с целью самопознания.

Литература к теме: И.В.Дубровина. Психология. С.143-148.

Л.Д.Столяренко. Психология. С.193-196.

В.Г.Крысько. Психология и педагогика в схемах и таблицах. С.99-102.

В.А.Сонин. Психологический практикум. С.61-75.

Оборудование: DV-проектор, компьютер, экран, презентация, бланки для ответов (по количеству студентов), психологические задачи по теме «Внимание», иллюстративный материал для упражнений на развитие свойств внимания.

Структура урока:

Этапы урокаТекущее время урокаДеятельность преподавателяДеятельность студентов
I часть:0-3 мин. 3-13 мин. 13-18 мин. 18-20 мин.1.Водная беседа по ранее изученным темам «Ощущение и восприятие». 2.Проверка домашнего задания. 3. Фронтальный тестовый опрос с использованием DV- проектора по темам «Ощущение и восприятие». 4. Взаимопроверка результатов тестирования.1.Ответы на вопросы. 2.Выступление студентов с рецензиями просмотренного художественного фильма «С первого взгляда» (2-3 человека). 3.Выполнение тестового задания в бланках ответов. 4.Взаимооценивание результатов тестирования по предложенным критериям.
II часть:20-23 мин. 23-53 мин.1.Постановка проблемы. 2.Сообщение темы, цели и плана урока. 3.Лекция по плану с использованием презентации: · Общее понятие о внимании. · Виды и свойства внимания.1.Ответы студентов. 2.Запись в тетрадь. 3.Конспектирование лекционного материала.
III часть:53-65 мин.Практическая работа по диагностике уровня развития основных свойств внимания студентов с использованием: · Объем внимания. · Распределение внимания. · Переключение внимания.Практическая работа с записью в рабочей тетради.
IV часть:65-75 мин. 75-85 мин. 85-90 мин.1. Решение психологических задач. Выполнение упражнений на развитие свойств внимания. 2. Обобщение нового материала по вопросам. 3.Домашнее задание: подготовиться к экспресс – опросу по пройденной теме; подобрать иллюстративный материал на то свойство внимание, которое развито меньше всего.1. Работа в парах. 2. Устные ответы студентов на вопросы по пройденной теме. 3.Запись в тетрадь.

ТЕМА 19. «Общее понятие о внимании. Его виды и свойства. Диагностика внимания» (2 часа).

Вопросы:

1. Общее понятие о внимании.

2. Виды и свойства внимания.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Свойства восприятия в психологии с примерами

Человек воспринимает окружающий мир не хаотично, а пытаясь систематизировать отдельные явления и предметы, сформулировать о них своё представление, определить, насколько увиденное или услышанное может быть полезным или опасным, используемым для определённой цели.

Это активный процесс, при котором используются не только органы чувств, но и двигательные функции: положение рук, движение глаз, перемещение в пространстве для улучшения восприятия.

Что такое кинестетические чувства и ощущения? Узнайте об этом из нашей статьи.

Примеры восприятия

Что не относится к видам восприятия

Человек может воспринимать окружающий мир практически бесконечно.

К примеру, ребёнок, который сразу после рождения находится только в определённом помещении или в кроватке, и воспринимает окружающий мир в границах кроватки, постепенно её исследуя и получая полное о ней представление.

Потом границы его обитания расширяются, увеличивается и объём получаемой информации. Человек читает книги, газеты, смотрит фильмы и телепередачи. Психологи утверждают, что при должной жизненной активности процесс самосовершенствования может продолжаться всю жизнь.

Первоначально восприятие формируется на основе определённых ощущений: осязания, обоняния, зрительных контуров предмета, его цвета. Потом всё это складывается в определённое представление о явлении и предмете, что и называется восприятием.

В психологии процесс человеческого восприятия имеет 4 уровня:

Существует и несколько категорий восприятия:

Ещё восприятие может быть произвольным и непроизвольным. Например, ребёнок играет с игрушкой, имитируя движение грузовика, и делает это вполне осознанно с поставленной целью.

Непроизвольное восприятие могут вызвать удары специального молоточка под коленную чашечку на приёме у невропатолога.

Что им не является?

Отдельно ощущения человека восприятием не являются, только комплекс этих ощущений, вместе с их анализом может уже сложить в сознании индивидуума представление о предмете или вообще об окружающем.

Скажем, выйдя на улицу, человек не просто воспринимает запахи, звуки или очертания зданий. Он тут же оценивает и расстояние до того или иного дома, безопасность постройки, её величину и вообще полезность: магазин в здании будет восприниматься не так, как швейная мастерская.

Что не относится к видам восприятия

Органы слуха, зрения и осязания могут использоваться в разной степени, но полученные ими ощущения должны дополнять друг друга.

Отдельные же запах, цвет, осязание чего-либо восприятием в психологии не считаются, это лишь его фрагменты.

Основные свойства

Константность

Одним из важных свойств восприятия является контрастность. Впервые, как определённое свойство восприятия, константность была рассмотрена учёными Мартиусом и Вундтом в 1889 году.

Классическим примером такого осознания окружающего может служить автомобиль какой-нибудь одной марки. Мы можем видеть его на расстоянии вытянутой руки или в нескольких десятках метров.

Чем дальше машина будет от нас находиться, тем меньшей она будет по размеру. Но только зрительно. В любом случае мы будем воспринимать это движущее средство именно такого размера, какой мы видим вблизи, то есть в реальных параметрах.

Что не относится к видам восприятия

Автомобиль или стена дома белого цвета вечером или ночью будут выглядеть намного темнее, но наше восприятие цвета от этого не меняется.

Стена или автомашина для нас всё равно объективно останется белой.

Любопытно, что способность человека к константному восприятию формируется в процессе получения жизненного опыта, а не является приобретённым с рождения.

Описаны случаи, когда люди, выросшие в густом лесу, попав впервые на равнину, первоначально воспринимали удалённые предметы, как маленькие.

А люди, которые обретали зрение только после хирургической операции, пытались выпрыгнуть из окна палаты где-нибудь на пятом этаже, реально не оценивая расстояния. Им предметы внизу тоже казались просто маленькими.

Впрочем, человек быстро перестаёт допускать подобные ошибки. Если бы организм не воспринимал предметы, как постоянные по величине на разных расстояниях, изменение зрительных размеров не дало бы нам верно ориентироваться в пространстве.

Предметность

Что не относится к видам восприятия

Это свойство восприятия помогает людям и большинству животных воспринимать окружающее не как хаотический набор ощущений, а как наличие определённых объектов.

Оно тоже не развито в живых существах изначально, а приходит в процессе развития ребёнка, вместе с поэтапным познанием окружающего мира.

И. М. Сеченов определил, что этот процесс активизируется во время непосредственного контакта ребёнка с каким-нибудь предметом. Без движения и вообще деятельности человека предметное восприятие мира было бы очень скудным.

Вообще в развитии предметности человеческого восприятия большую роль играет моторика:

Впрочем, и способность именно так воспринимать окружающую среду, отчасти закладываются и биологически. Это видно по поведению детёнышей животных, которые рождаются уже активными.

Например, морские свинки сразу предметно воспринимают образ матери, поилки или кормушки. А вот птенцы воробьёв или голубей имеют очень слабую ориентацию и окружающие предметы реально воспринимают только через определённое время после появления на свет.

Что не относится к видам восприятия

Любопытно, что в первые дни очень слабо ориентируются и щенки собак.

Но потом предметное восприятие у них активно развивается и становится гораздо осмысленнее, чем у морских свинок.

Видимо, потому, что его им приходится постепенно приобретать, развивая не только органы чувств, но и мышление.

Целостность

Ещё одна характерная особенность нашей психики. Определённый предмет, явление или образ воспринимается, как нечто целое, а не разрозненное.

Понятнее говоря, видя нос, рот и уши на теле человека мы не воспринимаем их по отдельности, как нечто функционирующее самостоятельно.

Точно так же и дом не считается набором отдельно расположенных досок, кирпичей и пр. Здесь большое значение имеет тоже получаемый в жизни предыдущий опыт.

Например, видя стоящего к нам боком незнакомца, мы замечаем лишь одну его руку, если вторая не вытянута вперёд. Но в сознании уже сохранён образ человека, как существа с двумя руками, ушами и пр. Мы как бы дорисовываем целостный образ, его не видя.

Осмысленность

Что не относится к видам восприятия

Восприятие явления и предмета неразрывно связано с мышлением человека.

Восприятие доставляет в мозг информацию, мышление обрабатывает, осмысливает его и ставит задачу, как с этой информацией поступить.

Увидев незнакомый предмет, человек сразу пытается его узнать, сравнить с чем-то, что уже известно или хотя бы похоже. То есть, в данном случае, восприятие не просто составляет как бы фотографию увиденного, оно ещё постоянно ищет выход из создавшейся ситуации, осмысливает её.

Скажем, в поисках выхода в незнакомом помещении мы натыкаемся на запертую дверь. Органы чувств сигнализируют, что прохода здесь нет, но это ещё не всё. Совместно с мышлением начинается поиск ключа, отмычки или чего-либо подобного.

Так осмысленность восприятия способно изменить состояние увиденного предмета или явления.

Структурность

Это свойство восприятия неразрывно связано с его целостностью. Часто для объективного понимания того или иного явления человеку необходимо понять его структуру. Это осознание приходит не сразу:

Апперцепция

Так называют зависимость восприятия сознанием действительности от общего психологического состояния человека и его образа жизни.

В чем это проявляется:

Активность

Что не относится к видам восприятия

Как правило, активность восприятия окружающей действительности зависит от темперамента человека, его физического состояния, общительности и даже социального статуса.

Некоторым людям вполне хватает время после работы проводить дома, у телевизора, им откровенно скучно в музеях, в театре, даже в кинотеатре.

Во многом зависит активность восприятия от воспитания. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок вырос любознательным, интеллектуально развитым, любил познавать окружающий мир, приучайте его к этому с детства.

Правда, эта активность не должна быть слепой.

Психологи рекомендуют приучать детей разделять воспринимаемое на основную фигуру (главное) и фон (второстепенные предметы), чтобы информация была структурированной.

То есть, восприятие помогает нам активно жить, приспосабливаться к внешним условиям, и процесс этот у людей обычно происходит постоянно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *