Что не относится к видам пожарной охраны в рф
Виды пожарной охраны
Виды пожарной охраны:
· Государственная противопожарная служба
· муниципальная пожарная охрана
· ведомственная пожарная охрана
· частная пожарная охрана
· добровольная пожарная охрана
В Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Основными задачами Государственной противопожарной службы являются:
— организация разработки и реализация государственных мер, направленных на предотвращение пожаров, повышение эффективности противопожарной защиты населенных пунктов и предприятий, организаций, учреждений;
— организация и осуществление государственного пожарного надзора;
— тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и на объектах;
— профессиональная подготовка кадров для противопожарных аварийно-спасательных работ.
В настоящее время деятельность по обеспечению пожарной безопасности регулируют более 10 федеральных законов и правовых актов Правительства Российской Федерации.
Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», принятый 21 декабря 1994 года, определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.
Cегодня на страже безопасности граждан республики находится 114 пожарных частей и 18 отдельных пожарных постов общей численностью 5772 человека.
О пожарной охране
История пожарной охраны России начинается 30 апреля 1649 года, когда был принят «Наказ о градском благочинии», устанавливающий строгий порядок при тушении пожаров в Москве.
Историческая ценность «Наказа о градском благочинии», принятого 365 лет назад, заключается в том, что в нем были заложены основы профессиональной пожарной охраны:
Служба градского благочиния по борьбе с пожарами была введена не только в Москве, но и в других городах Руси. Продолжалось совершенствование пожарно-сторожевой охраны.
Дальнейшее развитие профилактических мер по предотвращению пожаров было продолжено Петром I. Именно в годы его правления была создана одна из первых профессиональных пожарных команд, построено при Адмиралтействе первое пожарное депо, закуплены пожарные насосы с кожаными рукавами и медными брандспойтами. И до настоящего времени остается актуальным один из петровских указов: «. и беречь от огня богатства государства Российского. ».
В период правления Александра I, в 1802 году было в Российской империи образовано министерство внутренних дел, во всех крупных городах при полицейских управлениях стали создаваться пожарные команды. В 1803 году в Санкт-Петербурге начала свою деятельность первая пожарная команда. Царским указом 1804 года была создана штатная пожарная команда и в Москве. В других городах их организация осуществлялась на основе «Положения о составе пожарной охраны Петербурга и Москвы».
Однако пока этот процесс принял массовый характер, прошло немало времени. Например, пожарная команда при Тульском оружейном заводе была организована только в 1835 году. В Царицыно и уезде не было профессиональной пожарной охраны до второй половины XIX века. Борьбу с пожарами продолжало вести местное население.
Александром II 1857 году был издан первый в России пожарный устав. Он излагал порядок устройства пожарных частей в городах, трактовал меры предосторожности от пожаров, порядок возмещения убытков и награждения участвующих в тушении работников пожарной охраны, а также предписывал меры наказания за нарушения правил пожарной безопасности.
При императоре Николае I началась планомерная организация пожарных команд в Российской империи и повсеместное строительство пожарных депо для размещения пожарных команд. Одной из достопримечательностей русских городов вскоре стала пожарная каланча с поднимающимся над ней сигнальным флагштоком. Многие десятилетия каланча была самой высокой точкой города, откуда просматривались не только окраины, но и близлежащие села.
В течение XIX века открывались заводы противопожарного оборудования в Санкт-Петербурге и Москве, где выпускались пожарные насосы, складные лестницы, в 1904 году был изготовлен первый пожарный автомобиль на фабрике фирмы «Фрезе и К°».
Научная и техническая мысль в России всегда отличалась смелостью поиска, оригинальностью решений, быстрой реализацией идей. Россия стала родиной пенного тушения. В России были созданы лучшие конструкции гидрантов и стендеров, был разработан и испытан первый ручной пенный огнетушитель. Проблемам борьбы с пожарами уделялось внимание и после революции. Они были поставлены на уровень важнейших и первоочередных задач государства.
Первым руководителем пожарных в послереволюционный период стал Марк Тимофеевич Елизаров, назначенный Главным комиссаром по делам страхования и борьбы с огнем. Он сумел за сравнительно короткое время заложить организационные основы пожарной охраны, поставить на практические рельсы осуществление мероприятий, определенных правительственным декретом.
В 1920 году был создан Центральный пожарный отдел в составе Наркомата внутренних дел, на который возлагалось осуществление руководства пожарной охраной в масштабе всей страны.
23 марта 1923 года в Москве состоялась «Первая Всероссийская пожарная конференция», на которую прибыли профессионалы-пожарные из городов России, а также делегации пожарных Украины, Белоруссии, Грузии, Азербайджана.
Начиная с 1932 года в СССР, существовала военизированная и профессиональная пожарная охрана в составе Министерства внутренних дел.
За мужество и героизм, проявленные в суровые годы Великой Отечественной войны, тысячи бойцов и офицеров пожарной охраны получили боевые ордена и медали.
В 1936 году правительство принимает решение о значительном расширении функций и прав пожарной охраны в области государственного пожарного надзора. Постановлением правительства утверждено Положение о Государственном пожарном надзоре, создано Главное управление пожарной охраны.
7 ноября 1941 года пожарные приняли участие в историческом параде на Красной площади, откуда одни ушли на фронт, другие вернулись к тушению пожаров.
В 1941 году Правительство России объявляет благодарность московским пожарным за мужество и героизм, проявленные при тушении пожаров во время вражеских налетов на город.
В 1942 году пожарная охрана Ленинграда была награждена орденом Ленина, а в 1947 году этой высокой награды был удостоен и Московский пожарный гарнизон.
В начале 1990-х годов в результате распада СССР создается МВД России. При этом вопросы организации, совершенствования структуры подразделений передаются в компетенцию МВД автономных республик, ГУВД, УВД краев и областей.
23 августа 1993 года Совет Министров Российской Федерации преобразовал Службу противопожарных и аварийно-спасательных работ в Государственную противопожарную службу МВД России.
30 апреля 1999 года Президентом Российской Федерации подписан Указ № 539 «Об установлении Дня пожарной охраны».
Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», принятый 21 декабря 1994 года, определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. В настоящее время деятельность по обеспечению пожарной безопасности регулируют более 10 федеральных законов и правовых актов Правительства Российской Федерации.
9 ноября 2001 года Указом Президента Российской Федерации № 1309 Государственная противопожарная служба МВД России преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На какие виды подразделяется пожарная охрана
Одна из главных функций госорганов — ответственность за противопожарную безопасность имущества, природных ресурсов, людей и самих территорий, поэтому регулирование в этой области есть его прямая обязанность. В 1994 году издан закон на основе Конституции РФ. Сегодня все нормативы, виды пожарной охраны, круг проблем, организация и прочие профильные вопросы регулируются 69-ФЗ. Противопожарная безопасность – это комплекс мероприятий, которые обеспечивают общую защищенность от пожаров: от конкретного объекта до страны в целом. Один из них – это пожарная охрана, которая состоит их многочисленных частей, управляющих органов, конструкторских и других функциональных подразделений.
Виды подразделений пожарной охраны
ФЗ №69 предусматривает несколько видов подразделений пожарной охраны. Их классификация отработана с учетом всех аспектов безопасности: от предупреждения до устранения последствий возгораний. Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:
Основные задачи пожарной охраны, как целостной системы — это профилактические мероприятия, ликвидация возгораний, спасение населения, минимизация имущественного ущерба, спасательные действия. Ни одно из подразделений не может быть использовано в иных целях, включая нейтрализацию конфликтов любого уровня. Все задачи пожарных охран взаимосвязаны.
Из истории. Еще при Иване IV Грозном был издан приказ об обязательном наличии в каждом доме средства пожаротушения. А при Алексее Романове уже была создана специальная служба по борьбе с пожарами. Для нее был сформирован регламент: каков план караулов и порядок объезда, как оповещать население и бороться с огнем. В том же «Наказе о городском благочинье» устанавливалось наказание для тех, кто виноват в возгорании.
Государственные части
Этот вид имеет внутреннюю классификацию. Пожарные силы подразделяются на федеративные службы и силы субъектов. Одним из важных направлений ГПС является контроль над противопожарной безопасностью, этим обуславливается большая численность сотрудников, которая превышает 16 тысяч. Основными задачами пожарной охраны государственного статуса преимущественно являются:
На заметку! В структуру ГПС входят несколько НИИ и бюро, где производятся исследования и изыскания по противопожарной безопасности, головное учреждение – ВНИИПО. Та же в Госслужбу входят средние и высшие учебные заведения, которые находятся в Москве, Урале, Санкт-Петербурге, Воронеже, Иваново. Так же в систему ГПС входят более 9 десятков испытательных лабораторий.
ГПС – это головная структура всей противопожарной системы. Она в свою очередь входит в состав МЧС. Сама система самодостаточна, поскольку имеет все необходимые части: от оперативных до научных.
Добровольные отряды
Самая большая структура в составе ГПС – это федеральные силы, они состоят:
Добровольные подразделения
К этому виду относятся все средства профилактики и пожаротушения, которые созданы по частной инициативе обычных людей и предприятиями. Такие объединения формируются преимущественно в тех местах, где нет иных видов охраны. Часто частные силы организуются в зонах высокой пожароопасности, например, в лесной зоне в жаркое лето. Добровольные отряды включены в раздел законодательства, в котором рассматривается вопрос, на какие виды подразделяется пожарная охрана. Финансирование таких подразделений может быть частным или смешанным. По сути, эта служба является формой заботы населения о безопасности, которая определяется, как социально-значимые работы. Их устанавливает руководство городов, поселков, сельских поселений. Действия добровольных отрядов базируются на положениях «Гражданской обороны». Они могут создаваться на определенный срок.
Службы муниципального статуса
Эти охранные отделения создаются руководством муниципальных образований. Есть два подвида этой службы:
Для организаций в муниципалитетах предусмотрены следующие цели:
Частные пожарные отряды
Это коммерческие организации. Их открытие, переформирование и закрытие которых регулируется ГК РФ. Сколько человек должно быть в боевом расчете, какую технику использовать и прочие вопросы определяет владелец. Преимущественно, их работа выполняется на основе контрактов с организациями. Деятельность этих предприятий может выполняться только при получении в МЧС официального разрешения. Частные команды пожарников плотно сотрудничают с добровольными отрядами. На 2018 год в России активно действуют более 650 таких предприятий.
Ведомственные силы пожарных
Некоторые ведомственные и государственные структуры имеют право создавать собственные подразделения пожарных. Все аспекты деятельности таких частей, включая:
регулируются ГПС, который создает специальные документы и реализует их на практике. Режимы и порядок работы низших частей корректируется, согласно последним нормативам и приказам. Так же структура выполняет проверки ведомственных подразделений на соблюдение норм, порядков, требований и отсутствие нарушений.
На заметку! Как правило, на взрывоопасных предприятиях создаются собственные гарнизоны. Нужны они и на объектах, удаленных от цивилизационной инфраструктуры и дислокации частей пожарных. При обнаружении нарушений эта служба вправе остановить работу предприятия, отдельного цеха, конкретного оборудования или запретить выполнение некоторых работ.
Резюмируем
Итак, закон предусматривает работу пяти видов структур, призванных обеспечивать противопожарную безопасность. Раньше их перечень был шире. Но и сегодня в экзаменационных билетах предусмотрен вопрос, какого вида пожарной охраны не предусмотрено законодательством. Сегодня упразднены межведомственные подразделения. Действующие сегодня структуры показывают целесообразность нормативов, поскольку снизились показатели смертности на пожарах, а имущественный ущерб – на 20%. Руководство структурой закреплено за несколькими инстанциями:
Например, действия по ликвидации пожаров в лесных массивах выполняются силами Рослесхоза, но они согласовываются с МЧС. Комплекс мероприятий защиты государства, населения, природы, промышленности постоянно расширяется: создаются новые технологии, расширяется число подразделений, увеличивается количество техсредств, становятся результативней средства и методы. Выработан четкий алгоритм взаимодействий власти, администраций, министерств, охраны и граждан.
Что не относится к видам пожарной охраны в рф
Статья 5. Государственная противопожарная служба
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства.
(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 118-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В Государственную противопожарную службу входят:
федеральная противопожарная служба;
противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Федеральная противопожарная служба включает в себя:
структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
пожарно-технические, научные и образовательные организации, судебно-экспертные учреждения;
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 08.03.2015 N 37-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в организациях (объектовые подразделения федеральной противопожарной службы);
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 234-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы);
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 234-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах (территориальные подразделения федеральной противопожарной службы);
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 234-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы).
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 234-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Что не относится к видам пожарной охраны в рф
Безводный участок – участок местности, на котором водоотдача в сети наружного противопожарного водопровода составляет менее 10 литров в секунду или расстояние от места пожара до водоисточника более 500 метров.
Гарнизон пожарной охраны – совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ.
Караул – личный состав подразделения пожарной охраны, осуществляющий караульную службу в течение дежурства с использованием пожарной и аварийно-спасательной техники этого подразделения.
Дежурство – период непрерывного несения службы личным составом караула или дежурной смены, включая участие их в тушении пожара.
Действия по тушению пожара – организованное применение сил и средств пожарной охраны для выполнения задачи по тушению пожара.
Зона горения – часть пространства, в котором происходит подготовка горючих веществ и материалов к горению (подогрев, испарение, разложение) и их горение в объеме диффузионного факела пламени.
Зона задымления – часть пространства, примыкающего к зоне горения, заполненная дымовыми газами с концентрациями вредных веществ, создающих угрозу для жизни и здоровья людей или затрудняющих действия пожарных подразделений.
Зона теплового воздействия – часть пространства, примыкающая к зоне горения, в котором действие тепловых потоков приводит к заметному изменению материалов и конструкций, создаются условия для воспламенения горючих веществ и материалов и их подготовки к горению, а также делает невозможным пребывание людей без специальной тепловой защиты.
Ликвидация пожара – стадия (этап) тушения пожара, на которой прекращено горение, и устранены условия для его повторного возникновения.
Линейная скорость распространения горения – физическая величина, характеризующая поступательное движение фронта пламени по поверхности горючего материала в данном направлении в единицу времени.
Локализация пожара – стадия (этап) тушения пожара, на которой отсутствует или ликвидирована угроза людям или животным, прекращено распространение пожара и созданы условия для его ликвидации имеющимися силами и средствами.
Номер (ранг) пожара (условный признак сложности пожара) – условное цифровое значение, содержащее в себе установленное планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (расписанием выезда подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ) обязательное требование о количестве основных и специальных пожарных автомобилей из числа находящихся в расчёте, привлекаемых для тушения пожара (в зависимости от значимости объекта и обстановки на пожаре). Устанавливается при первом сообщении о пожаре или по распоряжению руководителя тушения пожара.
Огнетушащие вещества – вещества, обладающие физико-химическими свойствами, позволяющими создать условия для прекращения горения.
Опасные факторы пожара – факторы пожара, воздействие которых может привести к травме, отравлению или гибели человека и (или) к материальному ущербу.
Оперативная обстановка – совокупность обстоятельств и условий в районе выезда подразделения (гарнизона), влияющих на определение задач и характер их выполнения.
Оперативно-тактические особенности района выезда – совокупность условий, которые могут способствовать или препятствовать возникновению, развитию и тушению пожара, а также определить его возможные масштабы и последствия.
Оперативный штаб на пожаре – временно сформированный руководителем тушения пожара орган для управления силами и средствами на пожаре.
Основная задача при тушении пожаров – спасание людей в случае угрозы их жизни и здоровью, достижение локализации и ликвидация пожара в сроки и в размерах, определяемых возможностями сил и средств, привлеченных к его тушению.
Основная позиция – место расположения сил и средств пожарной охраны, осуществляющих непосредственное ведение основных действий по спасанию людей и имущества, подаче огнетушащих веществ, выполнению специальных работ на пожаре.
Основные действия – организованное применение сил и средств пожарной охраны для выполнения основной задачи.
Очаг пожара – место первоначального возникновения пожара.
Оценка обстановки на пожаре – вывод, сформированный на основе результатов разведки пожара, обобщения и анализа полученных сведений.
Периметр пожара – общая длина внешней границы площади пожара.
Планы и карточки тушения пожаров – документы предварительного планирования действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров.
Площадь пожара – площадь проекции зоны горения на горизонтальную или вертикальную плоскость.
Площадь тушения пожара – часть площади пожара, на которую в данный момент подается огнетушащее вещество.
Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Пожарное вооружение – комплект, состоящий из пожарного оборудования, ручного пожарного инструмента, пожарных спасательных устройств, средств индивидуальной защиты, технических устройств для конкретных пожарных машин в соответствии с их назначением.
Пожарная охрана – совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.
Пожарная техника – технические средства для предотвращения, ограничения развития, тушения пожара, защиты людей и материальных ценностей на пожаре.
Пожарный расчет (отделение) – первичное тактическое подразделение пожарной охраны на пожарном (пожарно-спасательном) автомобиле, способное самостоятельно решать отдельные задачи по тушению пожаров и проведению аварийно–спасательных работ.
Порядок привлечения сил и средств – совокупность организационно-правовых и технических мероприятий по обеспечению сосредоточения на месте пожара необходимых и достаточных для успешного тушения сил и средств пожарной охраны.
Развертывание – приведение сил и средств в состояние готовности для немедленного выполнения задач на пожаре.
Развитие пожара – увеличение зоны горения и/или вероятности воздействия опасных факторов пожара.
Район выезда – территория, обслуживаемая подразделением пожарной охраны, аварийно–спасательным формированием, в соответствии с расписанием выезда подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
Расписание выезда – оперативный документ, устанавливающий привлечение сил и средств пожарной охраны к тушению пожаров в городском округе.
Решающее направление – направление основных действий пожарной охраны, на котором использование сил и средств, в данный момент времени, обеспечивает наилучшие условия решения основной задачи.
Руководитель тушения пожара – старшее оперативное должностное лицо пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.
Силы и средства пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований – органы управления и подразделения, личный состав, пожарная и специальная техника, средства связи, огнетушащие вещества, аварийно-спасательное оборудование и иные технические средства, находящиеся на вооружении подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований.
Степень огнестойкости зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков – классификационная характеристика зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков, определяемая пределами огнестойкости конструкций, применяемых для строительства указанных зданий, сооружений, строений и отсеков.
Тактические возможности пожарных подразделений – способность подразделения выполнить максимальный объем аварийно-спасательных работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций за определенное время.
Тыл на пожаре – участок (территория), на котором сосредоточены силы и средства, обеспечивающие действия по тушению пожара.
Участок тушения пожара – часть территории на месте пожара, на которой сосредоточены силы и средства, объединенные поставленной задачей и единым руководством. При создании 5 и более участков могут быть организованы сектора, объединяющие несколько участков тушения пожара.
Фронт пожара – часть периметра пожара, в направлении которой происходит распространение горения.
Фланг пожара – левая и правая части периметра пожара, где горение распространяется перпендикулярно фронту пожара.
Центр управления силами – подразделения федеральной противопожарной службы, выполняющие задачи по непосредственному руководству и координации действий силами реагирования в субъектах Российской Федерации при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, а также обеспечению оперативной деятельности территориальных органов МЧС России по субъектам Российской Федерации.
Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.