Что не относится к устному народному творчеству былины поэмы
Устное народное творчество
Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Устное народное творчество также называют одним словом – фольклор.
Фольклор (англ. folk-lore — «народная мудрость») – это не только устное словесное творчество народа, но и музыкальное.
В данной статье мы поговорим об устном народном творчестве, которое создавалось на протяжении многих веков.
К слову сказать, устное народное творчество изучают во 2, 3, 5 и 7 классе школы. Однако если вы любите разные интересные факты, то это будет вам также непременно интересно.
Особенности русского фольклора
На протяжении долгого времени создавалось множество сказаний, которые придумывались народом во время размышлений над теми или иными проблемами.
Испокон веков люди думали о том, что такое хорошо, и что такое плохо; как достичь счастья в семейной жизни, и как воспитывать детей.
Также устное народное творчество постигало проблему всестороннего развития личности, пытаясь дать важные советы на счет того, как стать мудрым.
В результате этого появилась масса поучительных сказок, поговорок и притч, помогающих человеку получить ответы на самые разные интересующие его вопросы.
Жанры устного народного творчества
Жанрами фольклора являются былины, сказки, песни, пословицы, загадки и другие вещи, о которых мы узнали от наших предков.
С течением времени многие выражения и мудрые высказывания видоизменялись, благодаря чему смысл того или иного изречения становился более глубоким и поучительным.
Нередко произведения, придуманные народом, рифмовались и складывались в стихи и песни, которые легко запоминались. Благодаря этому способу на протяжении долгих столетий русский фольклор передавался из уст в уста.
Произведения устного народного творчества
Итак, давайте перечислим произведения устного народного творчества, чтобы сформировать четкий список имеющихся видов фольклора.
Это основные виды произведений, которые создаются не одним человеком, а непосредственно всем народом.
Камень на развилке дорог
Устное народное творчество России
Ну что же, мы рассмотрим устное народное творчество России, так как нас интересует именно эта тема. При этом нужно сказать, что у других народов жанры фольклора очень похожие.
Песни
В народе песни являлись одним из наиболее популярных способов для выражения чувств. Несмотря на то, что они по объему значительно уступали сказкам и былинам, люди пытались закладывать в них глубокий и содержательный смысл.
Таким образом, в песнях отражались любовные переживания человека, размышления о жизни и будущем, общественные и семейные проблемы, и многие другие вещи.
Стоит заметить, что песни из устного народного творчества могут отличаться по стилю и манере исполнения. Песни бывают лирическими, хвалебными, плясовыми, романтическими и т. д.
В устном народном творчестве очень часто используется прием параллелизма, помогающий ощутить природу настроения какого-либо конкретного персонажа.
Исторические песни посвящались разным выдающимся личностям или событиям.
Так, например, русские люди воспевали подвиги Степана Разина и Емельяна Пугачева, а также вспоминали о битвах, в которых они одерживали блестящие победы.
Былины
Интересен факт, что впервые термин «былины» был введен Иваном Сахаровым в середине 19 века. Былины представляют собой устное народное творчество в виде эпических песен, повествующих о героических событиях и знаковых эпизодах в истории народа.
Стоит отметить что они возникли еще в 9 веке. Ярким примером могут служить былины о богатырях, обладавших невероятной силой, красотой, мужеством и храбростью. Самыми известными русскими богатырями были Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович.
Как правило, исторические персонажи или события описываются в былинах в приукрашенном, и даже фантастическом стиле.
В них национальные герои могут в одиночку уничтожать целые вражеские войска, убивать разных чудовищ и преодолевать большие расстояния в кратчайшие сроки.
Герои былин никогда не испытывают страха перед врагом и всегда готовы выступить в защиту Родины.
Сказки
Сказки играют важную роль в устном народном творчестве. В данном жанре присутствуют элементы волшебства и чудесного героизма.
Нередко в сказках представлены совершенно разные сословия: от царей до простых крестьян. В них можно встретить работников, солдат, королей, принцесс, шутов и многих других персонажей.
Однако сказка – это не просто выдуманная и красиво сложенная история для детей. С помощью сказок народ старался воспитывать детей, закладывая в них глубокую мораль.
Как правило, все сказки имеют счастливый конец. В них всегда добро торжествует над злом, каким бы сильным и могущественным оно ни было.
Легенды
В устном народном творчестве под легендами подразумеваются устные недостоверные рассказы о фактах реальной действительности. В них красочно отображаются события прошлого.
Существует множество легенд о происхождении народов, государств, океанов и подвигах вымышленных героев.
Особенно этот жанр был популярен в Древней Греции. До наших дней дошло множество мифов, рассказывающих о 12 подвигах Геракла, Одиссея, Тесея и прочих персонажах.
Загадки
Загадки представляют собой метафорические выражения, в которых один предмет изображается с помощью другого, имеющего с ним какое-либо сходство.
На этом основании человеку требуется посредством размышлений и смекалки угадать тот или иной предмет.
На самом деле очень сложно представить устное народное творчество без загадок, которые часто подавались в зарифмованном виде. Например, известное всем детям «Зимой и летом – одним цветом». Конечно, вы знаете, что это ёлка.
Благодаря сказкам, как дети, так и взрослые могут развивать свое логическое мышление и сообразительность. Интересен факт, что в сказках неоднократно встречаются загадки, которые обычно успешно разгадывает главный герой.
Пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки играют одну из ключевых ролей в устном народном творчестве. Пословица – это краткое образное изречение с поучительным подтекстом, несущее какую-либо обобщенную идею или иносказание с дидактическим (нравоучительным) уклоном.
Поговорка представляет собой образное изречение, отражающее какое-нибудь явление жизни. При этом она не является законченным высказыванием. Нередко поговорки могут носить юмористический характер.
Пословицы и поговорки принято относить к малым жанрам устного народного творчества.
Кроме них к такому жанру можно причислить прибаутки, колыбельные песни, игровые приговоры, загадки, пестушки и потешки. Далее можно более подробно рассмотреть все эти разновидности фольклора.
Колыбельные песни
В устном народном творчестве колыбельные песни часто называют байками, поскольку корень этого слова «баить» – «рассказывать».
С помощью них родители старались убаюкивать своих детей, которые не могли уснуть. Именно поэтому в народе начали появляться разные колыбельные песни, слушая которые ребенок быстро засыпал.
Пестушки и потешки
Пестушки и потешки в фольклоре использовались для воспитания подрастающего ребенка. Пестушки происходят от слова «пестовать», то есть «нянчить» или «воспитывать». Раньше их активно использовали для комментирования движений новорожденного.
Постепенно пестушки переходят в потешки – ритмичные песенки, напеваемые во время игры ребенка с пальцами ног и рук. Наиболее известными потешками в устном народном творчестве являются «Сорока-ворона» и «Ладушки».
Интересно, что в них также прослеживается определенная мораль. Благодаря этому, малыш с первых дней жизни учится различать добро и зло, а также хорошие или плохие качества человека.
Прибаутки
Когда малыши подрастали, им начинали петь так называемые прибаутки, которые были уже более глубокого содержания и не ассоциировались с играми.
По своей структуре они напоминали короткие сказки в стихах. Наиболее известными прибаутками являются «Курочка Ряба» и «Петушок – золотой гребешок».
Чаще всего в прибаутках описывается какое-нибудь яркое событие, отвечающее подвижной жизни ребенка.
Однако поскольку малышам трудно долгое время сосредотачиваться на какой-то одной теме, прибаутки имеют очень краткий сюжет.
Игровые приговоры и припевы
С давнего времени игровые приговоры и припевы пользовались большой популярностью у народа. Их использовали во время игр. Они говорили о возможных последствиях при нарушении установленных правил.
В основном приговоры и припевы включали в себя различные крестьянские занятия: посев, жатву, сенокос, рыбалку и т. д. После их частого повторения, дети с ранних лет учились правильным манерам и усваивали общепринятые правила поведения.
Виды устного народного творчества
Из всего сказанного можно сделать вывод, что устное народное творчество состоит из многих составляющих. Вкратце для закрепления учащимся 2, 3, 5 и 7 класса напомним его виды:
Благодаря всему этому, народу удавалось в краткой форме искусно передавать глубокие мысли и предания предков, сохраняя добрые традиции и народную мудрость.
Помогите прошу, пожалуйста
1 Какой из жанров не относится к устному народному творчеству:
а) произведение устного народного творчества о русских богатырях и народных героях;
б) поэтическая биография народа;
в) краткое изречение;
г) рассказ об исторических деталях.
Почему память народная сохранила образ купца Калашникова:
а) совершил героический поступок;
б) спас себя от позора;
в) оставил богатое наследство потомкам;
г) не побоялся вступиться за честь семьи.
Какое произведение не входит в сборник А. С. Пушкина «Повести Белкина»:
в) «Станционный смотритель»,
Как звали сыновей Тараса Бульбы из одноименной повести Н. В. Гоголя:
Каково авторское отношение к Бирюку из одноименного рассказа:
а) уважение и сочувствие,
б) пренебрежение и осуждение.
Определите идею сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»:
а) обличение чиновничества;
б) восхваление трудолюбия простого народа;
в) проблема рабского положения и бесправия покорного народа в условиях крепостничества;
г) преодоление сложностей, возникших у генералов на острове.
Определите жанр произведения А. П. Чехова «Хамелеон»:
Как звали главного героя повести М. Горького «Детство»:
Главную мысль какого произведения раскрывает фраза: «Мы в ответе за тех, кого приручили»:
Соотнесите автора и его произведение:
А) «Злоумышленник», Б) «Василий Шибанов», В) «Русский язык», Г) «Станционный смотритель».
Почему «без Юшки жить людям стало хуже»:
а) им не на ком стало вымещать злость и обиду;
б) он был незаменим в кузнице;
в) он был сельским праведником;
г) их мучила совесть.
Какие художественные приёмы использует автор в данном отрывке:
В глаза бревенчатым лачугам глядит алеющая мгла.
б) метафора, гипербола,
в) эпитет, олицетворение,
г) эпитет, сравнение.
Автором какого произведения является А. Платонов:
а) «В прекрасном и яростном мире»,
а) крупное стихотворное произведение; б) крупное эпическое произведение о важных исторических событиях;
в) небольшое прозаическое произведение; г) автобиографическое произведение.
Контрольная работа по теме «Фольклор» 7 класс
Если у произведения есть конкретный автор, оно записывается в момент создания и относится к определенному литературному роду, это
а) произведение фольклора б) произведение литературы
Рассказ, сказка, легенда, роман, поговорка, пословица, обряд, песня, поэма, стихотворение. Назовите жанры, не относящиеся к фольклору.
А) рассказ, роман, поэма, стихотворение б) песня, обряд в) сказка, песня г) предание, былина
Жанр фольклора, основанный на художественном обобщении исторических событий; фольклорная историческая проза –это
А) сказки б) легенды в) предания г) былины
Как называется художественное определение ( эпитет ), которое образует устойчивое, даже привычное выражение, красочно определяющее предмет?
Из какого произведения эти строки?
— Тебе полно-тко свистать да по-соловьему,
Тебе полно-тко кричать да по-звериному,
Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей,
Тебе полно-тко вдовить да жен молодыих,
Тебе полно-тко спущать-то сиротать да малых детушек!
Какой приём художественной изобразительности является основным в данных выше строках (задание 6)?
Назови фольклорного героя, описанного в данных строках
А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются,
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя…
Перед вами строки фольклорного произведения. Определите жанр произведения (предание, сказка или былина) и докажите своё мнение
Услышал Грозный царь, во своем царении в Москве, что в Великом Новгороде бунт. И поехал он с каменной Москвы великой и ехал путем-дорогой все больше верхом. Говорится скоро, деется тихо. Въехал он на Волховский мост; ударили в колокол у святой Софии — и пал конь его на колени от колокольного звона. И тут Грозный царь проговорил коню своему:
— Ай же ты, мой конь; не можешь ты царя держать — Грозного царя Ивана Васильевича.
Доехал он до Софийского храма и в гневе велел он отрубить снасти у того колокола, и чтобы пал наземь, и казнить его уши.
— Не могут, — говорит, — скоты звона его слышать.
И казнили этот колокол в Новгороде — ныне этот колокол перелитой.
Контрольная работа по теме «Фольклор» 7 класс
Если у произведения нет конкретного автора, оно не записывается в момент создания и передается устно из поколения в поколение, это
а) произведение фольклора б) произведение литературы
Рассказ, сказка, легенда, роман, поговорка, пословица, обряд, песня, поэма, стихотворение, предание, былина. Назовите жанры, относящиеся к фольклору.
А) рассказ, роман, поэма, стихотворение б) поговорка, пословица, предание, былина
А) сказка б) легенда в) предание г) былина
Как называется приём художественной изобразительности, когда предмет, действие или явление намеренно преувеличивается?
Выпишите из данных словосочетаний примеры словосочетаний с постоянными эпитетами : сыра земля, сырая погода, тёмные леса, тёмные тучи, чёрный ворон, чёрные косы, чистое поле, чистое небо
Из какого произведения данные строки?
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А й черным-черно, как черна ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролётыват,
Серый зверь да не прорыскиват.
Какой приём художественной изобразительности является основным в данном эпизоде?
Его добрый конь да богатырский
С горы на гору стал перескакивать,
С холмы на холмы стал перемахивать,
Мелки реченьки, озерка промеж ног пускать.
Узнай фольклорного героя по его словам:
На свою бессчетну золоту казну
Повыкуплю все товары новгородские,
Худые товары и добрые!
Перед вами строки из фольклорного произведения. Определите жанр произведения (предание, сказка или былина) и докажите своё мнение
Ермак жил в камне, пещера в нем. Он в этой пещере-то и жил. Барки с чугуном он перевертывал, топил. Не каждые он барки топил, которые и пропускал, а которые топил. У него была цепь и листвяной столб. Через Чусовую цепь перекидывал, к листвяному столбу привязывал. Этой цепью барки-то и перевернет!
Ответы и критерии оценки
б) произведение литературы
а) произведение фольклора
А) рассказ, роман, поэма, стихотворение
б) поговорка, пословица, предание, былина
красно солнышко, красна девица, добрый конь, добрый молодец
(за ошибочно выписанное словосочетание минус балл)
Былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике
Былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике
Это предание, так как в основе произведения, изложенного прозой, конкретное историческое лицо (Иван Грозный или Ермак)
Перевод баллов в оценку
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1316753
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
1. Выберите из предложенного списка те жанры, которые НЕ относятся к устному народному творчеству: А) Былина; Б) роман; В) песня
1а 2в 3б 4б 5г 6а 7а 8в 9б 10г 11б
Главные герои — Ассоль и Грэй. Сначала автор представляет Ассоль. На необычность девочки указывает её имя – Ассоль. Оно не имеет никакого «буквального значения». Но «хорошо, что оно так странно», — скажет Эгль.
«Странность» Ассоль не только в имени, но и в словах, и поведении. Особенно это заметно на фоне обитателей Каперны. Они жили обычной жизнью — торговали, ловили рыбу, развозили уголь, злословили, выпивали. Но, как заметил Эгль, они «не рассказывают сказок. не поют песен». «Алые паруса» упоминались ими только как «издевательство» над той, которая верила в них. А когда увидели настоящие алые паруса, то смотрели на них «с нервной и угрюмой тревогой, со злобным испугом», «змеиным шипением вспыхивали остолбеневшие женщины», у них «яд забирался в голову». Примечательно, что не только взрослые озлобились, но и дети. Значит, злоба, жестокость — это не черты отдельных людей, а болезнь, поразившая всех, независимо от возраста.
Ассоль же была совсем другой. Она чужая в Каперне. Девочка могла уйти ночью на морской берег, «где… высматривала корабль с алыми парусами». В природе она чувствовала себя своей.
А ещё она была наполнена любовью. «Я бы его любила», — сказала маленькая Ассоль Эглю, предсказавшему ей алые паруса и принца. Она любит своего отца и утешает его своим чувством. Любовь отделила её от жителей Каперны, объединённых злобой и скудостью души.
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Ноя | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Проверочная работа по теме «Устное народное творчество»
Ответы к заданиям. Кутявина С.В. Тетрадь по литературному чтению. 2 класс. М.: ВАКО, 2017
Ответы к стр. 14 — 16
1. Отметь то, что относится к устному народному творчеству.
∨ Песни ∨ Загадки
∨ Потешки ∨ Сказки
∨ Считалки Басни
Рассказы ∨ Былины
∨ Прибаутки Поэмы
∨ Небылицы Повести
∨ Пословицы ∨ Частушки
∨ Поговорки ∨ Считалки
2. Укажи (номером), где — 1) пословица, 2) прибаутка, 3) считалка.
3) | Раз, два — голова; Три, четыре — прицепили; Пять, шесть — сено везть; Семь, восемь — сено косим; Девять, десять — деньги весить; Одиннадцать, двенадцать — На улице бранятся, В избе ссорятся. |
1) | За работой добро, а за обманом зло кроется. |
2) | — Бабушка Ульяна, Где была? — Гуляла. — Какое чудо видала? — Курочку-рябýшку С петушком на дрожках. |
3. Объясни слова и выражения.
4. На какие группы делятся сказки? Допиши.
Бытовые | Волшебные | О животных |
5. Допиши названия сказок. Отметь ту, которая тебе особенно понравилась.
«У страха глаза велики» | |
«Лиса и тетерев» | |
«Лиса и журавль» | |
«Петушок и бобовое зёрнышко» | |
«Гуси-лебеди» | |
∨ | «Каша из топора» |
6. Узнай сказки. Запиши названия.
Испугались они, вёдра побросали и домой побежали.
«У страха глаза велики»
— А кто их знает! — сказала лисица. — Может, они указа не слыхали.
Девочка взяла братца и побежала. А Баба-яга подойдёт к окошку и спрашивает:
— Девица, прядёшь ли?