Что не относится к условиям диагностического обследования обучающихся отсутствие визуальных методик
«Методы диагностики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Реферат по дисциплине:
«Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
«Методы диагностики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Егорова Светлана Васильевна
Основная часть: 5-13
Глава 1. Исследование слухомоторных координаций. 5-7
Глава 2. Исследование речевых функций. 7-9
Глава 3. Исследование двигательных функций. 9-12
Глава 4. Исследование зрительных функций. 13- 14
ОВЗ – дети с ограниченными возможностями, при этом имеется в виду ограничение возможностей его участия в традиционном образовательном процессе. Речь идёт о таком варианте развития, который отклоняется от идеальной программы развития и характеризуется специфическими закономерностями и нарушениями в формировании познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, в связи с чем возникает необходимость в специальных педагогических условиях обучения и воспитания детей с нарушениями развития.
Если ребёнок имеет ограниченные потребности здоровья, к ним должны быть определённые подходы для создания особых условий, в которых данный ребёнок будет обучаться в инклюзивной среде в условиях массовой образовательной школы, создавая им определённые условия с привлечением специалистов: психологов, логопедов, сурдопедагогов, тифлопедагогов, дефектологов и других. У этих детей есть особый образовательный маршрут, который даёт им возможность адаптироваться в условиях образовательной школы.
Диагностическое направление работы с данными детьми включает в себя: первичное дефектологическое обследование; систематические этапные наблюдения специалиста за динамикой и коррекцией психического развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.
Основная задача диагностики — прогноз возможных трудностей обучения на его начальном этапе, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем.
Цель педагогического обследования состоит в выявлении трудностей формирования знаний, умений и навыков, в определении этапа, на котором эти трудности возникли, и условий их преодоления. Для этого проводятся изучение уровня умственного развития ребенка, наблюдение за учащимися в учебной фронтальной деятельности и по необходимости дополнительное изучение сформированности школьных умений и навыков.
Выделяются четыре вида диагностики: первичная диагностика, динамическое изучение, этапная диагностика, текущая диагностика.
Целью первичной диагностики является определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. По его результатам происходит: распределение детей на группы по ведущему нарушению, определение оптимальных условий индивидуального развития, зачисление учащихся на индивидуальные или групповые занятия.
Динамическое изучение учащихся проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося.
Этапная диагностика. Данный вид диагностики необходим для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей.
Текущая диагностика направлена на обследование учащихся школы по запросу родителей, педагогов, специалистов школьного консилиума на протяжении учебного года по мере необходимости.
Ведь от диагноза зависят особенности развития личности. Важно, к тому же, обратить внимание на степень тяжести заболевания и сопутствующие ему недуги.
Для проведения обследования детей и качественного анализа результатов выполнения тестов считаю важным разобраться с некоторыми категориями лиц с ОВЗ.
Глава 1 ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУХОМОТОРНЫХ КООРДИНАЦИЙ
Слух играет большую роль в интеллектуальном и речевом развитии ребёнка. С помощью слуха он знакомится с окружающим миром, контролирует собственную речь и сравнивает её с речью окружающих, усваивает не только правильное звукопроизношение, но и лексико-грамматические средства языка. Слух является необходимым условием для овладением чтением и письмом.
Медицинские исследования причин нарушения слуха указывают на инфекционные заболевания, разного рода травмы и т.д.
В нашей стране наибольшее распространение получила классификация нарушения слуха у детей, предложенная Л.В.Нейманом. Диагноз «глухота» становится при потере слуха до 75-80дБ.
Устанавливается три степени тугоухости:
и условная граница между тугоухостью и глухотой – 85дБ.
Глухота – стойкая потеря слуха, бывает врождённая и приобретённая. Тугоухость – стойкое понижение слуха, при котором возможно овладение речью с опорой на остаточный слух.
Дети с нарушение слуха подразделятся на:
-глухие, сохранившие речь;
-слабослышащие с развитой речью
-и слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием.
При лёгкой степени снижения слуха оказывается достаточным усилием громкости звучания речи на занятии. При тяжёлых степенях детей приучают считывать с губ, используют тактильно-вибрационную чувствительность.
Речь слабослышащих детей находится в зависимости от степени и времени снижения слуха. Если нарушение слуха произошло до 3 лет, то речь самостоятельно не развивается. Если после 3 лет – то сохранится фразовая речь, но будут отклонения в звукопроизношении. Если слух нарушен в школьном возрасте, то будут ошибки оглушении звонких согласных. Уровень развития речи также зависит от условий воспитания и от начала коррекционной работы.
Итак, дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу, характеризующуюся: степенью (тугоухость и глухота) и характером (кондуктивная, сенсоневральная и смешанная) нарушения слуха; временем, в котором произошло понижения слуха; уровнем речевого развития, наличием или отсутствием дополнительных отклонений в развитии.
Основным методом изучения детей с нарушениями слуха в младенчестве и раннем детстве является метод наблюдения . В естественной обстановке ведется наблюдение за внешними компонентами поведения — двигательными составляющими практических и гностических действий, движениями тела и его частей, перемещениями ребенка, мимикой и пантомимикой, внешними проявлениями вегетативных реакций, вокализациями и речевыми актами, их характером, содержанием, направленностью, продолжительностью, фонетическими, грамматическими, лексическими особенностями.
Рекомендации по обследованию детей с нарушениями слуха первых лет жизни представлены в работах А.А. Венгер, Г. Л. Выгодской, Э.И. Леонгард, Е. И. Исениной, Н.Д. Шматко, Т. Пелымской. Для этого также можно использовать методики, содержащиеся в пособиях по психодиагностике раннего возраста, но при предъявлении заданий и анализе результатов необходимо учитывать структуру нарушения, степень и время потери слуха а также необходимо наблюдать за :
3. Особенностями развития движений; 4. Характером подражания;
5. Реакцией на одобрение и неудачу ; 6. Представление о самом себе.
Один из примеров занятия с ребёнком. Исследование акустического (невербального) гнозиса проводится с помощью методики: воспроизведение ритмов по слуховому образцу.
Фиксируется количество правильно воспроизведенных ребенком ритмических структур.
II II II III III III III III III (быстро) II II II (быстро)
Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями слуха поможет правильно организовать их обучение и воспитание, определить направления коррекционной работы, способствующей полноценному развитию познавательной сферы и личности ребенка, достижению успешной компенсации данного нарушения.
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ
Категория детей с нарушениями речи весьма многочисленна. К ним относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройствами коммуникативной и обобщающей функции речи.
Г.В.Чиркина рассматривает речевые нарушения в различных аспектах:
— в аспекте локализации поражения и психофизической организации речевой деятельности;
— в аспекте этиопатогенеза.
К нарушениям устной речи относятся:
брадилалия – замедленный темп речи,
тахилалия – убыстренный темп речи,
заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи,
дислалия – нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервацией речевого аппарата,
ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизнесения
К нарушениям письменной речи относятся:
дислексия – частичное (полное) нарушение процессов чтения,
дисграфия –частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма.
Психолого-педагогическая классификация строится на основе лингвистических и психологических критериев:
— фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН);
— общее недоразвитие речи (ОНР 1-4 уровня)
Специалисты должны учитывать особое состояние ЦНС детей и их психологические особенности.
Многие дети вследствие негрубой органической недостаточности ЦНС характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, эмоциональной неустойчивостью, расстройствами настроения. Поэтому они быстро устают, плохо переносят жару, езду в транспорте, долгое катание на качелях.
У большинства детей несовершенна общая, особенно, мелкая моторика, недостаточно развиты двигательные качества, как быстрота, сила, ловкость.
У детей не сформированы коммуникативная, когнитивная, регулирующая функции речи. Часто выявляется неустойчивость внимания, снижены работоспособность, познавательная и речевая активность.
Вместе с тем у детей с сохранным интеллектом достаточно высокая обучаемость и, если нарушения речи носят негрубый характер, при своевременно начатой логопедической коррекции удаётся их преодолеть и подготовить ребёнка к обучению в массовой школе.
Поэтому исследование состояния речевых функций ребенка является одной из важнейших сторон обследования.
Несколько примеров обследования с детьми.
Понимание близких по звучанию слов (показ по слову- наименованию).
Проба направлена на исследование фонематического слуха и слухоречевой памяти ребенка. Материалом являются 10 картинок, изображающих предметы, названия которых близки по звучанию: точка — дочка, почка — боч ка, трава — дрова, коса — коза, миска — мишка.
Понимание логико-грамматических конструкций.
Проба направлена на анализ квазипространственных функций. Выявление трудностей понимания логико-грамматических конструкций:
1. Обратимые активные (пассивные) конструкции с прямым и обратным порядком слов. После прочтения предложения, ребёнок показывает картинку.
1).Мальчика вытаскивает девочка. 2). Девочка поймана мальчиком.
2. Обратимые предложные конструкции.
Инструкция: «Ты видишь склад. Где-то здесь спрятан клад. Где ты будешь искать, если в записке написано, что клад там, где —
В ящике бочонок. 2. Ящик за бочонком.
Проба на завершение фраз
Ребенку зачитывается первая часть предложения и предлагается придумать его конец. Закончи предложение: «Если завтра будет сильный мороз, то. »
Глава 3 ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ
— Нарушение функций опорно-двигательного аппарата носит как врождённый, так и приобретённый характер и наблюдается у 5-7% детей, возникающих вследствие различных заболеваний.
— К врождённым патологиям опорно-двигательного аппарата относятся: врождённый вывих бедра, кривошея, косолапость, сколиоз, недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипоз.
— К приобретённым заболеваниям и повреждениям относятся: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартрит, заболевание скелета, рахит и т.д.
— Ведущим из перечисленных заболеваний является двигательный эффект: задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций. При ДЦП страдают двигательные, познавательные, речевые функции. Центральный паралич – полное отсутствие произвольных движений, обусловленное поражением двигательных зон коры головного мозга и пирамидных его путей. Ребёнок затрудняется поднять руки вверх, вытянуть их вперёд, в стороны, согнуть или разогнуть ногу. При нарушении равновесия и координации движений ребёнок не может стоять или сидеть без поддержки. Многие из них испытывают затруднения в дифференциации правой и левой стороны тела, недостатки стереогноза ( ребёнок не узнаёт предметы на ощупь, не ориентируется в схеме собственного тела).
— По состоянию интеллекта дети с ДЦП составляют разнородную группу. У одних интеллект близок к норме, у других отмечается умственная отсталость. Но при своевременной начатой адекватной коррекционной работе дети могут демонстрировать положительную динамику. В большинстве случаев дети необучаемы. Тяжёлые двигательные нарушения рук, сниженная мотивация исключают самообслуживание и даже простую трудовую деятельность. Это указывает на полную или почти полную инвалидность ребёнка.
— Личное развитие также имеет особенности. Чаще всего отмечается личностная незрелость: наивность суждений, слабая ориентированность в бытовых и практических вопросах. Дети малоэмоциональны, безразличны к окружающим, малоинициативны, могут быть очень агрессивными.
Предлагаю ряд упражнений с ребёнком:
3.1 . Проба на динамический праксис
— Проба позволяет исследовать: 1) возможность усвоения двигательной программы по наглядному образцу и 2) способность к автоматизации двигательного навыка, переключения с одного движения на другое.
Выполнение последовательности движений: самостоятельно воспроизвести серию: «ладонь — кулак — ребро».
3.2. Проба на реципрокную координацию движений
Проба направлена на исследование сформированности механизмов серийной организации движений и межполушарного взаимодействия.
заключается в одновременном сжимании в кулак распрямленной ладони одной руки и разжимания кулака другой руки.
направлена на исследование возможности усвоения двигательной программы при графическом предъявлении образца, плавного переключения с одного элемента программы на другой, автоматизации двигательной серии.
направлены на исследование пространственно-организованных движений — т. е. положения руки относительно другой руки или частей лица, пространственной перешифровки позы рук. Успешность и характер выполнения пробы зависит от способности ребенка к произвольной регуляции деятельности.
— Коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.
В процессе диагностики детей и подростков с ДЦП необходимо соблюдать ряд основных принципов:
1. Деятельностный принцип, направленный на проведение психологического обследования в контексте деятельности доступной ребенку с ДЦП: предметно-практической, игровой, учебной деятельности.
2. Принцип качественного анализа полученных данных психологического обследования. Это принцип, построенный на концепции Л. С. Выготского об опережающей роли обучения в процессе развития ребенка, является чрезвычайно важным при психологической диагностике аномального развития.
3. Принцип личностного подхода.
4. Принцип сравнительного подхода. При изучении аномального развития психолог должен правильно ориентироваться в особенностях психического развития здорового ребенка.
5. Принцип комплексного подхода к диагностике психического развития аномального ребенка. Он включает в себя учет множества факторов, лежащих в основе аномального развития ребенка с ДЦП: клинических, педагогических, психологических, социально-психологических.
— После окончания диагностических занятий рекомендуется переходить к комплексу коррекционных занятий.
— Психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.
Глава 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ
Нарушения зрения выражаются как в тотальной (слепота), так и неполной (слабовидение) потере зрения, причём, число слабовидящих значительно больше, чем тотально слепых. Слепые ( незрячие) – подкатегория лиц с нарушениями зрения, у которых либо полностью отсутствуют зрительные ощущения либо есть светоощущение (до 0,04 ). Слабовидящие – подкатегория лиц с нарушениями зрения с остротой зрения на лучшем видящем глазу от 0,0 до 0,2.
Нарушения зрения у детей бывают врождёнными или приобретёнными. Причиной врождённой патологии зрения может быть: наследственный фактор (катаракта, глаукома, патология сетчатки, атрофия зрительного нерва, близорукость и др.), различные заболевание матери во время беременности ( грипп, обострение хронических болезней). Причинами приобретённых нарушений чаще всего выступают: заболевание органов зрения, ЦНС, осложнение после общих заболеваний организма ( корь, грипп, скарлатина), а также травматические повреждения мозга или глаз.
В зависимости от времени поражения зрительного анализатора выделяют следующие категории детей: слепораждённые, рано ослепшие, лишившиеся зрения после 3-х лет жизни.
При наличии у ребёнка глазной патологии проводится комплексное медикаментозное лечение, направленное на улучшение питания сетчатки и стимулирование её функции. Применяются комплексы витаминов, АТФ, алоэ, сосудорасширяющие и др. препараты.
Степень выраженности отставания в психическом развитии у слепых и слабовидящих детей зависит от причин, тяжести и времени возникновения нарушений зрения, а также от своевременного начала коррекционной работы.
Приведу несколько примеров диагностики:
Опознание наложенных изображений (тест В. Поппельрейтера)
Проба направлена на исследование способности опознавать изображения, наложенные друг на друга.
Процедура проведения пробы . Ребенку последовательно предъявляют 4 набора наложенных изображений.
Инструкция: «Здесь художник нарисовал несколько предметов в одном месте. Назови то, что здесь нарисовано».
Если ребенок затрудняется в выделении предмета из фона, то учитель оказывает стимулирующую помощь (например: «Ты уверен? Посмотри внимательнее»). Если она окажется недостаточной, не надо добиваться правильного ответа, более целесообразно спросить, что еще нарисовал художник.
Опознание перечеркнутых изображений
Проба направлена на исследование возможности выделять контурное изображение, отделив его от посторонних элементов фона.
Процедура проведения пробы . Ребенку предъявляется семь контурных изображений перечеркнутых предметов.
Инструкция : «Здесь художник сначала что-то нарисовал, а потом зачеркнул. Назови то, что было нарисовано».
Если ребенок затрудняется в выделении предмета, то учитель оказывает стимулирующую помощь.
Опознание незаконченных изображений.
Проба направлена на исследование способности опознания предметов по их фрагментам.
Процедура проведения пробы. Ребенку предъявляется лист с 12 изображениями недорисованных предметов, которые необходимо опознать.
Инструкция: «Посмотри внимательно: художник начал рисовать какие-то предметы и не закончил. Что хотел нарисовать художник?» Желательно дать ребенку назвать все изображения и только после этого обратиться к рисункам названным ошибочно.
3. Коррекционная педагогика: Учеб. Пособие. – М., 1998
4. Методические указания к проведению внеклассных мероприятий по психологии. «Час занимательной психологии» 47 стр.
5. Лэндрет Г.Л. «Игровая терапия: искусство отношений» 365 стр
6. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чте ния младших школьников / Под общей редакцией Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. — М.: В. Секачев, 2008. — 128 с.
8. Семёнов И.Н. «Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности» 56 стр
Пакет методик и диагностик, используемых учителем-дефектологом, для проведения диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья
Пакет методик и материалов, используемых учителем-дефектологом,
для проведения диагностики детей с ОВЗ.
Оцениваются следующие показатели
Методические средства для оценки развития детей младенческого и ясельного возраста (от 0 до 2)
1.Оценка зрительного восприятия
Исследование когнитивного развития.
Важным условием применения методики является подбор игрового материала.
В отношении детей с нарушениями зрения допустимо использование игрушек с световыми эффектами.
Устойчивость зрительного прослеживания.
Ограничения полей зрения.
Уровень помощи взрослого.
Методика не может быть использована для детей с тяжёлыми нарушениями зрения, с выраженными нарушениями аутистического спектра в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
Предназначается для исследования особенностей общего моторного развития, развития зрительного восприятия и координации глаз-рука.
В отношении детей с негрубыми нарушениями двигательной сферы допустимо использование более удобных для захвата колец (больших по размеру) и штырька.
Венгер А.Л., Пилюгина Э.Г. и др.
Устойчивость зрительного прослеживания.
Зрительное соотнесение по цвету.
Уровень помощи взрослого принятие задания.
Отношение к результату своей деятельности.
Методика может быть использована для детей с тяжёлыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), при этом оценивается не зрительное восприятие, а тактильные ощущения.
Не используется данная методика с детьми с выраженными нарушениями аутистического спектра в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими, в том числе, при наличии тяжёлых форм ДЦП.
3.Сличение предмета и его изображения
Методика основана на любимой детской игре в куклы.
Предназначается для исследования особенностей когнитивного и речевого развития ребёнка.
В отношении детей с нарушениями зрения допустимо использование картинок большего размера.
Ребёнок сличает или не сличает изображение и игрушку.
Отношение к своей деятельности.
Понимание и использование речи.
Методика может быть использована для детей с тяжёлыми нарушениями зрения.
Не используется данная методика с детьми с выраженными нарушениями аутистического спектра в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими
4.Знание частей тела.
Изначально методика предназначалась для исследования детей с интеллектуальными нарушениями (С.Д.Забрамная и другие исследователи).
Ребёнок показывает 3,5,6 и более частей тела на себе.
Ребёнок соотносит части тела на себе и на близком взрослом.
Ребёнок может соотнести части тела на кукле.
Понимание обращённой речи и использование речи.
Не используется данная методика с детьми с выраженными нарушениями аутистического спектра в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими
Примерные диагностические средства для оценки различных сфер психической деятельности ребёнка и его личности, используемые в работе с детьми раннего возраста (от 0 до 2-3 лет)
5.Сформированность произвольной регуляции двигательной активности
Методика направлена на оценку особенностей формирования функций регуляции и простого программирования собственного поведения на уровне движений и действий с предметами.
Количество удерживаемых ребёнком элементов в двигательной и/или действенной программе.
Уровень зрелости функции произвольной регуляции.
Количество повторений заданий и объём помощи взрослого.
Дети с грубыми нарушениями движения и нарушениями коммуникации. Дети с нарушениями слуха могут выполнять подобные задания по показу.
6.Взаимодействие с матерью
Проводится как с использованием различных материалов, так и методом наблюдения.
Характер детско-родительского взаимодействия.
Узнавание близкого взрослого и коммуникация с ним.
Инициативность в общении.
Методика не имеет ограничений.
Методика включена в комплексную методику Е.А. Стребелевой.
Уровень помощи взрослого.
Скоординированность действий обеих рук.
Уровень практического ориентирования на величину, стратегия деятельности.
Методика не может быть использована для детей с тяжёлыми нарушениями зрения, с выраженными степенями уо и ТМНР, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
8.Исследование развития конструктивной деятельности
К этой серии относятся методики: Доски Сегена», «Почтовый ящик (Ящик Сегена)».
Уровень практического ориентирования на величину, стратегия деятельности (пробы, ошибки, элементы зрительного соотнесения, наличие контроля ошибок).
Уровень помощи взрослого.
Не может быть использована для детей с тяжёлыми нарушениями зрения, с выраженными степенями уо, ТМНР, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими
Примерные диагностические средства для оценки различных сфер психической деятельности ребёнка и его личности в работе с детьми младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет)
1.Оценка сформированности произвольной регуляции двигательной активности
Возможность совершать произвольные единичные движения, в соответствии с заданной инструкцией.
Не используется для детей с тяжёлыми двигательными нарушениями.
2.Запоминание двух групп слов
Методика направлена на исследование скорости и объёма слухоречевого (зрительного для детей с нарушениями слуха) запоминания, влияния фактора интерференции при запоминании материала, проблем избирательности мнестических следов, возможностей удержания порядка предъявляемого материала.
Объём запоминаемого материала.
Особенности фонематического восприятия.
Не может быть использована для детей с тяжёлым нарушением слуха, ТМНР.
3.Детская предметная классификация
На каждом возрастном этапе для ребёнка наиболее важным, смыслообразующим будет выступать тот или иной признак предмета, на основе которого будет формироваться то или иное объединение этих предметов или их изображений. Такой детальный анализ системы формирования понятий в детском возрасте и лёг в основу подбора стимульного материала для детского варианта предметной классификации.
Актуальный уровень обобщающих операций, и понятийного мышления, характерный для «спонтанной» познавательной деятельности ребёнка.
Характер обобщающих операций.
Наличие латентных выборов.
Стратегия деятельности ребёнка.
Не может быть использована при работе с детьми с тяжёлыми нарушениями зрения и грубыми нарушениями взаимодействия.
4. Методика «Шифровки»
Дети с нарушением слуха хорошо используют невербальную инструкции «по подобию» при выполнении задания.
Возможность выполнения задания- понимания инструкции.
Удержания более сложного моторного алгоритма деятельности, возможности переключения внимания и его распределения.
Наличие специфических трудностей (грубых нарушений регуляции)
Не может быть использована для исследования слепых детей, ТМНР, при формах двигательных нарушений, когда ограничены функции моторики рук.
Методики для оценки уровня овладения программным материалом дошкольного уровня образования
детьми старшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет)
Исследование предметно-практической деятельности
Методика предполагает выполнение ребёнком простейших построек самостоятельно и по образцу. Методика позволяет оценить возможность и правильность выполнения простых конструктивных заданий, объём помощи взрослого. Оценка качественно- уровневая.
Умение руководствоваться инструкцией при выполнении задания.
Принятие и понимание задания.
Организация самостоятельной деятельности и самоконтроль.
Критичность к результату деятельности.
Реакция на замечания.
Скорость протекания мыслительных процессов.
Их подвижность, гибкость, глубина.
Методика последовательность событий.
Е.А. Стребелева, С.Д.Забрамная.
Методика позволяет оценить возможность и особенности составления последовательности картинок, адекватность понимания, способность установить простейшую последовательность, наглядно-образное мышление.
Например, ориентировочная деятельность ребёнка.
Умение увидеть и выделить признаки, которые определяют смысловую последовательность.
Умение устанавливать простейшие причинно-следственные зависимости.
Общий уровень развития речи.
Разбери и сложи матрёшку.
Методика направлена на исследование параметра развития ориентировки на величину.
Методика представляет собой набор матрёшек разной величины.
Способы выполнения задания (зрительное соотнесение, метод проб, метод силовых проб, нерациональные пробы).
Сформированность представлений о величине предметов.
Сформированность умения ориентировки на величину.
Знакомые детям изображения предметов предъявляются разрезанными на части.
Методика направлена на исследование параметров целостности восприятия предметного изображения на картинке, пространственной ориентировки, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления.
Не используется у детей с нарушением зрения.
Исследование графических навыков.
Методика направлена на изучение параметров развития простых графических навыков. Методика позволяет оценить уровень владения карандашом, графический навык, уровень развития предметного рисунка.
Предпосылки к предметному рисованию.
Предпосылки графической деятельности.
Стойкость интереса к рисованию.
Методики, выявляющие особенности состояния всех компонентов и функций речи, используемые для логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)
Метод наблюдения за коммуникативным поведением ребёнка.
Важным условием является создание условий для непосредственного общения ребёнка в процессе игры или взаимодействия со взрослым.
Различие в стилях общения ребёнка с матерью и с незнакомым взрослым.
Уровень сформированности коммуникативных средств и их качество.
Возможность и темп формирования навыка эхолалии (у безречевых детей с нормой слуха).
Обследование словарного запаса
Методика описана в трудах Г.В. Чиркиной, Т.Б.Филичевой, Г.А.Каше, О.Е.Грибовой.
Оригинальными методиками в рамках обследования словарного запаса следует рассматривать следующие методические средства:
Сформированность обобщающих понятий.
Понимание сходных по звучанию слов.
Лексическая сочетаемость слов.
Многозначность слова и его лексическая сочетаемость.
Понимание и употребление предлогов.
Количественный и качественный состав активного и пассивного словаря.
Уровень владения значением лексических единиц.
Особенности процесса становления парадигматических и синтагматических связей.
Характер лексических ошибок.
Уровень помощи взрослого.
Не используется для детей с тяжёлыми нарушениями зрения, с выраженными степенями уо, ТМНР, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
Методики для оценки уровня овладения программным материалом дошкольного уровня образования
детьми старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)
Методика направлена на изучение параметров формирования процессов обобщения и классификации. Методика представляет собой набор из четырёх картинок, знакомых ребёнку.
Понимание инструкции и принятие задания.
Сформированность логического действия классификация.
Сформированность логического действия обобщение.
Способность отвлекаться от случайных и второстепенных признаков, от привычных отношений между предметами.
Методика «Простые невербальные аналогии»
Методика направлена на выявление возможности установления логической связи между понятиями (на предметном, изобразительном уровне). Использование наглядной опоры позволяет ребёнку делать простые умозаключения по аналогии.
Устанавливая связь между двумя картинками в первой паре, ребёнок по аналогичной смысловой связи создаёт вторую пару.
Уровень понимания инструкции, принятие задания.
Осмысленность собственной деятельности, критичность, самоконтроль.
Способность устанавливать существенные связи.
Прочность установления смысловой связи в первой паре предметных изображений и способность к её удержанию при выборе ответа.
Уровень принятия помощи.
Знание времён года.
Методика направлена на изучение уровня развития пространственно-временных представлений.
Методика представляет собой сюжетные картинки со специфическими признаками четырёх времён года. Оценивается уровень сформированности представлений о временах года, их признаках, последовательности.
Знание названий времён года и временной последовательности.
Выделение признаков времён года.
Количественные представления и счёт.
Методика направлена на изучение элементарных математических представлений. Методика представляет собой набор из счётных палочек, экран. Оценивается уровень развития количественных представлений, умение выполнять счётные операции в умственном плане.
Счёт с соотнесением количества в пределах 10. Задания на состав числа в пределах 5. Прямой и обратный счёт.
Принятие задания. Понимание условий задачи. Способ пересчёта. Умение выполнять счётные операции. Умение решать устные задачи.
Исследование уровня сформированности элементарных математических представлений.
Прямой числовой ряд до 18, обратный- от 10. Счёт в пределах 3-5 в уме, 6-8 при помощи пальцев. Соотнесённый пересчёт 10 предметов с называнием итогового числа.
Умение назвать свой возраст, понимание того, сколько будет через год, сколько было год назад. Знание количества лап у животных и птиц, количества пальцев на руке.
Знание основных геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).
Ориентировка в понятиях (большой, маленький, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий, старше, младше)
Сформированность представлений о количестве и счёте.
Сформированность представлений о величине.
Сформированность представлений о форме.
Ориентировка в пространстве. Ориентировка во времени.
Знание букв (ориентация в буквах) начальных навыков чтения на готовность к школе.
Оценка сформированности чтения, копирования и узнавание букв.
Знание отдельных букв, чтение по слогам, чтение слов, чтение предложений, понимание прочитанного.
Методики, используемые для оценки уровня овладения программным материалом
начального общего образования детьми младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет)
Выделение двух существенных признаков.
Оценивается возможность выделения самых существенных признаков предметов и явлений и отличие их от второстепенных. Позволяет оценить последовательность рассуждений ребёнка. Имеется градация степени сложности.
Уровень понимания инструкции, принятие задания.
Осмысленность собственной деятельности, критичность, самоконтроль.
Способность выделять существенные признаки.
Способность устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
Соскальзывание на случайные признаки, стереотипные ассоциации.
Уровень принятия помощи.
Последовательные картинки (тест умственного развития младшего школьника)
Е.М. Борисова, В.П. Арсланьян.
Методика направлена на изучение параметров словесно-логического мышления. Представляет собой 10 серий картинок, которые необходимо расположить в правильной последовательности. Оценивается умение учитывать два и более существенных признак в изображении, ориентироваться на них при установлении последовательности.
Развитие аналитико-синтетической деятельности.
Умение выделять существенные признаки в линии сюжета и опираться на них при установлении последовательности.
Умение устанавливать причинно-следственные зависимости.
Умение логически связывать части в единый целый сюжет.
Понимание скрытого смысла пословиц и поговорок.
Методика направлена на изучение способности осознать и объяснять народную мудрость, заключенную в пословице и поговорке. Представляет собой набор широко употребляемых пословиц и поговорок.
Для более младшего возраста используется сюжет, позволяющий объяснит народное изречение. Для ребёнка семилетнего возраста допустимым считается объяснение пословицы на примере героя предъявляемого сюжета.
Возможность понимать и объяснять народную мудрость, скрытую в пословице.
Умение обосновывать свою точку зрения.
Формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач.
Детям со сниженным зрением предъявляются крупные картинки или предметы предлагаются «на ощупь». Детям со сниженным слухом предлагается выполнять задания на сравнение или проверять пространственные представления по аналогии.
Обследование знаний учащихся по русскому языку (4 класс)
Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь).
Умение производить разбор слов по составу.
Знание частей речи и их грамматических признаков.
Знание членов предложения и умение проводить синтаксический разбор и т.д.
Слабослышашим учащимся нужно использовать личную звукоусиливающую аппаратуру, а детям с незначительным остаткам слуха, можно рекомендовать списывание вместо диктовки. В случае письма под диктовку необходимо убедиться в том, что ребёнок со сниженным слухом правильно понимает слова, которые ему необходимо написать.
Детям с двигательными нарушениями можно предложить вместо «письменного» выполнения работы, сделать её на компьютере или планшете.
Обследование навыков письма и знаний по русскому языку у слепых детей проводится по Брайлю и в соответствии с программой школы 3 вида.
Обследование знаний учащихся по математике ( 4 класс)
Знание названий и последовательности и разрядности чисел до 100000.
Знание порядка выполнения 4-5 действий в выражениях со скобками и без них.
Умение решать задачи в 3-6 действий.
Умение находить площадь прямоугольника.
Умение находить долю числа и число по его доле.
Детям со сниженным зрением предъявляется крупный шрифт. При предъявлении задач детям со сниженным слухом, необходимо убедиться в том, что ребёнок понимает, о чём говориться в задаче.
Методические средства для оценки особенностей девиантного поведения несовершеннолетних в возрасте от 11 до 15 лет.
Анализ материалов личного дела
Является методом анализа «документальных источников». Является дополнительным методом.
Анализ документов, содержащих данные о личности несовершеннолетнего (характеристики с места учёбы, результаты бесед с родственниками и с ближайшим окружением и пр.).
Анализ обстоятельств и особенностей поведения несовершеннолетнего.
Система оценки- качественная оценка полученной информации.
Исследование мнестической деятельности (методика 10 слов)
Автор А.Р. Лурия. Методика представляет из себя набор из 10 одно-и двухсложных частотных слов, предъявляемых для запоминания.
Запоминание, сохранение и воспроизведение, длительность сохранения информации и устойчивость к интерференции, также отражает особенности произвольного внимания и истощаемости психической деятельности. Отражает уровень развития (зрелости) познавательной деятельности.
Методика «Шкала ценностей».
Материал представляет 25 карточек с написанными словами, представляющими ценностные понятия.
Используется для выявления ценностных установок, интересов, а также особенностей коммуникации подростка.
Свободный рисунок. Среди них возможны к использованию: рисунок человека, автопортрет, моя семья.
Оцениваются особенности аффективно-эмоциональной сферы ребёнка, его социальной адаптации, фона настроения.
Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)
Автор Орел А.Н.. Методика представляет собой 98 утверждений. Система оценки представлена в бальной шкале.
Методика позволяет оценить склонности подростка к преодолению норм и правил, к зависимому поведению, к самоповреждающему поведению, к агрессии и насилию, к деликвентному поведению, а так же оценить уровень волевого контроля эмоциональных реакций.
Для того чтобы обследование было всесторонним, необходимо иметь такое оборудование, которое бы позволило исследовать разные стороны психической деятельности ребенка.
Рекомендуемый перечень диагностического инструментария для обследования детей с ОВЗ:
Таблица для подсчёта разноцветных кружков в секторах круга
Таблица для одновременного подсчёта фигур двух видов (00+0++0…)
Таблица Шульта (5 таблиц с произвольно расположенными цифрами от 1 до 25). Необходимо показать и назвать по порядку все цифры
Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями (на методики Векслера)
Для исследования восприятия:
Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «зашумлённые» изображения (предметы врисованы, наложены один на другой).
Набор карточек с изображением геометрических фигур двух размеров (большие и маленькие), четырёх видов, четырёх цветов (красные, зелёные, синие, жёлтые). Необходимо произвести группировку с учётом указанного признака.
Почтовый ящик (коробка форм)
Доски Сегена разных вариантов сложности.
Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать (методика Т.Н. Головиной).
Набор предметных картинок, разрезанных на 2-4 части.
Картинки для определения правой, левой стороны, понятий «низ», «верх», «посередине».
Для исследования мышления:
Таблицы с заданием на исключение понятий, не подходящих к остальным.
Бланки с заданием на выделение существенных признаков.
Таблицы с пословицами и поговорками.
Сюжетные картинки для сравнения; таблицы с заданием на сравнение пар слов-понятий.
Набор сюжетных картинок разной степени трудности (простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием, серия с изображением последовательности событий).
Набор карточек с изображением предметов разных категорий для исследования операции классификации.
Таблицы с текстами разной сложности.
Таблицы с загадками
Бланки со словами для исследования ассоциаций
Для исследования памяти:
Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания (возможны разные варианты: запоминание цифр, слов, геометрических фигур и т.д.)
Бланки для запоминания 10 слов.
Картинки для опосредованного запоминания слов с изображением предметов (методика А.Н. Леонтьева)
Пиктограмма (методика А.Р. Лурии)
Бланки с текстами для воспроизведения
Некоторые примеры использования диагностических средств:
1. Пирамида из четырех колец: с помощью этой игрушки можно наблюдать моторику ребенка (может ли он ловко надевать кольцо на стержень, нет ли нарушения координации и т.д.); сформированность и дифференцированность понятия величины («Надень большое кольцо, затем которое меньше. самое маленькое»); различение ребенком цвета предметов («Дай красное кольцо» и т.д.); умение пересчитывать кольца пирамиды («Покажи первое кольцо», «Покажи третье кольцо» и т.д.); сформированность понятия о количестве предметов («Дай два кольца», «Дай четыре кольца» и т.д.).
2. Разноцветные палочки и брусочки используются для тех же целей, что и пирамида. Этот материал, как и пирамида, позволяет проследить за характером деятельности детей.
8. Полоски и круги разного цвета (основные цвета). Используются для исследования сформированности понятия цвета. Обследование проводится в три этапа. Сначала дети подбирают к разложенным полоскам соответствующие им по цвету круги (зрительное соотнесение). Затем им предлагают выбрать тот или иной цвет («Дай красный круг», «Дай синий. » и т.д.). После этого просят назвать цвет показанной фигуры («Это какого цвета?», «А это. »). Понятие цвета у умственно отсталых по сравнению с нормальными сверстниками формируется значительно позже и лишь при условии специального обучения.
9. Мозаика. Предлагают разные варианты заданий: конструирование по образцу, по подражанию, свободное творчество. Исследуются наличие интереса, волевые усилия, пространственная ориентировка, способность к переносу показанного способа действия, воображение, мелкая моторика и пр.
10. Разрезные картинки. Знакомые детям изображения предметов разрезаны на две части по горизонтали и вертикали, на три части по вертикали и на четыре части по диагоналям. Используются для характеристики восприятия детей.
11. Лото (разные варианты). Игра с детьми в лото позволяет проследить характер мыслительных операций (по каким признакам сравнивают предметы и т.д.).
12. Предметные картинки с изображением знакомых детям предметов могут применяться с разной целью. При исследовании внимания, зрительной памяти перед ребенком раскладываются в ряд 4-5 картинок, а затем ребенка просят закрыть глаза и убирают одну картинку. Ребенок должен найти эту картинку среди предложенных. Можно провести эту игру с игрушками. С этой же целью предлагается игра «Что забыли нарисовать?» (заяц без уха, собака без лапы и т.д.).
Для исследования мышления перед ребенком кладут три картинки в ряд (стол, хлеб, пальто) и под ними вместо инструкции соответствующие изображения (стул, бублик, шапка). После этого ребенок должен сам разложить остальные картинки. Эта невербальная классификация исследует не только мыслительные операции детей, но и запас общих представлений.
Этой же цели служат игры с картинками типа «Кому что нужно?», «Кто что любит?» и т.п.
С помощью всех перечисленных материалов исследуется обучаемость детей (способность понимать объяснения, т.е. принимать помощь, а затем выполнять аналогичные задания самостоятельно). Во всех заданиях можно исследовать и речь детей: фонетические и грамматические особенности, словарный запас (пассивный и активный) и т.д. Важно установить возможность речевого сопровождения игровых действий, их адекватность. Указанные задания выявляют и запас сведений детей об окружающем, особенности личности. Все это (речь, мыслительные операции, память, запас сведений, игровая деятельность) является показателем психического развития детей.